История создания
Работу над басней «Ворона и лисица» Крылов закончил в 1807 году. Впервые произведение было опубликовано в январе 1808 года в литературном журнале «Драматический вестник».
Из простого названия можно сразу понять, каковы будут ключевые герои текста. Лисицу на Руси традиционно ассоциируют с хитростью и умением ловко обманывать собеседников. Ворону же часто связывают с ротозейством, наивностью и глупым нравом. Эти животные с самых древних времен встречаются в русской культуре.
Главными героями басни выступают две обитательницы леса — лисица и ворона. В один прекрасный день вороне удалось раздобыть кусочек сыра. Птица села на ветке и собралась завтракать. В этот момент мимо пробегала лиса. Животное заметило сыр у вороны и сразу же захотела заполучить лакомство себе.
Она была не в силах отобрать его у сидящей высоко птицы, а потому решила взять лестью. Лиса начала рассказывать вороне о том, насколько та красива. А потом стала восхищаться ее невероятным пением и попросила что-нибудь исполнить своим чудесным голосом. Глупая ворона растаяла от таких слов и поверила лисе. Она была очень доверчивой и открыла клюв, чтобы петь. В это мгновение сыр выпал из ее рта и хитрая ворона сразу подбежала и схватила его. Рыжая обманщица убежала, а ворона осталась без завтрака.
Композиция произведения
По форме басню можно условно поделить на вступление автора, в котором он рассказывает центральную тему, а также описание самой встречи двух животных.
Сюжет басни Крылов позаимствовал у Лафантена, который черпал вдохновения у Эзопа. Помимо Ивана Андреевича другие русские писатели, такие как Сумароков и Тредиаковский, также переводили это произведение. Но то, что авторы перенимали сюжет, никак не отнимает их творческих заслуг как самостоятельных и первобытных поэтов. К басням это относится сильнее других родов поэзии.
Но все же басня Крылова отличается от текста Лафонтена в некоторых ключевых моментах:
- Мораль, поучительное сообщение, передаваемое каждым из авторов разное, так же как и их идеи.
- Третий и Четвертый стихи Лафонтена больше походят на прозу, в то время как Крылов заменил их живой картиной.
- У Лафонтена нравоучение заключается в последних 9 стихах, в то время как в басне Крылова на мораль отведено 5, что просто и художественно заканчивают историю басни.
А также Лафонтен выразил речь лисы лишь образно, не придав ей особой конкретики и смысла. В то время как у Ивана Андреевича была использована прямая речь, в которой зверек говорил красиво и не скупясь на похвалу и лесть.
Главные герои
В басне присутствует два главных героя — Ворона и Лиса. Характеристика персонажей кратко:
- Образ Вороны — это аллегория. Она отображает наивных и глупых людей. Такие как она любят мечтать, а потому очень доверчивы и легко поддаются обману
- Лиса более мудрая и хитрая. Она всегда всего добьется, даже если ради этого придется через кого-то переступить.
Персонажи, изображенные Крыловым, абсолютно противоположны по характеру. Одна лгунья и попрошайка, а другая — глупа и наивна, а потому и обманута.
Тема и проблема
Основная тема басни «Лисица и ворона» заключается в осуждении лести.
Глупость вороны и ее любовь мечтать раскрываются в самом начале произведения. Ведь вместо того, чтобы сразу полакомиться случайно найденным сыром, птица «призадумалась». А Лисица прекрасно знала, как поступать с теми, кто любит разевать рот.
Похвала Лисы была до невозможного грубой и лишенной любой оригинальности и изобретательности. Птица и сама знала, что ее внешность или голос могли бы кого-то привести в восхищение. Но несчастная так хотела хоть на мгновение представить, что у нее прекрасная шея и глаза, что с легкостью в это поверила.
Но мечта Вороны оборвалась так же быстро, как и началась. Даже обманутая, птица практически не вызывает сострадания. Ее беда, напротив, высмеивается автором. Ведь чтобы поверить в столь очевидную и жирную лесть нужно быть совсем глупой.
Проблема влияния лести на человека будет актуальная в любую историческую эпоху. Ведь поддаться сладким речам легко, особенно когда человеку необоснованно говорят о его несуществующих достоинствах. И забыть в таком случае о настоящем, став жертвой обмана.
Мораль басни
Мораль «Ворона и лисица» — автор учит читателей, что лесть — опасна, она легко подкупает и против нее трудно устоять.
Всю поучительность и суть своего произведения Крылов раскрывает в первых строках, не отводя на это вывод. Он сразу говорит, что лесть гнусна и вредна, и каждый это знает. Но все равно люди попадают в ее сети, теряя голову, услышав, казалось бы, добрые слова.
Через образы животных автор пытается донести до читателей, что к подлизам всегда следует относиться с недоверием. Ведь люди ради получения собственной выгоды готовы на многое, и преподнести на вершину чьи-то мнимые достоинства — это лишь малость.
Басня прекрасно раскрывает всю глубину ситуаций, которые встречаются и в повседневной жизни. Льстец легко найдет на что нажать, и какие струны человеческой души затронуть. Но чтобы им противостоять и не быть использованным, нельзя отключать свой разум.
Понимание морали басни и ее основной мысли поможет ученикам 5 класса в написании сочинения по стиху Крылова.
«Ворона и лисица» читательский дневник (анализ)
На чтение 3 мин Обновлено 19 апреля, 2022
Читательский дневник басни Крылова «Ворона и лисица» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о хитрой лисе и глупой, доверчивой вороне. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.
Содержание
- «Ворона и лисица» Крылов читательский дневник (анализ)
- Главная мысль басни «Ворона и лисица»
- «Ворона и лисица» главные герои
- План басни «Ворона и лисица»
- Чему учит басня «Ворона и лисица»?
- «Ворона и лисица» отзыв о басне Крылова
- Пословицы к басне «Ворона и лисица»
- «Ворона и лисица» краткое содержание для читательского дневника
- Крылов «Ворона и лисица» читать
«Ворона и лисица» Крылов читательский дневник (анализ)
Автор – Иван Андреевич Крылов
Год написания — 1807
Сколько страниц — 1
Жанр: басня
Главная мысль басни «Ворона и лисица»
С одной стороны нельзя поддаваться на лесть и терять рассудок. А с другой стороны главная мысль звучит так: лесть поможет добиться того, чего нельзя получить силой.
«Ворона и лисица» главные герои
- Лиса – льстивая и проворная обманщица.
- Ворона – невнимательная и доверчивая птица.
План басни «Ворона и лисица»
- Завтрак на ели.
- Хитрая Лиса.
- Лесть.
- Ворона замешкалась.
- Упал сыр.
- Лиса убегает с добычей.
Чему учит басня «Ворона и лисица»?
Автор учит быть не слишком доверчивым и ко всему относиться настороженно.
«Ворона и лисица» отзыв о басне Крылова
Мне очень понравилась веселая и сатиричная басня, в которой можно провести параллель с человеческими отношениями. Немного жаль ворону. Потому что она такая растяпа, что лишилась своего вкусного обеда.
Пословицы к басне «Ворона и лисица»
- Льстец под словами — змей под цветами.
- Уху сладко, глазкам падко, а съешь — гадко.
- Сперва проверь, а потом верь.
- Не верь ушам – верь глазам.
«Ворона и лисица» краткое содержание для читательского дневника
- Ворона сумела добыть для себя лакомый кусочек сыра, которым хотела полакомиться на ели.
- Лиса решает хитростью забрать добычу птицы и хвалит ее.
- Ворона так растаяла от лестных слов, что упустила кусок сыра.
- Лиса схватила сыр и убежала.
Краткий пересказ
Однажды Вороне посчастливилось достать кусочек сыра. Она села на ель, чтобы им полакомиться. На запах сыра прибежала Лиса и стала хитрость выманивать добычу Вороны. Она лестно выхваливала Ворону и ее прекрасный голосок. Птица имела неосторожность открыть клюв от счастья таких речей и сыр выпал. Лисицы ловко подхватила его и убежала.
Крылов «Ворона и лисица» читать
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Верти́т хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
5
Какие главные герои (персонажи) басни Крылова «Ворона и лисица»?
Какие главные герои (персонажи)басни Крылова «Ворона и лисица», их характеристика?
10 ответов:
16
0
Одна из самых известных с детских лет многим из нас, замечательная и поучительная басня Крылова о хитрой лисе и доверчивой вороне.
Басня так и называется — «Ворона и Лисица».
Автор показывает в своём произведении всего двух персонажей, которые указаны в самом названии басни: Ворона и Лисица.
Характеристики этих героинь.
Ворона.
В басне Крылова она представляется глуповатой и простой, очень падкой на лесть и похвалу, пусть даже и ложную. Ворона ещё не научилась различать фальшь от истины, добро от зла, правду от обмана.
Лисица.
Как и все её персонажи в различных сказках и баснях, лиса хитрая и предприимчивая, бессовестная врунья и обманщица.
Заговорила добродушную и доверчивую Ворону лестью о красоте и ангельском голосе, уговорила ту спеть, а когда сыр выпал, схватила убежала прочь.
Басня показывает как порой опасно доверять лжецам и не стоит поддаваться на их лесть и обман.
6
0
Басни Крылова всегда поучительны, но они мало похожи на притчи, а изложены ярко, легко запоминающимся слогом, герои тоже интересны и понятны. Недаром, творчество Крылова начинают изучать с самых младших классов.
В «Ворона и лисица» всего два персонажа и оба играют главные роли. Ворона может быть проста, а может быть и умна, это не важно. Главный порок вороны, что она не различает правду от лжи, комплименты от лести. Это тщеславие застилает ей глаза и туманит разум, тщеславная птица не понимает, что за существо обращается к ней. Не может понять, что опасно доверять и верить лживым льстецам и насколько это опасно.
Лисица же всеми силами пытается очаровать ворону лживыми речами, в отличие от доверчивой птицы, хищница знает, чего она хочет добиться. Поэтому добивается, чтобы ворона поверила, что она красотка, а потом поверив лжи и спела. Так как у красавицы не может быть дурного голоса.
Но открыв рот, ворона уронила сыр, лисица получила свое и убежала. Очень актуальный смысл, и важно чтобы детишки, усвоили этот «вороний урок» раз и навсегда, и не делали ошибок в жизни.
4
0
В басне Крылова «Ворона и лисица», всего навсего вообще два героя, а если быть точнее героини. И обе эти героини упомянуты в названии баски.
Первая героиня это лисица — хитрая и сообразительная, любительница сыра.
Вторая героиня это ворона. Та самая которую лисица — хитрица обманула, лишив ворону кусочка солнечного счастья. Ворона со своей гордыней не смогла промолчать, вот и лишилась своего обеда.
3
0
Героев и персонажей в басне Крылова «Ворона и лисица» всего два и их имена вынесены в заглавие басни. То есть это Ворона и это Лисица.
Ворона по басне простушка, которая охотно верит лести, с удовольствием слушает совершенно преувеличенные сравнения — царь-птица, ангельский голосок, и находит в этом удовольствие. Ворона доверчива, но эта доверчивость проистекает от недалекого ума и тайной уверенности в том, что лисица права и она, ворона, действительно лучше всех на свете. Это некий вороний нарциссизм.
Лисица. Хитрая и коварная, как и полагается лисам в фольклоре. Увидев сыр была пленена и загорелась желанием получить сыр любым способом. Для этого лиса использует лесть, что говорит о ней как об очень умном животном, знакомом с основами психологии и манипуляции другими животными. Лиса настойчива, не ведает преград и решительно идет на обман, для достижения цели, это образ матерого хищника. Лиса не ведает жалости и сочувствия.
3
0
Замечательная басня Ивана Андреевича Крылова остается актуальной до сих пор. Всегда найдутся люди, которые льстят, преследуя свои хитрые цели и люди, которым лесть приходится по душе, и они не хотят верить, что это не реалистичная похвала, а притворная лесть. Главные герои басни Крылова «Ворона и лисица»:
Ворона — эдакая глупая простушка, падкая на лживые похвалы в свой адрес. Однако она смогла достать сыр. Но удержать его не смогла. Потому что то ли поверила, то ли сильно хотела поверить, что у нее «ангельский голосок». Она каркнула во все свое воронье горло и потеряла свой сыр. Петь она не умела, но ей приятно было слушать похвалы Лисы в свой адрес.
Лиса — хитрая, умная. Может она поступила и нечестно, но она вышла победительницей. Она одурачила глупую Ворону своими лживыми словами о несуществующей красоте, ангельском голосе и предложением стать царь-птицей. Ворона уронила сыр, и он достался Лисе.
2
0
В басне Крылова «Ворона и Лиса» — два главных (и единственных) героя. Это Ворона и Лисица.
Ворона имеет то, что нужно Лисе — кусок сыра. И добровольно делиться лакомством с Лисой не собирается.
Но Лиса так умна, сообразительна, умеет найти подход к любому, что путем проб и ошибок понимает — Ворона тщеславна, любит себя. Пользуясь этим и прямой лестью, Лисе удается добиться своего, Ворона каркает, и сыр падает к Лисе.
Можно сказать, что Лиса воспринимается как первый в истории психолог, чья работа увенчалась успехом. Она точно просчитала все положительное и отрицательное в поведении Вороны, и смогла воспользоваться моментом для получения желаемого.
2
0
Замечательная басня «Ворона и лисица» со своей моралью, а главных героев — всего двое.
Это Ворона — дама очень своеобразная, тщеславная, ужасно падкая на комплименты и похвалы, невнимательная, не очень сообразительная, такую обвести вокруг пальца очень легко.
Вторая героиня — это Лисица — очень хитрая и продуманная, понимающая, как действовать в разных ситуациях, разговорчивая, умеющая вешать лапшу наивной вороне, к тому же целеустремленная, поставила себе цель — отнять кусок сыра у вороны и добилась этого сыра. Напористая, с лихо подвешенным языком, умная и расчетливая.
2
0
В басне «Ворона и Лисица» всего 2 главного персонажа: это Ворона и Лиса.
Ворона представляет собой наивную и даже глуповатую героиню, которая склонна доверять чужим льстивым речам.
Лисица же является хитрой особой, которая своей лестью смогла выманить у доверчивый Вороны кусочек сыра. И несмотря на то, что поступок Лисицы двоякий: кто-то назовет ее обманщицей, а кто-то умной и находчивой, ясно одно: глупость тщеславной Вороны не вызывает сомнения.
1
0
Басню под названием Ворона и Лисица наверное в детстве читали многие из нас. Так что всем не составит труда назвать главных героев этой басни.
Два главных героя это лисица и ворона. Персонажи совершенно разные по натуре.
Лиса же хитрая, могу даже назвать ее умной, смогла выманить кусок сыра у вороны.
Ворона же любит когда ее хвалят, но в тоже время ее можно назвать глупой.
0
0
Совершенно понятно, что главными действующими лицами этой басни являются ворона и лисица.
Смысл басни в том, что лисица хитростью и лестью сумела выманить у вороны кусок сыра.
То есть падкая на лесть, тщеславная ворона поплатилась за это своим лакомством.
Читайте также
Мое сочинение о выборе профессии учителя.
Выбор профессии — непростое дело, здесь нельзя совершать ошибку, потому что выбираем профессию один раз, а потом реализуем себя в ней на протяжении всей жизни. Мне всегда нравилось учиться, особенно в старших классах. Также нравятся многие предметы — биология, химия, литература и русский язык.
Я часто наблюдаю за своей мамой, которая много лет преподает в школе немецкий язык. Сколько она вкладывает души и времени в своих учеников, как тщательно готовится к каждому уроку, сколько делает всяких пособий, чтобы они легче усваивали иностранный язык.
Мне тоже захотелось стать учителем, преподавать в школе биологию. Этот предмет сейчас изучают очень поверхностно, всего один урок в неделю, но он необходим для таких областей, как медицина, научные биологические исследования, ландшафтный дизайн и сельское хозяйство. К тому же биология — очень интересная наука, ведь она дает знания обо всем живом на планете.
Но для того, чтобы стать учителем, нужно не только знать и любить свой предмет, необходимо еще любить детей, уметь всегда находить к ним подход, сделать так, чтобы они приходили на уроки с интересом и желанием получить знания. А это совсем непросто, особенно в наше время. В этом и заключается основная трудность этой профессии. Для того, чтобы стать учителем, нужно иметь призвание и много терпения, тогда обязательно все получится.
Вот пример такого сочинения.
А вот еще одно сочинение на эту тему.
Моя школьная жизнь обычная. Я хожу в школу каждый день. Неудивительно. На некоторых уроках скучно (Можно перечислить предметы), на некоторых интересно(можно перечислить предметы.). Во время перемены я общаюсь с друзьями, отдыхаю. Мне нравиться/не нравиться в школе. Мой класс очень хороший/плохой и я чувствую себя комфортно/не комфортно с одноклассниками. Учителя тоже хорошие/плохие/не плохие.Все как у всех…
My school life is ordinary. I go to school every day. Not surprising. In some lessons, boring (), in some interesting (). During the break, I talk with friends, relax. I like / dislike at school. My class is very good / bad and I feel comfortable / uncomfortable with classmates. Teachers are also good / bad / not bad. Everything is like everyone else …
Знаменитый роман
оставляет впечатление загадочности, из-за отсутствия ответа на основные проблемы, поднятые в нём.
Главная задача любого произведения — служить Богу, разоблачать происки сил тьмы. Чем талантливее произведение, тем строже это требование. Ясно, что с этой точки зрения, судить гениальный роман великого писателя нужно по самым высоким меркам.
Мы совершенно ясно видим, что сам владыка тьмы описан привлекательно. Он предстаёт весьма загадочным рыцарем, не лишённым благородства, способным на милосердные поступки ( хотя бы из каприза). Его приближённые тоже достаточно обаятельны. Пусть это часто и отрицательное обаяние, но оно весьма притягивает, и даже иногда вызывает желание подражать. Смешение света и тьмы » в одном флаконе» по научному называется манихейством. Согласно учения зороастризма это манихейская ересь. Основополагающий постулат которой: существование зла необходимо, чтобы лучше познать добро. Именно об этом говорит Воланд:
Из этого получается, что дьявол просто необходим людям. Но зло, по определению, не может нести ни капельки блага:
Зло — это всё самое плохое: разрушение, болезни, страдания, ложь и смерть. Зло — вселенский паразит. Само создавать ничего не может. А своё существование поддерживает тем, что паразитирует на добре. А благо без зла всегда может существовать и процветать. Наш земной мир может процветать без страданий, войн, болезней и смертей !
Согласно учения зороастризма, Дух Зла в начале времён сказал Богу:
» Учение магов «
И с тех пор дьявол пытается выполнить свою угрозу.
В романе мы видим:
Эпиграф к первой части книги авторитетно утверждает:
Это самая настоящая манихейская ересь. Блага от сатаны нет, и быть не может ! Чтобы выполнить свою угрозу, дьяволу необходимо обмануть главное творение Бога — человека. Поэтому дьявол скрывает своё истинное лицо. Он не показывается в своём истинном виде, маскируясь под ангела света. И утверждает, что несёт не только зло, но и благо.
В романе Воланд привлекателен. Но это и есть ловушка ! Истинное лицо зла ужасно. Если бы люди его видели, они просто не захотели иметь с ним ничего общего. А то привлекательное изображение Воланда , которое мы видим в романе, иллюзия. В Авесте сатана так и называется: » Великая иллюзия».
В романе изображены и те, кто в результате злоключений обратился к Богу. Это:
Показательно, что в черновике романа Никанор Иванович был даже членом кружка » Безбожник «. Именно к Иисусу Христу искренне обратился за помощью потрясённый до глубины души Босой. И даже, находясь на самой Лубянке, не побоялся решительно потребовать ( !) окропить помещение.
А поэт Иван Бездомный по необъяснимому наитию воспользовался помощью иконки неизвестного святого, а также венчальной свечкой.
В итоге, от злополучного происшествия, именно эти двое пострадали явно меньше остальных его участников.
Нужно отметить, что раскаяние Ивана Бездомного оказалось временным:
Вывод: тот, кто связывается с нечистым, проигрывает всегда и везде, без исключения ! Это, без сомнения, касается не только героев романа » Мастер и Маргарита «, но и самого автора. Привлекательным описанием сатаны и его свиты, смешением зла и добра ( то есть пропагандой манихейских идей), великий писатель ввёл в заблуждение многих людей, стремящихся познать истину.
В замечательной работе
Павел Глоба подробно исследовал жизнь и творчество Михаила Афанасьевича.
Вывод такой:
Это и есть главный урок из знаменитого романа для всех нас.
Ох! Какая интересная тема!
Начните с того, как вы будете изучать фотографию. Надо будет внимательно относится к свету. Учитывать, как он освещает то, что вы собрались фотографировать.
Потом важно учитывать какие цвета в кадре, чтобы основной объект был ярче, чем фон и второстепенные объекты.
Как вы научитесь строить композицию кадра. Правильно показывать движение в кадре.
Потом можно будет рассказать про саму аппаратуру. Про важность хорошего оборудования. Штатив, фотоаппарат, объективы. Вы научитесь правильно подбирать диафрагму и выдержку, чтобы получить качественный снимок.
А потом можно написать — что именно вы решили фотографировать.
Или быть фотокорреспондентом. Или фотографом на свадьбах. Или путешествовать с фотоаппаратом и снимать природу или города, а может людей.
Можно стать астрофотографом и снимать ночное небо, северное сияние, затмения луны и солнца…
А можно делать фотографии животных.
Когда-то матушка ленивого и тупого Митрофанушки говорила, что её ребёнку не надо мучить головку и изучать такую науку как география, ведь есть же извозчики они и довезут барина туда, куда потребуется. Представляю, насколько беспомощным выглядел этот недоросль, если бы ему пришлось отправится даже в небольшое путешествие. Куда бы его могло завести незнание одного из разделов географии, такое как — страноведение? Да и сейчас, отправляясь на отдых будет стыдно, если перепутаешь Испанию с Италией, а Чечню с Чехией или Антарктиду с Арктикой… А сколько будет разочарования — ожидал одно, а увидел другое!
А как интересно изучать великие географические открытия, которые были сделаны известными людьми — Христофор Колумб, открывший Америку, Васко де Гамма -нашёл морской путь в сказочную Индию, кругосветное путешествие Магеллана. Эти мужественные путешественники позволили остальным побольше узнать о своей планете, стирая её «белые пятна «.
Мне нравится, как раньше называли эту науку — землеописание, хотя в настоящее время география довольно объёмный предмет. Но знания, которые нам даёт этот предмет жизненно необходимы для человека. Устройство земной поверхности, морей и океанов, воздушной оболочки Земли, картография или экогеография и так далее, всё, всё это должно помочь нам жить с природой в ладу и не допустить огромных ошибок, чтобы наш дом, наша планета опустела и превратилась в безжизненный, голый шар.
Географию надо изучать и любить, ведь без неё — никуда!
Автор: Крылов И.А. | Дата публикации: 1808 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: мультфильм (СССР, 1953 год, реж. Иван Аксенчук) | Темы: жадность
Главные герои: ворона, лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Краткое содержание
Иллюстрация
Как-то раз ворона нашла небольшой кусок сыра. Она села на ветке и собралась позавтракать. Тем временем около дерева, на котором сидела ворона, пробегала лиса. Она увидела сыр и захотела получить его.
Лиса стала льстить вороне и хвалить ее великолепную красоту. Затем плутовка попросила ворону исполнить какую-нибудь песню своим красивым голосом. Ворона была глупа и доверчива. Поэтому поверила лести и раскрыла клюв, желая спеть. Сыр выпал и лиса тут же подхватила его и сбежала. Ворона осталась без сыра.
Анализ Басни
История создания
Одна из наиболее известных басен И. А. Крылова “Ворона и лисица” была написана около 1807 г. и впервые напечатана в январском выпуске журнала “Драматический вестник” за 1808 г.
Смысл названия
В незамысловатом на первый взгляд названии уже содержится намек на предстоящие события. Ворона – символ ротозейства и глупости (ср. “проворонил”). Образ лисицы традиционно связывают с хитростью, ловкостью, умением обмануть кого угодно. Эти представления имеют глубокие корни в русском фольклоре. Встреча двух сказочных персонажей неизбежно окончится обманом вороны.
Основная тема произведения
Основная тема произведения – осуждение лести.
Глупость и склонность к мечтательности Вороны проявляются с самых первых строк басни. Вместо того чтобы съесть случайно найденный сыр, она “позадумалась”. Пробегавшая Лисица прекрасно знает, как следует обращаться с такими разинями.
Лесть Лисицы невероятно груба и неизобретательна. Ворона и сама знает, что ее внешний вид никого не может привести в восхищение. Но ей очень приятно представить хотя бы на мгновение, что она обладает обворожительной “шейкой”, “глазками” и “перушками”. Поверив льстивым речам, Ворона уже уверена, что и ее карканье – чудесная песня.
Мечта обрывается на самом прекрасном месте. Обманутая Ворона не вызывает никакого сожаления, потому что поддаться на столь грубую лесть – вершина глупости.
Проблематика
Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любую историческую эпоху. Практически каждому человеку приятно, когда ему приписывают незаслуженные положительные качества. При этом легко забыть о действительности и стать жертвой обмана хитрого льстеца.
Композиция
Басня делится на краткое авторское вступление, в котором излагается центральная тема, и саму сцену встречи Вороны и Лисицы.
Мораль
Крылова волнует даже не сам очередной обман под влиянием лести, а то, что эта ситуация повторяется снова и снова. Никто не спорит с тем, “что лесть гнусна, вредна”, но очень часто самые яростные критики льстецов попадают в эту ловушку. Люди вообще нередко превозносят чьи-либо мнимые достоинства с целью получения какой-либо выгоды для себя.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 12.9k