Главный герой рассказа портрет гоголь

Краткое содержание «Портрет»

Краткое содержание «Портрет»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7661.

Обновлено 30 Декабря, 2021

О произведении

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1830-х годах в Петербурге, на Васильевском острове.

Главные герои

  • Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
  • Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

  • Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
  • Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде.

Краткое содержание

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

И что в итоге?

Чартков Андрей Петрович — постепенно сходит с ума и умирает.

Художник Б. — находит портрет ростовщика на аукционе, но упускает картину: пока он рассказывал историю, портрет пропал.

Отец художника Б. — становится отшельником, создаёт прекрасную картину рождения Христа; просит сына уничтожить портрет ростовщика.

Ростовщик — умирает, поскольку художник отказался закончить его портрет.

Заключение

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александр Тихообразов

    12/14

  • Егор Ковригин

    13/14

  • Александ Самарцев

    14/14

  • Алексей Ожгибецов

    9/14

  • Татьяна Богданчик

    11/14

  • Илья Рейлганов

    14/14

  • Юрий Литовченко

    13/14

  • Влад Демченко

    12/14

  • Елизавета Соловьева

    11/14

  • Мехродж Носиров

    14/14

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 7661.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 17.1к. Опубликовано 01.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Портрет» за 1 минуту и подробно по частям за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ повести «Портрет»

Художник Чартков влачит жалкое существование, но не опускается до написания «коммерческих» портретов, работая над своим талантом. Однажды в лавке ростовщика он покупает на последнюю монету страшный портрет с «живыми» глазами и приносит его домой. Ночью герой видит жуткий сон, в котором старик с портрета пересчитывает огромные деньги, а на утро Чартков находит часть этих денег в раме картины. Счастливый он раздаёт долги, снимает хорошую квартиру, покупает себе дорогие вещи. Деньги меняют его взгляды на жизнь, и художник берётся за рисование бездарных портретов. Теперь у него есть деньги и поклонники, но больше нет претензий на истинный талант. Счастья деньги художнику не принесли.

Страшный портрет после смерти Чарткова вновь объявляется и на этот раз его продают на аукционе за приличную цену. Однако один из участников аукциона рассказывает публике историю своего отца, тоже художника, тоже пострадавшего от влияния портрета. Посетители мероприятия решают, что мистическую картину необходимо уничтожить. Однако проклятый портрет успевает бесследно исчезнуть.

Главные герои и их характеристика:

  •  Чартков Андрей Петрович  — начинающий и подающий большие надежды художник, обедневший дворянин. В начале повести еле сводит концы с концами, задолжал за квартиру и не знает, где взять денег на пропитание. Однако, следуя совету своего учителя, художник пишет талантливо и не «опускается» до бездарной мазни, за которую можно выручить хорошую плату. Всё меняет его внезапное приобретение — страшный портрет ростовщика. Картина, попавшая в руки герою, обладает некой мистической силой. Эта злая сила ломает судьбу Чарткова и приводит его к потери цели в жизни: он становится зависимым от денег и теряет свой дар.
  •  Отец художник Б.  — персонаж повести, написавший «страшный» портрет ростовщика. Некогда этот художник задумал изобразить духа тьмы и ему подвернулся заказчик портрета с весьма неприятной репутацией: ростовщик, доводящий людей до сумасшествия. Портрет художник так и не завершил, жизнь его пошла по ухабам и он поведал историю «проклятой» картины старшему сыну с просьбой уничтожить её. Сам художник ушёл в монастырь писать «Рождество Иисуса».

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Художник Б.  — повествователь второй части повести. Сын художника, что написал «проклятый» портрет.
  •  Ростовщик  — персонаж повести «Портрет». Именно его изображение принесло многим людям несчастья и лишения. Сам ростовщик при жизни был злым, меркантильным, жестоким человеком. После смерти его «деяния» продолжил его портрет с живыми, страшными глазами.

Эпизодические персонажи:

  •  Хозяин квартиры 
  •  Квартальный 
  •  Важная дама и её дочь 
  •  Императрица 
  •  Продавец лавки и др. 

Краткое содержание повести «Портрет» подробно по частям

Часть I. История художника Чарткова

В небольшой лавке, за символическую цену, бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотреба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. На портрете был изображен ростовщик, а особенно художник был сражён техникой выполнения глаз, они смотрели с полотна словно живые.

Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду. Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину. Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.

С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из «проклятой» картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.

Часть II. История происхождения страшного портрета

Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.

Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить «духа тьмы». Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег. Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом. Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали жизнь самоубийством.

Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…

Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…

Кратко об истории создания произведения

Повесть Гоголя «Портрет» пережила две редакции автора. Над первой писатель работал в 1833-1834 годах. Повесть была издана в сборнике «Арабески», но получила отрицательные отзывы. Это время относится к периоду переосмысления Гоголем своих взглядов на искусство, задачи и миссию творца. Возможно, в связи с последним, Николай Васильевич серьёзно подкорректировал и переиздал свою повесть. Обновлённый «Портрет» вышел в печать в 1842 в журнале «Современник».

Главный герой гоголевского «Портрета»

Чартков — открытый, искренний, усердный и прилежный молодой человек, с рождения обладающий неповторимым талантом к портретной живописи. С ранних лет он испытывал огромную любовь к кистям, краскам и рисованию, тонко чувствовал натуру и умел сочетать цвета через эмоции и чувства, ощущаемые в тот или иной период времени.

Чартков, по мнению его первого и старого педагога по пейзажной и портретной живописи, считался крайне талантливым человеком, но нетерпеливым и склонным к низменным житейским удовольствиям (безумному повседневному хаосу).

Главным недостатком мужчины считалась его безумная любовь к деньгам. Огромная сумма, случайным образом найденная в раме приобретенного портрета ростовщика, лишила его жизнь сна, спокойствия и интереса к одному из самых значимых дел его существования — пристрастию к рисованию.

Второстепенные персонажи произведения

Далее предлагаем изучить образы «Портрета» Гоголя, относящиеся к второстепенным героям.

Отец художника

Добросердечный господин жил в небольшой квартирке и не нуждался в богатстве материального бытия, поскольку им ценились исключительно моральные ценности и устои. Собственными силами, без сторонней помощи, он на протяжении долгих лет добивался значимого места в творческой карьере пейзажиста — начиная с малого, постепенно мужчина поднимался к высотам, хвалебным отзывам и всеобщему уважению со стороны любителей живописи.

Именно он являлся создателем знаменитого портрета ростовщика, который приносил несчастья всем и каждому. Именно из-за злосчастной работы благородный господин был вынужден отправиться в церковь, где отыскал успокоение и смысл существования.

Ростовщик

Солидный, успешный и уважаемый в широких кругах мужчина, по просьбе которого был нарисован портрет, прославившийся в Петербурге своими мрачными, негативными и, можно даже сказать, демоническими свойствами.

Жители прославленного и творческого города не сомневались в том, что так называемый «портрет ростовщика» вобрал в себя исключительные сверхъестественные особенности, связанные с присутствием нечистой силы в зловещем человеческом образе, переданном сквозь линии, краски и художественные домыслы.

Портрет Гоголя характеристика героев

Ростовщик никогда не был замечен в ситуациях пагубных, жестоких и душераздирающих, однако его пронзительный взгляд при пристальном надзоре врезался прямо в душу и дарил безумное чувство тревоги, сбежать от которого было невозможно.

Художник

Любопытного и любознательного юношу можно назвать мастером кисти и красок, который совершенствовал свои способности на протяжении всей жизни, ведь он закончил не только академию с соответствующим профилем, но и выучился в Италии.

Его отцом был автор безумного демонического портрета ростовщика, и он искренне желал избавить людские жизни от сверхъестественных свойств, но, к сожалению, не успел.

Мы постарались в точности и детальном разборе передать характеристику персонажей «Портрет» и надеемся, что наша работы избавит вас от проблем, вызванной в ходе изучения литературных художественных творений именитых русских авторов.

Главная>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Чартков

Главный герой повести, молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя — Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной — слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на Васильевском острове и еле сводит концы с концами. Подробнее>>>

Отец художника

Один из персонажей повести, отец одного из двух художников, описанных в произведении. Этот человек проживал в Коломне и занимался росписью храмов. Однажды ему в голову пришла идея написать портрет духа тьмы. Долго уговаривать судьбу не пришлось, потому что к нему пожаловал сосед-ростовщик, от которого у окружающих были одни беды. Подробнее>>>

Ростовщик

Один из персонажей повести, человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии. Подробнее>>>

Художник

Один из персонажей повести, сын известного живописца из Коломны; рассказчик истории о страшном ростовщике и его портрете. Все, что нам о нем известно, так это то, что он по настоянию отца учился в Академии художеств. Затем путешествовал в Италию совершенствовать свое мастерство и знал о страшном воздействии портрета старика-азиата на окружающих. Подробнее>>>

Никита

Эпизодический персонаж, помощник и слуга Чарткова.

Хозяин квартиры

Эпизодический персонаж, требовал с квартальным долг с Чарткова.

Варух Кузьмич

Эпизодический персонаж, квартальный, который по просьбе хозяина квартиры, требовал деньги за её оплату с Чарткова. Случайно обнаружил свёрток с деньгами в его квартире.

Продавец

Эпизодический персонаж, продал картину с портретом старика Чарткову.

Приятель отца художника

Эпизодический персонаж, живописец, который выпросил портрет ростовщика у отца художника, когда тот хотел его сжечь. После покупки, он стал чувствовать себя плохо и подарил его своему племяннику.

Аристократическая дама

Эпизодический персонаж, первый клиент Чарткова после покупки портрета.

Lise

Эпизодический персонаж, дочь аристократической дамы.

см. также:
Краткое содержание Портрет, Гоголь

Сочинения по произведению Портрет, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Скачать обзор:

Гоголь — автор многогранный, на страницах своих произведений он предстает и реалистом, и мистиком, и глубоким философом. Все эти ипостаси воплотились в литературном полотне повести «Портрет».

Место и время действия

Щукин двор, где начинается действие — старейший рынок северной столицы, располагавшийся на Садовой площади.

Квартира главного героя находится на Васильевском острове.

Потом он переезжает на Невский проспект — главную улицу Санкт-Петербурга.

Время действия соответствует периоду написания произведения — 30-е годы XIX века. История, рассказанная во второй части, переносит читателя на несколько десятилетий назад, то есть в начало столетия.

О чем повесть? Очень кратко

Судьбу нищего талантливого художника Чарткова в корне меняет портрет незнакомца, случайно приобретенный им в картинной лавке. Художник потратил на него последние деньги, не имея даже средств заплатить за жильё. Той же ночью Чартков видит странный сон, в котором потрет оживает. На утро к нему заявляется квартирный хозяин вместе с квартальным, дабы взыскать плату за проживание или выселить должника. В рамке странного портрета обнаруживается крупная сумма денег.

Внезапно свалившееся на Чарткова богатство вскружило ему голову.  Вместо того, чтобы заниматься искусством и жить на обретенные средства, не заботясь о хлебе насущном, художник стал тратить деньги на прихоти. Он начинает писать портреты за деньги и становится модным художником. Разменяв талант на безбедную жизнь, он завидует истинным мастерам, скупает произведения искусства и уничтожает их. В конце концов художник лишается рассудка и умирает в муках.

Историю портрета на одном из аукционов рассказывает художник Б, он утверждает, что автор полотна, его отец, изобразил на картине реального человека. Он был очень богатым ростовщиком, проживал в Коломне, имел скверную репутацию. Ходили слухи, что деньги, которыми он обладал, приносили одни несчастья. Многие, кто брал в долг у старика, закончили жизнь трагично.

После смерти ростовщика его душа переселилась в портрет, и картина стала приносить несчастья всем, кому она принадлежала. Умирают члены семьи художника, написавшего портрет, сам он уходит в монастырь. Его старший сын, оставшийся в живых, поступает в Академию художеств. Отец при последней встрече велел ему посвятить себя искусству, а несчастный портрет уничтожить. Когда художник заканчивает свой рассказ, слушатели обращают внимание, что портрет исчез.

Подробное содержание

Повесть «Портрет» состоит из двух самостоятельных частей, в каждой из которых рассказывается отдельная история. Связующий элемент обеих частей — портрет.

Часть I

На Щукином дворе людно. Особенно много народу столпилось возле картинной лавочки, где представлено «самое разнообразное собрание диковинок». В основном здесь продавались  живописные произведения, написанные преимущественно маслом и покрытые лаком. В ассортименте лавочки были и пейзажи, и портреты, и лубочные картины. Мало кто из собравшихся покупал предлагаемые картины, большинство просто разглядывали их, как в музее.

Остановился подле лавки и прогуливавшийся мимо Щукина двора нищий художник по фамилии Чартков. Поначалу он насмехался над полотнами, которые представлялись ему уродливыми, потом стал рассуждать, «кому вообще нужны эти картины», но некоторые работы он рассматривал с интересом и с видом профессионала, чем обратил на себя внимание хозяина.  Купец расшаркивался перед покупателем в надежде хоть что-то продать, и художнику показалась стыдным уйти, просто поглазев на картины, и ничего не купить.

Чарткова привлек портрет в большой, когда-то великолепной раме со следами позолоты. Изображен на нём был пожилой мужчина, скуластый, с чахлым, бронзового цвета лицом. В чертах его лица был запечатлен «пламенный полдень». Одет мужчина в широкий азиатский костюм. Работа казалась не законченной, но чувствовалась рука мастера. Особенно неизвестному художнику удались глаза — большие и выразительные. Было в этом портрете что-то завораживающее.

В картинной лавке

«Что, батюшка, выбрали что-нибудь?» Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты.

Сторговавшись с хозяином, Чартков покупает портрет, отдав за него двугривенный — последние деньги, что у него были.

Возвращаясь домой, Чартков сам себе удивлялся, недоумевая, зачем он купил этот портрет? В свою квартирку художник добрался уже затемно. Слуга сообщает ему, что в доме закончились свечи, на которые у художника денег не было. Более того, в отсутствие Чарткова, сюда наведался хозяин квартиры вместе с квартальным, так как за проживание «не плочено». Скопился долг. У художника было два варианта: или заплатить, или съехать.

Бедственное, нищенское положение угнетало и унижало Чарткова. Он погрузился в размышление о своей жизни. Профессор, учивший Чарткова живописи, отмечал, что он талантлив, но не терпелив, в искусстве следовало быть последовательнее и основательнее. Творец, натура увлекающаяся, Чартков жил искусством, а не материальными благами, он был типичным «голодным художником», который,несмотря на свой талант, не мог вырваться из нищеты. Он размышлял, на какие деньги завтра будет обедать, зачем он так долго учился живописи, ведь можно было писать портреты богачей, стать модным художником и ни в чем не нуждаться.

И вдруг ему стало страшно. Он как будто почувствовал на себе чей-то взгляд. Это лицо старика смотрело на него с купленного портрета, о котором он уже успел и позабыть.  Он принялся его рассматривать и оттирать, несколько раз прошелся губкой, смыв с портрета пыль.  В сиянии месяца портрет казался ещё более живым.  Он протер картину, восхищался мастерством её автора, вновь обратив внимание на глаза.

«Глядит, глядит человеческими глазами», — произносит художник в изумлении.

Художник решил укрыть картину простыней.

Дабы портрет не пугал его в ночи, Чартков решил обернуть его простыней. Сделав это, художник отошел ко сну. Лежа в постели, он почувствовал, будто глаза незнакомца на портрете просвечивают сквозь ткань и вдруг обнаружил, что простыни на портрете уже нет, и нарисованный старик пристально смотрит на него. Портрет стал «оживать», старик зашевелился и «выпрыгнул из рам». Художником овладел страх. Его сердце бешено стучало. Мужчина с портрета подошел к художнику, сел подле него. В руках у незнакомца был мешок, а в мешке несколько свертков, на каждом из них написано «1000 червонцев». Свертки посылались под кровать художника. Старик принялся их собирать, после чего скрылся за ширмой. Один из свертков закатился дальше других, Чартков заметил это и схватил его, крепко сжав в руке.

В тот же момент художник пробудился в холодном поту.

«Неужели это был сон», — сказал Чартков, обхватив руками голову.

Рука его до сих пор чувствовала, как будто в ней только что находилось нечто тяжелое. Художник обнаружил, что лежит не в кровати, а прямо возле портрета, на полу. Простыни на потрете не было. Старик глядел на него пугающими живыми глазами, вытягивал губы, как будто хотел «засосать» художника. Герой снова проснулся.

«Неужели это был сон», — повторил он. Чартков посмотрел на стену. Портрет завешан. Сам он лежал в кровати, а в его руке что-то сжималось. Чартков проснулся, на этот раз уже окончательно. Он встал, немного постоял у окна и вновь отправился в постель.

Встал Чартков поздно, с головной болью. «Что это было, сон или бред?» — терзался вопросом герой. Он долго стоял у портрета, всматриваясь в него и вспоминая увиденное ночью. «Господи, если бы хотя бы часть этих денег», — думал Чартков.

Наведался хозяин вместе с квартальным требовать плату за жильё.  Квартальный по имени Варух Кузьмич рассматривал полотна в доме художника, подойдя к злосчастному портрету, гость слегка надавил на раму. Из неё вывалился один из свертков, таких, как художник видел во сне. Чартков схватил сверток и поспешил выпроводить визитеров, дав обещание, что к вечеру произведет оплату.

К художнику приходит хозяин квартиры с квартальным требовать оплаты за аренду жилья.

Он ознакомился с содержимым свертка. Как и ожидалось, внутри была большая сумма денег. Художник мог бы жить на эти средства, накупить кистей и красок и с головой посвятить себя искусству, но он сделал другой выбор. Расплатившись с хозяином, Чартков переехал в роскошную квартиру на Невском проспекте, купил себе новый фрак, духи, нанял карету и бесцельно катался по городу, посещал рестораны и кондитерские.

Чартков обнаружил свёрток с золотом.

Чартков решил стать модным живописцем, он подал объявление о том, что пишет портреты на заказ. Дабы быстрее привлечь клиентов, герой проплатил хвалебную статью в газете.

Заказчики стали обращаться к художнику. Одна богатая женщина заказала ему портрет дочери Лизы. Он писал вдохновенно, улавливая все малейшие черты, но заказчица постоянно вмешивалась, критиковала, просила что-то изменить, художник повиновался, следовал желаниям клиента, вот только портрет утратил сходство с первоисточником.

Первый заказ.

Тогда Чартков пошел на подлог. Он отыскал у себя портрет Психеи, внес в него некоторые изменения, и именно эта работа удовлетворила заказчиц и была ими куплена как портет Lise. Женщина стала показывать всем «ненастоящий» портрет своей дочери, работа снискала всеобщую похвалу. К Чарткову повалили заказчики, желающие заполучить своё изображение в улучшенном виде, предстать на полотне в образе Байрона или Марса. Искусство превратилось в ремесло, Чартков создавал вместо портретов живых людей искусственные маски, которые те желали видеть.

В один из дней Чарткова как известного живописца пригласили на выставку в Академию художеств дать оценку работы одного из мастеров. Им оказался прежний товарищ нашего героя, который пламенел любовью к искусству и еще в молодости уехал в Рим постигать мастерство великих живописцев. Чартков с видом знатока подошел к полотну и обомлел от увиденного — картина была выдающейся, выполнена с редким мастерством.

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем.

Чартков  долго стоял возле картины. Когда спросили, наконец, его мнения, он хотел было по своему обыкновению высказать похвалы, «от которых не поздоровилось бы ни одному художнику», но не смог вымолвить ничего вразумительного, разрыдался и выбежал.

Его преследовали мысли о том, что он совершил ошибку, растерял талант. А ведь мог писать ещё лучше, если бы занимался искусством, а не заработком. Он достал пустой холст, пробовал писать, но получалось посредственно и натужно. Он заперся в мастерской и погрузился в работу с терпением ученика. Всё было тщетно.

На каждом шагу он был останавливаем незнанием самых первоначальных стихий; простой, незначащий механизм охлаждал весь порыв и стоял неперескочимым порогом для воображения. Кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер, голова не смела сделать необыкновенного поворота, даже самые складки платья отзывались вытверженным и не хотели повиноваться и драпироваться на незнакомом положении тела.

«А был ли у меня талант», — задавался вопросом герой, «Не обманулся ли я?». А талант-то был, он чувствовался в тех картинах, что были написаны нищим Чартковым, когда он жил в скромной лачуге на Васильевском острове. Рассматривая свои творения, художник почувствовал чей-то взгляд. На него глядел тот самый старик с портрета. Он вспомнил всю историю, связанную с этой картиной, и велел унести ненавистный портрет.

Но мира его душа не обрела. Героя стала терзать мука, которая случается, «когда талант слабый силится выказаться в превышающем его размере и не может выказаться». В его душе поселились страшная зависть, доводящая до бешенства. Она овладевала художником каждый раз и вызывала адское намерение, как только он видел чужую талантливую картину. Чертков стал посещать аукционы, скупая лучшие работы, не жалел на это денег, опустошая сундук с золотом. Принеся купленные работы домой, Чартков их рвал и резал.

Художник начал сходить с ума.

Художник сходил с ума, у него случались припадки бешенства, он впадал в горячку. Его всюду преследовал взгляд старика с портрета. Лишенный рассудка герой захворал, подхватил чахотку. Конец его был трагичен: он совсем ослабел и умер.

Часть II

Множество коллекционеров съехалось на аукцион, где предлагались произведения искусства. Парадная зала была полна людьми. Один из лотов — портрет старика-азиата с «необыковенной живостью глаз», тот самый который «сгубил» Андрея Чарткова. Торги шли оживленно, цена на портрет подскочила в четыре раза. Процесс прерывает один из присутствующих — молодой художник Б.

«Позвольте мне прекратить на время ваш спор».

Он заявляет, что более, чем всякий другой имеет право на эту картину. Портрет написал его отец.

Художник Б рассказывает присутствующим длинную и страшную историю. Изображенный на портрете старик некогда проживал в Коломне, был ростовщиком. Условия, на которых он предлагал займ, казались клиентам вполне приемлемыми, но когда дело доходило до возврата долга, оказывалось, что набежали сумасшедшие проценты.

Все, кому ростовщик-азиат давал денег, заканчивали жизнь несчастливо. Один вельможа, одолживший у него денег, сошел с ума и умер в беспамятстве. Припоминает художник Б и историю юноши и девушки, парень взял в долг у азиата, чтобы расположить родителей невесты и получить согласие на её руку и сердце. В результате он стал одержим ревностью, покушался на жизнь супруги и, в конце концов, покончил собой.

Ростовщик заказал свой портрет, чтобы продолжить жизнь в нём!

Отец рассказчика был художником-самоучкой, за свои работы он брал скромную плату, заказы ему поступали даже из церкви. На одной из работ ему нужно было изобразить дух тьмы. Он искал подходящий образ. Таковым стал сосед-ростовщик, повстречавшийся ему.

Вскоре старик сам пришел к художнику заказать портрет и попросил написать так, чтобы тот был «как живой». На следующий день художник взял краски и кисти и пришел домой к ростовщику. В процессе работы над портретом мастера настигало тревожное чувство, оно всё более и более усиливалось, пока он выводил черты старика. «Какая дьявольская сила», — думал художник, глаза натурщика день ото дня становились страшнее и «врезались» в душу. Мастер хотел отказаться от работы, говорил, что не сможет её завершить, но старик умолял об обратном. Он обмолвился, что будет жить в этом портрете после смерти. Это ещё больше напугало художника, и он удалился, не завершив работу. Ростовщик прислал ему обратно незаконченный портрет, не заплатив ни копейки и в тот же день умер.

Душа ростовщика действительно вселилась в этот дьявольский портрет. В характере отца рассказчика с тех пор произошли перемены. Он потерял покой и не понимал причины своей тревожности. Неожиданно художник стал завидовать своему ученику, талант которого прежде вызывал его расположение. Теперь же внимание знатоков к трудам ученика стало для него невыносимым. Когда тому предложили написать картину для новой церкви, художник прибег к интригам. чего раньше честная натура его гнушалась, и добился, что на картину объявили конкурс.

Отец рассказчика с жаром взялся за работу, намереваясь обойти ученика. Действительно, его произведение превзошло работы других по мастерству и таланту, но один из присутствующих заметил, что в лицах изображенных им святых «нет святости», а в глазах есть что-то демоническое. Художник понял, что всем своим героям он рисовал глаза, как у того ростовщика.

В работе художника пропала святость.

В ярости вернувшись домой, он разогнал детей, хотел было поднять руку на супругу, стал крушить свою мастерскую и намеревался уничтожить несчастливый портрет. В этот момент к нему наведался приятель, он уговорил художника не губить одну из лучших своих работ и забрал картину с собой.

От погибели портрет спас друг художника.

Избавившись от портрета, отец стал чувствовать себя лучше, он удивлялся свои переменам, попросил у всех прощения за невольные обиды. Приятель, забравший портрет, как-то заявился к нему, сказав, что в этой картине явно сидит «нечистая» сила. Он подарил картину племяннику, а тот в свою очередь избавился от неё, продав какому-то коллекционеру.

Вскоре в семье автора картины произошло сразу три потери: ушли из жизни жена, дочь и малолетний сын. Другой сын, тот самый Б., рассказывающий эту историю, поступил в Академию художеств, а сам отец ушел в монастырь и зарекся брать в руки кисть до той поры, пока не отмолит свой грех. Несколько лет пребывал монах в посте и молитве и, наконец, объявил настоятелю о своей готовности к работе кистью. Художник начал писать «Рождество Иисуса». Он долго и кропотливо работал над картиной, искупая перед Богом вину за дьявольский портрет. Картина поразила монахов, она была настолько искусна, будто кистью художника водила «святая высшая сила».

Художник Б закончил Академию и спустя 12 лет после расставания с отцом приехал навестить его, он собирался ехать в Италию и хотел получить отцовское благословение. В седовласом ангельского вида старце он с трудом признал своего родителя. Отец дал ему наставление — посвятить себя искусству, творить от души и нести радость людям, а если попадется ему тот самый портрет — картину следует уничтожить, чтобы она больше не доставляла людям бед.

Портрет пропал.

На сем Б. закончил рассказ. Толпа повернулась к стене, где висел портрет, но его на месте не было. Картина пропала. Возможно, была украдена. Дальнейшая судьба портрета остается неизвестной.

Герои

Главные герои

Андрей Чартков

Андрей Чартков — художник, в начале повести — юноша 22 лет, искренне влюбленный в искусство, глубоко уважающий своего учителя-профессора. Он обладает талантом, беспечен и романтичен, но тяготится своим бедственным положением. В юности он прилежно служит искусству. Даже не имея средств на жизнь, он готов тратить последние деньги на живописные полотна.

Приобретенный портрет и обнаруженные в нём богатства полностью меняют не только жизнь, но и характер персонажа. Герой становится алчным, меркантильным и завистливым, из творца он превращается в ремесленника, заурядного модного живописца. Чартков пал жертвой земных соблазнов. Он утратил свой талант, потому что променял служение искусству на поклонение золотому тельцу.

Ростовщик.

Ростовщик — пожилой мужчина крупных форм, с выразительными живыми глазами изображен на портрете, который купил художник Чартков. Персонаж проявляется в реальной жизни и на портрете, в этом образе сочетается реалистическое и мистическое. При жизни ростовщик был неприятным, жадным стариком с дурной репутацией. Желтый оттенок его лица вызывал ассоциации с золотом. Этот человек был азиатского вида, но точной его национальности никто не знал.

«Нации он был: индеец, грек, персиянин».

Герой на выгодных условиях давал людям деньги, но для всех заемщиков они становились источником горя. Образ ростовщика, безусловно, демонический: он сеет зло. Душа его после смерти вселяется в портрет, и он по-прежнему вершит черные дела.

Автор портрета

Автор портрета — талантливый художник-самоучка, служитель искусства, не гонится за богатством и славой, семьянин, отец троих детей, благочестив, свой художественный талант посвящает христианской тематике, служению церкви. Работа над портретом ростовщика принесла ужасные плоды. Лица в картине, которую писал для церкви, потеряли святость и приобрели демоническое выражение. Сам художник стал злым, способным на интриги, завистливым. Его постигло несчастье — смерть жены и двоих детей.

Осознав происшедшее, художник отдает сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где долгим покаянием  и постом искупает грех. После этого создает дивное полотно на библейский сюжет. Став старцем, художник поручил взрослому сыну уничтожить портрет, если он ему попадется.

Художник-сын

Художник Б — сын автора портрета, человек 35 лет, стройный, с длинными волосами и приятным лицом. Он потомственный живописец, выпускник Академии художеств, совершенствовал свое мастерство в Италии. Во второй части повести он рассказывает об истории создания портрета и о личности ростовщика.

Второстепенные персонажи

Приятель отца художника Б — веселый жизнерадостный человек, художник, уговаривает своего друга и коллегу не уничтожать работу, забирает её с собой.

Продавец картин — хозяин лавки на Щукином дворе, ушлый и ловкий продавец, цепляющийся за покупателя и стремящийся продать ему товар во что бы то ни стало.

Хозяин квартиры — владелец квартирки на Васильевском острове, которую нанимает Чартков, требует с художника деньги за проживание, эпизодический персонаж, его образ подробно не раскрывается.

Квартальный — полицейский надзиратель, упоминается имя персонажа – Варух Кузьмич. Он  приходит вместе с хозяином в квартиру Чарткова. По сюжету, благодаря его действиям из рамы картины выпадает сверток с деньгами, изменивший судьбу Чарткова.

Дама-заказчица — богатая аристократка, заказавшая у Чарткова портрет дочери, требовательна, мнит себя знатоком и любительницей искусства. Её не устраивает настоящий, реалистичный портрет, умело отражающий как достоинства, так и недостатки лица героини, она предпочла красивое, но лживое изображение.

Lise — дочь заказчицы, которую следовало нарисовать Чарткову, девушка 18-ти лет.

Санкт Петербург

В «Петербургских повестях» Гоголя важную роль играет образ самого города, Петербург является полноценным действующим лицом. Красивая величественная столица, город соблазнов, он великолепен и порочен одновременно. Гоголь показывает «мрачную» сторону Петербурга, суетливый город «подавляет» и «растворяет» маленького человека, переламывая судьбы в огромном жизненном котле.  Жертвой большого города становится художник Чартков.

История создания

Работа Н.В. Гоголя над повестью «Портрет» от идеи до подготовки к публикации заняла три года, с 1832 по 1834 год. В 1835 году она впервые увидела свет в сборнике авторских работ «Арабески». Сборник был очень разноплановым по содержанию, включал статьи Гоголя по истории, искусству, географии и несколько художественных произведений. Среди них и повесть «Портрет». Произведение было критически воспринято современниками, получило много негативных откликов, и Гоголь задумал его редакцию. Второй вариант повести создавался в 1841-1842 гг. и был опубликован в 1842 году в третьем номере «Современника» — самого популярного журнала того времени.

Жанр и направление

Небольшой объем произведения, выстраивание всего сюжета вокруг одного центрального образа, вынесенного в заглавие, несколько ключевых персонажей — эти черты произведения позволяют отнести его к жанру повести, так своё творение определял и сам Гоголь.

В сюжет реалистической повести интегрированы мистические элементы, в основу конфликта положено фантастическое допущение.

Сочетание реалистического и мистического характерно для многих произведений Гоголя, что определяет своеобразие его творческого почерка в литературном процессе эпохи. При взгляде из сегодняшнего дня, опираясь на термины современного литературоведения, к творчеству Гоголя применимо такое определение как «мистический реализм», однако в русской литературе XIX века этого явления не существовало. Направление мистический реализм в литературе и искусстве оформилось значительно позже.

Эпоха, в которую жил и творил Гоголь характеризовалась переходом от романтизма к реализму, «Портрет» — одно из произведений Николая Васильевича, в котором литературоведы усматривают сочетание этих двух направлений. Мистические и фантастические элементы при таком подходе представляются как влияние романтизма.

События происходит в реальном мире, в конкретном городе, в конкретную эпоху, в произведении отражается дух времени, реалистично изображается жизнь и быт людей, что соответствует характерным особенностям реализма.

Композиция

Повесть имеет оригинальную составную композицию, что определяется наличием двух самостоятельных частей. Части содержательно противопоставлены друг другу, такой приём в литературе называется антитеза.

Первая часть иллюстрирует гибель таланта художника в погоне за материальными благами, вторая рассказывает о рождении великого произведения искусства через боль, страдания, лишения и потери.

Композиционное построение первой и второй части отличны друг от друга.

Первая часть написана в соответствии с принципами линейной композиции, события излагаются последовательно, выделяются традиционные элементы композиционной структуры:

  • ЗАВЯЗКА — Покупка портрета
  • КУЛЬМИНАЦИЯ — Обретение денег и славы
  • РАЗВЯЗКА — Утрата таланта и душевного здоровья
  • КОНЦОВКА — Болезнь и смерть Чаркова.

Композиция второй части может характеризоваться как «рассказ в рассказе», в начале и в конце повествования описывается аукцион, на котором продается портрет, внутри интегрирована история, звучавшая из уст одного из присутствующих на аукционе и представляющая собой полноценный рассказ, имеющий свой сюжет и конфликт.

К такой сложной композиции Гоголь прибегает для создания «эстетического эффекта». Особенности композицию служат донесенью авторского замысла, тематики и проблематики произведения.

Главная тема

Основная тема повести: искусство истинное и ложное.

«Портрет» — посвящение искусству. В повести автор воспевает силу искусства, которая может быть и животворящий и губительной. Гоголь противопоставляет искусство, которое устреблено к небесной высоте, ремеслу, в котором художник служит на потребу публики.

Идея

По мнению Гоголя, выраженному в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», любое искусство (живопись, литература, музыка) должно просвещать душу, вести ее к совершенству, стать «незримой ступенью к христианству». Гоголь видел в этом единственное оправдание искусства.

Идея высокого назначения искусства высказана в повести талантливым художником, некогда написавшим злополучный портрет:

«… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».

Создавать такие произведения, безусловно, сможет только тот, кто сам стремится к совершенству. Таковым был художник, ушедший в монастырь, а также прежний товарищ Чарткова, картина которого  поразила зрителей.

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…»,

— эта цитата Николая Васильевича передает основной посыл произведения.

Проблематика

Вокруг главной темы искусства и судьбы творческого человека строится и проблемное поле произведения. Гоголь поднимает нравственные и вечные философские проблемы.

Талант и деньги

Противоречие материального и духовного в судьбе творческого человека — одна из вечных проблем, поднимавшаяся на страницах многих произведений. Заработать и состояться материально, или творить, отказывая себе во всем, реализовать свой талант, но остаться бедным — перед этим выбором оказываются многие творческие люди. Недаром существует крылатое выражение: «Художник должен быть голодным». В этой поговорке слово художник понимается в широком смысле слова. Но в жизни все не так однозначно.

История культуры знает немало гениев, которые сумели монетизировать свой талант, а многие шедевры в разных сферах культуры изначально создавались на заказ. Но всё же чаще случается обратное, и великое за деньги не пишется. Встав на путь материальной прибыли, очень просто растратить свой талант, разменять его по мелочи. Именно это и произошло с героем Гоголя Чартковым, и для него этот жизненный выбор стал губителен.

Показывает Гоголь и другой пример — автора портрета, преданного искусству мастера, который не гнался за материальным, во имя искусства перенес немало бед и лишений, и в конце концов посвятил себя Богу. Талант — великий дар и большая ответственность,он дается, чтобы взращивать его, а не зарывать в землю, иначе он отнимется. Талант должен служить добру и свету, иначе удел творца будет печальным.

Два образа и две истории контрастируют друг с другом, иллюстрируя позицию писателя: подлинное искусство — категория высшего порядка, оно требует вдохновения и бескорыстия и не терпит, когда его разменивают на ложные ценности — жажду богатства.

Добро и зло

Борьба добра со злом — извечная тема мировой литературы.

Источник и символ зла — портрет художника, он искушает, приносит беды. Чартков поддался этому искушению и тем самым встал на сторону зла. Автор портрета, напротив, всячески противостоял темной силе, вселившейся в его работу.

В произведении нет однозначной победы добра над злом, о чем говорит открытый финал. Портрет не был уничтожен, он просто исчез, и его дальнейшая судьба читателю не известна. Портрет может еще побывать у многих, а значит — принести беды. Писатель дает понять, что зло неискоренимо, оно незримо присутствует в этом мире, но человек духовно сильный может противостоять его соблазнам.

Алчность и тщеславие

Нравственная проблематика повести сосредоточена на обличении таких человеческих пороков, как алчность и тщеславие, которые ведут не только к моральной, но и к физической гибели.

Носитель алчности — ростовщик-азиат, после смерти поселившийся в портрете и несущий беды, выступающий фактически в роли демона.

Тщеславие овладело Чарковым и привело его к творческому и жизненному краху.

Экранизации

Известны три экранизации гоголевского сюжета, две отечественных и одна зарубежная.

Самый первый фильм был снят ещё на заре истории кинематографа, в Российской Империи, в 1915 году.

В 1975 году советскими деятелями театра была создана радиоверсия спектакля, поставленного в «Современнике». Она примечательна актерским составом, текст от автора читает Олег Табаков, Чарткова озвучивает Константин Райкин, а продавца картин – Авангард Леонтьев.

В 1987 году «Портрет» представлен в формате фильма-спектакля режиссера Сергея Сергеевича Евлахишвили.

В 1999 году повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была экранизирована в Швеции.

Скачать обзор:

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Портрет», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Портрет» Николай Васильевич Гоголь написал в 1833–1834 годах. Она входит в цикл «Петербургские повести» и состоит из 2 частей. В каждой из них рассказывается история о художниках, на судьбы которых повлиял портрет ростовщика.

Главные герои повести

  • Чартков — талантливый художник 22 лет, нервный, с развитым воображением.
  • Отец художника Б. — написал портрет ростовщика, будучи художником-самоучкой, честный, добрый человек.

Другие персонажи

  • Хозяин лавки — ловкий торговец, продающий картины.
  • Никита — молодой парень, слуга Чарткова.
  • Хозяин квартиры.
  • Ворух Кузьмич — квартальный надзиратель.
  • Дама — заказала Черткову портрет своей дочери. Считает себя знатоком живописи.
  • Lise — 18-летняя дочь дамы.
  • Художник Б. — рассказчик во второй части повести, человек лет 35, с приятным лицом.
  • Старик — богатый ростовщик.
  • Приятель отца художника Б. — весёлый человек, живописец.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедный художник купил в лавочке портрет старика, поразивший его тем, что глаза изображённого человека были точно живые.

Ночью он увидел сон, будто старик вылез из рамы, достал из мешка свёртки, на которых было написано «1000 червонных».

Наутро пришли к художнику хозяин квартиры и квартальный надзиратель. Так как у молодого человека не было денег заплатить за квартиру, полицейский предложил ему вместо денег отдать картину. Затем взял портрет, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «1000 червонных». Художник так быстро поднял его, что квартальный не заметил этого.

Молодой человек, получив такое богатство, нанял роскошную квартиру и стал модным живописцем, но не творцом искусства, а попросту ремесленником, умеющим писать портреты.

Через несколько лет, увидев прекрасную картину своего прежнего товарища, он понял, что растратил свой талант. Рассматривая свои прежние работы, он наткнулся на портрет, купленный им в лавке. Испугавшись страшных глаз старика, художник велел унести портрет. С тех пор обуяла его зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их картины и уничтожать их. В конце концов, сошёл с ума и умер.

Во второй части повести рассказано, как появился этот портрет. Ростовщик, живущий в Коломне, уговорил одного художника написать его портрет.

Когда художник начал писать глаза старика, в душе его поселилась тревога, и он отказался продолжать работу. На следующий день художник узнал, что ростовщик умер.

С тех пор живописец очень изменился, стал завистлив. Участвуя в конкурсе на заказ картины для церкви, он проиграл, так как у всех фигур на его картине были демонические глаза ростовщика.

Художник хотел сжечь портрет, но приятель упросил отдать ему это произведение. У художника как будто камень свалился с души, он стал добрее и спокойнее.

А приятель после этого стал тревожен, беспокоен. Спокойствие вернулось к нему только после того, как он отдал портрет племяннику. Но тот тоже не выдержал, и стал переходить портрет от одного к другому.

А художник, написавший его, стал монахом, удалился в пустынь и через несколько лет написал чудесную картину для церкви.

Сыну своему, закончившему учение в художественной академии, он завещал хранить душу чистой и попросил уничтожить портрет ростовщика, если где-нибудь его увидит.

Сын, художник Б., увидел портрет на аукционе, рассказал людям историю его создания и заявил, что имеет на него права больше чем кто либо. Но портрет кто-то украл, пока все слушали историю о нём.

Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)

Часть 1

В Петербурге, на Щукином дворе, есть лавочка, торгующая картинами. Как-то перед её витриной остановился бедный художник Чартков. Сначала он насмешливо рассматривал дурно намалёванные картины, потом стал размышлять о том, кто же их покупает.

Когда он очнулся от своих мыслей, то услышал, что хозяин лавки уже давно расхваливает ему новые картины. Художнику показалось неловким не купить ничего после долгого стояния у лавки, и он сказал, что лучше посмотрит старые картины.

Одна из них поразила Чарткова. На ней был изображён старик в азиатском костюме. Глаза его поражали, они казались вырезанными из живого человека и вставленными в картину. Художник купил её за двугривенный, а выйдя из лавочки, вспомнил, что эти деньги у него были последними.

Когда он пришёл домой, его слуга Никита сказал, что приходили хозяин квартиры с квартальным. Хозяин сказал, что если художник не заплатит деньги, пусть съезжает с квартиры.

Чартков был молодым человеком, увлечённым творчеством, часто он писал картины, забывая про пищу и питьё. Профессор предупреждал его, что хотя у него есть талант, нужно больше обдумывать работу, не быть нетерпеливым в творчестве.

Сейчас удручённый художник раздумывал, на какие деньги завтра он будет обедать. Зачем он слишком старательно и долго учится живописи, когда мог бы уже стать модным живописцем, писать портреты богатых людей и не нуждаться. Так он с досады сказал сам себе и вдруг увидел чьё-то лицо со страшными глазами. Испуганный художник понял, что это купленный портрет.

Чертков рассмеялся и стал смывать с него грязь. Снова поразился он необыкновенной живости глаз изображённого на нём старика и с ужасом понял, что эти глаза смотрят прямо на него. Чартков накинул на картину простыню.

Ночью увидел художник, что старик выпрыгнул из рамы. Чартков не мог даже вскрикнуть, а только смотрел, как призрак вытащил из складок своего одеяния мешок и вытряхнул из него свёртки, на которых было написано «1000 червонных».

Чартков схватил один откатившийся свёрток. Старик этого не заметил и уложил свёртки в мешок. Затем он пошёл от кровати, но вернулся и глянул на Черткова. Тот стиснул свёрток в руке, вскрикнул — и проснулся.

Увидел он, что простыни на портрете нет, а губы старика вытягиваются, будто хотят высосать его. И снова Чертков проснулся.

Увидел, что портрет закутан в простыню, но она стала раскрываться. И снова художник проснулся.

Он высунулся в форточку, холодный воздух успокоил его. Когда уже брезжил свет зари, Чертков крепко заснул.

Утром пришёл хозяин с квартальным надзирателем. Узнав, что у Черткова совершенно нет денег, полицейский предложил хозяину взять в качестве платы за квартиру картину Черткова, но тому они не нравились.

Квартальный, взяв портрет старика, наверно, слишком сильно надавил на раму. Досточки вдавились, одна упала, вместе с ней упал свёрток с надписью «1000 червонных». Чертков быстро,  незаметно поднял его и сказал, что заплатит за квартиру вечером и завтра же съедет с неё.

Когда посетители ушли, художник пересчитал деньги, понял, что он обеспечен года на 3 и может заниматься живописью, не продавая картин, а шлифуя свой талант.

Но он был молод и не выстоял перед искушением красивой беззаботной жизни. Чертков модно оделся, снял великолепную квартиру, заплатил издателю газеты за хвалебную статью о себе, в которой читателей приглашали заказывать у него портреты.

Первой пришла дама с 18-летней дочкой и заказала её портрет. Дама хотела, чтобы девушка была изображена как можно идеальнее. Пришлось художнику сделать так, как она хотела.

Вслед за этим стали поступать заказы от других светских людей и Чертков, разбогатев, стал светским человеком. Его талант не развивался, но заказчики были довольны.

Достигнув зрелых лет и всеобщего уважения, увидел он однажды картину своего прежнего товарища и понял, что лучшие дни своей юности растратил на писание портретов, которые нельзя отнести к высокому искусству.

Чертков велел выбросить все последние картины, погрузился в работу, но у него уже ничего не выходило, кроме заученных приёмов писания.

Он захотел удостовериться, точно ли у него был талант, и стал рассматривать свои прежние картины. И вдруг задрожал, встретив взгляд страшных глаз — это был портрет, купленный им на Щукином дворе. Чартков велел вынести его вон.

Его обуяла ужасная зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их произведения и рвал и топтал эти картины.

У него были припадки безумия, затем сделалась горячка, и он умер. В комнате его не нашли денег, увидели там только изрезанные куски прекрасных картин.

Часть 2

На аукционе перед одним портретом собралась толпа. Все были поражены живостью глаз изображённого на нём старика.

На этот портрет уже взвинтили огромную цену, но человек лет 35 сказал, что он более всех имеет право на него. Он рассказал историю портрета.

В части Петербурга, Коломне, где жили небогатые люди, проживали и ростовщики. Один из них был очень примечателен: огромного роста, смуглый, с густыми бровями и глазами, сверкающими необыкновенным огнём.

Те, кто занимали у него деньги, обычно изменялись в худшую сторону и конец их жизни был ужасен.

Отец художника Б. был художником-самоучкой. Его отличала честность, твёрдость характера, он помогал другим  бедным художникам.

Ростовщик сказал ему, что, может, скоро умрёт, но не хочет умереть совершенно и попросил написать его портрет, чтобы был, точно живой.

Отец согласился, поскольку как раз в церкви заказ на картину, где нужно было изобразить духа тьмы, а наружность ростовщика очень подходила для этого.

Сначала он стал писать глаза старика, но в его душе поселилась ужасная тревога, и он сказал ростовщику, что не будет продолжать писать портрет. Тот умолял, говоря, что жизнь его продолжится в портрете, но художник в ужасе от этих слов выбежал из комнаты.

Утром ему принесла от ростовщика служанка портрет и сказала, что хозяин не хочет его покупать. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.

С тех пор характер живописца переменился. Он стал тревожен, завистлив. Художник проиграл в конкурсе на заказ картины для новой церкви, так как один из членов жюри сказал, что в его картине есть что-то демоническое.

Живописец после этих слов увидел, что на его картине у всех фигур были глаза ростовщика. В бешенстве хотел он сжечь злополучный портрет. Но в это время к нему зашёл приятель, тоже художник, и упросил отдать портрет ему.

Когда живописец избавился от этого своего творения, он стал спокойнее и добрее.

Однажды пришёл к нему приятель, который унёс к себе портрет ростовщика. Он рассказал, что после того как повесил его у себя в доме, стал чувствовать тоску и тревогу.

Только когда племянник этого приятеля попросил портрет себе и унёс его, тот снова стал весел и доволен своей жизнью.

Племянник тоже не выдержал и продал портрет собирателю картин, а тот тоже кому-то его сбыл с рук. Приятель сказал, что можно подумать, будто душа ростовщика переселилась в портрет.

Отец художника Б. подумал, что его искусство стало причиной того, что часть жизни старика как-то перешла в портрет и сейчас тревожит людей, порождая зависть, тревогу и тому подобное. Внезапные смерти жены, дочери и маленького сына он посчитал небесною карой себе, постригся в монахи, стал жить один, изнуряя свой тело, чтобы спасти душу.

Через несколько лет он явился в монастырь и написал чудесную картину, изображающую рождество Иисуса.

Когда художник Б. окончил учение и собрался ехать в Италию, он приехал в монастырь проститься с отцом, которого не видал уже 12 лет. Тот благословил его на то, чтобы хранил свой талант и всё принёс в жертву искусству, ибо в нём заключён намёк о божественном рае.

Он рассказал сыну, что однажды написал портрет, очень точно передав образ изображаемого человека. Это не было созданием искусства, так как он чувствовал отвращение к этой работе и желал только как можно вернее изобразить этого человека.

Сейчас до него доходят слухи, что портрет ходит по рукам и сеет среди художников зависть и ненависть. Тот, у кого есть талант, должен быть чист душой. Так закончил свою речь монах, благословил сына и попросил истребить этот портрет, если увидит его где-нибудь. А узнать его можно по необыкновенным глазам.

И вот сейчас, через 15 лет после этого, художник Б. встретил это произведение отца на аукционе. Ещё не закончив речи, взглянул он на стену, где был портрет, и не увидел его — он был кем-то похищен.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» раскрыты темы:

  • искусство, художественное творчество;
  • богатство;
  • зло, скрытое в деньгах;
  • соблазн деньгами.

Основная мысль (идея) повести «Портрет» — искусство нужно творить с чистой душой, ограждая себя от соблазнов и пороков. Проникновение зла в душу художника заражает его искусство, пагубно влияет на зрителей.

Для автора конкретное социальное воплощение мирового зла — это денежная власть (с портрета глядят живые глаза ростовщика).

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по частям — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Главный герой рассказа о любви чехова
  • Главный герой рассказа немой герасим каковы черты его характера
  • Главный герой рассказа мертвые души
  • Главный герой рассказа крыжовник род занятий образ жизни
  • Главный герой рассказа дети природы