Тестовая работа по литературе 3 класс
«Добродетели и пороки» в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
Блок 1. Выбери правильный ответ.
1. Какие эпитеты наиболее точно описывают царевну.
А) горда, ломлива В) круглолица, светлоока
Б) белолица, черноброва Г) своенравна, ревнива
2. Назови отрицательные качества царицы.
А) ленива, безразлична В) глупа, недалёка
Б) своенравна, ревнива Г) неряшлива, небрежна
3. Несмотря на отрицательную роль в сказке, у царицы есть и положительные качества. Назови их.
А) ум, упорство в достижении цели В) доброта, сердечность
Б) порядочность, благородство Г) скромность, терпимость
4. С кем была царица добродушна и весела?
А) царь В) зеркальце
Б) королевич Елисей Г) Соколко
5. Назови положительный персонаж сказки.
А) Чернавка В) царица
Б) черница Г) Соколко
Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.
1. Выпиши качества, относящиеся к добродетелям.
Скромность, корысть, искренность, зависть.
2. Выпиши качества, относящиеся к порокам.
Своенравность, верность, ревность, смелость.
3. Подбери синоним к прилагательному «кроткий».
4. Подбери антоним к прилагательному «своенравный».
5. Найди лишнее словосочетание и выпиши его.
Чёрная зависть, кроткий нрав, ревнивый характер.
Тестовая работа по литературе 3 класс
«Фразеологизмы» из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
Блок 1. Выбери правильный ответ.
1.Объясни значение выражения о яблоке «будто мёдом налилось».
А) спелое В) кислое
Б) жёлтое Г) червивое
2. Объясни значение выражения «не кручинься, бог с тобой».
А) не печалься В) не думай
Б) не разговаривай Г) не смейся
3. Замени выражение «в путь-дорогу снарядился» подходящим глаголом.
А) поел В) умылся
Б) собрался Г) вооружился
4. Замени выражение «и молва трезвонить стала» близким по смыслу словосочетанием.
А) распускать слух В) бить баклуши
Б) звонить в колокола Г) играть на дудочке
5. Замени выражение «А как буду я царица, я пожалую тебя» подходящим глаголом.
А) пожалею В) награжу
Б) пожалуюсь Г) отомщу
Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.
1. Замени выражение «тужит бедный царь по ней» подходящим по смыслу глаголом.
2. Выбери и запиши слово, которое является окончанием фразы «год прошёл как сон …».
Вещий, полный, пустой.
3. Какая из пословиц подходит к этой сказке? Запиши её.
— Добро побеждает зло.
— Маленькое дело лучше большого безделья.
4. Кому принадлежало «говорящее зеркало»?
5. К кому обращается королевич Елисей в своём монологе?
«Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя».
Тестовая работа по литературе 3 класс
«Лексическое значение слов»
из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
Блок 1. Выбери правильный ответ.
1. Кем приходилась злая царица царевне?
А) старшая сестра В) мама
Б) мачеха Г) родная тётя
2. Кем была Чернавка?
А) сенная девушка В) младшая сестра царевны
Б) подружка королевича Елисея Г) падчерица царицы
3. Объясни значение слова «терем».
А) изба, обмазанная глиной В) шалаш
Б) деревянный дом в виде башни Г) чулан
4. Объясни значение слова «величать».
А) называть В) увеличивать
Б) выгонять Г) увлекать
5. С какими словами королевич Елисей обращался к ветру?
А) Не гонял я волн морских, звёзд не трогал золотых.
Б) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
В) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.
Г) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.
1.К кому не обращался королевич Елисей в поисках царевны?
Ветер, Месяц, Туман, Солнце.
2. Найди отрицательный персонаж сказки.
Королевич Елисей, царица, царевна.
3. Найди лишнее слово.
Зеркальце, яблочко, корыто.
4. Запиши два пропущенных слова.
Здравствуй, зеркальце! Скажи
Да всю правду ___________:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и __________?
5. Подбери современное лексическое значение слова «персты».
Тестовая работа по литературе 3 класс
«Основы безопасности жизнедеятельности» на примере
«Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
Блок 1. Выбери правильный ответ.
1. Какое правило безопасности нарушила царевна?
А) нельзя переходить дорогу в неположенном месте
Б) нельзя пробовать неизвестные дикие ягоды
В) нельзя принимать угощение от посторонних людей
Г) нельзя играть со спичками
2. Какое право нарушила царица, приказав Чернавке погубить царевну?
А) право на труд В) право на образование
Б) право на жизнь Г) право на отдых
3. Вспомни действия Соколко и подумай, какая пословица подтверждает роль домашних животных в жизни человека?
А) Сколько волка не корми – всё в лес смотрит.
Б) Доброе слово и кошке приятно.
В) Собака – друг человека.
Г) Хорошо медведя в окно дразнить.
4. О каком правиле безопасности забыла царевна, отправляясь с Чернавкой в лес?
А) не уходить далеко от своего дома В) по газонам не ходить
Б) не разводить в лесу костры Г) не рвать первоцветы в лесу
5. Как действовала царевна в экстремальной ситуации, оказавшись одна в глухом лесу?
А) паниковала и плакала
Б) искала и нашла выход к человеческому жилищу
В) отчаялась и осталась в лесу на съедение волкам
Г) построила шалаш из веток и жила в нём
Блок 2. Выполни задание и запиши ответ.
1.В какой последовательности королевич Елисей осуществлял розыскные мероприятия по поиску своей невесты? Перечисли опрашиваемых персонажей.
Ветер, Месяц, Солнце.
2.Какие ориентиры подсказал королевичу Елисею ветер по установлению местонахождения царевны? Выбери правильные ответы.
Гора, лукоморье, нора, дуб.
3. Подбери синоним к глаголу «брести».
4. Запиши два пропущенных слова.
Но невеста молодая,
До зари в лесу ___________,
Между тем всё шла да шла
И на терем __________.
5. Каких незнакомцев встретила царевна в тереме?
Контрольно-оценочный материал к уроку литературы в 5 классе по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
1.Начните сказку первыми четырьмя строками. (Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.)
2. В канун какого православного праздника Бог даёт царице дочь? ( В Сочельник накануне Рождества)
3. Почему царь женился на другой? (Царица, после долгой разлуки, увидев царя, «в восхищенье» умерла)
4. Назовите черты характера молодой жены царя. (Горда, капризна, своенравна, ревнива)
5. Какой вопрос задавала царица волшебному зеркальцу? ( Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)
6. Что отвечало зеркальце в ответ? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее…»)
7. За что рассердилась на зеркальце царица? (Зеркальце ответило, что … Царевна всех милее, Всех румяней и белее.)
8. Какая черта характера заставила царицу погубить молодую царевну? (Зависть)
9. Закончите наказ царицы сенной девушке:
…Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую… (Под сосной оставить там На съедение волкам.)
10. Почему Чернавка не привязала к сосне царевну? (Добрая была и любила её)
11. Кто отправился искать царскую дочь?(Королевич Елисей)
12. Что помогло царевне спастись в лесу?(Терем, на который она набрела)
13. Закончите мысль старшего богатыря: Коли красная девица… (Будь нам старшая сестрица)
14. Что делала царевна, живя у богатырей?(Убиралась, готовила еду, топила печь)
15. С какой целью отправлялись богатыри в лес до утренней зари? (Пострелять уток, врагов: татар и черкесов спешить, выгнать из леса)
16. Что ответила царевна на предложение богатырей стать одному женой? ( Мне всех милей Королевич Елисей )
17. Какие черты характера проявились у царевны? (Трудолюбие, надёжность, доброта, верность, честность)
18. Как мачеха-царица узнала о том, что падчерица жива? ( Зеркальце сказало)
19. В кого облачилась Чернавка, придя в лес к царевне? (В старушку-нищенку)
20. От чего заснула мёртвым сном царевна?( От наливного яблочка гостьи-нищенки)
21. Как зовут пса богатырей? (Соколко)
22. Как богатыри поняли, что царевна отравилась яблоком? ( Пёс проглотил яблоко и издох)
23. Почему царевну богатыри не похоронили? (Раздумали: свежа лежала, будто спала)
24. Куда поместили царицу богатыри? (В хрустальный гроб, который подвесили на чугунных цепях к шести столбам, в горе)
25. К кому в поисках своей невесты обращается Королевич Елисей? ( К Солнцу, Месяцу и Ветру)
26. Как звучит вопрос Елисея? ( Не видал (о) ли где на свете ты царевны молодой?)
27. Как обращается Елисей к Ветру? (Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.)
28. Кто помог Елисею отыскать невесту?(Ветер)
29. От чего ожила спящая царевна? ( Елисей ударился о гроб всей силой, и тот разбился.)
30. Закончите строки:
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла: (Как же долго я спала!)
31. Какие черты характера помогли Елисею отыскать невесту? ( Настойчивость, целеустремлённость, отпимизм)
32. От чего умерла мачеха-царица? (От злости и зависти)
33. Завершите сказку: И никто с начала мира… (Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.)
34. Назовите сказку, похожую на эту. («Спящая царевна». А. С. Пушкин)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381135-kontrolno-ocenochnyj-material-k-uroku-literat
На данной странице приведен текст произведения А.С.Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка рекомендована к прочтению детям в период летних каникул по программе «Перспектива». Художник иллюстраций к сказке, размещенной на данной странице, Мешков Е.
Сказка о мертвой царевне была написана осенью 1833 года в Болдино — селе в Нижегородской области, принадлежавшему на протяжении четырех веков роду Пушкиных. В ее основу легла русская-народная сказка, записанная Александром Сергеевичем в Михайловском. Сюжет сильно перекликается с сюжетом сказки братьев Гримм — «Белоснежка и 7 гномов».
Кроме текста сказки, на этой же странице можно посмотреть онлайн мультфильм 1951 года по мотивам данной сказки, и ознакомиться с вариантом заполнения читательского дневника по данному произведению.
Содержание
- Полный текст сказки
- Читательский дневник
- Краткое содержание
- Главная мысль
- Герои
- Пословицы к сказке
- План сказки
- Рисунки к сказке
- Мультфильм
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях с картинками
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица девица?»
— Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она. —
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том». — «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит: —
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, — сказала. —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили: — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Заполняем читательский дневник
- Краткое содержание
- Во время отъезда царя у него умерла жена и родилась дочь. Царь снова женился. Новая жена его все время беседовала с волшебным зеркалом, которое уверяло, что она самая красивая. Дочь царя выросла и мачеха узнала от зеркала, что теперь дочь царя самая красивая. Злая мачеха решила погубить юную царевну, позавидовав её красоте. Она приказала отвести царевну в лес и там привязать. Но служанка ее пожалела и отпустила. Царевна нашла дом, навела там порядок, сготовила обед и уснула. Пришли 7 братьев и приняли ее, как сестрицу. Царевна некоторое время жила с ними. Но мачеха вновь узнала от зеркала, что она жива, и пришла, обернувшись нищенкой к царевне, и дала ей отравленное яблоко. Царевна съела его и умерла. Братья положили ее в хрустальный гроб в пещере. Жених царевны долго искал ее, обращаясь к солнцу, месяцу и ветру. Наконец, нашел, поцеловал, царевна ожила. Мачеха, узнав это, от злости умерла, а царевна вышла замуж за королевича.
- Главная мысль или чему учит сказка о мертвой царевне?
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит доброте, верности, порядочности. Учит верить в себя и никогда не терять надежду, даже в самой сложной ситуации. Ведь доброе сердце, чистота души и помыслов, трудолюбие, любовь — истинные волшебники, которые всегда будут выше несправедливости, лжи и лицемерия.
Сказка учит осторожности и осмотрительности, ведь враг может быть ближе, чем ожидаешь. Учит вере в хороших людей — всегда найдутся те, кто выручит и поможет. Учит благодарности — никогда нельзя забывать даже одного доброго дела, которое кто-то сотворил в твой адрес.
Сказка о мертвой царевне учит по-доброму относиться к окружающему миру, ведь как ты отнесешься к миру, так мир отнесется к тебе.
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит доброте, верности, порядочности. Учит верить в себя и никогда не терять надежду, даже в самой сложной ситуации. Ведь доброе сердце, чистота души и помыслов, трудолюбие, любовь — истинные волшебники, которые всегда будут выше несправедливости, лжи и лицемерия.
- Герои сказки о мертвой царевне и семи богатырях
- Главные герои сказки: царь, царица-мачеха, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев-богатырей.
- Какая царевна в сказке о мертвой царевне?
- Царевны в сказке — это русской красавицы, в котором соединяется внешняя красота («белолица и черноброва») и внутренняя («нраву кроткого она»).
- Кто помогал царевне в сказке?
- Царевне помогла сенная девушка царицы — Чернавка, пожалев и отпустив ее.
- Семь богатырей, которые ее приютили.
- Пёс, который не подпускал к дому злую мачеху в образе нищенки, а потом мешая Царевне съесть яблоко.
- Жених, найдя царевну и разбив ее хрустальный гроб, тем самым оживив.
- Какие богатыри в сказке о мертвой царевне?
- Семь братьев-богатырей в сказке А.С. Пушкина:
- гостеприимны — радушно встретили гостью, которая пришла к ним без приглашения;
- с уважением относятся к чужому труду — нарекли царевну «сестрицей», отдав ей дань за то, что она сделала для них.
- дружны — всегда они вместе, бок о бок;
- бесконфликтные — ведь они не стали между собой соревноваться, кому должна достаться царевна, а пришли спросить об этом у царевны;
- смирены — когда богатыри узнали, что у царевны есть возлюбленный, они достойно восприняли эту информацию;
- чутки — семь богатырей сразу поняли неладное, когда заметили поведение собаки;
- способны любить — братья полюбили царевну и с горечью пережили ее гибель.
- Семь братьев-богатырей в сказке А.С. Пушкина:
- Пословицы к сказке о мертвой царевне
- Как аукнется, так и откликнется.
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Доброму бог помогает.
- Завистливый по чужому счастью сохнет.
- Красно яблоко, а с червоточиной.
- План сказки о мертвой царевны
- Рождение царевны
- Зависть мачехи
- Дом семи богатырей
- Мачеха и отравленное яблоко
- Смерть царевны
- Поиски королевича Елисей
- Смерть мачехи
- Свадьба царевны и королевича Елисея
- Рисунки к сказке
Хотите разместить свой рисунок к сказке о мертвой царевне и семи богатырях? Присылайте его к нам на почту: shkolnaiapora@ya.ru с пометкой: «Рисунок к сказке».
-Я решила начать урок с песни. Послушайте песню и скажите, почему так начинается наш урок.
Звучит песня «Дорогою добра».
— К уроку вы должны были самостоятельно прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сформулируйте тему урока.
— Есть такое выражение «дело в шляпе». Это значит все хорошо, отлично. Сегодня на уроке у нас тоже все будет отлично, т.е. «дело в шляпе».
-При помощи 6 шляп мышления мы проанализируем сказку А.С. Пушкина, найдём в ней «добро» и «зло». Вы разделились на 5 групп в зависимости от цвета шляпы.
-Сформулируйте задачи на урок в зависимости от цвета шляпы.
-В белой шляпе группа «Учёные». Ваша задача на уроке…
— В жёлтой шляпе группа «Оптимисты». Ваша задача на уроке…
— В чёрной шляпе группа «Критики». Ваша задача на уроке…
— В красной шляпе группа «Чувства и эмоции». Ваша задача на уроке…
— В зелёной шляпе группа «Творчество». Ваша задача на уроке…
— Синяя шляпа – это «Выводы, обобщение». Сначала в этой шляпе буду я, учитель. В конце урока эту шляпу примерит каждый из вас.
-Начинаем работу. Каждая группа выполняет задание № 1. За все правильно выполненные задания и ответы на уроке вы будете получать зёрна мудрости. В конце урока узнаем, в какой группе самые внимательные и вдумчивые читатели.
Задание 1 для белой шляпы
Найдите в толковом словаре значения слов «добро» и «зло». Прочитайте одноклассникам.
Задание 1 для жёлтой шляпы
Напишите на лучах солнца ассоциации к словосочетанию «делать добро».
Задание 1 для чёрной шляпы
Напишите на тучках ассоциации к словосочетанию «делать зло».
Задание 1 для красной шляпы
Напишите на луче солнца названия чувств, которые связаны с понятием «добро».
Напишите на тучке названия чувств, которые связаны с понятием «зло».
Задание 1 для зелёной шляпы
Какими красками вы нарисуете «добро»?
Какими красками вы нарисуете «зло»?
Представление одноклассникам выполненных заданий.
— На какие группы делятся все сказки?
— К какой группе относится «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
— На какие 3 группы делятся народные сказки?
— К какой группе народных сказок близка сказка Пушкина?
— Назовите особенности волшебных сказок.
— С чего начинается любая сказка?
— Прочитаем зачин «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и выполним задание № 2.
Задание 2 для белой шляпы
Когда царица родила дочь?
Назовите день рождения царевны.
В каком месяце уехал царь, если через 9 месяцев после отъезда у него родилась дочь?
Задание 2 для жёлтой шляпы
В виде кластера напишите, какой была царица, первая жена царя.
Задание 2 для чёрной шляпы
Расскажите, какая трагедия случилась в царской семье.
Задание 2 для красной шляпы
Какие чувства испытывала царица, первая жена царя, когда ждала мужа?
Задание 2 для зелёной шляпы
Используя зачин, составьте прогноз погоды.
Представление одноклассникам выполненных заданий.
-Как бы вы озаглавили следующую часть сказки на странице 96?
-Как бы вы озаглавили следующую часть сказки на странице 97?
-Выполняйте задание № 3 по этим отрывкам.
Задание 3 для белой шляпы
В какое время года царь женился снова?
Что такое приданое?
Какое приданое получила царица?
Какое приданое готово для царевны?
Сколько примерно теремов было в одном городе?
Задание 3 для жёлтой шляпы
Опишите внешность и характер царевны, дочери царя.
Задание 3 для чёрной шляпы
Опишите внешность и характер царицы, новой жены царя.
Задание 3 для красной шляпы
Прочитайте по ролям диалог царицы и зеркальца.
Какие чувства испытывала царица, слушая ответ зеркальца?
Задание 3 для зелёной шляпы
Что изменилось бы в сказке, если бы царь не женился через год во второй раз?
Представление одноклассникам выполненных заданий.
—Как бы вы озаглавили следующую часть сказки на страницах 97-98?
-Посмотрите инсценировку этого отрывка, чтобы выполнить задание №4.
Задание 4 для белой шляпы
Кто такая Чернавка?
Задание 4 для жёлтой шляпы
Почему Чернавка не погубила царевну?
Задание 4 для чёрной шляпы
Составьте синквейн «Царица».
Задание 4 для красной шляпы
Какие чувства испытала царица, услышав от зеркальца, что «царевна всех милее, всех румяней и белее»?
Задание 4 для зелёной шляпы
Что случилось бы в семье царя, если бы Чернавка выполнила приказ царицы?
Представление одноклассникам выполненных заданий.
— Как бы вы озаглавили следующую часть сказки на страницах 100-103?
— Выполняйте задание № 5.
Задание 5 для белой шляпы
Зачитайте, куда перед утренней зарёю уезжали 7 богатырей. Объясните значение непонятных слов.
Задание 5 для жёлтой шляпы
Опишите поведение царевны в тереме богатырей.
Задание 5 для чёрной шляпы
Что было бы, если бы в терем богатырей попала царица?
Задание 5 для красной шляпы
Какие чувства вы испытывали, читая отрывок «Царевна у семи богатырей»?
Задание 5 для зелёной шляпы
«Но царевна молодая до зари в лесу блуждая…»
Составьте памятку «Как не заблудиться в лесу».
Представление одноклассникам выполненных заданий.
—В каждом произведении есть самый острый, напряжённый, переломный момент. Как он называется?
-Что можно считать кульминацией в сказке Пушкина?
-Выполняйте задание № 6.
Задание 6 для белой шляпы
«Ловите ошибку!»
Исправьте ошибки в предложениях:
1.Злая мачеха узнала от богатырей, что царевна жива.
2.Царевна спала, когда к ней пришла старушка в монашеском одеянии.
3.Нищую старушку не пускал к царевне пёс Дружок.
4.Царевна умерла, отравившись кусочком груши.
Задание 6 для жёлтой шляпы
Кто пытался спасти царевну от смерти и каким образом?
Задание 6 для чёрной шляпы
Какая трагедия случилась в семье царя? Что стало причиной этого?
Задание 6 для красной шляпы
Какие чувства испытывали вы, читая отрывок «Смерть царевны»?
Задание 6 для зелёной шляпы
Царевна отравилась яблочком, которое взяла у незнакомой женщины. Как нужно вести себя с незнакомыми людьми?
Представление одноклассникам выполненных заданий.
— Каждая волшебная сказка имеет счастливый конец. Есть ли он в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
-Можем ли мы сказать, что добро победило зло?
- Теперь все надеваем синюю шляпу и подводим итоги.
- Чему учит сказка Пушкина?
- Какие жизненные уроки усвоили сегодня?
- Что значит быть добрым?
- Кто из героев сказки нас этому учит?
— Домашнее задание на выбор:
1. выучить отрывок наизусть
2. иллюстрировать сказку
3. написать мини-сочинение «Что значит быть добрым?»
Учащиеся слушают песню и высказывают свои предположения.
Учащиеся формулируют тему урока.
Учащиеся формулируют задачи урока в зависимости от цвета шляпы.
—Собрать информацию о героях.
-Находить всё положительное в сказке.
— Находить всё отрицательное в сказке, указывать на недостатки героев, критиковать их.
-Чувствовать эмоциональное состояние героев.
-Выполнять творческие задания.
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
«Новая жена царя»
«Дочь царя»
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
«Злой поступок царицы»
«Зависть царицы»
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
«Царевна у семи богатырей»
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Кульминация.
«Смерть царевны».
Учащиеся выполняют задания.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.