Главный признак литературной сказки это

В последнее время на фоне все более
возрастающего внимания к проблемам русской
национальной культуры наблюдается усиление
интереса к одному из основных и любимых жанров
устного народного творчества — к сказке.
Литературная сказка по своей природе является
жанром индивидуального, а не коллективного
творчества. Ее изучению посвящено множество
исследовательских работ. Прослеживая историю
становления жанра, нетрудно заметить, что сказки,
в том числе и литературные, часто служили
наглядным материалом для решения педагогических
задач. По «Литературному энциклопедическому
словарю» дадим определения таких понятий, как
«сказка», «литературная сказка».

«Сказка — это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил» [5].

«Литературная сказка — это повествовательный
жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с
персонажами реальными и (или) вымышленными, с
действительностью реальной и (или) сказочной, в
которой по воле автора поднимаются эстетические,
моральные, социальные проблемы всех времен и
народов» [5].

Несмотря на то, что в словарях уже есть
конкретные определения, необходимо рассмотреть
основные этапы становления литературной сказки.

Ситуация с трактовкой понятия «литературная
сказка» может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не
создано единой классификации» [8]. Существует
большое количество определений литературной
сказки как жанра, условно их принято делить на
два типа.

Первый тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик, которые
обычно присущи литературной сказке: это
авторское, художественное или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле [3]. В
конкретных произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать, такого рода
определения довольно громоздки и неприменимы ко
всем литературным сказкам.

Второй тип — это попытка
универсального определения. Литературная сказка
— такой жанр литературного произведения, в
котором в волшебно-фантастическом или
аллегорическом развитии событий, и, как правило,
в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах
или драматургии решаются морально-поэтические
или эстетические проблемы [3].

Наиболее часто цитируемым является
определение, принадлежащее известной
исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю.
Брауде. В своей статье «К истории понятия
«литературная сказка»» она пишет:
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
вымышленных или традиционных сказочных героев и,
в некоторых случаях, ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство, чудо играет
роль сюжетообразующего фактора, служит
отправной точкой характеристики персонажа» [3].

О специфике жанра литературной сказки пишет в
своей монографии Л.В. Овчинникова:
«Литературная сказка — многожанровый вид
литературы, реализуемый в бесконечном
многообразии произведений разных авторов. В
каждом из жанровых типов литературной сказки
своя доминанта. Поэтика многожанрового
явления — авторской сказки в целом определена
как поэтика литературно-фольклорная,
«диалогическая», условно-символическая» [9].

Зачастую при определении жанра литературной
сказки ее почти полностью отождествляют с
фольклорной: «При жанровой дифференциации,
которая свойственна в одинаковой мере фольклору
и литературе, есть некоторые жанры, общие для той
и другой разновидности поэтического искусства.
Различие зафиксировано терминологически лишь
добавлением слова «литературная»» [2].

Известно, что литературная сказка — жанр,
впитавший в себя черты народного фольклора и
элементы литературных жанров. Действительно,
сказка как самостоятельный жанр существует и в
фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия
народа и его мудрость. Однако возраст
литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Происхождение последней теряется в глубокой
древности, в то время как в литературе сказка —
один из самых молодых жанров. Существуют
различные мнения о времени возникновения жанра
русской литературной сказки: одни исследователи
(М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова,
И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова)
называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В.
Новиков) — XVIII век. Будем считать XIX век периодом
становления классической литературной сказки.

Одним из «отправных пунктов» детской
литературы является устная словесность как
неотъемлемая часть народной культуры,
переданная сказителями и певцами. Слово
«сказка» часто встречается в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в
первую очередь характерен поэтический вымысел, в
ней видели «одну забаву», достойную низших
слоев общества или детей.

«Литературная сказка восприняла народную в
совокупности, во всех ее жанровых
разновидностях» [2]. Тезис дал основание
некоторым исследователям отождествлять два
различных жанра: можно привести пример,
сформулированный М.Н. Липовецким:
«Литературная сказка — это в принципе то же
самое, что фольклорная сказка, но в отличие от
народной литературная сказка создана писателем
и поэтому несет на себе печать неповторимой
творческой индивидуальности автора» [4].

Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная
сказка как авторское произведение имеет ряд
структурных отличительных особенностей, не
свойственных фольклору, несет индивидуальную
смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова
выявила, что авторскую сказку в основном
характеризует «не только и не столько
разработка распространенных в русском фольклоре
сюжетов и мотивов, сколько стремление к
овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой» [6].

«Одна из самых специфических черт современной
литературной сказки — атмосфера «сказочной
реальности», то есть растворенности «чуда», его
нормативности при полной ирреальности,
поддерживаемой художественными приемами,
создающими «иллюзию достоверности»» [6].

Основываясь на работах И.П. Лупановой, М.Н.
Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А.
Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф.
Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра
литературной сказки:

  • литературная сказка отражает мировоззрение и
    эстетику своего времени в их специфически
    народном проявлении;
  • для нее характерно:
  • использование типичных для народной сказки
    образов, особенностей поэтики и языка;
  • свободное сочетание элементов
    действительности и вымысла;
  • наличие гротескного мира;
  • наличие игрового начала в той или иной мере;
  • по-разному осуществляемое стремление к
    психологизации образов;
  • явно выраженная позиция автора, рассказчика
    (иногда — в одном лице);
  • сохранение — как и в народной сказке —
    социальной оценки изображаемого;

Следует заметить, что под литературной сказкой
принято подразумевать произведения трех типов
конструкций: прозаическая сказка, стихотворная
сказка, драматическая сказка.

С точки зрения родовой принадлежности все
литературные сказки могут быть разделены на
эпические, лирические и драматические.

«Авторская сказка — жанр пограничный, она
обнаруживает закономерности, свойственный и
фольклору, и литературе» [7], и «самое
существенное этого жанра обусловлено тем, что
литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки,
развивая и трансформируя их» [1]. Здесь можно
говорить о жанровой эволюции. Несомненно,
фольклорная традиция — тот самый фактор, который
изначально формирует зарождение нового жанра в
литературе, а впоследствии его жанрово-видовых
модификаций.

Со временем разрушались каноны традиционной
фольклорной сказки, трансформируясь в новые
жанровые формы литературной сказки. Недаром
сегодня бытуют уже разнообразные формы
последней: сказки, предназначенные специально
для детей, сказки, аккумулирующие информацию об
обрядовых и фольклорных традициях прошлого,
сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.
Кроме того, литературная сказка может не только
бытовать в форме отдельного произведения, но и
интегрироваться в структуру текста другого
жанра. Литературная сказка всегда сказка своего
времени, и даже у одного и того же автора ее
структура может значительно различаться.

По степени «удаленности» от образца устной
словесности литературная сказка, по мнению
Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

  • запись народных сказок;
  • обработка фольклорных записей сказок;
  • авторский пересказ;
  • авторская сказка (в ней создана своя
    собственная внутренняя форма, фольклорное
    используется с иной, художественно-оригинальной
    семантикой);
  • стилизация и пародия (это путь от литературной
    реальности навстречу фольклорному образцу с
    разной художественно-педагогической задачей);
  • собственно литературная сказка, она не содержит
    даже намека на известные фольклорные сюжеты, на
    устойчивые образы, чужда ее
    интонационно-речевому строю [9].

Список литературы.

  1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции
    современной литературной сказки//Проблемы
    детской литературы. — Петрозаводск, 1971.
  2. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном
    осмыслении последнего двадцатилетия. — Уфа, 1979.
  3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.
    — М., 1979.
  4. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. —
    Свердловск, 1992.
  5. Литературный энциклопедический словарь. // Под
    общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. —
    М., 1996.
  6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в
    творчестве писателей 1-ой половины 19 в. —
    Петрозаводск, 1959.
  7. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и
    ее критики//Проблемы детской литературы. —
    Петрозаводск, 1981.
  8. Неелов Е.Н. Переступая возрастные границы.
    Заметки о «взрослом» содержании сказок К.
    Чуковского.//ПДЛ. — Петрозаводск, 1976.
  9. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной
    сказки. — М., 2001.

Литературная
сказка — авторское, художественное,
прозаическое или поэтическое произведение,
основанное либо на фольклорных источниках,
либо сугубо оригинальное; произведение
преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
сказочных героев.

В
отличие от фольклорного произведения
литературная сказка имеет конкретного
автора, неизменный текст, зафиксированный
в письменной форме и чаще всего она
больше по объему. 
В
литературной сказке сильнее выражена
изобразительность, т. е. более подробно,
детально и красочно описаны место
действия, события, внешний облик
персонажей. Для литературной сказки,
как и для любого литературного творения,
свойственна ярко выраженная авторская
позиция: читатель понимает, кого из
персонажей автор любит, что он ценит,
что ненавидит. Литературная сказка
выражает авторское понимание жизни,
которое может в чем-то и совпадать с
фольклорными ценностями.

Литературная сказка как
отдельное литературное явление
выделилась еще в прошлом столетии и
«давно стала полноправным литературным
жанром» [35, с. 20]. Она находится на стадии
активного развития, однако до сих пор
не существует четкого понимания ее
жанрового своеобразия. Зачастую авторы
сказок изначально применяют традиционные,
иногда несколько видоизмененные «штампы»
зачина сказки, например: «В старину было
дело: и тогда жили люди» [42, с. 387]; «жила
в одной деревне крестьянка, вдова» [42,
с. 438], т.е с первых строчек произведений
в права вступает волшебный ирреальный
мир. Хотя это совсем не обязательно, и
действие сказки может начинаться
совершенно обыденно. Зачастую при
определении жанра литературной сказки
ее почти полностью отождествляют с
фольклорной сказкой: «При жанровой
дифференциации, которая свойственна в
одинаковой мере фольклору и
литературе, есть некоторые жанры, общие
для той и другой разновидности поэтического
искусства. Различие зафиксировано
терминологически лишь добавлением
слова «литературная». [4, с. 67] 
Давно
известно, что литературная сказка –
жанр синтетический, впитавший в себя
как черты народного фольклора, так и
элементы литературных жанров.

По
мнению многих исследователей, лит
сказка совершенно уникальное видовое
образование. Оно опирается на древние
архетипы. В не так же используют идейные
принципы и сюжетно-композиционные
модели повести, философского романа,
утопии и тд.

Как
утверждает М. Н. Липовецкий: « в целом
художественные миры лит сказки всегда
формируются в результате взаимодействия
волшебно-сказочной жанровой памяти с
моделями мира.

Особую
роль в формировании лит сказки сыграла
волшебная фольклерная сказка. По
определению Овчиннниковой лит сказка
– многожанровый вид лит ры, реализуемый
в бесконечном многообразии произведений
различных авторов. В каждом из жанровых
типов лит сказки своя доминанта (
мирообраз, приключение, воспитательный
аспект)

Л.
С . свободна в совмещении мифологических
элементов, традиций фольклерных сказок,
а так же легенд, преданий и тд. Авторы
нового времени имеют возможность
творчески опираться на все культурные
достижения отечественной и мировой
культуры.

Различные
исследователи выделяют различные
признаки в жанре литер сказки. Л. С. Может
быть основана на фольклерных,
мифологических, эпических источниках.
Но так же она является плодом воображения
писателя и в любом случае подчинена его
воле. Чудеса и волшебство помогают
выстроить в сказке сюжет, охарактеризовать
персонажей и выразить идеи.

Овчинникова
классифицирует литературные сказки на
фольклерно — литературные (А. Толстой,
А.Платонов) и индивидуально-авторская
(а. волков, К. чуковский, л. Керрол)

Каждый
сказочный жанр отличается своеобразием
художественного вымысла и повествовательной
формы, оригинальным происхождением,
характеризуется особыми, только ему
присущими типами героев и самостоятельным
кругом сюжетов.

Лит
и как и фольк сказка различается по
тематике ( о животных, волшебные, бытовые),
по пафосу (героические, лирические,
юмористические, сатирические,
философические , психологические) по
близости к другим литрер жанрам (
сказки-новеллы, сказки-повести,
сказки-притчи).

Лит
сказка далека от фольклерного источника.
Подлинная л с – совершенно самостоятельное
произведение с неповторимым худ миром,
оригинальной эстетической концепцией.
Это произведение котор не только в
сюжетном композиционном отношении не
только не повторяет фольклерную сказку,
но даже черпает материал из литературных
источников.

Для
л с характерно необычное начало далекое
от фольклерной сказки, более похожее
на реалестическое произведение. Зачастую
авторы сказок изначально применяют
традиционные, иногда несколько
видоизмененные «штампы» зачина сказки,
например: «В старину было дело: и тогда
жили люди» [42, с. 387]; «жила в одной деревне
крестьянка, вдова» [42, с. 438], т.е с первых
строчек произведений в права вступает
волшебный ирреальный мир. Хотя это
совсем не обязательно, и действие сказки
может начинаться совершенно обыденно,
как, например, в «Песочных часах» В.
Каверина: «В пионерском лагере появился
новый воспитатель» [18, с. 3]. Однако уже
в следующем предложении автор начинает
интриговать читателя, говоря: «Ничего
особенного, обыкновенный воспитатель».
Подчеркнутая «обыкновенность» героя
незамедлительно делает его необыкновенным,
и читатель уже настроен на то, что речь
пойдет не об обычном летнем лагере, а о
чем-то особенном. К этому конкретному
случаю можно было бы применить формулу
«определенного приема».

Автор
сказки наделяет героев индивидуальностью.
Даже закон счастливого конца, очень
важный для сказки вообще, в авторском
произведении часто становится
неоднозначным, с привкусом жизненной
горечи. Можно сказать, что литер сказка
создается конкретным автором, в
каконической письменной форме, образ
героя индивидуализирован,

Фольклерные
сказки принято разделять на сказки о
животных, волшебные сказки, бытовые.
Эти жанры находят отражение в литературной
сказке.

Сочетаются
герои ( герои игрушки, животные и люди).
Наряду с глубинными, сущьностными
элементами, отраженными в тексте в
сказке присутствуют в том числе элементы
фольклерной сказочной поэтики: сюжеты
волшебных испытпний, отдельные сюжетные
мотивы, системы образов, устойчивые
функции персонажей.

литературная
сказка как авторское произведение имеет
ряд структурных отличительных
особенностей, не свойственных фольклору,
а также несет индивидуальную смысловую
и поэтическую нагрузку, созданную
конкретным автором, что в совокупности
дает ей полное право на самостоятельное
существование и приводит к необходимости
искать другой путь определения ее как
отдельного жанра, помня в то же время,
где ее первоначальный источник.

Л.
С. – это оригинальные произведения .
любому произведении. Этого жанра
характерно игровое начало. Игровая
атмосфера создается взаимодействием
игровых элементов как в повествовательной
структуре так и в хронотопе, в ассоциативном
фоне, интонационно-речевой организации.
Автор не редко вовлекает читателя в
собственную игру. Это жанр индивидуальный,
не коллективный. Нередко в авторской
сказке встречаются моменты автобиографии
автора. Л. С. Отражает нравственные
нормы, социально-политические проблемы
и пристрастия того времени, в котором
живет автор.

В
чем проявляются фольклорные традиции
литературной сказки?

1)
В использовании писателями
фольклорных сюжетных
мотивов 
(ненависть
мачехи к падчерице, чудесное происхождение
главного героя, нравственное испытание
героя, спасение волшебных животных-помощников
и т. д.).

2)
В использовании традиционных образов-персонажей,
которые, как выявил отечественный
фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в
сказке определенные действия-функции.
Это идеальный герой, его помощник,
отправитель, даритель, вредитель,
похищенный объект, ложный герой.

3)
Художественное пространство и время
литературной сказки часто создано в
соотвествии с законами фольклорного
сказочного мира: неопределенное,
фантастическое место, сказочное время
(у Пушкина: «негде в тридевятом царстве,
в тридесятом государстве», «лесной
терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая
землянка» старика и старухи).

4)
В использовании народных средств
поэтической речи:

  • постоянные
    эпитеты (добрый молодец, ),

  • троекратные
    повторы (у Пушкина: «три девицы по
    окном», состязания Балды с бесенком;
    обращения королевича Елисея к силам
    природы),

  • словесные
    формулы,

  • фразеологизмы,
    пословицы и поговорки, просторечие
    («черт ли сладит с бабой гневной») и т.
    д.

Обращение
к фольклорным истокам позволяет увидеть
и специфику литературной сказки.

Соседние файлы в папке контрольные у Королёвой

  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Наталья Вадимовна Гурева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Литературная сказка – это повествовательный жанр, для которого характерен волшебно-фантастический сюжет, реальные и (или) вымышленные персонажи, реальная или сказочная действительность, в которой по воле автора поднимаются моральные, эстетические, социальные проблемы.

Понятие литературной сказки: сложности определения термина

По своей природе литературная сказка является жанром индивидуального творчества.

Определение 2

Сказка – это повествовательное, как правило, народнопоэтическое произведение о вымышленных героях и событиях с участием фантастических, волшебных сил.

До сих пор в науке не создано единой классификации литературной сказки. Определений литературной сказки как жанра существует множество, но условно их можно разделить на два типа:

  • перечисление характеристик, присущих литературной сказке;
  • универсальное определение.

Наиболее популярным является определение, предложенное известной исследовательницей скандинавской литературы Л. Ю. Брауде. В статье «К истории понятия “литературная сказка”» она дает определение:

Литературная сказка – это художественное, авторское, прозаическое или поэтическое произведение, сугубо оригинальное или основанное на фольклорных источниках. Это преимущественно фантастическое, волшебное произведение, описывающее чудесные приключения традиционных или вымышленных сказочных героев.

Литературная сказка – это произведение, в котором чудо, волшебство являются сюжетообразующим фактором и служат отправной точкой характеристики героя.

Л. В. Овчинникова в своей монографии отмечает, что литературная сказка –это многожанровый вид литературы, который реализуется в многообразии произведений разных авторов. И в каждом из жанровых типов своя доминанта. Во многом поэтика авторской сказки как многожанрового явления определена как литературно-фольклорная, условно-символическая, «диалогическая» поэтика.

«Литературная (авторская) сказка» 👇

Литературная сказка и фольклорная сказка

Часто при определении жанра авторской сказки ее практически полностью отождествляют с фольклорной. Известно, что авторская сказка впитала в себя черты народного фольклора и отдельные элементы литературных жанров. В сказке, и в авторской, и в фольклорной, слились мудрость народа и его поэзия. Но возраст фольклорной и литературной сказки далеко не одинаков. Происхождение фольклорной сказки теряется в древности, а литературная сказка является одним из самых молодых литературных жанров. Существует несколько мнений о времени возникновения жанра авторской сказки. Так, М. Н. Липовецкий, И. П. Лупанова, Т. Г. Леонова, Л. В. Овчинникова, Р. В. Иезуитова считают, что литературная сказка как жанр возникла в 19 веке. По мнению Н. В. Новикова, Э. В. Померанцева временем возникновения авторской сказки является 18 век. Однако принято считать, что периодом становления классической литературной сказки все же является 19 век.

Устная словесность – неотъемлемая часть народной культуры, один из «отправных пунктов» детской литературы. Часто слово «сказка» используется при обозначении тех видов устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Нередко в сказке видят «забаву» для детей.

Авторская сказка восприняла фольклорную сказку в ее жанровых разновидностях. Это позволило ряду исследователей отождествлять два различных жанра. Так, М. Н. Липовецкий считает, что литературная сказка – это то же самое, что и народная сказка, но в отличие от нее, она создана писателем и потому несет на себе печать оригинальной творческой индивидуальности автора.

Особенности литературной сказки

И. П. Лупанова считает, что как авторское произведение, литературная сказка имеет ряд особенностей, не свойственных фольклору, и несет индивидуальную поэтическую и смысловую нагрузку. И. П. Лупанова отмечает, что для литературной сказки характерно стремление к овладению системой образов, типичных для народной сказки, а также ее поэтикой и языком. Но самой специфической чертой современной авторской сказки является атмосфера «сказочной реальности», «растворенности» «чуда» и его нормативности при абсолютной ирреальности. И все это поддерживается художественными приемами, с помощью которых автор создает иллюзию достоверности.

Таким образом, основными чертами жанра авторской сказки являются:

  • отражение мировоззрения и эстетики времени в их специфически народном проявлении;
  • использование образов, языка, особенностей поэтики, типичных для фольклорной сказки;
  • наличие гротескного мира;
  • свободное сочетание элементов вымысла и действительности;
  • наличие в той или иной мере игрового начала;
  • стремление к психологизации образов, осуществляемое разными способами;
  • четко выраженная позиция рассказчика, автора (часто – в одном лице);
  • сохранение социальной оценки изображаемого.

Под авторской сказкой традиционно подразумеваются произведения следующих типов конструкций: стихотворная сказка, прозаическая сказка, драматическая сказка.

Все авторские сказки с точки зрения родовой принадлежности можно разделить на лирические, драматические, эпические.

Литературная сказка – это пограничный жанр, в котором обнаруживаются закономерности, свойственные и литературе, и фольклору. Это обусловлено тем, что авторская сказка выросла на основе народной сказки, унаследовав ее жанровые признаки, развивая их и трансформируя. В этом случает можно рассуждать о жанровой эволюции. Фольклорная традиция является тем фактором, который изначально формирует зарождение нового жанра, а затем его жанрово-видовых модификаций.

Каноны традиционной народной сказки со временем разрушались, трансформируясь в жанровые формы авторской сказки. В современной литературе существуют разнообразные формы литературной сказки: сказки для детей, сказки, в которых аккумулирована информация о фольклорных и обрядовых традициях прошлого, универсальные сказки и т. д.

Литературная сказка может существовать не только в форме отдельного произведения. она может быть интегрирована в структуру текста другой жанровой формы. Авторская сказка всегда является сказкой своего времени, и ее структура может существенно различаться даже у одного автора.

По мнению Л. В. Овчинниковой, литературная сказка по степени ее «удаленности» от народной проходит следующие стадии:

  • запись фольклорных сказок;
  • обработка записей народных сказок;
  • авторский пересказ фольклорной сказки;
  • авторская сказка;
  • пародия и стилизация;
  • собственно литературная сказка, которая не содержит даже намека на устойчивые фольклорные образы, фольклорные сюжеты, чужда ее интонационно-речевому строю.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Главный герой сказки золотой петушок пушкина
  • Главный герой симфонической сказки прокофьева кроссворд
  • Главный герой покидает родные края дубровский кратко сочинение
  • Главные реки драгунский чему учит рассказ
  • Главные поступки старика из сказки о рыбаке и рыбке