Главный герой рассказа уроки французского уезжает из родной деревни чтобы учиться в средней школе


1

Уроки французского, почему герой рассказа так рано уехал из родного дома?

Герой рассказа Уроки французского уехал из дома пятиклассником. Это примерно 11-12 лет, почему так рано ?

10 ответов:



5



0

Совершенно очевидно, что главный герой рассказа Валентина Распутина- Уроки французского, мальчик-подросток примерно 11-ти лет был вынужден покинуть свою родную деревню и родительский дом из-за того, что в деревнской школе обучение шло только до 4-го класса, а чтобы получать образование дальше, необходимо было ехать в райцентр. В этом конкретном случае райцентром был небольшой городок.

Главный герой, по которым, как лично мне кажется, автор подразумевает самого себя, был ребёнком способным к учению и вообще стремился получить образование и выйти в люди. Похоже на то, что и мать мальчика понимала, что сыну нужно уезжать из деревни, а для этого необходимо получать образование.

uSCDZ3TLXPJcQaqYC3X3CYfXQgC6GxvZ.png



5



0

Рассказ «Уроки французского» это автобиографический рассказ писателя. Действие в нем происходит в послевоенный 1948 год. В это время в нашей стране царствовала разруха, колхозы только начинали восстанавливаться и если проблема с выращиванием хлеба решалась в первую очередь, то в плане образования все было печально.

Вот и в рассказе автор повествует о деревне, в которой была только начальная школа и дети получали лишь небольшое образование. А наш герой показал что он способен на большее, поэтому по совету учителя мать собрала его в школу в райцентр в пятый класс.

Таким образом, рассказчик уехал из дома в 11 лет чтобы продолжать обучение в школе.



5



0

Рассказ «Уроки французского» повествует нам о мальчике школьнике и учительнице, которая очень старалась научить и помочь приезжему мальчику. А вот почему он приехал и есть наш вопрос.

Оказывается все дело в том, что в сорок восьмом году мальчик окончил начальную школу. Другой школы в его деревне не было. Вот и пришлось ехать в районный центр, чтобы продолжить учёбу.

Вот и оказывается, что мальчик уехал из родного города, чтобы учиться дальше. Ведь куда в обществе без грамоты. Так и пришлось выживать в чужом городе зарабатывая на еду игрой в замеряшки. От чего у него и начались проблемы. Сначала его избили другие дети, потом уехала его учительница, которая так к нему прониклась.



4



0

Потому что там, где он жил, была только начальная школа, а ему нужен был 5-й класс. Многим уехавшим в другое село для продолжения учебы, приходилось жить в интернате, если он там был или у знакомых, родственников. У моего отца похожая история. Пришлось, чтобы закончить школу, уехать в другое село и жить в интернате. Было раз, что два года подряд пришлось учиться в 4-м классе, продолжить учебу было негде. Чтобы не забыть программу, он вынужден был опять пойти в 4-й класс. Мой отец пошел в школу с 6-ти лет. Его не хотели брать, говорили рано, но все-таки уступили и не ошиблись. Он как и герой этого фильма учился хорошо. Может герой фильма тоже рано пошел в школу. Голодно было. Отец рассказывал, как питались скудно, делились друг с другом, как ждали передачи от родителей. Поощрением хорошей учебы в школьные годы моего отца была, например, новая школьная форма. И при этом очень прочные знания у отца, многое помнит и знает.



2



0

Герой рассказа «Уроки французкого» уехал из деревни в город еще совсем маленьким мальчиком-подростком­<wbr />, примерно в 11 или 12 лет.

Основная цель поездки в город — учеба. Мальчик очень хорошо учился в деревенской школе, но там были только начальные классы. Так как мальчик был смышленный, многие в деревне советовали маме отправить его учится в город. Она так и сделала, тем более, что жили они бедно, без отца, и еще были дети в семье. Мама понимала, что в селе мальчика ничего хорошего не ждет, вот и отправила в город учиться.



2



0

Герой рассказа Распутина «Уроки французского» рос с матерью. Они жили в небольшом поселке, в котором конечно была своя школа, но только начальная. Дети учились всего четыре первых класса.

Учится дальше можно было только в райцентре, и никто из поселковых ребят не уезжал в таком раннем возрасте учится. Герой Распутина был первым.

Почему же именно его мама отправила учиться в райцентр?

На поселке мальчик считался умным и грамотным. Все соседи советовали матери героя отправить его продолжать учебу:

9J7IaMaWARkYUArEikCa7utVIxrACbdS.png

В общем, у героя не было выхода — ему пришлось ехать в город, раз он хотел учиться. И хотя там ему пришлось трудно на первых порах, он все-таки сдержался и не сбежал обратно в деревню.



1



0

Ну насколько я помню (за точность не ручаюсь), в той деревне, где жил маленький герой рассказа Валентина Распутина, не было средней школы. Мальчик же, был способным к учебе, вот мать и отправила его учиться в город, тот ли к дальним родственникам, то ли к знакомым.



1



0

Главный герой рассказа «Уроки французского» , автора Валентина Распутина, уезжает из родной деревни для того, чтобы продолжить учебу. В его родном селе школа была только первые четыре класса. Мальчику нравилось учиться, ему легко давались знания. Поэтому они с мамой решили, что он продолжит учиться, а для этого нужно переехать в районный центр.



0



0

Дело в том, что в деревне не было средней школы, а мальчик был очень способным, умным, начитанным.

Его мать желала лучшей судьбы своему ребенку, поэтому и отправила его учиться в город.

Жил мальчик у дальней родственницы, которая не сильно печалилась тем, как живет ребенок. Наоборот она его еще и обворовывала, крала у него съестные припасы.



0



0

В посёлке, где жил главный герой не было нормальной средней школы.

Там была деревенская начальная, то есть всего лишь на четыре класса.

Мальчик был способным, ему нравилось учиться, вот он и уехал в районный центр, чтобы продолжить свое образование.

Так они с матерью вместе решили. Жил герой у своей родственницы.

Читайте также

Рассказ Распутина «Уроки французского» это прежде всего рассказ о детях, причем довольно маленьких, пятиклассниках. В пятом классе учится мальчик главный герой рассказа, в пятом классе учится тихоня Тишкин, Федя тоже примерно того же возраста, только Птаха на год старше, а Вадик на два.

Все эти дети — молодое поколение, подрастающее, как его принято называть. им еще только предстоит стать взрослыми, и то какими именно они людьми станут когда вырастут, зависит во многом от их учителей.

Но и учительницу Лидию Михайловну мы не можем назвать старым поколением.она из тех, кого мы сейчас называем учителями-новаторами­<wbr />. Она ищет необычные, нестандартные подходы к ученикам, потому что понимает, что важны не только полученные в школе знания по предметам, но и уроки морали, уроки доброты, которые формируют мировоззрение ребенка.

Она сама еще молода и считает, что человек стареет тогда, когда перестает быть ребенком. Поэтому ее мы также отнесем к молодому поколению.

А типичным представителем старого поколения является директор Василий Андреевич. Он суровый, черствый, даже равнодушный. Он прожил долгую жизнь и давно перестал быть ребенком. Свою воспитательную роль он видит лишь в длинных нотациях, которые читает провинившимся ученикам.

Рассказ «Уроки французского» Валентин Распутин написал в 1973 году, но действие в нем разворачивается много раньше, в послевоенные годы. Можно предположить, что это 1948 или 1949 год, когда герою рассказа должно было исполнится 11-12 лет и он пошел в пятый класс. Ведь рассказ во многом автобиографический, а сам писатель родился в 1937 году.

Действие рассказа начинается в маленькой сибирской деревеньке, где жил мальчик, герой рассказа, до поступления в пятый класс. Деревня была такой крошечной, что там учились только в начальной школе, первые четыре класса, и тот, кто хотел продолжать образование должен был ехать в райцентр.

Именно в райцентре, на берегах Ангары, и происходят основные события рассказа. Это также небольшой сибирский городок, но в котором уже была средняя школа. Там мальчик учится, испытывает проблемы с французским языком, часто голодает, но благодаря помощи учительницы справляется с произношением и влюбляется во французский язык.

Как сам Валентин Распутин оценивает тематику и смысл своего рассказа, так это то, что он посвящен духовой памяти и духовному опыту человека, которые будут сопровождать человека всю дальнейшую жизнь.

Наверно не зря автор, для своего эпиграфа , взял слова Льва Толстого о доброте и образованности.

Именно доброта и нравственность и есть главная мораль этого рассказа. Нравственность в рассказе , больше внутренняя, духовная.

Молодая учительница, помогла мальчику не просто выжить и выучить французский язык, но и преподала мальчику уроки гуманизма, нравственности и доброты.

Французский язык, в послевоенные годы в сибирской глуши, возможно и не был то особо нужным для изучения, но в рассказе не это главное, а то как должно было бы быть у каждого из нас – настоящий наставник, который своими делами, поступками и добрым отношением дела бы такими и нас.

Этот рассказ Распутина, сам по себе грустный и повествует о голодно послевоенном времени, но он повествуется от имени ребенка и естественно в рассказе много того, как именно ребенок оценивает ситуации, с его умозаключением и мнением.

Грустного конечно много и в первую очередь это связано с голодом:

F0H6iqFW6rPba9LN6JmD3bbVbru0Hwjw.png

Грустная сцена и в конце, когда учительница французского была вынуждена уволится и уехать, ведь она для мальчика много сделала хорошего и ему однозначно будет её не хватать:

qnxPPzIwIZujMBME3EHNcxix8PyhoRZR.png

Смешное в рассказе, это объяснение мальчика про французский язык

UGEVY4X3Jz2NLBVZO4wKDFnEUEgsfyb.png

Как он заставил признаться Лидию Михайловну в обмане с посылкой:

co0XnXbnKJU0r9etTdlCMUVbdNqCI24.png

И конечно те сцены игры учительницы на деньги в «чику», где Лидия Михайловна сама вела себя с детским задором, ничем не отличающимся от поведения её ученика:

gltWpr1R19nxDRm8FMVzoZBjgf12mL.png

Давно я читала это произведение и фильм давно тоже смотрело. Дети голодали и они вполне могли глотать хоть какую-то еду или «еду» — в кавычках, чтобы приглушить голод, чтобы уснуть поскорее, да и для витаминов, чтобы получить хоть что-то, хоть какие-то витамины и микроэлементы. Я даже последний вариант не исключаю, хоть он и странный — про посадки в животе, но думаю, что верный именно он, такое невозможно придумать. Наверное, пора все же обратиться к тексту и посмотреть, какой же ответ верный.

qc13LZy7QAiPe03FH3PIOYlvYuvQTMj.png

Ну вот, действительно, посадки, и бедные дети верили в эти свои посадки, что из них что-то там выйдет.

Ответ: вариант Г:

hzQMpYMHZKEUS9H72IUBiQAqjKB34fmF.png

Дидактический материал по литературе для 6 класса Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского» Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна

Дидактический материал по литературе для 6 класса

Валентин Григорьевич Распутин

и его рассказ

«Уроки французского»

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзика Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Цель урока: познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя-публициста, проанализировать тематику произведений В.Г.Распутина, помочь понять нравственную и художественную ценность его творчества

Цель урока:

познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя-публициста,

проанализировать тематику произведений В.Г.Распутина,

помочь понять нравственную и художественную ценность его творчества

Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015) И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия… В.Г.Распутин русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987), Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978)

Валентин Григорьевич Распутин

(1937 – 2015)

И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия…

В.Г.Распутин

русский писатель,

Герой Социалистического Труда (1987),

Лауреат

Государственной премии СССР (1977, 1978)

Основные этапы творческого пути 1937 г. —  родился. в посёлке Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье (15 марта 1937 г.) стал студентом филологического факультета Иркутского университета принят в штат иркутской газеты «Советская молодёжь», несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска опубликован в альманахе «Ангара»  первый его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки» принят в Союз писателей активно писал, публиковался, много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности Лауреат Государственной премии СССР  умер в свой день рождения, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске 1954 г. —  1958 г. —   1961 г. —  1967 г.  —  с 1967 г. по 2015 г . —  1977   г. и  1987  г. — 2015 г. —

Основные этапы творческого пути

1937 г.

родился. в посёлке Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье (15 марта 1937 г.)

стал студентом филологического факультета Иркутского университета

принят в штат иркутской газеты «Советская молодёжь», несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска

опубликован в альманахе «Ангара» первый его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки»

принят в Союз писателей

активно писал, публиковался, много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности

Лауреат Государственной премии СССР

умер в свой день рождения, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске

1954 г.

1958 г.

1961 г.

1967 г.

с 1967 г.

по 2015 г . —

1977   г.

и  1987  г. —

2015 г.

Детские и юношеские годы Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье в Иркутской области, детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Детские и юношеские годы

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье в Иркутской области, детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).

После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Костровые новых городов Журналистская деятельность Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Костровые

новых городов

Журналистская деятельность

Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент.

Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Творческий путь Печататься начал в 1951 году. Автор книг очерков и рассказов «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», рассказов «Я забыл спросить у Лешки», «Человек с того света», «Продается медвежья шкура», «Василий и Василиса». С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор,  С 1967 г. – член Союза писателей ССР.

Творческий путь

Печататься начал в 1951 году. Автор книг очерков и рассказов «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», рассказов «Я забыл спросить у Лешки», «Человек с того света», «Продается медвежья шкура», «Василий и Василиса».

С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор,

С 1967 г. – член Союза писателей ССР.

Творчество Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Действие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои – простые деревенские люди, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

Творчество

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Действие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои – простые деревенские люди, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

Герои произведений Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми.

Герои произведений

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми.

Рассказ «Уроки французского» В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, которая много лет проработала в школе.  Сам писатель выделяет «Уроки французского» среди других своих произведений, так как рассказ в немалой степени автобиографичен:   Валентин Григорьевич Распутин, родившийся в 1937 году, на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства. Ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним.

Рассказ «Уроки французского»

В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, которая много лет проработала в школе. 

Сам писатель выделяет «Уроки французского» среди других своих произведений, так как рассказ в немалой степени автобиографичен:   Валентин Григорьевич Распутин, родившийся в 1937 году, на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства. Ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним.

Основа сюжетной линии Воспоминания детской жизни В.Г.Распутина легли в основу рассказа. Учительница французского языка Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (её фамилия –Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания «Литература в школе». Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, посёлок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени. По словам самого писателя, события прошлого способны согреть даже при слабом прикосновении.

Основа сюжетной линии

Воспоминания детской жизни В.Г.Распутина легли в основу рассказа. Учительница французского языка Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (её фамилия –Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания «Литература в школе». Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, посёлок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени. По словам самого писателя, события прошлого способны согреть даже при слабом прикосновении.

Сюжетная линия Главный герой Володя уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница вникает в проблемы ученика и старается всячески помочь ему, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако продолжает присылать Володе посылки.

Сюжетная линия

Главный герой Володя уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко.

Молодая учительница вникает в проблемы ученика и старается всячески помочь ему, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако продолжает присылать Володе посылки.

Смысл названия рассказа Два значения есть у слова «урок» в произведении, которое создал Распутин («Уроки французского»). УРОК – ЭТО посвящённый некоторому предмету учебный час: У. французского; У. математики 2. нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод: У. доброты; У. жизни Именно второе значение становится определяющим для понимания замысла рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронёс через всю свою жизнь.

Смысл названия рассказа

Два значения есть у слова «урок» в произведении, которое создал Распутин («Уроки французского»).

УРОК – ЭТО

  • посвящённый некоторому предмету учебный час:

У. французского; У. математики

2. нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод:

У. доброты; У. жизни

Именно второе значение становится определяющим для понимания замысла рассказа

В.Г.Распутина «Уроки французского».

Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронёс через всю свою жизнь.

Главная тема произведения Начиная произведение, писатель задаётся вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главную тему своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика воспитанием чувств, уроками жизни.

Главная тема произведения

Начиная произведение, писатель задаётся вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после.

Таким образом, автор определяет главную тему своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика воспитанием чувств, уроками жизни.

Игра на деньги Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, – безнравственный поступок. Что стоит за этим поступком? Каковы мотивы, движущие Лидией Михайловной? Писатель даёт чёткие ответы на эти вопросы.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, –

безнравственный поступок.

Что стоит за этим поступком?

Каковы мотивы, движущие Лидией Михайловной?

Писатель даёт чёткие ответы на эти вопросы.

Игра на деньги Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает»для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И писатель её вовсе не осуждает, а скорее поддерживает.

Игра на деньги

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает»для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается.

И писатель её вовсе не осуждает, а скорее поддерживает.

Кульминация произведения Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не задумывалась о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда всё же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал сложность жизни того времени.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не задумывалась о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик.

Но когда всё же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал сложность жизни того времени.

Главная героиня рассказа «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне». Лидии Михайловне было в то время не больше 25 лет. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своём ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

Главная героиня рассказа

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».

Лидии Михайловне было в то время не больше 25 лет. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своём ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

Главный герой рассказа Юный герой поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс мальчик пошёл в 1948 году. В деревне, где он жил, была лишь начальная школа, поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «учёным человеком». Мальчик, преодолевая тоску по дому и голод, прилагает все свои усилия, чтобы не подвести земляков. Трудности закаляют его характер, и он нередко проявляет такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли.

Главный герой рассказа

Юный герой поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах.

В пятый класс мальчик пошёл в 1948 году. В деревне, где он жил, была лишь начальная школа, поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение.

Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «учёным человеком».

Мальчик, преодолевая тоску по дому и голод, прилагает все свои усилия, чтобы не подвести земляков. Трудности закаляют его характер, и он нередко проявляет такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли.

Финал рассказа Почти мелодраматическим является финал рассказа. Посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нём мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребёнка, преподал читателю уроки человечности. Идея рассказа состоит в том, что самоотверженная и бескорыстная доброта – это вечная человеческая ценность

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа. Посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы.

Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нём мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребёнка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, что

самоотверженная и бескорыстная доброта –

это вечная человеческая ценность

Уроки доброты Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности

Уроки доброты

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

Это и есть истинные духовные ценности

Уроки доброты В.Г.Распутина «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает». «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе». «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия». Как хорошо, что доброта живёт на свете вместе с нами

Уроки доброты

В.Г.Распутина

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает».

«На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

«И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия».

Как хорошо, что доброта живёт на свете вместе с нами

Использованный материал Тендитник Н. С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск, 1987; Котенко Н. Н. Валентин Распутин. М., 1988.Биография В.Г.Распутина: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rasputin_v.php Анализ рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»: http://fb.ru/article/197664/uroki-frantsuzskogo-analiz-rasputin-uroki-frantsuzskogo

Использованный материал

Тендитник Н. С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск, 1987;

Котенко Н. Н. Валентин Распутин. М., 1988.Биография В.Г.Распутина:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rasputin_v.php

Анализ рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»: http://fb.ru/article/197664/uroki-frantsuzskogo-analiz-rasputin-uroki-frantsuzskogo

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

Я прочитала произведение В. Г. Распутина “Уроки французского”, главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший.

Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе.

Единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. Он очень неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось. В районе у мальчика была еще одна проблема – голод. Главный герой все время не доедал.

Ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть.

Они воровали у него еду. Денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. Молоко главному герою было необходимо пить от малокровия.

Но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру “чику”.

Сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. Владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. Ведь Вадик обычно выигрывал.

На самом деле никакого азарта у главного героя не было.

Он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. И однажды Вадик вместе с дружком его избил.

На следующий день его классная руководительница Лидия Михайловна увидела искровавленную физиономию мальчика и все поняла. После уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в “чику” не играть.

Главный герой пообещал больше такого не делать, но со временем голод стал невыносимым, и мальчик опять отправился на свалку. Сначала все шло нормально, но когда он взял кассу, его снова избили.

Правда, уже не так сильно, но у него сильно была повреждена губа. На следующий день Лидия Михайловна, как на зло, вызвала его к доске и снова все поняла. Дело в том, что был урок французского языка, а у мальчика и без того проблемы с произношением. С окровавленной губой вообще говорить было нереально.

Тогда учительница назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у нее дома.

Разумеется, она сделала это не только из-за ужасного произношения мальчика, но еще и для того, чтобы отвлечь его от “чики”. Дополнительные занятия проходили не очень хорошо. От этих уроков главный герой не особо продвинулся во французском, к тому же Лидия Михайловна все время просила, чтобы он у нее поужинал.

При этих словах у мальчика пулей выскакивал всякий аппетит. В общем, учительница все время хотела накормить мальчика.

Однажды она даже прислала ему посылку с макаронами, но мальчик все равно категорически отказывался от любой заботы. Потом все как-то восстановилось: появились успехи во французском да и посылки с едой учительница больше не присылала. Но разумеется, Лидия Михайловна не оставила свои попытки помочь мальчику, и однажды она предложила ему сыграть вместе с ней в азартную игру на деньги.

Loading…

В рассказе русского советского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» на фоне событий послевоенного времени и трудностей, с ними связанных, описывается один год из жизни одиннадцатилетнего мальчика. На примере характеристики образа главного героя отражены основные черты, свойственные подросткам послевоенного времени.

В деревне

Главный герой рассказа «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик из сибирской деревни. После окончания начальной школы ему пришлось учиться в райцентре. Герой рассказа очень целеустремлённый, толковый, способный к учёбе мальчик.

В то время на долю таких мальчишек выпадали все тяготы послевоенной жизни. Они рано взрослели, взваливая на свои хрупкие плечи непосильную ношу практически главы семьи. Такая же судьба у главного героя. Отец погиб на фронте, мать из сил выбивается, чтобы прокормить троих детей. Герой рассказа — старший в семье, поэтому на нём забота о двух младших: брате и сестре. Он как может помогает матери по хозяйству. Кроме того, это время, когда голод ещё не отступил, поэтому мальчик должен позаботиться о пропитании младших. Да про учёбу нельзя забывать. Он учится на пятёрки и при всех своих делах и заботах никогда не приходит в школу с несделанными домашними заданиями.

В первых строках рассказа вырисовывается образ уважаемого в деревне человека. К подростку часто обращаются за помощью односельчане: то проверить цифры в облигации, то подписать какие-то бумаги. Он первый помощник не только в доме, но и на селе.

В характере героя явно прочитываются такие черты, как ответственность, усидчивость, сообразительность, отзывчивость, трудолюбие и нацеленность на результат.

На беду в селе нет средней школы. Окончив начальное обучение, герой вынужден отправиться в город. И хоть матери нелегко проститься с сыном по многим причинам: и мал (всего 11 лет), и главный помощник в доме, да плюс лишняя забота (ездить в город навещать), она вынуждена отправить его в район, учиться дальше.

В городе

Попав в город, мальчик, по сути, ещё ребёнок, растерялся. Ему всего 11 лет, а он попал в незнакомую ему обстановку, непонятный уклад жизни. Он многого не знает и не понимает в городе. Здесь он одинок, ему грустно и тоскливо вдали от дома, семьи, друзей. У матери тоже «душа не на месте», оттого, что её ребёнок вынужден жить вдали от неё, у чужих людей, недоедать, тосковать. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, он проявляет твёрдость характера и остаётся в городе.

В деревне всё проще: и люди, и отношения. Там не крали друг у друга, не обманывали, не жульничали. У героя проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевитость, чувство справедливости.

Первый враг, с которым столкнулся мальчик — нестерпимый голод. В деревне было проще  добыть еду: «что-то перехватить, выкопать, поднять…»  Здесь пропитание можно добыть, только имея деньги, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где не только не подкармливали (хорошо, хоть приютили, дали угол), так ещё кто-то (сын хозяйки Федька) таскал привезённые матерью продукты: хлеб и картошку.  Вот здесь и проявляются такие черты характера как гордость и стеснительность. Из гордости он никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), сам зарабатывает себе деньги.

Стеснительность проявляется в силу воспитания и жизни в деревни. Он не понимает, как можно брать у своих, поэтому ему стыдно пожаловаться. А вдруг он не прав, тогда он оговорит невинного человека.

Стеснение он испытывает из-за своего внешнего вида: он плохо одет и обут, не понимает местных дворовых законов.

В городе ярко проявляется ещё одна черта характера мальчика — обострённое чувство справедливости. Он не терпит фальши, обмана, жульничества (в игре со стороны местного авторитета Вадика), лжи, даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры в пристенок и посылки с макаронами).

Он упрям в достижении своей цели, но не жаден и не азартен. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет нужное количество денег. На них он покупает себе кружку молока, чтобы не кружилась голова и чтобы хоть немного утолить чувство голода.

Лидия Михайловна

Неизвестно, как сложилась бы судьба героя, если бы не встреча с замечательным педагогом и человеком. Его заметила и пожалела классный руководитель, учительница французского языка Лидия Михайловна. Она помогла мальчику справиться с единственным препятствием в учении — французским языком. Лидия Михайловна отвадила его от опасных игр с подростками. Она знала, чем рискует, но стала играть с учеником на деньги, чтобы хоть чем-то помочь мальчику. Щадя его гордость и независимость, учительница не стала прямо навязывать ему деньги и продукты, рискуя собственной карьерой.

Заключение

Образ главного героя порождает сложные чувства. С одной стороны, его безумно жалко: маленького, голодного, одинокого ребёнка. С другой стороны, герой вызывает восхищение. Его характер, целеустремлённость доказывают, что из этого мальчика, вырастет настоящий человек.

Вам также будет интересно почитать:

  • Главный герой рассказа тургенева муму кроссворд
  • Главный герой рассказа толстого кавказский пленник
  • Главный герой рассказа слон
  • Главный герой рассказа рассказ танкиста
  • Главный герой рассказа преступление и наказание