Гонка качка росток ответ тигр грация сказка момент страх машина

Бал(бес)порядок

под (…) кот

16.
Вставьте пропущенное число.

6
4 5

3
2 1

8
5 __

17.
Какая из шести пронумерованных фигур
подходит для пустого
квадрата?
(Напишите номер в квадрате.)

4
5 6

18. Найдите
пропущенное число.

17 33
8

5 29 12

13 10

19. Подчеркните
слово в нижней строке, которое подходит
к словам в
верхней
строке.

ГОНКА КАЧКА
РОСТОК

Тигр грация сказка момент страх машина

20. Вставьте
слово, которое заканчивает первое
слово и начинает второе. (Ключ: дерево)

С(…)АН

21. Подчеркните,
что из перечисленного не является
командной игрой.

ТЕРСБАЛЬ

ИГБЕР

ЛООП

ЛОТБУФ

22. Вставьте
пропущенное число.

17
24

26
38 18 22

82
42

23. Подчеркните
лишнее

24. Вставьте
слово, пропущенное в скобках.

Апологет (паук) кукуруза опрессовка(….)тренировка

25. Вставьте
слово, которое означает то же самое, что
и два слова вне
скобок.

Бугор( )синяк

26. Какая из пяти
пронумерованных фигур подходит для
пустого квадрата? (Напишите номер в
квадрате).

27. Вставьте
слово в скобках, которому могут
предшествовать любые буквы слева.

П
ро

В

З
а

У

С

(. . .)

П


ри

О
т

По

Под

28.
Вставьте пропущенные букву и цифру.

4

8

12

Г

Ж

К

29.
Вставьте число, пропущенное в скобках.

132(834)285

214( )117

30. Вставьте слово,
которое заканчивает первое слово и
начинает второе. (Ключ: орудие.)

0( )РЬ

31. Какая из шести
пронумерованных фигур подходит для
пустого квадрата? (Напишите номер в
скобках.)

32. Подчеркните,
какое из этих чисел не подходит к
остальным.

625
361 256 197 144

33. Вставьте
пропущенное число.

4
8 20

9
3 15


6 6 __

34. Подчеркните
лишнее.

Антитеза позитрон дециметр опасность единорог

35.
Вставьте пропущенное число.

4 6 9 14 _

36.
Вставьте пропущенную букву.

37. Вставьте
слово, которое заканчивает первое
слово и начинает второе. (Ключ: гора.)

ТУ(…)НИК

38. Вставьте
пропущенное число.

28 33 31 36 34
_

39. Вставьте
пропущенное число.

40.
Если DGJ
+ JAE
+ BHF
= DDAB,
а

,
то чему равно

?

Определите
свой коэффициент интеллекта.

Баллы
К.И. (IQ)

Количество
правильных ответов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Вставь слово, которое заканчивает первое и начинает второе. Ключ – «интервал    
    времени» чело (…) сель
    Ответ: Век.
Занятие №1
2. Вставь слово, которое означает то же самое и что вне скобок.
    Бугор (…..) синяк.
    Ответ: Шишка. (В разговорной речи шишкой называют и синяк и бугор).
3. Вставь слово, пропущенное в скобках       апологет (паук) кукуруза
                                                                            определение (….) тренировка
     Ответ: Порт. Слово в скобках образуется из первой и второй букв слов за    
     скобками.
     Вставь пропущенное слово.                Помощь (уход) кончина.
                                                                    Талант (…) подношение.
    Ответ: Дар. (Слово в скобках имеет тоже значение, что и вне скобок).
4. Какое слово в нижней строке подходит к словам в верхней строке?
                                   Гонка, качка, росток, ….
                                   Тигр, грация, сказка, момент, крах, машина.
    Ответ: Сказка. (Всем этим словам может предшествовать приставка «под»)
5. Вставь слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. 
    (Ключ: гора)         Ту (…) ник
    Ответ: Пик.
6. Какое слово лишнее? Парабола, фотон, дециметр, погрешность, меридиан.
    Ответ: Меридиан. Во всех остальных словах первая и последняя гласные     
    одинаковые.
7. Вставь пропущенную букву: М Н Л П З __
    Ответ: Ч. (Каждая буква поочерёдно переходит вверх и вниз по алфавиту, причём  
    число пропускаемых букв каждый раз, т. е. 1.2.4.8.16. шестнадцатой буквой от ­ з   
    является ч).
1 8. Вставь слово в скобках, которому могут предшествовать любые слова слева
 
с             
                       
при
                      
 ис
                       
рос
(…)
                      
 ка
                      
 от
                       
лис
                      
 пла
                                                         
                                                          в
про
Ответ: Ток.
за
у
с
при
                                                          от
(…)
2 по
 9. Вставь пропущенную букву.
под
Ответ: Ход
 
Ответ: «Ц» Есть два ряда начинающихся с «В» и 
«Н» соответственно. В каждом ряду
Для получения очередной буквы     
                                                                                пропускаются две буквы в алфавите.
Пропуск двух букв после «У» даёт   
                                                                                 «Ц».
              
                                                 Занятие №2
1. Сложи слово, обозначающее другое название Вселенной, из трех частей.
2. Это анаграмма мужского имени. Какого?
ос, ми, ко, ин, см, ав
ВИДАЛРИ М
3. Найди слово, которое образует новые слова со всеми выписанными в столбик 
окончаниями.
                                                                   …ирь
…окат
…урочка
…опад
…овик
4. Составь название реки из 9 букв.
Мпси
5. Вставь гласные буквы и прочти поговорку.
6. Прочитай слово, переходя вдоль линий, начиная, с буквы А. Подсказка: слово 
связано с листьями или бумагой.
ЛКТСМНДГ
3 Я                                   П                                   Л    
И                                 А                                      П                                 И
                  Ц
7. Вставь пропущенные буквы и по часовой стрелке прочитай слова­антонимы. 
Подсказка: слово связано с характерами мальчиков.
      А
    К
                        
                         
                         
                                                                       
8. Вставь пропущенные буквы и по часовой стрелке прочитай слова­синонимы.
Подсказка: слова называют ветер.
             
                                          
9. Как называют группу охотничьих собак? 
а) туча; б) стая;  8)  свора; а) масса;  8)  вид.
1. Прочитай слово. Подсказка: озорник.
Занятие 3
4 Р Е Б Д О К У
2. Найди слово, которое образует с каждым из окончаний новое слово.
…та
. ..кет
…оход
…овоз
…ник
…тер
З. Какое слово лишнее?
челюсть, подбородок, щека, рука, ухо
4. Из букв, входящих в данные слова, составь названия трех плодов.
Земля, зубр, облако, я, Ника
5. В какой из этих анаграмм не содержится название планеты?
1) ТУРНАС; 2) НЕРАВЕ; З) ТОНЛУП;
4) РАМАСА; 5) НУРА
6. Впиши недостающие буквы. Прочитай синонимы: один – по часовой стрелке, 
другой – против часовой.
7. Какие из этих слов близки по значению?
сварка, гашение, поливка, промывка, тушение, выступление
8. Найди слово, в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в 
остальных.
кровельщик, каменщик, печник, горшечник, перевозчик
9. Какое слово лишнее? Почему?
5 рюмки, бокалы, фужеры, чашки, мензурки, стопки
10. Составь поговорку, вставив гласные буквы.
СМР  ДНГ  Н   ЖДТ
Занятие 4
1. Невнимательный ученик пишет так, как слышит. Какое наибольшее количество 
ошибок он мог бы допустить при записи слов данных выше? Запиши эти слова, а 
рядом — транскрипцию этих слов.
                                            счастливый — 
                                            шёрстка — 
                                            благодарить — 
                                            осенний — 
                                            безжалостный — 
                                            обезжиренный —
2. Продолжи фразу:
Аня взяла тарелку и …
                                                • наклала каши
                                                • поклала каши
                                                • выклала каши
                                                • положила каши
                                                • ложила каши
3. Прочитай, двигаясь по вертикали или горизонтали, начиная с буквы Г и не проходя
по одним и тем же буквам дважды, четыре прилагательных. Вспомни названия 
популярных сказок, в которых эти слова упоминаются.
Р А Я К Р А
Е Г А А Н С
С К Д Я Д И
Е И К
Й И
4. Отгадай перевертыш.
Я то, чего болельщик на футболе
Безумно ждет — ведь он себе не враг.
Перевернешь — и я овраг, не боле,
Но, правда, длинный очень уж овраг.
5. Заполни пирамиду Нехеопса.
а ­ ­ ­ а ­ молниеносное наступление на неприятеля
а ­ ­ ­ а ­ сценическая площадка в цирке
а ­ ­ ­ а ­ реклама спектакля, концерта
6 а ­ ­ ­ а ­ осенний цветок
а ­ ­ ­ а ­ кислый фрукт
а ­ ­ ­ а ­ гроза морей
а ­ ­ ­ ­ ­ а – исполнительница роли в кино
а ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ а — кислый сорт яблок
а ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ а — чепуха, бессмыслица
6. Какое слово можно подобрать к каждой группе прилагательных?
вечерний, хрустальный, малиновый ­ … кедровый, мускатный, грецкий ­ …  
зеленый, спортивный, репчатый ­ … низкий, высокий, хриплый ­… яблочный, 
желудочный, апельсиновый ­ … .
7. В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков?
объект, июнь, майор, бульон, ящик
8. Какое из этих слов отличается от других по грамматическому свойству?
брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки
9. Подбери к каждому существительному прилагательное.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Занятие 5
1. В каждой строке подчеркни лишнее слово.
         • дряхлый, ветхий, старый, древний, низкий
         • промокший, прохладный, влажный, намоченный, мокрый
         • красивый, симпатичный, обаятельный, привлекательный,      
           молодой
2. Поставь ударение в данных словах.
          Документ, алфавит, звонит, повторим, квартал, щавель, фарфор, 
танцовщица, ремень, водопровод, красивее, кладовая, договор, туфля, крапива.
3. Подбери несколько прилагательных к следующим словам.
глаза—…, …, …; уши—…, …, …; душа—…, …, … ; улыбка—…, …, … .
4. Замени следующие фразеологизмы одним словом.
                             Выбросить из головы — 
                             Ходить на голове — 
                             Глаза разбегаются — 
                             Вывести на чистую воду
7 5. допиши пословицу.
                              Не учась, и лаптя …
                              Азбука —… 
                              Без дела жить —… 
                              Маленькое дело лучше …
6. к данным прилагательным подбери существительные.
         зеленый — …                             земляной —… 
         яблочный — …                          яблоневый —… 
         воинский — …                           луковое — ….
         мальчишеское — …                  цветной — …
         цветочный — …                        сумчатое —…
7. Из данных анаграмм составь слова. К каждому подбери антоним в соответствии с 
указанным родом и подбери не менее трех существительных, к которым можно 
отнести вновь полученные прилагательные
ИХТЙИ — (ж. р.)                                         ЯНАРНЯ — (м. р.)
ОНОДОЛХЕ — (ср. р.)                                ЫТСАРЙ — (м. р.)
АХЛОПЯ — (ср. р.)                                     ОСРУТНГЕ — (ж. р.)
8. Придумай по нескольку слов с удвоенными согласными.
                         нн—           сс—         рр—          33—
                         мм—          вв—        жж—         тт—
9. Упасть навзничь — это как?
* На бок;
* вниз головой;
* замертво;
* на спину, вверх лицом;
* на живот, вниз лицом.
1. К данным словам подбери прилагательные.
Занятие 6
          театр —                                                             кофе —
          мозоль—                                                           тюль—
          кенгуру—                                                          родина—
          шампунь —                                                      эскимо —
2. Отгадай пословицу:
                 Без …          не …           и …        из … .
8 3. Подчеркни лишнее слово.
                                          • громкость, громадный, громко
                                          • мышь, смышленый, мышонок
                                          • жалость, жалоба, жалкий, жалить
4. Замени одним словом.
                                           Тихий разговор — 
                                           Водитель автобуса — 
                                           Надпись на конверте — 
                                           Очень твёрдый — 
                                           Шуршание листьев —
5. Запиши по образцу:
              7 яблок, 7 …
(место, носки, солдаты, простыня, оладьи, полотенце, сапоги)
6. Составь новые слова из слова аккуратность.
7. Отгадай загадку.
                            Кто над нами вверх ногами?
Запиши с отгадкой все крылатые выражения, которые ты знаешь.
8. Найди часть слова, которая образует новые слова со всеми перечисленными.
(…) стать (…) бор (…) кол (…) знак
9. Какое женское имя скрыто в этой анаграмме?
Али зевает.
10. Спиши, исправив ошибки.
             В древнигреческой мифологии водяная лилия щиталась символом красоты и 
краснаречия. В среднивековый период верили что семь лилий на щите или знамени 
делают рыцаря непабедимым. По легенде севераамериканских индейцев, кувшинка 
поевилась из упавших в чорную воду искр полярной звезды.
Занятие 7
1. Выпиши из текста слова, в которых допущены ошибки.
        Максим пел о горимычной сваей доле, о золотой волюшке. Он преказывал 
коню вести себя в чужидальнюю сторону. Он паручал ветру отдать паклон 
матери. Он начинал с первого предмета, попадавшегося на глаза, и высказывал 
все, что приходило ему на ум.
        Наконец, когда тоска стала глубже забирать максима, подобрал паводья, 
поправил шапку, свиснул, крикнул и полител во всю конскую прыть.
(По А.К. Толстому)
9 2. Разбери следующее предложение по членам предложения. Надпиши части речи.
                 Вскоре забелели перед ним стены монастыря.
З. Объясни следующие фразеологизмы двумя словами.
               • Хоть шаром покати —… … .
               • Цены нет —… … .
               • Хоть пруд пруди — … … .
               • Сесть в лужу — … … .
               • Мухи не обидит — … … .  
               • На вес золота — … … .
  
 4. Какое слово пропущено в данных выражениях?
Ночевала … золотая на груди утеса­великана.
 … небесные, вечные странники…
Я … , … , … , я вовсе не медведь.
      5. Одно из значений имени Виктор: воин, могучий, победитель, славный, 
загадочный.
Какое значение будет иметь имя Виктория? Выпиши это значение.
      6. Прочти слово, переходя вдоль линий от кружка к кружку, начиная с буквы м.
Подсказка: это связано с отходами деятельности человека.
                У                    О                     В                    О
             С                  М                   П                    О
                           О                     Р                     Р                     Д
                     
                         Поставь ударение в получившемся слове.
7. Какое слово расположено в орфографическом словаре между словами 
безотцовщина и безразличие?
                                а) безотходный; б) безопасный;
10 в) безразмерный; г) безработный.
Занятие 8
1.    Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, 
какой частью речи оно является.
       Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.
Мой брат хочет стать военным солдатом.
Петя ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
2.    Тебе предложен текст, в котором пропущены слова. Догадайся, о чем идет речь. 
Вместо многоточий расставь любое количество слов, подходящих по смыслу.
мальчика … Петя. … третьеклассник … школы… Москвы. Петя не … учиться. Почему?
… он лентяй  и … математику. Чтобы хорошо учиться, трудиться. Ваш умный совет 
сможет … помочь.
Что… ему?
З.  Произнеси звуки каждого слова в обратном порядке и запиши их рядом.
                      ноль                    лед                  ель
                      лещ                     яр                    горб
                     ешь                      короб              пыж
4. К данным словосочетаниям подбери прилагательные, противоположные по 
смыслу.
                                     свежий хлеб – 
                                     свежий ветер –
                                     свежие краски –
                                     свежая рубашка –
                                     свежая газета –
5. Соедини в пары родственные профессии.
                                  бармен                    экскурсовод
                                  ковбой                    капельмейстер
                                  банкир                    охотник
                                  дирижер                 буфетчик
                                  дантист                   врач
                                  архитектор             пастух
                                  знахарь                   стоматолог
                                  гид                          зодчий
                                  егерь                       ростовщик
6. Отгадай логогриф.
11 Я синоним осьминога,
                                А без с — в метле нас много.
7. допиши два слова­синонима: одно написано по часовой стрелке, другое — против 
часовой стрелки.
      
           
8. Найди часть слова, образующую новые слова со всеми окончаниями.
                                                (…) спект
                                                (…) лески
                                                (…) улок
                                                (…) пажа
                                                (…) реха
9. Подбери синонимы к слову чепуха.
Занятие 9
1. Исправь ошибки в образовании слов.
             У обоих девочек отличные результаты. Скоро зажгется новогодняя елка, и 
послышатся восхищенные возгласы детворы.
2. Выпиши существительные, которые не имеют формы единственного числа.
           ворота, очи, санки, бигуди, жалюзи, усы, каникулы, такси
З. Вставь пропущенные буквы и прочти два слова­синонима по часовой стрелке.
12 4. Вставь гласные буквы, и прочитай получившуюся пословицу.
             З.  двм  зйцм   пгншьс  н  днг  н  пймшь.
5. Отгадай анаграмму.
                             Я по полену бью, звеня,
                             Дровами на зиму снабжаю.
                             Когда ж с конца прочтешь меня — 
                             Я недовольство выражаю.
6. Вставь окончания.
         • Папа купил несколько килограмм… картофел…, апельсин…, яблок…, фасол…
         • С высоты птичьего полета хорошо видны глубок… син… озеро, изумрудн… 
трава, пестр… цветы.
7. Исправь пословицы­шутки.
                                Ус хорошо, а два лучше.
                                Трус своей лени боится.
                                Нашла коза на камень.
                                Лучшее — врач хорошего.
8. Отгадай шараду.
                               Часть первую кричит нам ворон,
                               Второй покрыто все болото,
                               А целое найдешь ты скоро:
                               На нем изображают что­то.
9. Выбери три пары букв из шести и построй из них забор:
                                         ог, по, да, ко, ра, ок
Занятие 10
1. Найди все ошибки и исправь.
13 Лити, лити, липисток,
                                        Черес запат на васток,
                                        Черес севир, через юк,
                                        Восвращайся, зделав круг.
                                       Лиш каснешся ты зимли — 
                                        Быть по моему вили.
2. Замени объяснения крылатыми выражениями.
                     Очень молодой, неопытный человек — 
                     Надеяться на что­то, ничего не делая — 
                     Попасть в неудобное положение — 
                     Притворство, лицемерные слезы — 
                     Ловко, хитро обмануть —
З. Замени данные прилагательные синонимами.
                     неряшливый — …                         смирный —
                     быстрый — …                                душистый —
                     ласковый— …                                ветхий –
                     мудрый — …                                  страшный —
                     косматый — …                               липкий —
                     холодный — …                               влажный —
                     злой —
4. Преврати ногу в розу за несколько шагов, заменяя каждый раз только одну букву и
получая при этом значимое слово.
                нога  …   …   …   роза
5. Подчеркни слова с одинаковыми приставками.
           отмерять, отравить, отвар, отчизна, отруби, оттенок, отойти, отупеть
6. Отгадай шараду.
            Между союзом и предлогом
            Поставь небесное явление — 
            И три составленные слога
            Дадут забор иль заграждение.
14 7. Найди слова.
Ш
Ш
Ш
Ш
Ш
Я
Р
Я
Я
Р
Р
Я
Р
Я
Р
а
а
а
а
а
8. Вставь пропущенные слова.
• Черепаху защищает …
• … по осени считают.
• Место на часах, где расположены цифры, называется …
9. Ответь на хитрые вопросы.
• Как из маленького хвостика сделать большой?
• Можно ли превратить рыбу в человека?
. Можно ли из одного стола построить комнату?
• Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?
Занятие 11 
1.  Отгадай загадки.
Едва повеяло зимой — 
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их …
Взял дубовых два бруска, 
Два железных полозка, 
На бруски набил я планки. 
Дайте снег! Готовы
Две плашечки бегут в лесок,
Загнувши каждая носок.
15 2. Подбери синонимы к слову бал, вставив недостающие буквы.
З. Продолжи четверостишие.
Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока…
4. Игра­шутка (Шляпа­невидимка) Как ты думаешь, что лежит в коробке? Попробуй 
это описать. (Подсказка — в названии.)
5. Разгадай кроссворд. Кто разгадает, получит то, что откроется в выделенных 
клеточках.
1. Скрученный, бумажный …
2. Бенгальские …
З. Пятиконечная…
4. Разноцветная, блестящая …
5. Новогоднее …
6. Поздравительная …
7. Карнавальная …
4
3
5
1
7
2    
6
6. Собери стихотворение, в котором потерялись слова.
                                 Кружась легко и…, 
                                 Снежинка села на…, 
                                 Шел ночью снег густой…, 
                                 от снега в комнате…, 
                                 Чуть порошит пушок…, 
                                 и солнце зимнее…, 
                                 Как каждый день … … … ,
                                 Полней и лучше новый … … ,
(А. Твардовский)
7. Объясни, что обозначают слова:
конфетти –..;          мишура —…; 
серпантин –…;        бал – ….
Какое из этих слов имеет двойной смысл?
8. Сочини короткое поздравление к Новому году.
Занятие 12
16 1. Подчеркни (выпиши) слова, в которых встречается звук [й).
          аэродром, боец, вдвоем, вуаль, гуашь, дуэт, змея, каюта, какао, тает, каучук, 
мяукать, уехать, наука, паять, пион, споем, поэт, рояль, струя, театр, поют, шпион, 
стоять
2. Запиши транскрипцию следующих слов:
Послать       [   ]           — постлать       [   ]
примерять   [   ]           — примирят      [   ]
курица         [   ]           — курится         [   ]
посидела     [   ]           — поседела        [   ]
З. Поставь ударение в следующих словах.
алфавит, средства, положил, красивее, торты, документ, километр, хозяева, банты.
4. Слова базар и рынок— синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг
от друга. Что означают данные выражения?
птичий базар — … ; птичий рынок —….
5. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с 
последнего слога на первый?
6. Сгруппируй слова, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того 
же слова.
домашний, счастливец, к счастью, домашнее (задание), счастливцы, без счастья, 
домовой, у счастливцев, домовые.
7. Подбери слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким): первое 
означает животное, живущее под землей; второе­ пещеру.
8. Отгадай шараду.
Мы к букве восемнадцатой по счету
Прибавим для начала третью ноту
И, с этажа шагая на этаж,
«Все та же красота, — добавим, — та ж!»
И, всё сложив, получим мы в награду
Название театра или сада. (К Голь)
9. Объясни следующие фразеологизмы.
Не вытанцовывается. Лезть на рожон. Блоху подковать.
Занятие 13
17 1. Определи, сколько раз встречается звук [т] в нижеприведенных предложениях. 
Подчеркни.
Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной 
фабрики.
2. Подбери антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях живота не жалеть,
живот положить.
З. Восстанови поговорки. Соедини пары.
                                                   
                                                    Голоден, как                                заяц
                                                    Увертлив, как                              лиса
                                                    Хитер, как                                    уж
                                                    Надут, как                                    собака
                                                    Труслив, как                                 бык
                                                    Нем, как                                        индюк
                                                    Болтлив, как                                 сорока
                                                    Здоров, как                                    свинья
                                                    Грязен, как                                    осел
                                                    Упрям, как                                     рыба
4. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку — Илья Петрович. Какое 
отчество у Васиной мамы?
5. Произнеси звуки каждого слова в обратном порядке и запиши полученные.
раб ­           куб­                ель­
пыж­          брак­               куль­ 
муж­          торг ­               ноль­
6. Найди лишнее слово в синонимичном ряду.
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный
7. Разбери по членам следующие предложения.
Вечером Витя шел по лесной тропинке. С листьев падали крупные капли 
дождя. Вдруг Витя услышал страшный писк. В кустах стоял маленький лосенок. Он 
отстал от своей матери.
8. Отгадай шарады.
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз,
18 А в целом я материя
И на костюм гожусь.
Первое — нота, второе — тоже,
А целое — с горохом схоже.
          9. Найди слова.
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
С Т О
Занятие 14
1. Учимся отгадывать арифмогрифы
Арифмогриф — это загадка, в которой буквы загаданного слова обозначаются 
цифрами. В помощь дается еще ряд слов, обозначенных этими же цифрами, с 
указанием значений данных слов.
1. В фамилии русского поэта 8 букв. Обозначим их цифрами от 1 до 8. Взяв 
некоторые из этих букв, получим другие слова. Отгадай фамилию поэта.
1­я, 2­я, 8­я, 5­я буквы река в России;
4­я, 5­я, 3­я буквы — речное животное; 6­я, 7­я, 8­я, 5­я буквы ночная птица.
2. Фамилия великого астронома состоит из
8 букв. Взяв некоторые из этих букв, получим другие слова. Отгадай фамилию 
астронома.
8­я, 7­я, 6­я, 2­я буквы — театр для показа фильмов;
3­я, 4­я. 5­я, 2­я буквы ­ предмет для писания;
1­я, 2­я, 8­я буквы повар.
19 3. Фамилия русского композитора состоит из 10 букв. Взяв некоторые из этих 
букв, получим другие слова. Отгадай фамилию композитора.
6­я, 5­я, 7­я, 4­я буквы вещество, выделяемое пчелами;
1­я. 2­я, 3­я буквы — напиток;
8­я, 9­я, 10­я буквы — принадлежность бильярдной игры.
4. Название животного состоит из 7 букв. Взяв некоторые из этих букв, 
получим другие слова. Какое животное загадано?
3­я, 4­я, 5­я, буквы
1­я, 2­я, 3­я буквы — часть лица;
5­я, 6­я, 7­я буквы — отросток на голове животного.
II. Учимся отгадывать логогрифы,
Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово получает различное 
значение от выбрасывания или прибавления слогов или букв.
1. Я ядовитая змея,
Ты от меня погибнуть можешь.
Но если вставишь у в меня.
То пистолет в меня положишь.
2. Я — смерч и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но о прибавь — и я повею
Покоем мирной тишины.
З. Известное я блюдо.
Когда ж прибавишь м.
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
4. Прибавив к морскому животному одну букву, мы превратим его в 
насекомое.
5. Отними у насекомого одну букву – появится рыба.
6. Им покрыть бы крышу мог
Тот, кто дом иль дачу строит.
А впишите в центр предлог — 
Будет дерево с листвою.
20 III. Найди слова, состоящие из тех же букв.
А
В
Т О
Р
К
А
З
Н
А
С Е
Т К А
С
О
В
Е
Т
1. Запиши словом
со следующими словами:
К
У
Л
О Т
О
П
Н
О
Р
     
Занятие 15
числительное 2 
вишня, друзья, министр, овца, сани, брюки, щипцы, девочка
2. К данным прилагательным подбери существительные с шипящими на конце и 
запиши словосочетания.
серебряная … , черная … , острый замечательный … , непромокаемый…, утренняя…..
З. Замени одним словом фразеологизмы.
                           втирать очки  ­ 
                           мозолить глаза ­
                           клевать носом – 
                           после дождичка в четверг ­
21 4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.
                     Сено                                       овод
                     банк                                        рот
                     стол                                        ежи
                     зал                                           глас
                     свет                                         ода
                     яр                                             вал
                     воз                                           очки
                     газ                                           елка
                     гриб                                         марка
                     хор                                           он
                     бор                                           яр
5. Составь предложения со следующими выражениями.
глаза сияющие, глаза потухшие, уши чуткие, уши ослиные, душа добрая, улыбка 
натянутая, улыбка чарующая
6. Образуй множественное число следующих существительных и поставь ударение.
килограмм, директор, трактор, аэропорт, торт, бант, инженер, шарф
7. Найди однокоренные слова, выпиши их и выдели корень.
                         Дождик льет — кругом вода,
                         Мокнут столб и провода.
                         Мокнут кони и подвода,
                         Дым над крышами завода.
                         От бегучих быстрых вод
                         Задрожал водоотвод.
                         Протекает небосвод,
                         На земле — водоворот,
                         А по лужам у ворот
                         Дети водят хоровод.
8. Выпиши слова, в которых только твердые согласные.
врач, живешь, любишь, пашешь, кладешь, жизнь, ручка
9. От прилагательного зеленый образуй имена существительные и глаголы.
Занятие 16
1. Раздели слова на группы.
осинка, оса, осиновый, осиное, ослик, ослиный, подосиновик, осинник, осел
22 2. Подбери слова, близкие по значению.
                       старательный —…;     благородный —…; 
                       вежливый —…;           беззаботный —
3. Объясни следующие фразеологизмы.
задать головомойку — аника­воин — играть в бирюльки — буря в стакане воды —
4. Что в этом тексте не так? Исправь его и запиши правильно.
В старой деревне жили старые старики. Один из них сконструировал конструкцию 
самолета, а другой из стариков вырезал деревянные ложки из деревяшек. И не было в
той деревне ленивых лентяев. Вся деревня была дружная. Вокруг деревни росли 
липы, которые пахли запахом меда.
5. Вставь пропущенные буквы и прочти два слова­синонима по часовой стрелке.
6. Впиши в скобки имя композитора так, чтобы можно  было прочесть слова из 
четырех букв.
У (…) КО
С(…)ИХ
К (…) ОТ
П (…) РА
Р(…)ЛЬ
У(…)ТА
7. Вставь недостающие глаголы и разбери их по составу.
                                                       Папа … под потолок. 
Ремонт
23 Папа… молоток. 
                                                       Мама, у стремянки стоя,
                                                       … ему обои.
                                                       Бабушка … замазку
                                                       И еще в придачу краску.
                                                       … из кухни пес — 
                                                       Папе кисточку….
                                                       Дед… клей,
                                                       Я — десятка два гвоздей,
                                                       Люба… мел…
                                                       Папа с лестницы…!
                                                                                       (Е Дюк)
8. Найди слово, зашифрованное данной анаграммой.
Имя доел
9. Выбери четыре из пяти пар букв и сложи их так, чтобы получилось животное.
ил ок кр са од
Занятие 17
1. Вставь подходящие антонимы. На какие три группы можно распределить эти 
антонимы?
                                                     Ты и убогая,
                                                     Ты и…,
                                                     Ты и могучая,
                                                     Ты и…,
                                                     Матушка­Русь!
                                                                   (Н.А. Некрасов)
Мне грустно потому, что … тебе.
                                                                   (М.Ю. Лермонтов)
                                                       
                                                        Ты богат, я очень…,
                                                        Ты прозаик, я…,
                                                        Ты румян, как маков цвет,
                                                        Я, как смерть, и тощ, и….
                                                                     (А.С. Пушкин)
2. Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные 
по значению, называются омонимами. Составь со следующими словами предложения 
так, чтобы значения этих слов не повторялись.
исходил, заставил, жаба, бак, бокс
З. Найди лишнее существительное. Объясни свой выбор.
24 пузырь, родня, дочь, степь, инженер
4. Вставь буквы о или а.
р.стение, по.др.стать, р.сточек, отр.сль, нар.щение, Р.стислав
5. Поставь ударение.
тефтели, ворота, начать, позвонить, красивее, жалюзи
6. Найди слово, образованное с помощью приставки.
прелестный, подстаканник, запить, выбывание, воспитание
7. Допиши слова:
У
З
У
З
У
З
У
З
У
З
8. Восстанови считалочку:
                            За морями, за …,
                            За … лесами
                            На пригорке …
                            На дверях висит замок.
                            Ты за … иди
                            И замочек….
Занятие 18
1. Какие значения могут иметь следующие слова? Составь словосочетания.
гладь, среда, повод, свет, ключ
2. В каком слове есть только твердые согласные звуки?
сел, соль, сможешь, матч, кофе
3. Соедини пары.
                             Торопиться, как                     ножом отрезать
                             ободрать как                           горькая редька
                             жить, как                                 в воду кануть
                             исчезнуть как                         банный лист
                             надоесть как                           липку
25 пристать как                           на вулкане
                             не видать как                          осиновый лист
                             сказать как                              на пожар
                             дрожать как                            своих ушей
4. Разбери предложения по частям речи.
Дежурный отметил опоздание троих учащихся. Из­за холодных утренних рос хлеб 
рос медленно.
5. Подбери не менее трех синонимов к каждому слову.
отважный; холодный; дом; говорить;
6. Вспомни и запиши не менее трех пословиц, в которых сравниваются лень и труд.
7. Найди новые слова, заменив буквы в среднем столбце. Правильно подобранные 
буквы составят фразу о русском языке.
К
Л
П
Б
Б
Л
С
Б
З
Б
Л
Б
О
И
Л
А
Л
Е
И
Я
М Я
А
К
Т
Л
Е
Л
,
Х
М Е
О Ш Ь
А
П
А
А
,
Д
У
А
Л
А
Д
М О
А
Р
Р
Е
Л
Т
В
К
К
О
Р
У
Т
Е
О
Е
Л
А
Й
Д
Т
К
З
К
А
О
А
А
Н
26 К
О
Р
А
Б
А
В
Г
К
Н
О
Л
У
Б
У
В
!
Т
Н
Д
А
К
А
А
А
Н
Л
8. Разбери слова по составу.
огурчик, перчик, мальчик, летчик
9. Подбери как можно больше прилагательных к следующим словам:
улица, дорога, вода.
Занятие 19
1. Составь предложения со следующими словами в прямом и переносном значении.
плакала, бежит, золотая, тьма
2. Подчеркни в стихотворении И.А. Бунина слова, которые имеют переносное 
значение.
                              После половодья
                              Прошли дожди, апрель теплеет.
                              Всю ночь — туман, а поутру
                              Весенний воздух точно млеет
                              И мягкой дымкою синеет
                              В далеких просеках в бору.
                              И тихо дремлет бор зеленый,
                              И в серебре лесных озер
                              Еще стройней его колонны,
                              Еще свежее сосен кроны
                              И нежных лиственниц узор!
3. Замени иностранные слова русскими синонимами.
финиш, досье, алфавит.
4. допиши следующие крылатые выражения, объясни их одним словом.
                              Белая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                              Гадкий ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
27 Глухая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   ) 
                              Гол как ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                             Желторотый ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                             Заблудшая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                              И на коня ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                              Из мухи ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                              Подковать ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
                              Свинью ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. (   )
5. Поставь ударение.
шарфы, перчить, торты, договор, баловать, сорит
6. Подчеркни слово, в котором нет приставки.
надумать, надрывать, намерение, надоумить, надломить
7. Подчеркни однокоренные слова.
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ. (И. Котляр)
8. Найди четвёртое лишнее слово.
* горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
* подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
9. Найди слова.
и с к + р =
и с к + а р = 
и с к + а р + т =
и с к + а р + и т =
8. Найди четвертое лишнее слово.
• горошинка, соломинка, изюминка, снежинка
• подстаканник, подснежник, полокотник, I1оДорожник
9. Найди слова.
иск+р=
иск+ар
иск+ар+т=
иск+ар+ит
ОТВЕТЫ
28 1. Космос. 2. Владимир. З. Снег
4. Миссисипи. 5. Лук
7. Робкий — смелый. 8. Ураган — тайфун. 9. Свора.
занятие 2
1. Бедокур. 2. Пар. З. Рука. 4. Земляника, яблоко, арбуз. 5. РАМАСА (Сатурн, 
Венера, Плутон, Уран). 6. Счастье, фортуна. 7. Гашение, тушение. 8. Горшечник. 9. 
Мензурки. 10. Семеро одного не ждут.
Занятие 3
Занятие 4
1. 18 ошибок. ([щ’асл’ивый’], [шорска], [благадар’ит’], [ас’эн’ий’I. [б’ижаласный’], 
[аб’ижыр’иный’]).
2. Положила каши.
З. Гадкий, серая, красная, дикие.
4. Гол — лог.
5. Атака, арена, афиша, астра, алыча, акула, актриса, антоновка, абракадабра.
6. Звон, орех, лук, голос, сок.
7. Ящик.
8. Лыжи.
9. Один из вариантов: Шла веселая Саша по укатанному шоссе и сосала черствую 
сушку
Занятие 5
1. Низкий, прохладный, молодой.
2. документ, алфавит, звонит, повторим, квартал, щавель, фарфор, танцовщица, 
ремень, водопровод, красивее. кладовая, договор, туфля, крапива.
З. Ясные, светящиеся, хитрые; оттопыренные, навостренные,  всеслышащие; большая,
добрая, чистая; насмешливая, ироническая, открытая, красивая.
4. Забыть, баловаться, растеряться, разоблачить.
5, …не сплетешь, …к мудрости ступенька, …небо коптить, …большого безделья.
6. Огурец, сок, долг, упрямство, сад, орех, сад, горе, телевизор, животное.
7. Шумная (река, компания, атмосфера); горячее (молоко, какао, солнце,);
поздний (вечер, звонок, час);
хорошее (настроение, изделие, изобретение); радостная (улыбка, девочка, 
встреча,); молодой (человек, олень, сад,).
8.  ванна       ссора 
    терраса       беззаботный
    сумма          ввести 
    жужжит       оттенок
9. На спину, вверх лицом.
1. Большой, горячий, болезненная, красивый, австралийский, любимая, новый, 
вкусное.
2. Без труда не вынешь и рыбы из пруда.
Занятие 6
29 З. Громадный, смышленый, жалить.
4. Шепот, шофер, адрес, жесткий (черствый), шорох.
5. 7 мест, носков, солдат, простыней, оладий, полотенец, сапог.
6. Кто составил больше слов, получает больше баллов.
7. Муха: Из мухи слона делать и т.д.
8. Приставка при­.
9. Елизавета.
10. В древнегреческой мифологии водяная лилия считалась символом красоты и 
красноречия. В средневековый период верили, что семь лилий на щите или знамени 
делают рыцаря непобедимым. По легенде североамериканских индейцев, кувшинка 
появилась из упавших в черную воду искр полярной звезды.
Занятие 7
1. Горемычной, своей, приказывал, в чужедальнюю, поручал, поклон, Максима, 
поводья, свистнул, полетел.
2. нар. гл. п. мест. сущ. сущ.
Вскоре забелели перед ним стены монастыря.
З. Ничего нет; 
очень дорого; 
очень много;
попасть впросак;
очень добрый;
очень дорогой.
4. Тучка, тучи.
5. в) саntаге и sаlvi.
6. Победительница, победа.
7. Мусоропровод.
8. Безработный.
Занятие 8
1. Поведение — сущ., солдат — сущ.. нога ледяной — прил.
2. Один из вариантов:
Этого мальчика зовут Петя. Он третьеклассник одной из школ города Москвы. Петя 
не любит учиться. Потому что он лентяй и ненавидит математику. Чтобы хорошо 
учиться, надо много трудиться. Ваш умный совет сможет ему помочь. Что вы 
посоветуете ему?
З. лен          толь         лей 
    щель        рай          игрок 
    шей         порок      шип
4. Черствый, тихий, старые, грязная, старая (вчерашняя).
5. Бармен ­ буфетчик, 
ковбой ­ пастух;
банкир ­ ростовщик;
дирижер ­ капельмейстер; 
30 дантист ­ стоматолог;
архитектор ­ зодчий; 
знахарь – врач;
гид ­ экскурсовод;
егерь ­ охотник (лесник). 
6. Спрут — прут.
7. письмецо — весточка.
8. про.
9. Абракадабра, ерунда.
Занятие 9
1. Обоих — обеих, зажжется — зажжется.
2. Ворота, санки, бигуди, жалюзи. каникулы, такси.
З. Непогода ненастье.
4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
5. Топор — ропот.
б. Папа купил несколько килограммов картофеля, апельсинов, яблок. фасоли.
С высоты птичьего полета хорошо видны глубокое синее озеро, изумрудная трава, 
пестрые цветы
7. Ум — хорошо, а два лучше. Нашла коса на камень. Трус своей тени боится. 
Лучшее — враг хорошего.
8. Картина.
9. Ограда.
Занятие 10
1. Лети, лети, лепесток. Через запад на восток.  Через север, через юг, Возвращайся, 
сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по­моему вели.
2. Желторотый птенец. На Бога надейся, а сам не плошай. Сесть в галошу.
Крокодиловы слезы. Вокруг пальца обвести.
З. неаккуратный послушный
скорый пахнущий
нежный старый
умный ужасный
лохматый клейкий
ледяной мокрый
свирепый
4. Нога, нота, рота, роза.
5. Отмерять, отвар, отруби, оттенок.
6. Ограда.
7. шумомер. шагомер, шарнир. шахтер, шифер, шатер, шифр. шнур, шар; ярмарка, 
ящерица, яичница, Ямайка, ягода, ябеда, яшма Яуза, ямка, яма.
8. Панцирь, цыплят. циферблат.
9. Хвостик ­ик = хвост; рыба + ­к = рыбак;
стол + ­овая = столовая; лесник ­нак = лес.
31 Занятие 11
1. Рукавички, санки. лыжи.
2. Праздник, карнавал.
З. Творческое задание. Один из вариантов:
Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока:
Оно сегодня шляпой стало
На голове снеговика!
4. Ничего (пустая коробка).
5. Серпантин, огни, звезда, мишура, настроение, открытка. маска.
6. Творческое задание (оцениваются красота. рифма, смысл).
7. Конфетти разноцветные бумажные кружочки для посыпания собравшихся на 
праздничный вечер, бал, маскарад. Мишура — блестящие нити для украшения елки и
показной блеск без внутреннего содержания (‘о человеке,).
Серпантин — бумажная скрученная лента и извилистая дорога в горах.
Бал — танцевальный вечер, на котором обязательны костюмы.
8. Творческая работа.
Занятие 12
1. Боец, вдвоем, змея, каюта, тает, уехать, лаять, споем, рояль, струя, поют, стоять.
2. [паслат’] [пр’им’ир’ат Iкур’ица3 пас’ид’злаI
З. Алфавит, срёдства, положил, красивее,
торты, документ, километр, хозяева, бинты.
4. Шум, много народу
продают птиц.
5. В существительные.
б. а) Домашний, домашнее задание; б) домовой, домовые; в) счастливец, счастливцы, 
у счастливцев; г) к счастью, без счастья.
7. Крот ­ грот.
8. Эрмитаж.
9. Не получается; идти напролом, на верную гибель; быть искусным мастером, 
проявить необыкновенную выдумку.
Занятие 13
1. 9 раз.
2. Смерть.
З. Голоден, как собака. Увертлив, как уж. Хитер, как лиса. Надут, как индюк. 
Труслив, как заяц. Нем, как рыба. Болтлив, как сорока. Здоров, как бык. Грязен, как 
свинья. Упрям, как осел.
4. Ильинична.
5. пар, лук, лей; шил, карп, люк; шум, крот, лен.
6. Фиолетовый,
32 7. Вечером шел по лесной тропинке. С листьев падали крупные капли дождя. Вдруг 
Витя услышал страшный писк. В кустах стоял маленький лосенок. Он отстал от 
своей матери.
8. Сукно, фасоль.
9. Сторона, история, пустота, простор, монисто, свисток, пистоны, остолоп, столица.
Занятие 14
1. 1. (Нева. рак, сова) Некрасов.
2. (Кино, перо, кок, — Коперник.
З. (‘Воск, чай, кий,) — Чайковский.
4. (‘Сор, нос, рог) — носорог. 11. 1. Спрут — прут.
2. Кобра — кобура.
З. Пушка — опушка.
4. Уха муха.
5. Омар — комар.
б. Клещ лещ.
7. Толь — тополь.
III. казна совет отпор казан отнес топор наказ отсев ропот уклон отвар тесак колун 
товар секта клоун рвота аскет
Занятие 15
1. две вишни, двое друзей, два министра, две овцы, двое саней, двое брюк, двое 
щипцов, две девочки.
2. Один из вариантов: серебряная брошь, черная тушь, острый меч, замечательный 
врач, непромокаемый плащ, утренняя тишь.
З. Обманывать, надоедать, дремать, никогда.
4. Сеновал, банкрот, столяр, залежи, светелка, ярмарка, возглас, газон, грибочки, 
хоровод, борода.
5. Творческая работа.
6. Килограммы, директора, тракторы, аэропорты, торты, банты, инженеры, шарфы.
7. Вода, водоотвод, водоворот.
Хоровод, водят, небосвод, водоотвод, подвода, провода, завод.
Водоворот, ворота.
8. Пашешь.
9. Зелень, зеленка, зеленушки… позеленеть, зазеленели…
Занятие 16
1. Осинка, осиновый. подосиновик, осинник;
оса, осиное;
ослик, ослиный, осел.
2. Аккуратный, трудолюбивый; добрый, образованный; воспитанный, культурный; 
ленивый, легкомысленный.
З. Наказать, задира, заниматься пустяками, преувеличивать.
4. Один из вариантов:
33 В старой деревне жили только старики. Один из них сконструировал самолет, а 
другой вырезал ложки из деревяшек. И не было в той деревне лентяев. Все в деревне 
были дружными. Вокруг деревни росли липы, пахнущие медом.
5. Твердыня, крепость.
6. Штраус.
7. Влез, взял, подает, несет, выбежал, принес, несет, тащит, слетел.
8. Мелодия.
9. Крокодил.
Занятие 17
1. Обильная, бессильная, весело, беден, поэт, бледен.
Три группы
противопоставление.
2. Исходил (‘пешком,), исходил (шум); заставил (кого­то), заставил ‘что­то жаба 
(живое существо), жаба (‘болезнь,), жаба (жадность,); бак (‘для жидкости,), бак 
носовая часть верхней палубы,):
бокс (стрижка), бокс (помещение в лечебных учреждениях,), бокс (вид спорта).
З. Родня (не имеет формы мн. ч.).
4. Растение, подрастать, росточек, отрасль, направление. Ростислав.
5. Тёфтели, ворота, начать, позвонить, красивее, жалюзи’.
6. Запить.
7. Один из вариантов: узелок, бузина, блузка, кляуза, камбуз.
8. Горами, дремучими, теремок, ключиком, отомкни.
Занятие 18
1. Гладь (вышивка или водная), среда (‘день или окружение,), повод (причина или 
ремень, уздечка), свет (электричество или общество,), КЛIОЧ (родник или предмет, 
открывающий замок. или способ понять тайну.
2. Сможешь.
З. Торопиться как на пожар. Ободрать как липку. Жить как на вулкане: Исчезнуть 
как в воду канун. Надоесть как горькая редька. Пристать как банный лист. Не видать
как своих ушей. Сказать, как ножом отрезать. Дрожать как осиновый лист.
4. Сущ., глаг., сущ., Числит., сущ.; предлог, прилаг., ’прилаг., сущ., сущ., глаг., нар.
5. Смелый, бесстрашный, героический; :ледяной, морозный, студеный; изба, хата, 
жилище; беседовать, рассказывать, болтать.
6. Труд кормит, а лень портит. Где много слов, там мало дела. Кто косить, а мы сена 
просить.
7.Знай, цени, люби русский язык.
8.Огурчик, перчик, мальчик, лётчик. 
9. Улица — новая, длинная, зеленая… дорога широкая, проселочная, асфальтирован­ 
ная…
Вода ­ родниковая, речная, морская, водопроводная…
1. Плакала девочка (ива),.
Занятие 19
34 Бежит юноша (ручей).
Золотая цепь (руки, осень).
Тьма (темнота, много,).
2. Прошли. млеет, дремлет.
З. Конец, дело, азбука.
4. Белая ворона (выскочка, выделяющийся,).
Гадкий утенок (некрасивый).
Глухая тетеря (не слышит, рассеянный,).
Гол как сокол (нищий, бедный,).
Желторотый птенец (молодой, неопытный).
Заблудшая овца (не понимающий, потерявшийся).
И на коня сесть (победить).
Из мухи слона (преувеличивать,).
Подковать блоху (сделать тонкую работу).
Свинью подложить (подвести).
5. шарфы, пёрчить, торты, договор, баловать, сорить.
6. Намерение.
7. Совята, совушки.
8. Снежинка, подорожник.
9. Риск, искра. стирка, старики (один из вариантов,).
                                           
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНГЛИЙСКИЕ КРОССВОРДЫ
В мешанине из букв найдите загаданные слова. Они читаются по прямым линиям по 
горизонтали, вертикали и диагонали во всех направлениях. Иногда слова 
пересекаются.
                                                                         №1
Совершите прогулку и 
отыщите здесь этих 
известных медведей.
ВАЛУ
БАРИБАЛ
БЕЛЫЙ
БИРУАН Г
БУРЫЙ
ГИМАЛАЙСКИЙ
ГРИЗЛИ
ГУБАЧ
35 ОЧКОВЫЙ
ПАНДА
ПУХ
Эти 12 блюд можно увидеть
на столе. А вам в сетке нужно найти их.           №2
АНТРЕКОТ
ВАТРУШКА
КОТЛЕТА
КУЛЕБЯКА
ОМЛЕТ 
ПАШТЕТ
РАВИОЛИ
РУЛЕТ
СУФЛЕ
ТЕФТЕЛИ
ФОРШМАК
ХОЛОДЕЦ
                       №3
                                                                       В сетке слева спрятались растения и 
                                                                       животные, которые могут встретиться
                                                                       вам в лесу. Попробуйте отыскать
                                                                       среди букв все 16 слов.
                                                                   
                                                                  БЕЛКА   БЕРЁЗА   БРУСНИКА   ГРИБ
                                                                  ДРОЗД    ЁЖ    КЕДР    ЛАНДЫШ
                                                                  ЛИСА   МЕДВЕДЬ    МОХ    МУРАВЕЙ
                                                                  ОЛЕНЬ   ОРЕХ   ОСИНА    СОВА
36 №4
                       Олимпиады
    Здесь спрятаны 16 названий олимпийских 
столиц. Знаете ли вы страны, где находятся 
все эти города? Если у вас есть сомнения, 
загляните в атлас мира.
АФИНЫ             МЮНХЕН         СЕУЛ
БАРСЕЛОНА    НАГАНО           СИДНЕЙ
ГРЕНОБЛЬ        ОСЛО                 ТОКИО
КАЛГАРИ          ПАРИЖ            ХЕЛЬСИНКИ
МЕЛЬБУРН       РИМ
МОСКВА           САРАЕВО
ВЕНГЕРСКИЕ КРОССВОРДЫ
      В отличие от английских кроссвордов, где слова идут по прямым горизонталям, 
вертикалям и диагоналям, в этих заданиях возможны повороты в любых 
направлениях так, что слово идет по ломаной линии. Это усложняет задачу поиска.
        Собака­охотник                                                              Цветы
С помощью двух подсказок найдите          В этой головоломке нужно найти
слово, следуя в любом направлении.        13 цветков. Каждая буква в сетке может
Буквы в слове не повторяются.                  использоваться лишь один раз.
№5
№6
37 Подсказка 1. Апельсин – анаграмма
загаданного слова.
Подсказка 2. Собака – охотник.
ЛЕСЕНКИ СЛОВ
       Превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве так, чтобы 
на каждой ступеньке получалось новое слово.
Превратите ПАУКА в МУХУ.                                 Превратите ЛУЖУ в МОРЕ.
1. Имени Горького                                                     1. Правительственная
2. два                                                                            2. Татуированная
З. На машине                                                              З. Земная
4. Повозка                                                                   4. Эльбрус
5. Ерунда                                                                     5. Несчастье
                              №7                                                       №8
СЛОВЕСНЫЕ ПИРАМИДЫ
     В каждом из этих заданий есть подсказки. Первое слово пирамиды должно 
состоять из двух букв, второе из трёх, следующее из четырёх и так далее. При этом 
каждое следующее слово пирамиды получается добавлением одной буквы к 
предыдущему. 
                                                  №9.
38 №10.
      Возьмите какое–нибудь слово, перемешайте буквы так, чтобы получилось другое 
слово. Оно –то и будет анаграммой исходного слова.
АНАГРАММЫ
Сельский рынок №11.
       Перед вами десять анаграмм, которые вам предстоит распутать. Каждое 
выражение из двух слов нужно преобразовать в название фрукта или овоща
1. Кабан жал
2. Синь пела
З. Нам динар
4. Ну­ка, блик1
5. Ба, кочка!
6. Как штора
7. Бирка ос
8. Ас, капут!
9. Зуб Ра
10. Тине – кран!
Маска, я тебя знаю! №12.
В этих анаграммах зашифрованы имена (и фамилии) знаменитых зарубежных актеров
прошлого и настоящего. 
       1. Тот мир
39 2. Крот муз                         5. Карел Руссо
       З. Нож арен
       4. Жбан, Гена!
6. Дерни, Роберто!
7.Карта линий
8. Крести батон!
Игра с именами №13.
       Переставь буквы в этих словосочетаниях, чтобы получить шесть женских имён. 
Затем из первых букв полученной шестёрки слов составьте мужское имя
                                         1. Рев инока
                                         2. Изо льда
                                         3. Катин рис
                                         4. Я и Таис
                                         5. Фея Оли
                                         6. Не Рига. 
                                                     ЧАЙНВОРДЫ №14.
В этих чайнвордах слова читаются по часовой стрелке. Конец каждого слова 
пересекаются с началом следующего слова по одной или нескольким буквам. 
40 ОМОГРАФЫ И ОМОНИМЫ
Омонимы — слова, имеющие одинаковое написание, одинаковое звучание, но разное 
значение, например коса (из волос) и коса (песчаная) 
Омографы — слова, которые одинаково пишутся, но отличаются значением 
произношением, например замОк (на двери) и зАмок (дворец). Найдите пары 
омографов и омонимов, используя подсказки.
С помощью подсказок определите четыре пары омонимов. Помните, что оба слова в 
паре пишутся одинаково, но имеют разное значение.
Одинаковая запись №15
Подсказки:
1. одно слово для игры, другое для боя
2. одно для питья, другое для замка
З. одно для кузнеца, другое для музыканта
4. одно болезнь, другое в море
5. одним пишут, другим машут
Различное звучание №16.
Омографы помогают нам улучшить нашу словесную подготовку, а заодно — 
проверить, правильно ли мы произносим некоторые слова. Используя следующие 
подсказки, найдите пять пар омографов, отличающихся при произнесении.
41 Подсказки:
1. одно слово для князя, другое для сундука
2. одно в бутылке, другое на голове
З. одно одежда, другое — позор в бою
4. одно для дамы, другое для шамана
5. одно для пекаря, другое для страдальца
ЦЕНТРОСЛОВЫ №17.
У этих коротких слов есть нечто общее — все они находятся в центре более
длинных слов. Ваша задача — восстановить пропущенные буквы, обозначенные 
звездочками, чтобы получились новые слова из пяти — восьми букв.
 Здесь пропущены только первая и последняя буквы. Посмотрим, сможете ли вы 
восстановить исходные слова.
1. *ТУК*
2. *РАК*
3. *ЛЕС*
4 *ТОР*
5. *РОСТ*
6. *ОДИН*
7. *ЕЛКА*
8. *УДАР*
Начало и конец 1
9. *РУСЬ*
10. *КОРА*
В некоторых из этих задачек  можно найти несколько ответов,
особенно если у вас достаточно большой  запас.
Начало и конец 2
Найдите десять слов из восьми букв. Слова представлены здесь своими центрами
7. **ОСЕЛ**
1 **КЛАД**                             
8. **СЛОН**
2 **ЗВОН**                             
3. **ВОДЫ**
9. **ТРОН**
4. **СТОЛ**                                                                   10. **СПОР**
5. **ОВОД**
6. **РАНТ**
 
СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ №18.
Синонимы — это слова, которые имеют сходное значение, например бездельник и 
лентяй. В головоломках  вам нужно найти синоним к каждому из слов в левой 
колонке где открыта одна характерная буква в каждом ответе.
Антонимами называются слова с противоположными значениями, например далеко и 
близко. Попробуй найти антоним к словам из левой колонки. Здесь также уже 
показана, одна буква. Сколько всего слов вы смогли отгадать?
42 1. ГЛАВАРЬ        А*А*А*                             2. РОДИНА       **Е*Е****
3. БИОГРАФИЯ  *И*****И***И*               4. ТРЯСИНА      *О*О*О
5. СВИДЕТЕЛЬСТВО   *ТТ**Т*Т               6. ОБЩЕСТВО   ****Ц**Ц**
7. ТЕАТР   *А*А*А*
8. АРИСТОКРАТ     **Е*****Е*
9.  ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ   *И*И*                     10. ПОРЯДОК      *Е****Е**
11. ДЕТАЛЬ ТУАЛЕТА    **С*СС***          12.КОЩУНСТВО  ***Т*Т*Т*Т**
НЕЛЕПОСТЬ  А**А*А*А**А                          СМЕСЬ            А*А***А*А
ПОРА НЕВЗГОД   *Е***Е*Е**Е                     БОЛТОВНЯ    ***Г*Г**Г******
СУТЬ   **И********И*                                     СОРАТНИК    **Е**Е*
БЛАГОГОВЕЙНО    *О***О*****О****О    ФИЛИППИКА  *И***И**
ШУТ  ***Р                                                           СЕВЕРЯНЕ       ****Р**Р**
БЕДНОСТЬ   **С*********С**                       БАХВАЛЬСТВО  Ф**Ф*******
Выполняя эти задания, опирайтесь
на ключевые буквы. Сколько новых слов
вы добавите в свой активный словарный запас!
Синонимы
Ответы
         №1 
                                                                                №3
Английские кроссворды
        №2
№4
43 №5   Спаниель.                                                       
№6
Астра, ирис, кала, крокус, 
левкой, лилия, лотос, лютик, мак,
пион, роза, тюльпан, флокс.
№7. Паук, парк, пара, фара, фура, мура, муха.
№8. Лужа, ложа, кожа, кора, гора, горе, море.
№9. Ар, пар, пари, пария, партия.
№10. Па, пар, парк, парик.
№11. Баклажан, апельсин, мандарин, клубника, кабачок, картошка, абрикос, капуста,
арбуз, нектарин.
№12. Тим Рот, Том Круз, Жан Рено, Жан Габен, Рассел Кроу, Роберт де Ниро, Кира 
Найтли, Бастер Китон.
№13 Вероника, Изольда, Кристина, Таисия, Офелия, Регина, мужское имя Виктор.
№ 14 Сосна, «Нарзан», анкета, … ­ таун, нос 
Квадрат, ратуша, шакал, альт, тыква.
44 Машина, Наташа, Шабаран, баньку, купина, налим.
№15 Шашка, ключ, горн, рак, ручка.
№16 Замок, виски, трусы, духи, мука.
№17 Штука, тракт, блеск, штора, просто, Родина, мелкая, сударь, брусья, скорая.  
Закладка, позвонок, поводырь, застолье, проводка, гарантия, просёлок, заслонка, 
метроном, распорка.
№18. Атаман, отечество, жизнеописание, болото, аттестат, ассоциация.
Балаган, джентльмен, пифия, регламент, аксессуары, святотатство.
Абракадабра, безвременье, квинтэссенция, коленопреклоненно, гаер, 
несостоятельность.
Амальгама, многоглаголание, клеврет, диатриба, гипербореи, фанфаронада.  
Литература
Аникина ВП. «Живая вода»: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, 
загадок, детская литература, 1987.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. ­ М., 1974.
Ашукин Н.С., Ашукина МГ. Крылатые слова. 2­е изд., доп—М,. 1960.
Граик Г.Г., Бондаренко С.М. Концевая ЛА. Секреты орфографии. М.. 1994.
Ильина В.А. Игры. конкурсы. развлечения. — Волгоград, 1999.
Калмыкова НР. 50 игр с буквами и словами. — Ярославль, 2001.
Науменко Г.М.. Новицкая М.Ю. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть.
— М., 1995.
Начальная школа 1999. — №1—12.
Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. — М.. 2002.
Русский медвежонок —2002: Задачи, решения, информации, статистика. — Киров, 
2003.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. — М., 1989.
Ридерз Дайджест «Зарядка для ума» 2008 год.
45

КО (….) Н

29. Подчеркните лишнее.

837 612 549 422 342

30. Какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _182.png

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _183.png

31. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _184.png

32. Вставьте слово, пропущенное в скобках.

15 (БЕДА) 62

15 (….) 96

33. Подчеркните лишнее.

СТУЛ, КРОВАТЬ, РАСКЛАДУШКА, СТОЛ, ТАХТА

34. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _185.png

35. Вставьте пропущенную букву.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _186.png

36. Подчеркните лишнее.

9 25 36 78 144 196

37. Вставьте пропущенную букву.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _187.png

38. Вставьте пропущенное число:

7 15 32 – – 138 281

39. БЗБВ соответствует Кутузову как БДИВ соответствует… (кому?).

40. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _188.png

Тест 7

1. Вставьте пропущенную букву.

Р Н К З __

2. Подчеркните лишнее.

МОЦАРТ, БАХ, СОКРАТ, ГЕНДЕЛЬ, БЕТХОВЕН

3. Вставьте пропущенное число.

17 19 – – 20 15

4. Подчеркните, какой их этих городов лишний.

ОСЛО, ЛОНДОН, НЬЮ-ЙОРК, КАИР, БОМБЕЙ, КАРАКАС, МАДРИД

5. Поставьте на место буквы в этих словах, которые являются названиями животных. Подчеркните, какое животное самое большое.

ЛАРПОДЕ, АГКАЙС, СНУСК, ГИТР, ЕАРЗБ, ОЛЬС, ОКЛИРК

6. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: интервал времени.)

ЧЕЛО (…) СЕЛЬ

7. Какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _189.png

8. Вставьте слово, пропущенное в скобках.

ПОМОЩЬ (УХОД) КОНЧИНА

ТАЛАНТ (…) ПОДНОШЕНИЕ

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _190.png

9. Какая их 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _191.png

11. Подчеркните, какие две фигуры нарушают общий порядок.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _192.png

12. Вставьте пропущенную букву. Д Й М Т __

13. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _193.png

14. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать любые буквы слева.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _194.png

15. Вставьте слово, пропущенное в скобках.

БАЛ (БЕС) ПОРЯДОК

ПОД (…) КОТ

16. Вставьте пропущенное число:

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _195.png

17. Какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _196.png

18. Найдите пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _197.png

19. Подчеркните слово в нижней строке, которое подходит к словам в верхней строке.

ГОНКА, КАЧКА, РОСТОК

тигр, грация, сказка, момент, страх, машина

20. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: дерево.)

С (…) АН

21. Подчеркните, что из перечисленного не является командной игрой.

ТЕРСБАЛЬ, ИГБЕР, ЛООП, ЛОТБУФ

22. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _198.png

23. Подчеркните лишнее.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _199.png

24. Вставьте слово, пропущенное в скобках.

АПОЛОГЕТ (ПАУК) КУКУРУЗА

ОПРЕССОВКА (…) ТРЕНИРОВКА.

25. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и 2 слова вне скобок.

БУГОР (…..) СИНЯК

26. Какая из 5 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _200.png

27. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать любые буквы слева.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _201.png

28. Вставьте пропущенную букву и цифру.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _202.png

29. Вставьте число, пропущенное в скобках.

132 (834) 285

214 (…) 117

30. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: орудие.)

О (…..) РЬ

31. Какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в скобках.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _203.png

32. Подчеркните, какое из этих чисел не подходит к остальным.

625 361 256 197 144

33. Вставьте пропущенное число.

im20434. Подчеркните лишнее.

АНТИТЕЗА, ПОЗИТРОН, ДЕЦИМЕТР, ОПАСНОСТЬ, ЕДИНОРОГ

35. Вставьте пропущенное число.

4 6 9 14 __

36. Вставьте пропущенную букву.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _205.png

37. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: гора.)

ТУ (…) НИК

38. Вставьте пропущенное число.

28 33 31 36 34 __

39. Вставьте пропущенное число.

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _206.png

40. Если DGJ + JAE + BHF = DDAB,

а FxC/J = GA, то чему равно A/G?

Тест 8

1. Вставьте пропущенную букву.

Ц Т О К __

2. Подчеркните лишнее.

АВГУСТ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ

3. Какая из 6 пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)

Suреrинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ _207.png

4. Вставьте пропущенное число.

36 28 24 22 __

5. Подчеркните лишнее.

ГРЕЦИЯ, ДАНИЯ, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ, ФИНЛЯНДИЯ

6. Расставьте по своим местам буквы в этих словах, которые являются названиями различных средств передвижения. Какое из них отличается от остальных?

  • Гонза и скрипка чешская сказка
  • Гонец из сказки о царе салтане характеристика
  • Гонг конг как пишется
  • Гонарар или гонорар как пишется
  • Гон щийся как пишется