Главный герой рассказа толстого кавказский пленник

«Кавказский пленник» главные герои

«Кавказский пленник» главные герои

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу рассказа «Кавказский пленник». Во время службы на Кавказе писатель с приятелем попал в западню к горцам. Им удалось избежать печальной участи, целые и невредимые они вернулись домой. Это происшествие напрямую отражено в произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров, которые являются антиподами. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что в трудной ситуации, если не сидеть сложа руки, всё можно преодолеть.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев«Кавказского пленника»

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой, русский офицер.

Настоящий русский офицер, доблестный и бесстрашный. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Он требует почтения к своей персоне даже от врагов. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и обстоятельно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить всё что угодно. Главное отличие его от Костылина — это сильная воля и твёрдость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер, кавказский пленник.

Полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Таково же его поведение и характер. Он полностью смиряется с участью пленника. У него нет чувства человеческого достоинства, уважения к самому себе. Костылин пребывает в унынии, много жалуется, откровенно страдает. От такого образа жизни он вскоре заболевает. Персонаж, в противовес Жилину, показан трусом, неспособным бороться за свою свободу. Позднее за него прислали выкуп родные, что помогло ему освободиться из плена.

Второстепенные персонажи

Старик

Татарин, живущий под горой.

Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, был очень богатым. У старика было три жены и восемь сыновей. Потом пришли русские и убили семерых сыновей, разорили деревню. Один сын перешёл на сторону русских, а старик нашёл его и убил как предателя. Теперь старик — Ходжи, молится Богу. А ко всем русским он затаил ненависть. Даже ходил к Абдул – Марату с просьбой убить Жилина.

Абдул – Марат

Татарин, который держал в плену Жилина и Костылина.

Зажиточный «чёрный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Абдул характеризуется с положительной стороны, он уважает пленников. Описание личности татарина, даёт понять, что война разделяет людей, заставляет доброго по сути Абдула видеть в Жилине врага.

Милая и непоседливая девочка 13 лет, она в восторге от кукол, которые для неё делает Жилин. Дина очень добрая и жалостливая, её не присуща ненависть взрослых. Всё то время, пока Жилин был в плену, она украдкой приносила ему еду, помогла совершить побег. Дина и русский офицер расстались друзьями.

Кази Мугамед

Татарин, который взял в плен офицеров.

Его называют «красным татарином», из-за бородки рыжего цвета. Именно он пленил русских офицеров, а потом продал Абдул – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.

Старуха

Имя не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным для Дины. Постоянно ворчит на девочку, заставляет работать. Она ворчлива и недовольна жизнью.

В «Кавказском пленнике» главные герои — это два противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинения по школьной программе 5 класса.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктор Негрей

    11/11

  • Богдан Брагин

    11/11

  • Анастасия Гиценко

    10/11

  • Ирина Алексеева

    11/11

  • Ярик Ворошилов

    10/11

  • Дмитрий Евсеев

    10/11

  • Шамиль Султанов

    11/11

  • Светлана Кураева

    11/11

  • Таня Косова

    6/11

  • Данил Пермяков

    11/11

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник 2.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

В тетради представлена система практических заданий, направленных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена лдя самостоятельной работы школьников, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществить дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Купить

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

«Боевой» настрой

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

Л. Н. Толстой Кавказский пленник

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому – вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Содержание:

  • История создания
  • Анализ произведения
  • Сюжетная линия
  • Главные герои:
  • Иван Жилин
  • Костылин
  • Второстепенные герои:
  • Дина
  • Красный татарин
  • Общий анализ
  • Цитаты
  • Заключение

История создания

Рассказ был написан Толстым  для своих подопечных школьников. Основан он был на двух реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором. Хоть он задумывался для «Азбуки», но впервые увидел свет в журнале «Заря» в 1872 г.

Подробнее: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: история создания рассказа

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером – Костылиным – и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Подробнее: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: сюжет и краткое содержание по главам

Главные герои

Иван Жилин

Иван Жилин

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин – герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Подробнее: Иван Жилин: характеристика и образ героя

Костылин

Костылин

Костылин – состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее  «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого – отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Подробнее: Костылин: характеристика и образ героя

Второстепенные герои

Дина

Дина

Тоненькая и худенькая девочка, на вид лет тринадцати, дочь «черного» татарина, похожая на него где-то чертами лица. Татарин велел ей выполнить просьбу пленного Жилина, принести воды. Характер у Дины тихий, скромный, она послушна, в душе еще ребенок, но отнеслась к пленному русскому офицеру по-взрослому, испытывая сострадание к нему. У Дины доброе сердце. После того, как Жилин подарил ей сделанную им куклу, вместе с водой стала приносить и молоко. Именно Дина помогает Жилину выбраться из ямы, после неудачного побега, принеся ему палку. О самоотверженности и глубоком сострадании Дины говорит момент, когда выбираясь из плена, Жилин пытается освободить ногу от прицепленного к ней камня, у неё это не получается и она плачет об этом («...Бросила камень, заплакала…«).

Красный татарин

Красный татарин

Татарин, получивший прозвище из-за красной бороды («…Сел татарин с красной бородой на лошадь…«), берет в плен Жилина, затем отдает его в счет долга «черному» татарину. Если «черный» татарин хорошо отнесся к пленному офицеру, то «красный» не любит Жилина. В «красном» татарине характеризуется весь образ татарского недруга русскому войску, он резко пахнет, под шапкой бритый затылок, взгляд, как у волка («…облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина…«). При всём при этом «красный» татарин, не смотря на свирепость нрава, обладает справедливостью к своему народу, раздает деньги старикам, на утро кобылу привел на побой для всей деревни в качестве еды и хозяйских надобностей. Нелюбовь к Жилину проявляется ,видимо, вцелом из-за ненависти к русскому народу.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Цитаты

Кокорин Анатолий Владимирович. Всадники. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", 1962 г.

(Кокорин Анатолий Владимирович. Всадники. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 1962 г.)

«Больше пятисот рублей не дам. А убьете, – ничего не возьмете». Жилин.

«Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится». Жилин

«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Костылин.

«Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. Да и не дойдем в ночь». Костылин.

А Жилин на всякое рукоделье мастер был. Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.» Автор.

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.» Автор

Подробнее: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: цитаты героев и автора рассказа

Заключение

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом.

Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

Главные герои «Кавказский пленник» характеристика персонажей рассказа Толстого (5 класс)

Содержание

  • Характеристика героев«Кавказского пленника»
  • Главные герои
    • Иван Жилин
    • Костылин
  • Второстепенные персонажи
    • Старик
    • Абдул – Марат
    • Дина
    • Кази Мугамед
    • Старуха

Характеристика героев«Кавказского пленника»

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.

Второстепенные персонажи

Старик

Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, очень богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи, молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу – Марату с просьбой убить Жилина.

Абдул – Марат

Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.

Дина

В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула – Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.

Кази Мугамед

Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.

Старуха

Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.

В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Волшебник изумрудного города» характеристика персонажей сказки Волкова

Следующая

СочиненияГлавные герои «Один день Ивана Денисовича» характеристика персонажей рассказа Солженицына в таблице

Эта история случилась с русским дворянином Иваном Жилиным, когда он служил на Кавказе в разгар одной из Кавказских войн. Он получает письмо матери, которая просит его повидаться, поскольку стала совсем слаба. Заодно она предлагает сыну жениться: старуха нашла ему невесту. Полковник крепости с осторожностью отпускает его. Вместе с товарищем Костылиным Жилин для безопасности примыкает к одному из вооруженных отрядов, которые ежедневно уходят из крепости сопровождать обозы:

«По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы»

обстановка вокруг кавказской крепости

Не вытерпев медленного движения отряда, Жилин и Костылин пускаются в путь одни и сразу же натыкаются на татар. Костылин обращается в бегство, по случайности увозя на своей лошади и ружье Жилина. Иван не успевает скрыться, лошадь под ним убивают, она, падая, придавливает офицера. Татары связывают его и увозят в неизвестный аул в плен.

Жилина запирают в сарае, сквозь щель в стене он внимательно изучает быт кавказского аула. Пленник страдает от жажды. Приходят двое татар, краснобородый, схвативший Ивана, и неизвестный, черноватый…, быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит. Дочь черноволосого татарина, тоненькая, худенькая, лет тринадцати, подает Жилину воды. Пленного приводят в саклю к татарам, где черноволосый и краснобородый татары пируют с гостями. Вводят и Костылина: ему тоже не удалось уйти от погони. Оказывается, что черноволосый купил у красного пленников и требует, чтобы они писали в Россию с требованием выкупа в три тысячи рублей. Жилин оскорбляется и резко отказывает, предлагая за себя не более пятисот рублей. Принципиальность и непреклонность русского вызывает уважение горцев, и черноватый Абдул соглашается. Тогда же Жилин узнает, что Костылин согласился просить за себя пять тысяч выкупа. Иван заявляет, что письмо напишет лишь с условием, что их будут хорошо кормить, дадут одежду и поселят вместе. Оба пленника пишут письма, но Жилин нарочно указывает неверный адрес, чтобы письмо не дошло. Он решает сам организовать побег.

Около месяца пленники живут в ауле, но, в целом, не страдают: к ним относятся неплохо, хотя и скудно кормят. Костылин снова пишет домой, а Жилин, понимая, что выкуп разорит мать, не делает этого. Он постепенно готовится к побегу.

Жилин на всякое рукоделье мастер был, и в ауле быстро находит себе занятие: то куклу из глины слепит, то корзину сплетет. Куклы приглянулись татаркам и их детям, особенно дочери «хозяина» пленников, Дине. Она забирает одну из глиняных кукол, одевает в лоскутки и играет с ней. Позже она начинает тайно благодарить его: приносит молоко в кувшине для воды, кидает пленнику сырные лепешки и куски баранины.

Таланты Жилина как мастера становятся известны: он чинит хозяйские часы, и ему начинают привозить сломанные вещи из дальних аулов. Хозяин рад рукодельному пленнику, он покупает ему инструменты, дарит ему свой старый бешмет; постепенно и другие жители аула привязываются к Жилину. Только один старик, хаджи, ездивший в Мекку, не любит пленного русского, да краснобородый татарин, продавший его Абдулу, относится к Ивану с неодобрением.

«… я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал»

Абдул – пленнику

Месяц Жилин работает мастером, его ценят и любят, но каждую ночь он тайно копает проход, готовясь к побегу, и тревожится, что не знает направления русской крепости. Помогает случай: его «хозяева» уезжают и Жилин берет в провожатые маленького мальчика, чтобы подняться на гору повыше и осмотреться. Мальчик не доверяет ему, но пленный объясняет, что на вершине растет лекарственная трава, которая нужна, чтобы лечить жителей аула. Сверху Иван определяет, что его крепость лежит на востоке.

«Хотел он бежать в ту же ночь. Ночи были темные – ущерб месяца. На беду к вечеру вернулись татары»

Жилин обдумывает план побега

Татары вернулись с убитым, братом рыжего татарина. Толстой подробно описывает обряд похорон у татар. После похорон и поминок почти все татары-мужчины уезжают, остается только Абдул. Месяц только народился, ночи еще темные…», и Жилин решает бежать, о чем предупреждает Костылина.

Ночью Жилин первым выбирается в дыру, Костылин – следом. Сразу же они встречают препятствия: сначала по неосторожности будят собак в ауле, затем пережидают, пока народ пройдет в мечеть на службу. Костылину сапоги натирают ноги, а когда он идет босой, кожу режут камни. Он страдает и сильно тормозит товарища, но Жилин не решается оставить сослуживца. В темноте ночи Иван ошибается дорогой, выводя их к чужому аулу, и беглецы тратят время, чтобы взять нужный курс. Оказавшись в лесу, они натыкаются на конного татарина, который издали слышит голос Костылина и докладывает о них в аул. Татары организуют погоню, и пленников увозят обратно. В ауле их бьют плетьми и камнями, и сажают в яму возле мечети, больше напоминающую карцер. Абдул объявляет пленникам, что на выкуп у них срок – две недели, а потом их ждет казнь.

После попытки побега все меняется: пленников все время держат в колодках, еды хорошей и одежды они больше не видят, как не видят и теплого отношения. Костылин серьезно заболевает от ранений и ссадин. Подкоп не сделать: все время караулят. Когда однажды приходит Дина и сбрасывает Жилину в яму лепешек и черешен, Иван решает обратиться к ней за помощью. Он лепит кукол из глины, которую раскапывает на дне ямы, но девочка, появляясь снова, не берет их: она с грустью предупреждает пленников, что их хотят убить, к этому активно подстрекает старый хаджи. Тогда Жилин просит Дину принести ему шест, чтобы он смог столкнуть запор на крыше и сбежать. Ночью она выполняет его просьбу. Костылин бежать не в состоянии, и товарищи тепло прощаются. Жилин выбирается из ямы и долго пытается сбить колодки с ног, помогает и Дина, но все безуспешно. Тогда пленник уходит в колодках: главное, скрыться в тени леса до того, как выйдет месяц. Перед уходом Дина щедро снабжает Ивана лепешками.

Всю ночь Жилин идет через лес, и к рассвету оказывается на равнине. Уже отлично видна его крепость, а перед ней – отряд казаков. Радостный Иван бежит к ним, но его замечают три верховых татарина. Жилин кричит русским о помощи, они спешат к нему. Хотя татары намного ближе к беглому пленнику, они не решаются идти против пятнадцати казаков, и уходят в горы.

Месяц спустя из аула вызволяют еле живого Костылина: за него передают обещанный выкуп в 5 тысяч.

Повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Краткое содержание

Л. Н. Толстой написал произведение после того, как попал в западню к горцам. Случилось это на Кавказе. Читатели знакомятся с главным героем уже с первых строк. Чтобы провести анализ «Кавказского пленника», нужно знать характеристику героев, представлять, что им пришлось пережить. Русский офицер Жилин отправился домой. Он взял отпуск, так как его пожилая мать просила приехать и, возможно, жениться и остаться на родине.

Встречаются два офицера — Жилин и Костылин

Действие происходит на дороге в голой степи. Там в жаркую погоду встречаются два офицера — Жилин и Костылин. Далеко уехать у них не получилось. Уже в самом начале Костылин предстаёт трусом, который бросил друга в беде. Его действия приводят к тому, что Жилина берут в плен татары. Мы видим, что герой — кавказский пленник:

  • Смелый;
  • умный;
  • находчивый.

Автор показывает аул, в который привезли главного героя, знакомит читателей с бытом кавказцев. Здесь нужно сказать, что герои повести «Кавказский пленник» играют определённую роль на каждом этапе произведения. В момент приезда в село происходит первая встреча Жилина и Дины. Именно дочь главного татарина помогла и поддержала офицера в трудную минуту.

Характеристики героев

Позже в аул привозят Костылина — его также взяли в плен. Стоит отметить, что офицеры отличались внешне и по характеру. Жилин — крепкий мужчина, отважный, смелый, волевой, не бросит друга в беде. Костылин же, напротив, грузный всегда потеющий офицер, трус, нетерпеливый к боли.

 Жилин попал в плен

Татары хотели получить выкуп за двух русских офицеров. Жилин знал, что платить за него некому, поэтому отправляет письмо с выдуманным адресом. Костылин уверен в том, что родители пришлют деньги.

Уже здесь М. Ю. Лермонтов показывает, насколько отличаются два товарища: читатель видит не только внешние характеристики, но и отношение к родным и близким людям.

Один думает о бедной старушке, которая сводит концы с концами, другой уверен, что родственники должны помогать в любой ситуации.

Жилин был человеком творческим, лепил кукол. Первую он оставил на крыше сарая. Дочь татарина Дина её забрала, но оставить игрушку ей не разрешили. Тогда бесстрашный офицер сделал куклу ещё лучше. А девочка принесла за это кувшин молока. С этого времени Жилин не только игрушки лепил. Он ремонтировал часы и даже лечил больного татарина. Мы видим, что офицер:

  • добрый;
  • отзывчивый;
  • любит детей;
  • готов прийти на помощь.

Делая вид, что собирает траву для отваров, главный герой пытается рассмотреть всё, что находится в округе, чтобы совершить попытку побега. Первый раз она была неудачная: друзей поймали, бросили в яму. К ним изменилось отношение: товарищей плохо кормили, с ног не снимали цепи. Здесь тоже противопоставляются главные герои рассказа «Кавказский пленник».

Жилин — храбрый, ответственный, настоящий друг. Он не бросил в беде Костылина, которому тяжело было быстро передвигаться по лесу. Из-за него офицеры снова стали пленниками.

Дружба с девочкой

Автор уделяет внимание отношениям дочки татарина и Жилина, которые развиваются на протяжении всей повести. Уже в начале произведения она принесла воду, потом кормила и поила товарищей в знак благодарности за сделанные для неё игрушки. В повести «Кавказский пленник» характеристика Дины показывает читателям, что настоящие отношения возникают независимо от возраста и национальности. Девочка отличается такими характеристиками:

Дружба с девочкой

  1. Несмотря на юный возраст, смелая.
  2. Не побоялась приносить Жилину мясо, сыр, лепёшки и молоко.
  3. Помогла совершить побег.

Она предупредила, что офицеров хотят убить. А ночью принесла большой шест, с помощью которого Жилин смог вылезти из ямы. Костылин опять проявил трусость и не пошёл с товарищем. Офицеру удалось перехитрить татар и попасть к своим товарищам. Так он и остался служить на Кавказе. А Костылина выкупили через месяц за пять тысяч и «еле живого привезли».

На протяжении всего произведения автор постоянно сравнивает главных героев. Он показывает, что доброта́ всегда вознаграждается, что нельзя сидеть на месте и ничего не делать. Нужно идти к своей цели и ничего не бояться.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Главные герои произведения Кавказский пленник (характеристика)

Сочинение Главные герои произведения Кавказский пленник Толстого

Главный герой произведения – Иван Жилин.

Жилин

Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе. Характером осторожен, упрям, строптив и боек, а также храбр и силён. Иван холост, у него есть старенькая мать, которой он помогает. Имеет небольшой рост, одет весьма бедно в силу финансового положения, довольно худой. Привык надеяться только на себя в сложных ситуациях, и себя он никогда не подводил: выносливость, сообразительность и ум не давали ему сдаться. Когда Жилин ехал весь в крови и ранах на вражеской лошади, он старался подмечать детали дороги, а будучи в плену, быстро стал понимать базовые слова татарского языка. Он не пропадал: помогал местным жителям, мастерил для них разные вещи, а они, в свою очередь, помогали ему. Стоит отметить, что он также является надёжным другом, ведь он не бросил своего товарища Костылина.

Костылин

Упомянутый выше Костылин является второстепенным персонажем, но немало участвовавшим в повествовании. Он также был офицером, но в остальном являлся абсолютно противоположным Ивану. Будучи легкоранимым, избалованным, не привыкшим к трудностям и трусливым, сам бы он не выжил в плену – его тащил за собой Жилин. Сам по себе он был беспомощен в таких условиях и делать ничего не собирался – просто ждал денег за выкуп от родственников.  К тому же, он был полным и имел проблемы со здоровьем, что только усугубляло его беспомощность.

Старик

Старик – злой, мстительный, не любит русских. На вид он морщинистый, маленького роста, с белыми усами и бородкой, серыми глазами, с очень злым, можно сказать, волчьим взглядом. У него очень сложная история, которая в корне поменяла его сущность. Будучи храбрым, смелым джигитом, он успешно воевал с русскими и был богатым, обеспечивал три жены и восемь сыновей. Русские разорили деревню, в которой жил он и его семья, а также убили семь сыновей. Оставшийся сын сдался вражескому народу. Он вскоре тоже сдался, пожил у них три месяца, а потом нашёл последнего сына и убил его. После всего произошедшего он стал религиозным: ходит в мечеть, богу молится, да озирается на всех своим волчьим взглядом. Эти события и сделали его жестоким, плохим человеком: он настолько не любит русских, что просил Абдул-Марата убить Жилина. Этот персонаж никак не влияет на ход событий, но добавлен сюда не зря: автор хотел показать, как события могут повлиять на личность человека.

Абдул-Марат

Абдул-Марат – обеспеченный татарин, у которого в плену оказались Жилин и Костылин. Все называли его «чёрным», потому как внешность у него была тёмная: и кожа смуглая, и волосы тоже. Он добрый, хотя и дал понять, что русские ему не друзья.

Дина

Дина – тринадцатилетняя дочь Абдула-Марата. Характер – добрый, миролюбивый, спокойный. Она неравнодушна и отзывчива: эти черты характера можно отчётливо в ней увидеть, когда она тайком передаёт Жилину еду. Иван делал ей кукол. С её же помощью он впоследствии сбегает.

Кази Мугамед взял в плен Жилина и Костылина, потом отдал Абдулу-Марату. По поводу его характера ничего неизвестно. Примечателен тем, что имеет рыжую бороду, из-за чего его прозвали «красным татарином».

Старуха

Старуха. Постоянно всем недовольна. Разбила куклу, которую Жилин сделал для Дины.

Два главных героя – полные противоположности друг другу. Автор даёт понять, что из проблем можно выбраться, если действовать.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои произведения Кавказский пленник (характеристика)

Главные герои произведения Кавказский пленник (характеристика)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мое любимое место отдыха

    Первое, что приходит мне в голову, когда говорят о любимом месте отдыха – это, конечно же, лес. С детства я с родителями хожу по лесу, мы там проводим много свободного времени. Летом – устраиваем пикник

  • Образ и характеристика Николая Николаевича в повести Гранатовый браслет

    Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат главной героини Веры Николаевны. Он — холостяк живёт в одном доме с сестрой и её мужем. Николай Николаевич занимает ответственный пост помощника прокурора

  • Сочинение Праздник День пожилого человека 1 октября

    Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.

  • Сочинение Сильный человек значение слова 15.3 9 класс ОГЭ

    Что означает слово «сильный»? Каждый понимает его по-своему. Дело в том, что сила может проявляться по-разному. Дальше каждый выбирает то, что ему кажется более важным. Многие люди делают выбор только тогда

  • Композиция поэмы Василий Теркин Твардовского

    В данной замечательной поэме, написанной великолепным автором Александром Твардовским, показана история, в которой главный герой отображен в собирательном образе обычного воина, готового отдать свою жизнь за благо страны

  • Главный герой рассказа слон
  • Главный герой рассказа рассказ танкиста
  • Главный герой рассказа преступление и наказание
  • Главный герой рассказа портрет гоголь
  • Главный герой рассказа о любви чехова