Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Внимание! Темы сочинения, приведённые в демоверсии, являются примерными. Темы, по которым учащиеся будут писать сочинение, сообщаются непосредственно перед уроком, при этом у каждого класса свой комплект тем.
Выберите ОДНУ из тем напишите по ней сочинение.
- «Ей достаётся свой мильон терзаний» (И.А. Гончаров): достойна ли Софья любви Чацкого?
- «Молчалины блаженствуют на свете!»: почему Молчалина любят и уважают, а Чацкого отвергают и объявляют сумасшедшим?
- «Что за тузы в Москве живут и умирают!»: как внесценические персонажи помогают понять нравы «фамусовского общества» (на примере 2-3 персонажей)?
- Загадка Лизы: почему героине доверяют свои тайны и Софья, и Молчалин?
Советы по оформлению сочинения. Дата записывается словами (число, месяц). На следующей строке пишется слово «Сочинение». Затем указывается полная формулировка темы, при этом само слово «тема» не пишется, а формулировка темы записывается без кавычек, кроме случаев, когда в состав формулировки темы входит цитата. Эпиграф (если есть) пишется в правом верхнем углу без кавычек, а после фамилии автора цитаты точка НЕ ставится.
При введении новой мысли – красная строка. Поэтические цитаты в кавычки не заключаются. Пробелы между строками недопустимы.
Минимальный объём сочинения – 150 слов за академический час. При написании сочинения в течение двух уроков минимальный объём составляет 250 слов.
Соблюдайте композицию, речевую культуру, логику и последовательность изложения. Сочинение должно быть композиционно стройным. Иными словами, в нём должны быть
а) вступление, демонстрирующее понимание вами предмета анализа (темы) в целом;
б) основная часть, где на материале литературного(-ых) произведения(-й), на основе конкретных взаимосвязанных фактов, эпизодов раскрывается знание и понимание проблематики, связанной с темой сочинения; ошибкой является опора лишь на один-два эпизода без показа знания произведения в целом или абстрактные, общие рассуждения, отдалённо связанные с выбранным произведением.
в) заключение, напрямую связанное с основной частью, содержащее ваши выводы на основе проанализированных произведений.
Избегайте пересказа! В сочинении очень важно РАСКРЫТЬ ТЕМУ. Не просто приблизиться к ней, не рассуждать около неё, а раскрыть максимально глубоко.
Темы сочинений
к ОГЭ по литературе 2022.
Часть 2 (задания 2.1-2.4)
«Слово о полку Игореве»
1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением князя? (По повести «Слово о полку Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
М.В. Ломоносов
1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
Г.Р. Державин
1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Д.И. Фонвизин
1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Н.М. Карамзин
1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
В.А. Жуковский
1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).
А.С. Грибоедов
1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
И.А. Крылов
1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
А. С. Пушкин
1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
М.Ю. Лермонтов
1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека?
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Н.В. Гоголь
1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?
Ф.И. Тютчев
1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
А.А. Фет
1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).
Н.А. Некрасов
1. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Л.Н. Толстой
1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
3. Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?
Ф.М. Достоевский
1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
И.С. Тургенев
1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
А.П. Чехов
1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?
А.А. Блок
1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
С.А. Есенин
1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
И.А. Бунин
1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?
В.В. Маяковский
1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
А.Т. Твардовский
1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?
В.И. Шукшин
1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
М. Шолохов
1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
А.И. Солженицын
1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века
1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору).
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- По произведению Горе от ума
«Горе от ума» — комедия, написанная великим и знаменитым драматургом А.С. Грибоедовым, показывает то, как общество не готово принимать людей, которые способны выражать свое мнение.
К таким людям относится главный герой этого произведения Чацкий Александр Андреевич. Единственный положительный персонаж. Он очень образованный и умный человек, который борется с несправедливостью и обманом, что как видим, не приносит ему счастья и успехов в жизни. В Чацком автор пытается показать мудрость и ум людей, которые не бояться идти против устарелых порядков и устоев общества, эгоизма и лжи. Своим примером он пытается показать, что нужно не бояться своих взглядов и высказывать свое мнение, даже если общество думает в другом направлении.
Можно сказать, что Чацкий вступает в схватку с фамусовким обществом, которое слепо верит в какие-то идеалы, которое совершенно не стремится совершенствоваться и обучаться. Что же заставило вернуться его в такое общество? А вернулся он ради своей возлюбленной Софьи, которая по ночи напролет разговаривает с секретарем отца Молчалиным. Он полностью поддерживает взгляды и мировоззрение Фамусова, и путем обмана и лести пытается закрепиться или даже улучшить свое положение в фамусовском обществе. Он пытается угождать всем высокопоставленным людям. И за Софьей он ухаживает лишь для того, чтобы быть ближе к ее отцу, на самом деле Молчалин влюблен в служанку Елизавету.
До отъезда Софья дружила с Чацким и разделяла его взгляды на общество и жизнь. Но Софья, находясь в таком обществе, начала деградировать и стараться соответствовать обществу. Он не понимает, как она могла полюбить Молчалина и пытается открыть ей, своей возлюбленной, глаза на все происходящее, и на глупых людей, которые ее окружают, и на обман Молчалина. Но Софья слепа в своей любви и во взглядах на жизнь. Ведь это именно она распустила слух о его сумасшествии. Чацкий не боится высоких чинов, и говорит то, что думает и идет против общества. Именно поэтому про слух его не здоровом уме поверили все.
Проанализировав всех героем, получается, что глупцы живут счастливой и довольной жизнью, а умные люди несчастны. Ум приносит только непонимание со стороны общества, разочарование и страдания. Все действия, мысли, и поступки Чацкого разбиваются о стену непонимания и насмешек. Он понимает, что в обществе совершенно не ценится ум, благородство и честь. Цениться способность прислужить, покориться. Но сам жить по-таким правилам он не может и не хочет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта его фраза означает то, что он готов служить делу, но ни в коем случае не чиновникам и другим людям.
Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.
Проблема, описанная в «Горе от ума» остается актуальна и в наше время. Человек, который пытается принести, что-то новое в массы, подвергается насмешкам и непониманию. И судя по многолетнему опыту человечества, признание такие гениальные люди, к сожалению, получают только после своей смерти.
Вариант 2
Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.
Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
В произведении есть классовое разделение — это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.
Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.
Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.
В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.
Сочинение Горе от ума
Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.
Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.
Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.
Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.
4 вариант
В 1822 году на свет появилось произведение-комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума». События, описанные Александром Сергеевичем актуальны даже в 21 веке. Порочность действий человечества, а также эгоизм каждого участника общественных отношений.
Главное персоной сей комедии является Фамусов Павел Афанасьевич – управляющий казённого поселения Москвы, лет 40. Характер ведомого человека, свою позицию формирует исходя их мнения общественности. При этом он готов раздавать советы о том, каким образом нужно воспитывать детей и молодежь, готов брать образы для подражания со старших. Сам же он подражал образу своего покойного дяди Максима Петровича, вельможного мужчины, без чувства брезгливости к преклонению и «подлизыванию», с целью получения выгоды.
Павел Афанасьевич испытывает гордость за занимаемое положение, чего не скрывает. Демонстрирует свое стремление к получению всяческих чинов и наград без желания заниматься прямыми обязанностями. На службе он всячески старается пристроить своих родственников поближе к денежной «кормушке». Более того, свою скупость и желание все и всех мерить деньгами переносит на воспитание своей дочери Софии Павловны.
Фамусов имеет единомышленников, разделяющих его позиции, Молчалин и Скалозуб. На службе и жизни данные персоны преследуют цель иметь красивую жизнь. Казалось, каждый желает достичь, но эти 2 человека достигают это через подхалимаж и прислужничество. Следует отметить, что у них это хорошо получается, что оценивает начальство и дарует карьерный рост. Различие их только в том, что Молчалин – циничный человек без черт нравственности, способный идти «по головам», а Скалозуб – самодовольный жлоб, готовый на все, чтобы получить выгодный чин.
Как и во многих литературных произведениях, в «Горе от ума» есть противовес добра и зла, хороших и тщетных качеств человека. Противовесом алчности и цинизма выступает Чацкий. Он является противником крепостному праву, ходьбы по «головам», жестокости. Его миссия в данной истории заключается в стремлении заложить в головы общества идеи службы делу, уважительного отношения к каждому участнику общественных отношений, расцвета культуры, искусства и наук. Его мировоззрение отталкивает фамусовское общество, неординарность неодобрительна со стороны Фамусова.
Актуальность данного произведения подтверждается наличием большого количества в современном обществе таких личностей, как Фамусов, Молчалин и Скалодуб. Они типичные примеры чиновника нашего времени, вокруг которого царит коррупция и бюрократия. Бесспорно, жизнь таких людей течет размеренной и беззаботной, не в угоду уму, честности и совести.
Разные люди, которых изобразил автор показываеют, что всю неоднородность нашего общества.
По произведению Горе от ума
Несколько интересных сочинений
- Судьба Аси в повести Тургенева Ася — сочинение
Можно сказать, что судьба Аси является неким повторением судьбы внебрачной дочери писателя. Однако, она все же более трагична: девушка – плод любви крестьянки и барина, причем последний даже
- Особенности языка повести Левша Лескова
Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.
- Сочинение по повести А зори здесь тихие… (рассуждение)
С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени
- Анализ повести Живи и помни Распутина
Каждое произведение Валентина Распутина – это жизненная история человеческой души, в которой многие читатели нередко находят сходство, имеющие место в своей судьбе. Повесть «Живи и помни» — череда событий
- Сочинение по картине Финогеновой Светлый день (описание)
Млада Финогенова — выдающийся советский и российских художник. Ее заслуги были отмечены множеством отечественных и международных наград.