Горе от ума сочинение фамусовская москва в комедии грибоедова горе от ума

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова

Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов.

Всех героев комедии читатель видит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, очень типичного представителя московского дворянства. Он вдовец, богат, имеет единственную дочь Софью.

Начало века время для России не простое, среди прогрессивных людей зреет запрос на социальные перемены, но фамусовское окружение, кажется застыло в своём развитии, всякие изменения кажутся им недопустимыми и опасными. «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда…»—говорит в разговоре с Чацким и Скалозубом Фамусов. Конечно, все представители фамусовского общества люди разные, но вот этот страх перед новизной их очень объединяет.

Никто извне не может просто так попасть в круг этих московских снобов. Они стараются держаться очень замкнуто. Замуж выходят и женятся с расчётом, на претендентах из своего окружения и, конечно, богатых. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених.» Матримониальные вопросы решают родители, как повелось издавна. Софья вынуждена украдкой встречаться с Молчалиным, потому, что он беден и не знатен.

Они, практически, все находятся в какой-то степени родства друг другу и стараются на хорошие должности пристроить родственников. «Ну как не порадеть родному человечку!.. «— восклицает тот же Фамусов.

С большим подозрением относятся в фамусовском обществе к образованию, считая. что все вольности, всё зло идут именно оттуда. Собрать и сжечь все книги предлагает полковник Скалозуб. Всем бедам причина учёность и ученье считает Фамусов. Собственно говоря, им хорошее образование им ни к чему, у них другие интересы. Время они предпочитают проводить, давая «обеды, ужины и танцы». Встречаясь, эти люди делятся сплетнями, обсуждают за глаза друг друга, устраивают смотрины для дочерей и подыскивают выгодные местечки сыновьям, то есть занимаются, по их мнению, очень важными делами.

Очень важную роль в жизни этого круга играют женщины. Они влияют на мужей и часто держат их под каблуком. Бывшему сослуживцу Чацкого Горичу жена слова не даёт сказать, он без её контроля сделать ничего не может. С помощью влиятельных женщин можно добиться многого. Мллчалин в разговоре с Чацким упоминает некую Татьяну Юрьевну и настоятельно советует посетить её, чтобы добившись её благосклонности, повысить свои шансы на успех. А Фамусов в конце пьесы сокрушается о том «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Это общество монолитно, оно не любит чужаков, особенно образованных и с ним не согласных. Едва Чацкий приезжает и произносит несколько крамольных высказываний, как его объявляют сумасшедшим, и он вынужден бежать.

Долго ли будет продолжаться такая идиллия? Грибоедов прямого ответа не даёт. Но уже в среде этих аристократов появляются Чацкий и двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать.» Эти люди помалу расшатывают устои, но до настоящих изменений ещё очень, очень далеко.

Вариант 2

Самое известное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано в послевоенные годы. Время, описанное в комедии, является начальным этапом зарождения декабризма, когда прогрессивные революционеры вступают в схватку с приверженцами старых порядков.

Москва и ее жители приходят в себя после войны с французами.  Общество того времени отказывается принимать какие-либо новшества, придерживаясь законов прошлых времен. Многие жители сгруппировали закрытые общества, в которые могут попасть только люди богатые и обладающие высокими чинами. Такие общества существовали на сплетнях, слухах и льстивых речах.

Одно из таких обществ и описал Грибоедов. Его главой являлся Фамусов – вдовец, наделенный богатством и властью. Он ровнялся на своего дядю, который добился расположения царей с помощью своей лести.

Простой человек не мог попасть в его окружение, если только он не принесет выгоду. Так получилось с Молчалиным и Загорецким. Они не были дворянами и не имели знатных корней, зато хорошо умели услужить. Благодаря своей лести они не только получали повышение, но и уважение в обществе.

В Москве того времени было необходимо иметь влиятельных знакомства, но хорошее образование или даже разговоры о нем призирались. Людей больше волновали светские балы и гуляния, а не изучение наук, считавшееся уделом глупцов.

Жители России все больше восторгались Францией, ежели своей родиной. В обиход вошел французский язык, молодые девушки увлекались французскими романами. 

Общество Фамусова осталось далеко позади и поддерживало крепостное право. Им было выгодно считать обычных людей рабами, видя в этом колоссальную выгоду.

Также в этом обществе господствовал матриархат. Мужчины были только слугами, всюду царили сплетни и эгоизм.

В комедии есть только один человек, обладающий положительными качествами – Александр Чатский. Он старается указать людям в обществе на их ошибки, побудить их к принятию образования и культуры, но встречается с насмешками и шквалом негатива. Слухи, образовавшиеся вокруг него, описывают Чацкого, как умалишенного. Он не протягивает там долгого времени.  Фамусовское общество вытесняет его из своего окружения, и Александр уезжает из Москвы.

В комедии автор изобразил Москву местом, где старые законы и порядки борются с нововведениями, а ее жители не впускают в обиход ничего нового. Этим они разрушают не только все вокруг, но и самих себя.

Фамусовская Москва в комедии Грибоедова Горе от ума

А.С. Грибоедов – известный общественный деятель, поэт, критик и публицист. Писательский труд был частью его жизни. Но настоящую известность ему принесла пьеса «Горе от ума», ставшая, по мнению критиков, «бессмертной». Комедия впервые публикуется в 1824 году. И идеально отражает черты общества того времени. Не теряет своей уникальности и по сей день.

Стоит отметить, что время написания произведения было переломным для страны. А для столицы особенно. Совсем недавно закончилась Отечественная война 1812 года. Менялось мировоззрение людей, крепло самосознание. Стали появляться прогрессивно мыслящие молодые люди. Зародилось движение декабристов, мысли и идеи которых активно просачивались в общество. А «старая гвардия» держала оборону, всеми силами стараясь не сдавать своих консервативных позиций. Отказ от устаревших взглядов в столичном обществе стал бы крахом всей системы, на которой базировались успех и благополучие этих людей. В комедии А.С. Грибоедова с такими представителями «века минувшего» сталкивается главный герой – Александр Андреевич Чацкий.

Все события пьесы происходят за сутки в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова. Это классический представитель дворянства того времени. Человек влиятельный и уважаемый, управляющий в казенном доме. Ключевой сценой становится бал. Гости хозяина – типичные образы столичной знати, которых критики окрестили «фамусовской Москвой».

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. И даже званые вечера и балы необходимы не для развлечения или общения, а исключительно для обретения знакомств и связей. Любой ценой добиться высокого положения в обществе. Ценны не люди и их качества, а умение понравиться и угодить вышестоящим лицам. И только лишь Чацкому это претит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Он готов посвятить себя делу и Отечеству, но не людям.

Сплетни здесь не только приятные беседы за чаем, но и рычаги управления, манипуляции. Чацкий не угоден и потому распространяется слух о его сумасшествии.

Все фамилии говорят сами за себя. Загорецкий и Репетилов – люди пустые, неинтересные, но готовые всегда услужить влиятельным лицам. Скалозуб – солдафон, его интересует только военная служба. Но он ходит на балы, чтобы улыбаться начальству и его веселить грубым солдатским юмором. Княгини Хлестовы и Хрюмины напыщенны, самонадеянны и жестоки. Но все ищут их расположения, ведь у них связи. А такие как Молчалин – двуличные, трусливые, но пробивающие дорогу к цели любой ценой. Они всегда будут «блаженствовать на свете».

Доклад

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Душа людини твір роздум

    Без сумніву, найголовніше що є в людині — її душа. Саме вона є істинною сутністю людини, є нею самою. У всі часи, особливо, в теперішній люди зазвичай звертають увагу в першу чергу

  • Сочинение по произведению Собачье сердце Булгакова

    В сюжете произведения рассказывается о том, как собака превращается в человека. Этот невероятный случай произошел в результате одного из экспериментов ученого по фамилии Преображенский

  • Сочинение Герасим и Татьяна в рассказе Тургенева Муму

    Иван Сергеевич Тургенев является авторам таких произведений как «Отцы и дети», «Накануне», «Постоялый двор» и всеми известного рассказа «Муму», в котором отразил свои трепетные переживания и беспокойства о будущем родной страны

  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.

В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей — это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.

Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.

В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.

Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.

Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.

Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя «мадам» вместо «барыня».

Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.

Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.

Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?

Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении — это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.

В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.

Сочинение Фамусовская Москва

Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах  А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других  людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская  Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Вариант 3

А.С.Грибоедов начинал как писатель — классицист. В своей знаменитой комедии он соблюдал каноны классицизма. Все действие происходит в течение одних суток в доме знатного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Вот большой чиновник пристает к служанке и в то же время поучает дочь, которая всю ночь провела в компании Молчалина. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца – монашеским известен поведеньем. Фальшь, лицемерие, ханжество в словах Фамусова. Это первое впечатление. Софья Павловна тоже решает поинтриговать, говорит о своем возможном замужестве. Который же из двух? Молчалин или Чацкий? — мучается Фамусов. Он свято убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Свою задачу родителя он видит в том, чтобы найти выгодную партии для дочери.

А вот уже реальный жених – полковник Скалозуб. «И золотой мешок. И метит в генералы». Скалозуб примитивен в своих суждениях, его мечты о карьерном росте базирутся на циничном – «другие, смотришь, перебиты». Речь его бедна, в ней преобладают солдатские слова и выражения – солдафон . Вот идеал мужа.

Падение Молчалина с лошади и обморок Софьи заставляют Чацкого сомневаться: Молчалин прежде был так глуп. Ужели он ей мил? Взгляды Молчалина окончательно убеждают Чацкого в невозможности любви Софьи. Фамусов подбирает своих людей в служащие – как не порадеть родному человечку. Секретарь Фамусова хорошо усвоил, что надобно угождать , как учил отец, вышестоящим, ездить на поклон к власть имущим. Самые лучшие деловые качества, по его мнению, — умеренность и аккуратность. Он готов на подлость — притворяется влюбленным в угоду дочери такого человека.

И наконец, кульминация – бал в доме Фамусова. Фамусовское общество в сборе. Их объединяют общие взгляды:

— самодержавно-крепостнические воззрения ( Чацкий в одном из монологов обвиняет чиновникf в том, что тот собрал на крепостной балет от матерей оторванных детей, а затем распродал крепостных по одиночке).

— для фамусовской Москвы идеалом является Кузьма Петрович, который был с ключом, т.е. имел высокую придворную должность камергера, и сыну ключ умел доставить – сумел хорошо пристроить сына.

— отношение к службе халатное – «подписано, так с плеч долой». Главное, подслужиться нужному человеку, как Максим Петрович-«когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Зато не то на серебре – на золоте едал.

— столпы общества не читают. Их познания из старых газет. Они выступают против образования, они невежественны.

— женщины в обществе играют важную роль: они выносят суждения, продвигают по службе.

Особенно популярны у них военные.

— преклоняются перед всем иностранным.

В сцене бала Грибоедов использует прием калейдоскопа: мелькают лица, но они не сливаются, каждый персонализирован, у каждого подчеркнуто определенное качество.

Вот в доме Фамусова появляются Горичи — некогда бравый вояка Платон Михайлович превратился в подкаблучника – « муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».

Далее прибывают Хрюмины бабушка и внучка. Высокомерные зазнайки, которые плохо говорят на языке своем родном. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми посещают балы с одной целью – найти жениха. Наконец, старуха Хлестова с арапкой девкой и собачкой – именно так помещики относятся к крепостным. Нужны здесь и господа Д И Н., Загорецкие, готовые услужить важным лицам, Молчалин, который дойдет до степеней известных, Софья, истинная дочь своего отца, скорая на расправу.

Вот они, наши судьи, столпы общества.

Единым фронтом выступают они против свежих мыслей, ума, бесстрашия – охотно признают Чацкого сумасшедшим. Однако Чацкий способен противостоять крепостникам и ретроградам, он разоблачает косные взгляды столпов общества. Однако он один против всех и потому сломлен количеством старой силы. Вон из Москвы, сюда я больше не ездок – герой бежит из удушающей атмосферы древней столицы.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Мещерская сторона Паустовского

    Рассказ идет от первого лица. В самом начале мы знакомимся с человеком, который отправился в путешествие по родным краям. С собой у него имеется только старая карта. Спустя время уже многое изменилось

  • Сочинение Анализ рассказа Ю-ю Куприна

    В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

  • Главные герои сказки Заколдованное место Гоголя

    Заколдованное место Гоголя — это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Характеристика и образ Олеси в повести Олеся Куприна

    Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?..

Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

Фамусовская Москва

(Барская Москва, как олицетворение комедии)

Каждый раз, когда Грибоедов приезжал в Москву, он видел как отстраивалась после войны и изменялась Москва. Тут и там появлялись новые здания, на улицах выстилались плитки тротуаров.

«С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад»

А как изменилось московское общество, люди? Грибоедов каждый раз находил, что оно совершенно не менялось. Там царили те же порядки, что и прежде.

«Дома новы, но предрассудки стары»

Общество не признавало новшеств, здесь все, как было в прошлом веке. Представителей общества заботило, чтобы о них не распространялись слухи: «злые языки страшнее пистолета».

Здесь господствовали деньги и чины. Для того, чтобы получить чин, надо было «пресмыкаться» перед теми, кто стоит на ступеньку выше по чину. Примером построения карьеры только услужливостью могут служить Молчалин с Загорецким.

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы»

Но Софье, которая тайком встречалась с Молчалиным, известно, что замуж за него отец ее не отдаст. У Молчалина родители были бедными, он не знатного рода, а значит стоял на ступеньку ниже и недостоин руки Софьи.

Дети во всем должны были слушать своих родителей.

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца…»

Кроме того, в московском обществе, где вращались Фамусов и его сторонники, стремились заводить «нужные» знакомства. Посторонних сюда не принимали, разве если только человек — француз. Они разговаривали на «смеси французского с нижегородским» и были в восторге от любого «французика из Бордо».

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»

В этом обществе не уважали образование. Ведь куда приятнее проводить время на балах и приемах, а не корпеть над книгами. Это, по их мнению, пустое занятие.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений»

Люди устраивали и посещали званые обеды, танцы, обсуждали сплетни, один другого.

«Поверили глупцы, другим передают,

старухи вмиг тревогу бьют —

и вот общественное мненье!»

Они устраивали смотрины для своих дочерей, чтобы подыскивать им «выгодного мужа».

«Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених»…

Они пользовались связями, чтобы пристроить сыновей на тепленькое местечко. И все это у них считалось важным делом.

Настоящие же дела у них не были в почете.

Здесь дорожили крепостным правом. Для них крепостные крестьяне не считались людьми. Их продавали как собак, женили без их согласия, заставляли развлекать их.

В фамусовском московском обществе преобладала власть женщин. Примером мужчин, которые полностью подчинены были женщине, был князь Горич.

Для усиления яркости нарисованной в произведении Москвы, Грибоедов наделил своих персонажей звучными фамилиями, которые как можно ярче характеризовали героя. Например, Репетилову свойственно было постоянно повторять пустые мысли, а Молчалин не имел своего мнения и чаще молчал.

Карету мне, карету!

(«Карету мне, карету!»)

И контрастом к этому обществу выступал Чацкий. Он показан в пьесе, как представитель нового общества, которое вскоре придет.

В пьесе автор высказал смелые, по-тому времени, мысли о крепостничестве, барстве, нравах. В тоже время он сказал о передовых людях, несущих в жизнь новое.

И как ни грустно это признавать, но такие же Скалозубы, Фамусовы и Молчалины есть до сих пор.

Произведение имеет огромное значение в мире литературы, приэтом не только главной своей мыслью. Из-под пера автора через пьесу вышло много пословиц, афоризмов, ставших крылатыми фраз, которые связаны с картинами фамусовской Москвы, обогативших русский язык.

Автор показал, как могли оказаться во власти нравов этого общества простые передовые люди, оказавшись с ним один на один.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа.

     Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва?

    
     Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров.

    С тех пор дороги, тротуары,

     Дома и все на новый лад.

    Но при этом Чацкий спрашивает:

     Что нового покажет мне Москва?

     Вчера был бал, а завтра будет два.

    А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.

     Дома новы, но предрассудки стары.

    Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.

     Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;

     И об правительстве иной раз так толкуют,

     Что если б кто подслушал их… беда!

     Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

     Спаси нас Боже!

    Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.

     Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером.

     Не надобно иного образца,

     Когда в глазах пример отца.

    …………………………………

     Монашеским известен поведеньем!..

    Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей.

     Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

     Она не родила, но по расчету

     По моему: должна родить…

     Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ:

    Грех не беда, молва не хороша.

    Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета».

     Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате

     он не то на серебре,

     На золоте едал; сто человек к услугам;

     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

    В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве.

    
    Я вашу партию составил: мосье Кок,

     Фома Фомич и я.

    ………………………………..

    
     Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!

     Я гладил все его; как шелковая шерстка!

    
     За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.

     Спасибо, мой дружок.

    ………………………….

    
    Спасибо, мой родной.

    А Антон Антоныч Загорецкий ?

     человек он светский,

     Отъявленный мошенник, плут:

     Антон Антоныч Загорецкий.

     При нем остерегись: переносить * горазд,

     И в карты не садись: продаст.

    Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею

     В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа:

     Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

     Ну как не порадеть родному человечку!..

    Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные».

     Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование.

    
     Я вас обрадую: всеобщая молва,

     Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

     Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

     А книги сохранят так: для больших оказий.

    Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.

     ……………… басни — смерть моя!

     Насмешки вечные над львами! над орлами!

     Кто что ни говори:

     Хотя животные, а все-таки цари.

    Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.

     Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий

     Господствует еще смешенье языков:

     Французского с нижегородским?

    Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.

     Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;

     Ни звука русского, ни русского лица

     Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

     Своя провинция.

    Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье:

     ……… мне и сестре Прасковье

     Двоих арапченков на ярмарке достал;

     Купил, он говорит, …..

    У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»

    Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…»

     Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …»

    Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы.

     Умеют же себя принарядить

     Тафтицей, бархатцем и дымкой, *

     Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;

     Французские романсы вам поют

     И верхние выводят нотки, …

    Это тоже способ добиться первенства.

    Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»

     Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос :

     Как все московские, ваш батюшка таков:

     Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

    ……………………………………………………

     И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

     Вот, например, полковник Скалозуб:

     И золотой мешок, и метит в генералы.

    Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает:

     Будь плохенький, да если наберется

     Душ тысячки две родовых, —

     Тот и жених.

     Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.

     В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»!

    
     Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии.

     Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»

     Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.

    
     Вон он на цыпочках, и не богат словами;

     ……………………………..

     Молчит, когда его бранят!

    Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.

    Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям

     Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает:

     Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

     В любви предателей, в вражде неутомимых,

    …………………………………………..

    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

     Кто с вами день пробыть успеет,

     Подышит воздухом одним,

     И в нем рассудок уцелеет.

    Фамусовское общество губит ростки свободомыслия.

     Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый.

Добавил: Margarita1995

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

  • Горе от ума сочинение описание молчалина
  • Горе от ума сочинение огэ литература
  • Горе от ума сочинение на тему барская москва в комедии грибоедова горе от ума
  • Горе от ума сочинение на английском
  • Горе от ума софья и чацкий сочинение рассуждение