Горе от ума краткое аргумент для сочинения

«Горе от ума» — аргументы к итоговому сочинению. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по комедии — Горе от ума. Используйте наш материал для написания сочинения по литературе на урок в школе.

Любовь — аргументы

1. Иногда в любви есть место иллюзиям, которые вытесняют реального человека из отношений. Например, Софья полюбила не самого Молчалина, а его мираж, сдобренный фантазиями из французских книжек. Героиня не знала того, в кого влюбилась. Ее чувство было встречено фальшью и расчетом со стороны подлого карьериста. Так, сама любовь стала ядовитой иллюзией для Софьи и социальным лифтом для Молчалина.

2. Любовь может стать не только счастьем, но и разочарованием. Так, Чацкий намеревался сделать предложение девушке, которую давно любил. Но Софья встретила друга детства холодно и отчужденно. За время разлуки она полюбила другого. В итоге Александр горько разочаровался в своих чувствах, ведь именно избранница пустила слух о его сумасшествии. Не разделенные чувства принесли герою боль и тоску.

Что значит быть собой? — аргумент

Как не потерять свое «Я», демонстрирует герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий предпочитал служить делу, а не лицам, оценивать человека по личностным качествам, а не по материальному положению и не признавал лесть. Вернувшись после долгого отсутствия в родные края, Александр почувствовал себя одиноким: в фамусовском обществе царили чинопочитание и жажда наживы. Люди были чрезмерно любезны друг с другом, фальш лилась со всех сторон через край, словно никто никогда не слышал о чувстве собственного достоинства. Софья, возлюбленная героя, тоже оказалась подлой натурой и, не желая принимать молодого человека таким, какой он есть, распустила слух, будто он сумасшедший.

Герой, мог бы подстроиться под окружение, сделать вид, что он такой же как все, но, несмотря на привязанность к девушке, предпочел остаться собой. Он лишь посмеялся над своей слепотой и навсегда покинул когда-то дорогой ему дом: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!»

Жизненные ценности — аргументы

1. Жизненные ценности характеризуют человека и во многом определяют его судьбу. Так, Чацкий больше всего на свете ценит свободу, гуманизм, просвещение и другие моральные и интеллектуальные богатства личности. Именно поэтому он один противостоит эгоистичному и невежественному фамусовскому обществу. Его столкновение с московским дворянством — следствие конфликта жизненных приоритетов: люди, которые более всего ценят себя, не могли понять альтруиста и филантропа.

2. В жизни важно правильно расставить приоритеты. Например, Софья Павловна так и не смогла этого сделать и поплатилась за свои ошибки. В людях она ценила уступчивость и соответствие тем канонам, которые она вычитала в романах. Ее кавалер был романтичным, томным и таинственным, но при этом неискренним и расчетливым. В отличие от преданного Чацкого, Молчалин обманывал Софью ради выгоды и претворялся тем, кого она хотела в нем видеть. Героиня получила удар в спину от близкого человека, потому что неверно определила жизненные ценности.

Счастье — аргументы

1. Каждая личность по-своему понимает счастье. Так, Молчалин видит предел своих мечтаний в карьерном росте и двойной жизни. Ему нужна связь с Софьей ради выгоды, но любит он ее служанку и хочет втайне быть с ней. Его идеал низок и мелок, как и сам герой. Значит, счастье — это совокупность идеалов и стремлений человека, которая характеризует его.

2. Подлинно нравственные люди видят свое счастье во всеобщем процветании. Например, Чацкий желает не приобретения личного благосостояния, а позитивных перемен во всей стране. Он искренне верит в то, что сможет переубедить и обратить в свою веру московское дворянство, но разочаровывается и уезжает. Сложно добиваться всеобщего счастья в одиночку.

Честь — аргументы

Понятие «честь» каждый понимает по-своему, многие люди даже искажают его смысл. Так, Скалозуб считает, что честь измеряется в чинах. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы» — говорит он. Вся его жизнь — это побег за наградами и повышениями, в них он и видит свое человеческое достоинство. Сама же служба ему безразлична, все свое время он тратит на балах и за карточным столом.
При этом он считает себя «честным офицером» и не понимает, что честь заслуживают делами, а не орденами.

Честь определяется не общественным мнением, а соответствием человека моральным и этическим идеалам. Так, Чацкого не признают в высшем свете, потому что он не «прислуживался», чтобы добиться перспективной должности. Тем не менее, этот герой, в отличие от окружения, наделен высокими нравственными ценностями и действительно думает о судьбе отечества. Именно Александр, а не Скалозуб или Фамусов, является настоящим человеком чести.

Доброта — аргументы

1. Настоящая доброта всегда выражается в деле. Так, Чацкий предлагал реальные пути решения социальных проблем своего времени. Он выступал против крепостного права, блата и коррупции, обличал эгоизм и невежество дворянства, даже отказался от службы, чтобы не «прислуживаться». Этот герой по-настоящему добр к людям, ведь не мирится со злом, а чутко реагирует на него.

2. Нередко мы становимся свидетелями ложной доброты. Так, Молчалин был любезен со всеми вышестоящими, готов был даже целовать собаку господ и расточать ей пышные любезности, лишь бы подняться по карьерной лестнице. Его доброта, которую так полюбила Софья, была лишь притворством ради выгоды. Он не критиковал высший свет только потому, что был от него зависим.

Все сочинения

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Темы и проблемы комедии Горе от ума

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Пьеса «Горе от ума», которое было написано А.С. Грибоедовым актуально до сих пор. Автор поднимает проблемы того времени, такие как крепостное право, а также чинопочитание, кроме этого он говорит о нравственных ценностях, любви, желании обрести крепкую семью и другие проблемы. Он полноценно описывает происходящее с 1810 до начала 1820-х годов.

Центральной является проблема ума. Первоначальным названием произведения является история «25 глупцов и одного умного человека». Чацкий является достаточно умный человеком, который вызывает зависть у окружающих людей. Поэтому Фамусовское общество изгоняет его из своего круга, потому что его мнение расходиться с мнением окружающих его людей. Отсюда появляется и горе.

С этой проблемой тесно связана и другая, это проблема воспитания и образования, а то время считалось, что образование – это развлечение века прошедшего, и не стоит тратить время на то, что можно считать опасным.

Еще одной проблемой, которую рассматривает Чацкий становится проблема чести. Ведь Чацкого, которые обладает достаточно честью общество изгоняет, при этом вполне общается с Молчалиным, который является самым настоящим лжецом и льстецом, готовым поклоняться остальным людям.

С другой стороны, Чацкий всегда думает о жизненных ценностях, ему приходиться бороться с собой, он не видит смысла жизни в обществе, которое заставляет его жить в веселье и праздности, он привык служить обществу и прививать ему высокие идеалы, которое оно принимать не хочет.

Здесь возникает и другая проблема, Молчалин является человеком, который готов на все, чтобы чиновники могли чувствовать себя на высоте. Отец с детства внушал ему, что всем чиновникам нужно угождать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице. Он и Софью, которая его любит, использует только для собственного продвижения, он не задумывается о чувствах девушки.

Чацкий же не может принять такого отношения к чинопочитанию и желанию продвинуться по карьерной лестнице.

Грибоедов думает также о развитии национальной культуры, ведь Фамусовское общество во всем подражает зарубежью. Чацкий относится к зарубежному совершенно по-другому, он не против перемен к лучшему, но испытывает определенный патриотизм и отношение к родине, он готов брать из-за границы только инновационные технологии, которые могут помочь продвижению отечественной науки.

При этом само фамусовское общество живет по старым устоявшимся принципам, которые нельзя свергнуть, поэтому автор поднимает проблемы крепостного права, век, который давно минул, оставил традиции не считать крепостных за людей и обменивать их при игре в карты, или при любом другом удобном случае.

Проблематика произведения (2 вариант)

Пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Он превосходно точно охарактеризовал период начала девятнадцатого века.

Главная проблема данной пьесы – проблема ума, написанная ещё в заголовке произведения. Автор с иронией относится к своему произведению. Умным людям, таким как Чацкий, всегда завидовали, и будут завидовать «главари» общества. Общество Фамусова часто избегало Чацкого, так как считали его странным, хотя сами они не были умными. Только ум, соединившийся с честностью, мог стать началом всех недопониманий для других. Поэтому и горе от ума.

В пьесе также применяется проблема чести. Самого верного и честного героя недопонимают и выгоняют из общества, оставляя там лишь Молчалина и других лжецов.

Из всех героев самый молодой – это Молчалин. Он имеет немного другие, более современные взгляды на жизнь, чем остальные. Его мнение почти схоже с фамусовским. Он верен старому идеалу помещика-крепостника. После потери своей репутации, к нему относятся как к хорошему последователю Фамусова. Из-за его ухаживаний в него влюбляется дочь хозяина дома, причём сам Молчалин ничего к ней не чувствовал, а только лишь хотел из-за этого, несмотря на чувства девушки, остаться на своём «престижном» месте.

Всех персонажей данного произведения, кроме Чацкого, можно охарактеризовать так: страсть к деньгам и чинам, преимущественно чужая позиция. Главному герою сложно понять их склад ума.

Софья – как раз та девушка, влюблённая в Молчалина, который поступает с ней нечестно.Девушка безответно влюблена в Мочалина. Но он очень подло относится к ней, так как хочет получить более высокое положение в обществе.

Все проблемы, происходящие с героями пьесы стоит рассматривать как противопоставление ума и безумия. Все действия происходят между старыми жизненными устоями и современными идеями Чацкого.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что Чацкий не безумец, а общество, в котором он оказался не такое уж и глупое. К сожалению, просто у общества пока ещё другие взгляды на жизнь, хоть и немного старомодные.

Вариант 3

Проблематика вырождения элиты является для общества практически всегда актуальной, даже если на какой-то период элита остается целостной и действительно самой достойной частью общества, то со временем эта часть общества частично разлагается. Грибоедов в собственной комедии рассматривает во многом именно такую проблематику и упадок дворянского сообщества. Собственно, и название говорит об этом и сам автор, который называл свое произведение историей про 25 глупцов и одного умного человека.

Главный герой рассматривает проблему того как один человек оказывается в обществе глупцов, а эти глупцы оказываются лучшими представителями своего общества. Как минимум номинально они являются лучшими в своем обществе и представляют дворянство, но, по сути, обладают массой пороков и эти пороки плодят. Проблематика бюрократии, плохое воспитание, чрезмерное честолюбие, либерализм, декабризм, страсть к европейской культуре – такие и подобные темы затрагиваются в этом произведении.

Конечно, произведение отталкивается в основном от главного персонажа, который обладает незаурядным умом и именно этот ум приносит основные беспокойства. Грибоедов указывает на то как прогрессивные идеи приносят вред обладателю этих идей.

Как ни странно, но прогрессивные идеи могут погубить обладателя этих идей и на самом деле оказываются вредными, хотя и могли бы приносить пользу. Однако, ситуация практически всегда выглядит именно такой, когда меняются эпохи и поколения. Смена практически всегда проходит через определенный стресс и преобразования.

Представителем предыдущего и отжившего общества является Фамусов, который видит в обществе наиболее существенным положение и деньги. Только тот, кто заслужил положение и капитал, является лучшим человеком по сравнению с остальными. Относительно таких идеалов Фамусов и строит собственное поведение и взаимодействие с остальными людьми.

В свою очередь Чацкий является представителем нового поколения, который стремится поставить в центр нравственной ориентации человека образование и культуру, какие-то более высокие идеалы. Чацкий является ориентированным на более эфемерные пространства, которые значительно менее практичны чем фамусовские идеалы. Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование.

Также читают:

Картинка к сочинению Темы и проблемы комедии Горе от ума

Темы и проблемы комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Скворцы Куприна

    В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

  • Жизнь и творчество Валентина Распутина

    Валентин Распутин родился 15 марта в 1937 году в Иркутской области. Был активным общественным деятелем, писал книги и публицистику. В двухлетнем возрасте переехал с семьей в деревню Аталанк.

  • Характеристика и образ Челкаша в рассказе Горького Челкаш сочинение

    Челкаш в одноимённом рассказе М. Горького натура колоритная. Он уже не молод, но ещё силён и ловок. Свой хлеб добывает трудом неправедным. Он босяк и вор, промышляет кражами в морской гавани

  • Тема любви в творчестве Маяковского сочинение

    Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

  • Смешное и грустное в комедии Ревизор сочинение 8 класс

    Одной из великих комедий 19 века является произведение Ревизор русского писателя Н.В. Гоголя. В данном рассказе основной проблемой является произвол российских чиновников. Множество литераторов до сих пор спорят на тему того

Произведение, автор, жанр

Раскрытие проблемы взаимоотношений в произведении

Примечания

А.С. Грибоедов «Горе от ума», комедия

Просвещенный, передовой дворянин Чацкий, проучившись три года за границей, возвращается на родину и с негодованием замечает невежественность, подлость, продажность, лицемерие в кругу знакомых чиновников. Он яростно обличает фамусовское общество, однако ни в ком не находит поддержки: его воспринимают как «карбонари» и «безумца», что вынуждает  одинокого и разочарованного героя покинуть Москву.  «Пойду искать  по свету, Где чувству оскорбленному есть уголок! Карету мне, карету!»

Формально Чацкий побежден,  против него настроено все фамусовское общество. Однако  этому обществу все же нанесён «смертельный удар». Несмотря на свою многочисленность, оно изжило себя: автор убежден, что вскоре начнет появляться все больше  молодых людей, подобных Чацкому, будут происходить реформы. Беда Чацкого в том, что он «оказался на сцене» слишком рано.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах

Онегин, петербургский аристократ, пресытился столичной жизнью – являясь типичным представителем светского  общества, он, тем не менее, скучает в кругу пустых кокеток и франтов.  Онегин пытается начать новую жизнь в деревне, однако общество провинциальных помещиков также претит ему: они слишком просты, недостаточно хорошо образованны; это типичные обыватели. Герой не может найти своего места, предназначения,  у него нет цели,  и это его тяготит. Ему не удается построить ни дружеских, ни любовных отношений.  Онегин – тип «лишнего человека»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», философско-психологический  роман

Григорий Печорин, офицер, аристократ, страдает от того, что не может найти свое предназначение, определить жизненную цель. Он молод, умен, красив, смел, но  попусту растрачивает душевные силы. Героя постоянно терзает скука, и он разными способами пытается ее развеять, не считаясь с чужими интересами. Он постоянно рефлексирует, с готовностью признает свои недостатки, но не желает с ними бороться. Где бы ни появился Печорин, он приносит с  собой разлад и неприятности, ломает чужие судьбы:  контрабандисты вынуждены искать новое место, Бэла и ее отец убиты,  Казбич лишается коня, которого ценил больше всего на свете, Грушницкий погибает, муж Веры узнает о ее измене и третирует ее, разбито сердце Мэри,  которая, скорее всего, уже не сможет обрести счастья в любви;  Максим Максимыч тяжело переживает равнодушие своего прежнего приятеля… Печорин  не любит светское общество, он скучает среди аристократов, считает их косными, пустыми, но при этом сам он —  порождение этого  общества и  носит его печать.  Еще не достигший и тридцати лет, самолюбивый эгоистичный Печорин тяготится жизнью и страдает от ее бессмысленности. 

У. Шекспир «Гамлет», трагедия

Датский принц Гамлет,  поговорив  с  призраком своего отца, подозревает в его убийстве своего дядю, нового короля, однако не имеет прямых доказательств и пытается найти истину. Молодой человек переживает внутренний и внешний конфликт. Внешний – с отчимом, матерью, придворными: ему претят  фальшь, лицемерие, подлость, встречаемые им всюду.
  Внутренний конфликт Гамлета связан с выбором правильного пути:  «быть или не быть?» То есть покончить с собой  и обрести покой или пытаться бороться с окружающим злом, зная, что в этой изматывающей борьбе едва ли удастся победить. Герой выбирает второй путь и до последнего (до своей смерти во время дуэли) пытается восстановить справедливость.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман

Родион Раскольников, умный, гордый студент, раздавленный нищетой и своим бесправным положением, придумывает теорию, согласно которой люди делятся на два типа —  «твари дрожащие» и «право имеющие» (вторым дозволено переступить нравственную черту). Чтобы понять, к какому типу относится он, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, принимая за бесценок  вещи людей, оказавшихся в безвыходном положении. Раскольников поставил себя на место Бога, решающего, кому жить, кому – нет.  Он проявил гордыню. Раскольников переживает внутренний конфликт: с одной стороны, он не раскаивается в содеянном, с другой – не может заглушить голос совести, ведь в целом герой – человек добрый, отзывчивый, умеющий сострадать, бремя преступления давит на него, он чувствует, что «словно ножницами отрезал себя» от мира, близок к помешательству. Раскольников корит себя за то, что не может равнодушно воспринимать совершенное, видит в этом свою слабость.  Герой не выдерживает нравственных мук и (во многом под влиянием Сони Мармеладовой) приходит в полицию с признанием. В конце концов, уже оказавшись на каторге, Раскольников все же раскаялся, увидев во сне страшное воплощение своей теории, когда каждый посчитал себя «право имеющим». После этого происходит нравственное перерождение героя.

Преступление было совершено не ради денег – ими герой даже не воспользовался, он пытался доказать себе, что не является «тварью дрожащей».

А.Н. Островский «Гроза», пьеса

Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся  в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания,  где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая  живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается  к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей  образованностью,  нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина  почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности.  Разлученная с Борисом силой обстоятельств,  гордая, смелая, своенравная  женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье. 

Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало.

И.А. Гончаров «Обломов», роман

Илья Ильич Обломов – барин, живущий размеренной жизнью и не терпящий суеты. Это нравственный, умный человек,  склонный к философии, «голубиная душа», однако он не выпускает наружу тот свет, который есть в его душе: не приносит пользы, не жертвует собой.  Его порок – лень, безволие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, бороться за любовь и счастье. Его жизнь наполнена праздными мечтами, пустыми планами, которым не суждено реализоваться. Он не приспособлен к изменяющимся общественным условиям, когда на смену патриархальному укладу приходит время буржуазии, дельцов, готовых активно действовать. 

После расставания с Ольгой Обломов, который, казалось, «проснулся» для жизни, погружается в духовный сон.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», повесть

Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин из провинции, который поступает на военную службу в Белогорскую крепость. Петр не мечтает о военной карьере, ему близка тихая семейная жизнь, но он оказывается  в водовороте исторических событий – речь идёт о Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Петру удаётся  следовать наставлению отца – «Береги платье снову, а честь смолоду»: постоянно оказываясь в ситуациях нравственного выбора, он сохраняет в себе человека: он не изменяет присяге и не переходит под начало Пугачёва, он  никогда не проявляет трусости и всегда исключительно честен, он ценой своей жизни готов    защищать  честь возлюбленной.

С помощью образа Петра Гринёва А.С. Пушкин показывает, что даже в смутные, тяжёлые времена человек способен сохранить в себе человеческое, если живёт по совести.

Мигель Сервантес «Приключения Дон Кихота», роман

Дон Кихот  — небогатый  идальго (аристократ), увлеченный рыцарскими романами настолько, что они доводят его почти до помешательства. Герой живёт в мире фантазий о благородных подвигах, поединках, прекрасных дамах…  Его не привлекают богатства: он хочет быть похожим на своих кумиров и добиться посвящения в рыцари, наивно верит в то, что борется со злом и однажды обретет славу. Окружающие воспринимают его как сумасшедшего. Кто-то жалеет Дон Кихота, кто-то обманывает его ради собственной выгоды.  Дон Кихот не хочет воспринимать действительность и зачастую не помогает, а вредит людям, не осознавая этого.  Он упрям, немного тщеславен, порой неистов, но у него очень доброе сердце наивного мечтателя.  Перед смертью Дон Кихот прозревает: герой  разочаровывается в своих иллюзиях и избавляется от книг о любимых рыцарях, называя себя глупцом.

М. Горький «Старуха Изергиль», повесть

Юноша Ларра – сын орла – возвращается в родное племя, из которого когда-то была похищена его мать:   он ставит себя выше соплеменников, нарушает законы общины, не уважает старцев и даже убивает девушку, отказавшуюся последовать за ним. Ларра упивался своей силой, грабил племя,  не ведал ни дружбы, ни любви, у него не было ни одного близкого существа – и однажды он проклял свою долю. За гордыню герой был наказан бессмертием,  а соответственно – и вечным одиночеством.
Данко – антипод Ларры. Юноша, желая спасти свое племя, повел его через страшный лес и болота – трусливые и озлобленные люди осыпали его обвинениями и даже хотели убить, но Данко не оставил их и все же вывел к свету, пожертвовав своей жизнью: он вырвал свое пламенное сердце и освещал соплеменникам путь, не ожидая благодарности.

Один из спасённых Данко людей наступил на его тлевшее сердце, испугавшись чего-то,  — так оно погасло.

Л.Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея

Платон Каратаев – крестьянин, оказавшийся в плену. В нем нет присущей воюющему человеку жестокости, он не теряет самообладания, не отчаивается, не жалуется на жизнь – он продолжает любить ее, живёт в гармонии с собой. Платон Каратаев – воплощение лучших национальных  черт русского человека:  Платон всех считает братьями, никого не осуждает и не винит в своих бедах.  Даже во французах не видит врагов, не держит на них зла. Хотя сам герой пленен, его душа остается свободной. Платон религиозен, смиренен и верит в конечное торжество справедливости. Он поддерживает других пленных, оказывает большое влияние на Пьера, способствуя его нравственному возрождению.

Автор: Ноздрина Анна Владимировна.

  • Горе от ума или горе от любви причины трагедии чацкого сочинение рассуждение
  • Горе от ума жизненный путь чацкого сочинение
  • Горе от ума декабрьское сочинение
  • Горе от ума грибоедов темы для сочинения
  • Горе от ума грибоедов краткое содержание о чем рассказ