Слайд 1
Альфред Шнитке «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Тема урока:
Слайд 2
Углубление знаний музыки Альфреда Шнитке на примере «Гоголь-сюиты» цель
Слайд 3
Познакомится о создании «Гоголь-сюиты» Послушать несколько номеров из «Гоголь-сюиты» Сделать вывод о музыке «Гоголь-сюиты» А.Шнитке задачи
Слайд 4
Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (1934 — 1998) — советский и немецкий композитор , педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К . Крупской (1986 ), Государственной премии Российской Федерации (1995 ). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
Слайд 5
– это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую Сюита
Слайд 6
Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер – Ю.Любимов . «Ревизская сказка»
Слайд 7
Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.
Слайд 8
1. Увертюра; 2. Детство Чичикова; 3. Портрет; 4. Шинель; 5. Фердинанд 8 6. Чиновники; 7 . Бал; 8 . Завещание. 9. Украинская народная песня «ГОГОЛЬ-СЮИТА»
Слайд 9
— оркестровое вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора. Увертюра
Слайд 10
1. Увертюра Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?
Слайд 11
На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо… 2. Детство Чичикова
Слайд 12
Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров. 3. Портрет
Слайд 13
В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь. 4. Шинель
Слайд 14
6. Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
Слайд 15
В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут… 7. Бал
Слайд 16
Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? 8. Завещание
Слайд 17
Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений. Полистилистика
Слайд 18
Вопросы С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов? Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры? О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка ? Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики .
Слайд 19
Лист самооценки Да/Нет Внимательно слушал музыку Да/Нет Читал информацию в презентации Да/Нет Написал характеристику к музыке Да/Нет Отвечал на вопросы учителя. Да/Нет Высказывал свои мысли и чувства от прослушивания. ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов 5 баллов – оценка « 5» 4 балла – оценка «4»
Слайд 20
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ). синквейн
Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Тип урока. Изучение нового материала.
Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.
Цели урока:
-
Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;
-
Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;
-
Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;
-
Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;
-
Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
-
Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;
Оборудование: музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке («Увертюра», «Завещание», «Шинель»); презентация; видеоряд; раздаточный материал.
Ход урока
Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом
отрывает человека от земли его, оглушает
его громом могучих звуков и разом погружает
его в свой мир. Она властительно ударяя
клавишам, по его нервам, по всему его
существованию и обращает его в один трепет.
О, будь же нашим хранителем, спасителем,
Музыка! Не оставляй нас.
Н.Гоголь
1. Организационный момент. Знакомство. Музыкальное приветствие.
2. Мотивация деятельности.
Я приглашаю вас на вечер, посвященный музыке и поэзии в музыкально-литературную гостиную, где я буду главной ее ведущей, а вы не просто моими гостями-слушателями, но и помощниками и главными почитателями мира прекрасного – искусства.
Чтение эпиграфа к уроку. Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?
Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, по сюжетам его произведений созданы оперы. (напомнить за мюзикл «Ночь перед рождеством»). Хотя некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, но многие из них смогли вдохновить одного композитора на создание музыкального произведения.
3. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким произведением, в основе которого лежат несколько произведений Н.Гоголя. Тема нашего урока «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». На примере этого произведения мы повторим особенности такого музыкального жанра как сюита, вспомним основные элементы композиции музыкального и литературного произведений, конечно же научимся воспринимать и анализировать музыкальные произведения, передавать свои чувства, мысли при помощи слова, движений и даже красок.
4. Изучение материала.
Прежде чем мы познакомимся с произведением А. Шнитке «Гоголь-сюита», вспомним, что такое сюита. Недавно вы изучали «Кармен-сюиту» Р.Щедрина и знакомились с этим музыкальным понятием. (Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую). Так же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».
Предлагаю нам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр — сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать». А что же такое «ревизия»?
Ревизия – это перепись населения. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей. А главным героем «Гоголь-сюиты» является Н.Гоголь в окружении персонажей своих героев – Павла Чичикова, Аксентия Поприщина, Андрея Черткова, Акакия Башмачкина и других. Вот отсюда и такое название спектакля «Ревизская сказка». А написать музыку к этому спектаклю был приглашен Альфред Гарриевич Шнитке (1931 – 1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…
Музыка этой сюиты — ярчайший образец симфонического театра. Представьте, концертный зал, где нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателем разворачивается симфонический спектакль, а сила музыкального языка ярко рисует образы и главных героев. Надеюсь, я вас заинтриговала, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с фрагментами этого удивительного произведения.
Моя музыкально-литературная гостиная рада встрече с новыми почитателями прекрасного. Вашему вниманию предлагаю «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
5. Восприятие произведения и его анализ.
«Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).
Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.
Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:
Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении. (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)
Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)
Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
Если бы вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях? Аргументируйте свое мнение. Перу Н.Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка», в которой о музыке он сказал: Будь же нашим хранителем и спасителем, музыка. Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя бы на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость и невольно выронит слезу перед созданием таланта». Эти слова писателя являются кратким описание того, что происходит на сцене во время спектакля. А. Шнитке умело переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, но вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, который вы давно узнали (Л.Бетховен «Так судьба стучится в дверь»).
Будучи композиторами, какие жанры вы взяли бы для раскрытия образов главных героев, простые, как песня, танец, марш или более сложные, драматичные, как соната или симфония? Почему? А какие музыкальные инструменты помогли бы вам изобразить портрет вашего главного героя? Почему? Что бы вы выбрали в отношении темпа и динамики? (можно воспользоваться папками для анализа произведения). А вот как это получилось у композитора А. Шнитке, мы сейчас и узнаем. Но только сначала…
6. Физминутка.
Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).
7. Восприятие части №4 сюиты «Шинель».
А теперь мы прослушаем ту часть «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, которая мне больше всего понравилась. Соберите ее название из карточек-пазлов. Главным героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…
Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.
Восприятие «Шинели» и рисование эмоций.
Таково музыкальное видение Шнитке. Что вы увидели, что услышали в этой композиции? Покажите ваши рисунки. (Мне мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. Я увидела Акакия Акакиевича. Но интересно, что увидели и услышали вы.)
А сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. За основу какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? Верно, польку, таким образом стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».
С другими частями «Гоголь-сюиты» при желании, вы можете познакомиться самостоятельно или на следующих уроках музыкального искусства.
8. Закрепление материала.
Сегодня мы в нашей музыкально-литературной гостиной перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.
9. Исполнительская деятельность.
Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить в нашей музыкально-литературной гостиной. Это песня актуальна нашему сегодняшнему дню, когда каждый гражданин нашей молодой Республики мечтает о…. верно, о мире. Поэтому и песню предлагаю исполнить «Пусть всегда будет солнце», но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»). Голосочки ваши зазвучали звонко и готовы порадовать меня красивым исполнением песни. (караоке «Пусть всегда будет солнце»).
10. Рефлексия.
Пришло время закрывать гостеприимные двери нашей музыкально-литературной гостиной. Но прежде чем мы это сделаем, хочу услышать ваши мысли в «Неоконченном предложении».
«Хорошие музыка, книги, спектакли необходимы человечеству, потому что…»
«Если единственным мерилом нашей культуры будут Филипп Киркоров, Ксения Собчак и подобные им, наша страна….»
«Понимать высокое искусство значит….»
11. Подведение итога урока.
12. Выставление оценок, комментарии.
13. Домашнее задание. Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.
Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Мне было очень приятно принимать у себя в гостиной таких активных и внимательных слушателей. Вы получаете сегодня – «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди.
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Театральная композиция «Ревизская сказка» — это произведение, созданное в соавторстве великих мастеров, внимание которых всю жизнь было приковано к проблемам современности. Человеческие пороки, тему нравственного выбора личности затрагивали многие композиторы, художники, писатели. Резонирующая глубоко в душе каждого, она объединила художников различных эпох. В результате совместного труда Гоголя, Шнитке и Любимова на свет появился уникальный спектакль «Ревизская сказка» и необыкновенная музыка к нему «Гоголь-сюита».
Альфред Шнидке – великий композитор
24 ноября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области родился Альфред Шнитке – великий советский композитор. Его отец, Гарри, был родом из крупнейшего немецкого города – Франкфурта-на-Майне. Он переехал в Советский Союз в 1927 году, работал журналистом и переводчиком. Мать, Мария Иосифовна Фогель, родилась в семье немецких переселенцев. Она была преподавателем немецкого языка в школе.
В семье Шнитке, помимо старшего сына – Альфреда, воспитывались еще один сын и дочь. Внутри семьи родные общались на немецком, поэтому дети великолепно знали и родной немецкий язык, и русский язык.
Музыкальные способности Альфреда проявились с детства. Радиоприемник, появившийся в доме, позволил познакомиться с прекрасной классической музыкой, преображающей юную душу Альфреда.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, главу семейства отправили в длительную командировку, поэтому вся семья временно переехала в Вену. В австрийском городе Альфред начал обучение в музыкальной школе. Переезд на новое место жительство стал самым ярким и значимым событием, связанным с музыкальным будущим подростка. Старинная атмосфера городских улочек, запах свободы, звуки венского вальса погрузили мальчика в мир новых желаний – в мир звуков.
Вернувшись в Москву, семья обосновалась в поселке Валентиновке. Родители Альфреда вели спокойную мирную жизнь, работая в газете, издаваемой на немецком языке «Нойес Лебен». Однажды отцу выдали премию в виде старенького аккордеона. Инструмент был испорчен, расстроен. А мальчику, наделенному феноменальным музыкальным слухом, хотелось музицировать, подбирать на нем знакомые мелодии.
Альфред придумал, как решить эту проблему. Вооружившись домашней коллекцией марок и стареньким инструментом, юный музыкант отправился на шумный рынок. Весь день провел он среди пестрых торговых рядов в ожидании покупателя. И вот чудо свершилось: Альфред накопил нужную сумму и приобрел совершенно новый аккордеон с перламутровыми клавишами цвета слоновой кости и глянцевыми пуговками басов.
Прошло время, в 1958 году молодой Шнитке оканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру. С 1961 года он преподает в Московской консерватории и уже состоит в Союзе композиторов. Преподавательская деятельность не приносила достойного дохода: у молодого педагога было немного студентов. Чтобы поправить свое материальное положение, Шнитке начинает писать музыку для кинофильмов. Вскоре он сделает из этого занятия почву для создания мировых шедевров.
Альфред Шнитке стал автором 4 опер, 10 симфоний, 3 балетов, 15 инструментальных концертов, многочисленных инструментальных, вокальных, хоровых произведений, а также музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
Сценическая композиция «Ревизская сказка»
«Ревизская сказка» — это формальное название документа, существовавшего в Российской империи до девятнадцатого века, в котором регистрировались результаты переписи населения. Сегодня этот рукописный источник помогает провести генеалогические исследования, чтобы получить информацию о семье, продемонстрировать родственные связи ее членов.
«Ревизская сказка» — это также спектакль, поставленный на Таганке талантливым режиссером Юрием Любимовым. Литературной основой сценической композиции стали произведения величайшего писателя – Николая Васильевича Гоголя, а также отрывки из писем, записки литератора, малоизвестные гоголевские тексты. В спектакле принимает участие сам автор и персонажи, сотворенные им: Чичиков, Собакевич, Акакий Акакиевич, здесь представлены мотивы из «Мертвых душ», «Носа», «Шинели», «Ревизора», «Записок сумасшедшего».
Музыку к спектаклю написал Альфред Шнитке, славившийся, как и гениальный Любимов, новаторством в творчестве. Таким образом, у спектакля три замечательных автора: Гоголь, Любимов и Шнитке.
Хорошо зная и любя творчество Гоголя, великие мастера своего дела – режиссер Любимов и композитор Шнитке попытались раскрыть его внутренний мир, показать зрителю драму его души. Через спектакль пронесен главный мотив судьбы Гоголя, которого мучал вопрос: что означает «быть писателем» в нашей стране?
Постановка спектакля сопровождается музыкой Шнитке. Музыка Альфреда Гарриевича всегда удивляла слушателей, ведь она наполнена незаурядными, яркими музыкальными образами. В спектакле она играет важную роль: создает впечатляющую атмосферу, которая делает картину по-своему неординарной.
Театральный облик главных персонажей освещен особым светом. В спектакле использованы разнообразные средства сценической выразительности. Персонажи показаны похожими на памятники, они отражают образ мертвенной неподвижности, которая сопутствовала писателю на жизненном пути. Особая манера актерского поведения, свободный сценарий – вот что отличает театральную композицию от других.
Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в Московском театре на Таганке. Позже, в 1981 году, появилось выдающее сочинение, написанное на основе музыки к спектаклю «Ревизская сказка», которое носит название «Гоголь-сюита». Сюита получила всеобщее признание слушателей и музыковедов.
«Гоголь-сюита» — полистилистика и авангард
Под термином «музыкальный авангард» зачастую понимают работы композиторов, которые в эстетическом отношении опережают время. «Гоголь-сюита» — это авангардное произведение, воплощенное посредством намеренного объединения разнородных стилевых элементов в одном ярком полотне.
Полистилистика – определение, возникшее в музыковедческой литературе благодаря Шнитке. Это эстетический принцип музыкальной композиции, который предполагает связывание мотивов, на первый взгляд, несочетающихся между собой. В музыке Шнитке происходит столкновение стилей, диалог эпох, оригинальное звучание вобрало в себя все вековые ценности и говорит со слушателем на языке современности.
Шнитке всю жизнь стремился соединить высокое и низкое, показать в своей музыке все несовершенства этого мира, затронуть тончайшие струны человеческой души. Ему вполне удалось это сделать, сочинив произведение, воссоединяющее трагическое и комическое. «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей, контрастирующих между собой. В первой части передано ощущение хаоса, беспорядочности, ближе к финальным частям проступают траурные интонации.
В произведении откровенно высмеивается глупость, меркантилизм, пошлость, переполняющие главных персонажей. Сюита подчеркивает актуальную для всех времен проблему: только трудолюбие и учение способны создать гармоничную, прекрасную натуру.
«Увертюра» и «Завещание» «Гоголь-сюиты»
Сюита в переводе с французского языка означает «ряд, последовательность». Жанр музыкальной сюиты возник в 16 веке, его прообразом стали танцевальные инструментальные пьесы, сопровождавшие придворные церемонии. Вершиной развития жанра стал 18 век, особенно прославились в жанре сюиты Бах и Гендель.
Музыкальная сюита – это произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, которые обычно контрастируют по характеру между собой. Зачастую части сонаты пишутся в одной и той же тональности. Однако части «Гоголь-сюиты» написаны в разных тональностях. Они объединены не тональностью, а общей тематикой.
Первый номер – «Увертюра». Это произведение, настраивающее слушателей на предстоящее действо. Оно наполнено резкими диссонансами (неблагозвучными сочетаниями звуков), волнообразными динамичными пассажами, создает ощущение беспорядка, хаоса. В финале номера отчетливо слышен видоизмененный мотив из Пятой симфонии – своеобразная пародия на монументальное произведение Бетховена.
Предпоследний номер – «Завещание» написан в минорной, грустной тональности. Он печален, пронизан элегичными созвучиями, колокольными перезвонами, в то же время в нем есть что-то таинственное, загадочное. Музыка рисует великого Насмешника России как человека ранимого, уязвимого, чувственного, беспомощного перед силой судьбы.
Гоголь – сюита» из музыки А.Г
« Гоголь – сюита» из музыки
А.Г.Шнитке
к спектаклю « Ревизская сказка»
Тема учебного раздела: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
Тема учебного раздела:
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
Ревизская сказка» Спектакль поставлен в театре на
«Ревизская сказка»
Спектакль поставлен
в театре на Таганке.
Юрий Петрович Любимов —
актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» —
Что такое ревизская сказка? Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в
Что такое ревизская сказка?
Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались.
Автор музыки произведения « Гоголь – сюита» к спектаклю «Ревизская сказка» –
Автор музыки произведения « Гоголь – сюита» к спектаклю «Ревизская сказка» – Альфред Гарриевич Шнитке.
Главный герой –
Николай Васильевич Гоголь
(в окружении персонажей
своих произведений).
Остальные герои – это :
Павел Иванович Чичиков.
Аксентий Иванович Поприщин.
Андрей Петрович Чертков.
Акакий Акакиевич Башмачкин.
Испанский король Фердинанд VIII.
Безымянный чиновник-балетоман, тело которого
находится за департаментским столом, а душа – в театре.
Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени
«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу.»
А. Шнитке о творчестве Гоголя
Симфонический театр В музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит дирижёр
Симфонический театр
В музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит дирижёр
Г.Рождественский
Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
Оркестровая сюита
«Гоголь-сюита»
ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА» СОСТОИТ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА»СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ:
Увертюра;
Детство Чичикова;
Портрет;
Шинель;
Чиновники;
Бал;
Завещание.
Основные термины, понятия (теория)
Основные термины, понятия (теория)
Сюита –крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей разного характера на одну общую тему.
Увертюра – это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.
Увертюра (слушаем и анализируем)
Увертюра
(слушаем и анализируем)
Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?
Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?
Детство Чичикова На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике
Детство Чичикова
На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, ли
Слушаем и анализируем….
Портрет Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики
Портрет
Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
Слушаем и анализируем…
Шинель В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь
Шинель
В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
Слушаем и анализируем…
Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев
Чиновники
Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
Слушаем и анализируем…
Бал В центре сцены прожектором высвечивается фигура
Бал
В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…Слушаем и анализируем…
Завещание Слушаем и анализируем…
Завещание
Слушаем и анализируем…
Как изменился образный строй последней части сюиты по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?
Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль(идею) вы развивали бы в ее средних частях ? Аргументируйте свое мнение
В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь!
В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.
ВОПРОСЫ С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
ВОПРОСЫ
С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?
О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка?
Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле?
ОТВЕТЫ Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки
ОТВЕТЫ
Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки
Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики.
Полистилистика- сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.
Вокально-хоровая работа Упражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо
Вокально-хоровая работа
Упражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на одной высоте по хроматической гамме.
Упражнение2: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до по хроматической гамме.
Упражнение3 : му,ве,на,му,ве,ры,му, ве,на,зе,лё.на,му,ры.ве,му.
Ученики: (Пение за учителем, который демонстрирует данное упражнение с помощью ладових жестов)
1.Распевка.
Вокально-хоровая работа 2. ПОВТОРЕНИЕ: «
Вокально-хоровая работа
2. ПОВТОРЕНИЕ:
« Песенка на память»
Музыка М.Минкова,
Слова П Синявского.
Разучивание песни Разучивание песни
3.Разучивание песни
Разучивание песни Г.Струве
«Школьный корабль» 1)показ песни;
2) беседа о её содержании;
3) озвучивание литературного текста(метод хорового чтения) и музыкальной интонации;
4)работа над песней по фразам(1-й куплет);
5)работа над совершенствованием вокальных навыков;
работа над художественным образом;
6)исполнение песни.
Подведение итога урока. 1.Какой была тема нашего урока? 2
Подведение итога урока.
1.Какой была тема нашего урока?
2.Какое произведение вы прослушали?
Считаете ли вы, что данное произведение раскрывает драмму русской жизни ?
3. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке?
4.Как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока?
Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня…
«Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня… Музыка вся – порыв; она вдруг…отрывает человека от земли…оглушает его громом звуков и разом погружает…в свой мир… О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!»
Н.В.Гоголь
1
Тема урока: «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
2
«Ревизская сказка» Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер – Ю.Любимов.
3
Музыка к спектаклю – Альфред Шнитке. Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.
4
Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу. А Шнитке о творчестве Гоголя
5
Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Оркестровая сюита «Гоголь-сюита»
6
«ГОГОЛЬ-СЮИТА» Увертюра; Детство Чичикова; Портрет; Шинель; Чиновники; Бал; Завещание.
7
Увертюра Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Завещание Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
8
Детство Чичикова На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…
9
Портрет Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
10
Шинель В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
11
Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник- балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
12
Бал В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…
13
Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня… Музыка вся – порыв; она вдруг…отрывает человека от земли…оглушает его громом звуков и разом погружает…в свой мир… О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Н.В.Гоголь
Презентация на тему «Альфред Шнитке «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»» 8 класс
-
Скачать презентацию (1.48 Мб)
-
55 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (1.48 Мб). Тема: «Альфред Шнитке «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»». Предмет: музыка. 20 слайдов. Для учеников 8 класса. Добавлена в 2021 году.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
20
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Тема урока:
Альфред Шнитке
«ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» -
Слайд 2
цель
Углубление знаний музыки Альфреда Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»
-
Слайд 3
задачи
Познакомится о создании «Гоголь-сюиты»
Послушать несколько номеров из «Гоголь-сюиты»
Сделать вывод о музыке «Гоголь-сюиты» А.Шнитке -
Слайд 4
Альфре́дГа́рриевичШни́тке
(1934 — 1998) — советский и немецкийкомпозитор, педагог и музыковед.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995).
Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам. -
Слайд 5
Сюита
– это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую
-
Слайд 6
«Ревизская сказка»
Спектакль поставлен в театре на Таганке.
Режиссер – Ю.Любимов. -
Слайд 7
Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.
-
Слайд 8
«ГОГОЛЬ-СЮИТА»
1. Увертюра;
2. Детство Чичикова;
3. Портрет;
4. Шинель;
5. Фердинанд 8
6. Чиновники;
7. Бал;
8. Завещание.
9. Украинская народная песня -
Слайд 9
Увертюра
— оркестровое вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора.
-
Слайд 10
1. Увертюра
Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? -
Слайд 11
2. Детство Чичикова
На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…
-
Слайд 12
3. Портрет
Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
-
Слайд 13
4. Шинель
В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
-
Слайд 14
6. Чиновники
Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
-
Слайд 15
7. Бал
В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…
-
Слайд 16
8. Завещание
Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
-
Слайд 17
Полистилистика
Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.
-
Слайд 18
Вопросы
С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?
О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка?
Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики. -
Слайд 19
Лист самооценки
ДА в каждой колонке таблицы 1 балл
Итого максимум 6 баллов
5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» -
Слайд 20
синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Альфред Шнитке «Гоголь-сюита». Спектакль «Ревизская сказка»
Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей кино и театра. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».
Историю создания «Гоголь-сюиты» Шнитке, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
История создания
В 1975 году Альфреду Шнитке исполнился тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз композиторов и создать большое количество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двух симфоний, пяти инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным, анимационным и документальным фильмам, среди которых знаменитый «Белорусский вокзал».
Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали многих. В своих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы, классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин «полистилистика».
Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой симфонии», которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишком радикальным и руководство как Московской, так и Ленинградской филармоний побоялось, что публика его не воспримет. По этой причине первое исполнение симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).
В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с театральным авангардистом по работе в 1973 году над спектаклем «Турандот» по произведению Бертольта Брехта, которая, к сожалению, была приостановлена, так как театр не получил разрешения на постановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое сотрудничество, на которое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и эмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое и комическое, пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, что после репетиций Шнитке приходил к режиссеру домой с набросками сочинений. По мнению Юрия Петровича Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.
Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».
Далее наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначены как период успеха и всеобщего признания. Творческий арсенал композитора постоянно пополнялся новыми талантливыми произведениями, среди которых в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» — выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».
Интересные факты
- Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создал оркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.
- Сюита – это последовательность пьес, следующих одна за другой.
- Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.
- Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являются Феликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.
- Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета населения.
- Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка к следующим спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго».
- Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.
- В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.
- В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.
- Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в качестве реликвии.
- Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая Васильевича Гоголя.
Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю
Спектакль «Ревизская сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь, как писатель и творец, повествует и встречается со своими героями.
Имя героя |
Роль |
Из какого произведения |
Павел Иванович Чичиков |
Чиновник, махинатор |
«Мёртвые души» |
Аксентий Иванович Поприщин |
Служащий в департаменте |
«Записки сумасшедшего» |
Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков) |
Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги. |
Повесть «Портрет» |
Акакий Акакиевич Башмачкин |
Титулярный советник из Санкт-Петербурга |
Повесть «Шинель» |
Фердинанд VIII |
Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным. |
«Записки сумасшедшего» |
Увертюра
Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.
Детство Чичикова
В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.
Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.
Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.
Портрет
Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.
Шинель
Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.
Фердинанд VIII
В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.
Чиновники
В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.
Бал
Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.
Завещание
Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.
Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.
«Гоголь-сюита» — это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»