В.Г.Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке». Не понаслышке знает Н.В.Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Сквозная тема повести – изображение яркого контраста: обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие и низменная, пошлая проза жизни петербуржских жителей. Гоголя менее всего интересует красота и великолепие города Петра. Он, «гражданин жизни действительной…», рисует нам петербуржцев, двигающихся по главному проспекту города. Но люди ли это? Нет! По Невскому проспекту шествуют «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава…». Произошло « овеществление» человека: на детали, на вещи рассыпался бездуховный мир людей. Особо остро это чувствует петербургский мечтатель-романтик, художник Пискарев, которому кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков», не имеющих смысла…Он же превратил в болезненный призрак мечты художника о прекрасном. Пискарев увлекся женщиной, на его взгляд, ангельской красоты, не разглядев своим чутким взглядом художника жалкую наглость и глупую пошлость продажной женщины.
Автор, знаток петербуржской жизни, противопоставляет Пискареву поручика Пирогова , завсегдатая вечеринок и приемов, владеющего искусством общения, умеющего говорить так, “чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно”. У Пирогова свой внутренний мир, но, по сравнению с Пискарёвым, он чётко соответствует движению к совершенно определённой, материальной цели. Поручик очень гордится недавно полученным званием. Н.В.Гоголь показывает читателю, что Пирогов — проще и примитивнее товарища, оттого так обычно начавшееся и так трагически окончившееся для Пискарёва происшествие, для Пирогова имеет почти обыденный исход.
Таким образом, могу сделать вывод, что Н.В.Гоголь поистине был гражданином «жизни действительной», потому что знал, как блистательная жизнь столицы губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Вика
Гоголь – ” гражданин жизни действительной…” По повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”
В. Г. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Не понаслышке знает Н. В. Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Сквозная тема повести – изображение яркого контраста: обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие и низменная, пошлая проза жизни петербуржских жителей. Гоголя менее всего интересует красота и великолепие города Петра. Он, “гражданин жизни действительной…”, рисует нам петербуржцев, двигающихся по главному проспекту города. Но люди ли это?
Нет! По Невскому проспекту шествуют “бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава.”. Произошло ” овеществление” человека: на детали, на вещи рассыпался бездуховный мир людей.
Особо остро это чувствует петербургский мечтатель-романтик, художник Пискарев, которому кажется, что “какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков”, не имеющих смысла. Он же превратил в болезненный призрак мечты художника о прекрасном. Пискарев увлекся женщиной, на его взгляд, ангельской красоты, не разглядев своим чутким взглядом художника жалкую наглость и глупую пошлость продажной женщины.
Автор, знаток петербуржской жизни, противопоставляет Пискареву поручика Пирогова, завсегдатая вечеринок и приемов, владеющего искусством общения, умеющего говорить так, “чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно”. У Пирогова свой внутренний мир, но, по сравнению с Пискаревым, он четко соответствует движению к совершенно определенной, материальной цели. Поручик очень гордится недавно полученным званием.
Н. В. Гоголь показывает читателю, что Пирогов – проще и примитивнее товарища, оттого так обычно начавшееся и так трагически окончившееся для Пискарева происшествие, для Пирогова имеет почти обыденный исход.
Таким образом, могу сделать вывод, что Н. В. Гоголь поистине был гражданином “жизни действительной”, потому что знал, как блистательная жизнь столицы губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Loading…
Гоголь – ” гражданин жизни действительной…” По повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”
Экзаменационные сочинения по ЕГЭ
Гоголь — » гражданин жизни действительной…» По повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
В. Г. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке». Не понаслышке знает Н. В. Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Сквозная тема повести – изображение яркого контраста: обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие и низменная, пошлая
проза жизни петербуржских жителей. Гоголя менее всего интересует красота и великолепие города Петра. Он, «гражданин жизни действительной…», рисует нам петербуржцев, двигающихся по главному проспекту города. Но люди ли это? Нет! По Невскому проспекту шествуют «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава.». Произошло » овеществление» человека: на детали, на вещи рассыпался бездуховный мир людей. Особо остро это чувствует петербургский мечтатель-романтик, художник Пискарев, которому кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков», не имеющих смысла. Он же превратил в болезненный
призрак мечты художника о прекрасном. Пискарев увлекся женщиной, на его взгляд, ангельской красоты, не разглядев своим чутким взглядом художника жалкую наглость и глупую пошлость продажной женщины.
Автор, знаток петербуржской жизни, противопоставляет Пискареву поручика Пирогова, завсегдатая вечеринок и приемов, владеющего искусством общения, умеющего говорить так, «чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно». У Пирогова свой внутренний мир, но, по сравнению с Пискарёвым, он чётко соответствует движению к совершенно определённой, материальной цели. Поручик очень гордится недавно полученным званием. Н. В. Гоголь показывает читателю, что Пирогов — проще и примитивнее товарища, оттого так обычно начавшееся и так трагически окончившееся для Пискарёва происшествие, для Пирогова имеет почти обыденный исход.
Таким образом, могу сделать вывод, что Н. В. Гоголь поистине был гражданином «жизни действительной», потому что знал, как блистательная жизнь столицы губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Как в портретах героев солженицынских произведений просвечивает.
Гоголь — » гражданин жизни действительной…» По повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Categories: Новое
На чтение 6 мин. Опубликовано 30.03.2020
Произведение «Невский проспект» было написано Гоголем в 1834 году. Жизнь в Петербурге наложила отпечаток на творчество писателя. Там он создал несколько работ, в которых описывал существование человека в огромном городе. Сочинение по повести «Невский проспект» позволит раскрыть нравственную проблематику произведения, описать противоречие между иллюзиями и действительностью, столкновение души с обманом.
Содержание
- Анализ произведения
- Краткий пересказ
- Темы и проблемы
- Примеры работ
- Первый вариант
- Другой образец
Анализ произведения
Книга входит в цикл «Петербургские повести». К своему произведению автор сделал художественные наброски города.
Краткий пересказ
По Невскому проспекту гуляли друзья, один из них — художник Пискарев, а другой — поручик Пирогов. В толпе первый мужчина замечает брюнетку, а второй — блондинку. Друзья прощаются друг с другом, и каждый направляется к понравившейся девушке.
Пискарев стал идти за брюнеткой, оказался рядом с публичным домом. В этот момент он понял, что его выбор пал на девушку легкого поведения. Эта новость повергла в шок мужчину, он решил спасти даму и вытащить ее из мира разврата.
Позже художник встретил эту особу, предложил ей пожениться и зарабатывать честным трудом. Но девушка отказала ему, так как ее разгульный образ жизни вполне устраивает. Из-за этого Пискарев покончил жизнь самоубийством.
Поручик пытался познакомиться с блондинкой. Она оказалась замужней немкой. Ее муж — мастер-жестянщик Шиллер, а Пирогов был его клиентом. Мужчина стал приставать к девушке. Сначала мастер закрывал на это глаза, но не выдержал и вышвырнул поручика из дома. Оскорбленный и обиженный Пирогов собрался пожаловаться на немца генералу, но вечером уже забыл о своей обиде.
Гоголь в конце повести советует никогда не верить Невскому проспекту. Ведь все, что на нем происходит — мечта и обман, а реальность разрушает мечтания.
Темы и проблемы
Произведение небогато на события. Но при этом автор затрагивает и показывает важные и актуальные проблемы. Они раскрываются в образах и характеристиках героев. В повести описаны следующие темы:
- Несовместимость мечты и реальности. Судьба художника тому пример. Пискарев имел романтическую натуру, поэтому не может найти способ справиться с наплывом чувств и эмоций. У этого персонажа даже фамилия говорящая, словно он «пищит» от своей беспомощности в огромном мире. В образе Пискарева Гоголь показал проблему большинства творческих людей, а именно: неприспособленность к жизни.
- Духовное обнищание. Мещанская крайность представлена в портрете Пирогова. Позор, разлука с возлюбленной, удар по репутации не повлияли на него. Ему все равно. Он не готов на решительные и смелые поступки. Самое главное для него — его физическое состояние. Танцы, еда и веселье — все, что интересует героя. Именно образ Пирогова характеризует тему бездуховности и нравственного падения.
- Проблема одиночества в большом городе. Например, эпизод похорон художника. Даже его друг не пришел на них. Одиночество привело к смерти, так как некому было помочь Пискареву, справиться с душевным кризисом. Несмотря на огромное количество людей в городе, всем наплевать друг на друга.
- Нравственность. Гоголь показывает внешнюю красоту, но при этом внутреннюю черноту. Примером этого является брюнетка. Она красива, но ведет аморальный образ жизни. Это порочная и черствая женщина. Автор показывает на ее образе, что внешность обманчива, следует проникать вглубь вещей, а не поддаваться иллюзиям.
- Любовь. Это чувство в произведении выступает роковым и трагическим, оно приводит к гибели героя.
Примеры работ
Сочинение на тему «Невский проспект» по литературе для 10 класса должно состоять из вступления, основной и заключительной частей. В работе необходимо писать тезисы, аргументы и выводы. Перед началом нужно составить план, по которому следует писать сочинение.
Первый вариант
Произведение начинается с описания проспекта в разное время суток. Этому уделяется много внимания. Дается восторженное описание улицы со всеми ее контрастами. Она представляет собой место встреч, свиданий, дорогу на работу и объединяет совершенно разных людей.
В повести описаны два персонажа — поручик и художник. Они следят за девушками, которые им понравились. Пискарев проследил за брюнеткой, понял, что она пришла в публичный дом. Художник не ожидал такого поворота событий, в отчаянии убежал. Девушка снилась ему, во снах герой представлял, что они вместе. Но, увы, чувства персонажа привели только к самоубийству.
Пирогов же узнал, что понравившаяся ему особа замужем. Он не побоялся мужа и стал ухлестывать за девушкой. Такой поступок привел к тому, что мужчину высекли пьяные и разгневанные ремесленники.
Гоголь показывает, что знакомства на Невском проспекте не привели ни к чему хорошему. Разница между героями наблюдается в следующем:
- Пискарева погубила безответная любовь.
- Пирогов был унижен, но расстроился по этому поводу только на короткое время, ему достаточно было съесть пирожок и сплясать мазурку.
Писатель хотел сказать, что не город ломает человека и меняет его судьбу, а сами люди. Только сила духа поможет выжить в большом городе, не забывая при этом нравственные ценности.
Другой образец
Гоголь представляет собой загадочного писателя, который написал несколько мистических произведений. «Невский проспект» одно из них. Автор показывает события, которые произошли с героями в самом необычном месте Петербурга.
В рассказе представлены два главных действующих лица. Они повстречали прекрасных дам, но, к сожалению, последствия привели не к тому результату, которого они ожидали. Художник влюбился в девушку легкого поведения. Он хотел спасти ее, жениться. Но дама не желала менять свою жизнь, ее все устраивало. Здесь можно увидеть прекрасный внешне образ, но черный внутри. Красота контрастирует в аморальным поведением, падением духовной нравственности.
Художник убегает от реальных событий. Он не видит то, что происходит на самом деле. Безответная любовь разрушила мужчину, привела к самоубийству. Побег Пискарева от действительной реальности показывает его внутреннюю слабость. Творческие люди порой не могут приспособиться к жизни, им нужна помощь, вот почему они убегают от реальной жизни. Но в огромном городе не оказалось людей, которые смогли бы ему помочь.
В другом персонаже можно увидеть конфликт нравственности и бездуховности. Поручика волнуют только физические составляющие жизни, внутренний мир его не интересует. Складывается такое впечатление, что ему на все наплевать. Поел, станцевал, забыл все печали, неудачи, разочарования жизни.
Петербург в повести создает некий контраст. Там живут люди разных сословий, с различными взглядами. Нерешительному человеку будет сложно выжить в этом городе, особенно если он живет в иллюзиях. Автор показывает, что стены Петербурга не так уж и приветливы по отношению к мечтателям. Город пропитан цинизмом, меркантильностью. Такому гражданину, как Пискарев сложно выжить в нем, у него единственный выход — самоубийство (по мнению Гоголя).
В сочинении-рассуждении «Невский проспект» можно увидеть, что писатель показал реальность и мечту, правду и обман. А несоответствие действительности и мира иллюзий принесет только разрушение в жизнь человека.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- По повести Невский проспект
Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.
В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.
В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.
В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.
Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.
Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.
Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.
Вариант 2
Известная повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» — одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге «Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя».
В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл «Петербургские повести», а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.
Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах — и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.
Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней — и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её — и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и…высекают его!
Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.
Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.
Сочинение 3
Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».
Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.
Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием — метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.
Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.
Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.
Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.
Сочинение по произведению
Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».
Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.
Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.
Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.
Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.
Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.
Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?
Также читают:
Картинка к сочинению По повести Невский проспект
Популярные сегодня темы
- Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы
- Сочинение Николай Павлович в рассказе Левша Лескова
Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.
- Чертопханов и Недопюскин — краткое содержание рассказа Тургенева
В рассказе Тургенева «Чертопханов и Недопюскин» события происходят летом, когда герои уже возвращались с охоты. Как вдруг они решают поохотиться на тетеревов. Когда прозвучал первый выстрел
- Сочинение Вишневый сад — драма или комедия
Уже много лет писатели, театральные критики, поэты не могут прийти к одному и тому же мнению по поводу того к какому типу жанра стоит отнести произведение «Вишневый сад»
- Герои произведения Песня про купца Калашникова Лермонтова
«Песня про купца Калашникова» — лиро-эпическое произведение, в котором поэт на историческом материале поставил проблемы поруганной чести семьи, проблемы неравенства перед законом людей разных сословий
Сочинение-рассуждение на тему «Невский проспект» (По Гоголю)
- Автор: Н. В. Гоголь
- Произведение: Невский проспект
- Это сочинение списано 42 791 раз
Знаменитому петербургскому Невскому проспекту Николай Васильевич Гоголь уделяет внимание не только в повести «Невский проспект», но и в других произведениях цикла «Петербургские повести». Писатель делает удивительное открытие, каким для него становится огромный город. Сегодня бы сказали «мегаполис».
Невский проспект – это сердце Петербурга. Здесь можно найти всё плохое и всё хорошее, что есть в городе. Гоголь увидел все контрасты и противоречия, которые в те времена разрывали общество. Петербург был столицей, а, значит, являлся символом великой страны. Гоголя потрясла порочность столичной изнанки. Он описал её. И я думаю, что таким образом мастер слова преследовал важную цель. Он хотел, чтобы люди увидели ту страшную и беспощадную силу, которая размалывает судьбы.
Мне понравилось то, что писатель стремится быть правдивым, то есть описать всё, как есть. Он показывает Невский проспект в различные часы дня и ночи, чтобы читатели увидели контраст между богатыми и бедными.
Читая о Невском проспекте, я понял, что это не город делает людей бездушными, мы сами становимся такими из-за жадности, зависти, страха и других причин. Я думаю, что сильная личность может оказаться городу не по зубам. Но слабые легко ломаются и портятся, забывая о тех ценностях, которые им прививали родители и учителя.
«Невский проспект» Гоголя полезно читать и в наше время. Книга актуальна и сегодня. Мне кажется, что ничего не изменилось. Города, как мясорубки, перемалывают людей. Главная польза произведения в том, что оно предупреждает нас о том, что каждый из нас может измениться.
Повесть начинается со слов «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но уже скоро читатель начинает понимать весь сарказм фразы, которая сопровождает его в течение всего чтения.
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Сочинение*
Код | 435296 |
Дата создания | 2019 |
Страниц | 2 |
Покупка готовых работ временно недоступна. |
Содержание
Русский литературный критик, современник Гоголя, Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке». Действительно, Николай Васильевич очень хорошо понимал петербургскую жизнь.
Введение
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852) — русский прозаик, поэт, драматург, публицист, критик. Он признан одним из классиков русской литературы. Кроме всего этого, порой можно услышать о Гоголе такое выражение как «гражданин жизни действительной». Что же это значит? Попробуем разобраться…
.
Фрагмент работы для ознакомления
Написана исходя из содержания произведений Гоголя, показав, что Гоголь писал о вполне реальных вещах.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Другие сочинения
В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».
Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
«Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:
«Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью», «толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.
Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, — это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности показанной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. У художника Пискарева есть идеал: красота. Он страстно влюблен в красоту. Мечтатель, романтик, потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в душе художника противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона».
Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется».
Если Пискарев как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.
Обе эти истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями? Внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, оправдав тем самым свою фамилию, а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в итоге кончает самоубийством. Вот мнение В. Г. Белинского: «Пискарев и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!» Один из них в могиле. Другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. «Да, господа, скучно на этом свете!..» — делает вывод Белинский. Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимое — поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести.
В финале автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом неоднозначным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью:«…все не то, чем кажется».
Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя — простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной…»