Гордей с придурью чему учит сказка

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Чему учат сказки?

Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.

В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.

В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.

В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Смысл, спрятанный от нас

Главный персонаж колобок учит нас:

· Избегать неприятности хитростью.

· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.

· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Смысл, спрятанный от нас

Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла.

Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью.

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

  • строить семейные отношения, любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

  • ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

  • не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

  • бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

  • решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

  • побеждать зло добром

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

2, 5 класс

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

«Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.
Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

     Не так давно это было. А когда точно, не известно. Жила в селе Кречетом одна семья. Не сказать, чтоб богатая, но и побираться не ходили. Мать, отец да пятеро ребятишек. А старшего из них Гордеем звали. Хорош был парень! Росту высокого, косая сажень в плечах, в кулачных боях равного ему по силе не было. Кому что пособить надо было — не отказывал. Мать да отец нахвалиться на него не могли. Сельчане Гордеюшку другим в пример ставили. И решил Гордей, что он-де самый умный, красивый да сильный. Словно болезнью какой заболел, загордился, чванливый стал. На товарищей свысока стал поглядывать: «Не ровня вы мне» — говорит. На гулянье придет, стоит и смотрит, как другие пляшут. А потом выйдет в круг да такие кренделя ногами выпишет, что голова кругом пойдет. И плясать мастер был. Да только, сплясав, посмотрит вокруг себя недобрым взглядом: мол, куда вам всем до меня, — да и уйдет себе. На охоту-ли, на рыбалку-ли все один ходить стал. «Мне без товарищей сподручнее» — сказал.
     А в ту пору повадился из Кукушкиного леса в село волк шастать. Что ни ночь, у кого-либо из сельчан овцу уведет или телят зарежет. Житья от серого не стало. Решили мужики облаву на него устроить. И Гордея позвали с собой. Не отказался Гордей, пошел с мужиками в лес. А как обложили волка и тот в его сторону побег — Гордей и выстрелил. Только не один он стрелял, враз два выстрела было. Напарник его Никита, что имеете с ним в засаду посажен был, тоже выстрелил да, видать, чуток пораньше. Серый подпрыгнул, ногами взбрыкнул, да и дух из него вон. А Гордей стал с Никитой спорить, кто из них волка-то убил. Подошли мужики, стали спор судить. Один из них, бывалый охотник, да и говорит: «Ты, Гордей, хороший охотник, да только тут вот чуток промазал. Вишь, твоя-то пуля в березу ушла — волк от Никитиной пули скинулся». Обиделся Гордей на такие слова и говорит: «Что ж я по-вашему, стрелок никудышный. Я не я буду, коли не докажу вам обратное». Сказал так и замолчал. Всю дорогу домой молчал, псе думал что-то.
     А как стали ближе  к дому из лесу выходить, так встретилась им на пути старушонка дряхлая, с вороном седым на плече. Идет себе старушонка по тропочке, под нос себе что-то бормочит. Расступились охотники пропустили старушку, а Гордей, как стал на тропе, так стоять и остался. Подошла к нему старушка вплотную, подняла   глаза на Гордеюшку. Стоит Гордей, усмехается. По-недоброму блеснули глаза у старушки, да не сказала она ни слова. Только пробормотала что-то про себя, да и обошла Гордея.
     Уже шагов на двадцать старушонка отошла, а мужики все стоят, вслед ей смотрят. Словно недобрым от той старушонки повеяло, словно печаль какая в сердце вкралась. Тихо стало в лесу. И вдруг среди тиши такой Гордеев голос раздается: «А что, мужики, кто из вас ту птицу стрельнуть может и старухе зла не причинить? Отмахнулись от него охотники, что, мол, за шутки такие. А Гордей все за свое, опять в нем болезня его заиграла. Смахнул он ружье с плеча, прицелился и выстрелил. Не успели мужики охнуть, а белый ворон уже упал со старухиного плеча. Словно онемели все. Лишь Гордей стоит, смеется, выходке своей молодецкой радуется. А старушонка наклонилась, подняла ворона да прямо к Гордею засеменила. Замолк Гордей, молчат мужики. Подошла старушонка к Гордею, да и бросила птицу к ногам его. Посмотрела злым взглядом, прямо в душу Гордею тот взгляд заронила, да и спрашивает: «Пошто ты мою птицу убил? Нешто тебе дичи в лесах не хватает? Есть будешь?» — «Да что я, голодный какой или зверь?» — отвечает Гордей, — Ты, бабка, видать, совсем из ума на старости лет выжила. Да уйди ты с моей дороги, не люблю я, когда под ногами у меня путаются. «И оттолкнул он старуху с тропинки. Хотел мимо пройти, да ноги не несут, хотел рукой шевельнуть — не шевелится, хотел крикнуть, да голоса подать не может. А старушонка-то и говорит ему: «Недобрый ты человек, Гордей — злой. Почтения в тебе нет к старым людям. Нет в тебе и жалости, и любви к живому. Ворона моего убил — это еще половины, я и простить тебя могла. Но ты и на меня руку поднял. А этого я тебе простить не могу. Накажу я тебя крепко. Долго будешь помнить бабку Варвару. Наложу я на тебя заклятье. Быть тебе Гордей серым колючим ежом ровно столько, сколько душа моя пожелает. Ан нет, я смягчиться, могу. А тебе наказание покрепче надо. Будешь ты, Гордей, ежом лесным до тех пор, пока три человека тебя не пожалеют, пока трем душам ты добро не сделаешь. А до той поры прощай, Гордей». Сказала так старушонка недобро усмехнулась, кровью с ворона крыла на Гордея скинула и пропала — словно и не было ее тут.
     Смотрят мужики — ни старухи, ни Гордея, только мертвый ворон поперек тропки лежит, да серый ежик в кусты шмыгнул. Испугались мужики и бегом в село. Дня не прошло, а все село знало, что в Кукушкином приключилось. Заклятым то место стало. Так одно лето прошло. О Гордее в селе если и вспоминали, то с оглядкой, словно нечистую силу.
     Зима кончилась, весна расцвела, опять одно лето прошло. А Гордей все ежом в лесу живет. Трудно ему, к ежовой-то жизни непривычен. Все его к людям тянет. А жить-то среди людей ему никак нельзя. Не положено. Раз вышел Гордей—еж на большак, дорога там перед лесом была. Ходит взад—вперед, вдруг видит: мальчонка по дороге идет, слезы утирает, а они еще пуще бегут. Догнал мальчонка человек какой-то, спросил его, какая беда приключилась. Сквозь слезы-то малец и говорит: «Наторговал тятька на ярмарке кошель денег, велел пуще глаза беречь, я домой побег, а по дороге и потерял, как — сам не знаю!» — и опять в слезы. Пожалел его прохожий, а помочь ничем не может, своей дорогой пошел. А мальчонка сел на дорогу и плачет. Вдруг видит Гордей—еж недалеко от него, под лопухом, серый кошель лежит, да такой тугой, что сразу видно — не пустой. Подбежал он к мальчонке да ну ему иголками пятки щекотать. А мальчонка — это и понять не может, что за еж ему попался: то к нему подбежит, по под лопух подбежит. Одна ко смекнул, пошел за ежом. Нашел свой кошель, то-то радости было. А Гордей— сидит довольный, пофыркивает. Взял его мальчонка в руки и говорит: «Ой и помог ты мне ежичика, спасибо тебе огромное. Чем я отблагодарю тебя, не знаю. Пожалуй, домой тебя возьму. Вон ты, какой худющий — одна кожа, да иголки, ухо обкусано, нос припух, видно, несладко вашему брату—ежу живется. Ах ты, бедолага. Ну, полезай в картуз. Подкормлю тебя, а там — беги, куда твоим ежовым ногам угодно». Ёкнуло Гордеево сердце: первый раз ему спасибо сказали, первый раз его пожалели. Залез он в картуз и отправился дальше с мальчонкой.
     А отец его постоялый двор держал. Богатый был мужик. Привольное житье для Гордея—ежа началось: и сыт он, и в тепле. Убегать не собирается, а лес — вот он, рядом. Так еще одна зима прошла, весна процвела, лето промелькнуло, осень зазолотилась. Раз на постоялом дворе три мужика на ночь остались. Под вечер они сидели на сеновале, разговаривали, а Гордей—еж тут же рядом бегал да невзначай прислушался. Мужик один, Назаром его звали, о горе своем сказывал: «Есть у меня дочка единственная, писаная красавица, отцу и матери подмога, людям — радость. Полинушкой кличут. Да вот беда — занемогла она этой весной. Каких только знахарей да ворожей не приводил я к ней, все без пользы. Какими только травами да зеленьями не лечили, все нет проку, И вот последний знахарь—старик столетний сказывал мне, что есть одно средство — яблоко с верхушки вековой яблони. Но только это яблоко последним должно быть. Больше та яблоня не родит. Всю силу свою жизненную отдаст тому последнему яблоку, а сама засыхает. Долго я думал, где мне тот плод сыскать. В наших местах таких нет. Но нашел то дерево, большие деньги я заплатил, и яблоко-то — вот оно, в кармане у меня Дочке Полюшке несу — последнее средство».
     Подивились мужики такому случаю, еще поговорили немного, да тут-же на сеновале на боковую улеглись. Улеглись, поворочались немного, и сморил их крепкий сон. Спят мужики, а Гордей—еж неподалеку притаился, да и думает себе свои горькие думы. Вдруг слышит шорох какой-то да свист легкий. Всмотрелся — а прямо по сеновалу, где мужики спят, змея ползет. Да, видать, Назар поперек пути ей лежал, осерчала змея, жало свое ядовитое высунула и вот-вот на Назара кинется, выглядывает только, где бы ловчее впиться. Тут Гордея-ежа словно подкинуло: «Ужалит змея Назара— умрет Назар, кто принесет дочери его целебное яблоко с вековой яблони?» — только подумал, так и кинулся на змею. Повадок ежевых Гордей—еж мало знал, опыта какого-никакого вообще не имел, а в бой храбро кинулся. Не ожидала змея такого нападения — шищит, ворочается, норовит ужалить Гордея—ежа. От шума мужики проснулись, змею убили. А Гордея—ежа Назар на руки взял и говорит: «Вот так спаситель у меня сыскался. Спасибо тебе, брат, за помощь, кабы не ты, пропал я. Да тебе, брат-досталось, как погляжу. Ах ты, бедолага, впервой, наверное, со змеюкой встретился? Умаялся? сердешный. А, слышь, отнесу-ка я тебя своей Полинушке, и ей радость-забава будет, и тебе не обидно. Молчит Гордей—еж, даже не фыркает. Только сердце его еще раз ёкнуло: второй раз ему спасибо сказали, второй раз пожалели его. «Что-то еще со мной приключится» — думает, но убегать не стал.
     Так его Назар и принес Полинушке. Пришел Назар домой, а дочка его спит — больная она была да слабая. Не стал ее отец будить, положил яблоко рядом на лавку, ежа на пол спустил, пальцем ему пригрозил: «Не шуми!» — и вышел. А дело к ночи было. Полинушка так и не проснулась, а Гордею—ежу не спится. В новом месте все ему подозрительным казалось. А под утро только стал дремать, как шорох услыхал, притаился Гордей—еж — не слышно шороха, только задремал — нет опять шуршит. И видит Гордей—еж: крадется к лавке за яблоком большая черная крыса, раза в два Гордея—ежа больше. И, видно, это яблоко оно стащить намеревается. И что не делай- не совладать Гордею—ежу с этим зверем. Но кинулся он па черную крысу. Уколол ее так больно и сильно, как только мог, а крыса лишь свистнула на него и опять к яблоку подбирается. Сколько не кидался Гордей—еж на нее, все без толку было, лишь самому ему крыса   ухо прокусила.   И тут видит он — кринка с молоком на лавке стоит. Подбежал Гордей—еж к ней, поднатужился и свалил ее на пол, а сам опять на крысу бросился. Упала кринка на пол, звонко разбилась, проснулись все домашние, в Поленькину светлицу сбежались, а там бой идет! Почуяла крыса людей, убежать хочет, а Гордей—еж не пускает.
     Убил Назар черную крысу, а Гордея—ежа дочери в руки дал. Видит он: держит его в руках девушка, красоты неописумой, но бела она, как вишневый цвет, лишь глаза огромные, как звезды яркие, на лице сияют. Улыбнулась ему девушка, погладила, на пол спустила. А тут ей отец яблоко с вековой яблони дал. Надкусила его Полюшка раз, надкусила два, так все яблоко и съела. А как съела так и выздоровела. Зарумянилось ее личико белое, встала она с лежанки здоровой, словно век не болела. Кинулась обнимать, целовать отца, а тот и говорит: «Моей тут, дочка, ползаслуги. Вот он — главный помощник мой, он меня от змеи спас, и не дал крысе яблоко твоего отведать». Наклонилась Полюшка к Гордею—ежу, еще нежнее ему улыбнулась: «Спасибо тебе, ежичек», — говорит «Кабы не ты, не выздоровить бы мне. Маменька, смотри, как его крыса покусала, вот бедолага! Но ничего, родимый, это все заживет. Не успела она эти слова до конца сказать, как опять ёкнуло сердце у Гордея—ежа. Сбылось предсказание — три раза ему спасибо сказали. Три раза его пожалели добрые люди. Кончилась сила заклятья. Вздрогнул Гордей—еж, словно ото сна пробудился. И видит Поленька: сидит перед ней на лавке молодец, да такой пригожий, что прежде и не видывала. Испугалась она было, да Гордей успокоил ее, все ей рассказал, ничего не утаил. И за что наказан был, и как жил все это время. Долго они так сидели, наговориться не могли.
     Полюбились друг другу с первого взгляда. Через три дня свадьбу веселую сыграли. Отвез Гордей молодую жену к родителям своим, а те уж и отчаялись сына в живых увидеть.
     Много с тех пир лет прошло, а сказ про Гордея—ежа до сих пор в назидание сказывают.

Источник: «Астраханская сказка» (методические рекомендации по материалам фольклорных экспедиций), авторы: Целовальников И. Ю., Гузенко К. В., г. Астрахань, 1991 г.

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.

Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.

Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.

Сочинение на тему: «чему учат сказки салтыкова-щедрина» очень срочно!!, именно сочинение​

Ответ:

Каждая сказка Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому ҹитателю все произведения кажутся удивительно интересными и поуҹительными. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыбнуться, ведь их сюжеты оҹень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать ҹеловеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И ҹитатель продолжает переҹитывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.

Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто проҹел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый ҹеловек без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В ҹем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном слуҹае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополуҹным и комфортным. Но разве не ҹудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаются плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся.

Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие картины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.

Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?

Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводит нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в достижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.

В сказках Салтыкова-Щедрина ҹасто действуют животные, рыбы, птицы. Но ҹитатель ясно видит в них ҹеловеҹеские ҹерты, желания, привыҹки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делают, ҹто пряҹутся от трудностей, не замеҹая, ҹто тем самым лишают свое существование смысла, делая его пустым, а себя несҹастными.

Объяснение:

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко

Главный герой сказки – пескарь (небольшая рыба). Молодой пескарь живет в реке среди множества других водных обитателей. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая маленькая рыбка, как пескарь, может быть съедена большой рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д.

Чтобы не стать ничьей добычей, молодой пескарь решает жить незаметно. Он устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам, когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба сыта, пескарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не найдя пищи, он сидит в норе голодный.

В конце концов пескарь не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пескарь проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.

Больной и старый пескарь наконец понимает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пескаря дураком и остолопом. В конце концов пескарь погибает. Возможно, он становится добычей щуки или рака. Но скорее всего, он просто умирает от старости.

Это интересно: Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.

Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32.

Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.

В «Сказках» Салтыкова-Щедрина с удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России.

В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, но прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление — кулак — показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга». И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует всегда одна мысль — о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства. Таков Карась из сказки «Карась-идеалист».

Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание».

Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира.

Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.

При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»

  • Урок 4.
  • Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»
  • Ход урока
  • I. Работа с опорной схемой, отображённой на доске

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пояснения к опорной схеме.

1869, 1880–1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные – на протяжении 1880–1886 годов. Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

«Для детей изрядного возраста»: дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Задача: форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов.

Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Сказка «Дикий помещик».

Излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков. С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика), с другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

Сказка «Премудрый пескарь».

Остро поставлен вопрос о смысле бытия, о назначении человека. Герой сказки «перемудрил», посвятил свою жизнь только самому себе. Нравственные и общественные идеалы, с точки зрения которых обличается пескариное прозябание, были бесконечно дороги Щедрину. Поэтому с горькой усмешкой заставляет он «мудреца» этого понять бессмысленность прожитой жизни.

Значение сказок.

Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…

то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Сказки направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие – других, лишающего человека нравственных начал.

II. Задания к сказке «Премудрый пескарь»

  1. Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик». С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»?
  1. Плывёшь, премудрый мой карасик?
  2. Плыви, коль плыть тебе дано.
  3. В подготовительном ты классе
  4. Сидишь, дружок, давным-давно.
  5. Который год?
  6. Чуть-чуть не классик,
  7. А всё сидишь, как на мели.
  8. Плыви, плыви, злодей-карасик,
  9. Чуть плавниками шевеля!
  10. Опять лениво заметался,
  11. И что ты там ни говори,
  12. Опять воды ты наглотался,
  13. Везде пускаешь пузыри.
  14. Потом лежишь в унылом тлене,
  15. По-прежнему угрюм и зол,
  16. И вдруг узнал я, что от лени,
  17. Ты на кроссворды перешёл.
  18. Прошу тебя, карасик милый,
  19. Ты не суди и не судачь,
  20. Опять прудок твой запрудило,
  21. А ты не плачь,
  22. А ты не плачь!
  23. И протолкни скорей беседу,
  24. И если хочешь повтори —
  25. О встрече с бабкой или дедом,
  26. Чтоб веселились пескари!
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик»?
  1. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова.

Обыватель –

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).
  2. Человек, лишённый общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами…
  • Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живёт? И вы можете это доказать?
  1. В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
  2. Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях.

    В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла.

  3. В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.
  4. Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов («Повести…» – генералы и мужик, в «Диком помещике» – помещик и мужики).
  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пескарь»), в других комическое переплетается с трагическим (в «Повести…» – горечь за народ, великую силу, без которого правящие классы – ничто, но народ не осознаёт своей силы, вьёт мужик верёвку себе).
  6. Язык сказок в основном народный (Щедрин в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
  7. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.

Источник: https://multiurok.ru/files/loghichieskaia-skhiema-skazki-saltykova-shchiedrina.html

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Салтыков-Щедрин М.Е. «Сказки», краткое содержание произведения.

На ГлавнуюГДЗ:
Английский язык Алгебра Геометрия Физика Химия Русский язык Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) Программы и пособия Краткое содержание Онлайн учебники Шпаргалки Рефераты Сочинения Энциклопедии Топики с переводами

АВТОРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СКАЗКИ

(1869—1886)

Баран-непомнящий — герой одноименной сказки. Стал видеть

неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не

оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его

«умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер.

Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный

«вольного барана во сне видел».

Богатырь — герой одноименной сказки, сын бабы-яги. От-

правленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб

кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и

уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Б. и

боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили

века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни

случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились,

чтобы выручил, то оказалось, что Б. давно мертв и сгнил. Его образ

столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не

напечатанной вплоть до 1917 г.

Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух

генералов прокормил». Чудесным образом очутились на необитаемом

острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не

умели и, оголодав, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили

искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В

дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил

«такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По

возвращении в Петербург Г. получили накопившуюся за минувшие

годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак

серебра.

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись

ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж

много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог

услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем

пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг

(«чистый» воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не

принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и

подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не

отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках,

утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды

чуть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием

податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и

водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и

привели его в более или менее приличный вид.

Ерш — персонаж сказки «Карась-идеалист». Глядит на мир с горькой

трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями

Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в

непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест

ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе

поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем

скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не

подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво

рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье

предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и

«всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман

Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой

заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и

даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал),

что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что

«сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со

своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди

проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан

на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу:

«Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти не-

вольно проглотила собеседника». В образе К. гротескно запечатлены

черты современного писателю либерализма.

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и

мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели».

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так

что в конце концов «от киселя остались только засохшие поскребушки».

В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и

послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только

«господами»-помещиками, но и новыми буржуазными хищниками,

которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Коняга — герой одноименной сказки, «обыкновенный мужицкий

живот, замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не

выходит». Описание его жизни полно горестного пафоса: «Для всех

поле раздолье, поэзия, простор; для К. оно — кабала… Для всех природа

— мать, для него одного она — бич и истязание». Критика сравнивала

эту сказку со стихотворением в прозе. В образе К. воплощена судьба

русского крестьянства (стоит сравнить эту сказку с буднями

«хозяйственного мужичка» из «Мелочей жизни»). «Скорбным певцом

Коняги» назвал Щедрина поэт И. Ф. Анненский.

Либерал — герой одноименной сказки. «Рвался благое дело делать»,

но из опасливости все более умерял свои идеалы и стремления. Сначала

действовал лишь «по возможности», затем соглашаясь получить «хоть

что-нибудь» и, наконец, поступая «применительно к подлости»,

утешаясь соображением: «Сегодня я в грязи валяюсь, а завтра выглянет

солнышко, обсушит грязь — я и опять молодец-молодцом!»

Орел-меценат — герой одноименной сказки. Окружил себя целым

придворным штатом и согласился даже завести науки и искусства.

Однако вскоре ему это надоело (впрочем, Соловья прогнали сразу), и он

жестоко расправился с Совой и Соколом, пытавшимися обучить его

грамоте и арифметике, историка Дятла заточил в дупло и т. д.

Премудрый пискарь — герой одноименной сказки, «просвещенный,

умеренно-либеральный». С детства был напуган предостережениями

отца об опасности угодить в уху и сделал вывод, что «надо так прожить,

чтобы никто не заметил». Вырыл нору, лишь бы самому поместиться, не

завел ни друзей, ни семьи, жил-дрожал, удостоившись под конец даже

щучьих похвал: «вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!»

Лишь перед смертью «премудрый» догадался, что в таком случае «по-

жалуй, весь пискарий род давно перевелся бы». История премудрого

пискаря в гиперболизированной форме выражает смысл или, скорее,

всю бессмыслицу трусливых попыток «посвятить себя культу

самосохранения», как сказано в книге «За рубежом». Черты этого

персонажа ясно видны, например, у героев «Современной идиллии», у

Положилова и других щедринских героев. Характерно и замечание,

сделанное тогдашним критиком в газете «Русские ведомости»: «Все мы

более или менее пискари…»

Пустопляс — персонаж сказки «Коняга», «братец» героя, в отличие

от него ведущий праздную жизнь. Олицетворение поместного

дворянства. Рассуждения пустоплясов о Коняге как о воплощении

здравого смысла, смирения, «жизни духа и духа жизни» и т. п.

представляют собою, как писал современный писателю критик,

«обиднейшую пародию» на тогдашние теории, стремившиеся оправдать

и даже возвеличить «каторжный» труд крестьян, их забитость, темноту

и пассивность.

Русланцев Сережа — герой «Рождественской сказки», десятилетний

мальчик. После проповеди о необходимости жить по

правде, сказанной, как вроде бы мимоходом о, С. решил так и поступать. Но и мать, и сам священник, и

слуги остерегают его, что «с правдой-то жить оглядываючись надо».

Потрясенный расхождением между высокими словами (поистине —

рождественской сказкой!) и реальной жизнью, рассказами о горестной

участи тех, кто пытался жить по правде, герой заболел и умер.

Самоотверженный заяц — герой одноименной сказки. Пойман

Волком и покорно сидит в ожидании своей участи, не осмеливаясь

бежать даже тогда, когда за ним приходит брат его невесты и говорит,

что она помирает с горя. Отпущенный, чтобы с ней повидаться,

возвращается назад, как и обещал, удостаиваясь снисходительной

волчьей похвалы.

Топтыгин 1-й — один из героев сказки «Медведь на воеводстве».

Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с

похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и

съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить

свою репутацию даже у начальства, как ни старался — «забрался ночью

в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума

человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с

типографий начал — быть бы ему… генералом».

Топтыгин 2-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв

на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет,

обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух»

искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему

мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с

позором посажен на рогатину.

Топтыгин 3-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал

перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь — поднимут на

смех; много напакостишь — на рогатину поднимут…» Прибыв на

воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил,

что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал

выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания»

(хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже

был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному

порядку

  • Гранатовый браслет иллюстрации к рассказу
  • Горгонзола как пишется правильно
  • Гранатовый браслет декабрьское сочинение аргументы
  • Гора тарки тау как пишется
  • Гранатовый браслет вступление сочинение