Главные герои рассказа тапер

Краткое содержание «Тапёр»

Краткое содержание «Тапёр»

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2252.

Обновлено 17 Апреля, 2022

О произведении

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе, – одна из любимых в творчестве Куприна.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят во второй половине XIX века в России, в Москве.

Главные герои

  • Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.
  • Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.
  • Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи

  • Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.
  • Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.
  • Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Краткое содержание

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

И что в итоге?

Юрий Азагаров — становится учеником Рубинштейна, а позже — известным композитором.

Антон Григорьевич Рубинштейн — замечает талант юного Юрия и становится его учителем.

Заключение

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапера» рекомендуем ознакомиться с полной версией рассказа Куприна.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лена Ширай

    8/10

  • Лягушечка Хто-Я

    10/10

  • Наталья Ровнягина

    9/10

  • Николай Соломахин

    9/10

  • Полина Дьяченко

    8/10

  • Александра Куценко

    10/10

  • Денис Старосто

    7/10

  • Тимур Макаревич

    7/10

  • Карина Сеньковец

    8/10

  • Таня Елезарова

    6/10

Рейтинг пересказа

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2252.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 8 мин Просмотров 7.2к. Опубликовано 24.07.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Тапер» за 1 минуту и подробно за 6 минут. 

На елку знатная московская семья приглашает тапера — музыканта, который сопровождает своей игрой на инструменте танцы на званых вечерах и балах. В эту новогоднюю ночь счастливый случай сводит юного пианиста с великим музыкантом и кардинально меняет его судьбу.

Очень краткое содержание рассказа «Тапер»

Одна из семей Москвы — Рудневы устраивают праздник в честь рождества. Из года в год на елке у Рудневых выступает оркестр Рябова. Однако в этом году по некой случайности оркестр пригласить не удалось. Чтобы праздник не сорвался, глава семейства отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Гости уже собрались, а музыкант так и не найден. Спустя пару часов Дуняша возвращается вместе с невзрачным мальчишкой. Он — единственный, кого Дуне удалось найти.

Мальчик представляется Юрием Азагаровым и просит позволить что-нибудь сыграть на фортепиано. Аркадий Николаевич Руднев приходит в восторг от игры юного пианиста. Мужчина понимает, что тапер слишком талантлив, чтобы просто играть на балах.

В зале появляется мужчина преклонных лет — судя по всему очень важная персона. Руднев представляет гостя таперу и предлагает сыграть для него лично. Как только Юрий заканчивает, хозяин бала вручает ему конверт с деньгами и предлагает, чтобы важный гость подвез его домой.

Мальчик недоумевает, но Руднев рассказывает ему, что важный гость — талантливейший композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, который в последствии станет его наставником.

Главные герои и их характеристика:

  •  Юрий Азагаров  – бедный, скромный и робкий мальчишка четырнадцати лет, выглядит на несколько лет младше своего возраста из – за своей худобы. Обладает огромным талантом к музыке, но ему приходится зарабатывать на жизнь, работая тапером.
  •  Ирина Алексеевна Руднева  — мать семейства Рудневых. Происходит из княжеского рода — это многое для нее значит. Женщина общается в основном с представителями именитых семейств. Практически не выходит из своих комнат и проводит немного времени с семьей. Очень избирательна и ревнива.
  •  Аркадий Николаевич Руднев  — отец и глава семейства. Мужчина пятидесяти с лишним лет, все еще популярный среди женщин. Красивый, уверенный в себе человек. Любитель балета, изысканной пищи, веселья и азартных игр. Он чувствует себя прекрасно на различных светских мероприятиях и часто устраивает их сам.
  •  Лидия Руднева  – самая старшая дочь. Надменная, капризная, но серьезная и своенравная девушка, любящая порядок во всем.
  •  Тина Руднева  — двенадцатилетняя дочка Рудневых, для которой эта «взрослая» елка первая в жизни. Веселая, активная и непоседливая девочка, которая очень взволнована наступлением важного для нее праздника Рождества.
  •  Татьяна Руднева  — сестра Лиды и Тины. Полная девушка со светлыми волосами, дружелюбная, веселая и отзывчивая.
  •  Антон Григорьевич Рубинштейн  — великий композитор, приглашенный на вечер к Рудневым. Ведет себя отрешенно и равнодушно, но услышав игру на фортепиано юного тапера, воодушевляется.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Олимпиада Савична  -экономка дома Рудневых. Полная женщина средних лет, к которой в доме относятся с уважением и должным почтением.
  •  Дуняша  — молодая горничная. Вездесущая и проворная девушка, любящая сплетни и сует свой нос в чужие дела.
  •  Акинфыч  — старый повар семейства Рудневых. Пьяница, но отличный мастер кулинарного искусства.

Краткое содержание рассказа «Тапер» подробно

Двенадцатилетняя Тина Руднева стремглав вбежала в комнату, где готовились к сегодняшней елке ее старшие сестры. Тина в этом году впервые отмечает праздник со взрослыми, а не скучает в детской с «малышней.» Девочка ужасно взволнована тем, что торжество начнется уже через несколько часов, а музыканта так и не нашли. Тина делится с сестрами своими переживаниями и упрашивает одну из них — Таню, все устроить.

Семья Рудневых была одной из гостеприимных московских семей. Они жили в старом, но очень роскошном большом доме, в котором постоянно гостили соседи, родственники и друзья детей.

Хозяйкой дома была Ирина Алексеевна Руднева — мать семейства, которая считала дурным тоном без особого случая покидать свой будуар и воспринимала слишком частое пребывание в обществе мужа и детей, как пошлость. Женщина происходила из княжеского рода и общалась в основном с теми, кто принадлежал к таким же знатным и древним родам, как и она сама.

Муж Ирины Алексеевны — Аркадий Николаевич Руднев славился в обществе тем, что несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, был популярен среди женщин, из-за чего его ужасно ревновала супруга. Мужчина состоял в клубе, по вечерам ездил играть в карты и редко появлялся дома. Но когда, появлялся, часто устраивал для детей различные вылазки и развлечения, которые сам очень любил.

Аркадий Николаевич любил веселье и различные праздники, но одним из его любимых торжеств была рождественская елка, к организации которой Руднев подходил со всей серьезностью. Ежегодно на елке в доме Рудневых выступал оркестр Рябова, но в этом году организацией музыки занялись слишком поздно: все три части оркестра, которые выступали в новогоднюю ночь, были разобраны.

Тогда рассерженный Аркадий Николаевич поручил кому-то из слуг отыскать талантливого тапера. Однако поручение так и осталось не выполнено до самого вечера. Больше всех отсутствие музыканта волновало Тиночку, и именно она взбудоражила весь дом.  Было решено отправить на поиск тапера горничную Дуняшу.

Первые гости приехали буквально через пару минут после того, как Дуняша уехала на поиски музыканта. Дом сразу наполнился суетливой атмосферой, которая обычно бывает в самом преддверии праздника. Гости стали съезжаться одни за другими, дверной звонок не переставал звонить, но огромную елку, увешанную игрушками, зажигать пока не стали — хозяева ждали, когда же решится вопрос с музыкантом.

Сестры Рудневы стали обсуждать возможные решения ситуации. Таня предложила попросить поиграть одну из тетушек, а затем продолжить игру на инструменте самостоятельно. На что Лидия насмешливо ответила, что лучше совсем без музыки танцевать, чем слушать Танину игру.

Как вдруг к девушкам подошел камердинер Лука и позвал оценить тапера, которого все-таки нашла Дуняша. Увидев барышень, горничная сразу начала оправдываться, что обошла несколько мест, но все пианисты были заняты, и ей удалось найти только одного. Она указала на маленькую фигурку в темном углу прихожей.

Там стоял худощавый мальчик, с некрасивыми чертами лица, но с большими выразительными серыми глазами, которому на вид нельзя было дать больше двенадцати лет. Он был смущен и замер в нелепой позе. Конечно, барышень удивило, что такой маленький человечек может оказаться хорошим тапером.

Первой с ним заговорила Таня. Девушка спросила, доводилось ли молодому человеку подолгу играть на торжествах? И тот ответил утвердительно. Представив юного тапера Лидии, девушка ожидала типичной для ее старшей сестры снисходительной и насмешливой реакции.

И она действительно последовала: девушка не поверила, что мальчик сможет сыграть даже простые произведения и начала подшучивать над ним. Мальчик, конечно, был задет таким отношением, но не показал виду, а предложил проводить его к инструменту, чтобы он смог показать свое мастерство на деле. Тина в этот момент была очень счастлива и воодушевлена, ведь музыкант все-таки нашелся! Девочка не сомневалась в его таланте и схватив за руку маленького пианиста, повела к фортепиано.

ТаперИгра тапера оказалась поистине прекрасна. В зале начали собираться гости, желающие насладиться чарующей музыкой. Приятно удивлен был и Аркадий Николаевич — ценитель хорошей музыки. Как только тапер закончил, Аркадий Николаевич зааплодировал первым, а потом подошел к молодому человеку, поблагодарил и попросил представиться. Мальчика звали Юрием Азагаровым.

Юрий исполнил еще несколько мелодий, под которые сначала вручили подарки детям, а затем начали танцевать. Вдруг, в залу вошел мужчина, который приковал к себе внимание абсолютно всех присутствующих. Не переставая играть, поднял на него взгляд и тапер. Он сразу понял, что мужчина, вошедший в гостиную, значимый и уважаемый в обществе человек. Юрий краем уха услышал, что зовут важного гостя Антон Григорьевич.

Продолжая наблюдать за этим важным господином, Юрий постоянно ловил на себе его взгляды и осознавал, что Руднев говорит с этим человеком о нем. Мужчины подошли к таперу, Антон Григорьевич попросил сыграть рапсодию№2, которую он играл в начале вечера.

Когда Юрий закончил играть, он услышал бурные овации, но обернувшись в сторону почтенного господина, увидел, что тот покинул зал. К таперу подошел Руднев, не скрывающий радости. Хозяин дома передал мальчику конверт, в котором была плата за сегодняшний вечер и сказал, что домой его довезет Антон Григорьевич.

Мальчик сначала хотел возразить, ведь он мог играть дальше! Тогда Руднев очень удивился, неужели тапер не узнал этого гостя? Им был сам Рубинштейн.

В последствии юный тапер прославился на всю страну и стал известнейшим композитором, но никогда никому Юрий Азагаров не говорил тех священных слов, что сказал ему его великий учитель, ехав с ним в санях в тот волшебный рождественский вечер.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» основанный на реальных событиях, написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости».

Автор: Куприн Александр Иванович

Название: «Тапёр»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: таланты людей.

Число страниц: 20

Главные герои и их характеристики:

  1. Аркадий Николаевич Руднев – отец семейства, беззаботный, шумный, весёлый, но при этом очень добрый и внимательный, любит праздники и балет.
  2. Азагаров Юрий – четырнадцатилетний мальчик, скромный, бедный, но при этом удивительно талантливый.
  3. Тина Руднева – двенадцатилетняя девочка, дочка Аркадия Николаевича, добрая, бойкая, непоседливая, впервые участвует в подготовке к празднику.
  4. Рубинштейн Антон Григорьевич – знаменитый композитор, смог разглядеть талант Юрия, стал его учителем.

О чем произведение:

Шумный дом Рудневых готовятся к празднованию Рождества, но одна проблема – не смогли найти тапёра. Горничная Дуняша привела четырнадцатилетнего молодого человека, во время праздника его удивительный талант смог разглядеть знаменитый композитор.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Дочки Аркадия Николаевича готовятся к празднику Рождества, встрече гостей, но одна беда – совсем забыли пригласить тапёра.
  2. Автор описывает необычный и шумный дом Рудневых, всегда полный гостей.
  3. Горничная Дуняша привела четырнадцатилетнего мальчика тапёра, старшая сестра Лида только посмеялась над ним.
  4. Но мальчик играл очень хорошо, даже Аркадий Николаевич Руднев оценил его талант.
  5. На празднике появился необычный гость, которому все оказывали почтение, даже пожилые важные дамы.
  6. Аркадий Николаевич уговорил важного гостя, Антона Григорьевича Рубинштейна, послушать игру Юрия, и композитор смог увидеть талант мальчика, взял его в свои ученики и навсегда изменил его жизнь.

Понравившийся эпизод:

Мне очень понравился эпизод, когда Аркадий Николаевич уговаривал знаменитого композитора послушать, как играет Азагаров. Руднев смог изменить судьбу совершенно незнакомого ему мальчика, не постеснялся настоять на своём.

План произведения для пересказа:

  1. Подготовка к Рождеству.
  2. Шумный дом Рудневых.
  3. Молодой тапёр.
  4. Праздник, гости, танцы.
  5. Аркадий Николаевич и важный гость.
  6. Новая жизнь, великий учитель.

Главная мысль:

Как важно иногда оказаться в нужное время в нужном месте, верить в чудо, и судьба человека может полностью измениться.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что надо помогать друг другу, быть добрым и внимательным, радоваться талантам и достижениям других людей. Учит нас верить в себя, надеяться на лучшее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравился рассказ, он напоминает о рождественских чудесах. Ведь с бедным, но очень талантливым мальчиком Юрием действительно произошло настоящее чудо. Мне понравилась необычная семья Рудневых – шумный и весёлый отец, при этом сдержанная и не любящая шумных праздников мать, их дети, они все такие разные по характеру.

Новые слова и выражения:

Тапёр – музыкант, игравший во время танцев, балов.

Модистка – мастерица по изготовлению женских платьев, шляп.

Грансеньор – большой барин, но не вельможа, не джентльмен.

Эскапада – выходка, проделка.

Пословицы к произведению:

Талант трудом добывают.

Где талант, там и надежда.

Талантлив тот, кто учится.

Другие читательские дневники здесь

Анализ рассказа «Тапёр» Александра Куприна

Информация о произведении

Антон Григорьевич Рубинштейн

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

Главные герои «Тапёр» Куприна

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Семья Рудневых

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Нравственные уроки В рассказе Куприна «Тапёр»

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Светлана

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Максим

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Тапер». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.

Содержание

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Куприн «Тапёр» очень краткое содержание
  3. Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна
  4. Сюжет «Тапёра» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Тапёр Куприн

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.
  • Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.
  • Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи:

  • Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.
  • Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.
  • Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Куприн «Тапёр» очень краткое содержание

Краткое содержание Куприн «Тапер» для читательского дневника:

Действие рассказа происходит в 1885 году в Москве. Большая и шумная дворянская семья Рудневых собирается праздновать Новый Год. В этот день семейство принимает у себя в доме множество гостей.

Каждый год отец семейства Аркадий Николаевич Руднев приглашает на елку оркестр, однако в этом году музыканты не смогли выступить. Чтобы не остаться без музыки, Рудневы пытаются найти тапера (пианиста) на вечер. По объявлению в газете они отыскивают тапера – 14-летнего бедного студента Юрия Азагарова.

Юный возраст пианиста сначала смущает Рудневых, но, когда тот начинает играть, хозяева остаются довольны. Юрий принимается за работу и развлекает публику, исполняя разные пьесы.  В разгар праздника в доме появляется господин по имени Антон Григорьевич. Маленький тапер замечает, что гость пользуется у всех особым уважением.

Вскоре Антон Григорьевич подходит к Юрию и просит его еще раз сыграть «Рапсодию №2» Листа, которую мальчик исполнял ранее. Хмурое лицо господина пугает мальчика, и тот сначала играет плохо, но вскоре справляется с волнением и выступает как никогда блестяще. Играя, Юрий не видит, как хмурое лицо Антона Григорьевича смягчается от его прекрасной игры. Мужчина незаметно уходит из комнаты, а собравшаяся публика аплодирует юному артисту.

Вскоре к таперу подходит хозяин дома, Аркадий Николаевич. Он благодарит мальчика за работу и вручает конверт с деньгами. Также он сообщает, что Антон Григорьевич ожидает мальчика в передней, чтобы отвезти его домой.

Юрий не понимает, что это значит. Хозяин поясняет, что загадочный гость – это знаменитый композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Так волею случая Антон Рубинштейн обретает в лице Юрия талантливого ученика. Со временем Юрий Азагаров становится известным композитором.

Читайте также: Повесть «Поединок» Куприн впервые опубликовал в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Поединка» по главам. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношения личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.

Читайте также: Куст сирени Куприн — краткое содержание.

Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна

«Тапер» Куприна краткое содержание:

На ёлку в качестве тапёра приглашён мальчик. Присутствующий там великий пианист находит у него необыкновенный талант.

Семья Рудневых, одна из самых безалаберных и гостеприимных московских семей, ждёт гостей на ёлку. Хозяйка дома, Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из своей комнаты только в торжественных случаях, считая, что общество мужа и детей для неё слишком пошло. Общается она исключительно с потомками древних родов.

Это не мешает ей ревновать своего мужа Аркадия Николаевича, который, несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, сохраняет репутацию дамского угодника, остаётся игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Он любит шумное общество и охотно участвует в праздниках по случаю ёлки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.

В этом году из-за недоразумения и ни оркестр Рябова, ни какой-нибудь другой пригласить не удалось, и Аркадий Николаевич решает пригласить тапёра. Горничную Дуняшу посылают за тапёром, а в дом начинают съезжаться гости.

Дуняша все не возвращается. Тина Руднева, для которой этот «взрослый» праздник ёлки — первый в жизни, больше всех сгорает от беспокойства. Наконец возвращается растерянная Дуняша и приводит худенького некрасивого мальчика, Юрия Агазарова четырнадцати лет, которому можно дать лет одиннадцать-двенадцать.

Это — единственный тапёр, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Рудневых Лидии Аркадьевны, мальчик просит позволить ему что-нибудь сыграть.

Придя в восторг от игры Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его играть танцы безбожно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.

Тут в зал входит пожилой, судя по всему очень важный господин, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия сыграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев даёт мальчику конверт с деньгами и говорит, что домой его отвезёт Антон Григорьевич, заинтересовавшийся его игрой. Удивлённый Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.

Агазаров, который становится одним из талантливейших композиторов, никогда никому не рассказывает о первом разговоре со своим великим учителем.

Это интересно: Повесть «Яма» Куприна была впервые опубликована в 1915 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ямы» по главам.  В произведении описывается типичный уклад жизни местных проституток в Ямской слободе (называемой просто «Яма»). Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю Жени — одной из проституток Ямы.

Сюжет «Тапёра» с цитатами

Краткое содержание «Тапер» Куприн с цитатами из произведения:

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

Читайте также: Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Белого пуделя» для заполнения читательского дневника.

Видео краткое содержание Тапёр Куприн

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах, куда, кстати, его и не особенно спешат брать – слишком уж мал и тщедушен. Сможет ли играть целый вечер, хватит ли сил и умения?

Анализ повести «Тапер» (А. И. Куприн)

Автор: ·
Опубликовано 03.08.2020
· Обновлено 03.08.2020

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был  впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история. 

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского  композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов.  Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества.  В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Жанр, направление

Жанр произведения «Тапер» — рассказ. Сюжетная линия одна, она охватывает небольшой промежуток времени, а героев в книге тоже совсем немного. Объем творения тоже наталкивает на мысль о том, что перед нами именно рассказ.

Направление творчества Куприна — реализм. В произведении мы видим описание обыденного эпизода из жизни мальчика, который еще им имеет прототипа.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

  1. первая – это описание семьи Рудневых, об атмосфере в их семье, о любви к искусству  членов семьи, о том, что в доме часто устраивались всевозможные празднества. Конкретно в момент описываемых событий в доме Рудневых предполагается праздник новогодней ёлки и описаны хлопоты по отысканию тапера, чтобы праздник был веселей. Особых конфликтов в семье не было, а те, которые иногда случались,  улаживала средняя дочь Руднева — Татьяна.
  2. Вторая часть рассказа — появление в доме Рудневых маленького пианиста. Встреча Рудневых и их гостей с настоящим подлинным искусством маленького пианиста.

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках»  играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского  tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.

Суть: о чем рассказ?

В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным.  Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.

Хозяин дома и домочадцы, особенно надменная старшая дочь Рудневых, с большим недоверием относятся к маленькому «таперу» и просят его сыграть что-нибудь. Мальчик играет «венгерскую рапсодию» Листа. Услышав вдохновенную игру мальчика, все гости стягиваются к гостиной. Младшая дочь — Тиночка, просит сыграть веселые танцы. Мальчик с удовольствием соглашается, ему приятно видеть раскрасневшиеся веселые детские личики, мелькающие в танцах разноцветные платьица и панталоны. За этой суматохой никто не обратил внимания на вновь вошедшего человека, весьма примечательной внешности. Этот человек повелительным тоном предлагает мальчику еще раз сыграть рапсодию Листа. Мальчик играл так великолепно, что все заслушались. Когда он кончил играть, этого человека в комнате не было. Но к мальчику подошел хозяин дома с конвертом с деньгами от «незнакомца». Он объявил, что этим человеком был сам Антон Рубинштейн, и он ждет мальчика в карете.

Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тапер» и характеристика образов объединены Многомудрым Литреконом в одной таблице:

Рудневев  Аркадий Николаевич Глава семьи, к моменту описываемых событий был еще довольно красивым, представительным мужчиной лет пятидесяти, всегда элегантный: « С гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Аркадий Николаевич  очень любил молодежь, веселое общество, часто устраивал для членов своей семьи и их многочисленным друзьям и подругам разных возрастов веселые праздники, вылазки за город. Он был незаменим и на домашних праздниках, создавая особую праздничную атмосферу, никто не умел так хорошо выбирать подарки.
Ирина Алексеевна Руднева Хозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз и навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно «игнорировала» его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность.
Лидия Аркадьевна Руднева «Красивая девушка, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному», часто на ее губах играет презрительная улыбка.
Татьяна Аркадьевна Руднева Полная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.
Тиночка Руднева Двенадцатилетняя девочка, живая, подвижная.    Тина — добрая девочка, своим детским чутьем понявшая смущение юного тапера, взяла его  под свое покровительство. 
Юрий Азагаров Куприн описывает его как  бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Глазами средней сестры Тани, Куприн дает такое определение Юрию —  застенчив, беден и самолюбив. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно». Куприн подчеркивает, что за инструментом мальчик совершенно преображался. «Он бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным».
Антон Рубинштейн Известный пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. «Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не толст. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.»   «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную».

Темы

Тематика рассказа «Тапер» представлена кратко и оформлена в списке. Если она нуждается в дополнении, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон откликнется:

  1. Основная тема рассказа «Тапер» — это настоящий талант. Искусство преображает человека изнутри: невзрачный мальчик, коснувшись клавиш, совершенно менялся и излучал незамеченную наблюдателем одухотворенность. Совсем еще ребенок, он глубоко чувствовал музыку, поэтому смотрел так серьезно и вдумчиво. 
  2. Быт и нравы интеллигенции. Описание семьи Рудневых в ожидании праздника демонстрирует жизнь московской интеллигенции. Лучшие ее представители были гостеприимными, хорошо образованными и отзывчивыми людьми. Они умели оценить талант и вознаграждать его, понимали и любили музыку. Однако есть и другая сторона этого сословия: жена Руднева и его старшая дочь высокомерны, надменны, но при этом вовсе не умны. Они лишь бросаются заумными словами, но держатся в стороне от реальной жизни и замыкаются в себе. 
  3. Тема детства. Автор противопоставляет два детства: одно из них протекает в довольстве и праздности, но другое наполнено трудом и лишениями. С юных лет Юрий сам обеспечивает себя, ловя презрительные взгляды своих временных работодателей. Он вызывается играть всю ночь в праздник, то есть ему самому идти некуда и не на что. А вот Татьяна, его ровесница, живет, ни в чем не нуждаясь, и радуется безмятежному детству.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.

  1. Основная проблема рассказа «Тапер» — социальная несправедливость. Перед нами проблема бедного талантливого пианиста Юрия Азагарова, которому, чтобы учиться, а, возможно, и помогать семье, приходится заниматься подработкой — играть по вечерам в богатых домах, на всевозможных праздниках, в ущерб своему здоровью.  олько волею случая, его замечает сам Рубинштейн, что позволило ему развить свой талант и стать впоследствии известным композитором. Но сколько таких мальчиков остались незамеченными? Сколько их вынуждено было работать по ночам, чтобы выжить? Вот такие серьезные вопросы ставит перед нами автор.
  2. Проблема тернистого творческого пути. Многие люди начинают свое восхождение на Олимп искусства через тернии. Они вынуждены пробиваться в творчестве, работая вдвое больше других. Им необходимо обеспечивать себя и трудиться над своим призванием одновременно. Но именно эта закалка и делает их настоящими профессионалами своего дела.
  3. Социальные отношения двух сословий. Мальчику приходится терпеть надменность старшей дочери Руднева и сталкиваться с недоверием. Его дискредитируют изначально, ведь полагают, будто начинающий пианист ни на что не способен. Однако он в ответ не может ничего сделать: он материально зависим от этих людей. И все же автор показывает благополучное завершение этого конфликта: талант Юрия пробил ему дорогу к признанию.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер»  — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки. 

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать. 

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Критика

Критики оставили свои высказывания о рассказе «Тапер»:

А,А.Волков: «Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру»  

«В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна. Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души.»

В.Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн»

 Т. Л.Александрова: «Многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил».

Автор: Олеся Шавердова

Метки: 6 классАлександр Купринразборрассказ Тапер

Читайте также:

  • Главные герои рассказа стрижонок скрип
  • Главное это как пишется
  • Главные герои рассказа старуха изергиль для читательского дневника
  • Главное экономическое сочинение дж м кейнса
  • Главные герои рассказа старик хоттабыч