Великий русский композитор Михаил Глинка родился в Смоленской губернии. Опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие произведения стали шедеврами, которые сейчас известны всему миру. Романсы Глинки широко популярны. Однозначно, Глинка для детей и взрослых известен немалым количеством музыкальных произведений.
Ранние годы
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая в 1804 году в имении отца, в селе Новоспасское Смоленской губернии. Семейство будущего композитора проживало в этой местности с тех самых времен, когда его прадед, польский вельможа, принял присягу верности русскому императору и остался служить в русской армии.
Обстоятельства сложились таким образом, что мальчика воспитывала бабушка, а маму допустили только после смерти бабушки.
Играть мальчик начал рано. Изучение нотной грамоты пришлось на возраст шести с половиной лет, в десять лет Глинка освоил скрипку и фортепиано, а еще через три года поступил в Благородный пансион. Это было очень престижное место в Санкт-Петербурге, поскольку было от педагогического института. Учился Глинка хорошо, все свободное время отдавал музыке.
По окончании заведения он издал первые сочинения, и все узнали о его таланте. Начинающему композитору многое не нравилось в своем творчестве: он мечтал свои произведения усовершенствовать и довести до идеала. Тогда же он отдает предпочтение бытовому жанру и стремится его расширить.
Расцвет творчества
1822-1823 годы стали особенными: Глинка пишет известные песни и романсы: «Не искушай меня», «Не пой, красавица». Знакомство с Александром Грибоедовым и Василием Жуковским ознаменовало новый этап в творчестве композитора.
Путешествия на Кавказ, Германию, Италию также принесло свои плоды. Глинка проникся творчеством великих итальянских сочинителей и меняет собственный стиль. Он начинает активно интересоваться полифонией, инструментовкой и отдает предпочтение оперному жанру.
По возвращении в Россию Глинка усердно работает над оперой «Сусанин». Премьера творения состоялась в 1836 году и это был фурор: Большой театр Петербурга рукоплескал. Следующая премьера ознаменовалась 1842 годом, но оперу «Руслан и Людмила» общество приняло менее восторженно. Особенно скандальным было то, что после пятого акта императорская семья покинула концертный зал. Об этом писали в газетах, критика сыпалась со всех сторон. Это обидело композитора, и он отправился путешествовать.
Зарубежные поездки
В Испании русский композитор проникся завораживающей природой и особой атмосферой города Вальядолид: в короткие сроки он создает пьесу для оркестрового исполнения «Арагонская охота». С этих пор Глинку стала особенно интересовать этническая музыка. Он даже приглашал к себе погонщиков мулов и простой деревенский народ исполнить ему народные песни, которые он потом записывал на нотоносце. Ознакомившись с народной классикой, композитор брал этот стиль за основу и сочинял свое, делал фантазийные вставки. Таким образом, Глинка стал одним из первых русских музыкантов, сумевших объединить разные ритмы, жанры и стили.
Посетив Испанию и Францию, под влиянием новых впечатлений композитор немного успокоился и в 1847 году возвратился в Россию. В России опять пришлось пробыть недолго, так как начались проблемы со здоровьем. Глинка отбыл в Варшаву, но там разразилась эпидемия холеры. Пришлось поневоле оставаться в четырех стенах и заниматься творчеством. Несколько романсов и знаменитая «Камаринская» стали результатом этой поездки. По признанию самого автора, поначалу «Камаринская» задумывалась как обычная фортепианная пьеса, наподобие плясовой. Но «фантазия разыгралась», и на едином дыхании была написано оркестровое произведение. И именно оно стало визитной карточкой великого композитора.
Заграничные путешествия всегда вдохновляли великого композитора. В основном во время таких путешествий он творил и открывал что-то новое. Во время нахождения на родине Глинка преподавал и выполнял рутинную работу: переписывал партитуру, доводил до совершенства свои творения. Очень много произведений сочинил Глинка для детей: до него этот жанр оставался практически нетронутым. Именно под его мощным влиянием сформировалась русская классическая музыка.
В 1856 году Глинка отправился в Берлин. Почти ровно через год, 15 февраля, он скончался. Захоронение произошло на Троицком кладбище лютеранцев. После останки, после ходатайства сестры, перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском погосте.
Интересный мультипликационный фильм о великом композиторе.
Великое наследие композитора
- Всего насчитывается около 20 романсов и песен.
- Композитор создал 6 симфонических творений, около 10 камерно-инструментальных и две оперы.
- Глинка был высоко оценен и современниками, и последователями. В. Стасов, музыкальный критик, оценил Глинку наравне с Пушкиным: если А.С. Пушкин стал «солнцем» и родоначальником русской литературы, то М.И. Глинка – для русской музыки.
- П.И. Чайковский метафорически выразился, что всю русскую симфоническую школу нужно рассматривать подобно дубу в желуде: именно так предстает в творческом наследии композитора симфоническая фантазия «Камаринская».
- В Новоспасском селе, на малой родине композитора, был организован Музей. Во многих городах, в том числе и зарубежных, создателю русской музыкальной классики, установили памятники: в Болонье, Берлине, Киеве. Также в честь М.И. Глинки назвали Государственную академическую капеллу в Санкт-Петербурге.
«Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора Михаила Ивановича Глинки, сочиненное в 1833 году, в период с 1991 по 2000 год являлось официальным гимном Российской Федерации.
Основные произведения Михаила Глинки (СКАЧАТЬ)
Интересные моменты биографии
- Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
- Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
- Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
- Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
- Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».
М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.
Биография Михаила Глинки
1 Июня 1804 – 15 Февраля 1857 гг. (52 года)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3078.
Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
Расцвет творчества
В 1822–1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
Все интересные факты из жизни Глинки
Тест по биографии
Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Соня Мельчина
13/14
-
Альфия Хатипова
13/14
-
Кира Богданова
14/14
-
Влад Смирнов
11/14
-
Владимир Семенов
8/14
-
Оксана Ведерникова
13/14
-
Пико Софт
14/14
-
Альбина Минкина
12/14
-
Рая Малолеткина
14/14
-
Кристина Алеханова
10/14
Оценка по биографии
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 3078.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Встречи в музыкальной гостиной.
Тема: «Детям о Глинке»
(Беседа-концерт для детей старшего возраста)
Оформление зала: на центральной стене портрет М.И.Глинки, рядом стоят цветы в вазе. В зале расставлены стенды, на которых размещен иллюстративный материал. Свет в зале приглушен, горят свечи в красивых подсвечниках.
Дети входят в музыкальную гостиную, удобно усаживаются.
Муз.рук. — Сегодня мы отмечаем не совсем обычный день рождения – день рождения русской классической музыки. Много лет тому назад в городе Санкт0Петербурге в оперном театре была поставлена опера М.И.Глинки на поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Весь город съехался на этот спектакль, был там и Александр Сергеевич Пушкин.
Муз. рук. Обращает внимание детей на портреты М.И.Глинки и А.С.Пушкина, размещенные рядом на стенде.
Муз. рук. – Сейчас мы послушаем музыку, и вы наверное, догадаетесь, почему рядом с портретом композитора Глинки портрет поэта Пушкина. Музыка нам все подскажет.
Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила» (в записи).
М.р. – У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Не правда ли. Всем хорошо знакомы эти строки? Ими начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора.
Звучит «Марш Черномора».
Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, все починяются его злой силе, а сила та спрятана в бороде!.. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет.
Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться, потанцевать. Приглашаю всех на польку!
Дети танцуют под «Польку» М.И.Глинки.
М.р. – Когда Михаил Иванович Глинка был маленьким мальчиком, он тоже любил танцевать. Я расскажу вам о его детстве.
Михаил Иванович Глинка родился весной, в прекрасную пору цветения природы. Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам.
Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах.
Звучит в аудиозаписи «Попутная песня».
Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют как взрослые, так и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка романса «Жаворонок»
Звучит в аудиозаписи романс «Жаворонок».
Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене оперного театра города Санкт-Петербурга прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин», но до сих пор мы слушаем эту ликующую музыку, прославляющую нашу Родину.
Звучит хор «Славься» в аудиозаписи.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной.
Тема: Сен-Санс «Карнавал животных»
Беседа-концерт для детей старшего возраста.
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п. Пашия 2009 г.
Оформление зала: в зале расставлены стенды с иллюстративным материалом, портретом композитора Камиля Сен-Санса.
Сегодня мы познакомимся с творчеством великого французского композитора, пианиста и дирижера Камиля Сен-Санса. Камиль Сен-Санс был очень образованным человеком и кроме музыки очень интересовался зоологией (наукой о животных).
С самого раннего детства будущий композитор любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. И будучи уже известным композитором, Сен-Санс сочинил цикл произведений под названием «Карнавал животных».
Давайте вспомним, что карнавал – это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм. Главное, чтобы при этом тебя не узнали.
Карнавал, на который я вас приглашаю, будет необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный.
Начинается карнавал с «королевского марша льва».
Лев – царь зверей. Он величественен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему «Королевский марш».
Звучит «Королевское шествие льва» в аудиозаписи.
Следующие гости на нашем карнавале – курицы и петух. Куры, перебивая друг друга кудахтают, затем поет любимец курятника – петух.
Я не будильник, но бужу
Я с бородой и в шпорах
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох.
Звучит пьеса «Куры и петух» в аудиозаписи.
Еще один забавный гость спешит к нам на карнавал:
Рано-рано по утру
С сумкой скачет кенгуру
Не по магазинам –
По лугам равнинам.
Что-же рано по утру
Носит в сумке кенгуру
Там сидит ребенок
Рыжий кенгуренок.
Звучит пьеса «Кенгуру» в аудиозаписи.
На карнавале принято шутить и переодеваться. Вот и слониха решила нарядиться балериной и, надев легкую юбочку закружилась в вальсе. В пьесе композитор изображает неловкие движения слонихи, подсмеивается над ней.
Звучит пьеса «Слон» в аудиозаписи.
Улетели лебеди
Севера на юг
И теряли лебеди
Белый-белый пух
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит
То ли в окна наши
Белый снег летит.
Следующие гости на карнавале прекрасные лебеди.
Звучит в аудиозаписи пьеса «Лебедь».
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы
Что за дом такой
До краев налит водой.
Что за гости к нам спешат? Это золотые рыбки искрятся и переливаются в аквариуме.
Звучит пьеса «Аквариум» в аудиозаписи.
Но вот наш карнавал подходит к концу и в веселом стремительном танце, словно проносятся знакомые нам персонажи.
Звучит «Финал» в аудиозаписи.
Так завершает свою «зоологическую фантазию» Камиль Сен-Санс, подаривший нам радость общения с такой чудесной музыкой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной
«Зимняя дорога»
Комплексно-тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
посвященное творчеству Р. Шумана
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п.Пашия 2009 г
Оформление: елочки, подсвечники со свечами, маленькие столы, подносы с цветными карточками пастельных тонов, портрет Р. Шумана.
В гостиной зажигаются свечи, под музыку Р. Шумана «Мелодия» дети входят в зал.
М.р.- Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о зиме. Сегодня здесь будут звучать музыкальные произведения великого немецкого композитора Роберта Шумана. Мы с вами хорошо знаем, что зимняя дорога начинается с далекого холодного Севера. Оттуда прилетают к нам северные ветры и поют свои песни, призывая прийти зиму.
Звучит «Северная песня» Р. Шумана в аудиозаписи.
Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок
Звездочек-снежинок
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз.
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
(М.Пожарова.)
Звучит произведение Р. Шумана «Зима».
М.р. – Вы, наверное, все услышали и поняли, почувствовали, как поэт рассказал о зиме стихами, композитор нарисовал музыкальными звуками зимнюю картину. Попробуйте и вы стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразил композитор Роберт Шуман в этом произведении.
Звучит пьеса «Зима», дети подбирают карточки с нужным цветом и раскладывают на полу цветовую гамму.
М.р. – Я, вижу, что в своих композициях вы использовали теплые, нежные тона… Вы правы, зима бывает разная. У вас получилась зима тихая. Грустная. Печальная, задумчивая… Но у Роберта Шумана есть еще одно произведение на зимнюю тему совсем другого характера. Послушайте.
Звучит пьеса Р.Шумана «Дед Мороз».
М.р. – О какой зиме рассказывает нам музыка в этом произведении? (Ответы детей) Да, эта зима холодная, колючая, злая, морозная, с пургой, завыванием северного ветра, сердитая… Композитор назвал эту пьесу «Дед Мороз».
А теперь вспомните, какие стихи про Деда Мороза вы знаете. (Дети рассказывают стихи).
Сейчас я прочитаю вам стихотворение про Деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели.
Встал, сосульками звеня:
«Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня»
Налетели вьюги. Завыли: у-у-у!
В-в-в!
Засвистели: ссс-ссс-ссс!
Ззз-ззз-ззз!
Засионал лес: ммм-ммм.
Застонали дубы: ммм-ммм.
Застонали березки: ммм-ммм.
А Дед Мороз колдует:
«Разыграйтесь, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Все засыплю, занесу!
(С. Маршак).
М.р. – А мы мороза не боимся! Вспомните, дети, как весело мы зимой играем в снежки!
Снежные комья летят и мелькают,
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза нам слепят,
Снежные комья нас всех веселят!
(Е. Алексеева.)
Звучит пьеса Р. Шумана «Охотничья песенка».
М.р. – Вот и закончился наш вечер в музыкальной гостиной, посвященный творчеству Роберта Шумана! До следующих встреч!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» п. Пашия
Встречи в музыкальной гостиной
«Лебединое озеро»
Комплексное занятие для детей подготовительной группы
Составила: музыкальный
руководитель 1 категории
Фахрутдинова Эльвира
Данировна
п. Пашия 2009 г
Цель: воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию. Умение воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. Закрепить знания об особенностях некоторых шедеврах культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками. Закрепить и уточнить знания о балете.
Материал и оборудование:
Видеофильм «Лебединое озеро». Аудиозапись балета. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Репродукция картины «Царевна Лебедь» М. Врубеля.
М.р.- Здравствуйте, дети! Приветствую вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы снова обратимся к замечательной музыке П.И. Чайковского. Какие балеты этого композитора вам известны? Назовите. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро») Какие произведения других композиторов посвящены лебедю? («Лебедь» Сен-Санса.) Если вы знаете стихи о лебедях, прочитайте. (Дети читают отрывки из «Сказки о царе Салтане», стихотворение И. Никитина.) Образ чудных белых лебедей был дорог П.И.Чайковскому задолго до того, как он написал музыку к балету «Лебединое озеро». Сначала это был короткий балет для детей, и назывался он «Лебединая песня». Трепетная, окрашенная светлой печалью мелодия, передающая образ лебедей в этом произведении, стала основной темой и в балете «Лебединое озеро». Давайте сегодня еще раз послушаем музыку из этого балета.
Звучит в аудиозаписи «Вступление».
М.р. – Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?
Дети — Лебеди превращаются в девушек.
М.р. – Кто же их заколдовал?
Дети – Злой волшебник Филин.
М.р. – Какие чувства передавали девушки в своем танце?
Дети – Боль, печаль, тоску. Они страдали оттого, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.
М.р. – Вы уже учились передавать эти чувства движением. Сегодня же постарайтесь создать свой образ девушек-лебедей, пользуясь в танце еще более выразительными жестами, мимикой.
Звучит «Танец лебедей».
М.р. – Вместе с обаятельными девушками-лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? Какие они? Как танцуют? (ответы детей.)
А теперь представьте, что маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.
Звучит «Танец маленьких лебедей».
М.р. – Здесь на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же пообещал принц Одетте?
Дети – Поклялся в любви. Обещал спасти от заклятья и вернуть свободу.
М.р. – Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите. (Ответы детей.) Каждый из вас по-своему видит этот образ. Передайте его в танце.
Звучит фрагмент «Одетта».
М.р. – По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с принцем, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает Одетту. Кто же это?
Дети – Одиллия, дочь злого волшебника Филина.
М.р. – Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятья Одетту. Внешне Одиллия очень похожа на Одетту, а какая она по характеру? Расскажите. (Ответы детей.) А теперь передайте ее образ в танце.
Звучит фрагмент «Одиллия».
М.р. – Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник Филин хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло. Посмотрите последнюю сцену из видеофильма «Лебединое озеро»
Дети смотрят финал балета.
М.р. – Видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию. О персонажах балета можно рассказать и с помощью красок, но сначала подумайте, какие краски вы бы подобрали, рассказывая о добром, светлом. И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? (Ответы детей.) Приступайте к рисованию.
Биография Михаила Глинки и его творчество кратко самое главное
Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.
Юные годы.
Михаил Иванович был рожден в мае 1804 года. Местом рождения является село Новоспасское. Рос он, достаточно, в обеспеченной семье. Воспитывался Михаил бабушкой, а родная мама приняла участие в его воспитании только после того как бабушки умерла. В возрасте десяти лет, Михаил Глинка начать проявлять творческие способности и осваивать игру на фортепиано. Он был очень музыкальным и талантливым мальчиком.
В 1817 году началось его обучение в Благородном пансионе. После его окончания, юное дарование начал много времени посвящать музыке. В этот временной промежуток, Михаил создал первые свои произведения. Однако, Глинка не был удовлетворен своей работой и постоянно стремился к тому, чтобы расширить свои знания и довести до совершенства, созданные произведения.
Творческий рассвет.
1822-23 годы отличительны прекрасными работами, песнями и романсами композитора. Это плодотворное время, которое подарило миру настоящие шедевры. Михаил заводит знакомства с выдающимися людьми Жуковским и Грибоедовым.
Глинка совершает поездки в Германию и Италию. Он был очень впечатлен итальянскими талантами, такими как Беллини и Доницети. Благодаря им, Михаил усовершенствовал собственный музыкальный стиль.
После своего возвращения в России, Глинка старательно работал на оперой «Иван Сусанин». Премьера состоялась в 1836 году на сцене Большого театра и принесла колоссальный успех. Следующее известное произведение «Руслан и Людмила» уже не пользовалось такой огромной популярностью, получила много критики и под этим влиянием Глинка уезжает из России и направляется в испанию и Францию. Возвращение на родину состоится только в 1847 году.
Путешествия не прошли даром и подарили большое количество удивительных произведений Глинки. Михаил успел попробовать себя в роли преподавателя по пению, готовил оперы. Он вложил огромный вклад в формирование классической музыки.
Последние годы. Смерть и наследие.
Умер Михаил в 1857 году. Его тело покоилось на Троицком кладбище. А позже прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили.
Наследие Глинки очень богатое. Композитор создал примерно 20 песен и романсов. Так же им было написано несколько опер, 6 симфонических произведений. Михаил Глинка вложил огромный труд и вклад в развитие музыкальной сферы. Его произведения трогают наши сердца и заставляют восхищаться великим человеком.
Вариант 2
Михаил Иванович Глинка – родился в 1804 году, а умер в 1857.
Родился Михаил Иванович в обеспеченной семье. С ранних лет проявлял интерес к музыке и именно поэтому поступил в Петербургский институт и всё свободное время, что во время обучения, что после окончания института, посвящал музыке.
Воспитанием Глинки занималась бабушка, хотя родная мать так же не была мертва. Маму допустили к воспитанию сына только после смерти бабушки, что вызывает особый интерес в его биографии.
Глинка всегда видел изъян в своих творениях и стремился усовершенствовать каждую композицию , позволяя себе эксперименты. Михаил Иванович всегда гнался за каким-то идеалом. И вот в поисках этих самых знаний об идеале Глинка и отправился заграницу, да так и осел там на год. Это случилось уже на завершении его карьеры и жизни. Он умер в берлине и был кремирован. Прах композитора был благополучно доставлен на родину и развеян над великим городом Петербургом, где произошли все самые важные перемены в жизни Глинки.
Многие его произведения популярны до сих пор и транслируются во многих оперных театрах.
3 класс, 4, 6 класс для детей
Творчество
Удивительно, но в начале творческого пути великий русский композитор был крайне недоволен собой и своими творениями. Замечания и насмешки со стороны даже далёких от музыки людей уверенности не добавляли. Так в день премьеры знаменитой оперы «Жизнь за царя» кто-то прокричал, что такая мелодия подходит лишь для кучеров. «Руслана и Людмилу» царь Николай I демонстративно покинул, не дождавшись конца. Однако время расставило всё на свои места. Современных пианистов он не выносил, и однажды нелестно высказался об игре Ференца Листа. Себя же причислил равным Шопену и Глюку, остальных не признавал. Но всё это будет потом, а пока…
Первые соловьиные трели 1 июня 1804 года огласили село Новоспасское Смоленской губернии, что по преданию указывало на неординарные способности появившегося в этот час мальчугана. Под чересчур бдительным оком бабушки Михаил рос нелюдимым, изнеженным и болезненным ребёнком. Ненадолго отвлечься и погрузиться в мир прекрасного позволяли уроки музыки на скрипке и фортепиано с гувернанткой Варварой Фёдоровной. Требовательная и бескомпромиссная особа на всю жизнь сформировала восприятие шестилетнего ребёнка, что искусство – это ещё и труд.
Огранка дарования продолжилась уже в Благородном Петербургском пансионе, а через год при педагогическом университете, где окончательно оформился музыкальный вкус будущего композитора. Здесь знакомится с А.С. Пушкиным. На выпускном вечере даровитый юноша блистал виртуозной игрой на рояле и дипломом второго по успеваемости ученика. Небольшие формы – рондо, увертюры, написанные в этот период, одобрительно встречены критиками. Пробует писать оркестровую музыку, но основное место 20х годов 19 столетия занимают романсы, на стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского.
Нет предела совершенству
Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.
Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.
Биография Композитора Михаила Глинки для детей
Глинка Михаил – величайший русский композитор, который стал автором многочисленных великих симфоний, а также опер.
Дата рождения – 20 мая 1804 года, а дата кончины – 15 февраля 1857 года. Еще с самого детства воспитанием композитора занималась бабушка, а его собственная родная мать была допущена к воспитанию сына исключительно после смерти бабушки.
Что примечательно, уже в десять лет Михаил Иванович начал играть на фортепиано. В 1817 году началось его обучение в пансионе при педагогическом институте Петербурга. После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше.
Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год. Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне».
После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.
Краткое содержание творчества Михаила Глинки для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Другие биографии:
- Клод Дебюсси
Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году
- Юрий Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин родился в Смоленской области, деревне Клушино 09.03.1934 года.
- Бажов Павел Петрович
Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца.
- Винсент Ван Гог
Ван Гог родился в 1853 году, а умер в 1890. Он вдохновлялся такими велики художниками, как Миле и Сардо и ориентироваться на них в своём творчестве. Как художник Ван Гог начал с зарисовки различных сцен из жизни
- Оливер Кромвель
Оливер Кромвель – величайший английский революционер и демократ, защитник пуритан, ярый общественно-политический деятель Англии, Шотландии и Ирландии.
Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.
Ранние годы
Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.
Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.
Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.
Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.
Начало карьеры композитора
Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.
После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.
К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).
В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.
Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.
Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.
Расцвет творчества
В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.
В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.
Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.
Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.
Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.
Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».
Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.
Поздние годы. Смерть
Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.
В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.
В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.
За работой.
Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.
Факты из жизни
Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:
- Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
- В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
- Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
- Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.
Наследие. Значение
Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).
Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.
Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.
В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.
Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.
В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.
«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 — 2000 годах.
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.
Ранние годы
Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
Расцвет творчества
В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.
Смерть и наследие
Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.
Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.
Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”
Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Интересные факты
- Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
Предыдущая
БиографииЕльцин краткая биография, жена и политическая жизнь Бориса Николаевича
Следующая
БиографииВалерия краткая биография певицы