«Город Мастеров» полвека спустя. Актеры и роли. История создания
Автор:
02 октября 2015 14:20
«Город мастеров» был включен журналом «Искусство кино» в число лучших детских фильмов за сто лет существования кинематографа.
Пожалуйста, покажите его детям!
Существовал когда-то на земле вольный Город мастеров. Назывался он так потому, что все его жители, мирные трудолюбивые люди, в совершенстве владели разными ремеслами и были настоящими мастерами своего дела. Жил в этом городе добрый, отважный и остроумный юноша — метельщик Караколь (Георгий Лапето). Был у Караколя лишь один недостаток – он был горбат, но все горожане так любили метельщика за его доброе сердце, отзывчивость и веселый нрав, что давно уже даже не замечали его горб. Караколь был влюблен в первую красавицу Города, золотошвейку Веронику (Марианна Вертинская), и она отвечала ему взаимностью. Однажды на Город напали чужеземцы во главе с коварным, злобным и жестоким горбуном герцогом де Маликорном (Лев Лемке). Тяжело стало жить мастерам – каждый день герцог придумывал новые все более и более суровые правила и заставлял платить непомерные налоги, а недовольных выслеживали шпионы тайной полиции и бросали в темницу. Недолго терпели свободолюбивые горожане иноземных захватчиков. В лесах за городской стеной стали собираться отряды повстанцев, и в назначенный день Караколь повел их в бой за освобождение родного Города.
В основу сценария картины была положена пьеса «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», созданная в 1942 году советской писательницей, переводчицей, драматургом и литературоведом Тамарой Габбе. Сценарий, названный «Вольный город мастеров», написал уже после смерти Габбе известный советский поэт и драматург Николай Эрдман. Поставил картину Владимир Бычков, для которого «Город мастеров» стал первым полноценным полнометражным фильмом. Ранее Бычков работал режиссером в группе сатирического киножурнала «Фитиль» и снял две ленты для детей — короткометражку «Тамбу-Ламбу» и 55-минутную анимационно-игровую сказку «Внимание! В городе волшебник!», а впоследствии стал известен как создатель таких картин, как «Достояние республики», «Русалочка» и «Христос приземлился в Гродно» («Житие и вознесение Юрася Братчика»).
Роль метельщика Караколя стала первой работой в кино Георгия Лапето и принесла актеру широкую популярность. В дальнейшем Лапето снялся в эпизодических ролях в нескольких лентах, пробовал силы на режиссерском поприще, а с конца 1970 годов играет на сцене Смоленского государственного драматического театра имени А.С.Грибоедова. У Марианны Вертинской, сыгравшей возлюбленную Караколя, красавицу Веронику, за плечами уже было несколько экранных работ, в том числе одна из центральных ролей в картине Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Барона де Маликорна сыграл Лев Лемке, в карьере которого роль главного злодея фильма «Город мастеров» стала самой заметной ролью. Лемке участвовал в съемках таких картин, как «Гений», «Левша», «Михайло Ломоносов», «Опасный возраст», «Трое в лодке, не считая собаки», «Золотая мина», «Старая, старая сказка», играя второстепенных персонажей.
Замечательные декорации и костюмы были созданы по эскизам художника-постановщика фильма Александра Бойма, который при работе над фильмом черпал вдохновение в произведениях западноевропейских мастеров — средневековых гравюрах, гобеленах и живописных полотнах. Музыку к картине сочинил легендарный ленинградский композитор Олег Каравайчук. Звучащие в фильме песни написаны на стихи Самуила Маршака и Зиновия Гердта. Съемки фильма «Город мастеров» проходили в Таллине. Большинство натурных сцен было поставлено в районе улиц Лаборатоориуми и Айда, а также на территории построенного в 1436 году монастыря святой Биргитты, расположенного в пригороде эстонской столицы Пирите. Некоторые эпизоды сражения горожан-повстанцев с солдатами герцога были сняты на ступенях башни Грусбеке, возведенной в XV веке и являющейся частью крепостной стены Старого города.
Интересные факты о фильме Город мастеров
— Из первоначального варианта сценария в фильм не вошли несколько сцен, в том числе
— оборона Города его жителями от осаждавших войск де Маликорна, предательство Клик-Кляка и Мушерона и эпизоды, в которых оживают животные, изображенные на гербе города. Финал картины должен был быть более мрачным — Караколь погибал в схватке с герцогом.
— Роль Георгия Лапето озвучил Игорь Ясулович, а роль Савелия Крамарова — Георгий Штиль.
— Одну из эпизодических ролей в картине сыграл композитор Олег Каравайчук, а в роли маленького Тимолле снялся сын режиссера картины Вася Бычков.
Герогий Лапето, роль — Караколь, метельщик — горбун (роль озвучена Игорем Ясуловичем)
К сожалению, современной фотографии не нашел.
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1969).
Стал необычайно популярен и любим зрителями после исполнения им роли метельщика Караколя в знаменитом фильме-сказке «Город мастеров». В конце 60-х — начале 70-х работал вторым режиссёром на киностудии «Беларусьфильм». В 1971 году вышел художественный фильм «Мировой парень» (режиссёр-постановщик Юрий Дубровин). Вторым режиссёром в титрах значился Георгий Лапето. В 1971 году вышел фильм «Весенняя сказка», где он также был вторым режиссером.
В начале 70-х Георгий Лапето жил в Москве и играл в Литературно-драматической студии ВТО — в 1973 году вышла премьера спектакля «Женитьба Белугина», в котором роль Агишина исполнил Георгий Лапето.
С конца 1970-х Лапето был актёром Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова. Из заметных работ — постановка в 1983 году пьесы А.Галина «Ретро», где Лапето сыграл одну из ведущих ролей.
Актриса Евгения Иванчук — жена Георгия Лапето.
Марианна Вертинская, роль — Вероника, дочь мастера Фирена, золотошвейка
Заслуженная артистка РСФСР (24.06.1991).
Дочь артиста эстрады Александра Николаевича Вертинского и художницы Лидии Владимировны, снимавшейся в кино.
Старшая сестра актрисы Анастасии Вертинской.
Окончила Московское театральное училище имени Б.В. Щукина (1966, курс Б.Е. Захава).
В 1966-2005 — актриса Московского академического театра имени Евгения Вахтангова. С 2005 года — актриса театра «Модернъ»
Дочери — известный дизайнер и телеведущая Саша Вертинская (от брака с архитектором Ильей Былинкиным, снимавшимся в кино) и Даша Хмельницкая (от брака с актёром Борисом Хмельницким).
Лев Лемке (25.08.1931 — 04.08.1996), роль — герцог де Маликорн
Савелий Крамаров (13.10.1934 — 06.06.1995), роль — Нанасс Мушерон, по прозвищу «Клик-Кляк» (озвучил Георгий Штиль)
Отец Савелия был видный столичный адвокат, которого арестовали органы НКВД в 1938 году. Полностью отбыв срок заключения в Усвитлаге, он был освобождён из-под стражи 13 марта 1946 года. Жил в городе Бийске. 1 марта 1950 года он был снова арестован и сослан на поселение в Красноярский край, где вскоре и погиб.
В том же году умерла и мать Савелия. Заботу о мальчике взял на себя брат отца.
После школы Савелий хотел поступить в театральный институт, но его не приняли. Поступил в Лесотехнический. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при ЦДРИ.
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Но работу решил бросить и всерьёз посвятить себя кинематографу: взял несколько своих фотографий и разослал по всем киностудиям страны. И на одно письмо пришёл ответ. Так Савелий Крамаров попал на свою первую роль в кино — солдат Петькин в фильме «Им было девятнадцать».
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Первая работа в театре — рассказ Василия Шукшина «Ваня, ты как здесь»?, который вошёл отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Но к театру Савелий Крамаров не прикипел.
Он много снимался в кино и к началу 70-х годов был одним из самых популярных комедийных актеров.
В 1972 году Савелий поступает в ГИТИС на актёрский факультет. Закончив ГИТИС, так и не устроился ни в один из советских театров.
Одновременно с обучением в ГИТИСе Савелий серьёзно увлекся индийской йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашел какой-то кружок, которым заинтересовался КГБ. В этот же период родной дядя Савелия решил уехать в Израиль. И в результате Савелий Крамаров превратился в человека с сомнительными связями. В те годы это означало только одно — конец карьеры. Отношение «высокого» начальства Госкино к нему кардинально изменилось. Актёр всерьёз начинает задумываться об эмиграции, но выпускать его из страны не хотели — ведь в этом случае все картины, в которых он снялся (более сорока кинолент) были бы «положены на полку».
Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. И вот, в 1981 году вместе с А. Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз передали по «Голосу Америки».
Отъезд Крамарова из СССР произошёл 31 октября 1981 года. В Вене его встретил известный импресарио Виктор Шульман. Он организовал гастроли Крамарова в Европе, которые прошли вполне успешно. Потом были гастроли в Америке, Австралии, Израиле, Японии, небольшие роли в фильмах и сериалах, съёмки в теле-шоу, рекламе.
По американским понятиям он жил скромно, но как члену актёрской гильдии ему всегда хватало на жизнь.
На свою родину Крамаров смог приехать только в 1992 году, в качестве почётного гостя на кинофестиваль «Кинотавр».
К началу 1995 года дела Савелия Крамарова шли неплохо, он наконец-то получил главную роль в новом американском фильме. Но…
Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско.
Свой последний приют он обрёл на еврейском мемориальном кладбище в Колма — городе мёртвых, неподалёку от Сан-Франциско (США).
12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.
Василий Бычков, роль — Тиммоле
Сын кинорежиссера Владимира Сергеевича Бычкова и московской художницы Наталии Семеновны Богородской.
Окончил Московский архитектурный институт, архитектор.
с 1983 г. — член Московского Союза Художников.
с 1988 г. — член Союза дизайнеров СССР.
с 2003 г. — член Московского Союза Архитекторов.
Директор Выставочного объединения «Центральный Дом Художника».
Основатель и генеральный директор компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты».
С 2010 года председатель комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры.
Зиновий Гердт (21.09.1916 — 18.11.1996), роль — Художник (Также написал все текст песен)
Леонид Каневский, роль — начальник тайной полиции
Заслуженный артист РСФСР (3.07.1984).
С одиннадцати лет он хотел стать артистом и, когда ему исполнилось семнадцать, уехал в Москву. Поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, где занимался на курсе Веры Львовой. С 1961 года играл в Московском театре имени Ленинского комсомола, главным режиссером которого в 1963 году стал Анатолий Эфрос — его актёр и считает своим учителем.
С 1967 года – актёр театра на Малой Бронной.
В 1991 году эмигрировал в Израиль, где совместно с режиссёром Евгением Арье создал в Тель-Авиве драматический театр «Гешер» (в переводе с иврита — «Мост»); основу труппы составляют актёры, игравшие на сценах московских и ленинградских театрах.
С 2006 года ведущий российского документального многосерийного цикла фильмов «Следствие вели…» на канале НТВ.
Артист ООО «Продюсерская компания «Аметист».
Женат на дочери знаменитого Штепселя (Ефима Березина) Анне Березиной. Родной брат — писатель-сатирик Александр Каневский.
Игорь Комаров (07.08.1933 — 26.10.1992), роль — Гильом Готшальк
В 1957 году, не имея специального образования, был принят актёром в Таллинский русский драматический театр, а через год в Даугавпилский музыкально-драматический театр. В 1959 переехал в Минск и поступил актёром в труппу Минского русского драматического театра имени Горького.
В 1972 году, будучи на гастролях в Ленинграде со спектаклем «Путешественник без багажа», получил предложение от Геннадия Опоркова и Розы Сирота сыграть Паратова в «Бесприданнице» на сцене театра имени Ленинского комсомола, которое и стало решающим в его переезде в северную столицу. В 1976 году по приглашению Николая Шейко перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина, где и проработал до конца жизни.
Умер 26 октября 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
Георгий Тейх (13.06.1906 — 19.01.1992)
Заслуженный артист РСФСР (1956).
Тейху с юных лет пришлось поработать и каменщиком, и грузчиком, и пастухом. Был и переводчиком на аэродроме, ведь он, как и все члены семьи, в совершенстве владел двумя языками — русским и немецким, что в дальнейшем частенько использовал в кино, не только играя иностранцев, но и переводя тексты сам.
Он с детства мечтал быть актёром и однажды поступил в студию Юрия Юрьева при Александринском театре, но не доучился — надо было зарабатывать, кормить семью. Позже он снова попытался примкнуть к какому-нибудь театру или студии, и лишь в 1925 году Георгий Тейх обосновался в театре ЛОСПС — Ленинградского Областного Совета Профессиональных Союзов.
Через 10 лет Тейх приходит в знаменитый Ленинградский ТЮЗ. Там актёр переиграл массу самых разных ролей: Хлестакова, Репетилова, Кулигина, Крутицкого, Жевакина, Бальзаминова, капитана Смоллета, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного… У “тюзовских” актёров нагрузка была невероятная: утром — два детских спектакля, вечером — взрослый. Брянцев любил и ценил своих актёров, именно из-за него Тейх четверть века оставался в этом театре. Лишь после его смерти Георгий Николаевич позволил себе перейти в Театр комедии к Николаю Акимову.
Театр был бесконечно популярен, труппа объездила полстраны. Но когда со временем руководители театра стали меняться, Тейх стал сниматься в кино. Практически не было дня, чтобы он не держал в руке какой-нибудь сценарий. Переиграл массу негодяев и иностранцев, благодаря своему «европейскому» типу лица.
В начале 90-х Георгий Николаевич продолжал активно сниматься. Несмотря на возраст, он был полон энергии.
С 1925 по 1936 годы работал в Ленинградском театре имени ЛОСПС, в 1936-1962 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа.
В 1962-1968 годах — в Ленинградском театре комедии.
С 1968 года работал по договорам.
Ушёл из жизни 19 января 1992 года.
Елизавета Уварова (23.11.1902 — 24.08.1977), роль — тётушка Тафаро
Заслуженная артистка РСФСР (11 марта 1939).
Народная артистка РСФСР (10 июля 1972).
Училась в студии при Петроградском театре Народного дома.
Дебютировала в 1922 г. в театре «Водевиль» при Народном доме, где сыграла роль Лизы в спектакле «Вечный муж» по Ф.М. Достоевскому. Затем последовало более 20 лет в Ленинградских ТЮЗе и Новом ТЮЗе, где Уварова проявила себя как талантливая и разнообразная травести и острохарактерная актриса. Она играла девочек и девушек, Лисичку и Бесёнка, Золушку и злую Колдунью, Бекки Тэтчер и классную даму по прозвищу Мопся.
В 1922-1935 годах — актриса Ленинградского ТЮЗа.
В 1935-1945 годах — актриса Ленинградского Нового ТЮЗа.
С 1945 года — актриса Ленинградского театра Комедии.
В театре Комедии актриса заняла одно из лидирующих мест. Комедийная палитра Уваровой имела довольно широкий диапазон – от мягкого юмора до беспощадного гротеска. Все роли актрисы, хотя в большинстве своём и были эксцентричны, отличались психологической выстроенностью и графической завершённостью.
Образованный и мудрый человек, Елизавета Александровна знала несколько языков, слыла превосходной рассказчицей и много лет преподавала в Ленинградском театральном институте. В довоенные годы она жила в гражданском браке с актёром Борисом Чирковым.
В кино с 1938 года (первая роль — приживалка в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьём»).
Ушла из жизни 24 августа 1977 года в Ленинграде на сцене во время репетиций спектакля Романа Виктюка. Похоронена на Серафимовском кладбище Ленинграда.
Павел Шпрингфельд (21.01.1912 — 02.10.1971), роль — Бургомистр, отец Клик-Кляка
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Его отец, Александр Николаевич, всю свою жизнь проработал часовым мастером, а мать, после смерти мужа в 1919 году, нанялась батрачкой на полевые работы к кулаку Вицному, отработав у которого два года, в дальнейшем, до 1933 года, была прачкой.
В 1920 году Шпрингфельд пошёл учиться в школу, окончив которую в 1928 году, работал смазчиком на землечерпалке и на Краснодарском маслозаводе. В 1929 году Павел Александрович приехал в Москву и поступил в Московский театральный институт. Одновременно с учёбой участвовал в спектаклях театра имени Ленсовета и театра имени Вахтангова. В 1933 году был приглашён в Московский ТРАМ, где служил до октября 1938 года, а с 1938 по 1940 годы — был актёром театра имени Моссовета.
В 1940 году Павел Шпрингфельд вошёл в штат киностудии «Союздетфильм», а с началом войны был эвакуирован в Алма-Ату, на Центральную объединенную киностудию. По возвращении из эвакуации был принят в штат театра-студии киноактёра, где работал до конца жизни.
В кино — с 1939 года (первая роль — Васька Грачик в фильме «Мои университеты»).
Павел Шпрингфельд — актёр широкого диапазона, сыграл множество самых разноплановых образов, от комедийно-характерных до отрицательно-драматических. Среди лучших работ: Глеб Заварцев («Сердца четырёх»), Алёша Листопадов («Близнецы»), Орфано («Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы»), Глушко («Дети партизана»), Бургомистр («Город мастеров»), Скунский («Бег»).
Ушёл из жизни 2 октября 1971 года в Москве. Похоронен актёр на 58-м участке Ваганьковского кладбища Москвы.
Был женат на актрисе Клавдии Хабаровой (род. 1927), заслуженной артистке РФ (2003) .
Игорь Ясулович, роль — лесной стрелок ( озвучивал роль главного героя — Караколя)
Заслуженный артист РСФСР (5.08.1988).
Народный артист России (6.06.2001).
Окончил актёрский (1962) и режиссёрский (1974, мастерская М.И. Ромма) факультеты ВГИКа.
С 1962 года — актёр Экспериментального театра-студии пантомимы («Эктемим») под руководством вгиковского педагога, бывшего актера Камерного театра А.А. Румнева.
Ставил пантомимы для спектакля П.Н. Фоменко «Король Матиуш I» по Я. Корчаку (ЦДТ, 1965); являлся ассистентом по пластике при создании М.М. Плисецкой балета «Чайка» Р.К. Щедрина (Большой театр, 1980).
В 1964-1993 годах — актёр Театра-студии киноактёра.
С 1993 года — актёр Московского ТЮЗа.
В кино с 1961 года (более 120 ролей, первая роль — научный сотрудник — в фильме «Девять дней одного года»).
Режиссёр-постановщик нескольких фильмов — «Первое и второе» (короткометражный, 1974), «Пропал и нашелся» (1977), «Здравствуй, река» (совместно с П.О. Арсеновым и Ю.В. Григорьевым, 1979).
Принимал участие в дубляже фильмов, создании аудиокниг, озвучивании видеоигр.
В течение короткого периода преподавал во ВГИКе и в цирковом училище (ГУЦЭИ); с 1992 года работает на факультете музыкального театра РАТИ (ГИТИС) на курсе А.Б. Тителя.
Жена — Наталья Юрьевна Егорова (род. 5 июля 1943) — дочь режиссёра Юрия Павловича Егорова. Закончила исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения, занимается театральной сценографией, профессор кафедры искусствоведения Школы-студии МХАТ.
Сын — Алексей Ясулович (род. 4 мая 1966), актёр и режиссёр.
Новости партнёров
реклама
Материал из Википедии
(перенаправлено с «Город мастеров»)
Перейти к: навигация, поиск
Город мастеров | |
267x300px | |
Жанр |
Сказка |
---|---|
Режиссёр |
Владимир Бычков |
Автор сценария |
Николай Эрдман |
В главных ролях |
Георгий Лапето, Марианна Вертинская |
Оператор |
Александр Княжинский, |
Композитор |
Олег Каравайчук |
Кинокомпания |
Беларусьфильм |
Длительность |
84 мин |
Страна |
СССР |
Год |
1965 |
IMDb |
ID 0160330 |
«Город мастеров» — советский художественный фильм-сказка.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Съёмочная группа
- 4 Премии
- 5 Технические данные
- 6 Интересные факты
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Сюжет[править]
Фильм снят в жанре детской киносказки по мотивам пьесы Тамары Габбе, в основе сюжета которой лежат реальные факты борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в XII-XV веках.
Действие происходит в средневековом европейском городе. Иноземные захватчики под предводительством злого герцога де Маликорна напали на вольный Город Мастеров и поработили его, установив жестокие порядки. Лишь горстке защитников города удалось сбежать из-под власти герцога в близлежащие леса. Свободолюбивому горбуну-метельщику по имени Караколь, тайно влюбленному в прекрасную леди Веронику, предсказано освободить город и жениться на любимой.
В ролях[править]
Актёр | Роль |
---|---|
Георгий Лапето (озв. Игорь Ясулович) | Караколь |
Марианна Вертинская | Вероника |
Лев Лемке | герцог де Маликорн |
Савелий Крамаров (озв. Георгий Штиль) | Клик-Кляк, сын бургомистра |
Зиновий Гердт | художник |
Леонид Каневский | начальник тайной полиции |
Игорь Комаров | Гильом Готшальк, советник герцога |
Миколас Орбакас | трубочист |
Георгий Тейх | палач |
Елизавета Уварова | бабушка Тафаро |
Роман Филиппов | барон |
Николай Харитонов | мастер Фирен, отец стрелка и Вероники |
Павел Шпрингфельд | бургомистр Мушерон |
Игорь Ясулович | Фирен, лесной стрелок |
Вячеслав Цюпа (нет в титрах) | сын мельника |
Валерий Носик (нет в титрах) | |
Владимир Кремена | дядюшка Нинош |
Виталий Щенников | кузнец |
Алексей Барановский, Вася Бычков, Владимир Козлов, Олег Каравайчук, Р. Коновалов, Роберт Мирский, Карп Мукасян, Юрий Харченко, И. Шестаков, Станислав Щукин, Андрей Юренев, Елена Цорн (нет в титрах) |
эпизод |
Съёмочная группа[править]
Автор сценария | Николай Эрдман |
Режиссёр-постановщик | Владимир Бычков |
Оператор-постановщик | Александр Княжинский, Михаил Ардабьевский |
Композитор | Олег Каравайчук |
Художник | Александр Бойм |
Звукооператор | Сендэр Шухман |
Режиссёр | Николай Калинин, Юрий Филин |
Художник-гримёр | Юрий Фомин |
Художник по костюмам | Алевтина Кавецкая |
Фехтмейстер | К. Чернозёмов |
Ассистент режиссёра | Юрий Оксаченко, Виктор Сергеев, Виктор Скоробогатов |
Ассистент оператора | Михаил Комов, Николай Строганов, П. Слобин |
Ассистент художника | Г. Анфилова, А. Анфилов, В. Яковлев |
Ассистент по монтажу | Вера Коляденко |
Стихи | Самуил Маршак, Зиновий Гердт |
Редактор | А. Лужанин, Н. Лозинская |
Оркестр государственной филармонии Дирижёр |
Олег Каравайчук |
Директор | Аким Жук |
Премии[править]
- Премия за лучший фильм для детей и юношества II Всесоюзный кинофестиваль — 1966 в Киеве[1]
- Дипломы СК СССР художнику А. Бойму и режиссёру В. Бычкову за лучшее изобразительное решение фильма на VI КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдовы (Вильнюс, 1966).
Технические данные[править]
Интересные факты[править]
- Сюжет фильма имеет ряд существенных отличий от пьесы Т.Габбе:
- Важными действующими лицами в пьесе являются сказочные говорящие звери с герба Города мастеров — лев, медведь, заяц и улитка; в фильме они отсутствуют.
- В пьесе имеется сцена суда над метельщиком Караколем, которого злодей-герцог, освобождённый им из западни, ложно обвинил в краже своей печати; на суд являются звери, которых Караколь тоже спас, и выступают как свидетели защиты, в результате чего метельщика оправдывают. В фильме данный эпизод выглядит совсем по-другому.
- В пьесе Караколь, убитый в бою, оживает, когда ему в руки вкладывают волшебный меч Гильома Готшалька, в фильме его воскрешают слёзы женщин, оплакивающих героя.
Вообще в фильме почти нет собственно «сказочных» моментов (если не считать чудесного воскрешения главного героя), повествование максимально приближено к реальности.
Примечания[править]
- ↑ ВСЕСОЮЗНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ. Проверено 12 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 15 апреля 2013.
Ссылки[править]
- «Город мастеров» — kino-teatr.ru
Фильмы Владимира Бычкова |
---|
Тамбу-Ламбу • Внимание! В городе волшебник! • Город мастеров • Житие и вознесение Юрася Братчика • Мой папа — капитан • Достояние республики • Русалочка • Есть идея! • Циркачонок • История одного подзатыльника • Осенний подарок фей • Полёт в страну чудовищ |
Категории:
- Фильмы по алфавиту
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
- Фильмы 1965 года
- Википедия:Фильмы с ошибкой в IMDb
- Статьи со ссылками на Викицитатник
- Викиданные:Статьи без интервики-ссылок на Викицитатник
- Незавершённые статьи о советских фильмах
- Фильмы Владимира Бычкова
- Фильмы студии «Беларусьфильм»
- Фильмы СССР 1965 года
- Фильмы по сценариям Николая Эрдмана
- Фильмы-сказки СССР
- Фильмы — лауреаты Всесоюзного кинофестиваля
- Экранизации произведений Тамары Габбе
Вам также может быть интересно :
Город мастеров | |
Жанр |
Сказка |
---|---|
Режиссёр |
Владимир Бычков |
В главных ролях |
Георгий Лапето, Марианна Вертинская |
Оператор |
Александр Княжинский, |
Композитор |
Олег Каравайчук |
Кинокомпания |
Беларусьфильм |
Длительность |
84 мин |
Страна |
СССР |
Год |
1965 |
IMDb |
ID 0160330 |
«Город мастеров» — советский художественный фильм-сказка.
Сюжет
Фильм снят в жанре детской киносказки по мотивам пьесы Тамары Габбе. Действие происходит в средневековом городе. Иноземные захватчики под предводительством злого герцога де Маликорна напали на вольный Город Мастеров и поработили его, установив жестокие порядки. Лишь горстке защитников города удалось сбежать из-под власти герцога в близлежащие леса. Свободолюбивому горбуну-метельщику по имени Караколь, тайно влюбленному в прекрасную леди Веронику, предсказано освободить город и жениться на любимой.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Георгий Лапето (озв. Игорь Ясулович) | Караколь |
Марианна Вертинская | Вероника |
Лев Лемке | герцог де Маликорн |
Савелий Крамаров (озв. Георгий Штиль) | Клик-Кляк, сын бургомистра |
Зиновий Гердт | художник |
Леонид Каневский | начальник тайной полиции |
Игорь Комаров | Гильом Готшальк, советник герцога |
Миколас Орбакас | трубочист |
Георгий Тейх | палач |
Елизавета Уварова | бабушка Тафаро |
Роман Филиппов | барон |
Николай Харитонов | мастер Фирен, отец стрелка и Вероники |
Павел Шпрингфельд | бургомистр Мушерон |
Игорь Ясулович | Фирен, лесной стрелок |
Вячеслав Цюпа (нет в титрах) | сын мельника |
Валерий Носик (нет в титрах) | |
Владимир Кремена | дядюшка Нинош |
Виталий Щенников | кузнец |
Алексей Барановский, Вася Бычков, Владимир Козлов, Олег Каравайчук, Р. Коновалов, Роберт Мирский, Карп Мукасян, Юрий Харченко, И. Шестаков, Станислав Щукин, Андрей Юренев, Елена Цорн (нет в титрах) |
эпизод |
Съёмочная группа
Автор сценария | Николай Эрдман |
Режиссёр-постановщик | Владимир Бычков |
Оператор-постановщик | Александр Княжинский, Михаил Ардабьевский |
Композитор | Олег Каравайчук |
Художник | Александр Бойм |
Звукооператор | Сендэр Шухман |
Режиссёр | Николай Калинин, Юрий Филин |
Художник-гримёр | Юрий Фомин |
Художник по костюмам | Алевтина Кавецкая |
Фехтмейстер | К. Чернозёмов |
Ассистент режиссёра | Юрий Оксаченко, Виктор Сергеев, Виктор Скоробогатов |
Ассистент оператора | Михаил Комов, Николай Строганов, П. Слобин |
Ассистент художника | Г. Анфилова, А. Анфилов, В. Яковлев |
Ассистент по монтажу | Вера Коляденко |
Стихи | Самуил Маршак, Зиновий Гердт |
Редактор | А. Лужанин, Н. Лозинская |
Оркестр государственной филармонии Дирижёр |
Олег Каравайчук |
Директор | Аким Жук |
Премии
- Премия за лучший фильм для детей и юношества ВКФ — 1966 в Киеве
- Дипломы СК СССР (художник А.Бойм и режиссёр В.Бычков)
- КФ республик Закавказья, Прибалтики и Украины в Вильнюсе — 1966
Технические данные
Ссылки
Фильмы Владимира Бычкова |
---|
Тамбу-Ламбу • Внимание! В городе волшебник! • Город мастеров • Житие и вознесение Юрася Братчика • Мой папа — капитан • Достояние республики • Русалочка • Есть идея! • Циркачонок • История одного подзатыльника • Осенний подарок фей • Полёт в страну чудовищ |
-
December 16 2020, 19:09
- История
- Кино
- Cancel
Созданный в эпоху минимализма и моды на абстрактные формы, «Город мастеров» умело вписан в актуальные формы «плоских поверхностей» и лапидарного дизайна, где цвет играет большую роль, чем объём. Собственно, объёма тут практически не наблюдается — декор условен, а глубина достигается, к примеру, драпировками или чередой, строем, ритмом. Кадр наполнен препарированной геральдикой.
1960-е тяготели к графичности и балансу горизонтальных и вертикальных линий, причём отдавали предпочтение горизонталям. Изображаемое готическое Средневековье как раз напротив одухотворяло вертикаль и устремление вверх — собственно, готика и возникала в этом истовом порыве: всё выше, выше и выше. Стрельчатые арки, как силуэт …космических ракет.
Пространство «Города…» часто подаётся через классические ракурсы Александра Родченко (1920-х гг.), который, как известно, любил снимать объект по диагонали или же — снизу. То есть исподволь возвращались идеи послереволюционного десятилетия. Приплюсовать форматы Родченко к гербами и шпилями — это гениально. Детям всё равно, зато они невзначай привыкают к настоящему искусству.
Прямолинейность красного и чёрно-белого — они мощно контрастируют в духе Эль Лисицкого с его плакатом «Клином красным — бей белых», сделанном в 1919 году. Авторы «Города мастеров» явным образом вдохновлялись риторикой ЛЕФа, УНОВИСа и всего раннего советского Агитпропа. И да, в этой сцене — торжество геральдики. Скрещиваем супрематизм с гербами.
Эль Лисицкий. «Клином красным — бей белых» (1919). Источник: Википедия.
Не обошлось и без иных заимствований — тема горбатого, умного и жестокого — от несчастья доли своей — герцога де Маликорна взята прямиком у Вильяма нашего Шекспира — из «Ричарда III», а сцена построения рыцарской армии — из эйзенштейновского «Александра Невского». Даже манера совпадает, особенно в тот момент, когда псы-рыцари надевают шлемы. Во многом «Город мастеров» — это постмодернизм в недрах модернизма.
Великолепная деталь — нам даны разные формы красоты: живая витальность Караколя и Вероники с её шестидесятнической причёской и — почти инопланетный блеск герцога де Маликорна и Гийома. Их лица покрыты странной синеватой краской — великолепный намёк на «голубую кровь» потомственных аристократов, и на — совершенную чуждость едва ли не инопланетных завоевателей.
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938). Скрин экрана.
Обе стороны конфликта — равновеликие в своей крутизне и только пара комических предателей, одного из которых играет глав- «тунеядец» советского кино — Савелий Крамаров — это карикатура. В остальном — это дивная патетика с почти религиозным содержанием и тема горба, как сложенных крыльев имеет мифологическую привязку. Впрочем, горбатых здесь двое: дворник-поэт и герцог.
В «Городе» есть и «не детская», хотя вполне сказочная и мифологическая тема гибели главного героя и — воскрешения его. При том, что фоном был даны развалины монастыря святой Бригитты и «панихида» показана до такой степени серьёзно, что кажется совсем уж запредельное: некое место силы, бывший монастырь (раз он весь порушен). Ощущается какая-то мистико-языческая цивилизация (их герб города — красная птица).
Часослов герцога Беррийского — миниатюры братьев Лимбург. Источник: Википедия.
При всём том, виды города напоминают Часослов герцога Беррийского — миниатюры братьев Лимбург, хорошо известные в Советском Союзе и часто «цитируемые» в качестве иллюстраций средневековой бытности. Картины Лимбургов — это всё то же «плоское» пространство. Особую эстетическую ценность имеет в кинокартине музыка Олега Каравайчука, вплетающаяся в каждый кадр…