Глина рассказ для детей

Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. Именно эти свойства глины более знакомы обывателю. Состояние пластичности высоко ценилось во все времена. Не менее интересно и то, что изделия из глины после обжига превращаются в высокопрочные и долговечные. Это и привлекло в древние времена мастеров, по достоинству оценивших этот материал.  

Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.

Керамика – обновленное состояние глины Первые изделия из глины были непрочными и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей требовало модернизации, направленной на увеличение их прочности и долговечности, но при этом сохраняя красоту и эстетичность. Спустя некоторое время, человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится подобна каменным изделиям. Именно такой прочности ей и не хватало. Так наступил новый этап развития глиняного искусства, включающий в себя обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и позволило делать не только изделия быта, но и использовать глину в оформлении жилья. Изделия из глины, подвергнувшиеся обжигу под действием высоких температур, стали носить название керамики. В настоящее время этот термин используется применительно ко всем глиняным предметам. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не просто красивыми, но и практичными.

Гончарное искусство в современном мире. Гончарный круг.  Период, когда люди научились делать изделия из глины, находится в далеком прошлом. С тех пор процесс производства значительно изменился, поэтому и изделия из глины стали намного сложнее и многограннее. Если на заре гончарного дела в основном производились емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то в настоящее время с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы для быта. Теперь доступно производство строительных материалов, декоративных элементов, украшений и так далее. Современное гончарное производство делится на несколько классов: кирпичей для строительства; глиняной посуды и грубых предметов быта; фаянсовых изделий и фарфора для домашнего пользования

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы

Программное содержание.
Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

Познакомить с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».

Ход занятия

Педагог. Послушайте загадку (загадывает загадку о камне — см. первое занятие’). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения — это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю — как камень.
Размочат — как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)

Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сейчас сядьте за столы. На них стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Педагог. Какого цвета глина?

Дети. Она коричневая.

Педагог. А бывает глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина — осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Педагог. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Педагог. Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Педагог. Да, глина — плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок, камень. Молодцы! Давайте опять сядем за столы. Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее — в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Педагог. Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки… Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция — керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается — молоко не скисает.

3-я экспозиция — фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция — кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Педагог. Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.

Презентация «Посуда из глины. Керамика»

Слайд 2. Для чего нужна посуда? Из чего можно сделать посуду? (Бумажная, деревянная, стеклянная, металлическая, пластиковая, фарфоровая, керамическая.) Как вы думаете, из чего была первая посуда? (из глины)

Слайд 3. Откуда же берется глина?

Глина – природный материал и у нее есть некоторые секреты. Она – мягкая, податливая и пластичная, поэтому из нее легко лепить. Глина добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки или в карьерах. Она является продуктом земной коры, это остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Бывает сухой и мокрой, разного цвета, а также с разными свойствами.

Слайд 4. Служит для различных целей: для изготовления посуды и строительных материалов, в медицине

Слайд 5. Как же люди научились изготавливать посуду из глины?

Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто — то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались.

Слайд 6. Прошло ещё время, и люди сделали приспособление для изготовления посуды из глины, а затем научились обжигать ее на огне.

Слайд 7. Прошло еще время и люди научились украшать посуду. В такой посуде хранили разные продукты и даже воду, потому что она была крепкой, легкой и не размокала от воды

Слайд 8. Людей, занимавшихся изготовлением посуды из глины стали называть – гончарами. а гончарное искусство – керамикой.

Слайд 9. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кружки, кувшины с длинным узким горлышком для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов.

Слайд 10. Как же придают форму посуде? Давайте рассмотрим схему. Берут кусок глины и помещают в центр гончарного круга. Затем круг начинает вращаться и с помощью рук и различных инструментов, гончар придает разную форму, высоту, рисунок будущему изделию.

Слайд 11. Для изготовления сложных изделий, которые невозможно вылепить на гончарном круге, глину разливают в специальные формы. Через некоторое время, когда глина в форме станет плотной, формы открывают и достают оттуда готовое изделие.

Слайд 12. После этого гончары правят, равняют изделие, устраняя все неровности и недостатки.

Слайд 13. Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой. Но даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы керамические изделия стали еще прочней и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре.

Слайд 14. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду. Чтобы керамические изделия стали красивыми художники расписывают их узорами. Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.

Описание глины (полезное ископаемое) для детей

Мы живем на удивительной, доброй и щедрой планете. Все, что необходимо для жизни и создано людьми, сделано из того, что дает нам природа. На поверхности Земли и в ее глубинах находятся настоящие сокровища, которые называют полезными ископаемыми. Глина – одна из них. 

Глина очень широко распространена. Её залежи располагаются неглубоко, и часто прямо под ногами на берегу реки или озера, на лесной тропинке или в поле, можно обнаружить этот удивительный материал.

Глина бывает разного цвета: белого, серого, оранжевого, красного и даже черного. Сухая – она похожа на мелкий порошок, но при добавлении воды разбухает и превращается в вязкую, пластичную массу. 

Удивительно, что глина на самом деле является горной породой. Многие тысячелетия ветер, осадки, изменения температуры постепенно разрушали скальные породы, превращая их в богатую минералами пыль.

Она пропитывалась влагой и постепенно спрессовывалась, образуя глину. Еще в каменном веке люди обнаружили её удивительные свойства, и начали делать первую глиняную посуду, затем – украшения и амулеты, а позже – использовать в строительстве. Но эти изделия были хрупкими, и лишь случайно было замечено, что при высокой температуре глина становится твердой, как камень. Это стало выдающимся открытием, давшим начало гончарному ремеслу.

Благодаря своим чудесным свойствам различные виды глины широко применяются во многих отраслях человеческой деятельности. В строительстве – для изготовления кирпича, черепицы, строительстве стен и печей, утепления потолков, производства цемента. Промышленность производит керамические, фарфоровые и фаянсовые изделия, предметы сантехники, бумагу и текстиль, используя ценную белую глину – каолин. На заводах с помощью особого вида глины производят очистку жиров, масел и нефтепродуктов, используют для отбеливания в мыловаренной, текстильной и парфюмерной промышленности. Природная белая, голубая, черная глины применяются в медицине и косметологии. 

Раньше глина была основой для изготовления пластилина для детского творчества, а сейчас пластилин делают из искуственных материалов.

Еще по теме…

Задачи:


  1. Формировать представление о глине, как основе
    гончарного производства.
  2. Продолжать знакомить со свойствами глины.
  3. Продолжать воспитывать умение слышать
    взрослого, учить основам взаимопомощи.
  4. Способствовать развитию творческого
    потенциала через игровую импровизацию.

Ход урока

(В черной коробке лежит глина, а на
коробке письмо)

– ребята, хотите знать, о чем мы будем
говорить сегодня? Отгадайте этот предмет вот по
этим рисункам (изображением квадрата с частыми
точками – очень плотный <рис.1>, гиря – тяжелый
<рис.2>, природы – находится в природе
<рис.3>, вытянутой капли – вытягивается
<рис.4>, ладошек с кругом – липкий <рис.5>,
керамическая посуда и поделки – делают предметы
<рис.6>).

– как вы думаете, что это такое?

– не знаете, значит, сейчас узнаем!
(открываем коробку)

– проверим, точно ли глина подходим ко
всем картинкам (с детьми проверяем, что она
тяжелая, липкая – можно соединить две детали, ее
можно вытягивать и делать из нее предметы)

– ребята, а что вы знаете о глине?

    • Где она добывается?

Глина — основа гончарного производства.

В смеси с водой глина образует тестообразную
массу, подходящую для дальнейшей обработки. В
зависимости от места происхождения природное
сырье имеет различия. Одно можно использовать в
чистом виде, другое необходимо просеивать и
смешивать, чтобы получить материал, пригодный
для изготовления различных изделий.

Глина — это вторичный продукт земной коры,
остатки гор, образуется в результате их
разрушения и в процессе выветривания. Для каждой
работы требуется особая разновидность глины.

    • Какого цвета бывает?

Наиболее распространенными сортами
глины являются: красная глина, белая глина, глина
для производства фарфора, огнеупорная глина и
глина из песчаника (песка) <рис.7, 8>.

Природная красная глина

В природе эта глина имеет
зеленовато-коричневую окраску. При обжиге в
зависимости от температуры или печи глина
приобретает красную или белесую окраску. Эта
глина очень мягкая, легко мнется, и поэтому ее
используют для изготовления посуды <рис.9>,
небольших статуэток и фигурок <рис.10>.

Белая глина

Самый распространенный вид глины. Ее
месторождения встречаются во всем мире.
Используется для изготовления керамической
посуды <рис.11> и декоративных изделий.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с
содержанием красочного пигмента.

Приготовление глиняной массы требует
большого внимания. Ее можно составить двумя
способами, которые дают совершенно разные
результаты. Первый способ – это с помощью
специального оборудования, он более надежный.
Второй – более простой и, разумеется, менее
надежный метод: подмешивать красители в глину
рукой.

– Какой способ окрашивания мы с вами
использовали, только в работе с соленым тестом?
(второй)

    • Для чего нужна глина человеку?

С древних времен керамические изделия служили
человеку. Они различались по виду используемого
сырья, способу производства, по своему
назначению. Повсюду, где имелись природные
запасы глины, пригодной для обработки,
мастера-гончары создавали разнообразные по
форме и декору (оформлению) горшки, миски,
кувшины, блюда и многие другие предметы,
необходимые в быту <рис.12>. Многие предметы не
только исправно служили человеку, но и
становились произведениями искусства <рис.13,
14>.

Основным свойством глины, определяющим ее
пригодность для гончарных изделий, является
пластичность. Глина — единственный в своем роде
такой природный материал, имеющийся в большом
количестве.

    • Что в наше время делают из глины?

Сейчас керамика широко используется в
интерьере в виде декоративных перегородок,
решеток. Из керамических кирпичей сооружают
камины. Большой популярностью пользуются
различные по форме и размеру вазы, настенная
керамика — декоративные блюда, тарелки. Даже
картины пишут на керамике <рис.15-18>.

    • А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия
из глины включает несколько этапов:
приготовление тестообразной массы, формовка
изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на
воздухе или обжиг в печи. Перед формованием
глиняная масса подвергается дополнительной
обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха,
переминая, придают ей однородную структуру.

Формование керамических изделий осуществляют
различными способами: формовка изделий вручную
<рис.19> и формовка изделий на гончарном круге.
<Рис.20,21>

Гончарный круг позволяет создавать
симметричные, равномерно расширяющиеся или
сужающиеся сосуды разнообразной формы.

Работа на гончарном круге требует мастерства.
Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми
руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху
рукой, гончар опускает массу вниз. Это
повторяется несколько раз (для выравнивания
глиняной массы). Вытянутый ком в результате
нажима большим пальцем превращают в полый
цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя
пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С
помощью деревянного резака массе придают
необходимую форму. Во время формования руки
следует периодически смачивать водой, чтобы
усилить скольжение пальцев. Придав изделию
законченную форму, его срезают с гончарного
круга тонкой проволокой и ставят для сушки —
чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из
нескольких деталей, их склеивают. Далее идет
раскрашивание и декорирование.

– Ребята, так кто же такие гончары, что это за
люди? (занимаются изготовлением предметов из
глины).

– Предлагаю вам поиграть в гончаров. Одна часть
детей будет мастерами-гончарами, а другая –
будет глиной, из которой гончары будут делать
различные предметы. Выбирайте себе карточки. У
кого на карточке изображение человека – тот
будет гончаром, у кого круг с точками – тот
глиной. У каждого мастера свой кусок глины
(выбирают карточки и разбиваются на пары).

Физ.минутка “Гончары”

(звучит классическая музыка, гончары
надевают фартуки для работы
)

– раз, два, три – повернись, наша
группа в гончарную мастерскую превратись!

– гончары можете взять себе эскизы
керамических изделий (предлагаются рисунки).

– пройдите, посмотрите на изделия
своих коллег. У нас будет время потренироваться в
этом нелегком деле, а теперь пора возвращаться
обратно. Закрываем глазки и произносим волшебные
слова: раз, два, три – повернись, гончарная
мастерская в нашу группу превратись!

– ребята, а как вы думаете, раз глина
природный материал, то она отличается чем-то,
например, от земли, или обладает такими же
свойствами?

– предлагаю отправиться в
лабораторию, где мы сможем это проверить.

Опыты в другой части группы


  1. Как реагируют земля и глина на воду (шарики из
    глины и земли бросаются в воду). Выводы детей.
  2. Можно ли порвать землю и глину? (от куска глины
    отрывается другой, от сухой земли этого сделать
    невозможно).
  3. Основное назначение глины – лепка. Возможно, ли
    это сделать с землей? (проверяем – земля сухая, из
    нее невозможно лепить).
  4. Что быстрее пропускает воду? (прозрачные колбы
    уже наполнены глиной и землей, в каждую по
    очереди наливается вода и наблюдаем, как она
    просачивается на дно, путь воды. Проводим похожий
    опыт, но уже с кулечками, наблюдаем за скоростью
    просачивания воды наружу). Дети подводят итог.

– Сейчас каждый из вас может стать
экспериментатором, поработать в лаборатории и
повторить наш последний опыт с кулечками. Может
быть, у вас будет другое открытие или подтвердите
уже имеющееся.

– А кто догадался, почему у вас на столах лежит
пластилин? (пластилин – это брат глины, он создан,
в отличие от глины, человеком искусственно)

(Творческое задание на листочках с
контурами кувшинов, ваз – дети замазывают лист
пластилином, создавая объемное изображение).

Рисунки

  • Энциклопедия
  • География
  • Глина — полезное ископаемое

Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – не более 0,01мм, поэтому в сухом виде похожа на пыль.

Основные составляющие вещества этой горной породы — оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав. Например, красная глина имеет такой цвет из-за высокого содержания в ней железа.

Осадочные глины формируются за счет их переноса в другое место и скопления там. Бывают морские глины, сформировавшиеся на дне мора, а также континентальные, осевшие на материке. Остаточные глины – результат выветривания горных пород, преобразования лавы и пепла.

У глины есть особые свойства. При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток, свистулек и т.д. Глину можно расписывать или же покрывать лаком. В Индии сейчас можно встретить даже одноразовую посуду из глины. После использования такую чашку просто разбивают. Ведь недостатка в этом материале нет, а на палящем солнце сформированные изделия быстро сохнут.

В давние времена люди писали перьями на глиняных табличках. Ее использовали вместо мыла при купании (оттирали кожу), а также для бальзамирования мумий в Древнем Египте. Еще одно свойство глины – это способность связывать вещества, склеивать их. Она обладает хорошей укрывистостью. Поэтому глиной раньше обмазывали дома и печи в деревнях, сараи.

Из пластичной глины делают свои работы скульпторы, а уж затем только их отливают из гипса или бронзы. Яркоокрашенные глины можно использовать как краски.

Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Фарфор получают обжигом при очень высоких температурах смеси из глины, полевого шпата и кварца.

Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом, сохраняет тепло и не пропускает шум. Любят керамзит и цветоводы: его насыпаю на дно горшка, чтобы сделать дренаж и не допустить загнивания корней растений.

Глина – это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма. Полезными считаются грязевые ванны. Нашла свое применение глина и в косметологии, особенно виде масок и обертывания. Также при помощи глины можно удалить загрязняющие вещества из воды, например нефть. Глину как сорбент используют и при производстве продуктов питания для очистки соков, вин, пива, а также растительного масла.

Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи. Такой кирпич отличается огнеупорностью, поэтому из него строят доменные печи, в которых плавят металлы.

Доклад Глина — полезное ископаемое сообщение

Глина считается, с древних времён и по сей, день полезным и нужным природным ископаемым. Окрас глины может быть разным от белого, голубого и до красного. В сухом виде глина похожа на сыпучие вещество, но стоит слегка намочить ее, и она приобретает, форму пластилина, и с нее можно лепить все что угодно. После высыхания сохраниться готовая изготовленная фигура. Место образования глины произошло от разрушения скальных пород. Так же найти ее можно под небольшим слоем земли и у высохших водоемом.

Прежде чем появилась бумага, человечество писала на созданных из глины табличках, писать приходилось заточенными острыми  тоненькими палочками, а после того как написали, им приходилось, сушить на солнце. Археологи, будучи на раскопках находили не мало таких написанных табличек, и в наше время мы их можем увидеть в музеях.

Глиненные статуэткиПо сегодняшний день глину довольно широко используют, практически во всех направления строительства, а скульпторы создают просто шедевры из глины, и поэтому она считается нужным и полезным ископаемым. Большой плюс этому ископаемому, что высокие температуры ее не пугают. Так же глину за ее полезные свойства применяют в медицине. Вообще глина практически везде добавляется и без нее не обойтись.

Глину хорошо добывать в местах, где когда-то протекали реки. Для того чтобы добыть это полезное ископаемое роют экскаваторами целые карьеры. Сначала удаляют верхних слой земли, а потом уже добывают саму глину, ее можно добывать не зависимо от времени года. Только в зимний период стоит карьер утеплять при помощи торфа и опилок. Далее глина поступает на перерабатывающие заводы, где ее подвергают особым процессам очистки, и, придав, нужный вид и состояние ее выпускают, в реализацию.

Поэтому это нужный и полезный природный ископаемый, который нам подарила планета и его следует использовать по уму.

3, 4 класс

Глина — полезное ископаемое

Глина - полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Творчество Юрия Яковлева

    Яковлев Юрий Яковлевич – советский писатель и киносценарист, создатель собственных книг для детей. Его сын – Эзры Ховкин. Юрий Яковлев появился на свет 22 июня 1922 года в городе Ленинграде.

  • Все о луне

    Единственным спутником Земли является Луна. Это очень интересный и уникальный небесный объект. Кроме этого Луна, так же как и Солнце, очень красивая и яркая. Земляне всегда видят эту планету только с одной стороны. Люди смогли посетить Луну,

  • Город Курск

    Древнейший русский город Курск упоминается в летописи еще в 1032 году. Уже тогда он считался крупным торговым городом. Годом основания Курского удельного княжества считается год 1095, когда здесь была заложена мощная крепость.

  • Косуля

    Косуля относится к отряду парнокопытных из семейства оленей. Свое название получила из — за сходство с козой. Ее название так и переводится с латинского языка как дикая коза.

  • Город Архангельск

    Город Архангельск основал Иван Грозный VI. Но эти земли впервые появляются в летописях в 1419 году. В 1553 году в этой местности идет развитие торговых отношений

Удивительная глина

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Продан М.М. 1


1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»

Науменко Т.В. 1


1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Когда мне было 5 лет, мы всей семьей отдыхали на озере. Я нашла кусочек коричневой земли похожей на пластилин, попробовала из него слепить колобка и очень удивилась тому, что колобок не распался на части, а долго сохранял свой вид. Папа объяснил мне, что это не земляной колобок, а глиняный. Мне захотелось еще слепить что-нибудь из глины, но на берегу озера найти удалось совсем немного глины. И тогда мы с мамой отправились в магазин на поиски глины, стали лепить дома, а позже мама записала меня на кружок лепки изделий из глины. Так появилось мое интересное хобби.

Лепка из глины очень увлекательное занятие. Глиняные изделия хороши тем, что они могут быть сделаны самостоятельно даже самыми маленькими детьми. А удивительные свойства глины позволяют использовать её для лепки разных изделий. Да и в магазине, сейчас, предлагают разные виды глины. Но вся ли глина одинаково подходит для лепки? И какую глину лучше выбрать? Я озадачилась этими вопросами, решила сама найти на них ответ и определить лучший вид глины для лепки. Считаю, что выбор темы актуален для всех любителей этого интересного дела.

Гипотеза: если взять глину любого вида, то можно слепить задуманное изделие.

Цель исследования: изучение свойств глины с целью их дальнейшего использования при изготовлении качественных глиняных изделий.

Задачи:

Проанализировать различные источники информации, узнать, что такое глина, откуда она берётся и как используется.

Познакомиться со свойствами глины.

Определить свойства, которые можно экспериментально проверить в домашних условиях.

Провести исследовательские опыты с глиной.

Проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойства глины.

Методы исследования.

Сбор информации, изучение литературы по данной теме.

Проведение опытов с глиной, наблюдение.

Анализ полученных результатов путем сравнения.

Обобщение материала, выводы.

Практическая значимость: результаты проведенных опытов определят свойства и виды глины, которые лучше использовать для лепки различных изделий. Считаю, что мои наблюдения, эксперименты и выводы могут быть полезны многим людям.

Что такое глина?

Обзор информационных источников

Свою исследовательскую работу я начала с посещения библиотеки и чтения книг о глине, посмотрела информацию в интернете. Я узнала много новых фактов.

Глина — это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек горных пород. Некоторые виды глины образованы разрушением гор под воздействием погодных условий. Глина находится повсеместно на поверхности земли, часто на дне озёр и рек. [4]

Глина — мелкозернистый природный материал, пылевидный в сухом состоянии, пластичный при увлажнении и камнеподобный после обжига. [7]

Глина — одна из наиболее распространенных в природе горных пород, которая используется для всевозможных гончарных изделий, строительных и скульптурных работ. [6]

Окраска глинразнообразна: чисто белая, серая, голубоватая, сероватая, зеленоватая, разных оттенков желтого, красная, темно-синяя, коричневая и совершенно черная. При обжиге цвет в зависимости от содержащихся в глине различных примесей меняется.

1.2 История глины

История глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь.

Глина использовалась практически во всех сферах жизни человека. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Гончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончарная мастерская была в каждой деревне.

Глина применялась и при постройке жилья. И в настоящее время кирпичи изготавливаются из глины. В старину люди даже стирали глиной. А первобытные племена расписывали своё тело цветной глиной как краской для устрашения врагов и совер­шения некоторых ритуалов. До сих пор глина является основой для красок.

Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Кстати, белая глина обязательно входит в состав современной бумаги. Значит, мы и сейчас в какой-то мере пишем на глине.

Глина обладает многими целебными свойствами. В глине нет бактерий и она убивает микробы. А вот жители Севера – чукчи употребляли белую глину в пищу.  Они называли её «земляным жиром». Ели земляной жир вместе с оленьим молоком или добавляли в мясной бульон. А европейцы готовили из нее лакомство наподобие конфет.

Сейчас глина используется в медицине, например, она входит в состав некоторых лечебных мазей. Глина используется и в косметологии. Обычно она входит в состав масок для лица. Главным свойством косметической глины является очищение кожи.

В аптеке мы с мамой купили такую косметическую глину и сделали глиняную маску. После такой маски кожа на лице, действительно, стала нежной и гладкой! 

Но не только человек знает о чудесных свойствах глины – у ласточки глина – основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка скрепляет глиняными комочками веточки и разные былинки. Высыхая, гнездо ласточки становится очень прочным и даже если упадет, то не разобьется.

Глина залегает обычно по берегам рек, ручьёв, при дорогах и в специальных карьерах. Карьер – это участок, где добывают глину.

На территории нашего Ханты-Мансийского автономного округа тоже имеются запасы глины. Большое количество месторождений глины обнаружены в поймах рек Советского, Березовского и Ханты-Мансийского районов.

1.3 Удивительные свойства глины

Независимо от того, из какого вещества состоит глина и где она образовалась, есть характерные свойства, отличающие её от других природных материалов.

В сухом виде глина имеет пылеобразную структуру. Если она застыла комками, то легко крошится. Этот материал быстро намокает, впитывает воду, вследствие чего разбухает. При этом глина приобретает водоупорность – способность не пропускать жидкость. Главной особенностью глины является её пластичность – способность с лёгкостью приобретать любую форму. В сыром виде глина очень пластична. Пластичная глина характеризуется клейкостью и вязкостью. Высыхая, она затвердевает и становится очень прочной. При сушке изделие из глины, уменьшается в размерах, т.е. происходит воздушная усадка. При нагревании глины до очень высоких температур происходят такие удивительные изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. После обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность, легкость и огнеупорность. Обожженное изделие из глины называется керамикой.

Выводы. Изучив информационные источники, я узнала:

— глина — это распространённое полезное ископаемое, имеющее необычные свойства;

— издавна глина использовалась людьми;

— для изготовления глиняных изделий необходимо учитывать свойства глины.

Выделим и проверим экспериментальным путем основные свойства этого чудесного материала:

пластичность — это способность глины в сыром виде под воздействием внешних сил принимать любую форму и сохранять эту форму;

воздушная усадка – при сушке изготовленное из глины изделие, уменьшается в размерах, т.е. происходит воздушная усадка;

ее способность после обжига твердеть и не пропускать воду.

Практическая часть

Сейчас глину можно найти в любом отделе канцтоваров, детском магазине или добыть глину самому. Например, найти подходящий комок в куче песка, на отвесном берегу реки или в глубоком овраге. Но важно помнить, что не всякая глина подходит для лепки, для этого она должна обладать достаточной пластичностью. Если найденный вами кусочек глины раскатать и сложить в какую-нибудь фигурку, на ее поверхности не должно появляться множественных трещин. Мне удалось найти только один вид природной глины – серую глину. Природную глину для нас заготовила природа, поэтому в ней много разных примесей: камушков, песка, мельчайших частичек и чешуек глинозёма. Такую глину перед использованием нужно очистить.

Советы по очистке природной глины:

Растворяем кусок глины в воде до состояния жидкой однообразной массы (как кефир или сметана), даём отстояться.

 Аккуратно переливаем содержимое в другую ёмкость.

Ненужные камни, веточки и всякие тяжёлые породы осядут на дно ёмкости и останется чистая глина.

Чистую глину высушиваем и приступаем к лепке.

Для опытов я использовала четыре вида покупной глины и один вид природной глины (серую). Итак, у меня получилось пять видов глин: красная глина; коричневая глина; белая глина; голубая глина; серая глина (природная).

Исследуем некоторые свойства глины опытным путем в домашних условиях. Покупную глину готовить к работе не надо, поскольку она уже очищена. Это очень удобно.

Опыт № 1. Пластичность (Приложение 1). Из сырой глины я слепила кубики, затем длинные колбаски, после этого колбаски свернула в кружки. Кусочки глины изменили свою форму три раза. Кружки оставляю сушиться. После высыхания форма всех кружков сохранилась. Следует отметить, что легче всего поддавались лепке кусочки из красной и голубой глины. Тяжелее всего было лепить из белой глины, зато при высыхании изделий из белой глины они лучше всех сохраняли свой вид. Также не было заметно трещин на изделиях из красной и голубой глины. Изделие из коричневой глины потрескалось. А изделие из серой глины развалилось полностью, пришлось лепить заново.

Вывод. Глина обладает разной пластичностью. Самая большая пластичность у глины красного и голубого цвета.

Опыт № 2. Воздушная усадка (Приложение 2). Из влажной глины леплю «колбаски» и измеряю длину (7 см). Изделия сохнут сутки. После высыхания длину «колбасок» снова измеряю.

Изделие из красной глины – 6 см 5 мм;

Изделие из коричневой глины – 6 см 3 мм;

Изделие из белой глины – 6 см 8 мм;

Изделие из голубой глины – 6 см 5 мм;

Изделие из серой глины – 6 см 6 мм.

Длина всех пяти изделий уменьшилась. Следовательно, вся глина обладает свойством воздушной усадки. Но чем больше усадка, тем труднее высушить изделие без трещин и повреждений. У коричневой глины наблюдалась самая большая усадка (7 мм), у красной, голубой и серой глин средняя усадка (4-5 мм). У белой глины самая маленькая усадка (2 мм).

Вывод.Изделия из белой глины лучше всего будут сохранять свой вид.

Опыт № 3. Обожженная глина не размокает в воде (Приложение 3). Делаю из всех видов глины игрушки. Отношу игрушки в гончарную мастерскую для профессионального обжига в муфельной печи (при температуре больше 900 градусов). Беру затвердевшие после обжига в муфельной печи глиняные игрушки, взвешиваю. Наливаю в чашу воду. Кладу в неё игрушки, ставлю метку уровня воды. В течение суток количество воды в емкости уменьшилось (уровень воды стал ниже моей метки). Достаю поделки из воды, промокаю и взвешиваю. Их масса не изменилась. Внешний вид игрушек тоже не изменился, они не размокли в воде.

Вывод. Обожжённая, затвердевшая как камень, глина не размокла в воде, вода в ёмкости частично испарилась. Свойство обожжённой глины не размокать в воде и свойство непроницаемости воды в затвердевшие изделия из всех пяти видов глины подтвердились одинаково.

Заключение

Изучая материал о глине, я познакомилась с понятием глины, узнала историю глины, ее значение и область применения.

В результате проведения исследований были решены следующие задачи.

 Изучены особенности и свойства глины.

 Определены свойства, которые можно проверить в домашних условиях: пластичность, воздушная усадка, свойства обожжённой глины не размокать в воде и непроницаемость воды в обожжённую глину.

 Проведены исследовательские опыты и сделан вывод, какую глину лучше использовать для лепки.

Действительно, глина – это чудесный и незаменимый материал. Для разных видов изделий подходит разная глина. Так, например, для детского творчества лучше всего подойдет покупная красная и голубая глина. Во-первых, она не требует подготовки и очистки; во-вторых, глина таких видов очень пластична и легко поддается лепке даже детям. Изделия из красной и голубой глин можно вылепить дома самостоятельно и отнести в керамическую мастерскую для обжига. Я свои изделия относила для обжига в бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел в ХантыМансийске» (Приложение 4). 

С белой глиной мне было тяжелее работать и температура обжига для белой глины требуется очень высокая (1000 — 1300 *С), зато из нее получаются очень красивые фарфоровые и фаянсовые изделия.

Гипотеза о том, что из любой глины можно слепить задуманное изделие не подтвердилась.

Результатами своего исследования я поделилась со своими одноклассниками. На уроке окружающего мира, я выступила с сообщением «Удивительная глина». Я принесла свои глиняные изделия и рассказала о проведенных опытах.

Мы планируем провести мастер – класс лепки, чтобы ребята могли попробовать поработать с этим волшебным материалом и самостоятельно слепить глиняную поделку.

Список использованных источников и литературы

Все о глине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesco.dn.ua/, свободный.

Глина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nerud-m.ru/produktsiya/glina.html, свободный.

Глина (полезное ископаемое): виды, свойства и применение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/179897/glina-poleznoe-iskopaemoe-vidyi-svoystva-i-primenenie, свободный.

Ликум А., Всё обо всем. Том 1. Популярная энциклопедия для детей. Наука и учёба, научно-популярное название: Все обо всем. Том 1 Автор: Аркадий Ликум. Из-во: Москва, 1997. – 198 с.

Свойства глины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spleteno.ru/publications/wiki/50-glinasvojstvagliny.html, свободный.

Ушаков Д.Н., Большой толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=10399 , свободный.

Энциклопедия Кольера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.terminy.info/russian-language/colliers-ncyclopedia/glina, свободный.

Приложение 1

ОПЫТ № 1. ПРОВЕРКА СВОЙСТВА ПЛАСТИЧНОСТИ ГЛИНЫ

 Пластичность — это способность глины в сыром виде под воздействием внешних сил принимать любую форму и сохранять эту форму.

Любая лепка из глины – это подтверждение пластичности этого материала.

Сначала я слепила такие кубики

Затем длинные колбаски

После этого колбаски свернула в кружки

Кусочки глины изменили свою форму три раза. Кружки оставляю сушиться. После высыхания форма всех кружков сохранилась.

Вывод: Глина обладает разной пластичностью. Самая большая пластичность у глины красного и голубого цвета.

Приложение 2

ОПЫТ № 2. ПРОВЕРКА СВОЙСТВА ВОЗДУШНОЙ УСАДКИ ГЛИНЫ

 Воздушная усадка – это свойство глины, при котором изготовленное из глины изделие, уменьшается в размерах при сушке, т.е. происходит воздушная усадка.

Из влажной глины леплю «колбаски» и измеряю длину (7 см).

Оставляю изделия сохнуть сутки. После высыхания длину «колбасок» снова измеряю.

Изделие из красной глины – 6 см 5 мм;

Изделие из коричневой глины – 6 см 3 мм;

Изделие из белой глины – 6 см 8 мм

Изделие из голубой глины – 6 см 5 мм;

Изделие из серой глины – 6 см 6 мм.

Вывод. У белой глины самая маленькая усадка (2 мм). Следовательно, изделия из белой глины лучше всего будут сохранять свой вид.

Приложение 3

ОПЫТ № 3. ПРОВЕРКА СВОЙСТВ ОБОЖЖЕНОЙ ГЛИНЫ НЕ РАЗМОКАТЬ В ВОДЕ И НЕПРОНИЦАЕМОСТИ ДЛЯ ВОДЫ

Важное свойство глины – ее способность после обжига твердеть и не пропускать воду.

Делаю из всех видов глины игрушки

Отношу игрушки в гончарную мастерскую для профессионального обжига в муфельной печи (при температуре больше 900 градусов).

Беру затвердевшие после обжига в муфельной печи глиняные игрушки, взвешиваю (70 грамм). Наливаю в чашу воду. Кладу в неё игрушки, ставлю метку уровня воды.

В течение суток количество воды в емкости уменьшилось (уровень воды стал ниже моей метки). Достаю поделки из воды, промокаю и взвешиваю (70 грамм). Их масса не изменилась. Внешний вид игрушек тоже не изменился, они не размокли в воде.

Вывод: Обожжённая, затвердевшая как камень, глина не размокла в воде, вода в ёмкости частично испарилась. Свойство обожжённой глины не размокать в воде и свойство непроницаемости воды в затвердевшие изделия из всех пяти видов глины подтвердились одинаково.

Приложение 4

Просмотров работы: 3084

Полезные ископаемые. Глина (доклад, 3 класс)

Опубликовано: 25 марта 2017 года

Глина это очень интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется при разрушении скальных пород. Найти ее можно под верхним слоем земли — для этого достаточно выкопать небольшую яму, хотя иногда она залегает и гораздо глубже. В сухом состоянии глина легко крошится в руках, но стоит только ее только намочить, как она становится пластичной, вязкой и из нее можно лепить различные вещи, как из пластилина. А после высыхания она твердеет и сохраняет свою форму.

Цвет у глины очень разнообразен. Она может быть и белой, и голубой, и серой, и красной, и зеленой.

Глина известна своими полезными свойствами уже многие тысячелетия. Еще до изобретения бумаги люди писали на глиняных табличках заостренными палочками, а после этого высушивали их на солнце. Ученые археологи находят целые библиотеки таких табличек. В настоящее время глину используют очень широко. Она нужна в строительстве — из глины делают кирпичи, цемент, строят дома-мазанки. Так как глина совершенно не боится высоких температур, из нее научились изготовлять посуду. Глина известна и своими лечебными свойствами, поэтому она применяется в медицине. Глина используется и в приготовлении красок для рисования, бумаги, резины.

Обычно глина добывается в тех местах, где когда-то проходили реки (там ее особенно много). Для этого роют целые карьеры. При добыче используют такую тяжелую технику, как экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, конвейеры и др. Сначала удаляется верхний слой земли, а потом машины срезают глину целыми слоями. Добывают глину круглый год. Хотя зимой, чтобы грунт не промерзал, карьер приходится утеплять с помощью торфа, опилок и другого материала. Затем ее грузят на самосвалы и отвозят на перерабатывающие заводы, где глину очищают и делают из нее нужные и полезные в быту вещи.

Еще по теме …

  • Гликированный гемоглобин как пишется
  • Глаженный галстук как пишется
  • Гленова рассказ служанки что с ней сделали
  • Глаженные утром брюки как пишется
  • Гледеть или глядеть как пишется