Горе от ума молодое поколение в комедии горе от ума сочинение

  1. Решебники
  2. Сочинения 9 класс
  3. Молодое поколение в комедии «Горе от ума»

Молодое поколение в комедии «Горе от ума»

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» имеет современное звучание, несмотря на то, что написана в начале 19 века. Грибоедов касается множества серьёзных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
Главным героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он яркий представитель «века нынешнего». Чацкий прогрессивный, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами человек. После 3-летнего отсутствия он вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Александр Андреевич хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблён до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Александр Адреевич Чацкий недоумевает и хочет найти причину её холодности. Оставаясь в доме Фамусова, главный герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Чацкий произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нём он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве. Чацкий рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде главный герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавя это, Чацкий испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума», в меньшей степени испытывает и «горе от любви». Александр Андреевич Чацкий узнаёт причину холодности к нему Софьи—она влюблена в ничтожного Молчалина. Главный герой оскорблён тем, что Софья предпочла не его, а это «жалчайшее создание». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» С плохим настроением Чацкий попадает на бал в фамусовском доме, где собрался весь свет московского общества. Все эти люди не хотят воспринимать Александра Андреевича, ведь они не переносят «чужака». Софья в обиде за Молчалина распускает слух о сумасшествии главного героя. Всё общество с удовольствием подхватывает слух, выдвигая в качестве главного обвинения свободомыслие Чацкого. В финале комедии Чацкому открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всём остальном «фамусовском» обществе. Главному герою ничего не остаётся, как уехать из Москвы.
Моё поколение считает, что Чацкий может быть идеалом, так как этот человек готов бороться за своё Отечество, быть ему полезным. К сожалению, такие люди, как Александр Андреевич, встречаются в современном мире очень редко.

«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума».

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».

Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям. 

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы.  Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу. 

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей,  для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо».

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

Рассуждение Век нынешний и век минувший

В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает проблему взаимопониманий двух поколений и как принято говорить афоризмом – век минувшего прошлого и век нынешнего. На заре девятнадцатого века назревает несоответствия и разногласия между старой гвардией и новомыслящей молодёжью. По мнению передового общества Россия как бы застыла в своем развитии и не может двигаться дальше по ряду причин.

Во – первых – это кандалы крепостного права , в которые вцепились мертвой хваткой дворяне-феодалы. Им выгодно иметь почти бесплатный рабский труд на их благо. Во-вторых это взятничество, купля продажа чинов и должностей. В – третьих, престиж передачи военных чинов по наследству. Грибоедов в комедии противоборство между новым и старым светом представил в лице Чацкого и Фамусовского общества.

Чацкий молодой человек получивший образование за границей, возвращается домой в Москву. Первое, что он делает – это спешит на встречу с любимой со словами «Чуть свет на ногах, а я уже у ваших ног» . И что же он видит. Какая разительная перемена происходит в Софье Фамусовой и понимает, что яд века минувшего проник в ум молодой девушки.

Она как и ее батюшка вступает в ряды борцов за устоявшиеся старые порядки. Ее все устраивает и ей не хочется, чтобы вокруг кипела новая жизнь, чтобы происходили новшества в политике, образовании.

Чацкий же напротив, горяч, полон энергии и желания принести пользу России, все равно на каком стезе, будь то карьера военного или штатского.

И как раз это явилось началом конфликта с Фамусовским обществом. Для армии века минувшего служба – это источник дохода, но никак не процветания и пользы государства. Они осуждают все новое, радикальное, отрицают образование, начитанность, развитие духовных ценностей, хотя следуя моде заводят у себя в домах иностранных учителей, словно диковинных животных.

Чацкий против иностранщины, он глубоко убежден, что Россия сама по себе кладезь ума и способна с помощью своих отечественных учителей дать прекраснейшее образование молодежи и направить их на благо и расцвет нации. Но Фамусовское общество противится и осуждает эти благие порывы. Более того, Чацкого объявляют душевно больным. Он с горечью замечает, «а судьи кто? За древностию лет, в свободной жизни их вражда не примирима». Знания они черпают уж из настолько устаревших времен Очаковских и завоевание Крыма.

И он понимает, что такие как он пока в меньшинстве, но из искры возгорится пламя. Россия обязательно воспрянет ото сна, и что будущее за молодым, энергичным, грамотным и талантливым поколением. За молодежью будущее.

Также читают:

Картинка к сочинению Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Моя семья в годы Великой Отечественной войны сочинение эссе

    Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.

  • Сочинение Проблема смысла жизни человека (итоговое с аргументами и примерами из литературы)

    Иногда людям требуются годы на поиск ответа на вопрос: «В чём смысл его жизни». Однако каждый отвечает на него по-разному, это зависит от личных приоритетов и ценностей. Писатели-классики отечественной литературы

  • Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами.

  • Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.

  • Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза Островского сочинение

    В поэме Островского Гроза, Тихон является главным героем. В повествовании представлено большое количество разногласий, реализованных из-за этого образа

изображение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

  • Горе от ума любовный конфликт сочинение вывод
  • Горе от ума краткое содержание всего рассказа
  • Горе от ума краткое аргумент для сочинения
  • Горе от ума комедия или драма сочинение 9 класс кратко
  • Горе от ума как писалось произведение