0
Пушкин «Жених», какое краткое содержание, кто главные герои?
Читайте также
Необычное произведение Саши Черного, т.к. библейская притча в нем подана глазами и пониманием самого автора. Кто-то критикует, считая неверным такое трактование смысла сюжета, кому-то более близко понимание Черного, но скажу одно — прочитать все же сказку о пророке Елисее — следует, ибо нравственные составляющие добра, справедливости и прощения в ней бушуют ярким пламенем.
О чем сказка о пророке Елисее, медведице и детях — автор С.Черный?
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />—-
Запишем краткое содержание:
Сначала дано описание притчи из Библии, затем начинается трактование автора.
- Елисей следует по делам в Вефиль. Стоит жара, его одолевают противные мухи, да тут еще ватага мальчишек, которая дразнится и кричит ему вслед: «плешивый старик».
- Разгневанный Елисей цыкает на пацанов, но те еще пуще дразнятся. Тогда пророк засовывает пальцы в рот и свистом призывает к себе любимую медведицу.
- На ухо зверь получает приказ — пугнуть сорванцов, но так, чтобы те только отстали (не сильно). Медведь — зверь большой, но глупый, ибо встав на задние свои лапы, так ужаснул детей, то те бежали, сверкая пятками, до материнских коленей, в которых только и смогли успокоение найти.
- Вечером Елисей из Вефиля обратно идет, да к злополучной опушке приближается. Слышит из-за пригорка снова мальчишеский голосок, призывающий прятаться от лысого старика. А детей-то не видно. Грустно стало пророку, совестно, одиноко. Подумал, что зря зверя послал на детей, которых по сути любил и часто сказки им рассказывал.
- Пробовал позвать ребятишек, но те не отзываются. Вздохнул Елисей и побрел в свою пещеру спать. Так три дня прошло, без изменений. Решил тогда Елисей хитростью ребятишек выманить. Смастерил вертушку, знал, что сие изобретение вызовет ребяческое любопытство.
- Так и случилось. Подкрался самый отчаянный малыш, его и схватил в охапку Елисей. Пыхтит малец, вырваться хочет, но тут Елисей яблоко достал и протянул своему «пленнику». Так за яблоком и разговорились. Против детских вопросов почему у пророка лысина, да был ли Елисей сам маленьким, у пророка и ответов дельных не нашлось. Вспомнил себя маленьким, и рассмеялся. Тут уж все ребята осмелели и Елисея окружили. Стали яблоки есть, да сказки о добре слушать…
Заполнение читательского дневника, отзыв по сказке о пророке Елисее
———————<wbr />———————<wbr />———
В свой дневник читателя можно написать, как краткое содержание произведение, так и отзыв по нему. Посему выбираем второй вариант и пишем:
- В сказке С. Черного главным героем становится пророк Елисей, который повстречав на своем пути озорных ребят, гневается и насылает на них медведицу. Зверь послан напугать сорванцов, чтобы они не шалили. Ребята так пугаются, что более не хотят встречаться на пути пророка. Когда гнев Елисея остывает, он понимает, что был не совсем прав. Старик находит способ помириться с детьми, все заканчивается миром.
- Эта сказка учит тому, что гнев — плохое качество человека. Он застилает ум, сердце и вынуждает делать необдуманные поступки, за которые потом может стать стыдно или вовсе нельзя будет исправить сложившуюся ситуацию. Надо учиться управлять своими чувствами и не поддаваться их первым порывам, чтобы не натворить бед. Кроме этого, сказка учит тому, что нельзя обзываться, в частности, смеяться над стариками. Уважение — вот залог хороших отношений между людьми.
Пример плана для пересказа
———————<wbr />——
- Библейская притча.
- Елисей по дороге в Вефиль.
- Плешивый старик.
- Любимица медведица.
- Испугала так испугала…
- Возвращение пророка домой.
- Мельница-вертушка.
- Поимка мальчонки.
- Яблоки и сказки.
Главных героев в рассказе Чехова «Глупый француз» — двое. Это клоун из цирка Генри Пуркуа, который гастролирует с труппой и зашел перекусить в московский трактир. А также благообразный господин, соседствующий с французом в заведении «общепита», непомерно быстро съедающий горы блинов одну порцию за другой.
Краткое содержание про глупого француза в читательский дневник
———————<wbr />———————<wbr />———————
- Артист цирка братьев Гинц, решив позавтракать, заходит в трактир Тестова и заказывает себе порцию консоме без пашота, ибо по его мнению, это будет слишком сытно, заменив яйцо парочкой гренок к бульону.
- В ожидании своего заказа, французский клоун замечает сидящего неподалеку приличного господина, который поглощает блины со скоростью «света». При этом, мужчина продолжает делать заказы половому, требуя принести ему еще блинов, семги, солянки и вина.
- Пуркуа не может поверить, что человек может столько много съесть, ему начинает казаться, что мужчина сейчас же умрет от обилия пищи. Однако, господин как ни бывало продолжает сметать принесенные блюда и не похож на человека, собирающегося прекратить это пищевое варварство над своим желудком.
- Тогда Пуркуа обращается к половому с требованием прекратить принимать заказы у господина, однако, работник трактира не понимает гнева француза и отказывает ему в просьбе.
- Понимая, что надо действовать решительно, француз подходит к своему случайному соседу и заводит разговор о вреде переедания.
- Каково же изумление охватывает Пуркуа, когда ему указывают на то, что здесь в трактире все едят блины «в малых дозах».
В чем смысл произведения?
———————<wbr />——
Пишут критики, спорят биографы, говоря о том, что Чехов и сам был не лишен человеческих слабостей и пороков, в частности, любил покушать от души, с размахом. Но, будучи врачом, наверняка, знал пагубность излишеств в данной сфере. Потому своими рассказами приоткрывал читателю неприглядность тех или иных вредных привычек. Ведь рассказ «Глупый француз» не призывает к диетам, вовсе нет. Он заставляет задуматься о том, что должна существовать культура принятия пищи, способная контролировать человека от такого порока, как чревоугодие (обжорство).
- Чехов иронизирует над собой, называя француза «глупым», разность менталитета делает русского с иностранцем — жителями разных планет, одному трудно понять, как столько можно в себя впихнуть (ирония), другому кажется, что француз — глупец, который отказывается от вкусной еды (снова ирония). Но прав-то в итоге Пуркуа, верно?
Полный текст рассказа в ознакомительных целях прочитать можно далее:
Забавная и одновременно поучительная история вышла из-под пера писателя и поэта Саши Черного, рассказывающая нам о встрече бродячего кота с шаловливым мальчуганом, которая закончилась тем, что животное навсегда разлюбило мальчиков и велосипеды. Однако, обо всем по порядку.
Краткое содержание рассказа — Кот на велосипеде (читается за 1-2 минуты)
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———-
У самого моря живет умный бродячий кот, знающий, что там где рыбаки, для него всегда найдется кусок рыбки или внутренностей, коими люди пренебрегают, не в пример животным. Однажды в комнате с голубой дверью поселяется семья из 3-х человек. Кот знакомится с каждым, по особенному выказывая свое уважение, почтение и дружбу по отношению к женщине, мужчине и ребенку. Те, в свою очередь, угощают кота колбасой, бисквитом и рыбьим жаренным хвостиком. Особый интерес кот вызвал у мальчика, который после обеда решает поиграть с ним. В качестве забавы, малыш выбирает катание на велосипеде вместе с котом, которого он заботливо засовывает в корзинку. Очумевший от езды, кот на остановке вываливается из своего заточения, и лишь мальчик отворачивается, тот сбегает от своего мучителя прочь. С тех пор кот не равнодушен к велосипедам и мальчишкам.
Отзыв по рассказу С. Черного про кота на велосипеде для читательского дневника
====================<wbr />=====================<wbr />=====================<wbr />================
Действие рассказа происходит на море в рыбацком селении. Главные герои — это кот и мальчик, которые познакомились, когда люди заселились в сарае в комнате с голубой дверью. Ребенок так хотел поиграть с животным, что решил будто езда на велосипеде будет самым интересным занятием для кота. Измученное животное только теперь осознало на своей шкуре, что нет ничего страшнее сухопутно-морской болезни и едва успело улизнуть из рук мальчишки, когда тот побежал за водой.
Вывод: чему меня научила эта история? Тому, что нельзя навязывать свои игры другим. Да, здесь был кот, который не мог даже сказать мяу-нет своему новому другу, поэтому ему пришлось испытать все тяготы езды на велосипеде. Однако, ребенок должен научиться понимать, что не все его благостные намерения по отношению к братьям нашим младшим могут быть хороши. Если человек может сопротивляться и говорить нет, когда ему что-то не нравится, то животное, как существо, лишенное способности общения на человеческом языке, не может возразить и вынуждено терпеть издевательства над своим телом. Но это не повод, дающий вам право жесткого обращения с ними!
<hr />
Для тех кого заинтриговала эта история, предлагаю полную версию рассказа Саши Черного «Кот на велосипеде» прочитать ниже.
Текст — лист 1
Лист 2
Рассказ Михаила Зощенко «Умная птичка» не только забавный, но и поучительный. А повествуется в нем о мальчике, который случайно обнаружил в лесу гнездо с птенцами. Птенчики настолько ему понравились, что он хотел забрать одного из них домой.
Парнишка хотел было взять птенчика, как что-то упало перед ним на землю. Он увидел, что это птичка и подумал, что наверное у неё повреждено крыло. Мальчик приблизился к ней, но она отскочила от него, и так продолжалось несколько раз. А когда он решил поймать её шапкой, то она взметнулась вверх и исчезла в зарослях.
После этого мальчик пытался найти гнездо, но так его и не нашел. Это привело его к мысли, что птичка была умная. Таким хитрым способом она отвлекла его от гнезда с детенышами.
Напишем краткое содержание рассказа «Умная птичка» несколькими предложениями:
- Мальчик находит гнездо с птенчиками.
- Возле мальчика что-то упало.
- Мальчик видит, что на земле сидит птичка.
- Птица отскакивает от мальчика.
- Мальчику не удается поймать птицу шапкой.
- Птица взлетает, а мальчик не смог найти гнездо.
Автор показал нам, что все мамы спасают своих детенышей в случае опасности. Птица придумала способ, как увести мальчика от гнезда с птенцами. Это была очень умная птичка, а к тому же она была заботливой мамой.
Согласно предлагаемого плана, мой отзыв по рассказу А. Доде «Маленький шпион» получился в дневнике читателя следующего содержания:
- Главные герои/персонажи рассказа: мальчик по имени Стен, знакомый с улицы — долговязый, отец Стена, которого соседи называют ласково дядюшкой.
- Кратко о содержании. Дело происходит в осажденном пруссаками Париже. Маленький Стен, еще не знает горя войны, потому в создавшейся ситуации, он находит моменты для развлечений. Восторгаясь уличной игрой в пробки, он заводит знакомство с долговязым парнем.Это общение становится важной вехой в судьбе мальчика, ибо толкает его на предательство. Мальчики посещают лагерь пруссаков и сдают тайну вольных французских стрелков о готовящейся атаке. Получив деньги, они возвращаются в город. Стена обуревают чувства стыда и раскаяния, он во всем признается своему отцу. Мужчина уходит, чтобы вернуть деньги пруссакам и пропадает без вести.
- Основной мыслью произведения является то, что на путь предательства может привести необдуманный поступок, на первый взгляд, легкий «порок» — детская зависть. А второй момент — это то, что молчание Стена также расценивается предательством, т.к. он знал о подлости долговязого, но никого об этом не предупредил.
- Мне очень понравился этот рассказ, несмотря на его трагический, по сути, сюжет. Всегда жалко человека, который по недомыслию своему становится преступником…
Содержание:
- 1 Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Однажды купеческая дочь Наташа забрела в дремучий лес. Три дня ее искали огорченные родители. Наконец, она сама явилась в дом. Но говорить, где была, что видела – отказалась. Со временем это происшествие забылось, жизнь вошла в свою колею. Повеселевшая Наташа с сестрами сидела у ворот родного дома. Мимо, распугивая народ, промчалась «лихая тройка с молодцом». Парень и девушка обмениваются взглядом – и Наташа мгновенно узнает в нем кого-то страшного. Вновь семья пытается выпытать ее тайну, но девушка лишь плачет и отмалчивается.
Утром в дом заглядывает сваха. Наташа пришлась по сердцу лихому молодцу. Сваха нахваливает его богатство и щедрость. Самые лучшие украшения и дорогие наряды будут брошены к ее ногам. Купец доволен претендентом на руку дочери и дает добро на их брак. Кажется, лучшего жениха и не сыскать. Наконец, Наташа соглашается исполнить волю отца. И ставит лишь одно условие: пусть свадебный пир будет на весь мир. «Да суд на пир зовите».
За праздничным столом жених досадует на грустную невесту. Наташа отвечает, что ее гнетет один кошмарный сон. Как будто бы она гуляла в лесу да заблудилась. Долго она плутала, пока не набрела на избушку. А в ней – чего только нет: горы серебра и злата, дорогие ткани, прочие товары. Жених Наташи замечает, что сон этот – к богатству. Наташа продолжает свой рассказ: у крыльца раздался шум. Она прячется за печку. «Двенадцать молодцов» с красавицей девицей вошли в избу. И сразу сели ужинать, не помолясь на святые иконы. Начался разбойничий кутеж. Жених вновь в нетерпении перебивает невесту: сон к веселью, что плохого.
Между тем, незнакомка из сна ни ест, ни пьет, и только слезы текут по милому лицу. Самый старший из пирующих девушку убивает. Более того – рубит ей правую руку, где красуется дорогое кольцо. Жених на месте не сидит: сон просто выдумка. Тогда Наташа взглядом пытается устыдить злодея. «С чьей руки у тебя кольцо?» Такой простой вопрос повергает жениха в ужас. Народ его вяжет, а суд приговаривает к казни. Слухи о храбрости и находчивости Наташи расходятся по всей округе.
Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
Сюжет
Дочка купца Наташа ушла на прогулку – и пропала. Пришла сама через три дня, но никому не выдала, где была и что делала. Со временем эта история забылась. Но однажды мимо дома Наташи проехала богатая тройка, которой правил лихой молодец. Он с первого взгляда влюбился в девушку. А ей самой этот взгляд напомнил страшную тайну. Утром от парня пришла сваха. Отец дает согласие на брак. Наташа просит на торжество позвать множество гостей.
За столом жених хмурится: невеста ему не рада. В ответ на расспросы она рассказывает «недобрый сон». Будто заблудилась она в лесу и попала в избу, полную несметных сокровищ. А спрятавшись, стала свидетельницей убийства: в избу явились пировать двенадцать разбойников с пленницей. Один из них убил незнакомку и отсек ей руку с кольцом. Жених трижды перебивает рассказ Наташи, сводя его к шутке. Но вопрос: «с чьей руки твое кольцо?» его разоблачает. Гости на свадьбе хватают злодея. Вскоре его казнят. А слава о смелой Наташе идет по всей округе.
Отзыв
Сказка учит не отчаиваться в безвыходной ситуации: девушка не нарушила родительскую волю, но и женой злодея не стала. Находчивость помогла героине изобличить убийцу и самой не пострадать. Тайное всегда становится явным, а зло не остается безнаказанным. За свои поступки человек будет должен отвечать. Кровавое богатство не приносит счастья.
Сказка «Жених«, начинается с того, что купеческая дочь Наташа, после своего трехдневного отсутствия «без памяти» прибегает в свой двор. Она рассказывает, что в лесу она стала свидетельницей очень страшного преступления, она видела как девушке отрубают руку, чтобы отобрать ее кольцо. Но она не уверена, что это была наяву. Через некоторое время к Наташе приезжает свататься разбойник, который и отрубил руку несчастной девушке. Наташу охватывает страх, но потом она, опомнившись, говорит своему отцу следующее: «Послушна я, святая воля Ваша. Зовите жениха на пир…». Она поддается воле своих родителей, которые хотят выдать Наташу замуж.
На свадьбе жених дарит ей то самое кольцо, которое он снял с отрубленной руки женщины в лесу. Не растерявшись Наташа спрашивает у жениха, откуда он взял это кольцо, и тут разбойник побледнел и понял, что о его преступлении знает Наташа. И в этот момент главная героиня при всех рассказывает, что произошло в лесу в те три дня, когда она пропадала из дома. Жениха хватают и казнят, а Наташа прославляется.
Как мы видим, в свадебном торге Наташа не участвует, ей не оставили выбора, на это и обращает наше внимание Пушкин. Невеста очень боится, но она не хочет перечить родителям. Сам жених до свадьбы отсутствует, это говорит, что раньше невестки не видели своих будущих мужей до самой свадьбы, то есть они были как товар, который покупают женихи у родителей. Родители не понимали, с какой болью их дочери придется делить ложе с тем, кто им не по нраву, кому же понравится жить с разбойником или уродом? Им даже придется рождать от них детей, которые будут страдать в такой семье. Родители Наташи тоже хотели выдать её замуж за богатого человека. Они будто отрубили ей руку, и не дали сделать выбор самой. Но Наташа пошла против воли своих родителей и стала счастливой.
Александр Пушкин
ЖЕНИХ
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица — и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он, стоя, правит,
И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! — говорит,—
Он, точно он! держите,
Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною.
Обидел кто тебя, скажи,
Хоть только след нам укажи».
Наташа плачет снова.
И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живет, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
Ее за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом
Да речь ведет обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
«Согласен,— говорит отец,—
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светелке скучно.
Не век девицей вековать,
Не всё касатке распевать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась
И слово молвить хочет —
Вдруг зарыдала, затряслась,
И плачет, и хохочет.
В смятенье сваха к ней бежит,
Водой студеною поит
И льет остаток чаши
На голову Наташи.
Крушится, охает семья.
Опомнилась Наташа
И говорит: «Послушна я,
Святая воля ваша.
Зовите жениха на пир.
Пеките хлебы на весь мир,
На славу мед варите
Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой!
Готов тебе в забаву
Я жизнь отдать!» — И пир горой;
Пекут, варят на славу.
Вот гости честные нашли,
За стол невесту повели;
Поют подружки, плачут,
А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол,
Звенят, гремят стаканы,
Заздравный ковш кругом пошел;
Всё шумно, гости пьяны.
Жених
А что же, милые друзья,
Невеста красная моя
Не пьет, не ест, не служит:
О чем невеста тужит?
Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь наудачу.
Душе моей покоя нет,
И день и ночь я плачу:
Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи нам, что такое,
Дитя мое родное?»
«Мне снилось, — говорит она, —
Зашла я в лес дремучий,
И было поздно; чуть луна
Светила из-за тучи;
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу — молчат. Зову —
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу —
В избе свеча горит; гляжу —
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато».
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон?
Знать, жить тебе богато.
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
На серебро, на злато,
На сукна, коврики, парчу,
На новгородскую камчу
Я молча любовалась
И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку.
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон,
Разгульное похмелье…
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон?
Вещает он веселье.
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
Идет похмелье, гром и звон,
Пир весело бушует,
Лишь девица горюет.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьет
И током слезы точит,
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая точит;
Глядит на девицу-красу,
И вдруг хватает за косу,
Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит.
«Ну это, — говорит жених, —
Прямая небылица!
Но не тужи, твой сон не лих,
Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?» —
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит,
Жених дрожит, бледнея;
Смутились гости. — Суд гласит:
«Держи, вязать злодея!»
Злодей окован, обличен
И скоро смертию казнен.
Прославилась Наташа!
И вся тут песня наша.
Сказка датирована Пушкиным 30 июля 1825 г. Напечатана в «Московском вестнике», 1827, № 12, и затем включена во вторую часть «Стихотворений» 1829, среди стихов 1825 года. Точно так же и прочие сказки Пушкин печатал вместе со стихотворениями. Но, вырабатывая план нового издания, Пушкин выделил сказки в особый отдел. В список сказок он включил и «Жениха». Сказка эта написана балладной строфой (известной баллады Бюргера «Ленора»). Сюжет ее широко распространен, но, по-видимому, для Пушкина непосредственным источником явилась одна сказка сборника братьев Гримм. Однако Пушкин не следовал ей буквально. Он придал сказке характерный русский народный стиль и во многом изменил отдельные подробности.
Анализ сказки
Сказка «Жених» А.С.Пушкина написана балладной строфой и, что важно, – в русском народном духе, причем Пушкин сам в конце обозначает жанр: песня. При публикации он дал подзаголовок: «Простонародная сказка».
Казалось бы, перед нами простенький, расхожий сюжет о женихе, оказавшемся на поверку разбойником. Что перво-наперво бросается в глаза при прочтении? Разбойников с женихом во главе двенадцать, их вожак губит душу-девицу, рубит ей правую руку. Купеческая дочь Наташа (невеста), будучи свидетельницей расправы, описывает это как «недобрый сон», но в самом начале сказано, что купеческая дочь пропадала три дня и вернулась домой БЕЗ ПАМЯТИ. «Сон» (а говоря языком психологии вытесненная в подсознание ужасная явь) оказался вещим: злодей сватается теперь к ней, и она разоблачает его на свадьбе с помощью улики — кольца с руки его предыдущей жертвы. Такова фабула.
Главное звено сюжета, — свадебный обряд, где задействованы все свадебные «чины»: жених, невеста, сваха, родители, подружки невесты, «гости честные» (попутно замечу, что теме свадьбы Пушкин уделил много места и в незаконченной «Русалке»). Причем, замуж (на погибель) дочь отдает именно отец, третий главный персонаж сказки, мать невесты лишь едва упоминается и права голоса не имеет (в черновиках Пушкина есть строфа, где мать, чтоб успокоить дочь, плетет ей косу, но в окончательном. варианте этого нет, т.е. автор намеренно свел приcутствие матери на нет). Это неспроста. Сразу припоминаются зачины многих русских сказок: «Было у отца три сына (дочери) и пр., где отцы и цари, как правило, вдовцы. Хоть автор и отсылает нас в седую старину, но очевидно, что патриархат уже набрал силу. В этом смысле закономерен четвертый главный персонаж – сваха, не только не уравновешивающая мужское-женское (жених-невеста, отец-сваха), но, напротив, склоняющая чашу весов в мужскую пользу. Есть в жизни такой женский типаж (оборотень в женском обличье, стерегущий патриархальные «ценности» пуще собственных глаз и души), и автор метко дает его парой штрихов.
Таким, образом главная героиня, невеста остается в полном одиночестве, под тяжестью страшной тайны и грозящей ей гибели. Пушкин детально воспроизводит звенья ненавистного в данном случае свадебного обряда, вначале сватовства с красноречивым диалогом-договором свахи и отца невесты: «У вас товар, у нас купец». Торгуют не только женское тело, но и ДУШУ, потому что подчеркивается: душа-девица. Поэтому автор делает упор: купеческая дочь. Такой вот бизнес у любящего папаши, главы семьи времен Домостроя. Пушкин показывает нам, с какой скоростью Наташу стараются сбыть с рук – выдают за первого встречного, не разобравшись, каким образом он нажил богатство, – главное, богат и никому не кланяется в пояс – чем не жених?
«Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?»
Что тут скажешь – быстро обтяпали дельце.
«А бедная невеста Себе не видит места».
Как видим, в свадебном торге героиня не участвует, ей не оставили выбора, на что Пушкин обращает наше внимание: не видит места. Невеста не то что пассивна, она, насмерть перепугана, словно в прострации. Между тем, жених при сватовстве отсутствует (Пушкин дает понять, что женщины домостроевской Руси зачастую не видели будущих мужей до самой свадьбы. Мало того, что им приходилось делить ложе с тем, кто им противен, но и зачинать и рожать от нелюбимого детей – стерпится-слюбится. И никто не задумывался, какой ущерб получат при этом дети от такого брака. Во времена матриархата, когда за женщиной сохранялось право выбора, женщина, полагаясь на природное чутье и влечение, сама определяла, кому стать отцом ее ребенка. От злодея или урода нормальная женщина рожать не захочет. Традиционным «стерпится» церковная патриархальная лавка фабриковала тысячи безумных кликуш (кому интересна данная тема, отсылаю к труду И.Г.Пыжова «История нищенства, кабачества и кликушества на Руси» — при ее прочтении волосы встают дыбом).
Но вернемся на свадебку. Неискушенному гостю-зрителю жених не представляется злодеем, но с ним явно что-то не так: Молодец показан одним мазком, но и этого вполне достаточно, чтоб угадать в нем, правящим тройкой коней, жестокого деспота: «В санях он стоя правит, И гонит всех и давит». Можно догадаться, что ждет женщину в «вечном браке» с подобным типом. Поэтому
«Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет, и хохочет».
Реакция девушки (а ей до бесноватой кликуши уже один шаг) обнажает истинную суть традиционного обрядового действа, губительного для женщины. Но заложница воли отца вынуждена согласиться на союз с садистом против воли:
«Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мед варите, да СУД на пир зовите».
Вместо «гостей» – СУД, это неспроста! Невеста не так безвольна и безумна, как кажется на первый взгляд. Ответ отца (?) куда более странен: «Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву И жизнь отдать».
Действие как бы ускоряется, раскручивается маховик горькой женской судьбы, под плач подружек обносят по кругу заздравный ковш, но отчего-то не весело, будто совершают ритуал «за упокой». Откуда-то еще веет доброй седой стариной (вместо водки на столах хмельной мед и пр.). Но вместо состязания девицы-невесты и молодца-жениха, носящего игровой характер, перо Пушкина рисует жесткий поединок. По традиции девица-невеста должна его проиграть (это отражено в народных песнях свадебного характера), либо, имея шанс одержать духовную победу, она неизбежно погибнет от руки злодея (такая печальная развязка присутствует в балладах христианского толка). Но в народной копилке есть еще сказания о мудрой деве, а значит, не все потеряно. И Пушкин выбрал для своей героини именно этот жребий (а по сути выход)!
Хотя на циничный вопрос жениха, отчего она не ест не пьет, невеста признается: «Душе моей покоя нет, И день и ночь я плачу», дальше она все больше и больше начинает овладевать ситуацией. На наших глазах послушница чужой воли, готовая (по традиции), страдать и пожертвовать собой (это «ребру Адама» и «рабе божьей» предписывается церковным мракобесием), оказывается на поверку смелой и мудрой девой, уличившей в преступлении нежеланного недруга. Пассивная жертва вовсе не собирается отправляться в приготовленный для нее загон – ай, да Пушкин!
У Пушкина ни одна деталь не случайна, а смысловые акценты расставлены так изящно, что нагрузки не чувствуешь. Так, важные для понимания числа «3» и «12» не тяготят излишним символизмом (дочь купца пропадает 3 дня, жених 3 раза перебивает рассказ невесты, правит тройкой коней, а число «12» связано с 12 братьями (и сестрой), 12 апостолами (слово «апостол» переводится с греч. как отступник (ср. «апостасия») и 12 разбойниками (что гораздо реже в русской традиции).
В рекламе свахи и свидетельстве заблудившейся Наташи четко прослеживается символизм серебра-злата, попадающий точно «в десятку»:
«И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу — молчат. Зову —
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу —
В избе свеча горит; гляжу —
Везде сребро да злато,
Все светло и богато».
Читаем чуть ниже:
«Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая…»
Сомнений не остается – эта «как будто наяву изба» имеет сходство с церковью и одновременно разбойничьим вертепом.
Одна любопытная деталь там же: «На новгородскую камчу Я молча любовалась».
В словаре Даля камча толкуется как «плеть, кнут», а в значении «ткани с разводами» он приводит более употребительное слово камка. Следов существования именно новгородской камчи, кроме пушкинского источника, нигде не обнаружилось, зато практика публичного наказания женщин кнутом во времена Пушкина была будничным делом (об этом есть стихотворение Некрасова: «Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую…»).
Словом, то, что видит Наташа, якобы сон, а на самом деле это страшная реальность, которая может проиграться в жизни самой героини! Фактически смертная жуть уже начала осуществляться в свадебном обряде. Но у сна-были есть и другая функция: он в итоге служит средством выведения на чистую воду мудрой девой своего обидчика. Жених не выдерживает предложенного невестой испытания. Пытаясь уйти от прямого ответа и поставить на место «фантазерку», он называет сон «небылицей». Но дева говорит правду, а подложный жених лжет. Он не «суженый», а злодей, который должен быть разоблачен и наказан. «Пир на весь мир» становится, как и задумывалось мудрой девой, СУДОМ на весь мир. Здесь не лишне добавить, что жених – добрый молодец и богатей (благодаря умелой рекламе свахи), а на поверку безродный похититель девических душ и в прямом и в переносном смысле, не вписывается ни в какие фольклорные каноны, это явный монстр из патриархальной реальности христианского средневековья. И тем значимее для нас смелое противостояние ему главной героини.
Напомню, что действие сказки-баллады начиналось с таинственного исчезновения, пропажи купеческой дочери (У Пушкина этот факт повторяется в «Сказке о мертвой царевне»: «И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!»).
Однако, героиня нашлась сама – мало того, что сумела остаться незамеченной, выбралась из леса , но и нашла дорогу к дому. Внешне готовая подчиниться воле рока, смириться с участью овечки, идущей на заклание, она проявляет мудрость и достоинство женского начала. Это активное, жизнеутверждающее начало пытались подавить, но героиня Пушкина не позволила. И это чисто пушкинское решение вопроса: человек сильнее внушенных ему догм и страхов, он способен победить злую силу не только в сказке, но и в жизни.
Осталось лишь пролить свет на страхи и стереотипы сознания – разобраться с отрубленной рукой и кольцом, символом брачного союза, превращенным в улику. Поскольку «Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит», то можно предположить, что он отсекает руку уже у мертвой. Кольцо забирает себе (думаю, не только из жадности, но и для коллекции). Какой можно из этого извлечь смысл?
Левая рука является пассивным аспектом силы (инь), а правая активным (ян), также существует народное поверье, что безымянный палец символизирует партнёра (супруга/супругу). Обручальное кольцо на безымянном пальце означает нерасторжимые узы брака (ведь кольцо – символ вечности). Перенос символа круга – Великого кольца Жизни – на близкую реальность существовал исстари, но «брачное кольцевание» было навязано людям Церковью. Коллекционер, правда, пытается убедить потенциальную жертву в обратном: «Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица!»
Душа-девица, к счастью, оказалась не столь доверчивой и куда более мудрой и активной, чем от нее ожидали, природное жизнеутверждающее женское начало взяло верх над мужеложным мракобесием.
В общем, мы искренне рады за Наташу вместе с автором – у нее все получится в жизни. Будет любимый муж и здоровые, красивые дети, а потом еще внуки и правнуки. И за душу-девицу не стоит опасаться – дерзай, богиня! А цепляющимся за издыхающий патриархат и церковные догмы и обряды стоит задуматься – каким же образом «прославилась Наташа»? Не в святцы же она попала в самом деле.