0
Какой рисунок нарисовать к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?
Алексей Пантелеев «Главный инженер». Какой рисунок нарисовать к рассказу?
Какой эпизод из рассказа «Главный инженер» изобразить?
Какие есть иллюстрации и картинки к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?
1 ответ:
1
0
Рассказ Пантелеева «Главный инженер» — это история о суровом военном времени, когда каждый советский человек пытался хоть чем-нибудь помочь воинам, сражающимися с захватчиками.
Возле деревеньки, где проживали ребята, герои произведения, находилась зенитная батарея. Ребята частенько бегали смотреть на неё — вездесущие мальчишки прекрасно знали, где она скрывается. Вот иллюстрация, на которой изображен эпизод, когда ребята рассматривают зенитки:
На рисунке можно изобразить зенитные установки времен войны, а рядом с ними бойцов-зенитчиков:
Поскольку в рассказе описывается, как советские зенитки работали по вражеским самолетам, то можно сделать рисунок боя зенитчиков и немецких летчиков:
Леша Михайлов с друзьями строили снежные оборонные объекты, поэтому можно нарисовать как ребята создают фальшивые зенитные орудия:
Если вы хорошо рисуете людей, то можете изобразить эпизод в кабинете полковника Шмелева. Здесь нужно обратить внимание на выражение лица Леши — мальчик чувствует свою вину. Полковник относится к мальчику благосклонно и даже дает ему спецзадание на изготовление серии обманных объектов. Перерисовать можно следующую иллюстрацию:
А можно нарисовать Лешу Михайлова в момент, когда он возвращается из штаба. Теперь он доволен и спокоен, и мечтает поскорее приступить к выполнению задания. Попробуйте изобразить на рисунке Лешу и красноармейца на мотоцикле:
Читайте также
Носов написал потрясающие рассказы для детей, «Карасик» — не исключение. Чтобы создать иллюстрацию к произведению можно взять за основу такой момент:
Двое мальчишек стоят с банкой, а рядом стоит кот, который так увлеченно смотрит за рыбкой.
Также можно просто нарисовать рыбку-карася:
Начинаем прорисовывать с головы, сначала делаем наброски. Круглой формы голова плавно продолжается и переходит в туловище, затем ближе к хвосту мы линии сужаем. После приступаем к прорисовке глаза, рта, жабр, плавников и хвостика.
Либо можно вовсе изобразить любого котика, который внимательно следит за рыбой в аквариуме.
Рассказ Чехова «Тоска» очень грустный и повествует нам о том, как простой человек, Иона Потапов, извозчик, потеряв сына, никак не мог выговориться о своем горе, никто его не слушал и не проявлял сочуствия.
сам того не заметив, Иона стал высказывать свою горечь лошади, которая, в отличие от людей, слушала его. И это принесло свои плоды, полегчало на душе у Ионы.
Исходя из данного сюжета рассказа можно нарисовать повозку, запряженную лошадью с извозчиком Ионой.
<hr />
Дело происходит зимой, поэтому нужно показать заснеженную улицу, Иона одет в тулуп и шапку.
Особое внимание нужно обратить на фигуру извозчика, его нужно показать сгорбленным под тяжестью горя, навалившегося на его плечи.
<hr />
<hr />
Очень хорошо для иллюстрации данного рассказа подходит карандашная техника или рисунок углем.
Изобразить повозку можно с разных ракурсов.
<hr />
<hr />
Можно нарисовать и портрет Ионы, на котором следует постараться показать всю глубину его тоски и печали, мне понравилась такая иллюстрация:
<hr />
<hr />
Портрет Ионы нарисуем, наметив объем головы, центральную ось симметрии, уровень расположения глаз, бровей, носа и рта.
Далее начнем строить объемы для каждой части лица. учитывая, что оно повернуто в три четверти, то есть, нужно дальнюю половину лица рисовать в сокращении, глаз будет меньше, уже будет щека и меньше половина рта.
Нарисуем на голове шапку, а также плотно прилегающий к подбородку воротник.
Придадим лицу скорбные черты, прорисовав морщины и изобразив опущенный взгляд.
Заштрихуем карандашом.
Леша Михайлов является главным героем рассказа Пантелеев «Главный инженер» и именно его автор описывает больше других персонажей. Леша — паренек активный и наблюдательный, поэтому первая ледяная зенитная батарея получилась правдоподобно.
Снежный объект был разбит вражескими бомбами, а Михайлов вынужден был оправдываться перед полковником Шмелевым. Но полковник хорошо разбирался в людях, поэтому смог разглядеть в пареньке лидера, человека ответственного и творческого.
Шмелев поручил пареньку построить еще несколько ледяных объектов, которые отвлекали бы внимание фашистов от настоящих зениток. Леша с воодушевлением принимается за работу, для чего он собрал всех ребят. Здесь и проявились его инженерные способности — объекты были очень похожи на подлинные и по ним успешно работали вражеские самолеты.
Ребята, а затем и военные стали называть Лешу почтительно: «главным инженером». Парнишке приходилось теперь бывать в штабе по службе — здесь он отчитывался о проделанной работе и получал новые задания. А штабисты теперь называли паренька с техническими способностями таким образом:
Автор тоже уважительно относится к своему герою с лидерскими качествами и творческой жилкой, поэтому он не назвал свое произведение «Леша Михайлов», а дал ему название: «Главный инженер».
Рассказ Пантелеева «Главный инженер» я прочитала на одном дыхании — настолько он был интересным и необычным. Никогда раньше я не читала о том, как простые советские ребята помогали военным громить фашистских захватчиков. А делали они это без оружия — возведением снежных зенитных батарей.
Мне было забавно читать, как немецкие летчики принимали ложные объекты за настоящие, после чего вываливали на них множество бомб. А в это время настоящие зенитки оставались целыми и невредимыми, и зенитчики могли и дальше громить врага.
Больше всего мне понравился Леша Михайлов, который умел создавать правдоподобные объекты из снега. Он показался мне человеком умным, честным и ответственным, умеющим правильно организовать работу. Леша — настоящий патриот своей Родины.
Автор обращает наше внимание на то, что на войне следует проявлять смекалку, действовать не прямолинейно, а придумывать хитрые уловки. Кроме того, автор учит нас быть патриотами своей страны и всегда её защищать, по мере своих сил и возможностей.
К рассказу подходят пословицы о смекалке и находчивости, поскольку иногда врага можно одолеть только с помощью военной хитрости.
Привожу пословицы, которые лучше всего отражают суть рассказа:
Леша Михайлов — главный герой рассказа Пантелеева «Главный инженер» и этот обычный школьник достойно проявил себя в годы войны. Когда фашисты приблизились к деревне, в которой жил мальчик, Леша воспринял это близко к сердцу. Он ненавидит врага и мечтает оказать помощь красноармейцам — вскоре ему удастся это сделать.
Леша — человек инициативный и творческий, ведь именно ему принадлежала идея построить зенитки из снега. Орудия получились настолько достоверно, что вскоре их разбомбил вражеский бомбардировщик.
Вскоре Леша понял, что именно его неосторожность привела к бомбежке, и что могли бы погибнуть мирные люди. Мальчик переживает, но не пытается скрыться — он готов понести наказание за безалаберность. Леша — человек честный, поэтому не сваливает вину на других ребят, а без утайки рассказывает чистую правду полковнику.
Полковник Шмелев оценил смелость, правдивость и чувство ответственности паренька, поэтому и доверил ему выполнение важного задания. Теперь ребята должны были строить ложные снежные укрепления, но в заранее указанных местах.
Леша с воодушевлением берется за работу и организовывает ребят для строительства ледяных зенитных батарей. За умение руководить ребятами, за его наблюдательность и решительность мальчика стали называть «главным инженером».
Ребята возвели множество обманных ледяных объектов, и они были столь правдоподобны, что немецкий разведывательный самолет принял их за реальные зенитки. Фальшивые зенитные батареи были разгромлены, зато настоящие остались целыми и продолжали бить противника.
Благодаря Леше Михайлову враг был обманут, а ответственному, находчивому и храброму парню, патриоту своей Родины, была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Леонида Пантелеева «честное слово»
Иллюстрация к рассказу честное слово
Иллюстрации к рассказу л Пантелеева честное слово
Пантелеев честное слово
Леонида Пантелеева «честное слово»
Книга л. Пантелеева честное слово
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Честное слово. Рассказы
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Иллюстрация к рассказу честное слово Леонид Пантелеев
«Честное слово» л. Пантелеева (1941)
Честное слово
Честное слово картинки к рассказу
Пантелеев честное слово
Пантелеев честное слово иллюстрации
Иллюстрация к произведению Пантелеева честное слово
Честное слово
Честное слово
Честное слово иллюстрации
Иллюстрации к рассказу л Пантелеева честное слово
Леонида Пантелеева «честное слово»
Честное слово. Рассказы
Пантелеев честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Открытки честное слово
Рисунок к рассказу Пантелеева честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово мультфильм
Иллюстрации к советским книгам
Пантелеев честное слово иллюстрации
Рассказы л Пантелеева
Леонид Пантелеев главный инженер рисунки
Пантелеев л главный инженер иллюстрации
Мультфильм честное слово по рассказу Пантелеева
Виктор Голявкин путешественник
Произведения л Пантелеева честное слово
Харкевич художник
Мультфильм для детей честное слово
Черно белые иллюстрации Пантелеев честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Честное слово логотип
Рисование солдата для детей
Гайдар честное слово
Время чтения: 25 мин.
Лейтенант Фридрих Буш, летчик германской разведывательной авиации, и новодеревенский школьник Леша Михайлов в один и тот же день получили награды: лейтенант Буш — железный крест, а Леша Михайлов — медаль «За оборону Ленинграда».
Как сказано было в приказе германского командования, летчик Буш представлялся к награде «за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских». А Леша Михайлов получил свою медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей…
Вы, я вижу, удивлены. У вас глаза на лоб полезли. Вы думаете небось, что это ошибка или опечатка. Что ж, выходит, значит, что Леша Михайлов предатель? Почему же тогда он получил советскую награду, а не какой-нибудь тоже медный или оловянный немецкий крест?
А между тем никакой ошибки тут нет. Леша Михайлов получил свою награду по заслугам. А вот за что получил ее лейтенант Фридрих Буш — это дело темное. Хотя — если разобраться — может быть, он и в самом деле неплохо выполнил свою боевую задачу. Ведь он действительно обнаружил на подступах к Ленинграду двенадцать зенитных батарей. Правда без помощи Леши Михайлова и других ребят он черта бы с два обнаружил. А хотя…
Ну да, впрочем, так вы все равно ничего не поймете. Надо все рассказать по порядку.
* * *
Леша Михайлов жил, как я уже сказал, в Новой Деревне. Около их дома — за огородами — был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщики, батарея открывала огонь. Конечно, не одна батарея. Их там вокруг было много. От этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками. Зато уж и немцам, конечно, тоже доставалось от этого огня!..
Батарея была хорошо замаскирована. В обычное время, когда она помалкивала, не работала, ее не только с воздуха, но и с земли не разглядеть было. Но, конечно, это только взрослые не могли разглядеть. А от ребят разве что-нибудь скроешь?
Ребята еще давно, еще в самом начале войны, когда только появилась у них эта батарея, все, что им нужно было, разнюхали, разведали и знали теперь батарею, наверно, не хуже самих зенитчиков. Знали и сколько там орудий, и какого они калибра, и сколько у орудий прислуги, и кто командир, и где снаряды лежат, и как заряжают, и как стреляют, и как команду подают.
Работала батарея только по ночам. Наутро после налета бомбардировщиков почти всякий раз прилетал в деревню маленький, легкий, похожий на стрекозу немецкий самолет-разведчик «хеншель-126». Иногда он по полчаса и больше кружил над деревней, выискивая и вынюхивая расположение русских зениток.
Но батареи молчали. И «хеншель-126», повертевшись и покружившись, улетал восвояси.
Сначала ребята удивлялись:
— Что ж они не стреляют? Ведь он же прямо совсем на куриной высоте летит! Его с одного выстрела подбить можно!..
Один раз они даже не выдержали и закричали через колючую проволоку командиру батареи, который в это время как раз разглядывал в бинокль вражеского разведчика:
— Товарищ старший лейтенант! Чего ж вы смотрите! Хлопните его из второго орудия. В самый раз будет.
Командир оторвался от бинокля и с удивлением посмотрел на ребят.
— Это что такое? — крикнул он строго. — Вы как сюда попали?!
Ребята переглянулись, и Леша Михайлов за всех ответил:
— Мы так… потихоньку… Замаскировались.
— Ах, вот как? Замаскировались? Ну, так и я вот тоже — маскируюсь. Понятно?
— Ага. Понятно, — сказал, подумав, Леша. — Чтобы, значит, не обнаружили и не засекли?
— Во-во, — сказал командир. — А вообще пошли вон отсюда! Разве не знаете, что сюда нельзя ходить?
— Знаем, — ответили ребята. — Да мы не ходим, мы ползаем.
— Ну и ползите обратно.
Дня через три, вечером, на батарее была объявлена боевая тревога. Не успел отзвенеть сигнал, как ребята уже сидели на своем обычном месте — в кустах на берегу пруда. Кто-то из батарейцев их заметил и сказал командиру.
— Ах, вот как? — закричал командир, узнав Лешу Михайлова. — Опять это ты? Ну, погоди, попадись ты мне!..
Леша и товарищи его убежали, но и после, конечно, подглядывали за батарейцами, только стали немного осторожнее.
А в ноябре месяце, перед самыми праздниками, случилась эта самая история, за которую Леша Михайлов с товарищами чуть не угодил в трибунал.
Ну, да, впрочем, не будем забегать вперед. Будем и дальше рассказывать по порядку.
* * *
Выдался как-то очень хороший зимний денек. Снегу насыпало — ни пройти, ни проехать. После школы выбежали ребята на улицу, гулять. Стали играть в снежки. Поиграли немного — надоело. Кто-то предложил лепить снежную бабу. А Леша Михайлов подумал и говорит:
— Нет, ребята, давайте лучше не бабу, а давайте — знаете что? — построим снежную крепость. Или батарею зенитную? С блиндажом и со всем, что полагается.
Затея ребятам понравилась, и вот на пруду, за Михайловскими огородами, по соседству с настоящей зенитной батареей началось строительство игрушечной, снежной и ледяной огневой точки.
Работали ребята весь день — до вечера. Катали снежные комья, возводили стены, брустверы, орудийные площадки… И получилось у них здорово. Все как настоящее. Даже пушку соорудили, и пушка у них была не какая-нибудь, а самая всамделишная — зенитная, из какого-то старого дышла или оглобли, и даже вертелась, и можно было из нее прицеливаться.
Это было в субботу. На следующий день ребята с утра достраивали свою крепость, когда над их головами в безоблачном зимнем небе появился старый новодеревенский знакомый «хеншель-126». На этот раз он прилетел очень кстати. Играть стало еще интереснее.
— Воздух! — закричал Коська Мухин, маленький, веснушчатый пацан по прозвищу «Муха».
— Тревога! — закричал Леша Михайлов. — Товарищи бойцы, по местам!
Он первый подбежал к игрушечной пушке и стал наводить ее на настоящий вражеский самолет.
— По фашистским стервятникам — огонь! — скомандовал он и сам ответил за свою пушку:
— Бах! Бах!
— Бам-ба-ра-рах! — хором подхватили ребята.
А разведчик, как всегда, повертелся, покрутился и, стрекоча своим стрекозиным моторчиком, улетел в сторону фронта.
Ребята еще немного поиграли, потом разошлись.
Лещу Михайлова позвали домой обедать. Он с удовольствием уплетал мятый вареный картофель с соевым маслом и уже собирался попросить у матери добавочки и даже протянул для этого миску, как вдруг миска вылетела у него из рук. Оглушительный удар, а за ним второй и третий прогремели, как ему показалось, над самой его головой. Стены Михайловского дома заходили ходуном, посыпалась штукатурка, на кухне что-то упало и со звоном покатилось. Лешина сестренка Вера диким голосом закричала и заплакала. За нею заплакала Лешина бабушка.
— Бомбят! Бомбят! — кричал кто-то на улице. Там уже работали зенитки, стучал пулемет, и где-то высоко в небе приглушенно гудели моторы немецких пикировщиков.
— А ну — живо — лезьте в подполье! — скомандовала Лешина мать, отодвигая стол и поднимая тяжелую крышку люка.
Бабушка, а за нею Лешины сестры и младший брат полезли в подвал, а сам Леша, пользуясь суматохой, сорвал со стены шапку и юркнул в сени.
Во дворе он чуть не столкнулся с Коськой Мухиным. Муха едва дышал, лицо у него было бледное, губы дрожали.
— Ой, Лешка! — забормотал он, испуганно оглядываясь и шмыгая носом. — Ты знаешь… беда какая…
— Что? Какая беда?
Муха не мог отдышаться.
— Ты знаешь, ведь это… ведь это ж нашу батарею сейчас бомбили!..
— Ну, да! Не ври! — сказал, побледнев, Леша.
— Ей-богу, своими глазами видел. Две бомбы… прямое попадание… и обе в нашу батарею. Одни щепочки остались.
— Сам видел, говоришь?
— Говорю ж тебе, своими глазами видел. Мы с Валькой Вдовиным за водой ходили, увидали и — сразу туда. Я убежал, а он…
— Что?! — закричал Леша и с силой схватил товарища за плечо.
— Его… его на батарею увели. На настоящую, — сказал Муха и, опустив голову, заплакал.
* * *
Немецкие самолеты разбомбили игрушечную крепость и улетели. На батареях прозвучал отбой воздушной тревоги, понемногу успокоилось все и в самой деревне, а Валька Вдовин все еще не возвращался домой.
Леша Михайлов несколько раз бегал к Валькиной матери. Он успокаивал ее, говорил, что видел Вальку «своими глазами», что он жив, что его пригласили в гости зенитчики и угощают его там чаем или галетами.
Но сам Леша не мог успокоиться.
«Ведь это ж я виноват, — думал он. — Это я все выдумал — с этой дурацкой крепостью. А Валька даже не строил ее. Он только сегодня утром из Ленинграда приехал…»
Он уже собирался пойти на батарею и сказать, что это он виноват, а не Валька, когда в дверь постучали и в комнату ввалился сам Валька Вдовин.
— Ага, ты дома, — сказал он, останавливаясь в дверях.
— Дома, дома, заходи, — обрадовался Леша.
— Да нет… я на минутку… я не буду, — пробормотал Валька. — Кто-нибудь у вас есть?
— Нет, никого нет. Бабушка спит, а мама в очередь ушла. Заходи, не бойся.
— Лешка, — сказал Вдовин, не глядя на Лешу. — Тебя, наверно, в трибунал отправят. Судить будут.
— Меня? — сказал Леша. — А откуда ж узнали, что это я?
— Откуда узнали? А это я на тебя сказал.
— Ты?!
— Да, я, — повторил Валька и посмотрел Леше в глаза. — Я сначала отпирался. Говорю: знать ничего не знаю. А потом командир батареи говорит: «Это, наверно, такой чернявенький, с полосатым шарфом… Михайлов его, кажется, зовут?» Ну, я и сказал. «Да, — говорю, — Михайлов». И адрес твой спросил — я тоже сказал.
Леша стоял, опустив голову.
— Так, — выговорил он наконец. — Значит, и адрес сказал?
— Да. И адрес сказал.
— Ну, и правильно, — сказал Леша. — Я бы все равно сам пошел на батарею. Я уже собирался даже.
— Значит, ты не сердишься?
Леша стоял, не глядя на товарища.
— Нет, — сказал он.
Валька схватил его за руку.
— Знаешь что? — сказал он. — А может быть, тебе убежать лучше?
— И не подумаю, — сказал Леша.
Потом он взглянул на Вальку, не выдержал и тяжело вздохнул.
— Как ты думаешь — расстреляют? — сказал он.
Валька, подумав немного, пожал плечами.
— Может быть, и не расстреляют, — ответил он не очень уверенно.
* * *
До вечера Леша Михайлов ходил сам не свой. Прибегали ребята, звали его гулять — он не пошел. Уроков он не учил, отказался от ужина и раньше, чем обычно, улегся спать. Но как ни старался, как ни ворочался с одного бока на другой, заснуть он не мог. Не то чтобы он очень боялся чего-нибудь. Нет, Леша был, как говорится, не из трусливого десятка. Но все-таки, как вы сами понимаете, положение у него было не веселое. Тем более, что он чувствовал себя действительно виноватым. А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале, как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.
«Может быть, и в самом деле лучше убежать? — думал он. — Проберусь как-нибудь на фронт или к партизанам, навру чего-нибудь, скажу, что мне скоро тринадцать лет будет, — может, меня и возьмут. Пойду куда-нибудь в разведку и погибну… как полагается… а после в газетах напишут или, может быть, объявят Героем Советского Союза…»
Но убежать Леша не успел. Перед самым рассветом он забылся и задремал. А в половине восьмого, раньше чем обычно, его разбудила мать.
— Леша! Лешенька! — говорила она испуганным голосом. — Проснись! Сыночек!
— Чего? — забормотал Леша, дрыгая спросонок ногой.
— Вставай скорее. За тобой приехали, тебя спрашивают.
Леша одним махом сбросил с себя одеяло и сел в постели.
— Приехали? Из трибунала? — сказал он.
— Из какого трибунала? Не знаю, военный какой-то приехал. На мотоциклетке.
«Эх, не успел убежать», — подумал Леша.
Застегивая на ходу рубашку и затягивая ремешок на животе, он вышел на кухню.
У печки стоял высокий красноармеец в полушубке и в кожаном шоферском шлеме. Он сушил перед печкой свои меховые рукавицы. От них шел пар.
Увидев Лешу, красноармеец как будто слегка удивился. Наверно, он думал, что Леша немного постарше.
— Михайлов Алексей — это вы будете? — сказал он.
— Я, — сказал Леша.
— Одевайтесь. Я за вами. Вот у меня повестка на вас.
— Ой, батюшки-светы, куда это вы его? — испугалась Лешина мать.
— А это, мамаша, военная тайна, — усмехнулся красноармеец. — Если вызывают, значит, заслужил.
У Леши не попадали в рукава руки, когда он натягивал свое пальтишко. Мать хотела ему помочь. Он отстранил ее.
— Ладно, мама. Оставь. Я сам, — сказал он и почувствовал, что зубы у него все-таки слегка стучат и голос дрожит.
— Взять с собой что-нибудь можно? Или не надо? — спросил он, посмотрев на красноармейца.
Тот опять усмехнулся и ничего не сказал, а только покачал головой.
— Поехали, — сказал он, надевая свои меховые рукавицы.
Леша попрощался с матерью и пошел к выходу.
На улице у ворот стоял ярко-красный трофейный мотоцикл с приставной коляской-лодочкой.
Еще вчера утром с каким удовольствием, с каким фасоном прокатился бы Леша Михайлов на виду у всей деревни в этой шикарной трехколесной машине! А сейчас он с трудом, еле волоча ноги забрался в коляску и сразу же поднял воротник и спрятал лицо: еще, не дай бог, увидит кто-нибудь из соседей…
Красноармеец сел рядом в седло и одним ударом ноги завел мотор. Мотоцикл задрожал, зафукал, застучал и, сорвавшись с места, помчался, взметая снежные хлопья и подпрыгивая на ухабах, по знакомой деревенской улице.
* * *
Ехали они очень недолго. Леша и оглянуться не успел, как машина застопорила и остановилась у ворот двухэтажного каменного дома. У ворот стоял часовой.
Леша огляделся и узнал этот дом. Когда-то здесь был детский сад.
«Это на Островах, — сообразил он. — Вот он, оказывается, где трибунал-то помещается…»
— Вылезай, Алексей Михайлов. Пошли, — сказал ему красноармеец.
«Ох, только бы не заплакать», — подумал Леша, вылезая из кабинки и направляясь к воротам.
Часовой попросил у них пропуск.
— К полковнику Шмелеву, — сказал Лешин сопровождающий и показал повестку. Часовой открыл калитку и пропустил их.
В большой накуренной комнате, где когда-то помещалась, наверное, столовая детского сада, было сейчас очень много военных. Были тут и летчики, и зенитчики, и моряки с береговой обороны. Были и красноармейцы, и офицеры. Кто сидел, кто стоял, прислонившись к стене, кто расхаживал по комнате.
— Погоди минутку, я сейчас, — сказал Леше его спутник и скрылся за большой белой дверью. Через минуту он вернулся.
— Посиди, отдохни, тебя вызовут, — сказал он и ушел.
Леша присел на краешке скамейки и стал ждать.
Вдруг белая дверь открылась и из нее вышел Лешин знакомый — тот самый старший лейтенант, командир новодеревенской батареи. Он увидел Лешу, узнал его, но ничего не сказал, нахмурился и пошел к выходу.
А Леша даже привстал от волнения. Он даже не сразу расслышал, что его зовут.
— Михайлов! Михайлов! Кто Михайлов? — говорили вокруг.
— Я Михайлов! — закричал Леша.
— Что же ты не откликаешься? — сердито сказал ему молоденький лейтенант в блестящих, как зеркало, сапогах. Он стоял в дверях с какими-то папками и списками и уже целую минуту выкликал Лешину фамилию.
— Пройдите к полковнику, — сказал он, открывая белую дверь.
«Только бы не заплакать», — еще раз подумал Леша и, стараясь держаться прямо, по-военному, шагнул через порог.
* * *
Пожилой, стриженный ежиком полковник сидел за большим столом и перелистывал какие-то бумаги.
— Михайлов? — спросил он, не глядя на Лешу.
— Да, — ответил Леша.
Полковник поднял глаза и тоже как будто удивился, что Леша такой маленький и тщедушный.
— Н-да, — сказал он, разглядывая его из-под густых и мохнатых, как у медведя, бровей. — Вот ты какой, оказывается. А ну-ка подойди ближе.
Леша подошел к столу. Полковник смотрел на него строго, и седые медвежьи брови его все ближе и ближе сдвигались к переносице.
— Так, значит, это ты построил снежную крепость, или блиндаж, или что там… которую давеча разбомбили «мессеры»?
— Да… я, — прохрипел Леша и почувствовал, что еще минута — и слезы помешают ему говорить. — Только ведь мы не нарочно, товарищ полковник, — прибавил он, стараясь глядеть полковнику прямо в глаза. — Мы ведь играли…
— Ах, вот как? Играли?
— Ага, — прошептал Леша.
— Кто это «мы»?
— Ну, кто? Ребята, одним словом.
— А кто зачинщик? Кто выдумал все это? Под чьим руководством строили?
— Я выдумал. Под моим, — ответил Леша, опуская голову. И тут он не выдержал — слезы прорвались оттуда, где они до сих пор прятались, и заклокотали у него в горле.
— Товарищ полковник… пожалуйста… простите меня, — пролепетал он. — Я больше не буду…
— Это что — не будешь?
— Играть не буду.
— Вот тебе и на! — усмехнулся полковник. — Как же это можно — не играть?
— Ну… вообще… блиндажей не буду строить.
— Не будешь? Самым серьезным образом не будешь?
— Самым серьезным. Вот ей-богу! Хоть провалиться, — сказал Леша.
— Н-да, — сказал полковник. — Ну, а если мы тебя попросим?
— Что попросите?
— Да вот что-нибудь еще построить — в этом же роде. Крепость, или блиндаж, или дзот какой-нибудь.
Леша поднял глаза. Полковник смотрел на него по-прежнему серьезно, не улыбаясь, только брови его разошлись от переносицы, и под ними открылись ясные, немного усталые и воспаленные от долгой бессонницы глаза.
— Видишь ли, дорогой товарищ, какая история, — сказал он. — Оказывается, что в военное время даже играть надо осторожно. Вот построили вы, например, батарею. Отлично, вероятно, построили, если немец ее за настоящую принял. Но построили вы ее где? Рядом с настоящей боевой действующей зенитной батареей. Это тебе известно?
— Известно, да, — чуть слышно проговорил Леша.
— А ведь рядом не только батарея. Тут и невоенные объекты — жилые дома, живые люди.
— Товарищ полковник! — чуть не плача, перебил его Леша. — Да разве ж я не понимаю?!
— Понимаешь, да поздно, — строго сказал полковник. — Задним умом живешь.
— Правильно. Задним, — вздохнув, согласился Леша.
— А между тем, — продолжал полковник, — такие фальшивые, что ли, сооружения, как ваша крепость, нам, военным людям, очень и очень нужны. Они называются у нас ложными объектами. Чтобы замаскировать настоящий объект, отвести противнику глаза и натянуть ему нос, — где-нибудь в стороне строятся поддельные, декоративные, похожие на настоящие и все-таки не настоящие укрепления и сооружения: блиндажи, окопы, ангары, огневые точки, батареи и — все, чего, одним словом, душа пожелает.
Леша давно уже проглотил слезы и слушал полковника с таким вниманием, что даже рот открыл.
— Понятно тебе? — сказал полковник.
— Ага. Понятно, — кивнул Леша.
— Так вот, товарищ Михайлов, не согласитесь ли вы построить нам штучек пять-шесть таких ложных объектов?
— Это кто? Это я? — чуть не закричал Леша.
— Да. В общем, ты и товарищи твои.
Леша смотрел на полковника и не понимал, шутит он или нет.
— А из чего строить? Из снега? — спросил он.
— А это уж как вам хочется. Лучше всего из снега, конечно. Во-первых, материал дешевый. А во-вторых, кто же лучше ребят со снегом умеет работать!
— Точно! — согласился Леша.
— Ну, так как же? — сказал полковник.
— Ну что ж, — ответил Леша, для важности почесав в затылке. — Можно, конечно. Только вот боюсь, что, пожалуй…
— Что еще за «пожалуй»?
— Оглобель, боюсь, не хватит.
— Каких оглобель?
— Ну, которые вместо пушек. У нас ведь понарошку было: зенитки у нас не было, так мы — оглоблю вместо нее…
— Понятно, — сказал полковник. — Ну что ж, товарищ Михайлов, оглобель уж мы вам как-нибудь раздобудем. За оглоблями дело не станет.
— Тогда все в порядке, — сказал Леша. — Приказано строить.
Они еще немножко поговорили, и через десять минут красный штабной мотоцикл уже мчал Лешу Михайлова обратно домой.
* * *
А что было дальше — я вам в подробностях рассказать не могу. Где и как строились ложные объекты — это, как вы сами понимаете, очень большая военная тайна. Могу только сказать, что строили их, вместе с Лешей Михайловым, и Коська Мухин, по прозвищу Муха, и Валька Вдовин, и другие новодеревенские ребята. Но Леша Михайлов был у них главным инженером. И в штабе, куда он теперь частенько заглядывал за указаниями и за инструкциями, его так и называли:
«Инженер 1-го ранга Алексей Михайлов».
Работали ребята, в общем, на славу, — иногда, если нужно было, и по ночам работали, забывали пить и есть, не жалели ни сна, ни времени своего, но в школу все-таки бегали, не пропускали, и Леша Михайлов даже умудрился в эти дни получить «отлично» по русскому письменному.
А «хеншель-126» теперь уже не летал в Новую Деревню, а летал туда, где возникали одна за другой новые зенитные точки. Следом за ним прилетали тяжелые «мессеры» и «фокке-вульфы» и, не жалея боеприпасов, бомбили снежные блиндажи и деревянные орудия. А ребята сидели в это время дома или в убежище, прислушивались к далеким разрывам фугасок, переглядывались и посмеивались. И взрослые не понимали, чего они смеются, и сердились. Ведь никто не знал, что немцы бомбят снег. А ребята хранили военную тайну свято, как полагается.
Иногда, если немцы не замечали батарею и долго ее не бомбили, ребятам приходилось достраивать или даже перестраивать ее. Но таких было немного — две или три, а на остальные немцы «клевали», как рыба клюет на хорошую приманку.
В тот день, когда фашистские самолеты разбомбили двенадцатую по счету снежную батарею, Лешу Михайлова с товарищами вызвали в Ленинград, в штаб фронта. Их принял командующий фронтом. Из его рук Леша Михайлов получил медаль, а товарищи его — почетные грамоты, в которых было сказано, что они отличились на обороне города Ленина, «выполняя специальное задание командования».
В этот же день лейтенант Фридрих Буш, командир разведывательного самолета «хеншель-126», получил железный крест. Об этом писали немецкие фашистские газеты. Видели мы там и фотографию этого отважного летчика. До чего же, вы знаете, глупое, самодовольное и счастливое лицо у этого прославленного героя…
Где-то он теперь, этот Фридрих Буш?
А Леша Михайлов жив, здоров, по-прежнему живет в Новой Деревне и учится уже в девятом классе.
1
Урок литературного чтения. Тема : «Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы»». 4-й класс. Программа «Перспективная начальная школа» Автор: Овчарова Наталья Ивановна, учитель начальных классов Идентификатор автора: Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе / Презентация к уроку.
2
Психологический настрой на урок «моё настроение»
3
Великая Отечественная война г.
4
«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» А. Невский
5
Алексей Иванович Пантелеев
6
7
8
Почему рассказ так назван? Почему автор в начале рассказа говорит не только о награждении Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?
9
1 группа 1.Найдите в тексте описание внешности полковника? 2.Найдите в тексте подтверждение, что Лёша не пытается свалить свою вину на других, что он понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню? 3. Для чего, по мнению полковника, нужны фальшивые сооружения, которые вылепили из снега Лёша и его друзья?
10
2 группа 1.Найдите в тексте, что предложил строить Лёше полковник? 2. Обладает ли Лёша такими чертами характера, которые необходимы для выполнения главного задания? 3. Найдите в тексте, кто из героев вместе с Лёшей выполнял задание полковника?
11
3 группа 1.Найдите в тексте, чем были награждены ребята за свои успехи в строительстве фальшивых объектов из снега? 2. Найдите в тексте, что автор говорит о немецком лейтенанте Фридрихе Буше?
12
13
14
15
Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
16
Картина написана в 1942 г. «Оборона Севастополя» Автор Дейнека А
17
«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Автор А.Дейнека
18
Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.
19
патриотизм смелость бдительность ре ш ительность находчивость храбрость
20
Домашнее задание Стр ответить на вопросы Составить план рассказа Приготовить викторину Выполнить иллюстрации
21
Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Голубой – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Осеева Гришка
Осеева в одном доме
Рисунок по Денискиным рассказам
Валентина Осеева плохо
Валентина Осеева хорошее
Рисунок к рассказу почему
Осенинои волшебное слова
Рекс и кекс Осеева
Иллюстрации к рассказу тайное становится явным Драгунский
Валентина Осеева волшебное слово
Осеева кто хозяин картинки
Рассказ хорошее Осеева
Рисунок Затейники Николай Носов
Осеева раскраска
Иллюстрация к рассказу Затейники Носова
Тайное становится явным Драгунский
Николай носков книга Фантазер
Иллюстрация к рассказу Затейники Носова
Осеева случай картинки
Осеева Строитель
Иллюстрация к рассказу тайное становится явным
Валентина Осеева отомстила
Мишкина каша Носов иллюстрации
Иллюстрации к рассказу Осеевой волшебное слово
Рисунки к рассказу котенок л.н.толстой
Волшебное слово Осеева рисунки детей
Н. Носов «Мишкина каша»
Рисунок к рассказу Платонова ещё мама
Рассказ по сюжетным картинкам
Куприн для детей Барбос и Жулька
Носов н. «Фантазёры»
Пришвин моя Родина рисунок
Рисунок друг детства
Выскочка пришвин рисунок
Рассказ Зощенко Великие путешественники
Осеева до первого дождя иллюстрации
Иллюстрация к рассказу ребята и утята пришвин
Иллюстрация к рассказу слон Куприна 3 класс
Михаил пришвин журка
Иллюстрации к рассказу м Пришвина утята и ребятам
Рисунок к сказке волшебник изумрудного города
Рисование Мамина Сибиряка серая шейка
Константин паустовскийкот Вырюга
Бежин луг иллюстрации
Константин паустовскийкот Вырюга
Лев толстой акула
Белов рассказы для детей
Случай с Евсейкой Горький
Рисунки по произведениям
Мышонок пик кораблекрушение
Драгунский манная каша
Куприн а.и. «слон»
Дядя фёдор пёс и кот рисунок для читательского дневника
Первая охота Бианки рисунок
Детские рисунки про детство
Лев Николаевич толстой котенок
Иллюстрация к произведению Затейники
Иллюстрация к рассказу уроки французского
Кот ворюга Константин Паустовский
Л Н толстой Филиппок
Рисунки из произведений
Иллюстрации к рассказу Носова Мишкина каша
Антон Чехов мальчики
Леонид Пантелеев честное слово
Главные реки Драгунский
Рисунок Мишкина каша Носов
Рисунки по произведениям Бианки
Рисунок к Денискиным рассказам
Слайд 1
Урок литературного чтения
Тема :
«Алексей Пантелеев «Главный инженер».
4 «А» класс.
Автор: Нуржанова Гульбахт Айтжановна
учитель начальных классов
Слайд 2Великая Отечественная война
1941 -1945 г.
Слайд 3«Кто с мечом к нам придёт,
тот от меча и погибнет»
Слайд 4
Алексей Иванович Пантелеев
22.8.1908 — 9.7.1987
Слайд 7Почему рассказ так назван?
Почему автор в начале рассказа
говорит не только
о награждении
Леши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?
Слайд 81 группа
1.Найдите в тексте описание внешности полковника?
2.Найдите в тексте подтверждение,
что
Лёша не пытается свалить свою вину на других, что он понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню?
3. Для чего, по мнению полковника, нужны фальшивые сооружения, которые вылепили из снега Лёша и его друзья?
Слайд 92 группа
Найдите в тексте, что предложил строить Лёше полковник?
2. Обладает ли
Лёша такими чертами характера, которые необходимы для выполнения главного задания?
3. Найдите в тексте, кто из героев вместе с Лёшей выполнял задание полковника?
Слайд 103 группа
Найдите в тексте, чем были награждены ребята за свои успехи
в строительстве фальшивых объектов из снега?
2. Найдите в тексте, что автор говорит о немецком лейтенанте Фридрихе Буше?
Слайд 14Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.
Слайд 16
Домашнее задание
Составить план рассказа
Приготовить викторину
Выполнить иллюстрации
Слайд 17Розовый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса,
с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Голубой – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!