Главный герой рассказа рассказ танкиста

Главные герои стихотворения «Рассказ танкиста» и их характеристика

  1. Танкист, командир. Суровый, бесстрашный, мужественный.
  2. Мальчишка. 10-12 лет. Озорной, бедовый. Смелый и бесстрашный.

План пересказа стихотворения «Рассказ танкиста»

  1. Забыл спросить
  2. Бедовый мальчик
  3. Огонь немцев
  4. Появление мальчика
  5. На танке
  6. В тылу немцев
  7. Рукопожатие
  8. Забыл спросить

Главная мысль стихотворения «Рассказ танкиста»
Народ должен знать своих героев.

Чему учит стихотворение «Рассказ танкиста»
Рассказ учит мужеству и патриотизму. Учит любить Родину и всегда защищать ее. Учит ценить помощь и благодарить за нее. Учит драться до победного конца. Учит тому, что война всегда несет боль и горе.

Отзыв на стихотворение «Рассказ танкиста»
Мне очень нравится это стихотворение про танкиста и мальчика, который показал танкисту расположение вражеской пушки. И больше всего мне понравилось сожаление танкиста, что он не спросил имя мальчика. Он хотел бы знать имя того, кто может быть спас жизнь ему и многим другим солдатам, потому что память о героях священна.

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста»
Стихотворение было написано Александром Твардовским в 1942 году.
По жанру это патриотическая лирика.
В стихотворении автор описывает может быть реальный случай, свидетелем которого стал. Он рассказывает о подвиге неизвестного мальчика, который помог танкистам справиться с фашистским орудием. Мальчик совершил подвиг невзначай, даже не подумав об этом, потому что так было надо. Потому что он тоже защищал свой родной дом, свою Родину.
Поэт специально повторяет начало стихотворения в конце, чтобы подчеркнуть важность того, что любой подвиг не должен оставаться неизвестным, а каждый герой должен быть увековечен в памяти потомков.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Рассказ танкиста»

Эпитеты: трудный бой, сливы недозрелые, черный, рыхлый чернозем.

Метафоры: а он гвоздит, рубашонка пузырем, пушку вмяли.

Сравнения: все как спросонку.

Олицетворения: огонь был страшен, пули свищут, душила гарь, шел пожар.

Пословицы к стихотворению «Рассказ танкиста»
В жизни всегда есть место подвигу.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Герой никогда не умрет, он вечно в памяти живет.
Герой думает не о смерти, а о победе
Доброму добрая память.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Рассказ танкиста»
После трудного боя танкист не может себя простить, что не спросил имя мальчика.
Мальчику было 10-12 лет, он был бедовым, из тех мальчишек, что помогают поднести воду к машине.
Шел бой за улицу. Немцы вели страшный огонь, а откуда, понять было невозможно. Но тут к танкисту подбежал мальчик и сказал, что знает, где вражеская пушка. Танкист подсадил мальчишку на танк и они поехали по улицам.
Танк подъехал к пушке с тыла и, дав полный газ, вмял орудие в грязь вместе с расчетом. Танкист как равному пожал мальчику руку и сказал спасибо.
Но вот имя мальчика спросить забыл.

Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1942 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: военный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Темы: война и мир, героизм, детство, патриотизм, смелость и трусость

Главные герои: рассказчик, мальчик-герой


Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой  строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Жанр

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 4.6k

Александр Трифонович Твардовский прославился не только в роли прекрасного поэта, но и в качестве великолепного журналиста. В своих произведениях Твардовский отображал суровые реалии военной жизни. Одним из наиболее известных творений Александра Трифоновича является стихотворение под названием «Рассказ танкиста». Его поэт написал со слов очевидца. Рассмотрим поподробнее анализ стихотворения по плану. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, размер 
  • 3 Композиция 
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы, проблемы, настроение 
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства художественной выразительности 

История создания 

Твардовский работал военным корреспондентом на протяжении семи лет (1939-1946 гг.). Журналист во время работы на фронте испытал множество трудностей и лишений. Такой ценой он приобрел бесценный опыт, который помог ему сделать уникальный вклад в литературу. Данный период существенно отразился на творчестве Твардовского. Он смог изобразить войну такой, какой она была на самом деле. Поэтому у него даже были проблемы с начальством. Далеко не все произведения автора нравились придирчивым цензорам, которые предпочитали кабинет передовой.

Можно заметить, что творения Александра Трифоновича напоминают публицистические очерки. Читатель ощущает себя очевидцем происходящих событий. Работу над произведением «Рассказ танкиста» Твардовский завершил в 1942 году. В основу стихотворения лёг рассказ бойца, который довелось услышать поэту. 

В те времена помощь детей на фронте и их участие в войне не были диковинкой. В 1942 году враг угрожающими темпами пробирался вглубь России. Дети оказывались в эпицентре военной драмы. Их помощь была незаменимой, их жертвы были больнее всего. Но только сплоченность и мужество народа спасли Родину от опасности.

Жанр, размер 

Произведение «Рассказ танкиста» написано в жанре баллады. Об этом свидетельствует несколько признаков. Сюжет произведения носит эпический характер, в центре внимания — нарративность. Также в стихотворении прослеживается некая интрига, а название указывает на сюжетность произведения. Ему присущ особый грустный оттенок баллады: мы не знаем, что стало с мальчиком в этих кровопролитных боях, где ему не место.

Литературный размер стихотворения «Рассказ танкиста» — пятистопный ямб. Создавая свое произведение, Твардовский использовал перекрестную рифму.

Направление творчества Твардовского — соцреализм. Но в этом стихотворении мы почти не видим его признаков. Хотя пропагандистский смысл оно все-таки несет: мальчик и боец демонстрируют редкую отвагу, их история преподносится идиллически и не имеет изнаночной стороны. Мир в произведении разделен на черное и белое, как и положено в соцреализме.

Композиция 

Читатель замечает, что стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста» имеет кольцевую композицию. Об этом нетрудно догадаться, ведь в стихотворении одинаковыми являются и начало, и конец. Поэт неспроста использовал такой приём. Благодаря ему Александр Трифонович показал читателю непростой военный путь героя, которому было очень важно узнать имя юного героя. Повтор этих строк заставляет нас задуматься обо всех безымянных героях этой чудовищной исторической драмы.

Анализируемое стихотворение включает в себя десять четверостиший. Образы героев стихотворения Твардовский раскрывает тему с помощью чередования монолога лирического героя и его диалога с мальчиком.

Твардовский неспроста назвал свое стихотворение рассказом, ведь признаки данного жанра очевидны, мы видим экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. 

Образы и символы

Центральное место в произведении «Рассказ танкиста» занимают два образа — образ лирического героя и образ мальчика. Происходящие события читатель воспринимает от лица главного героя, который предстаёт в образе очевидца и участника действий. Читатель видит танкиста, который вместе с другими бойцами стремится отвоевать у противника небольшой городок. Однако у солдатов не получается разбить врага, ведь им неизвестно точно, где находится пушка противников. Александр Трифонович рассказывает читателю историю о детях, которые не пали духом из-за военных реалий. Младшее поколение искренне верило в своих защитников. Среди детей оказался один смельчак. Именно он смог разузнать, откуда стрелял противник. Мальчишка решил отправиться вместе с бойцами, чтобы показать им то место. Благодаря храбрости и героизму мальчика вражеская пушка была уничтожена. Танкист пожал руку мальчику, однако забыл спросить, как его зовут, о чем он очень сожалел. 

Танкист предстает человеком отважным, мужественным, добрым и совестливым. Он жалел детей и ценил их благодарность. Ему свойственна душевная тонкость, ведь имя мальчика, на первый взгляд, не значит ничего. Но если призадуматься, мы понимаем, что мальчик — герой, а его подвиг должен остаться в истории и стать примером для будущих поколений. Танкист тоже это понимает и хочет сохранить имя хотя бы в своей памяти.

Мальчик — смельчак, как назвал его автор. Он патриотичен, вынослив, умен — прирожденный лидер в компании. Несмотря на ужасные события, он не растерялся и помог чем смог. Ради Родины он готов пожертвовать собой и забыть о страхах.

Темы, проблемы, настроение 

Центральное место в произведении «Рассказ танкиста» занимает тема героического поступка. Благодаря смелости мальчика танкистам удалось ликвидировать пушку противника. Поэт утверждает, что подвиг мальчишки не является единичным случаем. Во многих городах было немало мальчиков, которые стремились помочь солдатам победить врага. Возможно, эти подвиги были несущественными, однако в условиях войны нельзя их недооценивать. 

Тема отзывчивости и взаимовыручки тоже рассматривается автором. Дети кормили бойцов сливами, отдавали мыло, делились последним с теми, кто их защищал. Народ единым фронтом встал на защиту своей земли, даже дети не жалели жизни ради спасения Родины.

Тематика стихотворения «Рассказ танкиста» включает в себя и тему детства на войне. Мальчик жил в условиях опасности и лишений, но не жаловался на судьбу. Он стойко переносил невзгоды, хотел защитить свою землю и помочь солдатам. Однако война отняла у него детство и семью — это основная проблема, поставленная в произведении. Этот парень мог бы много достичь в мирной жизни, но вместо этого рисковал собой под пулями. Ему не место в бою, а бою не место в его деревне.

Проблема фронтовых будней тоже поднимается поэтом. Людям очень тяжело бороться в таких условиях, люди живут в чаду, не успевают привыкнуть к гулу пуль и снарядов. Каждый день они идут на смерть и забывают обо всем, кроме боя.

Настроение в стихотворении «Рассказ танкиста» оптимистичное: наши победили! Но мы угадывает тоску солдата. Он не знает ни имени героя, ни его дальнейшей судьбы. Мальчик мог и погибнуть в этой кровавой бойне. А о его смелости даже никто и не узнает…

Основная идея 

Возраст никогда не является преградой для совершения героического поступка. Во время военных событий весь народ объединен общей целью — победить врага и освободить страну от захватчиков. Каждый вносит свою лепту в мирное небо будущего. Такова главная мысль произведения Александра Твардовского «Рассказ танкиста». 

Также автор заставляет задуматься о том, как важно сохранять в памяти подвиги таких людей. Этот мальчик рисковал собой ради других и проявил ум не по годам. Он достоин вечной славы, а мы должны иметь такой пример перед глазами. Имена таких анонимных героев мы продолжаем находить до сих пор благодаря поисковым бригадам. Эту работу нужно продолжать, чтобы история навеки запечатлела настоящий героизм тех, кто пал за Родину и ее свободу. Таков смысл стихотворения «Рассказ танкиста».

Средства художественной выразительности 

Особую содержательность и выразительность произведению Александра Твардовского придали различные тропы. 

  1. Среди них можно выделить эпитеты (например, «недозрелые», «трудный» и другие). 
  2. В стихотворении присутствуют сравнения (например, «всё нынче как спросонку) 
  3. Также можно встретить метафоры («душила гарь и копоть» и так далее).

Благодаря различным средствам художественной выразительности читатель осознает непростые условия военного времени. 

Автор: Виктория Комарова

Стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В  «Рассказе танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

  • рассказчик;
  • маленький мальчик.

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

Тип композиции

Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:

  1. Экспозиция — описание трагизма и сожаления.
  2. Завязка — сообщение ребенка о том, где находится вражеский танк.
  3. Кульминация — сокрушение врага.
  4. Развязка — слова благодарности танкиста.

Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.

«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.

Обновлено 26 Февраля, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.

Обновлено 26 Февраля, 2021

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на всё его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

Твардовский назвал данный стих рассказом, и признаки рассказа также есть в произведении. К основным элементам композиции рассказа относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • развязка – слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось с их помощью придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты трудный», «недозрелые»), метафорыа он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения всё нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Иван Иванов

    8/8

  • Марк Галков

    6/8

  • Тамара Матюхина

    8/8

  • Аина Никонова

    7/8

  • Марина Абрамова

    8/8

  • Семён Вахрушев

    5/8

  • Рустам Оганнисян

    8/8

  • Ваня Осокин

    8/8

  • Митя Кудрявцев

    8/8

  • Егор Шаяхметов

    7/8

Рейтинг анализа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.


А какую оценку поставите вы?

Александр Трифонович Твардовский был выдающимся журналистом. Он также писал очень реалистичные произведения, без прикрас отображая жизнь такой, как она есть на самом деле. В годы Второй мировой войны он был на фронте в качестве корреспондента. Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» будет полезен ученикам 5 классов при подготовке к уроку литературы, а также при составлении презентации по произведению или для написания сочинения.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

  • рассказчик;
  • маленький мальчик.

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Сюжет стихотворения

Краткое содержание «Рассказа танкиста» будет полезно для понимания смысла стихотворения и его особенностей. Произведение Александра Трифоновича начинается с сожаления автора о том, что он так и не сумел узнать имени мальчишки, о котором пойдет речь в повествовании. В центре сюжета подвиг мальчика 10−12 лет, он был из тех, кого обычно называют «бедовыми». Такие, как он, явно заводилы в компании, участники уличных драк, но в то же время они верно помогают русским солдатам.

Один из таких мальчишек подошел к танкистам во время боя, чтобы рассказать, где стоит огневая позиция противника. Солдаты не могли ее найти и уничтожить, из-за этого у них был трудный бой. А это было необходимо, так как из-за огня они не могли пробраться в центр города. Лирический герой произведения описывает ребенка так: «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем». Он предложил им помощь.

Солдатам не оставалось ничего, кроме как взять смельчака к себе в экипаж и по его наставлениям зайти в тыл врага. В результате, как вспоминал лирический герой, они вмяли ту самую пушку в рыхлую землю. После этого танкисты поблагодарили мальчугана и пожали ему руку, словно взрослому самостоятельному мужчине. Однако никто из них не догадался спросить его имени. Солдаты понимали, что таких смельчаков хватает в каждом поселке, и они стараются так же, как и взрослые защищать свою Родину. Именно этим детям, которые принимали участие в войне, отнюдь не детском деле, Твардовский посвящает свое стихотворение.

Главный герой стиха так и остался неизвестным, но он стал олицетворением юношеской смелости.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Композиция и жанр

Произведение Твардовского по жанру относится к балладе, ведь ему присущи все характерные черты: лиризм, сюжет эпического характера, наличие интриги.

Размер стихотворения — ямб, рифмовка — перекрестная.

Произведение включает в себя девять катренов. В них монолог и раздумья лирического героя сменяются его беседой с мальчишкой. Такая структура позволяет полноценно раскрыть образы персонажей. Композиция стихотворения состоит из таких частей:

  • экспозиция — угрызения совести лирического героя о том, что он так и не спросил имени мальчика, а также его портретное описание;
  • завязка — рассказ танкистам о месторасположении пушки врага;
  • кульминация — уничтожение пушки;
  • завязка — благодарность мальчику.

У стихотворения композиция кольцевого типа, так как начало и конец похожи. За счет этого приема Твардовский заостряет внимание на всей сложности военного пути, он говорит, что победа обязательно наступит, пусть и не в скором времени.

LiveInternetLiveInternet

Александр Трифонович Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходило на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого принято именовать «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солдат. Один такой сорванец и подошел к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», — именно так описывает поэт героя своего произведения.

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, «эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем». Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», — отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне с взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики.

Текст: pishi-stihi.ru

  • Главный герой рассказа преступление и наказание
  • Главный герой рассказа портрет гоголь
  • Главный герой рассказа о любви чехова
  • Главный герой рассказа немой герасим каковы черты его характера
  • Главный герой рассказа мертвые души