Главные герои сказок о животных

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЕВ В СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

  1.  
    1. Цель работы

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Что же такое сказка и когда она появилась? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки:

1.познакомиться с историей народных сказок; 2. проанализировать сказки о животных; 3. выявить основные черты характера героев сказок о животных.

1.2. Задачи исследования

Задачи моей исследовательской работы заключаются в том, чтобы:

1. изучить сказки о животных;2. выявить особенности характера сказочных животных;3. сравнить черты характера животных с чертами характера человека;4. выявить влияние чтения сказок на формирование личности ребенка5. составить презентацию «Основные черты характера героев в сказках о животных»

Объектом исследования являются народные сказки о животных; предметом исследования – отличительные черты характера героев этих сказок.

  1. Вступление. Что такое сказка?

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях. Сказки создал народ, поэтому они называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди еще не умели писать и передавались из уст в уста, из поколенья в поколенье.

Все сказки делятся на: волшебные, бытовые и сказки о животных. Особый смысл у сказок о животных. Их герои – животные, птицы и рыбы, но очень похожие своим характером на людей. Главная задача таких сказок – высмеять скверные черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Для сказок о животных важна идея, что ожившая природа способна действовать самостоятельно, животные и растения имеют право на свою жизнь.

В сказках о животных действуют хитрая Лиса, злой и глупый Волк, трусливый Заяц, гордый Петух, добродушный Медведь и другие звери и птицы. Сказки о животных, как правило, нравоучительны и назидательны. Излюбленный герой таких сказок – хитрец и обманщик (лиса) – обязательно противопоставляется положительному персонажу (медведю, зайцу).

3. Основная часть. Главные герои сказок о животных и особенности их характера

3.1. Главный герой – Лиса.

Излюбленным героем сказочных историй о животных, является лиса. Она изворотливая и очень хитрая, часто готова на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Лиса мстительна и злопамятна. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым волком. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! Глупость и доверчивость так же бесконечны, как хитрость и расчет. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса, Плутовка. Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль».

3.2. Главный герой – Волк.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение. Сказки: «Старая хлеб-соль забывается», «Волк и коза», «Глупый волк», «Ненасытный волк», «Колобок».

3.3. Главный герой — Медведь

Также одним из главных персонажей в сказках о животных является медведь. Медведь часто попадает в смешные ситуации, но никогда ни на кого не нападает. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Сказки: «Мужик и медведь», «Теремок», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Медведь и собака», «Медведь – липовая нога».

3.4. Главный герой – Заяц.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя. В одних сказках это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Сказки: «Зайкина избушка», «Зайцы и лягушки».

  1. Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» среди учащихся 3-5 классов

Мною проведено анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни»:

среди одноклассников (учеников 3 класса),

среди учащихся 5 класса.

В анкетировании приняло участие 25 человек. Из них 21 человек ответили, что любят читать русские народные сказки о животных.

Вопрос

1 место

2 место

3 место

4 место

Назовите самых любимых сказочных героев

Лиса

Заяц

Кот

Медведь

Кого из них Вы считаете положительным героем?

Заяц

Кот

Медведь

Петух

Кого отрицательным героем?

Волк

Лиса

Сорока

Ворона

Чему учат сказки о животных?

Доброте и мудрости

Честности и справедливости

Отзывчивости

Дружбе и верности

  1. Результаты исследования

Проанализировав данные анкеты, я сделала вывод, что почти все дети знают и любят русские народные сказки о животных и их главных героев. Дети чаще выбирают положительных героев, которые оказывают положительное влияние на поведение ребенка. Так же я узнала, что чтение русских народных сказок о животных оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

  1. Вывод

В сказках о животных обязательно одерживается победа положительных героев над отрицательными, победа добра над злом. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Список использованной литературы

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Русские народные сказки/ в обработке М. Булатова, И. Карнауховой – М.: 2014

Просмотров работы: 10853

Русские народные сказки

По русским народным сказкам и их авторским переработкам

Русские народные сказки

По русским народным сказкам и их авторским переработкам

Русские народные сказки: животные

Волк

2
9
1

Чаще всего в сказках выступает в качестве антагониста. В этом случае рисуется обычно как сильный, но глупый и жадный персонаж.

Однако в сказке «Иван-Царевич и серый волк» Волк представлен в качестве положительного персонажа. Сильного, хитрого, могущественного помощника главного героя.

Подробнее »

Заяц

1
3
0

Трусливый, но сообразительный.

Лиса

1
8
4

Хитрая и ушлая. Если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает.

Медведь

1
6
2

С виду грозный, а на поверку доверчивый простачок.

Петух

0
0
0

Персонаж русских сказок. Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок — золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона.

Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Культура.РФ

Культура.РФ

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

Животные выступали в сказках чаще как «волшебные помощники».

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки «Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Волк в гостях у собаки», «Терем мухи». Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как «волшебные помощники» главного героя. Советский фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.

Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Владимир Аникин, «Русская народная сказка»

Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания».

Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».

Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.

Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> …Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых. Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы. Победил змея и блаженный князь Петр Муромский. Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей. Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого. Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.

Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились. «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь». После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка» Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.

Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?« «Плюнуть не успеешь!« Сел на того коня и очутился на своей земле». Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Виктор Васнецов. Сивка-бурка. 1926

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Бой Ивана-царевича со змеем. 1912

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». 1899

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке». 1906

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1908

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 1930

Частное собрание

  • Главные герои сказки щелкунчик и мышиный король
  • Главные герои сказки шестеро слуг
  • Главные герои сказки жених пушкина
  • Главные герои сказки чук и гек
  • Главные герои сказки бременские музыканты