Русский язык 10 — 11 классы — Учебное пособие для общеобразовательных организаций — Греков В. Ф. 2018
Синтаксис и пунктуация
Прямая и косвенная речь
Знаки препинания при цитатах
Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.
1. Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы (остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи), например: 1) В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно»; 2) «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия», — указывает великий русский критик; 3) «Язык, — отмечал А. П. Чехов, — должен быть прост и изящен».
2. Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, например: 1) А. М. Горький говорил, что «труд — основа культуры»; 2) Комедия даёт Чацкому «мильон терзаний». (Гонч.)
3. Когда в цитате делается пропуск текста, это отмечается многоточием, например: «Общий колорит, поэзии Пушкина… — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», — писал В. Г. Белинский.
4. В кавычки заключаются слова и выражения, употребляемые в необычном или ироническом значении, впервые предлагаемые и т. д., например: 1) Поставщики материала на бумажные фабрики поручают закупку тряпья особенного сорта людям, которые в иных уездах называются «орлами». (Т.); 2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь. (Т.)
5. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся, например:
Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
6. Эпиграф (т. е. изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью) обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строке. Например, автобиографической повести К. Паустовского «Золотая роза» предпослан следующий эпиграф:
Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
493. Прочитайте. Найдите цитаты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) В Грозе подчёркивал Н. А. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее. 2) Н. А. Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно. 3) Говоря о рассказе И. С. Тургенева Хорь и Калиныч В. Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души. 4) Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он славно пишет переводит… (Гонч.) 5) По внешнему своему положению он [Обломов] барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. (Добр.) 6) Лёжа ещё в постели Онегин получает три приглашения на вечер; он одевается и в утреннем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед. (Д. П.) 7) Старуха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину. (Д. П.) Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели. (Д. П.) 9) Калашников закрывает свою лавочку дубовою дверью да немецким замком со пружиною. (Бел.)
494. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните способы выделения цитат. Определите основную мысль текста.
Чехов отвечал практически на все письма, которые получал. Этот факт отражает общие принципы его отношений с людьми. Свою редкую обязательность писатель объяснил однажды как обычно образно и ёмко. А видите ли был у нас учитель в Таганроге которого я очень любил и однажды я протянул ему руку а он (н..)ответил на рукопожатие. И мне так больно было.
Письма были для Чехова способом существования (н..)просто словом но действием поступком. В письмах писатель утв..рждает право человека на пр..красное В нас говорит чувство красоты а красота (н..)терпит обыде..ого и пошлого. Речь в частности идёт об именах и обращениях которыми по мнению Чехова можно выр..жать свою любовь к человеку. Кроме этикетных уважаемый и многоуважаемый в письмах писателя встречаются милый драгоценный голубчик очаровательная изумительная и др. При этом письма Чехова (н..)изме..о полны юмора. (По А. Трунину)
495. Оформите как цитату высказывание О. Мандельштама о творчестве А. Ахматовой, включив слова автора в середину цитаты. Расставьте недостающие знаки препинания.
Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с Анной Карениной Тургенева с Дворянским гнездом всего Достоевского и отчасти Лескова.
Свою поэтическую форму острую и своеобразную она развила с оглядкой на поэтическую прозу.
496. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.
1) Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2) Все талантливые пишут разно, все бездарные — одинаково. (Илья Ильф) 3) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4) Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев) 5) Смех — великое дело… (Н. В. Гоголь) 6) Лженаука — непризнание ошибок. (П. Л. Капица)
Рассказ «Хорь и Калиныч» входит в знаменитый цикл рассказов и очерков «Записки охотника» И. С. Тургенева.
И. И. Панаев:
«Вы и сами не знаете, что такое «Хорь и Калиныч». Это общий голос… <…> Судя по «Хорю», Вы далеко пойдете. Это Ваш настоящий род… <…> «Хорь» Вас высоко поднял — говорю это не как мое мнение, а как общий приговор.»
(В. Г. Белинский — И. С. Тургеневу, 19 февраля 1847 г.)
«Наконец в первой книжке «Современника» за прошлый год был напечатан его рассказ «Хорь и Калиныч». Успех в публике этого небольшого рассказа, помещенного в смеси, был неожидан для автора и заставил его продолжать рассказы охотника. Здесь талант его обозначился вполне.<…>
Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил. Хорь, с его практическим смыслом и практическою натурою, с его грубым, но крепким и ясным умом, с его глубоким презрением к «бабам» и сильною нелюбовью к чистоте и опрятности, — тип русского мужика, умевшего создать себе значащее положение при обстоятельствах весьма неблагоприятных.
Но Калиныч — еще более свежий и полный тип русского мужика: это поэтическая натура в простом народе. С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души! Всех рассказов охотника было напечатано прошлого года в «Современнике» семь. <…>
«Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него «Однодворец Овсяников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев написал еще хоть целые томы таких рассказов.»
(В. Г. Белинский, «Взгляд на русскую литературу 1847 года», 1848 г.)
К. С. Аксаков:
«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге.»
(К. С. Аксаков, «Московский сборник», 1847 г.)
А. И. Герцен:
«Один из самых крупных корифеев байроновского направления, после того как он порылся в самой сердцевине мелочного и грубого общества, где все притязавшее на более благородную жизнь должно было заглохнуть от ничтожества жалкого прозябания, — вздумал изобразить по-своему двух бедных крестьян. Одному из них он, конечно шутки ради, придал характер Гете, другому — характер Шиллера. Но по мере того как Тургенев ближе присматривался к помещичьему дому и чердаку бурмистра, он все сильнее увлекался своим предметом. Шутка все исчезала, и поэт нарисовал нам два разных, серьезных поэтических типа русских крестьян. Неподготовленная к этому публика разразилась рукоплесканиями. Художник выступил со вторым своим рассказом «охотника». Этот рассказ был превосходен, — так пошло дальше.»
(А.И.Герцен, статья «О романе из народной жизни в России», 1857 г.)
С. А. Венгеров:
«В Хоре ничего идеализированного нет. Он не возвышенно добр и не сентиментально добродетелен, он не ахти как развитее других крестьян и даже заражен некоторыми крестьянскими предрассудками. Если он производит чрезвычайно приятное впечатление, то именно тем самым, что представляет среднего русского человека, развивавшегося при благоприятных обстоятельствах. Хорь практичен, но не тою скверною практичностью, которая в общежитии слишком снисходительно характеризуется словами «себе на уме». Он настолько практичен, чтобы не позволять себя эксплуатировать разными гг. Полутыкиными. Он не желает лишь оставаться в дураках, применять свою доброту к ненадлежащему месту. Зато к Калинычу, к мягкому романтику Калинычу, он питает самую нежную привязанность, и готов ему помочь чем только может.»
(С. А. Венгеров, «Русская литература в ее современных представителях», 1875 г.)
Н. К. Невзоров:
«Когда Тургенев начал рассказывать Хорю и Калинычу свои заграничные похождения, заинтересовались наши мужики, но заинтересовались каждый по-своему: восторженного и мечтательного Калиныча занимали красоты природы, горы, водопады, великолепные здания и т.п. прелести и диковинки. Хорь же, как человек практичный, расспрашивал больше о предметах государственных и административных. <…>
Чувствительный Калиныч выражал свое удивление охами да ахами. Не таков Хорь, как человек практический. Он слушал рассказы, молчал, хмурил брови и лишь изредка замечал, что «дескать, это у нас не шло бы, а вот это хорошо — это порядок».»
(Н. К. Невзоров, «Руководящие типы в произведениях русской литературы после Гоголя», 1883 г.)
А. И. Незеленов:
«Хорь и Калиныч прямо противоположны друг другу, хотя их и соединяет сильное взаимное расположение. <…> Хорь — человек ума, здравого смысла, он порой даже скептик, иронически смотрящий на жизнь. Калиныч — человек сердца, чувства, веры. Хорь рассуждает толково и здраво, и прекрасно устроил и свое хозяйство (у него в доме довольство и порядок…), и свою семью. Калиныч — мечтатель и почти бесприютный странник; но во всем и всюду проявляется нежность его сердца. <…> Противоположность этих людей особенно выразилась в их беседе с поэтом о заграничной жизни; чужие земли заняли обоих, в обоих возбудили любопытство…
Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов. Калиныч, совершенно согласно с его характером, «заговаривал кровь, испуг…». Хорь при всем своем скептицизме, признавал эти способности своего друга. Еще одно сближало их — общая любовь к музыке.»
(А. И. Незеленов, «Тургенев в его произведениях», СПб, 1885 г.)
П. В. Евстафьев:
«Калиныч с его добродушным, ясным взором, вечно веселым и кротким нравом, совершенное дитя природы, идеалист, романтик. Он людей не знает и никогда не узнает. Его нежная душа требует привязанности. Он любит и уважает Хоря; за барином ухаживает как за ребенком. Чувство его пересиливает все прочие душевные силы. Он обо всем говорит с жаром; не так, как Хорь, который говорит мало, часто подсмеивается и больше разумеет про себя.
Ум Калиныча требует пищи; но образования он, разумеется, не получил, и негде его получит. Правда он грамоту знает, но на природу смотрит по-своему. Он слепо верит разным явлениям природы, потому что не у кого спросить об истинном их значении. Зато даже практический Хорь признает за Калинычем такие преимущества, каких сам не имеет. Калиныч, например, умеет заговаривает кровь, испуг, бешенство; выгоняет червей; у него пчелы не мрут, у него рука легкая.
Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя под покровительством Хоря, да и трудно ему развить свою волю в том подневольном состоянии, в котором он родился и в котором суждено ему прожить весь век.»
(П. В. Евстафьев, «Новая русская литература», 1889 г.)
Это была критика о рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенева: отзывы современников, анализ произведения.
Смотрите:
Все материалы по рассказу «Хорь и Калиныч»
Все материалы по произведениям Тургенева
История публикации
«Хорь и Калиныч» является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает «Записки охотника», он был опубликован в 1847 году в журнале «Современник».
«Хорь и Калиныч» размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей. Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений — все это было новым для читателя.
Жанр произведения
Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи.
Композиция и конфликт
Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:
- Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным.
- Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем.
- Отъезд рассказчика домой.
Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.
Смысл названия
Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.
Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу.
Главные герои
Охотник — от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
Хорь — зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
Калиныч — крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
Господин Полутыкин — хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.
Рассказчик
Барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин
Калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки- фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой.
Хорь
Крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
Калиныч
Крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком.
Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Темы произведения
Крепостное право . В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
Темы произведения
Личность человека . Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать.
Темы произведения
Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло.
Основная идея
показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь.
Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.
Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».
Чему учит рассказ
Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина.