Грамматическая основа предложения сказка навеяна сказаниями

3 новых тренировочных варианта ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс с ответами и критериями для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ОГЭ 2021: 17.04.2021 (17 апреля 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания аудио изложения: скачать

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Текст изложения:

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей.

Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность самораз­витию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)(1) Медведь — хозяин леса, это знают все. (2)Но не всем известно, что обитают эти создания не только на севере, в южном полушарии нашей планеты они тоже водятся, правда, другие их виды. (3)Всего сейчас насчитывается восемь видов медведей, и все они удивительны, по-настоящему уникальны. (4)Умные, сильные, хитрые и невероятно выносливые, эти звери действительно прекрасны. (5) Ближайшими родственниками медведей, с биологической точки зрения, являются собаки, волки и, как ни странно, лисы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Предложение (1) бессоюзное сложное. 2) Предложение (2) сложное, состоит из четырёх основ. 3) Предложение (3) включает две грамматические основы, связанные сочинительным союзом. 4) Грамматическая основа предложения (4) – звери действительно прекрасны. 5) Грамматическая основа предложения (5) – собаки волки лисы являются.

Правильный ответ: 13

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В бричке сидел господин (1) не красавец (2) но и не дурной наружности (3) ни слишком толст (4) ни слишком тонок; нельзя сказать (5) чтобы стар (6) однако ж (7) и не так чтобы слишком молод.

Правильный ответ: 123456

4)Замените словосочетание «родные просторы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ:  просторы Родины

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВЫКОСИТЬ (траву) – в корне чередующаяся гласная. 2) ПОДКРАШЕНЫ – в кратком причастии пишется одна буква Н. 3) ПАУЧОК – в окончании имени существительного после шипящей пишется буква О. 4) ПРИУКРАСИТЬ – приставка определяется её значением «неполнота действия». 5) НЕВТЕРПЁЖ – на конце наречий после шипящих не пишется Ь.

Правильный ответ: 24

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Веня решил съездить к Пашке в больницу сам, потому что хорошо понимал, что значит быть одному. 2) В третьем классе Венька подрался со Славкой Никоненко. 3) Венька принёс Пашке папину ручку, хотя она ему была дорога. 4) Ребята передали для Пашки булочки с клюквенной начинкой. 5) Когда Пашку выписали из больницы, ребята были недовольны, что он вновь пришёл в класс.

Правильный ответ: 13

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. 2) Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу. 3) Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого. 4) Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. 5) Он просто был не таким, как все, был особенным…

Правильный ответ: 35

8)Среди предложений 23-28 найдите слово со значением «гостинец, подарок». Запишите это слово.

Правильный ответ:  передача

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки»  выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни».

9.3)Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит – быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

(1) Сказка Петра Ершова «Конёк — горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. (2)Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (3)Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами. (4) «Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (5) Книга – одна из самых издаваемых в мире, впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа предложения (1) – сказка навеяна сказаниями. 2) Вторая часть предложения (2) осложнена деепричастным оборотом. 3) Предложение (3) осложнено однородными определениями. 4) Предложение (4) сложносочинённое. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка (1) в какой ездят холостяки (2) отставные подполковники (3) штабс-капитаны (4) помещики (5) имеющие около сотни душ крестьян (6) — словом (7) все те (8) которых называют господами средней руки.

Правильный ответ: 1345678

4)Замените словосочетание «народная мудрость», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ: мудрость народа

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАСПИСАТЬСЯ – неизменемая приставка РАС, всегда пишется буква А. 2) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ. 3) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А. 5) ПОИГРАТЬ – после приставки, оканчивающейся на гласную букву, начальная И не переходит в Ы.

Правильный ответ: 235

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ребята прозвали Аниску Косулей, потому что она была так же грациозна, как этот зверь. 2) Аниску не любили, потому что она постоянно дралась с детьми. 3) Аниска била ребят просто так, они казались ей нехорошими, злыми, не хотели играть с ней. 4) Светлана с пониманием отнеслась к Аниске, заступилась за неё перед ребятами. 5) Светлана вышла во двор в длинном красном платье.

Правильный ответ: 24

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. 2) Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. 3) А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает. 4) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный. 5) Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди.

Правильный ответ: 234

8)Замените слово «влепить» из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.

Правильный ответ: ударить

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Белого: «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 59: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

9.3)Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Все ли люди способны испытывать сострадание ко природе?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 3 варианта:

(1) В лесных зонах произрастает огромное количество разнообразных видов растений, многие из которых очень интересны и необычны. (2)Лес – настоящий, дикий, не испорченный человеком – это настоящая природная сокровищница с кипящей в ней жизнью. (3)И не нужно в неё вторгаться со своими намерениями, ведь мы не хозяева там, а всего лишь гости, и нам дозволено лишь смотреть, а не разрушать то, к чему мы прикасаемся. (4) Наиболее «целебным» деревом, да и растением в целом, считается сосна. (5)Недаром санатории обычно располагаются в сосновых лесах – воздух в таких местах всегда очень чистый и здоровый.

1)Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа второй части предложения (1) – многие интересны. 2) Предложение (2) осложнено вставной конструкцией. 3) Предложение (3) состоит из шести грамматических основ. 4) Грамматическая основа предложения (4) – сосна считается. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ.

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. На следующий день (1) когда наступило некоторое затишье (2) Пастухову удалось связаться с санбатом (3) но оттуда ответили (4) что Звягинцева переправили в армейский госпиталь (5) требовалась сложная операция

Правильный ответ: 1234

4)Замените словосочетание «подарок для меня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Правильный ответ: мой подарок

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАЗДИРАТЬ – в корне чередующаяся гласная. 2) ЗАБИНТОВАННЫЙ – в страдательном причастии прошедшего времени всегда пишутся две буквы Н. 3) ЕЖОВЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) НЕОТКУДА – приставка определяется ударением в слове. 5) ОТРЕЖЬ – на конце глаголов в изъявительном наклонении после шипящих пишется Ь.

Правильный ответ: 134

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама рассказчика отправила его зарабатывать славу на огород. 2) Коля написал историю создания родной деревни Тыжи. 3) Рассказчик хотел написать летопись деревни на основе рассказов своего дедушки Саввы. 4) Пашка мечтал выбиться в люди, чтобы никогда не работать на огороде. 5) По мнению рассказчика, трудно открывать новые страны, когда уже всё пройдено.

Правильный ответ: 135

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление. 1) Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем. 2) Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. 3) Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал. 4) Или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 5) Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся.

Правильный ответ: 13

8)Среди предложений 1-5 найдите фразеологизм со значением «повсюду, во всех направлениях». Запишите этот фразеологизм.

Правильный ответ: вдоль и поперёк

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Новые тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку для 9 класса:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Разминка. Готовимся к ОГЭ

Разминка.

Готовимся к ОГЭ

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.    1.Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. 2.Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. 3.Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.  4.Вид с трех сторон у меня чудесный. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  Я приехал, нанял(предложение 1) Я открыл окно (предложение 2) Ветер иногда усыпает (предложение 3) Вид чудесный… (предложение 4)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 

1.Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли.

2.Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике.

3.Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

4.Вид с трех сторон у меня чудесный.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  • Я приехал, нанял(предложение 1)
  • Я открыл окно (предложение 2)
  • Ветер иногда усыпает (предложение 3)
  • Вид чудесный… (предложение 4)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.    Прочитайте текст. (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.  1. появление стало (предложение 1)  2.проблема возникновения жизни (предложение 2 )  3.следы жизни обнаружены (предложение 3)  4.имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)  5.они безжизненны (предложение5 )

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 

Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

1. появление стало (предложение 1)

2.проблема возникновения жизни (предложение 2 )

3.следы жизни обнаружены (предложение 3)

4.имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5.они безжизненны (предложение5 )

Синтаксический анализ . Прочитайте текст. (1)Медведь —хозяин леса, это знают все. (2)Но не всем известно, что обитают эти создания не только на севере, в южном полушарии нашей планеты они тоже водятся, правда, другие их виды. (3)Всего сейчас насчитывается восемь видов медведей, и все они удивительны, по-настоящему уникальны. (4)Умные, сильные, хитрые и невероятно выносливые, эти звери действительно прекрасны. (5) Ближайшими родственниками медведей, с биологической точки зрения, являются собаки, волки и, как ни странно, лисы. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. Предложение(1)бессоюзное сложное. 2) Предложение(2)сложное, состоит из четырёх основ. 3) Предложение(3) включает две грамматические основы, связанные сочинительным союзом. 4) Грамматическая основа предложения(4) –звери действительно прекрасны. 5) Грамматическая основа предложения(5)–собаки волки лисы являются

Синтаксический анализ . Прочитайте текст.

(1)Медведь —хозяин леса, это знают все. (2)Но не всем известно, что обитают эти создания не только на севере, в южном полушарии нашей планеты они тоже водятся, правда, другие их виды. (3)Всего сейчас насчитывается восемь видов медведей, и все они удивительны, по-настоящему уникальны. (4)Умные, сильные, хитрые и невероятно выносливые, эти звери действительно прекрасны. (5) Ближайшими родственниками медведей, с биологической точки зрения, являются собаки, волки и, как ни странно, лисы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

  • Предложение(1)бессоюзное сложное.
  • 2) Предложение(2)сложное, состоит из четырёх основ.
  • 3) Предложение(3) включает две грамматические основы, связанные сочинительным союзом.
  • 4) Грамматическая основа предложения(4) –звери действительно прекрасны.
  • 5) Грамматическая основа предложения(5)–собаки волки лисы являются

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. (2)Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (3)Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами. (4)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки –более ста семидесяти. (5)Книга –одна из самых издаваемых в мире, впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. Грамматическая основа предложения(1)–сказка навеяна сказаниями. Вторая часть предложения(2)осложнена деепричастным оборотом. 3) Предложение(3) осложнено однородными определениями. 4) Предложение(4) сложносочинённое. 5) Предложение(5)сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. (2)Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (3)Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами. (4)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки –более ста семидесяти. (5)Книга –одна из самых издаваемых в мире, впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

  • Грамматическая основа предложения(1)–сказка навеяна сказаниями.
  • Вторая часть предложения(2)осложнена деепричастным оборотом.

3) Предложение(3) осложнено однородными определениями.

4) Предложение(4) сложносочинённое.

5) Предложение(5)сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ.

Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью 1.Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают. 2. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. 3. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи. 4. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

1.Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.

2. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя.

3. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи.

4. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

Ответ 1.Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают. 2. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. 3. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи. 4. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях .

Ответ

1.Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.

2. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя.

3. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи.

4. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях .

Найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью 1.Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. 2. У нее такие бархатные глаза — именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. 3. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. 4. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.

Найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

1.Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

2. У нее такие бархатные глаза — именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках.

3. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.

4. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.

Проверь. 1.Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. 2. У нее такие бархатные глаза — именно бархатные : я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах ; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. 3. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. 4. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.

Проверь.

1.Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

2. У нее такие бархатные глаза — именно бархатные : я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах ; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках.

3. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.

4. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей.

Найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью 1.Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. 2. Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает; нога его вдруг выздоровела: он едва хромает. 3. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. 4. Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, а мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства...

Найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью

1.Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза.

2. Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает; нога его вдруг выздоровела: он едва хромает.

3. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

4. Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, а мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства…

Проверь. 1.Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. 2. Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает; нога его вдруг выздоровела: он едва хромает. 3. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. 4. Я не умолкал : мои анекдоты были умны до глупости , а мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства...

Проверь.

1.Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза.

2. Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает; нога его вдруг выздоровела: он едва хромает.

3. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

4. Я не умолкал : мои анекдоты были умны до глупости , а мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства…

Объясните, почему нет запятой перед союзом И Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор — никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она десять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтоб вознаградить себя за это, станет тебя мучить — а потом просто скажет, что она тебя терпеть не может.

Объясните, почему нет запятой перед союзом И

Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор — никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она десять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтоб вознаградить себя за это, станет тебя мучить — а потом просто скажет, что она тебя терпеть не может.

Объясните знаки препинания при слиянии союзов А признайтесь, — сказал я княжне, — что хотя он всегда был очень смешон, но еще недавно он вам казался интересен... в серой шинели?..

Объясните знаки препинания при слиянии союзов

А признайтесь, — сказал я княжне, — что хотя он всегда был очень смешон, но еще недавно он вам казался интересен… в серой шинели?..

Найди предложение (-я) с пунктуационной ошибкой 1.Уехала девушка, которую я любил, которой я ничего не сказал о своей любви, и, так как мне шел тогда двадцать второй год, то казалось, что я остался один во всем свете. (И. Бунин) 2.  Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве.(Н. Гоголь) 3. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе.(Н. Гоголь) 4.  У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что, если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.(Н. Гоголь)

Найди предложение (-я) с пунктуационной ошибкой

1.Уехала девушка, которую я любил, которой я ничего не сказал о своей любви, и, так как мне шел тогда двадцать второй год, то казалось, что я остался один во всем свете. (И. Бунин)

2. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве.(Н. Гоголь)

3. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе.(Н. Гоголь)

4. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что, если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.(Н. Гоголь)

Проверь. 1.Уехала девушка, которую я любил, которой я ничего не сказал о своей любви , и, так как мне шел тогда двадцать второй год , то казалось, что я остался один во всем свете. (И. Бунин) 2.  Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве.(Н. Гоголь) 3. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе.(Н. Гоголь) 4. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках , что, если бы раздуть их , то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.(Н. Гоголь)

Проверь.

1.Уехала девушка, которую я любил, которой я ничего не сказал о своей любви , и, так как мне шел тогда двадцать второй год , то казалось, что я остался один во всем свете. (И. Бунин)

2. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве.(Н. Гоголь)

3. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе.(Н. Гоголь)

4. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках , что, если бы раздуть их , то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.(Н. Гоголь)

Домашняя работа.  Подготовиться к контрольной работе по теме : «Сложное предложение с разными видами связи».

Домашняя работа.

Подготовиться к контрольной работе по теме : «Сложное предложение с разными видами связи».

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и
нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по
отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Морфологический
разбор

Настройки разбора

Указывать часть речи
сверху слова?

Об инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора
предложения.
Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только
определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут
попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в
раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке
разбора.

Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте
admin@rustxt.ru

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

  • Пришло долгожданное лето.
  • Лето. Солнце. Ветер.

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Демоурок по русскому языку

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Запоминаем!

Нельзя ставить запятую между подлежащим и сказуемым.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

  • Смеркалось. Вечерело.
  • Жара. Июль.
  • Как хорошо!

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

  • Девочка гуляет.
  • Заяц скачет.
  • Дождь закончился.

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

Пример 1:

Солнце уже встало над морем.

  • Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

    Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

    Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Пример 2:

Мы играли весь день.

  • Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

    Мы (что делали?) играли — сказуемое.

    Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово в предложении. Оно обозначает предмет, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

  • Существительным — самый частый вариант.

    Девочка пришла в школу с опозданием.

  • Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

    Я (личное) прислушался к разговору;

    Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Завтра наконец-то наступило).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

  • Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

  • Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

  • Мужчина шел через дорогу.
  • Петр казался нервным.
  • Мама сидела у окна.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из глагола-связки и инфинитива.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

  • Ты должен оставить эту нелепую затею.
  • Я люблю рисовать.
  • Гость собирался уйти после трех.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен в настоящем времени, но всегда подразумевается. Примеры:

  • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
  • Малина — это ягода.
  • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

  • существительным (Владимир — преподаватель),
  • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
  • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
  • числительным (Я была первой в очереди),
  • местоимением (Дом стал моим),
  • наречием (Завтра будет тепло),
  • причастием (Договор был подписан),
  • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
  • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

  • Я хотел бы стать врачом.
  • Они собирались начать учиться.

Запоминаем!

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом, то между ними можно поставить тире. Например: Мой брат — студент. Любить — значит заботиться.

В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.

Предложение как единица речи


Определение

Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.


При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.

Пришла снежная зима.

Зима. Солнце. Мороз.

Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:

Небо меркло.

Воды струились тихо.

Жук громко жужжал.

Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).

Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения


Определение

Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Можно дать и такое определение:

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?

Что? — небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое.

Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.

Кто? мы — подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы что делали? плыли — сказуемое.

Мы плыли — грамматическая основа.

Грамматическая основа предложения (схема)

Видео «Как найти грамматическую основу предложения»

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).

Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)

Кто (местоимение) не работает, тот не ест.

Девять (числительное) делится на три.

Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.

Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.

Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).

Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.

Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.

Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.

Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.

Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое, которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным — ПГС.

Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.

Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:

Когда ты будешь завтракать?

Вы будете в этом доме жить?

Мой друг не будет рассказывать об этом.

Мы не будем говорить о прошлом.

Давай обсудим наши планы.

Пусть радуются дети всей Земли!

Пускай она пройдет в сад.

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:

рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен

Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:

  • имел намерение (хотел);
  • сделал усилие (попытался);
  • имел возможность (желал) и пр.


Примеры составного глагольного сказуемого

Вы только начинаете жить!

Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.

Дождь перестал накрапывать, и выглянуло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?

Ты должен рассказать мне об этом случае.

Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.

Мы готовы незамедлительно выехать.

Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.

Собравшиеся хотели услышать старинную песню.

Все рады помочь тебе.

Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.

Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.



В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.

Вода у берегов озера была кристально чистая.

Я буду смелым.

Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.

Греки считали, что мир есть гармония и ритмика.

Ртуть тоже металл.

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.

Порядок выделения грамматических основ (схема)

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Тест

  • Грамм как пишется сокращенно
  • Грамм как пишется в математике
  • Грамм атом как пишется
  • Граматика или грамматика как правильно пишется слово
  • Гражданство узбекистана как пишется