Главные герои сказка у лукоморья дуб зеленый

Вступление к поэме «Руслан и Людмила» — одно из самых известных поэтических произведений на русском языке. Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» и его краткое содержание поможет в полной мере проникнуться красотой поэтического Пушкинского слова, которое оживляет в воображении читателя невиданных сказочных персонажей и пейзажи русской природы. 

История создания стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»

«У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна. 

Пушкин и Арина Родионовна

Название стихотворения созвучно его первой строке. Само по себе слово «Лукоморье» родом от сочетания слов «лука» и «моря», что означает «изгиб берега моря», т. е. морской залив или бухта.

Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным.

Мыс Фиолент

Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью.

Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя.

Герои стихотворения

У Лукоморья дуб зеленый

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

  • ученый кот — символ науки и образованности русского народа;

  • леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

  • русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

  • невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

  • дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

  • королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

  • баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

  • бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

  • царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Тема и смысл произведения

«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.

Отрывок из поэмы Руслан и Людмила У Лукоморья

 

Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет». 

Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэмы. 

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старой русской сказки — выделяются несколько частей:

  • вступительная (присказка, описывающая само Лукоморье);

  • основная часть (перечисление мифических созданий и героев сказок);

  • заключительная часть.

При этом текст имеет отличительную особенность — первая часть служит началом и концом, тогда как вторая выполняет функцию середины стиха.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия в первой строфе, что делает повествование более плавным и размеренным.

Средства художественной выразительности

Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность. 

Образы у Лукоморья

С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.

Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.

Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.

Заключение

В отечественной литературе это стихотворение занимает особое место, его изучают в старших и младших классах и с детства знают наизусть. Созданная автором волшебная атмосфера сказки, наполненная самобытными образами мифических героев отражает истинно русский дух и его культуру. В этом и состоит неоценимая важность этого стихотворения для многих поколений.

История создания

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

Тут встречается:

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

Герои стихотворения

У Лукоморья дуб зеленый

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

  • ученый кот

    — символ науки и образованности русского народа;

  • леший

    — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

  • русалка

    — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

  • невиданные звери

    — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

  • дядька и тридцать морских витязей

    — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

  • королевич

    — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

  • баба Яга

    — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

  • бурый волк

    — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

  • царь Кащей

    — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)

Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)

Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)

Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)

Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)

Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Тема и смысл произведения

«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.

Отрывок из поэмы Руслан и Людмила У Лукоморья

Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет».

Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Герои стихотворения

У Лукоморья дуб зеленый

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

  • ученый кот

    — символ науки и образованности русского народа;

  • леший

    — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

  • русалка

    — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

  • невиданные звери

    — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

  • дядька и тридцать морских витязей

    — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

  • королевич

    — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

  • баба Яга

    — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

  • бурый волк

    — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

  • царь Кащей

    — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Популярные сегодня пересказы

  • Цыганы — краткое содержание поэмы Пушкина
    Кочующие по Бессарабии цыгане, остановились на ночлег. Невдалеке пасутся стреноженные лошади, варится нехитрая похлёбка, гремит цепями ручной медведь. Поужинав и устроившись на ночлег
  • Краткое содержание Петербургских повестей Гоголя
    Петербургские повести — название сборника, в который входит 5 повестей Н.В. Гоголя: Невский проспект, Нос, Портрет, Записки сумасшедшего, Шинель. Произведения объединены не только местом
  • Краткое содержание романа Возвращение Ремарка
    На Западном фронте, в одной из немецких воинских частей бойцы готовятся к отправке домой. В Берлине начинаются революционные волнения. Многие солдаты восхищают такие события, и они создают Советы солдатских депутатов.
  • Дурак — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
    В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает историю человека по имени Иван, которого также прозвали Дураком. В этой фигуре автор отражает характер человека не практичного, как бы непригодного к жизни

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Средства художественной выразительности

Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность.

Образы у Лукоморья

С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.

Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.

Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Серый_Волк

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Нравится: Комментировать

Гений пристально вслушивается в себя и создаёт психолингвистический текст. Обычные с виду слова действуют прямо на подсознание, ибо резонируют с архетипами.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

У лукоморья

. У океана вод подсознания, у лагуны руны Laguz , образованной лукавым (кривым) берегом в виде линзы (, лука), стоит в фокусе, в центре, на грани между водой текучей интуиции и землёй твёрдого рассудка.

Дуб

. Священное дерево Перуна (дубовые рощи — Перуновы рощи), который дал первые руны. У скандинавов древо Иггдрасиль, к которому Один, Wodan (руны Wunjo-Laguz — Род ) пригвоздил себя копьём и прозрел руны.

Зелёный

. То есть живой. Древо жизни, ветви которого уходят в Небо, а корни в Землю. Древний аналог полевого генома. Слово «издревле» — это из древа… преданий старины глубокой, из древа разветвлений причинно-следственных путей-дорожек для нашего выбора.

Златая

. Вечная, бесценная, сияющая. Её ржа не ест и вор не утащит.

Цепь

. Руническая, архетипическая последовательность звеньев.

На дубе том

. На генетическом древе полевого генома.

И днём и ночью

. Бинерный принцип Ян-Инь сдвоенной цепи.

Кот учёный

. Прямо-таки загадочный чеширский кот из «Алисы в стране чудес». Сам по себе. Хитёр. Себе на уме. Хороший психологический портрет волхва.

Всё ходит по цепи

. Не стоит, не висит, а именно ходит мыслию по древу рунической цепи, по архетипам генома, по Тверди информационного поля.

Кругом

. А цепь-то замкнутая в бесконечность, яко змий, кусающий свой хвост. Змея — это сплошной хвост. Хвост — змея, но он внутри змеи. Сам внутри себя. Всё во всём. Заглатывающая сама себя спираль свёртывается в точку. В «Ничто». И наоборот, прогресс — вихревое развитие витков виты (жизни). Слово «развитие» — очень точный термин. Точен наш язык. Мудрый змий на древе. В своём одиночестве — отечестве Одина — к людскому непониманию Змий относится с пониманием. Всё равно скучно скучать с кучей толпы. С‑толпотворение — сотворение толпы; столпо‑творение — творение столпа. Толпа и кумир неразделимы. А то, что Библия прокляла Змия, чтоб на чреве ползал, так ведь в геноме «змий» * и «печера» с «чревом» — зеркально симметричные понятия, легшие в основу мифов Ригведы. Фрейд всё это прокомментировал бы лучше. А яблоком Змий соблазнил не только Еву, но и Ньютона и политтехнолога партии «Яблоко».

Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит

. Откуда Пушкин мог знать, что правое полушарие мозга заведует образным мышлением, а левое — логической рассудочностью? Интуиция гения. Пророк от профана отличается как компас от флюгера. Поэтому очень неудобен властям. Начертание буквы Я (с титлой) совпадает с изображением правого глаза Гора (левого полушария Мъзга в зге — темноте). А левый глаз Гора аналогичен руне R (), что образно иллюстрирует совпадение смысла анатомического с архетипическим.

Мои краткие корявые комментарии вряд ли претендуют на полноту. Именно глубина, бездонность подтекста, а не слов, отличает психолингвистический текст от обычной однозначности банальной писанины. Психолингвистика — это искусство высокой пробы, не терпящее опасного баловства с архетипами.

Пушкин не собирался кодировать читателя, а просто вводил его в мистическое состояние для восприятия поэмы «Руслан и Людмила» (Р и Л, руны Wunjo и Laguz ). Всё-таки… непростое имя было у Арины Родионовны.

© Юрий Ларичев

Обновлено: 11.01.2023

Автор: Александр Пушкин.

Число страниц: 136.

Жанр произведения: поэма.

Главные герои: князь Руслан, княжна Людмила, Черномор.

Второстепенные герои: Финн, Рогдай, Ратмир, Фарлаф, Наина, Голова.

Характеристика главных героев:

Руслан — честный и отважный богатырь.

Стойко проходит все испытания и спасает свою возлюбленную.

Людмила — добрая, верная и красивая.

Была похищена Черномором после свадьбы.

Скромная, но с твёрдым характером.

Черномор — коварный и страшный колдун.

Сильный из-за своей бороды.

Характеристика второстепенных героев:

Финн — волшебник, потерявший счёт времени.

Рогдай, Ратмир, Фарлаф — соперники Руслана, богатыри.

Наина — ведьма, старуха.

Голова — преданный брат Черномора.

Сразу после свадьбы, Людмилу похищает неизвестная сила.

Руслан и три богатыря отправляются спасать княжну.

Они расходятся в разные стороны.

Руслан встречает старого финна, который рассказывает про Черномора.

Финн много лет пытался обрести любовь, но за это время Наина превратилась в старуху.

Рогдай догоняет Руслана и они бьются насмерть.

Молодой герой побеждает.

Ратмир встречает юную деву, влюбляется и отказывается от поисков.

Людмила находит в замке Черномора шапку-невидимку и успешно прячется.

Руслан бьётся с огромной головой и побеждает.

Голова отдаёт ему меч и рассказывает о предательстве Черномора.

Руслан находит замок волшебника и бьётся с ним.

Черномор носит его по воздуху, но витязь не сдаётся.

Он отрубает бороду колдуну, и Черномор лишается силы.

Витязь везёт погружённую в сон Людмилу в Киев.

Фарлаф убивает Руслана во сне.

Он привозит Людмилу в столицу, но никто не может пробудить девушку.

Финн оживляет Руслана, витязь спешит в Киев и громит печенегов.

Он касается лица Людмилы, и княжна просыпается.

Фарлаф признаётся в преступлении, но на радостях его прощают.

План произведения:

  1. Лукоморье.
  2. Похищение княжны.
  3. На поиски.
  4. В пещере финна.
  5. История любви Финна.
  6. Происки Наины.
  7. Людмила во дворце.
  8. Битва с Рогдаем.
  9. Битва с головой.
  10. Шапка-невидимка.
  11. Битва с Черномором.
  12. Предательство Фарлафа.
  13. Оживление.
  14. Битва с печенегами.
  15. Свадебный пир.

Главная мысль поэмы в том, что добро неминуемо победит зло.

Основная идея поэмы в том, что зло всегда само себя наказывает.

Чему учит произведение

Поэма учит нас быть верными, настойчивыми и целеустремлёнными.

Учит быть сильными, храбрыми, добрыми и верно идти к желаемой цели.

Учит не хитрить, не обманывать и не пытаться завладеть тем, что нам не принадлежит.

Учит любить и ценить своих близких, оберегать их и быть готовым на всё, ради их спасения.

Прочитав эту сказочную поэму, я была поражена талантом великого русского писателя.

Пушкину удалось создать замечательно произведение, полное волшебства и героизма.

Витязь Руслан преодолевает все преграды, стоящие на его пути, и возвращает себе Людмилу.

Он сталкивается с предательством и колдовством, но выходит победителем.

Ведь он борется за свою любовь.

Это очень интересное, захватывающее произведение.

Автору удалось создать богатырскую сагу, в которой причудливо сплелись давно знакомые читателям образы героев русских народных сказок и былин.

Мне больше всего понравился Руслан.

Это мужественный, честный и добрый богатырь.

Он достойный преемник славы Ильи Муромца.

Никакие преграды не могут остановить его, заставить свернуть с выбранного пути.

Мне также очень нравится Людмила, красивая и умная девушка, справится с которой оказалось не под силу самому Черномору.

Я всем советую прочитать эту поэму и подумать о том, что для настоящей любви не бывает непреодолимых препятствий.

Она преодолевает все невзгоды.

Пословицы к произведению:

  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Реже видишь, больше любишь.
  • Слушайся добрых людей, на путь наведут.
  • Сердце делу не в помощь.
  • По добру — добро, а по худу — худо.

Неизвестные слова и их значение:

  • Гридница — помещение для приёма гостей.
  • Опочивальня — спальня.
  • Кручина — горе, грусть.
  • Чертог — палата.
  • Латы — доспехи воина.
  • Кольчуга — рубашка из металлических колец.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Ещё ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В неё ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней,

Мой сын, в твоей отныне воле.

Какое краткое содержание пролога «У лукоморья дуб зеленый» к поэме Пушкина «Руслан и Людмила»?

«У лукоморья дуб зеленый». Какая тема пролога?

«У лукоморья дуб зеленый». Какая главная мысль пролога?

В прологе описан многовековой дуб, вокруг которого ходит ученый кот, привязанный к дубу золотой цепью, растет в сказочном Лукоморье. Это больше всего запоминается, потому что именно так начинается пролог. Потом там еще некий «королевич мимоходом пленяет грозного царя» и много других разных интересных сказочных персонажей.

«У лукоморья дуб зеленый» является прологом к поэме «Руслан и Людмила».

Пушкин описывает Лукоморье как сказочное место, в котором происходит много волшебного. Кот ученый ходит по цепи кругом, русалка на ветвях сидит, из морских волн выходят витязи в сопровождении Черномора — все это происходит в Лукоморье.

Краткое содержание: в прологе автор описывает небывалые чудеса и волшебных персонажей. Читатель сразу окунается в волшебный и сказочный мир. Пушкин мастерски описывает Лукоморье.

Тема произведения: познакомить читателя с волшебным миром сказки, ведь там происходит сколько всего необычного.

Главная мысль: при прочтении сказок мы узнаем много нового, у нас включается воображение, такой жанр как сказка очень интересный.

«У лукоморья дуб зеленый» — это вступление к поэме «Руслан и Людмила», и Пушкин дает в нем описание сказочного места, где творятся чудеса. Все действия происходит в сказочном Лукоморье, где живут герои русских сказок и былин.

Мы видим необычного ученого кота, который бродит вокруг зеленого дуба и рассказывает сказки. Он ведет рассказ о невиданных зверях, которые ходят по нехоженым дорожкам, здесь есть русалки и лешие, а где-то далеко стоит избушка на курьих ножках, которая наверняка принадлежит Бабе-Яге.

Иногда рано утром можно увидеть, как на берег из моря выходят тридцать рыцарей во главе с морским дядькой. Где-то пролетает колдун, который несет богатыря, а королевич берет в плен какого-то царя. В темнице горюет царевна, но ей оказывает помощь волк. Где-то бредет Баба-Яга в ступе, а в это же время Кащей тщательно стережет свои золотые запасы.

В конце пролога автор говорит, что в этих таинственных местах пахнет Русью и там царит русский дух.

Тема произведения — это чудесный мир сказок, в который может попасть любой читатель, который любит все загадочное и волшебное. Автор видит особую красоту в чудесах, происходящих в сказках.

Главная мысль пролога «У лукоморья. » состоит в том, что нужно любить русские сказки, в которых собраны фольклорные богатства народа. Пушкин призывает нас ценить и хранить традиции русского народа, любить Родину. Автор дает нам понять, что сказочный мир имеет национальные корни, а основная авторская мысль заключается в следующих словах:

Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки.

Сказочное лукоморье полно чудес. Воображению читателя представлены сказочные фольклорные герои: леший, сидящая на ветвях русалка. Дивные птицы наполняют заповедное место, но читатель видит только их следы на скрытых дорожках. Передвигаясь по лукоморью вслед за автором, читатель видит избушку Бабы — Яги. Попасть в нее постороннему человеку невозможно — нет ни окон, ни дверей. Повсюду воображение рисует видения.

Вот из волн морских выходят на брег 30 витязей во главе с дядькой морским. Они обойдут дозором берег и уйдут в морскую пучину. На просторах чудесной долины ведет вечную борьбу с грозным царем королевич, а в небесах колдун с длинной бородой несет доблестного русского богатыря. Мрачно и угрюмо возвышается сказочный замок, в его тюремных застенках находится в заточении царевна, но она не одинока — у нее есть верный друг и слуга бурый волк. В ступе передвигается по лукоморью Баба-Яга. Запах великой Руси наполняет сказочный лес. Чтобы убедить читателя в существовании такой сказочной страны, автор говорит о том, что неоднократно там бывал, наблюдал за всем происходящим, слушал сказки кота, которые записал и донес до читателя. Читателю неизвестно, кто угощал его медом и пивом и почему в рот ничего не попало.

Пролог заставляет поверить читателя в существование сказочной страны, где вечно борются добро и зло.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пушкин. Все произведения

У Лукоморья дуб зелёный. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат

Эбинейзер Скрудж старый жадный старик, живущий свою жизнь скупо и скучно. Он никогда никому не помогает, но занят лишь своим бизнесом, постоянно подсчитывая свои доходы. Когда наступило время подготовки к очередному Рождеству

В прекрасном замке жила королева. Она часто сидела у дворцового окна и любовалась белым пушистым снегом. Ей так хотелось иметь ребёнка с беленьким личиком и тёмными кудрями.

Молодой парень по имени Измаил испытывал трудности с деньгами. Ему наскучила жизнь на суше, и он решил пуститься в плавание на судне. Измаил решил устроиться на службу в старейшую судоходную компанию в Нантакете

Речь в комедии идет о трех типах московских богачей, на тот момент барских особ. Первый барин Телятев, — живет на широкую ногу, не жалея денег на себя и собственное развлечение. У него хороший дом, прекрасная мебель, слуги и кони

Краткое содержание

Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки. Сказочное лукоморье полно чудес. Воображению читателя представлены сказочные фольклорные герои: леший, сидящая на ветвях русалка. Дивные птицы наполняют заповедное место, но читатель видит только их следы на скрытых дорожках. Передвигаясь по лукоморью вслед за автором, читатель видит избушку Бабы — Яги. Попасть в нее постороннему человеку невозможно — нет ни окон, ни дверей. Повсюду воображение рисует видения. Вот из волн морских выходят на брег 30 витязей во главе с дядькой морским. Они обойдут дозором берег и уйдут в морскую пучину. На просторах чудесной долины ведет вечную борьбу с грозным царем королевич, а в небесах колдун с длинной бородой несет доблестного русского богатыря. Мрачно и угрюмо возвышается сказочный замок, в его тюремных застенках находится в заточении царевна, но она не одинока — у нее есть верный друг и слуга бурый волк. В ступе передвигается по лукоморью Баба-Яга. Запах великой Руси наполняет сказочный лес. Чтобы убедить читателя в существовании такой сказочной страны, автор говорит о том, что неоднократно там бывал, наблюдал за всем происходящим, слушал сказки кота, которые записал и донес до читателя. Читателю неизвестно, кто угощал его медом и пивом и почему в рот ничего не попало. Пролог заставляет поверить читателя в существование сказочной страны, где вечно борются добро и зло.

Читайте также:

      

  • Грасиан критикон краткое содержание
  •   

  • Желтоглазые крокодилы книга краткое содержание
  •   

  • Положение о методической службе школы 2020г
  •   

  • Нормативы подтягивания на турнике в школе 9 класс
  •   

  • База данных участия школ в олимпиадах состоит из двух таблиц в итоговом бланке

  • Главные герои рассказа сухой хлеб
  • Главные герои рассказа о любви чехов
  • Главные герои рассказа ночь исцеления
  • Главные герои рассказа носова телефон
  • Главные герои рассказа котенок толстого