Гранатовый браслет краткое содержание для итогового сочинения по литературе

Краткое содержание «Гранатовый браслет»

Краткое содержание «Гранатовый браслет»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 33254.

Обновлено 23 Декабря, 2021

О произведении

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Оно даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в сентябре в начале XX столетия на северном побережье Чёрного моря.

Главные герои

  • Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
  • Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.
  • Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

  • Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.
  • Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.
  • Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.
  • Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Краткое содержание

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы», как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшим глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни». С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Потом она стала читать письмо. «Ах, это тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность», ежеминутное желание счастья Вере.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся». Вера попросила мужа: «Лучше не нужно», но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире».

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить: история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме». Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души».

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю».

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя».

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке», которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое», – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.».

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти».

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков», княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

И что в итоге?

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — вместе с Василием Шеиным посещает Желткова, возвращая ему гранатовый браслет и настаивая, чтобы он перестал оказывать знаки внимания Вере.

Георгий Степанович Желтков — заканчивает жизнь самоубийством, оставив для Веры записку с названием музыкального произведения Бетховена.

Князь Василий Львович Шеин — поддержал Веру в её решении проститься с Желтковым.

Вера Николаевна Шеина — попрощавшись с покойным Желтковым, понимает, что вечная, исключительная любовь прошла мимо неё; когда Женни играет для неё сонату, обретает спокойствие, чувствуя, что Желтков простил её.

Женни Рейтер — играет для Веры сонату «Аппассионата» Бетховена.

Заключение

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает любовь в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.

Тест по рассказу

Краткое содержание запомнится лучше, если вы попробуете пройти этот тест:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Шолпан Искакбаева

    14/14

  • Юлия Черняева

    14/14

  • Георгий Сомов

    14/14

  • Константин Бердичев

    14/14

  • Владлена Селезнёва

    14/14

  • Zazaika Kamilevna

    14/14

  • Наталья Садовская

    11/14

  • Настя Мишина

    13/14

  • Лиана Магомедова

    14/14

  • Наталья Миллер

    14/14

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 33254.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 8 мин Просмотров 29.4к. Опубликовано 24.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Гранатовый браслет» за 1 минуту и подробно по главам за 6 минуты. 

Очень краткий пересказ повести «Гранатовый браслет»

Княгиня Вера Шеина принимает гостей на даче. У неё именины. Горничная вручает ей свёрток, в котором записка и подарок от давнего поклонника — гранатовый браслет. Это украшение не простая безделушка, а семейная реликвия, которая много лет служила оберегом. Вера оставляет презент в тумбочке, чтобы позже рассказать о нём супругу. Затем именинница провожает одного из гостей почтенного возраста и тот говорит с ней о существовании настоящих чувств. Вера рассказывает ему, что в её жизни есть тайный поклонник.

Муж Веры принимает решение вернуть подарок и разыскивает его отправителя по фамилии Желтков. Тот просит о последнем желании якобы перед отъездом: написать письмо для Веры. Господин Шеин разрешает ему это и затем передаёт прощальную записку своей жене. Утром из газет становится известно, что воздыхатель Веры покончил с собой. Вера просит мужа позволить ей проститься с поклонником и спешит на квартиру Желткова.

В гробу Желтков умиротворённо улыбается. Вера кладёт в гроб розу, понимая, что мимо неё прошла любовь, о которой можно только мечтать. А вечером княгиня просит пианистку сыграть «Аппассионату» Бетховина, послушать которую завещал ей её тайный поклонник.

Главные герои и их характеристика:

  •  Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства. Бездетна, а потому по-матерински любит детей своей сестры. Узнаёт о своём таинственном поклоннике, а затем о его самоубийстве. Послушав Вторую сонату Бетховена, княгиня понимает, что Георгий Желтков простил её.
  •  Василий Львович Шеин  – князь, предводитель дворянства, муж Веры. Весёлый и остроумный человек, похожий на Илью Толстого (это дедушка Л.Н. Толстого).
  •  Николай Николаевич Тугановский (Мирза-Булат-Тугановский)  – брат Веры и Анны. Помощник прокурора. Человек с тяжёлым характером, неженатый.
  •  Анна Николаевна Фриессе  – сестра Веры. Кокетка, недолюбливающая мужа, но не изменяет ему. Мать семейства.
  •  Яков Михайлович Аносов  – крёстный отец Анны. Генерал, герой русско-турецкой войны 1877- 1879 годов.
  •  Георгий Степанович Желтков  – чиновник, безнадёжно влюблённый в Веру. Неразделённая любовь стала главной причиной его самоубийства. Перед смертью написал письмо возлюбленной, а также пожелал, чтобы княгиня услышала Вторую сонату Бетховена.

Краткое содержание повести «Гранатовый браслет» подробно по главам

Глава 1

Сначала читатель узнаёт о том, как серьёзно портится погода в середине августа на северном побережье Чёрного моря. И портилась погода по-разному. Бывало, что над сушей и морем появлялся густой туман, и только сирена маяка позволяла кораблям худо-бедно находить безопасную пристань.

Порой целые сутки моросил занудный дождь, из-за коего грунтовые дороги и вообще земля превращалась в непроезжую грязь. Время от времени со стороны степи задувал очень сильный ветер, норовивший поломать деревья и сорвать черепицу с крыш.

Многие люди покидали свои дачи и перебирались в город. Однако Вера Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачу: в городском доме всё ещё продолжался ремонт. И княгиня застала начало сентября, когда нежданно-негаданно погода изменилась к лучшему. Начиналась поистине золотая осень.

Глава 2

Настало 17 сентября – особенно радостный день для Веры Николаевны Шеиной. Это был день её именин. В этот раз княгиня отмечала праздник на даче, практически в одиночестве. Ожидалось прибытие всего нескольких гостей, причём очень близких знакомых. И это было к лучшему: её муж, предводитель дворянства, жил на такую широкую ногу, что дела в имении шли криво и косо (бывали такие хлебосольные товарищи).

К приходу гостей надо было всё подготовить. И очень кстати приехала на автомобиле Анна Николаевна Фриессе, младшая сестра княгини Шеиной. Встреча сестёр была радостной.

Мы узнаём удивительное противоречие: Анна недолюбливала своего мужа, и в то же время стала матерью семейства. Она любила вовсю кокетничать на балах и приёмах, ехидно отзывалась о муже, однако не изменяла ему. А княгиня Шеина? У неё получалось иного рода противоречие: было желание стать матерью, но, увы, желание почему-то не сбывалось. Неудивительно, что Вера так нежно, по-матерински, любила племянника и племянницу.

Глава 3

Началась подготовка к приёму гостей. Попутно сёстры разговорились. Во время разговора Анна вдруг спохватилась и дала сестре подарок ко дню именин: удивительно красивую записную книжку. Удивительно, но факт: когда-то это был молитвенник, но неуёмная фантазёрка сумела превратить его в записную книжку.

Глава 4

После пяти часов пополудни на дачу начали съезжаться гости. Среди них оказался крёстный отец Анны, почтенный генерал Аносов, прошедший практически все военные кампании, если не считать русско-японской войны. Во время войны 1877 – 1879 годов вояка получил несколько ранений, а также контузию, от коей слух стал довольно слабым.

Глава 5

Во время этого позднего обеда на террасе один из гостей, а именно князь Василий Львович Шеин, муж Веры, повеселил всех забавными рассказами. Правда переплеталась с вымыслом, и получалось комично. Когда же предводитель дворянства рассказал забавную историю о Густаве Фриессе, муже Анны, повеселились все, не исключая и самого Густава.

Чуть позже началась дружеская партия в покер. Княгиня Вера узнала от горничной о подарке от таинственного поклонника. Подарком оказался необыкновенный браслет: в его центре было пять отлично огранённых красных гранатов, окружающих необычный, зелёный браслет.

Также княгиня прочла письмо, подписанное инициалами Г.С.Ж.

Глава 6

Княгиня возвращается к гостям. Веселье продолжается, и, что удивительно, Василий Шеин умудряется рассказать историю, связанную с женой. И, как ни странно, эта история станет реальностью, о чём никто и не подозревает. История о поклоннике, все письма коего подписаны инициалами.

Глава 7

Сёстры спокойно разговаривают с дедушкой и узнают от него, что на войне нет тех, кому неведом страх. Все боятся, но поведение разное. Кто-то паникует, а кто-то преодолевает страх.

О любовных похождениях боевой генерал вспоминает с удовольствием, особенно об эпизоде в Болгарии.

После разговоров Аносов решил уехать. Анна и Вера решили проводить его.

Глава 8

Позже разговор боевого генерала с крёстной дочерью и её сестрой продолжался. Темой стала любовь, а точнее – отсутствие той самой истинной любви. И виновники сего безобразия – мужчины.

И во время разговора княгиня Вера поведала о таинственном поклоннике, подписывающем свои письма инициалами Г.С.Ж.. Подумал генерал Аносов и сделал вывод, что это либо ненормальный, либо безумно влюблённый молодой человек.

Глава 9

Вера Шеина вернулась домой и заметила, что её брат и муж вовсю спорят о том, что это за затея – дарить возлюбленной какие-то браслеты. Поспорили и решили: подарок нужно отослать обратно.

Глава 10

Вера Николаевна Шеина из произведения "Гранатовый браслет"Помощник прокурора Николай Тугановский и князь Василий Шеин встретились с тем самым человеком, от коего княгиня Вера уже семь лет получала любовные письма. Это был чиновник по имени Георгий Степанович Желтков. В ходе разговора несчастный чиновник рассказал о том, что разлюбить княгиню не сможет. Остаётся только смерть.

После разговора с Верой по телефону Желтков написал прощальное письмо.

Глава 11

Предчувствие не обмануло княгиню: Георгий Желтков застрелился. Получив его последнее письмо, Вера поняла, что этот человек любил её всей душой. Поговорив с мужем, княгиня отправилась в квартиру покойного чиновника.

Глава 12

Вера Шеина прибыла в квартиру. Княгиня зашла в комнату, где на столе лежал мёртвый чиновник. После прощального поцелуя в лоб погибшего Вера встретила хозяйку квартиры и узнала, что перед смертью Георгий Желтков хотел, чтобы его возлюбленная послушала Вторую сонату Бетховена.

Глава 13

По просьбе княгини пианистка сыграла ту самую сонату. Вера вспоминала слова дедушки о настоящей любви, и слышала, о чём говорит музыка. Финальный аккорд говорил о прощении.

А. И. Куприн – повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» – история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок – гранатовый браслет – и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет – единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, – не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая – Анна, – наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж – художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета – анекдот. Брат княгини Веры, Николай – сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва – сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? – спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. – Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, – что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».

Последнее письмо Желткова к княгине Вере насыщает по­вествование подлинным трагизмом. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Внешняя причина этого – растрата казенных денег. Однако у читателя создается впечатление, что самоубийство это вытекает из невозможности героя пережить происходящее. Вера остается равнодушной к его чувствам, как и Николай, она не обладает необходимым в этой ситуа­ции терпением и тактом. Она отказывается даже поговорить с ним по телефону, его чувства и подарок для нее – только на­зойливое преследование. И лишь смерть героя пробуждает более глубокое понимание жизни в ее душе. Она приходит попрощаться с ним, читает его записку о сонате Бетховена. И в финале она слушает эту сонату, душа ее начинает трепе­тать. Внезапно Вера осознает, что рядом с ней была большая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Таким образом, в любви раскрывается глубина и красота человеческой натуры.

Глава I

В середине августа с моря пришла непогода, и жители северного побережья Черного моря перебираются в город, однако к началу сентября все меняется. Наступают ясные солнечные дни. Вера Николаевна Шеина, княгиня, жена предводителя дворянства, остается на даче, поскольку в городском доме их продолжается ремонт, и наслаждается прекрасной погодой.

Глава II

17 сентября у Веры Николаевны именины, которым женщина всегда очень рада: в этот день она предается воспоминаниям о детстве. Муж утром дарит ей жемчужные серьги, что еще больше поднимает ей настроение. Княгиня остается одна дома, брат уехал, муж ушел по делам. С мужем Веру Николаевну связывает хоть и не любовь, но чувство прочной, верной, истинной дружбы.

Ее навещает младшая сестра, Анна Николаевна Фриессе. Они совсем не похожи – Вера высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом напоминает англичанку-мать, тогда как младшая сестра наследует черты монгольских предков по другой линии рода. Грациозная некрасивость Анны привлекает внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры. Не схожи они и по характеру: Вера – сдержанная и рассудочная, Анна – порывистая и пылкая.

Глава III

Сестры наслаждаются славной погодой и обществом друг друга. Они бродят по побережью, смотрят на море с высокого обрыва. Море и высота одновременно и пугают, и манят Анну. Она дарит старшей сестре великолепную записную книжку ручной работы, сделанную из старинного молитвенника – уцелел только переплет. Только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet, — замечает Вера – Анне. Сестры уходят в дом. Они обсуждают приглашенных на вечер гостей и состав меню, ребячливая Анна восхищается морским петухом, диковинной морской рыбой.

Глава IV

Вечером на праздник прибывают князь Василий Львович с сестрой Людмилой, светский шалопай и кутила Васючок, Женни Рейтер, знаменитая пианистка, брат Веры Николай Николаевич и другие. В доме появляется и генерал Аносов, старый друг Анны и Веры (дедушка), бывший сослуживец их покойного отца, князя Мирза-Булат-Тугановского. Сестры нежно любят Аносова, обожают слушать его рассказы. Это отважный, благородный и в то же время простой человек, уважаемый военный, честный и справедливый с солдатами.

Глава V

Праздничный ужин идет весело: князь Василий Львович рассказывает смешные истории из жизни общих знакомых. Внезапно Вера Николаевна пересчитывает количество гостей и понимает, что их собралось тринадцать. Суеверная женщина волнуется, что это не к добру. Когда все садятся за покер, Веру вызывает горничная Даша и вручает ей некий сверток. Она объясняет, что мужчина, который принес подарок, мгновенно убежал, велев ей передать в ихние собственные руки, даже не назвав имени. Вера вскрывает обертку и обнаруживает ювелирный футляр, в котором лежит втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет.

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.… посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину»

Камни браслета вспыхивают живыми огнями, вызывая у княгини ассоциации с кровью. Она изучает подарок, после чего читает приложенную записку. С первых строк она догадывается, кто написал ее. Мужчина рассказывает историю фамильного браслета, обращая внимание на редкий зеленый гранат, который будто бы передает дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. В записке говорится также, что золотой браслет – новый, и все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного, принадлежавшего его прабабке. Мужчина пишет, что ему не важно, как Вера распорядится браслетом, ему ценно и то, что к нему прикасались ее руки. Он также извиняется перед ней за письма, которые писал ей когда-то давно. Автор желает Вере счастья, и завуалировано признается ей в любви:

«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам»

Письмо подписано буквами Г. С. Ж.Вера задумчиво рассматривает браслет, гадая, стоит ли рассказывать о подарке мужу.

Глава VI

Гости играют в винт. Васючок поет под аккомпанемет Женни, Анна кокетничает с гусаром. Князь Василий Львович продолжает занимать присутствующих разговорами, рассказывая о перипетиях юности своей сестры Людмилы – они изображены в шуточных картинках в домашнем альбоме. Затем он делится рисованной же историей под условным названием «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», Вера останавливает его, но князь не слышит и продолжает. Некогда в доисторические времена Вере приходит пылкое письмо с целующимися голубками на заголовке от некоего телеграфиста. Письмо заканчивают инициалы П.П.Ж. В альбоме гости видят и портрет телеграфиста очень удачно исполненный цветными карандашами. Князь рассказывает, что Вера показала письмо ему, который тогда был только ее женихом, и чуть не разорвал с ней помолвку. Телеграфист преследует Веру и после свадьбы. История в альбоме приобретает все более фантастические очертания: телеграфист проникает в их дом, переодевается в посудомойку, стрижется в монахи, попадает в сумасшедший дом и, в конце концов, умирает, посылая Вере флакон своих слез.

Вера Николаевна предлагает гостям чаю.

Глава VII

Наступает темный осенний вечер. Сестры любовно ухаживают за старым генералом, Анна вдевает ему в петлицу розы. Запах роз вызывает в памяти Аносова его давний болгарский роман. Он делится им с женщинами, но сестра князя Людмила замечает, что это не любовь, а просто бивуачное приключение армейского офицера. Она спрашивает генерала, любил ли тот когда-нибудь по-настоящему. Смущенный, он не отвечает, и собирается домой, все отправляются проводить его. Выходя из дома, Вера рассказывает мужу о браслете и просит его прочесть письмо.

Глава VIII

Идя под руку с Верой, генерал жалуется ей на Людмилу, замечая, что, по его мнению, «люди… разучились любить». Женат он был не по любви, их сговорили, очарование быстро прошло. Жена сбежала от него с актером, и у него не осталось к ней ничего, «кроме презрения». Вера возражает ему, что браки счастливые существуют, и ее собственный – тому пример. Однако генерал считает их исключением.

«А где же любовь-то?… ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

генерал Аносов о любви

Вера рассказывает ему истинную историю «телеграфиста», иронически зарисованную в их домашнем альбоме. Он начал преследовать ее за два года до замужества, и фамилия его ей неизвестна. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж., лишь однажды упомянув, что служит мелким чиновником («телеграфист» — домашняя выдумка). Его письма к Вере были страстными, хоть и вполне «целомудренными». Лишь единожды Вера ответила ему, попросив оставить преследования, после чего он замолчал, изредка поздравляя с праздниками. Вера рассказывает генералу и о гранатовом браслете. Генерал предполагает, что неизвестный может быть маниак, либо же… ее жизнь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Все прощаются, муж Анны довозит Веру Николаевну до ее дачи.

Глава IX

Дома княгиня видит, как брат Николай и муж спорят об адресате письма. Николай считает, что необходимо прекратить разом эти преследования. Браслет он зовет чудовищной поповской штучкой, которую предлагает выбросить или подарить горничной, потому что боится, что «телеграфист» опорочит имя Веры: станет похваляться, будто княгиня Шеина носит подаренный им идиотский браслет.

«Дело…переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки…»

Глава X

Николай и князь Шеин находят квартиру чиновника Желткова. Им открывает хозяйка. В просто убранной, низкой комнате, они знакомятся с преследователем Веры: это высокий худощавый мужчина лет тридцати пяти с длинными пушистыми, мягкими волосами… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине. Николай объявляет ему причину визита и возвращает браслет. Чиновник просит прощения, а Николай упрекает его в недостойном поведении. Взывая к его благородству, он призывает Желткова прекратить писать Вере. Желтков перебивает Николая и обращается напрямую к Шеину, говоря, что искренне любит его жену, и лишь смерть способна прервать это чувство. Любые угрозы – бессмысленны, и он готов умереть. Николай вновь предлагает Желткову перестать писать Вере и угрожает воздействием власти, но мужчина вновь прерывает его и просит у князя Шеина позволения сделать Вере телефонный звонок, обещая сообщить ему все слово в слово. Шеин разрешает, вызывая гнев Николая. Василий Львович вступается за несчастного:

«Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя»

Василий Львович о любви

Желтков возвращается и обещает не писать Вере больше, кроме одного последнего письма. Шеин позволяет ему. Чиновник сообщает также, что он бежит из города, поскольку растратил казенные деньги. Вера говорить с ним не хотела, и лично попросила его оставить преследования.

Вечером князь рассказывает жене подробности свидания с чиновником. Вера не удивлена, но, уже ложась спать, печально говорит ему:

«Я знаю, что этот человек убьет себя»

Глава XI

Княгиня читает в газете о самоубийстве чиновника Желткова. Причиной самоубийства чиновник указал растрату казенных денег. Вера спрашивает себя, откуда у нее взялось странное предчувствие и вспоминает слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приносят последнее письмо от Желткова, которое она принимает с нежностью. Чиновник говорит о бесконечной любви к ней:

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое«»

Желтков – Вере

Желтков вспоминает их первую встречу в цирке, когда чувство вспыхнуло в нем, также он приносит Вере извинения по поводу писем и браслета. Он пишет, что уезжает в другой город, и в знак памяти просит ее иногда слушать сонату Бетховена («Апассионату»). Вера плачет и рассказывает о письме мужу. Князь замечает, что Желтков не был сумасшедшим, а просто искренне любил ее.

«Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…»

Шеин о Желткове

Глава XII

Муж отпускает Веру проститься с Желтковым. Она едет в город и находит его квартиру. Печальная хозяйка-полька тепло отзывается о покойном:

«Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном», — хозяйка о Желткове

Она также сообщает о визите к Желткову двоих (Вера узнает брата и мужа), после чего тот отправил какое-то письмо и застрелился. Браслет он отдал хозяйке с просьбой повесить его на икону Божьей матери. Вера входит в комнату чиновника, где его тело ждет похорон. Он кажется умиротворенным.

«Губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь», — Желтков после смерти

Вера оставляет ему красную розу и целует его в лоб дружеским поцелуем.

«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее», — Вера о любви Желткова

Перед уходом хозяйка сообщает ей, что покойный однажды сказал, что если в случае его смерти к нему зайдет проститься неизвестная дама, передать ей, что лучшее произведение Бетховена – соната «Апассионата»

Глава XIII

Дома Вера не застает никого, кроме пианистки Женни Рейтер. Ей уже известно о произошедшем. Княгиня просит сыграть что-то, и внутри себя знает, что это будет та самая соната Бетховена. Так и происходит.

«… в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»,

Вера слушает Апассионату

Вера вспоминает строки письма, слушает музыку и плачет. Кажется, звуки сонаты говорят ей:

«Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко»

Вера слушает сонату

Женни заканчивает играть, и плачущая княгиня говорит ей, что все хорошо и он…простил ее.

  • Гран мерси по французски как пишется
  • Грамотными как правильно пишется
  • Грамотный человек как пишется правильно
  • Грамотный специалист как пишется
  • Грамотный рассказ о себе