Граф орлов краткое содержание рассказа

Обновлено: 08.01.2023

В подвале дома одного купца жили муж и жена. Их фамилия была Орловы. Муж Григорий работал сапожником. Специалистом он был хорошим и заказы у него всегда были. Жена Матрёна помогала ему чинить обувь. Супруги были ещё молодые, вместе жили четыре года.

Но, Григорий любил залить тоску водкой. Когда жена его не отпускала в кабак, он сильно избивал ее. К таким дракам все привыкли и даже наблюдали через маленькое окошко, как все происходило. Особенно любил комментировать драки Сенька Чижик, помощник маляра. Матрена же всегда ждала Григория с пьянок, чтобы он не упал на ступеньках и ничего себе не повредил. Однажды, когда он вывихнул руку, они жили в проголодь.

Жизнь супругов Орловых была очень скучна и однообразна, из-за этого Григорий пил. У них был ребенок, но умер. Больше Матрена родить не могла, потому что Григорий ее сильно избивал. Цели в жизни у них не было, интересов общих тоже.

Одним вечером к ним пришёл с осмотром молоденький санитар. В то время в стране бушевала холера. Санитар был очень вежливый и весёлый. Он очень культурно пообщался с супругами. Впечатлений от посещения им хватило надолго. Они только и разговаривали об этом визите.

На утро Сенька Чижик принёс дурную весть: заболел знакомый Григория гармонист Митрий. Григорий вызвал санитаров и они увезли больного. Орлов поехал с ними. Вернувшись из госпиталя, он решил работать санитаром. Деньги платили неплохие и кормили хорошо. Матрёну Григорий взял с собой, чтобы она работала в женском отделении.

Так началась у супругов Орловых новая жизнь. Оба завоевали уважение докторов. Но, другие санитары завидовали Григорию. Его их зависть не пугала, а наоборот подбадривала. Григорий хотел совершить какой-нибудь подвиг, чтобы о нем только и говорили.

Жизнь супругов на какое-то время наладилась. Они вместе пили чай, не ругались, а планировали будущую счастливую жизнь. Матрена очень нравилась докторам своей простотой и трудолюбием. Она не стремилась к славе. Но, женщина стала ценить себя, как человека и личность. Она с ужасом вспоминала прежнюю жизнь.

В больницу попал Сенька Чижик. Он не смог выздороветь. Григорий очень переживал смерть мальчика и стал упрекать жену в том, что она не может родить им ребенка. Тогда Матрёна не вытерпела и высказала всё, что на душе накипело. Она обвинила Григория в том, что не может родить, а детей очень любит. Женщина больше не боялась своего мужа, и он это почувствовал. Они начали ругаться. На шум прибежал доктор. Григорий обвинил того, что больных они лечат, а живые только мучаются из-за плохих условий жизни. Матрёна не захотела уходить с мужем и осталась работать в больнице.

Григорий снова запил. После того, как холера прошла, Матрену устроили работать в школу. Она учила сирот шить обувь. Женщина взяла на воспитание двоих сирот и была очень счастлива. Но, к сожалению, Орлова больна: у нее туберкулез.

Григорий же пьёт по кабакам и рассказывает всем о своем беспокойном сердце. Он ненавидит все мировое устройство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Супруги Орловы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Ослик Мафин решил испечь вкусный пирог. Так как пирог предназначался для друзей ослика, то он очень серьёзно подошёл к делу. Мафин надел шапку повара

Дождливой осенью 1941 года шести бойцам командиром батареи приказано не пропустить фашистских захватчиков через железную дорогу.

Вместе с ребятами автор идёт по дороге в свою школу и вспоминает то время, когда ему было 12. Больше всего мальчик любил отдыхать, наедаться сладостями и ходить на новогодние представления

В семи фантастических произведениях, написанных ирландских писателем, повествуется о сказочной стране — Нарнии, где звери разговаривают и происходят волшебные происшествия.

Л. Г. Зорин
Царская охота
Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом.

Он застает брата в пьянстве и всевозможных увеселениях. Алексей флиртует с женщинами, на днях дрался с кем-то. Григорий стыдит брата, а тот говорит, что его тоска берет, скука в Москве, нет дела для героя Чесмы.

Григорий же считает, что Алексей рано разнежился – время тревожное,

даже воздух наполнен злобою: чем больше заслуг, тем больше врагов. Григорий рассказывает брату, что Екатерина переменилась к нему: раньше минуты считала до их встречи, а теперь спокойна и снисходительна, даже жалеет его. И это хуже всего. Алексей говорит ему, что он слишком ревнив.

Григорий же хочет уехать, чтобы Екатерина вспоминала о нем. Докладывают о поручике Мартынове. Войдя, тот сообщает, что Алексея Орлова просит к себе императрица, и незамедлительно.

Алексей уходит.
Кабинет Екатерины. У нее Екатерина Романовна Дашкова. Ее сын окончил курс в Эдинбурге, и она просит дозволения провести с ним в Европе

Екатерина не рада этому, но обещает подумать. Когда докладывают об Алексее Орлове, Дашкова стремительно уходит: она не выносит этого человека, так как на нем кровь супруга Екатерины.
Екатерина заговаривает с Орловым о некой женщине, которая называет себя дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского. Живет она в Риме, пишет письма султану, папе, русскому флоту, подписываясь при этом Елизаветой всея Руси. Екатерина очень обеспокоена этим.

Восстание Пугачева только что подавлено, но “огонь под золой еще тлеет”, Пугачев имел сподвижников и сочувствующих во всех слоях общества. Она боится, что появление этой женщины может повлечь за собой большие неприятности, поэтому Екатерина приказывает Алексею Орлову схватить ее и доставить сюда. Если не удастся обойтись без шума, то она разрешает задействовать флот.

Алексей обещает все исполнить. На прощание Екатерина предостерегает его, что девица, как говорят, очень хороша собой и многих уже погубила.
Пиза. Дом Ломбарди, богатого негоцианта, множество гостей. Все обсуждают Елизавету. Она входит с Пьетро Бониперти, своим секретарем, который безумно влюблен в нее и искренне ей предан.

Каждый считает своим долгом сказать ей что-либо приятное, лестное, как-то ее поддержать. Елизавета всех благодарит и говорит, что безмерно нуждается в друзьях, так как очень многое утратила в жизни. Падре Паоло, иезуит, предупреждает ее, что в Пизе граф Орлов. Елизавете представляют Карло Гоцци, который рассказывает ей о своих пьесах.

Появляются Алексей Орлов и поэт Кустов, пьяница, которого Орлов приютил у себя. Елизавета поражена: она другим представляла себе Орлова. Она чувствует долгожданную перемену в своей судьбе.

Бониперти просит ее не искушать судьбу. Алексей представляется ей. Поскольку она хочет поговорить без свидетелей, Елизавета приглашает его в свой дом на виа Кондоти, говорит, что безмерно счастлива.

Алексей вторит ей.
Дом Елизаветы на виа Кондоти. Вечер. Она ждет Алексея. Бониперти в который раз говорит ей о своих чувствах и предупреждает, что Орлов не поставит ради нее на карту все, что имеет, как он сделал однажды, потому что тогда ему нечего было терять.

Елизавета говорит ему, что уже поздно что-либо менять. Появляется Алексей. Он зовет Елизавету с собой, домой, обещая помочь ей добиться престола. Елизавета, которая уверена, что Алексей ее любит, соглашается ехать.

На корабле Алексей разыгрывает свадьбу с помощью переодетых матросов. Кустов пытается пристыдить его. Алексей приходит в бешенство, и тот умолкает.

Матросы разыгрывают венчание. Елизавета уверена, что теперь они женаты.
Петропавловская крепость. Князь Голицын уговаривает Елизавету одуматься и во всем признаться. Елизавета упорствует и просит аудиенции императрицы.

Тогда Голицын передает ее в руки Шешковского, который собирается ее пытать. Он рассказывает ей, что Орлов ездил за ней по приказу Екатерины, что никакой свадьбы не было, что венчал их ряженый матрос. Елизавета отказывается ему верить.
Зал рядом с покоями Екатерины. Екатерина разрешает Дашковой уехать к сыну. Обе вспоминают прошлое и надеются, что следующая их встреча будет счастливее.

Когда Дашкова уходит, появляется Григорий Орлов. Он сетует и сердится, что не ему поручила Екатерина столь важное для нее дело. Императрица отвечает ему, что он слишком добр, а здесь требовалось твердое сердце. Григорий намекает на непостоянство Екатерины.

Григорий уходит.
Вместо него появляется Алексей. Екатерина пеняет ему, что, “разлучившись с распутной девкой”, “слег с тоски”. Алексей же говорит, что уже здоров. Екатерина приказывает ему допросить Елизавету.

Алексей отказывается. Тогда Екатерина бьет его по лицу. Как она говорит, это награда Орлову от нее, как от женщины.

Елизавета просит его сказать, что все, что она слышала о нем, – клевета. Алексей же не отрицает, что все это – правда. Он говорит, что стал бы изменником, если бы нарушил присягу и слово, данное императрице. Елизавета в ужасе.

Она не верит, что можно держать слово, данное мужеубийце. Елизавета проклинает Алексея и прогоняет его, прося передать “своей государыне”, что суд человеческий ей не страшен, а Божьего суда она не боится, так как чиста перед Ним. Алексей уходит.

Елизавета зовет его по имени, кричит ему вслед, что в ней уже дышит его ребенок.
Москва. Дом Алексея Орлова. Оба брата пьют и слушают пение цыган. Григорий пришел проститься: он едет в Европу.

Алексей сначала тоже хотел ехать с ним, но теперь раздумал. Григорий уходит. Алексей все пьет и говорит о том, что самозванство царства рушит. Кустов же вспоминает Елизавету и говорит, что люди глупы.

Он собирается уходить от Орлова. Цыгане поют. Алексей приказывает им петь громче. Ему слышится голос Елизаветы, которая зовет его.

Григорий Орлов с братьями стали участниками заговора, в результате которого к власти пришла Екатерина Великая. Некоторое время он был фаворитом императрицы, которая родила от него сына.

Григорий Орлов

Григорий Григорьевич Орлов вошел в историю как фаворит Екатерины II и человек, приведший ее к власти. Из всех возлюбленных Екатерины выделяются только две личности — Орлов и Потемкин. Но если Потемкин действительно был великим человеком, то граф Орлов ничем особенным, кроме участи в перевороте, так и не выделился.

Происхождение и история рода

Григорий появился на свет в октябре 1734 года в семье помещика Тверской губернии. Особой знатностью тот не обладал, но и мелкопоместным не назовешь. Григорий Иванович Орлов дослужился до чина статского советника и должности губернатора Новгорода. У супругов родилось 6 сыновей, только один из них умер в младенчестве. Для тех времен это показатель крепчайшего здоровья рода. Детская смертность была огромной даже в знатных фамилиях.

Все 5 сыновей поступили в гвардию. Служить в ней было дорого — требовались собственные средства. Они у братьев водились, хотя и не крупные. Значит, отец мог себе позволить содержать сыновей и был если и не богат, то состоятелен.

Детство и юность

Образование мальчик получил начальное. Как и многие дворяне того времени, учился дома: читать, писать, немного арифметике. Вот и все. Но он и сам не стремился к знаниям — в этом позже с горечью убедилась Екатерина. Если бы не она, то биография Григория вряд ли была бы хоть чем-то интересна.

Парень отличался статью, богатырским здоровьем, высоким ростом, мужской красотой. Женщины от него были без ума.

В 1749 году, когда ему исполнилось 15 лет, отец с другими братьями отвез его в Петербург и определил в гвардейский Семеновский полк. Рядовыми, как тогда было принято. В полку Григорий прослужил 8 лет, до 1757 года. Наконец ему присвоили первое офицерское звание и отправили в армию. Тогда русские войска воевали в Пруссии.

Награды, звания

В сражении при Цорндорфе Орлов отличился. Он был трижды ранен, но поля боя не покинул.

За доблесть был замечен начальством. В 1759 году молодого офицера отправили в Петербург в качестве сопровождающего флигель-адъютанта Фридриха II графа Шверина. Граф попал в плен, а в те куртуазные времена пленные офицеры обычно весьма неплохо жили в городах противной стороны.

В столице герой-офицер приглянулся самому генерал-фельдцейхмейстеру графу Петру Шувалову. Престарелый граф сделал молодца своим наперсником. Григорий носил записки любовнице графа княгине Куракиной. Кончилось тем, что Шувалов застал парочку в постели.

Орлов оказался в гренадерском полку. Там он и попался на глаза Екатерине. Великая княгиня в него действительно влюбилась — это отмечали многие современники.

Он в одночасье стал камергером, генерал-майором, получил орден Святого Александра Невского и шпагу, усыпанную бриллиантами. Это не считая поместий, домов и прочих благ.

Екатерина назначала его на высокие должности, но Орлов спихивал все дела на подчиненных.

Единственное поручение, которое он смог довести до конца лично, — это подавление чумного бунта 85 в Москве в 1771 г. Но ничего неординарного он не предпринял. В сущности, с бунтом бы справился любой полковник, имеющий такие же силы солдат.

Григорий оказался недалеким человеком, а императрице была нужна правая рука, и она появилась. Это был Григорий Потемкин 85 .

Личная жизнь, дети

Григорий сделал попытку стать официальным мужем Екатерины. Но воспротивились аристократия и гвардия. Солдаты уважали Григория, но видеть Гришку царем? Это было немыслимо. Все же монархи тогда считались небожителями. Убить царя было можно, но вот стать им было непросто.

Больше Григорий не пытался прыгнуть выше головы. Тем более что в 1772 году Екатерина дала ему титул графа.

Рис.2. Портрет Орлова на пике его карьеры

От Орлова Екатерина родила единственного признанного внебрачного ребенка — Алексея Григорьевича Бобринского. Воспитывался он отдельно от родителей.

Алексей Бобринский по характеру пошел в отца. Он тоже ничем себя не проявил, хотя Екатерина прилагала усилия, чтобы мальчик получил достойное образование. Но единственное, чем он смог прославиться — это огромными долгами, сделанными им в Париже. В кратчайшие сроки юноша умудрился занять почти 1 миллион рублей и потратить их на карты и женщин. Впоследствии Павел I в Сенате признал его своим братом и осыпал милостями: недвижимостью, крепостными, орденами, сделал генералом и графом.

Затем в Петербург пришло известие, что граф обвенчался со своей двоюродной сестрой Екатериной Зиновьевой 18 лет от роду.

Церковь осудила кровосмесительный брак, но Екатерина заступилась за Григория и присвоила его жене титул статс-дамы двора.

Как отмечали современники, Григорий нежно любил жену. Он даже забросил кутежи, стал верным мужем. Но счастье оказалось недолгим. Через три года совместной жизни у Екатерины обнаружилась чахотка. Болезнь протекала очень быстро. Лечение в Швейцарии не помогло. Жена умерла на руках Григория в Лозанне. Детей у них так и не было.

Причина смерти, значение в истории

Смерть жены в 1782 г., которую Григорий нежно любил, подействовала на него самым удручающим образом. Граф помешался рассудком.

Его перевезли на подмосковную усадьбу Нескучное. Позднее по названию поместья получил название Нескучный сад.

Скончался граф в апреле 1783 г., всего на год пережив жену.

Григорий Орлов не стал государственным деятелем. Для этого он оказался слишком ограниченным. Он так и остался в истории человеком, приведшим к власти Екатерину Великую. Но стать ее сподвижником не смог, да и не захотел.

Его жизнь была стремительной, заметной, смелой и часто возмущала весь свет.

Из-под плахи в дворяне

Не только дед будущего графа Орлова был человеком, совершавшим неожиданные поступки. Самому своему рождению Орлов обязан почти столь же неожиданному поступку своего отца, который на пятьдесят третьем году жизни женился вторым браком на шестнадцатилетней девице Лукерье Ивановне Зиновьевой и имел от неё девять сыновей. Четверо из них умерли ещё в младенческом возрасте, но остальные стали настоящими богатырями: Иван, Григорий, Алексей, Фёдор и Владимир — все высокие, сильные и красивые. О юношеских годах Орлова сохранилось воспоминание, как на одном из маскарадов они с Сашей Зиновьевым нарядились в невообразимые костюмы, поразившие всех. Благородные юноши, затянувшись в чёрный бархат, решили изображать. арапов-невольников, скованных цепями. А в другой раз Орлов появился в одеянии римского сенатора. Известно также о необычайной силе всех братьев Орловых и о том, что Григорий несколько раз успешно ходил один на медведя.

Екатерина ІІ и граф Орлов, как известно, не обвенчались. Но поток щедрот, устремленный Екатериной ІІ на Григория Орлова и его родственников, был подобен золотому дождю. Императрица одаривала своего фаворита без меры, что, конечно, не могло не сказаться на отношении к нему света. Вот только самые крупные благодеяния Ее Величества. Вскоре после коронации Григорий Орлов с братьями был произведён в графское достоинство, а еще через 10 лет получил титул князя. Орлову была подарена Гатчина, где он выстроил великолепный Большой Гатчинский дворец, а потом Лигово с семью деревнями. Орлову принадлежал также построенный им известный Мраморный дворец. Григорий Орлов сразу же стал камергером двора Её Величества, а чуть позднее получал чины генерал-майора, генерал-поручика, был произведён в генерал-адъютанты и т.д.

Орлов все-таки женился после охлаждения к нему императрицы. Однако влюбился он в собственную двоюродную сестру Екатерину Николаевну Зиновьеву. Церковные каноны были нарушены, но молодожены нашли способ обвенчаться. Однако свет во второй раз в жизни Орлова (и во второй же раз — в попытке жениться!) возмутился. Обоих Орловых приговорили к заключению в монастырь, и так бы и произошло, если бы сама Екатерина ІІ не воспротивилась подписанию такого приговора. Она обласкала молодую жену бывшего фаворита, назначив ее в свои статс-дамы, наградив ее орденом св. Екатерины и другими подарками. Все это не смогло уберечь брак: через четыре года молодая жена умерла от чахотки, и Григорий Орлов был безутешен.

Читайте также:

      

  • Занятия по профилактике травматизма в школе
  •   

  • Непредоставление места в детском саду судебная практика
  •   

  • Троепольский кандидат наук краткое содержание
  •   

  • Трафарет кувшинчика для росписи в детском саду
  •   

  • Особенности адаптации пятиклассников в школе

Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом. Он застаёт брата в пьянстве и всевозможных увеселениях. Алексей флиртует с женщинами, на днях дрался с кем-то. Григорий стыдит брата, а тот говорит, что его тоска берет, скука в Москве, нет дела для героя Чесмы. Григорий же считает, что Алексей рано разнежился — время тревожное, даже воздух наполнен злобою: чем больше заслуг, тем больше врагов. Григорий рассказывает брату, что Екатерина переменилась к нему: раньше минуты считала до их встречи, а теперь спокойна и снисходительна, даже жалеет его. И это хуже всего. Алексей говорит ему, что он слишком ревнив. Григорий же хочет уехать, чтобы Екатерина вспоминала о нем. Докладывают о поручике Мартынове. Войдя, тот сообщает, что Алексея Орлова просит к себе императрица, и незамедлительно. Алексей уходит.

Кабинет Екатерины. У неё Екатерина Романовна Дашкова. Ее сын окончил курс в Эдинбурге, и она просит дозволения провести с ним в Европе то время, которое нужно для завершения его образования. Екатерина не рада этому, но обещает подумать. Когда докладывают об Алексее Орлове, Дашкова стремительно уходит: она не выносит этого человека, так как на нем кровь супруга Екатерины.

Екатерина заговаривает с Орловым о некой женщине, которая называет себя дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского. Живёт она в Риме, пишет письма султану, папе, русскому флоту, подписываясь при этом Елизаветой всея Руси. Екатерина очень обеспокоена этим. Восстание Пугачева только что подавлено, но «огонь под золой ещё тлеет», Пугачев имел сподвижников и сочувствующих во всех слоях общества. Она боится, что появление этой женщины может повлечь за собой большие неприятности, поэтому Екатерина приказывает Алексею Орлову схватить её и доставить сюда. Если не удастся обойтись без шума, то она разрешает задействовать флот. Алексей обещает все исполнить. На прощание Екатерина предостерегает его, что девица, как говорят, очень хороша собой и многих уже погубила.

Пиза. Дом Ломбарди, богатого негоцианта, множество гостей. Все обсуждают Елизавету. Она входит с Пьетро Бониперти, своим секретарём, который безумно влюблён в неё и искренне ей предан. Каждый считает своим долгом сказать ей что-либо приятное, лестное, как-то её поддержать. Елизавета всех благодарит и говорит, что безмерно нуждается в друзьях, так как очень многое утратила в жизни. Падре Паоло, иезуит, предупреждает её, что в Пизе граф Орлов. Елизавете представляют Карло Гоцци, который рассказывает ей о своих пьесах. Появляются Алексей Орлов и поэт Кустов, пьяница, которого Орлов приютил у себя. Елизавета поражена: она другим представляла себе Орлова. Она чувствует долгожданную перемену в своей судьбе. Бониперти просит её не искушать судьбу. Алексей представляется ей. Поскольку она хочет поговорить без свидетелей, Елизавета приглашает его в свой дом на виа Кондоти, говорит, что безмерно счастлива. Алексей вторит ей.

Дом Елизаветы на виа Кондоти. Вечер. Она ждёт Алексея. Бониперти в который раз говорит ей о своих чувствах и предупреждает, что Орлов не поставит ради неё на карту все, что имеет, как он сделал однажды, потому что тогда ему нечего было терять. Елизавета говорит ему, что уже поздно что-либо менять. Появляется Алексей. Он зовёт Елизавету с собой, домой, обещая помочь ей добиться престола. Елизавета, которая уверена, что Алексей её любит, соглашается ехать. На корабле Алексей разыгрывает свадьбу с помощью переодетых матросов. Кустов пытается пристыдить его. Алексей приходит в бешенство, и тот умолкает. Матросы разыгрывают венчание. Елизавета уверена, что теперь они женаты.

Петропавловская крепость. Князь Голицын уговаривает Елизавету одуматься и во всем признаться. Елизавета упорствует и просит аудиенции императрицы. Тогда Голицын передаёт её в руки Шешковского, который собирается её пытать. Он рассказывает ей, что Орлов ездил за ней по приказу Екатерины, что никакой свадьбы не было, что венчал их ряженый матрос. Елизавета отказывается ему верить.

Зал рядом с покоями Екатерины. Екатерина разрешает Дашковой уехать к сыну. Обе вспоминают прошлое и надеются, что следующая их встреча будет счастливее. Когда Дашкова уходит, появляется Григорий Орлов. Он сетует и сердится, что не ему поручила Екатерина столь важное для неё дело. Императрица отвечает ему, что он слишком добр, а здесь требовалось твёрдое сердце. Григорий намекает на непостоянство Екатерины. Та же объясняет ему, что «храбрость и красота… из юноши не делают мужа». Ей нужен человек, способный на великие дела, так как «великой державе застой опаснее поражения». Она советует Григорию последовать примеру Дашковой и отправиться в Европу. Григорий уходит.

Вместо него появляется Алексей. Екатерина пеняет ему, что, «разлучившись с распутной девкой», «слёг с тоски». Алексей же говорит, что уже здоров. Екатерина приказывает ему допросить Елизавету. Алексей отказывается. Тогда Екатерина бьёт его по лицу. Как она говорит, это награда Орлову от неё, как от женщины. Чтобы наградить, как императрица, она зовёт Алексея во внутренние покои.

Петропавловская крепость. Голицын говорит Елизавете, что Екатерина прислала письмо, в котором отказывает ей в аудиенции и напоминает, что если та будет во лжи упорствовать, то будет предана самому строгому и суровому суду. Входит Алексей. Их оставляют наедине. Елизавета просит его сказать, что все, что она слышала о нем, — клевета. Алексей же не отрицает, что все это — правда. Он говорит, что стал бы изменником, если бы нарушил присягу и слово, данное императрице. Елизавета в ужасе. Она не верит, что можно держать слово, данное мужеубийце. Елизавета проклинает Алексея и прогоняет его, прося передать «своей государыне», что суд человеческий ей не страшен, а Божьего суда она не боится, так как чиста перед Ним. Алексей уходит. Елизавета зовёт его по имени, кричит ему вслед, что в ней уже дышит его ребёнок.

Москва. Дом Алексея Орлова. Оба брата пьют и слушают пение цыган. Григорий пришёл проститься: он едет в Европу. Алексей сначала тоже хотел ехать с ним, но теперь раздумал. Григорий уходит. Алексей все пьёт и говорит о том, что самозванство царства рушит. Кустов же вспоминает Елизавету и говорит, что люди глупы. Он собирается уходить от Орлова. Цыгане поют. Алексей приказывает им петь громче. Ему слышится голос Елизаветы, которая зовёт его. Он сидит, глядя в одну точку, закрыв уши кулаками.

Пересказала Ю. В. Полежаева.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Минувший блок «Графа Орлова» начал одиннадцатый сезон мюзикла, основанного на российской истории, — мюзикла, который однажды громко и уверенно ворвался в современную театральную действительность!

После успешного четырёхлетнего проката спектакль уступил сцену другим, не менее успешным, постановкам продюсерского дуэта Владимира Тартаковского и Алексея Болонина, чтобы затем, к радости поклонников, вернуться снова.

Истёкший год старого нового «Графа Орлова» доказал, что артисты мастерски держат планку, что спектакль по-прежнему любим залом, что мюзикл очень тонко отзывается в сердцах и звучит — в прилагаемых обстоятельствах — ещё увереннее, ещё пронзительнее. Та же самая история и тот же самый спектакль приобрели новые смыслы и краски (совершенно особенно нынче звучит каждое слово). Весь каст все эти 10 лет, несмотря на неизменившуюся актерскую задачу, «не покладая рук» и не щадя голосовые связки, работал и развивался; к тому же в ансамбле появились новые лица, и случились вводы Алексея Боброва и Андрея Бирина на роль князя Голицына.

Изменился при этом и зритель: свидетели громкой премьеры повзрослели, отрастили критическое мышление, приобрели (при активно развивающемся жанре мюзикла) наслушенность и насмотренность, привели подросших детей, а также друзей, пропустивших, по неведомой причине, первые годы проката спектакля; появились и новые поклонники музыкального театра, и театралы, готовые иначе взглянуть на историю России.

Безусловно, спектакль не заменит учебников, но подарит визуальное подкрепление расхожей фразе «история не знает сослагательного наклонения» и утвердит в мысли, что за любым эпизодом любых событий стоят вполне конкретные люди. И если Елизавета, Екатерина II, граф Алексей Орлов, князь Голицын, князь Радзивилл, Доманский — вполне себе исторические персонажи, то Иван и Цыганка не так, чтоб имеют за собой какую-то необезличенную биографию, однако же у каждого героя спектакля есть своя правда, а историю, прежде всего, творят люди.

О спектакле за 10 лет написано и сказано немало, но давайте попробуем разобраться в исторических коллизиях? Тогда все персонажи станут еще более достоверными и «объёмными»!

Итак, время после ухода из жизни Петра I получило название эпохи дворцовых переворотов — попадавшие на престол царствующие особы не блистали государственным складом ума и время проводили, в основном, в праздности и развлечениях — первые заметные изменения появились с приходом к власти в 1762 году Екатерины II. Буквально на глазах государство стало отходить от хаоса и беззакония; в стране стал ощущаться порядок, а окрепшая армия отвадила иностранных захватчиков. И, с одной стороны, положение императрицы не вызывало особых нареканий, тем более, государыня с лёгкостью подавляла недовольства, волнения и смуты. Но, с другой стороны, все, включая императрицу, отчетливо понимали: Екатерина II вступила на престол путём очередного дворцового переворота, не имея кровных связей с царствующей династией. То есть, появись человек, который смог бы доказать, что в нем течёт кровь Романовых, и он — законный наследник, Екатерине угрожала бы потеря власти!

Человеком, который мог внести такую сумятицу и показать вероятность потери трона, стала известная нам самозванка: следователи и историки пытались выяснить, кто и что она, но так и не достигли успеха в этом мероприятии.

Конец 1760-х годов был для России особенно сложным. Во время своего второго изгнания Кароль (Карл) Радзивилл развил активную дипломатическую деятельность, а также пытался спровоцировать войну Российской империи с Османской — по его задумке, это вынудило бы российские войска покинуть Речь Посполитую. Для борьбы с Россией Кароль Радзивилл вступил в переговоры даже с крымским ханом и «нашёл» ту самую авантюристку.

У нее было много имен: госпожа Франк, фрау Шоль, черкесская княжна Володимирская, принцесса Азовская и наконец, Елизовета II (прим.автора — имена в написании того времени). В историю она вошла как княжна Тараканова.

Поляки, не любившие Россию, русских и особливо императрицу Екатерину Великую, по чьей воле в Речи Посполитой вершились все дела, охотно верили княжне. Очевидно, с дальним прицелом: ведь, как возможная прямая и законная наследница Елизаветы, она имела все права на самодержавную власть в бескрайней России. Естественно, поляки просчитали, что в случае, если они окажут княжне поддержку деньгами и прочим, что ей понадобится, а она вдруг получит трон, то уж отплатить долги она сумеет. Поэтому, после некоторых внезапных переездов внутри Европы, княжна жила в Польше припеваючи, сорила деньгами направо и налево, и за ней увивался целый рой знатнейших женихов и кавалеров. Тем более что молодая женщина всячески поддерживала в глазах окружающих имидж «русской принцессы в изгнании»: она сочиняла манифесты к монархам европейских держав, вступила от имени России в переписку с султаном Блистательной Порты, а в Италии, куда она прибыла, вконец поистратившись в Польше и Германии, установила контакт и вела переговоры с представителями Ватикана!

Княжна Тараканова была умна и неплохо образована, но, главное, она обладала сильнейшим оружием женщины — красотой и кокетством.

Во времена отсутствия интернета, в сущности, в любой новой стране можно было рассказывать новую версию собственной биографии: например, родилась «княжна» в 1753 году и первоначально жила с матерью Елизаветой Петровной; или — покойный муж Екатерины II, Пётр III, должен был стать регентом при малолетней принцессе, а не императором; или — сама Екатерина когда-то и сослала её в Сибирь, откуда той удалось бежать при помощи «преданных друзей» и прочая, и прочая — Радзивилл вряд ли верил ей до конца, но неплохо знал историю и помнил об успехе Лжедмитрия. Имя для авантюристки тоже «выбрано» неслучайно: до появления младшей дочери Петра I имя Елизавета ранее в доме Романовых не применялось, но французская форма «Лизетт» пользовалась особой любовью именно у первого русского императора: так назывался один из первых кораблей русского флота, построенных на петербургской верфи, то же имя носили его любимые гладкошёрстный терьер и кобыла персидской породы.

Судя по сохранившимся словесным и задокументированным описаниям, «княжна» была худощавой, стройной и темноволосой, видом своим напоминая итальянку. Отличаясь редкой красотой (которую не портило даже небольшое косоглазие), живым умом, а также тягой к неумеренной роскоши, искательница приключений всегда имела немало поклонников, средствами которых пользовалась, доводя их до разорения, а то и тюрьмы.

В конце концов, в результате своих авантюристических действий эта дама оказалась на острие европейской политики. Россия укрепляла свои позиции, и интерес к новой принцессе начал ослабевать, соответственно, стала иссякать и финансовая подпитка. Елизавета Владимирская, так её стали теперь называть, решила — с подачи Радзивилла и его приспешников — попытать счастья на русской эскадре, которая размещалась в Италии под командованием графа Алексея Орлова. До неё дошёл слух, что Екатерина охладела к брату аншефа, Григорию Орлову, и потому княжна вместе со своими сторонниками решила «поработать» с братом фаворита — была небольшая надежда, что Алексей Орлов предаст императрицу, а флот его пригодится в предстоящих баталиях за власть.

К слову, до Екатерины II тоже дошли слухи из Европы, и Орлову ещё до прибытия в Ливорно был отдан приказ разобраться, что это за девица!

В Ливорно был дан обед в честь Орлова и княжны: там-то и зашел разговор о русском флоте, и «княжна», как полагают, направляемая собеседниками, сама пожелала осмотреть корабли. Ее желание немедленно было «уважено», и она со свитой, в сопровождении Орлова, в шлюпке направилась на адмиральский корабль.

С флагманского корабля «Святой великомученик Исидор» для нее было спущено кресло. Самозванку приветствовали криками «ура!» и царским салютом, на кораблях были подняты флаги. Ожидания толпы, собравшейся на пристани в ожидании зрелища, не были обмануты, русская эскадра устроила, как и было обещано, демонстрацию военных маневров. «Княжна» поднялась на палубу, чтобы наблюдать за происходящим, и, увлеченная зрелищем, не заметила, что все окружавшее ее общество — во главе с Орловым — вдруг куда-то исчезло, кроме бывших рядом с ней слуг и двоих поляков. Подошедший к ним гвардейский капитан официально объявил об их аресте (включая Орлова, чтобы не вызвать подозрений в причастности его к ее задержанию). «Княжну» вместе с горничной отвели в каюту. Людей, сопровождавших ее, разделили и перевезли на другие корабли эскадры. Весть о том, что «княжна» арестована, мигом облетела весь Ливорно. Город кипел от возмущения. К эскадре никого не подпускали. А саму пленницу волновал только один вопрос: «Что с графом Орловым?..»

25 мая 1775 года самозванка и двое её спутников (включая Михаила Доманского), оказались в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Следствие вёл князь Александр Михайлович Голицын, человек незлобивый и мягкий, но и его «княжна» смогла вывести из себя. Допросы, которые велись по-французски, продолжались семь месяцев. Ни на один вопрос Тараканова не ответила. Вернее, она, не умолкая, рассказывала о своём детстве в Персии, в Сибири… Мол, она никогда не называла себя дочерью императрицы Елизаветы, это всё происки врагов и недоброжелателей. При этом все опросные листы она подписывала именем Елизавета, что очень раздражало Екатерину.

Кстати, именно благодаря деятельности Михаила Доманского в декабре 1773 года в Оберштейне (где тогда жила «княжна», еще именуясь Алиной), разнёсся слух, что в этом замке скрывается прямая наследница русского престола, законная дочь покойной императрицы Елизаветы Петровны, великая княжна Елизавета! У Доманского в жизни было две любови: к авантюристке (более всего он желал стать ее мужем) и к Польше. На очной ставке с ним Елизавета впервые подтвердила, что — только лишь в шутку — единожды в разговоре с Доманским назвала себя внучкой Петра, а на намёк следствия поменять имя и выйти за него замуж, обвинила Михаила в скудоумии и необразованности.

Впрочем, историков не так интересует патриотизм Доманского, куда интереснее обман Орлова. Любовь — это бесценный дар, граф Орлов предал свою любовь (кавычки — за неимением точных фактов — по желанию) ради монаршего расположения и/или приказа. Хотя, как видно из изложенного, это сделал не он один…

Заключенная умерла от туберкулеза 4 декабря 1775 года, не открыв тайну своего рождения и не признав за собой политических преступлений. Считается, что перед смертью она успела родить ребенка, судьба которого неизвестна, но у Алексея Орлова действительно был незаконнорожденный сын, принятый им на воспитание…

Княжна была похоронена во дворе крепости. Поскольку о смерти узницы мало кто знал (доступа к этой секретной информации не имели и многие приближенные Екатерины), по Петербургу поползли слухи: таинственная узница Петропавловки дожила, мол, в ужасных условиях заключения вплоть до 1777 г., когда в северной столице произошло страшное наводнение, залившее казематы крепости на Заячьем острове (именно поэтому дата написания и «инфоповод» известной картины Константина Флавицкого расходятся с реальной датой смерти Таракановой).

В 1775 году Орлов получил отставку. Арест княжны Таракановой — это последняя служба, которую герой Чесменской битвы, Алексей Григорьевич Орлов (теперь уже Орлов-Чесменский), сослужил Екатерине. К слову, и за саму Чесму он был награждён именно в 1775-м, спустя столько лет!

Он, кстати, был в казематах на аудиенции с узницей и за пару дней до ее смерти покинул Петербург…

…Вот и получается, что в спектакле не так уж много вымысла, а у каждого персонажа действительно были свои мотивы «разыграть карты» именно так, как это и было сделано!

Все три императрицы — Наталья Сидорцова, Лика Рулла, Екатерина Гусева — каждая по-своему, но неизменно (из блока в блок) демонстрируют властность, страх ошибки, любовь к чужой, но уже родной стране.

Все три Елизаветы — Теона Дольникова, Валерия Ланская, Аглая Шиловская — бравируют своим авантюризмом и верой в русский флот и Орлова, все три же признают право генерал-аншефа на воинский долг.

Все три Орловых — Андрей Белявский, Игорь Балалаев, Александр Рагулин — предъявляют стать и отвагу, олицетворяя собой русский флот. И да, прежде всего Алексей Орлов был военным и давал присягу! Он — человек служивый и служит именно короне.

Равно как и Иван — поступок героя Владислава Кирюхина (за 10 лет автор умудрился не попасть ни на один спектакль с другими исполнителями этой роли, но наверняка и Евгений Толоконников транслирует то же) — так вот, поступок этот, безусловно, можно расценивать, как содействие убийству Елизаветы. Но надо ли, учитывая, что и он, Иван, выполняет свой долг перед Отечеством и следует присяге? И уж точно этим поступком он спасает графа от позора, гнева императрицы и трибунала (тогда его вершил Правильный самостоятельный военный суд) — это, если хотите, истинный подвиг адъютанта, продиктованный служением генерал-аншефу, служением  верой и правдой! И здесь исполнителю роли Ивана необходимо призвать на помощь все накопленное годами актёрское мастерство, ибо именно у этого персонажа — из зала — самая шаткая позиция, а нужно остаться именно героем, а не подлецом.

И Голицыны — Александр Маркелов, Вячеслав Шляхтов, Алексей Бобров, Андрей Бирин — демонстрируют преданность возведённой на трон Екатерине Великой и ту самую мягкость (кстати, княжна до последнего имела возможность держать при себе горничную и свой гардероб, лишь в последние дни и уже после рождения ребёнка ее переодели в тюремное платье и приставили конвоиров во избежание возможного самоубийства).

И Карл Радзивилл — пьяница и тот ещё затейник — искренне озабочен niech żyje Polska и niech żyje volja, ибо более всего на свете он хочет вернуть свою страну и не оглядываться более на политику Екатерины II. Это каждый раз, с присущим каждому актеру «почерком», но весьма доходчиво отыгрывают Александр Маракулин, Александр Голубев и Владимир Дыбский.

Доманский же остаётся верным своей любви (на словах) и Польше (на деле) — в жаркой Италии он не может изменить ни план руководящего всем Радзивилла, ни интригу русского флота, а в холодной России он вынужден сидеть в казематах, желая смерти Орлову (не имея возможности быть с любимой им Елизаветой, он уже после ее ухода в мир иной будет депортирован в Польшу и доживёт там до старости) — и Василий Ремчуков, и Сергей Ли держатся с достоинством и стойко переносят страдания в описываемые мюзиклом времена.

И у Цыганки тоже своя правда — уж с этим тоже не поспоришь, зато в каждом спектакле можно увидеть нерв и мощь Карине Асирян и Дианы Савельевой.

И даже зная спектакль наизусть, все равно поражаешься точности каждого слова, выверенности каждой ноты и неизменно радуешься каждой новой мизансцене (чаще всего это случается во взаимодействии Ивана и графа Орлова — с возвращением на родную сцену Иван глохнет от взрывов, отзывается на Ванечку, а Алексей Григорьич то отчеством адъютанта снабдит, то кружить при повышении градуса надумает).

Первый блок мюзикла этого, 2022-2023, сезона войдёт в историю Московского театра оперетты не только десятилетием своего проката, но и обоснованным и нереальным единением генерал-аншефа (и, пожалуй, всех на сцене) со зрителем: 15 октября 2021 года зал показал, как дорог и ожидаем спектакль (на финальном номере «Гимн любви» многие зажгли фонарики мобильных телефонов) — 18 октября 2022 года первый такой фонарик в знак поддержки графа Орлова и успеха «Графа Орлова» засветился даже не от зрителя, но, конечно же, был поддержан и залом!

Ведь нет ничего прекрасней и сильней любви!

Даже если это любовь к театру, спектаклю и тем, кто в тот вечер был на подмостках Московского театра оперетты: Екатерине Гусевой, Валерии Ланской, Игорю Балалаеву, Владиславу Кирюхину, Алексею Боброву, Владимиру Дыбскому, Василию Ремчукову и Диане Савельевой.

Слава «Орлову»!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь

Надежда услышать живое звучание оркестра в музыкальном театре не сбылась, и пришлось довольствоваться минусовой фонограммой, а в начале второго акта еще и плюсовой, потому что народные распевы явно доносились не из уст артистов ансамбля, если только они еще не освоили чревовещание.

Хотя артистов в этот раз хотелось пожалеть, потому что текст, который им пришлось исполнять, был большей частью невразумительным по смыслу и порой зубодробительным по фонетике. Количество словесных перлов в либретто просто зашкаливало за все вообразимые пределы. Боюсь, что если бы я решила зафиксировать все услышанное, что травмирует сознание носителя русского языка, то пришлось бы провести весь спектакль с блокнотом в руках, поэтому ограничусь лишь несколькими примерами косноязычных фраз: «Ангел: и манеры, и фигура, и широкая натура, и грудь высокая…»; «Как во сне море в блестящем шелке, Ну, а мне снятся снега да волки!»; «Екатерина – авантюристка, с нами поступила просто низко…»; «Царица — святая душа, богиня и так хороша…»
Казалось, что текст написали наспех, на коленке и не было времени на его обработку, как и на гармонизацию сюжетных линий, которые казались скомканными, размытыми. Так в первом акте не хватало одной или двух сцен, которые объяснили бы как произошло превращение интереса Орлова к загадочной даме в Ливорно в настоящую страсть, и сближение главных героев происходило столь стремительно, словно прокрутили на промотке сериал, пропустив несколько серий.
Вообще логика действия в мюзикле сильно хромает. И при всей своей эффектности финальная песня о том, что «нет ничего прекрасней истинной любви», звучит по меньшей мере странно из уст героя, эту самую любовь растоптавшего.

От декораций хотелось чего-то более интересного, чем громоздкий набор железных конструкций, который и трансформаций не претерпевал, лишь поворачивался к залу, как сказочная избушка, то задом, то передом. Зато данное решение облегчило жизнь режиссера, сведя ее работу к организации пробегов всех героев в порядке живой очереди по этим лестницам вверх-вниз.
Если бы не поистине гениальная работа художника по свету Глеба Фильштинского, то можно было бы заскучать, глядя на этот вросший в сцену металлический остов. Волшебная игра света вкупе с видеопроекциями разукрасили пространство красочным многоцветьем, спасли от плоской одномерности.

Не вызвали большого восторга и костюмы, при виде которых складывалось иногда ощущение, что «с поминок холодное пошло на брачный стол», то есть одежда перекочевала с плеч французских аристократов на плечи русских дворян. И юбка Елизаветы в самой первой сцене напоминала юбку Эрмины, которую чуть подрезали и украсили фиолетовыми пайетками, и костюм Орлова был будто сшит по образцу мундира Фернана Морсера.

К счастью, несмотря на слабость и либретто, и режиссуры, актеры постарались на славу, чем скрасили общее впечатление от «блокбастера», хоть и не первого на сцене Театра Оперетты, но получившегося комом.

Граф Орлов — Александр Рагулин
Елизавета — Теона Дольникова
Екатерина II — Екатерина Гусева (09.10) / Наталья Сидорцова (17.10)
Князь Радзивил — Александр Голубев (09.10) / Владимир Дыбский  (17.10)
Князь Голицын — Александр Маркелов
Доманский — Игорь Балалаев (09.10) / Василий Ремчуков (17.10)
Иван — Владислав Кирюхин (09.10) / Евгений Толоконников (17.10)
Цыганка — Карине Асирян (09.10) /  Диана Савельева (17.10)

Довелось увидеть двух абсолютно разных Екатерин, что во многом объясняется индивидуальностью артисток, исполнявших эту роль.
Екатерина Натальи Сидорцовой в первую очередь государыня, властная, уверенная в своей силе, опирающейся как на право, дарованное Богом, так и на разумные основы. Она говорит медленно, веско, и каждое слово падает, как тяжелая капля золота, скатывается, как жемчужина с императорской короны. Это истинная наследница Петра I, пусть не по крови, но по духу, по той богатырской силе, с которой она когда-то взвалила на свои плечи огромную страну с ее бесконечными просторами и беспечным народом, способным переходить от разухабистых песен и плясок к бунтам и топору. Все ее поступки, и хорошие, и дурные, продиктованы лишь желанием сберечь и упрочить наследство предшественников. Высокая цель оправдывает любой грех, и в финале царица просит прощения за содеянное, но не раскаивается ни в чем.
Царица Екатерины Гусевой — обворожительная, лукавая, кокетливая. Она не подавляет, но очаровывает. Живейший пример, чтобы увидеть различие двух образов, — письмо князю Радзивилу с призывом опомниться и отказаться от мятежных идей. Екатерина Сидорцовой уверенно апеллирует к логике, в ее тоне слышится завуалированная угроза, и даже ласковое «князь» звучит зловеще, предвещая неминуемую расплату за мятеж против помазанницы Божьей. Екатерина Гусевой же вкрадчиво обольщает, убеждает не логикой, но своим обаянием, пытаясь взять верх над невесть откуда появившейся соперницей прежде всего как женщина.
Вокально Гусевой очень сложно состязаться с Сидорцовой, с ее мощнейшим голосом, который легко перекрывает ансамбль и парит над сценой, над залом, завораживая дивной красотой. С одной стороны, заслуживает глубочайшего уважения желание артистки вырваться в театре из амплуа голубой героини, расширить диапазон ролей. С другой стороны, испытываешь глубокую жалость, видя, как 2/3 сценического времени уходит у нее на борьбу с собственной природой, для того чтобы понизить голос. Увы, но эти муки звукоизвлечения не прибавляют привлекательности ни актрисе, ни персонажу, и в те моменты, когда Гусева устает и возвращается в привычную тональность, слушать ее значительно приятнее.

Проблемы с вокалом не миновали и Александра Рагулина, которому не всегда хватает сил для того, чтобы вытянуть свои партии. Его Алексей Орлов отнюдь не утонченный аристократ, он скорее «мужицкий граф», грубоватый, зверовато-хищный, сильный, крепкий, упрямый, не признающий ничего, кроме собственных, ничем не ограниченных желаний. Рагулину удается передать тот надлом, что происходит в душе героя после совершения им предательства, показать, как бронебойная уверенность в собственной правоте сменяется терзающими сомнениями, а потом раскаянием, отчаянием от невозможности вернуть время вспять и воскресить ту смеющуюся Лизу, что сначала он предназначил себе в «игрушки для каприза», а затем погубил.

Теона Дольникова в роли Елизаветы напоминает нежный диковинный цветок, разноцветную райскую пташку, что по ошибке залетела в  зиму и упала на землю, закрученная злыми снежными вихрями. Эта девочка просто радуется жизни, любви и преклонению, которые ее окружают, и не понимает, какие войны интересов, какая игра амбиций разворачиваются вокруг ее персоны. Она не может, да и не хочет бороться с всемогущей Екатериной, и «заветы деда» — пустой звук для этого легкокрылого мотылька, чья «политическая программа» обнаруживает детскую наивность: «…в столице Петербурге с площадей и перекрестков Я велю прогнать медведей и расставить фонари. Феодалов бородатых я сошлю на дальний остров И устрою ежегодный карнавал, а то и три!»
Елизавета становится жертвой чужих интриг и умирает, так и оставшись загадкой для всех, ведь даже под пытками она не может открыть тайну своего происхождения, потому что и сама не знает его.
Дольникова восхищает и сильным чистым голосом, и хрупкой грациозной женственностью. Учитывая тот факт, что другие персонажи называют ее героиню на европейский манер — «Элизабет», было невозможно удержаться от желания провести параллель с только месяц назад виденным в Вене мюзиклом про мятежную австрийскую императрицу и подумать, как великолепна была бы Теона в заглавной роли, как чудесно смогла бы она передать и безудержную нежность, и гордость венценосной бунтарки. (А каким изумительным Францем Иосифом мог бы стать Игорь Балалаев!) И возгласы шляхтичей «Виват, принцесса Элизабет!» отдаются эхом криков венгерских дворян “Éljen, Éljen, Erzsébet!” в сцене коронации.

А рядом с Елизаветой всегда поляки — и верный Доманский, и вероломный Радзивил.
Доманский Игоря Балалаева — настоящий рыцарь без страха и упрека, мягкий, нежный, понимающий, преданный своей прекрасной даме до последней минуты, до последнего вздоха, готовый уступить ее счастливому сопернику, если только сможет этим спасти от плахи.
У Василия Ремчукова совсем иной образ, не слишком цельный, раскалывающийся на две половины — до заключения в крепости и после освобождения. Вначале это высокомерный шляхтич, надменный, невозмутимый, презрительно поглядывающий на всех вокруг, а потом вместе с париком и расшитым дорогим камзолом с него слетают амбициозность и спесь, и он превращается в горячного пылкого юношу, нервного, вспыхивающего, как порох.

И Владимир Дыбский, и Александр Голубев в роли Радзивила далеки от привычного нам в кино и литературе типа ясновельможного пана с очаровательным слегка шепелявым произношением и изящными манерами, вызывающего на дуэль даже за невинную шутку в адрес растерзанной могучими державами Польши.
Голубев больше походит на тороватого купчину, решающего совершить выгодную сделку и присматривающего вариант, который принесет наибольшие дивиденды, Дыбский — на запорожского казака, бравого вояку, не слишком искушенного в политических играх и с удовольствием выбирающего самый легкий путь для решения проблемы.

Наперсник Орлова Иван у Евгения Толоконникова — хитроумный прохвост, услужливый, угодливый, верткий, циничный, не забывающий своих интересов. Он неприятен, но не так страшен, как Иван Владислава Кирюхина — прячущийся за личиной удалого гуляки и бабника настоящий фанатик, ни во что не ставящий человеческую жизнь.

Несмотря на небольшое количество отведенного сценического времени и Карине Асирян, и Диане Савельевой удалось создать запоминающийся образ цыганки. Но, если цыганка Савельевой воплощает голос совести Орлова и, озвучивая то, в чем он сам боится признаться себе, все-таки сочувствует герою, то Асирян — неумолимая эриния, не знающая ни жалости, ни пощады, богиня неотвратимой мести, пророчествующая с отчаянием Кассандры.

А за всеми политическими играми и жестокими забавами следит со скептической усмешкой князь Голицын Александра Маркелова, многоопытный придворный, хорошо знающий, сколь непрочна царская милость и сколь страшен царский гнев.
Его герою, как и другим, предстоит стать историей, раствориться в неостановимом беге дней.
Сойдут ли они бесследно в тень у реки Леты или останутся в памяти зрителей, покажет время.

Из предыстории о том, как меня озарил данный жанр.

Как сейчас помню — 2005, если не ошибаюсь, год. На радио, бодро звеня всеми колокольцами, прокатилась немного нестандартная для эфира песня «Короли Ночной Вероны» -из мюзикла «Ромео и Джульетта». Мы с сетсрой тогда впечатлились первого раза прежде всего голосами.Это прямо Голоса с большой буквы, не эстрада там какая-то, уровень чувствуется. Потом и имена узнали этой троицы и в шутку ставили в пример всем «плохопоющим» певцам. Годы шли, в нашем доме поселился замечательный сосед под названьем «интернет». Неожиданно появилась мысль поискать ещё песен, исполняемых этими голосами. За ними нашлись другие обладатели голосов такого же уровня,потом захотелсоь увидеть сам мюзикл. Так были скачаны монтированные любителями версии «Нотр-Дам-Де-Пари» и «Ромео и Джульетта», чуть позже видео с официального ДВД мюзикла «Монте-Кристо», который тогда заканчивался в театре Московской Оперетты. На смену ему пришел мюзикл «Граф Орлов». С авторскими правами тут все капитально и сурово (по крайней мере года полтора назад было точно), поэтому за невозможностью скачать мюзикл, я договорилась с девушкой из Москвы, которая купила в фойе театра мне официальный DVD спектакля и прислала по почте.

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Что такое вообще мюзикл?

Мю́зикл -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются: диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.

О сюжете «Графа Орлова».

Так как, опять же, рисковав нарваться на «плагиат», за такой информацией снова обращаюсь к другим источникам, но без спойлера, конечно же.

— «А ей все равно от нас не уйти!» — «Себя погубить…её не спасти…»

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Действие спектакля происходит во 2 половине 18 века. Граф Алексей Орлов, когда-то способствовавший восхождению на трон Екатерины II , теперь вышел из милости императрицы и отправлен в почетную ссылку во главе русского флота в Италии. Здесь он знакомится с молодой красавицей. называющей себя внучкой Петра I и претендующей на престол. Орлов решает затеять с ней интрижку, чтобы выведать её планы и вернуть себе расположение Екатерины. Но увлечение перерастает во взаимное чувство….

Почему же его стоит увидеть?

Ну, например, я думаю, все слышали о разных мюзиклах типа «Чикаго» или «Нотр Дам де Пари». Это все были, так сказать, франшизы. Наши вариации зарубежных постановок с нашими актерам и нашими русскими текстами. «Граф Орлов» же полностью наша постановка, созданная творцами мюзикла Монте-Кристо», несколькими годами ранее успешно отштурмовавшего подмостки театра оперетты.

Если вы считаете себя ценителями и любителями музыки разных жанров, то наверняка оцените вокальную составляющую. Как говорит моя мама «Поют же люди!» Wink

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Если вы любите театр, то вам тоже наверняка понравится. В оперетте не только поют, но ещё и разговаривают Wink Поют, причем, довольно разборчиво (это я к тому, что многих пугает опера! именно не совсем разборчивостью к смыслу текста)

Ах, и да — знатокам российской истории уж не советую сильно придираться и пытаться состыковать исторические факты и источники с данной постановкой. Не забываем — это художественное произведение, в котором имеет быть отклонение сюжета в удобную автору сторону.В данном случае — все-таки все увязывается вокруг любовной истории. Лично я после первого просмотра подумала, что надо бы погуглить на тему императрицы Екатерины и княжны Таракановой. ибо — о, позор мне! — в этом вопросе небольшая какофония в моей голове, которую бы надо упорядочить.

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

-«Нех жие Польша! Нех жие Воля! Виват, принцесса Элизабет!»

Мне, конечно, жаль, что видео записано только с одним составом актеров. При всем уважении к Игорю Балалаеву, какой-то он «не тот Орлов», я бы на Рагулина посмотрела в этой роли, внешне он более фактурен, ну да ладно, это я уже отвлеклась. Те, кто в теме, думаю, найдут мне свои возражения.

Собственно о мюзикле и моих ощущениях.

Драма. Это все-таки драма. Если в «Монте-Кристо» прослеживается аватнюрно-приключенческий дух, как в самом романе, то здесь чувствуется драматизм. Как там было? (опять беру в цитату, а то будет мне)

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

— «Это царская власть, здесь нет места для любви!»

— «Бог дал мне власть, как тяжкий крест, я этот крест, одна, как перст, буду нести, пока жива. Так я хочу… могу..должна!»

На примере главного героя отображается дух человека чести, на службе у империи, и пусть подвинутого с почета — но по-прежнему верного долгу и присяге. Одна из ключевых позиций спектакля — показать эту самую борьбу в нем.

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Насколько я помню курс истории, там вынесено довольно просто — Елизавета — авантюристка, называвшая себя внучкой Петра, в мюзикле же этот вопрос как бы остается открытым. Сама героиня не уверена ни в чем. Екатерина в принципе тоже.

— «Мне надо точно узнать, кто она! Эта девка безродная, с видом таким милейшим!»

У меня типичные ощущения любителя этого жанра. Нет, не знатока, конечно, но вполне себе любознателя. Сижу, смотрю в третий раз, вожу ушами, анализирую. Несколько арий знаю наизусть.(собственно, по памяти и пишу строки в цитатах, все фразы из арий мюзикла, если что)

— «Князь..Как они наглы, подлы, нечисты, эти пройдохи-аванюристы…»

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Я как в Санта-Барбаре всех там уже знаю.Слышала, узнаю по голосу, сравниваю их рост или падение в сравнении с прошлыми спектаклями.И делаю себе один вывод -старая я. Ста-ра-я. Вот бы я лет 10 назад мюзикл какой-то смотрела…?? Что там делают?? Поююютт? А на фига они поют, на эстраде же тоже поют и куда веселее. Laughing out loud

Скрины делала сама со своего диска, фото его я прилагаю. Надеюсь, мне никто нарушение авторских прав не впаяет? Smile

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

А год назад были с мужем в Москве пару дней.Конечно, сезон был не театральный, но супруг по моей просьбе довел меня до дверей театра оперетты и чокнутая я сфотографировалась себе на память с афишами мюзикла. Не мытьем, так катаньем. ))

— «Ангел, и манера и фигура и широкая натура, и грудь высокая!»

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Если кто-то дочитал до сего момента и думает — а зачем ты вообще писала такой странный отзыв не для всех и так далее.

Отвечаю — как всегда. Писатель он писуч. Все, что я пишу здесь,я пишу прежде всего из желания рассказать. Этот отзыв я хотела написать ещё летом, но было лень, начала черновик и бросила.А тут я посмотрела мюзикл в третий раз и отзыв «резко закончился как морская свинка». Laughing out loud А, ну ещё и потому, что я же прочитала все отзывы в этой ветке. А моего там нет, как-то непорядок. (в ветке спектакля. мне пришлось сделать отдельную по требованию модераторов, — прим. авт)

Я бы. конечно, с удовольствием увидела это зрелище вживую. да ещё с каким-то нибудь другим актерским составом слюни вытерла с пола и угомонилась , но для меня Москва — это город туристического посещения, и театральный сезон не ждет меня там 12 месяцев году, поэтому довольствуюсь тем, что есть. Но всем, кто имеет такую возможность по всем параметрам — рекомендую.

— «Отличный ход! Отменный план! Большой подарок Екатерине!»

Граф Орлов, мюзикл (2013, фильм) фото

Возвращение легенды: мюзикл «Граф Орлов» триумфально вернулся на российскую сцену после пятилетнего перерыва. Премьерный блок спектаклей прошёл на сцене Московского театра оперетты с 15 по 24 октября и, конечно, вызвал огромный ажиотаж среди многочисленных поклонников, которые с нетерпением ждали возвращение легендарного музыкально-театрального шедевра.

С не меньшим воодушевлением, восторгом и вдохновением ждали возвращение «Графа Орлова» актёры и все создатели, причастные к воплощению культового мюзикла, в котором реальные исторические персонажи и события гармонично аккумулируются с художественным воображением авторов.

Со дня премьеры в 2012 году техническое оснащение мюзикла «Граф Орлов» считается одним из самых инновационных и сложнейших в России. С момента премьеры спектакль завоевал восемь престижных театральных наград, став первым и единственным мюзиклом-обладателем премии «Хрустальная Турандот».

Теперь у москвичей и гостей столицы есть уникальная возможность увидеть в одном сезоне сразу три культовых мюзикла Московского театра оперетты, ставших по-настоящему эпохальными и раздвинувших горизонты Российских мюзиклов буквально до космических вершин.

Подчеркнём, что «Граф Орлов», «Монте-Кристо» и «Анна Каренина»– абсолютно Российские спектакли, созданные нашими соотечественниками, здесь нет заимствованных идей и «штампов», а каждая деталь – уникальна! С первых мгновений и до финального поклона поражает и восхищает масштаб, размах и филигранность, с которой поставлена и воплощена каждая сцена мюзикла.

Продюсеры Владимир Тартаковский и Алексей Болонин: «Сохранив оригинальную сценографию, театр модернизировал механизмы декораций и оптимизировал трудоёмкий монтаж таким образом, чтобы мюзиклы «Граф Орлов» и «Монте-Кристо», каждый месяц сменяя друг друга, были показаны в связке со знаменитой «Анной Карениной».

В «Графе Орлове» блистают ведущие артисты, которые много лет находятся в авангарде Российского мюзикла и в представлении не нуждаются. В творческом багаже каждого — огромное количество многогранных образов и профессиональных побед.

Екатерина Гусева, Игорь Балалаев, Теона Дольникова, Александр Рагулин, Валерия Ланская, Аглая Шиловская, Владислав Кирюхин, Лика Рулла, Александр Маракулин, Наталья Сидорцова, Сергей Ли, Александр Маркелов, Александр Голубев и другие талантливые актёры органично перевоплощаются в реальных и вымышленных исторических персонажей.

Каждую роль в этом спектакле смело можно назвать бенефисной, но особое внимание, конечно, приковано к главным героям, Графу Алексею Орлову, княжне Елизавете Таракановой и императрице Екатерине Великой.

Екатерина Гусева, исполнительница роли Екатерины Великой: «Взяв в руки музыкальный материал после длительного перерыва, я снова убедилась в том, насколько он мощный! Екатерина Великая — и вокальная партия великая! Диапазон, эмоциональная, музыкальная палитра. И сейчас выходя на вокальные репетиции, на сцену, я всё вспоминаю так легко, будто и не было этих пяти лет разлуки. Всё во мне живёт: голос откликается, тело само подсказывает».

Валерия Ланская, исполнительница роли Елизаветы: «Я очень завидую зрителям, которые увидят мюзикл впервые — уверена, что они испытают сильнейшие эмоции и проникнутся нашей историей. Мне кажется, что эта постановка опередила своё время, и сейчас она прозвучит ещё громче, чем 5 лет назад».

В основе постановки — одна из самых захватывающих и драматичных легенд XVIII века, истинные события которой до сих пор покрыты тайной.

Действие спектакля происходит во второй половине XVIII века, во времена правления Императрицы Екатерины II. Граф Алексей Орлов, когда-то способствовавший её восхождению на трон, вышел из милости императрицы и отправлен в почётную ссылку во главе русского флота в Италии. Здесь он познакомился с молодой красавицей, называющей себя Елизаветой, внучкой Петра I, и претендующей на русскую корону. Орлов затеял с ней любовную интрижку с целью разузнать её планы, и тем самым вернуть расположение Екатерины. Однако невинное увлечение перерастает в глубокое взаимное чувство.

Что выберет Граф: долг перед Отечеством, верность Присяге и своей Императрице или чистую и искреннюю Любовь? Как поведёт себя Екатерина Великая, она же Прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, когда-то взошедшая на престол с помощью Графа Орлова, свергнув своего мужа Петра Третьего, который был убит в результате военного переворота? Кем на самом деле является таинственная Елизавета? Внучка Петра Великого или самозванка? А, может быть, просто прекрасная женщина, запутавшаяся в затейливой паутине интриг, искусно сплетённой ловкими политиками, и ставшая игрушкой в чужих руках?

Одной из кульминационных сцен мюзикла является совместная ария Елизаветы, Екатерины и Алексея Орлова, филигранно разложенная на три потрясающих голоса: «Спасение — имя, забвение — имя».

Динамика развития событий в мюзикле держит в напряжении до самого финала, от размаха и масштаба декораций, пронзительной драматургии, проникновенных музыкальных арий, метафоричного либретто и глубоких диалогов у публики захватывает дух: на протяжении всего спектакля зрители полностью погружены в происходящие события, они чувствуют себя не только свидетелями, но и участниками захватывающего действия, искренне проникаясь историей.

Благодаря режиссуре Алины Чевик, масштабной сценографии художника Вячеслава Окунева, световой партитуре Глеба Фильштинского на сцене молниеносно сменяются декорации и локации действия.

Морские пейзажи Итальянского Ливорно и роскошные дворцовые интерьеры Екатерины Великой, казематы Петропавловской крепости Петербурга и масленичные гуляния в сердце первопрестольной Москвы…Роскошные костюмы во всем своём великолепии погружают в изысканность и блеск XVIII века.

Многогранная музыка Романа Игнатьева, аллегоричное либретто Юлия Кима и эффектная хореография Ирины Корнеевой балансируют на стыке разных жанров и направлений, гармонично синхронизируя множество стилей.

Пронзительные рок-арии, романтичные баллады, лиричные романсы, проникновенные  молитвы, динамичные манифесты, монументальные гимны и колоритные фольклорные мотивы…

Державное величие и человеческая уязвимость, искренние чувства и коварные интриги, незыблемость власти, хрупкость любви и призрачность мимолётной жизни.

«Жаждущие власти мимо нас идут, мимо нас идут в историю…»

Екатерина: «Видит Бог, не желала я зла никому, а если сурова была и жестока, то только к врагам Отечества нашим».

История Государства Российского наполнена огромным количеством событий, навсегда вписанных в летопись времён. Но до сих пор многие исторические личности остаются для нас загадкой, неразгаданной и нерасшифрованной, а лабиринты их судьбы петляют такими непредсказуемыми тропами, которые не описаны ни в одном литературном произведении.

О том, какими в действительности были реальные исторические персонажи, мы знать не можем, но благодаря таким спектаклям, как «Граф Орлов» в нас пробуждается интерес побольше узнать о выдающихся государственных деятелях прошлого, которые оказали влияние на ход истории всего мира.

И это очень важная созидательная функция, которую тоже с гордо поднятой головой и офицерской честью несёт мюзикл «Граф Орлов»: он не только развлекает, дарит безграничный калейдоскоп эмоций и многоликую гамму чувств, но и наталкивает к размышлению и переосмыслению, к анализу и оценке происходящих событий.

 

«Где добро, там и зло»

В мюзикле «Граф Орлов» нет героев и злодеев, а есть живые люди, которым по воле судьбы было предрешено стать знаковыми персонажами в истории, но которым не было чуждо ничто человеческое: они любили и мечтали, прощали и предавали, встречались и расставались, каждый раз делая свой выбор в непредсказуемой игре под названием жизнь!

В этой истории невозможен хэппи-энд — двум Императрицам никогда не было, нет и не будет места на Российском престоле. «Как две капли воды, словно сёстры мы с ней. Если не ей место в глухой тюрьме, значит, место в глухой тюрьме мне», —  фрагмент чувственной арии Екатерины говорит нам о том, что едва ли у Самодержицы Всероссийской был выбор в определении судьбы таинственной соперницы.

Но все враги и антагонисты на финальных поклонах по доброй традиции выйдут вместе на сцену и восхитительным многоголосьем исполнят прекрасную арию «Нет ничего прекрасней и сильней любви». Именно Любовь — квинтэссенция всех чувств и эмоций, фундамент и смысл всех событий и главное кредо мюзикла «Граф Орлов»:

«Нет ничего прекрасней и сильней любви!

И выше власти нет над людьми!

Любовью даётся жизнь, любовью хранится.

И на всех путях неба и земли…»

Ближайший блок мюзикла «Граф Орлов» состоится на сцене Театра Оперетты с 21 по 31 декабря.

Отличная возможность в преддверии Нового, 2022, года на несколько часов телепортироваться на 250 лет назад, провести незабываемый вечер в компании выдающихся исторических личностей, которых блистательно воплощают многогранные артисты, и, может быть, вдохновившись примером героев захватывающей истории, не допустить каких-то фатальных ошибок в своей судьбе, выборе жизненных маршрутов и расстановке приоритетов!

В эпоху дворцовых интриг и искренней любви погружалась корреспондент  Бурулева Юлия

Фотографии Московского театра оперетты

  • Граф монте кристо однажды в сказке актер
  • Граф монте кристо аргументы к итоговому сочинению
  • Граф каменное сердце сказка
  • Граф к сказке красная шапочка информатика
  • Граф из сказки чиполлино как звали