- Сочинения
- По литературе
- Другие
- План рассказа Главный инженер Пантелеева
- Награда. Ошибка или подвиг?
- Разведанная ребятами батарея.
- Ледяная батарея.
- Разгром батареи.
- Угроза трибунала.
- Приезд красноармейца за Лёшкой.
- Ожидание суда.
- Просьба полковника.
- Работа над заданием.
Краткое содержание произведения А.И. Пантелеева «Главный инженер»:
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то, что благодаря ему немцы узнали об этих установках. Ошибка это? Нет. Лёшина награда заслужена.
Недалеко от деревни, в которой жил Лёша, была замаскированная зенитная батарея. И если на Ленинград двигались бомбардировщики, то зенитчики открывали огонь. Дети давно узнали об установке многое.
Работала батарея в тёмное время, а когда днём прилетал немецкий разведчик, то батарея не выдавала себя. Ребятам было интересно, почему германский самолет еще не подбили. Однажды закричали они лейтенанту, спросили, почему они не стреляют. Лейтенант строго сказал им, что маскируется и выгнал ребят с территории батареи.
В ноябре снега уже много было, и мальчики пошли гулять. И Лёша придумал построить из снега зенитную батарею. Правдоподобная получилась батарея. И увидели они самолет немецкого разведчика. Лёшка начал командовать друзьями и, играя, делали вид ребята, что стреляли в самолёт.
Разошлись друзья по домам, как раздались удары немецких бомбардировщиков. Родные Леши спрятались в подполье, а сам мальчишка побежал в сени, как увидел своего друга Коську. Рассказал он Лёше, что бомбили их ледяную батарею, а Вальку заметили и увели на настоящую батарею.
Переживал Лёшка и собирался идти на батарею, говорить, что это он виноват, а Вальки с ними и вправду не было. Да Валька сам пришёл к нему. Признался Валька, что рассказал офицерам, что строить батарею была идея Лёшки. Но Лёша не сердился.
Боялся Лёшка, что трибунал ему грозит. А может и расстреляют. Ужинать не стал, спать раньше ушёл, да не спалось ему. Мысли были лишь о суде. Не хотел он, чтобы его как предателя убивали.
Рано утром приехал в дом Лёшки красноармеец. Сказал собираться, но куда и зачем – не рассказывал. Оделся Лёшка и уехал на мотоцикле с военным.
Привезли Лёшку к большому зданию, куда их пропустил часовой. Думал Лёша о том, чтобы не заплакать. Красноармеец сказал Лёне ждать, когда его вызовут, и ушел.
Тут вышел офицер и стал звать: «Михайлов!». Лёша от волнения не расслышал сразу. Но потом отозвался и пошёл в кабинет полковника.
Лицо полковника было сердитым. Он начал спрашивать мальчика, он ли строил крепость, которую разбомбили. Лёша не отрицал, у него покатились слёзы. Начал просить прощения он у полковника, говорил, что больше не будет так играть.
И тогда полковник спросил, не согласится ли он построить еще такие установки. Оказывается, ложные батареи нужны были советской армии, чтобы отвести немцев от настоящих. Лёша повеселел и согласился.
Построили тогда ребята ещё много батарей из снега. А Лёшу считали главным инженером. И даже в штабе его так называли. Но никому ребята не рассказывали о своих установках. И взрослые не понимали, почему мальчики смеялись, когда бомбили ледяные установки. Когда все 12 батарей разбомбили, Лёшу с друзьями вызвали в Ленинград. Леше вручили медаль, а остальным ребятам грамоты. В тот же день и немецкому разведчику вручили железный крест. Но что с ним было дальше – никто не знает. А вот с Лёшей всё хорошо и учится он уже в 9 классе!
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Главный инженер Пантелеева
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. Маковского
Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
- Сочинение Спор Рагина с Громовым (по повести Палата № 6 Чехова)
А. П. Чехов в своей повести «Палата №6» затронул актуальные для общества неприятности. В произведении автор стремился решить проблемы, затрагивающие плохое отношение к простым людям
- Сочинение на тему Значение слова доброта
Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.
- Аргументы и примеры преданности из литературы для сочинения
Преданность основывается на приверженности к конкретному человеку или группе, несмотря на любые жизненные обстоятельства.
- Анализ сказки Волшебное кольцо Платонова
Добрая сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо» о животных соответствует общей характеристике данного жанра. Ее сюжет напоминает реальность, однако каждое действие героев связано с волшебством.
Я думаю, что каждому хоть на минутку хочется попасть в детство.
А чтение сказок — это прекрасное время препровождения, даже сейчас, как и всегда.
Ганс Христиан Андерсен:
«Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утенок»
Пушкин:
«Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Братья Гримм:
«Гензель и Гретель»
Вильгельм Гауф:
«Маленький Мук» и «Карлик нос».
Сельма Лагерлеф:
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
И конечно же Приключения Синдбада-Морехода
У нас есть и книги и видео. И читаем и смотрим, часто.
Все это очень интересно, содержательно и поучительно.
Читая все это в 40 лет очень приятно вспоминать свое детство и заново переживать те волнения, которые рождали и фантазию и стремления сделать что-то волшебное.
Ведь не даром говорят : «Сказка ложь да в ней намек-добрым молодцам урок»
Читая сказки в стихах и прозе невольно и сам берешся за перо и начинаешь творить. И вот результат такого творения:
.
Сказка про слоненка.
Маленький слоник в лесу проживал,
Ананасы, бананы и травку жевал,
Был маленький этот слоненок, как песик,
У него вместо хобота — маленький носик.
И был любопытный этот слоненок,
Вопросы любил задавать, как ребенок.
Почему вода течет в реке?
Сколько есть песчинок на песке?
Зачем солнышко так ласково греет?
И кто быстрее всех бегать умеет?
Почему высоко так птицы летают?
Как ежик в колючках своих засыпает?
Почему у жирафа длинная шея?
И где живет лесная фея?
Замучил слоненок всех в этом лесу,
Суслика, белку, бобра и лису,
И красивую бабочку и стрекозу,
И носорога и даже козу.
А ночью слоненок увидел звезду,
Она в темном небе ярко сияла,
Пошел он за ней и вышел к пруду,
Где белая лилия благоухала.
Там злой крокодил возле камня лежал,
И слоненок с вопросом к нему подбежал.
-Скажите, прошу вас, пожалуйста, мне
Что едят крокодилы при полной Луне?
Бедняга не понял, во что угодил,
Не знал он, что это злой крокодил.
Большой крокодил был вечно голодный,
Он слоненка окинул взглядом холодным,
-Подойди ко мне ближе, сказал он привстав,
Скажу по секрету, только ухо подставь.
Маленький слоник крокодилу поверил,
И стоя вплотную свое ухо доверил,
Хитрый злой крокодил свою пасть приоткрыл
И зубами за носик слона ухватил.
Маленький слоник такого не ждал,
Поворота такого он не ожидал.
Очень больно слоненку наивному стало,
-Отпустите, мне больно! Прокричал он устало.
Целый час крокодил и слоненок боролись,
И в жестокой борьбе на пень напоролись.
Острые зубы разжал крокодил,
И слоник в этом бою, так сказать, победил.
Но в результате столкновения,
С носом слона произошли изменения.
Стал он длиннее в несколько раз.
Но на этом пока не окончен рассказ.
…
Так хобот у слоника свой появился,
Но этому факту он не удивился,
Теперь он водой мог себя поливать,
И сочные листья с деревьев срывать.
Намного комфортнее стало ему,
Перестал удивляться сонник всему,
И перестал он вопросы свои задавать
И каждый в лесу стал его уважать.
Слоненок завел себе новых друзей,
С ними приятнее и веселей,
По лесу бегать и просто играть,
И приключение это свое вспоминать.
.
Вот такая история. И Это все благодаря сказкам.
- Награда. Ошибка или подвиг?
- Разведанная ребятами батарея.
- Ледяная батарея.
- Разгром батареи.
- Угроза трибунала.
- Приезд красноармейца за Лёшкой.
- Ожидание суда.
- Просьба полковника.
- Работа над заданием.
Краткое содержание произведения А.И. Пантелеева «Главный инженер»:
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то, что благодаря ему немцы узнали об этих установках. Ошибка это? Нет. Лёшина награда заслужена.
Недалеко от деревни, в которой жил Лёша, была замаскированная зенитная батарея. И если на Ленинград двигались бомбардировщики, то зенитчики открывали огонь. Дети давно узнали об установке многое.
Работала батарея в тёмное время, а когда днём прилетал немецкий разведчик, то батарея не выдавала себя. Ребятам было интересно, почему германский самолет еще не подбили. Однажды закричали они лейтенанту, спросили, почему они не стреляют. Лейтенант строго сказал им, что маскируется и выгнал ребят с территории батареи.
В ноябре снега уже много было, и мальчики пошли гулять. И Лёша придумал построить из снега зенитную батарею. Правдоподобная получилась батарея. И увидели они самолет немецкого разведчика. Лёшка начал командовать друзьями и, играя, делали вид ребята, что стреляли в самолёт.
Разошлись друзья по домам, как раздались удары немецких бомбардировщиков. Родные Леши спрятались в подполье, а сам мальчишка побежал в сени, как увидел своего друга Коську. Рассказал он Лёше, что бомбили их ледяную батарею, а Вальку заметили и увели на настоящую батарею.
Переживал Лёшка и собирался идти на батарею, говорить, что это он виноват, а Вальки с ними и вправду не было. Да Валька сам пришёл к нему. Признался Валька, что рассказал офицерам, что строить батарею была идея Лёшки. Но Лёша не сердился.
Боялся Лёшка, что трибунал ему грозит. А может и расстреляют. Ужинать не стал, спать раньше ушёл, да не спалось ему. Мысли были лишь о суде. Не хотел он, чтобы его как предателя убивали.
Рано утром приехал в дом Лёшки красноармеец. Сказал собираться, но куда и зачем – не рассказывал. Оделся Лёшка и уехал на мотоцикле с военным.
Привезли Лёшку к большому зданию, куда их пропустил часовой. Думал Лёша о том, чтобы не заплакать. Красноармеец сказал Лёне ждать, когда его вызовут, и ушел.
Тут вышел офицер и стал звать: «Михайлов!». Лёша от волнения не расслышал сразу. Но потом отозвался и пошёл в кабинет полковника.
Лицо полковника было сердитым. Он начал спрашивать мальчика, он ли строил крепость, которую разбомбили. Лёша не отрицал, у него покатились слёзы. Начал просить прощения он у полковника, говорил, что больше не будет так играть.
И тогда полковник спросил, не согласится ли он построить еще такие установки. Оказывается, ложные батареи нужны были советской армии, чтобы отвести немцев от настоящих. Лёша повеселел и согласился.
Построили тогда ребята ещё много батарей из снега. А Лёшу считали главным инженером. И даже в штабе его так называли. Но никому ребята не рассказывали о своих установках. И взрослые не понимали, почему мальчики смеялись, когда бомбили ледяные установки. Когда все 12 батарей разбомбили, Лёшу с друзьями вызвали в Ленинград. Леше вручили медаль, а остальным ребятам грамоты. В тот же день и немецкому разведчику вручили железный крест. Но что с ним было дальше – никто не знает. А вот с Лёшей всё хорошо и учится он уже в 9 классе!
Школа: № 95 Учитель: Шарапова М. В.
Класс: 4-5 Методист: Кондратьева И. И.
Кабинет: 312 Студентка: Иосик Дарья, 33 гр.
Дата: 15.04.2016
Конспект урока по литературному чтению на тему:
«Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.
Рассказ «Главный инженер» А. Пантелеев»
Цели деятельности учителя:
Обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.
Планируемые результаты:
- Личностные: научатся планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда.
- Предметные: учатся анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, учебник 4 класс, часть 2 (ПНШ), карточки для самостоятельной работы.
Этапы, методы и приёмы |
Хронометраж |
Содержание урока и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Орг. момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог |
1 мин. |
Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна. Урок чтения проведу я. |
Приветствовать учителя. |
Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2. Мотивационный этап Словес.: ответы на вопросы Наглядный: рассматривание иллюстрации |
10 мин. |
— Сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением. — Посмотрите на слайд. Прочитайте тему раздела и подумайте, как понять эти слова? Найдите ее в содержании. На какой странице? С.130 Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество. — Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого. Благодаря прошлому мы можем сегодня с уверенностью сказать, что война – это плохо, что для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться. Кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда или добычи огня. И благодаря этому опыту предков мы сегодня можем кататься на горном велосипеде и пользоваться спичками, чтобы развести огонь. Мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком. — Найдите название рассказа, как он называется? «Главный инженер». — Предположите, о чем этот рассказ? Посмотрите на дату написания, в какие годы он написан? О какой войне идет речь? — Ребята, назовите автора этого произведения. Алексей Пантелеев — Назовите дату ВОВ? 1941-1945. Что вам известно о Великой Отечественной войне? В ночь с 21 на 22 июня в 4 часа утра Германия напала на Советский союз. Всем миром сражались против фашизма, Брестская крепость первым встретила врага. — Почему она так называется? Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разные организации: подпольщики, партизаны, сражались за свою родину. Шли и пожилые люди, и совсем юные парнишки, и девушки, и даже дети. Погибло более 20 миллионов человек. — Ребята, кто может сказать о своих дедах и прадедах, которые пережили, а возможно и принимали участие в сражениях этой войны? — Кто может назвать памятники нашего города, посвящённые этой войне? («Вечный огонь», памятник «Добровольцам-танкистам», Архитектурно-парковый ансамбль «Сад Победы», Мемориал «Память» («Скорбящие матери»), «Советский Икар»). — Давайте представим, какими были ваши ровесники, которым пришлось жить в суровые военные годы. Какие у них могли быть интересы, чем эти дети могли заниматься? — Вы знаете какие-нибудь имена маленьких героев в большой войне? Самые юные участники войны: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Таня Савичева. А сколько было этих героев, не знает никто. Рассказ Алексея Пантелеева как раз и посвящен детям и подросткам — свидетелям и участникам этой войны. |
Определять смысл названия произведения. Предполагать Отвечать на вопросы. Восприятие информации, осмысление ее. Слушать факты про ВОВ. |
Коммуникативные: —Формировать умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свою точку зрения; Регулятивные: -Формировать умение формулировать учебную задачу; |
3. Постановка учебной задачи и ее решение. Практический: работа со словарем Практический: выборочное чтение Словес.: ответы на вопросы Практический: чтение по цепочке Словес.: ответы на вопросы Практический: анализ чтения |
15 мин. |
— Давайте разберемся, кто же такой Алексей Пантелеев. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Найдите даты жизни, что вы заметили? (Участвовал в ВОВ). — Послушайте биографию поэта. — Хорошо ребята, давайте вернемся к рассказу и начнем читать первую часть текста (с. 130-131). — Что такое зенитная батарея? Специализированное артиллерийское орудие, предназначенное для борьбы с авиацией противника. — О чем идет речь в этом отрывке? Предположительный ответ детей: Речь идёт о военном немецком лётчике и мальчике Лёшке Михайлове, которые были отмечены боевыми наградами…. — Сформулируйте главный вопрос урока, на который нам надо найти ответ. Предполагаемые ответы: За какие заслуги Лёша получил награду? — Продолжим чтение, 2 часть. По цепочке. С. 131-134 Обсудите в парах главную мысль прочитанного отрывка. Кто сможет сформулировать главную мысль прочитанного? — Какие еще слова из текста вам не знакомы или не понятны? Трибунал – специализированный военный суд. — Что изменилось в Жизни новой Деревни с приходом войны? Предполагаемые ответы учеников: Да, военные действия сразу изменили облик деревеньки: «На берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщики, батарея открывала огонь… О т этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками». Можно сказать, что деревенские жители оказались близко от фронта. — Отличаются ли ребята наблюдательностью? Найдите ответ в тексте. Предполагаемые ответы учеников: Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, и ребята, несмотря на всю маскировку военных, быстро выясняют про устройство и работу батареи все подробности: «Ребята еще давно, еще в самом начале войны… все, что им нужно было, разнюхали, разведали и знали теперь батарею, наверно, не хуже самих зенитчиков. Знали и сколько там орудий, и какого они калибра, и сколько у орудий прислуги, и кто командир, и где снаряды лежат, и как заряжают, и как стреляют, и как команду подают». — Как изменился образ жизни мальчишек? Предполагаемые ответы учеников: Меняется и образ жизни мальчишек: ведь батарея работает только по ночам, и ребята занимают свой «наблюдательный пункт» уже с вечера: «Работала батарея только по ночам… вечером была объявлена боевая тревога. Не успел отзвенеть сигнал, как ребята уже сидели на своем обычном месте — в кустах на берегу пруда». — Однако исключительно ли только детское любопытство заставляет мальчишек не спать ночами, находится на улице, на морозе, наблюдая за батареей? (Нет, ребята испытывают ненависть к противнику, желание помочь своим солдатам, возмущение, когда те не стреляют немедленно во врага: строчки из текста). — Как бы вы озаглавили эти два отрывка? |
Слушать биографию писателя. Читать вслух. Работать со словарем. Постановка задачи урока. Беседа. Слушать чтение. Определять смысл прочитанного отрывка. Работать со словарем. Беседа. Отвечать на вопросы. Проводить анализ чтения. Предлагать варианты названий для прочитан текстов. |
Р: принимают и со храняют уч задачу П: осмысленно читают текст П: строят речевое высказывание Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: строят речевые высказывания. П: строят рассужд |
4. Физ. минутка |
3 мин. |
Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения. |
Выполнять упражнения. |
|
5. Решение частных учебных задач Словес.: ответы на вопросы Практический: выразительное чтение и анализ Т Наглядный: рассматривание иллюстраций Словес.: монологические высказывания уч-ся. Практический: чтение по ролям, анализ выраз. чтения |
7 мин. |
Вернемся к рассказу. В годы ВОВ было написано множество рассказов, стихотворений, повестей. Но даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук. — Откройте учебник на странице 147. Найдите репродукцию картины Александра Дейнеки. — Рассмотрите ее. — В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы». – В каком году написана картина? Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа. — Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.) – Судя по этим защитным сооружениям – «ежам»–, понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве? – По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.) — Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.) – Что на переднем плане? Где теперь грузовик? Как же художнику удалось передать атмосферу напряжённой тревоги? (Глядя на картину, создаётся впечатление, что грузовик сейчас уедет и улица совершенно опустеет, станет совсем безжизненной, застывшей в тревожном ожидании. Атмосферу напряжённой тревоги усиливает и серое глухое небо, нависающие над городом тучи , конечно же, торчащие из снега заградительные «ежи».) Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города. — Ребята, а вам интересно, что же дальше произошло с Лешей Михайловым? Давайте продолжим читать. На с.134 прочитаем по ролям два отрывка, где черточка, до стр.135.
— Молоды, ребята! Какие слова из текста вам не знакомы или не понятны? Блиндажом, дышло, оглобля. — Найдите сноску и прочитайте, что такое блиндаж. Дышло — Одиночная оглобля (между двумя лошадьми), укрепляемая к передней оси для поворота повозки при парной запряжке. Оглобля — одна из двух круглых жердей, укреплённых концами на передней оси экипажа и служащих для запряжки лошади. — А теперь обсудите в парах, что дальше произошло с этими ребятами и что сделают враги, если разведчик заметил игрушечную пушку? |
Рассматривать картину, описывать объекты картины. Сопоставлять текст и картину. Отвечать на вопросы. Рассматривать картину, описывать объекты картины. Сопоставлять текст и картину. Работать самостоятельно Проводить анализ чтения. Читать выразительно. Работать со словарем. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят речевое высказывание П: строят рассужд Р: планируют свое действие в соответ. с задачей К: ориентируются на партнера во взаимодействии |
6. Итог урока. Рефлексия Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Составление обобщающего ответа. |
5 мин. |
— Какой рассказ вы сегодня читали? — Какую задачу вы сформулировали в начале урока по нему? — Мы нашли ответ на главный вопрос нашего урока: «За какие заслуги Лёша получил награду?» — А захотелось ли вам ответить на этот вопрос? — Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Предположительный ответ: продолжить работу с текстом, дочитать текст… — Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета.
– Кто хочет объяснить свой выбор? Спасибо за урок! |
Обобщать изученное. |
Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Личностные: Участие в подведении итогов урока. |
Краткое содержание произведения А.И. Пантелеева «Главный инженер»:
Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то, что благодаря ему немцы узнали об этих установках. Ошибка это? Нет. Лёшина награда заслужена.
Недалеко от деревни, в которой жил Лёша, была замаскированная зенитная батарея. И если на Ленинград двигались бомбардировщики, то зенитчики открывали огонь. Дети давно узнали об установке многое.
Работала батарея в тёмное время, а когда днём прилетал немецкий разведчик, то батарея не выдавала себя. Ребятам было интересно, почему германский самолет еще не подбили. Однажды закричали они лейтенанту, спросили, почему они не стреляют. Лейтенант строго сказал им, что маскируется и выгнал ребят с территории батареи.
В ноябре снега уже много было, и мальчики пошли гулять. И Лёша придумал построить из снега зенитную батарею. Правдоподобная получилась батарея. И увидели они самолет немецкого разведчика. Лёшка начал командовать друзьями и, играя, делали вид ребята, что стреляли в самолёт.
Разошлись друзья по домам, как раздались удары немецких бомбардировщиков. Родные Леши спрятались в подполье, а сам мальчишка побежал в сени, как увидел своего друга Коську. Рассказал он Лёше, что бомбили их ледяную батарею, а Вальку заметили и увели на настоящую батарею.
Переживал Лёшка и собирался идти на батарею, говорить, что это он виноват, а Вальки с ними и вправду не было. Да Валька сам пришёл к нему. Признался Валька, что рассказал офицерам, что строить батарею была идея Лёшки. Но Лёша не сердился.
Боялся Лёшка, что трибунал ему грозит. А может и расстреляют. Ужинать не стал, спать раньше ушёл, да не спалось ему. Мысли были лишь о суде. Не хотел он, чтобы его как предателя убивали.
Рано утром приехал в дом Лёшки красноармеец. Сказал собираться, но куда и зачем – не рассказывал. Оделся Лёшка и уехал на мотоцикле с военным.
Привезли Лёшку к большому зданию, куда их пропустил часовой. Думал Лёша о том, чтобы не заплакать. Красноармеец сказал Лёне ждать, когда его вызовут, и ушел.
Тут вышел офицер и стал звать: «Михайлов!». Лёша от волнения не расслышал сразу. Но потом отозвался и пошёл в кабинет полковника.
Лицо полковника было сердитым. Он начал спрашивать мальчика, он ли строил крепость, которую разбомбили. Лёша не отрицал, у него покатились слёзы. Начал просить прощения он у полковника, говорил, что больше не будет так играть.
И тогда полковник спросил, не согласится ли он построить еще такие установки. Оказывается, ложные батареи нужны были советской армии, чтобы отвести немцев от настоящих. Лёша повеселел и согласился.
Построили тогда ребята ещё много батарей из снега. А Лёшу считали главным инженером. И даже в штабе его так называли. Но никому ребята не рассказывали о своих установках. И взрослые не понимали, почему мальчики смеялись, когда бомбили ледяные установки. Когда все 12 батарей разбомбили, Лёшу с друзьями вызвали в Ленинград. Леше вручили медаль, а остальным ребятам грамоты. В тот же день и немецкому разведчику вручили железный крест. Но что с ним было дальше – никто не знает. А вот с Лёшей всё хорошо и учится он уже в 9 классе!
Картинка к сочинению План рассказа Главный инженер Пантелеева
Предыдущая
СочиненияПлан рассказа Хлеб для собаки Тендрякова
Следующая
СочиненияПлан рассказа Гуттаперчевый мальчик Григоровича