Цитаты из русской классики со словосочетанием «горючие слёзы»
Не один рушник вымочила горючими слезами.
Полежамши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молода дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючими слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною».
Ты покинул ее, несчастную, и обливается теперь она день и ночь горючими слезами, и сохнет, как былинка в знойный день.
Как возговорит к ней отец таковы речи: «Что же, дочь моя милая, любимая, не берешь ты своего цветка желанного; краше его нет на белом свете?» Взяла дочь меньшая цветочик аленькой ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами.
Слушала я, и зло меня взяло, зло с любви взяло; я сердце осилила, промолвила: «Люб иль не люб ты пришелся мне, знать, не мне про то знать, а, верно, другой какой неразумной, бесстыжей, что светлицу свою девичью в темную ночь опозорила, за смертный грех душу свою продала да сердца своего не сдержала безумного; да знать про то, верно, моим горючим слезам да тому, кто чужой бедой воровски похваляется, над девичьим сердцем насмехается!» Сказала, да не стерпела, заплакала…
— Добрый ответ, отче! А другие не так мыслят: называют меня кровопийцей, а не ведают того, что, проливая кровь, я заливаюсь горючими слезами. Кровь видят все: она красная, всякому в глаза бросается, а сердечного плача моего никто не зрит; слезы бесцветно падают на мою душу и словно смола горячая прожигают ее.
Теперь одно богачество:
Три озера наплакано
Горючих слез, засеяно
Три полосы бедой!
Пораженная безысходным горем, обливаясь горючими слезами, проводила Марья Андреевна свою няню до места ее вечного успокоения на Смоленском кладбище и вернулась затем в совершенно опустевший дом.
Груня залилась горючими слезами; плакать, однако ж, было некогда: она обтерла слезы, вышла на цыпочках из отделения своей госпожи и явилась в ближнем коридоре.
— Так он хочет оставить меня одну… Что ж он не идет? Я упрошу его взять меня с собою, — произнесла Анна Павловна и залилась горючими слезами.
Твои свободные сыны, Швейцария, служили наемными солдатами у деспотов; твои дочери едут в Петербург, Париж, Вену за таким хлебом, который становится поперек горла, пока его не смочат горючие слезы.
Там, в кладовой, на стенах, в узлах и в комоде все слезы бедняков да сирот хранятся… Каждая вещь, может, кровавым потом нажита да горючими слезами облита, прежде чем сюда принесена! Так-то! Все за это самое…
Она побежала в свою комнату молиться и просить света разума свыше, бросилась на колени перед образом Смоленской божьей матери, некогда чудным знамением озарившей и указавшей ей путь жизни; она молилась долго, плакала горючими слезами и мало-помалу почувствовала какое-то облегчение, какую-то силу, способность к решимости, хотя не знала еще, на что она решится, это чувство было уже отрадно ей.
Ей не идет горючая слеза скорбей, живых еще хотя бы надеждою, хотя б одним желаньем, переживающим надежду: у ней даже желаний нет.
Четырнадцать я лет все плачу, плачу,
И выплакать горючих слез моих
Я не могу.
— Про… про ваши доб… про белого бы-ка! — промычал он наконец и залился горючими слезами.
Поблекнут все цветики во саду,
Завянут лазоревы в зеленом,
Мой миленький, аленький без меня.
Вставай-ка ты, матушка, раненько,
Поливай все цветики частенько,
Утренней, вечернею зарей,
А еще своей горючею слезой.
Идет она на высокое крыльцо его палат каменных; набежала к ней прислуга и челядь дворовая, подняли шум и крик; прибежали сестрицы любезные и, увидамши ее, диву дались красоте ее девичьей и ее наряду царскому, королевскому; подхватили ее под руки белые и повели к батюшке родимому; а батюшка нездоров лежит, нездоров и нерадошен, день и ночь ее вспоминаючи, горючими слезами обливаючись; и не вспомнился он от радости, увидамши свою дочь милую, хорошую, пригожую, меньшую, любимую, и дивился красоте ее девичьей, ее наряду царскому, королевскому.
Часто жадно ловил он руками какую-то тень, часто слышались ему шелест близких, легких шагов около постели его и сладкий, как музыка, шепот чьих-то ласковых, нежных речей; чье-то влажное, порывистое дыхание скользило по лицу его, и любовью потрясалось все его существо; чьи-то горючие слезы жгли его воспаленные щеки, и вдруг чей-то поцелуй, долгий, нежный, впивался в его губы; тогда жизнь его изнывала в неугасимой муке; казалось, все бытие, весь мир останавливался, умирал на целые века кругом него, и долгая, тысячелетняя ночь простиралась над всем…
Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.
Тут мой заяц и заплакал горючими слезами: «Ах, зачем ты мне, волк, эти три дня подарил!
Неточные совпадения
Как бросится ему в ноги барин и слезами залился горючими.
Одумал — а нам оставаться
Велел во миру, сиротам,
Не свежей водой умываться,
Слезами горючими нам!
Обыкновенно думают, что самая больная слеза есть слеза самая теплая, «горючая», как называют ее сказки и былины нашего эпоса.
— Но если бы вы знали, как он меня мучит! — сказала она, и слезы, горючие, обильные слезы брызнули из ее больших глаз. — Он замучил меня! — продолжала она, ломая руки. — Я ему ничего не говорила… ничего… Я только сказала, что нет надобности держать… лишних работников, если… если можно, когда угодно, иметь поденщиков. Ведь… ведь работники уже целую неделю ничего не делают… Я… я только это сказала, а он раскричался и наговорил мне… много обидного, глубоко оскорбительного. За что?
— Ей-богу, говорит, занапрасно… вот бог, дье, дье меня убей… и тому подобное, и так горько, так горько бедный плачет, что всего меня встревожил. Много я в своей жизни всяких слез перед казнью видел, но а этаких жарких, горючих да дробных слез, право, не видал. Так вот и видно, что их напраслина жмет…
Наконец ушла. Плакала горько, утираясь кончиками платка, не видела дороги. И чем дальше отходила от тюрьмы, тем горючее лились слезы. Пошла назад к тюрьме, потом заблудилась дико в городе, где родилась, выросла, состарилась. Забрела в какой-то пустынный садик с несколькими старыми, обломанными деревьями и села на мокрой оттаявшей лавочке. И вдруг поняла: его завтра будут вешать.
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…
Сама же виновата,
Не мало я любил тебя, горючих
Не мало слез украдкой пролил.
Но есть еще другие, более страшные слезы, и хотя их нельзя назвать горючими, но они заставляют вас трепетать, когда текут по женским щекам.
Придет в Слободу весть недобрая, разрыдается мать Максимова, что не стало ей на помин души поминщика и некому ее старых очей закрыть. Разрыдается слезами горючими, не воротить своего детища!
Ярль Торгнир взглянул на нее и со слезами послал птичке слово: «Утешь меня, добрая птичка!» И ласточка крылья сложила и, над его головой пролетев, уронила ему русый волос… золотой как горючий янтарь волосок, а длиной в целый рост человека…
Ассоциации к слову «горючее»
Ассоциации к слову «слеза»
Синонимы к словосочетанию «горючие слёзы»
Предложения со словосочетанием «горючие слёзы»
- Сначала мы ленимся зарабатывать, учиться, ленимся заранее что-то предусмотреть, а потом заливаемся горючими слезами, что, мол, жизнь такая сложная.
- Поглядеть на вашу почтеннейшую бабушку, так можно предположить, что она хоть кого заставит плакать горючими слезами.
- В один голос они разразились надрывающим сердце писком скорби и ужаса и пустились бежать врассыпную, зажав крошечными, как орешки, кулачками глаза и проливая горючие слёзы.
- (все предложения)
Афоризмы русских писателей со словом «слеза»
- Не бойся воли дать слезам;
Но только, слезы проливая,
Стреми взор грустный к небесам;
Кто плачет здесь — утешен там. - Слезы выше мыслей, честнее мыслей.
- Так и слезы молодые
Улетают навсегда.
Словно росы полевые —
Знает бог один — куда. - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Персонаж превратился в камень? Поплачьте на него, и всё будет хорошо! Он смертельно ранен или даже погиб? Поплачьте на него, и он восстановится! Его разум захватили? По… ну, вы поняли, что делать. Старая формула для многих вымышленных произведений — слёзы решают все ваши проблемы.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Оригинал сказки про Рапунцель, где девушка с помощью своих слёз возвращает зрение ослеплённому принцу.
- «Финист — Ясный Сокол» — а здесь упавшая на грудь героя слеза Марьюшки разбудила его, и он вернулся к любимой.
- Испанская сказка «Каменный Мигель». Мигель три раза спасал принца от чар, не имея возможности ему сказать об этом. Потому что если скажет, то окаменеет. Но всё же пришлось. Принц и его жена от стыда за своё поведение разрыдались, и чары спали.
- Тут, кстати, троп получился в результате изменившейся морали — судя по аналогичным, но более мрачным сюжетам у германцев и славян, в изначальном индоевропейском предании, легшем в основу подобных сказок, спасти окаменевшего слугу могла только кровь сына, родившегося у принца.
- Одна из версий сказки «Бой на Калиновом мосту» — младший сын все же каменеет, а младшая змеевна (дочь антагониста) над ним плачет. Чары спали, и они побежали жениться.
- Сказка про девочку, чьи слёзы превращались в жемчужины.
Литература[править]
- «Гарри Поттер» — слёзы феникса обладают целебными свойствами. Они даже могут справиться с ядом василиска.
- «Снежная королева» — слёзы Герды растопили осколок зеркала в сердце Кая, а от осколка в глазу он избавился, когда заплакал сам.
- Жюль Верн, «Михаил Строгов» — герою собираются выжечь глаза, поднеся к ним раскаленный клинок; только слезы, хлынувшие из его глаз при виде страдающей от его мучений матери, спасли его от слепоты.
- Илья Туричин, «Приключения октябренка Васи Сомова в прошлом» — чтобы попасть в прошлое, надо всего лишь капнуть «пустыми слезами» на дореволюционную монетку с двуглавым орлом. А вот выбраться так легко не удастся — понадобятся «жаркие слёзы гордости».
Кино[править]
- «Пираты Карибского моря: На странных берегах» — для напитка вечной молодости требуется слеза русалки.
- «Город мастеров». Женские слёзы и мертвого поднять могут.
- «Город потерянных детей» — вариант без мистики (хотя очень реалистичным его тоже не назовешь). Упавшая слеза Мьет запускает целую последовательность событий, финалом которой становится погасший маяк и врезавшийся в причал пароход, что спасает ей жизнь.
- «Книга мастеров» — слёзы маленькой Княжны, ставшие алмазами и добавленные на цветок, помогают растопить каменное (во всех смыслах) сердце хозяйки.
Disney[править]
Распространенный троп в мультфильмах этой студии:
- «Красавица и Чудовище» — слёзы Белль, сопровождающие фразой «Пожалуйста, не оставляй меня!», составляют её признание в любви к Чудовищу. В самый последний момент заклятие снимается и с него, и с замка.
- Вообще-то, сработали не слёзы, а сказанные прямо перед падением последнего лепестка слова «Я тебя люблю».
- «Фантазия 2000» — в конце сегмента «Жар-птицы», когда лес был сожжен, слезы феи заставили траву вырасти обратно. Хотя она должна была использовать свою магию, чтобы заставить остальные деревья, цветы и травы вырасти обратно, прежде чем исчезнет.
- «Lilo & Stitch 2» — слёзы Лило воскрешают полностью разрядившегося Стича. Джамба не смог найти этому научного объяснения и просто предлагает отметить это.
- «Питер Пэн 2: Возвращение в Нетландию» — что-то похоже происходит у Джейн. Её слёзы раскаяния в недавних проступках, когда она упрямилась и ссорилась с окружающими вместо того, чтобы дать своим детским желаниям и чувствам раскрыться. Плач Джейн также указывает на то, что она готова поверить в фей, так как им надо спасти Питера и пропавших мальчишек из плена.
- «Бэмби 2» — Великий Принц Леса проливает слезу по своему раненому сыну, который быстро оживает.
- «Рапунцель: Запутанная история» — Рапунцель таким образом воскрешает Флинна в финале.
- «Храбрая сердцем» — Мерида плачет, говоря, что она любит свою маму, чтобы отменить медвежье проклятие во время второго восхода солнца.
- «Холодное сердце» — Эльза таким способом снимает проклятье с Анны в финале.
Мультфильмы[править]
- В некоторых мультиках от Т.Эйвери про Друпи. Пес плачет и тем самым добивается результата, похожему на пример из жизни, но с некоторой поправкой на мультяшную физику.
- «Аленький цветочек» (1952) — Настенька плачет над умирающим чудищем, и оно превращается в живого и здорового царевича.
- «От тебя одни слезы» (1976) — угадайте, каким образом Лук спасает Капусту от зайца? А еще говорят, слезами горю не поможешь…
- «Легенда Титаника» — слеза Элизабет, освещённая лунным сиянием, падает в море и она получает способность говорить с животными.
- «Барток Великолепный» — Баба-Яга сказала Бартоку, что последний ингредиент, который она хочет получить для своего зелья, — это что-то от него самого. Когда Барток выдернул свои собственные волосы, думая, что это было то, что она хотела, сказочная старушка смеётся. Барток сердито кричал на неё, что все ее ненавидят. Баба-Яга начала плакать, и Барток вслед за ней, и она получила последний ингредиент, который хотела: слезы. Она смогла закончить снадобье, чтобы превратить кого-то в то, что снаружи становится тем, чем является внутри. Он превращает злодея в дракона.
- «Шрек 2» — у Феи-Крестной были визитные карточки, которые вызвали бы ее, если бы кто-то пролил на них слезы. Фиона залилась слезами, и та прибыла к ней вместе с музыкальным номером. Когда Кот царапнул Осла, чтобы заставить его прослезиться, они получили голосовое сообщение.
- «Три богатыря и Шамаханская царица» — это случай с уклоном в садизм. Чтобы снова стать молодой, царице нужны слёзы тысячи красавиц.
- «Felix the Cat: The Movie» — непродуманный педаль в асфальт: слеза принцессы Орианы не только активирует машину по перемещению между мирами, но и сама (в виде золотой капли) путешествует в поисках подмоги для арестованной хозяйки.
- Короткометражка Рене Лалу «Улитки» — салат начинает нормально расти только после того, как садовник поплакал на ростки. В итоге доходит до откровенного мазохизма: дедуля, чтобы продолжить удобрять урожай, ходит по грядкам со специальным ранцем, молоток из которого постоянно бьёт хозяина по голове.
Мультсериалы[править]
- «Dungeons & Dragons» — Шейла разрушила заклинание на проклятом короле, когда она выплакала единственную слезу благодарности за то, что он помог спасти её брата.
- «Губка Боб Квадратные Штаны» — Губка Боб, как и его близкие друзья (и Планктон), плачет ОЧЕНЬ много, по поводу и без. Но в некоторых эпизодах этот троп отыгрывается прямо: в «Дом, мой Милый Ананас» главный герой на прощание закапывает семечко на месте съеденного нематодами дома, и проливает слезинку. Этого оказалось достаточно, чтобы дом Губки вырос из семени и вернулся (со всеми вещами). В другой серии слёзы Боба и Патрика растопили супер-клей.
- Самый незабываемый момент, когда слёзы творили чудеса в жизни губки, так это в полнометражном фильме 2004 года. Обречённые на верную гибель Губка Боб и Патрик поют песню «Да, я Гуфи Губер», едва пролив по одной слезинке перед тем, как засохнуть под лампой. Капли соединились и приняли форму сердца, а после большая «искренняя слеза ребёнка» потекла по проводу, вызывав короткое замыкание в лампе и активацию пожаротушения в помещении. Тем самым главные герои и другие морские твари вернулись к жизни.
- «Шоу Рена и Стимпи» — Стимпи проливает слёзы в «Маленьком гиганте», когда покидает страну. В результате он воссоединяется с Реном.
- «Кураж — трусливый пёс» — пародия: капли пота Юстаса спасают положение и доказывают, что он способный фермер.
- «„Приключения Джимми Нейтрона, мальчика-гения“» — пародия с педалью в пол. В одной из серий Джимми собирает себе братика-робота Бробота, но тот оказался настолько доставучим, что Джимми решил его дезактивировать и разобрать. «Но… тогда мы больше не сможем играть… ты же мой… с… тарший брат…» — говорит ему Бробот. У Джимми просыпается совесть, слезинка скатывается из его глаза… и капает на оголённые схемы Бробота, всё закорачивает и искрит. «Боже мой, что же я наделал!» — кричит Джимми… И тут Бробот оживает и благодарит Джимми за то, что тот сделал его неуничтожимым!
- «Южный Парк» высмеивает этот штамп до умопомрачения — статуя Девы Марии плачет кровью из своей задницы, и Рэнди Марш думает, что это вылечит его от алкоголизма.
- «Волшебные Родители» — когда джин Норм превращает Космо и Ванду в пыль, то Тимми впадает в слёзы, сожалея, что он прежде отвратительно относился к ним. Конечно, они возвращаются к жизни, и даже обнаруживают, что стали лучше, чем раньше, но это событие дважды разрушает этот штамп.
- «Winx Club» — когда Стелла обратилась в монстра, ее подруги должны добраться до зеркала истины, чтобы разрушить чары. Это не разрушило чары само по себе, но затем слезы Стеллы коснулись зеркала, и оно разбилось в озеро. После того, как она получила подарок от Брэндона, Стелла была тронута, и ее другая слеза приземлилась на озеро и превратила ее обратно в человека.
- «Удивительный Мир Гамбола» — одной слезинки от Дарвина хватило, чтобы оживить любимую черепаху, которая высохла на солнце. Но поскольку эта конкретная черепаха была почти непреодолимым ужасом, вызванным навязчивой потребностью укусить. Гамбол полагает, что она питается страданиями.
- «Вселенная Стивена» — слёзы Розы Кварц обладали целебной силой. Стивен научился лечить самоцветы и органику слюной (по сути, это чудодейственные поцелуи), а вот слезами он… воскрешает из мёртвых.
- Wakfu. Именно слёзы Огреста оживили сапфировое сердце, сделав его пригодным для небесной куклы Датуры.
- «Утиные истории (2017)» — эпизод «A Nightmare On Killmotor Road». Тройняшки, Поночка и Лена проводят время в общем осознанном сне. Без ведома остальных, Магика де Гипноз преследовала Лену повсюду. Ее цель — вернуть утраченные силы. Это завершается тем, что персонажи участвуют в буквальном перетягивании каната с Магики (которая схватила Лену за шею). Даже формирование цепи мало помогает, пока слезы Поночки не падают на Лену.
- «Harley Queen (2019)» — Харли уверена в этом в финале, Айви стало совестно ее переубеждать.
Аниме и манга[править]
- Sailor Moon — Серебряный кристалл появился именно из слёз главной героини, когда она оплакивала тяжело раненного Такседо Маска.
- Аналогично и во втором сезоне: стоило Чибиусе заплакать во время последней битвы — и «пропавший» Серебряный кристалл будущего тут же вернулся. Это, видимо, семейное
- «Покемон», первая полнометражка — в финале слёзы Пикачу и других покемонов возвращают к жизни окаменевшего Эша.
- Мини-сериал Transformers: GO! — именно падающие слезинки двух детей-протагонистов (сериал представляет собой две сюжетные линии, соединяющиеся в финале, каждая со своим гг) пробуждают из гробниц отряды автоботов (у одного мальчика — команда самураев, у другого — команда ниндзя). Автор правки является большим фанатом трансформеров, и даже не испытывает негатива к бэйформерам, но от этого сериала сам чуть не заплакал.
- One Piece — слёзы принцессы лилипутов Машери, благодаря силе Тию-Тию но Ми, способны буквально исцелять.
- Mahou Shoujo Madoka Magica — инверсия. Именно слеза превратила самоцвет Саяки в семя скорби, попутно убив его обладательницу.
- Shoujo Kakumei Utena — слеза Утэны открывает ворота, за которыми заточена Анфи.
Видеоигры[править]
- Tales from the Borderlands — подсвеченная аверсия. Риз нарочно пытается плакать над телом умирающей Саши, мотивируя это тем, что в сказках слёзы всегда исцеляют. Саша парирует «В сказках — да…».
- MMORPG Runescape — раз в неделю можно спуститься в одну пещеру и пособирать в специальную посудину слёзы бога равновесия Гутхикса. Они неплохо так повышают самый слабый из навыков персонажа. А в одном из квестов с их помощью можно воскресить погибшую гоблиншу Цаник.
- «Восточной фронт: Крах Ананербе» — именно слезы сестры заставили лидера подразделений Ананербе Дитиха Шнайдера вспомнить про свою человечность.
Визуальные романы[править]
- Kanon — деконструкция. С помощью своих целебных слёз Май Кавасуми смогла исцелить свою мать, однако когда общественность узнала об этом, девушку начали преследовать, что вынудило её семью переехать в другой город.
- Her Tears Were My Light — через плач Спейс (то бишь Пространство) порождает новые звёзды.
Реальная жизнь[править]
- Работает похуже, конечно, но как метод психологического давления на собеседника довольно неплохо прокатывает.
- Как вариант https://zen.yandex.ru/media/alfinur_nastavnik/istoriia-o-tom-kak-ia-sobrala-polgoroda-inkassatorskih-mashin-5e86161ee76e9e2043c84a42
- А ещё в слезах содержится лизоцим — антибактериальный фермент, который может бороться с различными инфекциями.
[изменить] Штампы. Явления и идеи |
|
---|---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сортировки крутости в аниме • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
Явления | 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться vs Не умеет плакать • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Праздник непослушания/Праздник Фуги • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая непобедимость • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чрезвычайная пассивность • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Эхо могущества • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/ Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули • Побег (Выгнан из плена) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Концлагерь • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
Жанровые условности | Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Анатомия свинки Пеппы • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон) Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
Мета-явления | Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно vs Архитектурное гуро (Дорого-богато) • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Наркотическое порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона Басня (Басня без связи • Басня понята неправильно • зелёная басня • красная басня • неудачная басня • неудобная басня • Псевдобасня • увесистая басня • фантастическая басня • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
← | Штамп • Основы |
Озвучка доступна в режиме обучения
Всяк зверь за себя постоять может. У медведя есть длинные когти, у волка – острые клыки, у быка – рога.
И только заяц совсем беззащитный. Оттого и плачет он частенько горючими слёзками, судьбинушку свою клянёт.
Ну да не всю жизнь же горевать. Научился заяц в лесу петлять. Стал он мастером следы запутывать – ни одна собака не распутает. И только охотник Иван Иваныч хитрости заячьи разгадать может, найти правильный след.
Летом решил заяц жилище себе построить, чтобы зиму перезимовать. Потратил он все свои сбережения. И выстроил избушку лубяную – хоть и маленькую, да ладненькую.
Пришла зима, ударили морозы, а в избушке – тепло! Живёт заяц, не нарадуется, избушкой своей не нахвалится.
А лиса про это услышала, и тоже захотела домиком обзавестить. Дело было зимой, так что избушку она построила ледяную. Очень получилось красиво – избушка на солнышке блестит, точно хрусталь горный!
А как пришла весна красна – ледяная избушка растаяла. Осталась от неё только лужица.
А лубяная избушка стоит себе как ни в чём не бывало. Рассердилась лиса на зайца, решила забрать его домик. Намочила она мех в лужице и пришла к зайцу. Села под крыльцом и давай причитать:
– Зайчик, миленький, пусти в домик, мех просушить! Три я дня по болотам от собак бегала – извелась вся, промокла, продрогла!
Пожалел заяц лису, пустил в дом. Та тут же разлеглась во всю ширь, бедному зайцу и приткнуться некуда. Примостился он кое-как на пороге. Неудобно ему было, почти всю ночь он не спал.
Утром заяц встал до рассвета, пошёл к печке есть варить. А лиса проснулась и давай кричать:
– Тесно здесь двоим, не развернёшься! Ищи себе, ушастый, новое жилище, а это теперь мой дом!
Пробовал заяц лису усовестить. Мол, он ведь избушку своими руками строил, целое лето трудился. А лиса пуще прежнего рассердилась:
– Иди-ка ты подобру-поздорову, пока цел! Не доводи до греха!
Заплакал заяц и пошёл в лес.
Вскоре встретил заяц пса. Тот и спрашивает:
– Отчего плачешь, косой?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, да лиса меня оттуда выгнала. А скоро зима, пропаду я совсем.
Рассердился пёс несправедливости такой. Пообещал лису выгнать.
Пришли они к избушке, пёс и закричал:
– Гав-гав! А ну, рыжая, выметайся из зайкиного домика!
А лиса в ответ зарычала по-волчьи:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался пёс, сказал зайцу:
– Э, братец, видно не лиса у тебя там, а волк. Мне с ним не справиться, уж не серчай.
И ушёл восвояси.
Снова косой заплакал, и побрёл потихоньку по лесу. На полянке наткнулся он на барана.
– Отчего печалишься, косой? Почему слёзки горючие льёшь?
– Как же мне не печалиться, как не лить горючие слёзки? Была у меня избушка лубяная, да теперь там живёт лиса, а меня и на порог не пускает. Придёт скоро зима, совсем я пропаду.
Разозлился баран. Попросил зайца к домику привести. Возле лубяной избушки баран закричал:
– Бе-бе! Эй, рыжая, а ну выметайся из зайкиного домика!
А лиса в ответ снова по-волчьи зарычала:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался баран.
– Прости, заяц, но с волком мне не сладить. По всему видать, остался ты без дома.
И убежал баран на свою полянку.
Горше прежнего зарыдал косой. Из-за слёз и не видит, куда идёт. И вдруг слышит – к нему петух обращается:
– Почему плачешь, заяц?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, да поселилась в ней лиса, а меня в лес выгнала. Уж скоро зима, пропаду я совсем!
Рассердился петух.
– Ку-ка-ре-ку! Веди меня к домику, я лису прогоню.
– Да где уж тебе, петушок. Пёс прогонял – не прогнал, баран прогонял – не прогнал. А тебе и браться нечего!
Но петух от зайца не отстал – веди, мол, и всё тут. Делать нечего – исполнил заяц просьбу, привел петуха к избушке. Стал тот под окошком да как закричит:
– Ку-ка-ре-ку!
Ружьё зарядил!
На охоту иду!
Добуду лису!
Всяк в лесу меня знает –
Зовут меня Иван Иваныч!
Ку-ка-ре-ку!
Услыхала лиса про Иван Иваныча – от страха едва не поседела. Мигом из избушки выскочила, да так спешила, что чуть хвост не потеряла!
Обрадовался заяц, вернулся в свою лубяную избушку. И петуха позвал к себе жить – места им хватает. Стали они лучшим друзьями. С тех пор заяц почти и не плачет. А если всплакнёт – петух его тут же и утешает.
Являясь общераспространенной психосоматической реакцией, слезы могут быть проявлением как отрицательных (печаль, тоска, страдание, гнев, страх), так и положительных эмоций (радость, восторг, воодушевление), а также их сочетания (“смех сквозь слезы”). Слезы многократно появлялись в самых разнообразных мифологических сюжетах на протяжении всей истории человечества. Едва ли найдется народ, мифология которого не содержит упоминания слез, плача и связанных с ними сюжетов. Слезам в мифах народов мира посвящен публикуемый нами фрагмент статьи «Мужские слезы и эмоции пограничных состояний» в.н.с. ИЭА РАН И.А. Морозова, полный текст статьи, посвященной феномену мужских слез, не только в мифологии, но и в современной культуре можно скачать здесь
Слезы и сакральное. Слезы часто связаны с сакральным или являются знаком сакрального. Например, знаком подлинности обретенных чудотворных икон в русской традиции является их способность к “миро”- или “слезоточению”. О чудесном рождении героя корейской мифологии Кымва (что в переводе означает “Золотой лягушонок”) его приемный отец Хэбуру узнает по большому камню, источающему слезы, под которым и был найден ребенок, похожий на лягушонка в золотистой коже.
Происхождение плача и слез в мифологии народов мира обычно связывается с ключевыми событиями в жизни первочеловека или культурного героя. Например, в мифе индейцев коги один из девяти праотцов, повелителей мира, Синтана, созданных Великой Матерью, похищает свою сестру Черную Землю и сбегает с ней на край света. Мать посылает крокодила, чтобы он настиг и вернул беглецов, и тот преследует их, пока они не решаются предстать перед разгневанной родительницей: “Я боюсь! — заплакал Синтана. — Я едва убежал, я едва не погиб!” Увидев такое явное свидетельство раскаяния, Великая Мать прощает совершивших инцест влюбленных. “С тех пор, — заключает повествователь, — люди плачут”.
Дербенник иволистный называют плакун-травой.
По легенде она выросла из слез Богородицы оплакивавшей крестные муки Иисуса Христа
Слезы и плодородие. Слезы бога-демиурга или героя нередко являются олицетворением животворящей и плодоносящей субстанции. В мифологических символических кодах часто встречается интерпретация слез божества как дождя. Например, в орфической поэзии дождь назывался “слезами Зевса” (δ?κρυα Διός), а в русских духовных стихах (в “Голубиной книге”) можно встретить утверждение, что “ветры буйные от Свята Духа, дробен дождик от слез Христа, самого Христа, Царя Небесного”. В народных верованиях дождь — это “слезы святых, плачущих о грехах и бедствиях рода человеческого”. В мифах и сказках многих народов пролитые слезы превращаются в драгоценные камни или золото. В то же время в верованиях слезы божества (например, слезы греч. богини Эос, скандинав. богини Фреи или болг. “богородицыны слезы”) — это плодотворная утренняя роса. Из слез божества или героя часто возникает животворящий источник, обладающий плодоносящей и целительной силой, либо святилище, которому приписываются такие свойства. Например, в восточнославянских колядках из слез св. Николая (Николы Чудотворца) образуется река, в которой купается Господь, или источник, в котором “белит ризы” Богородица.
Мирча Элиаде отмечает некоторую парадоксальность и синкретичность мифологического мотива “божественной слезы — дождя”. С одной стороны, дождевая влага, как и вода вообще, в т.ч. и так называемая “живая вода”, у многих народов связывается с представлениями о женском плодородии и c лунными циклами; с другой стороны, несомненна ее связь с животворной мужской силой, с дающим жизнь мужским семенем, из чего можно заключить, что эти две субстанции в определенных контекстах символически равнозначны. Например, согласно древнеегипетским мифам, люди возникли из слез бога Амона-Ра, а в иранской мифологии — из упавшего на землю семени первочеловека Гайомарта.
Слезы и кровь. Очень существенной представляется символическая связь слез и крови, что проявляется и в паремиях — вспомним хотя бы выражение “плакать или умываться кровавыми слезами”, которое обычно употребляется в контексте угрозы. Часто из слез или крови возникают цветы, являющиеся посмертным воплощением героя — ср. античное представление, что кровь является носителем души и выражение “изливать душу” ‘откровенничать; плакаться’.
Первочеловек Пань-Гу, разделивший Землю и небо
Из крови или слез героя либо божества часто возникает река или водоем. В легендах и мифах кровь и слезы обычно взаимозаменяемы. В китайской мифологии слезы или кровь первопредка Паньгу образуют великие реки Китая — Хуанхэ (“Желтую реку”) и Янцзы (“Голубую реку”). В славянском фольклоре из слез девицы, оплакивающей молодца, образуется река Дунай. При этом необходимо вспомнить, что согласно легендам Дунай может образовываться из крови Дуная-богатыря, а в русских былинах Дунай-богатырь превращается в реку Дунай после того как, убив девицу-богатыршу Настасью, обнаруживает, что она беременна его сыном. Мотивы превращения погибшего героя или божества в реку и возникновение реки или водоема из его крови или из слез оплакивающих его родственников широко распространены в мировом фольклоре и восходят к глубокой древности. Укажем, например, на древнеегипетские мифы о том, что воды Нила вытекают из тела погибшего Осириса, а сезонные разливы этой реки происходят из-за того, что она переполняется слезами Исиды, оплакивающей своего супруга.
Слезы и сила. Материализованные слезы божества имеют огромную сакральную силу. В этом контексте становятся понятными чудотворные свойства известной по русским духовным стихам Плакун-травы, которая, согласно легендам, выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. В “Голубиной книге” эта трава “всем травам мати”. Она упоминается в заговорах как чародейское средство, позволяющее повелевать духами и овладевать кладами. Корень Плакун-травы может служить материалом для амулетов, в том числе — крестов-тельников. Согласно В.В. Далю, от плакун-травы “плачут бесы и ведьмы; ее корень собирают в Иванову ночь, и он хранит от соблазна”.
Проливаемые богом или героем слезы могут иметь силу оружия. Так, герой лакского героического эпоса Амир, близкий к греческому Прометею, вызывает на состязание верховного бога Зала, за что тот приковывает его железными цепями к скале. Амир оплакивает свою судьбу, и от его слез цепи ржавеют, становятся тоньше, давая ему надежду на освобождение, но их постоянно обновляют посланные Залом кузнецы. Герой нартовского эпоса Сослан “роняет слезы”, когда обнаруживает, что его меч и конь утратили силу после наложенного на них сестрой Агундой семилетнего проклятия. По истечении этого срока, “засмеялся Сослан, пошел и в кузнице слезами свой меч наточил”, после чего тот он вновь обрел необыкновенную силу. Смысл этой метафоры становится более понятным, если учесть, что Сослан жаждет мести за коварно убитого врагами кровника, которого он оплакивает в годы проклятия.
Смерть Бальдра от рук слепого аса Хёда. Фрагмент исландской рукописи 18 века.
Плач как трансляция жизненной силы. В Древнем Египте существовало представление о связи разливов Нила с воскресением Осириса, что позволяет предположить взаимосвязь между оплакиванием этого персонажа (проливанием слез Исиды) и его оживлением. Оплакивая героя, передают ему жизненную силу. Юного бога Бальдра, сына Одина и Фригг, благодаря козням Локи убитого слепым богом Хёдом прутом омелы, согласно “Младшей Эдде”, готовы отпустить из царства мертвых (“Хель”), если все живое и мертвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял Локи, поэтому Бальдр остается в Хель.
Мотив оживления умершего героя при помощи пролитых на него слез встречается в сказочном фольклоре многих народов (отсюда мифологема “живой воды”, в качестве которой нередко выступают слезы). В.И. Еремина, говоря о “живительных слезах”, приводит примеры из текстов русских похоронных причитаний и сказок — ср. мотив оживления мужа слезой, попавшей в его ухо, в кетской мифологии. Царевна будит перед боем спящего “непробудным сном” героя: “Она заплакала, слеза упала ему на щеку, сожгла эта слеза ему щеку. Он в ту же минуту проснулся”. Иван пробуждает слезой спящую царевну: “Спит непробудным сном Марья-царевна. Иван крестьянский сын искал ее долго, а когда нашел — добудиться не может. Заплакал Иван и говорит: Как я до тебя доступал, три просвиры сглодал и три трости железные исподпирал, как вдруг одна слеза попала Машеньке на лицо, она пробудилась”. Это позволяет заключить, что слезы являются средоточием силы, важной “жизненной субстанцией”, позволяющей преодолевать грань между жизнью и смертью, между “этим” и “тем” миром.
Оргии в честь Адониса. Фрагмент краснофигурной вазыб V век до н.э.. Лувр.
Магия слез прослеживается и в древних мистериях. Во время оргий в честь Адониса первый день был посвящён плачу, а второй — веселью по поводу его воскресения. Предполагалось, что в это время оживают все умершие, поэтому в Афинах в эти дни под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения усопших. Но при помощи плача и слез можно было добиться лишь временного оживления, о чем свидетельствует упоминаемый античными авторами обычай выставлять поздней весной и ранней осенью т.н. “садики Адониса” — небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, которые символизировали мимолётность жизни.
В качестве параллели этим обычаям можно указать на ритуальные практики у русских, включавшие различные манипуляции с троицкой зеленью (“плакать на цветы” и “оплакивание и похороны кукушки”), где в качестве ритуального объекта выступала изготовленная из различных растений куколка. Обычай “плакать на цветы” или “ронять слезы” на троицкую зелень следует рассматривать в контексте различения “молодых” и “старых” покойников: в индоевропейской мифологии душа человека, умершего молодым, продолжает существовать, вселяясь в растения, поэтому троицкая зелень или цветы на могиле символизируют ее временную реинкарнацию во время “русальной недели”, а оплакивание должно дать ей силу и поддержать ее существование на этот период. Характерна также связь этих ритуальных плачей с вызыванием дождя. Мирча Элиаде формулирует эту идею так: “Человеческая жизнь должна быть прожита полностью, чтобы истощить все свои возможности творчества и выражения; если она прерывается внезапно, насильственной смертью, то она будет стремиться продолжаться в какой-нибудь иной форме: растения, плода, цветка”. Отсюда распространенный мотив, что на полях сражений, где полегло немало героев, обычно вырастают шиповник или розы. Причем в народных верованиях особо подчеркивается роль оплакивания в посмертном существовании души. Так, крестьяне Владимирской губ. считали, что страдания душ усопших можно облегчить служением заупокойных литургий и плачем “в голос” (а не “тихими слезами скорби, от которых умерший еще больше мучается”). У русских значение плача во время календарных праздников, посвященных памяти усопших, подчеркивается такими их народными названиями как “плакущая-радуница” или просто “плакучая”.
Таким образом, плач на могилах, равно как и возложение цветов и зелени на могилы, направлены как на “упокоение”, так и на временное возрождение, “побуждение” мертвецов, мотивируемое различными ритуально-обрядовыми целями. По-видимому, именно верой в живительную силу слез мотивированы некоторые варианты “мужского плача”: например, оплакивание павших на поле боя или умирающих соратников (см. ниже).
В народных верованиях отражена и негативная сторона оплакивания. Считалось, что “плакать по покойнику — грех, ибо все выплаканные слезы накладываются на него на том свете, причем каждая слеза становится весом в пуд”. В хантыйской сказке герой, провалившийся в нижний мир, очнувшись, обнаруживает, что он “плачет и воет” и “место, на котором он лежал, от слёз залито водой”. Именно это и способствовало его пробуждению. Поэтому “если сильно плакать, покойный будет сниться, обижаться: ему там хуже. От сильного плача он может стать ходячим мертвецом, пужайлом”. То есть, согласно народным представлениям, слезы проливаются непосредственно на останки оплакиваемого человека и не дают ему покоя (“не дают ему спать”).
М.С. Туганов «Смерть Тотрадза»
Видимо, поэтому в мифах и эпосе рыдания и слезы — это один из способов “пробудить” убитого героя или богатыря, заставить его отомстить врагам рода или клана и возместить нанесенный ими ущерб. Мать осетинского мальчика-богатыря Тотрадза, коварно убитого нартом Сосырыко, будучи оскорбленной его убийцей (он, явившись на годовые поминки, разбрасывает угощение и бьет ее плетью), “бросилась на могилу сына и начала рыдать и высказывать <…> плачевные слова, и слёзы её падали как град и обращались в перламутровые груды. После того она опять восклицала и возносила молитву: О единый великий бог! <…> Дай моему сыну, маленькому Тотрадзу, такую силу, чтобы он отплатил Сосырыко!”. Ее мольбы были услышаны, и Тотрадз “встал из своей могилы и вышел на верх земли, пришел к своей матери и сказал ей: Ана! Я последний раз вышел из [Страны] мертвых. Твоя молитва услышана богом, а слова твои и жалоба твоя проникли в мое сердце, когда я лежал в своей могиле. Слёзы твои доходили до меня струями”. Тотрадз получает от матери оружие отца, убивает Сосырыко и вновь возвращается в Страну мертвых.
В славянской традиции змей-летун, символизирующий душу мертвеца, появляется, если родственники очень сильно плачут по покойнику, тем самым “подпитывая” его жизненной энергией и позволяя ему посещать их в облике хтонического существа. При этом при непосредственном общении “змей” выглядит как обычный человек, т.е. при помощи проливания слез достигается временное оживление покойного. Характерно, что в результате общения с умершим оплакивающий его человек “сохнет и изводится в щепку”, т.е. лишается жизненных сил и, если не применить специальных предохранительных мер, то умирает. Таким образом, у передачи силы при помощи слез есть и обратная сторона: плачущий эту силу теряет. И в этом, возможно, скрывается одна из главных причин запрета на “мужские слезы”, получившая мифологическое обоснование. Можно предположить, что это же является еще одним основанием для уже упоминавшегося нами обычая закрывать лицо руками при плаче. Тем самым плачущий стремится не дать возможность слезам пролиться, “оставить их (а следовательно и силу) при себе”.
Скачать полный текст статьи