Гражданская лирика пушкина сочинение

Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А.С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литера¬туре, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое. Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.

Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно по¬влиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина можно смело назвать одним из главных вольнодумцев этого учебного заведения.

Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в «Вестнике Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр этого произведения - сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов. Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать...

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас...

В 1815 году было написано послание «К Лицинию». Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились?

Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина - тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру... Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.

Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода «Вольность» не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, «мученике ошибок славных», Людовике XVI, «увенчанном злодее», и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами: Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Такие обращения к «тиранам» и «рабам» усиливают накал страстей в стихотворении.
Ода «Вольность» написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.

Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.



 



Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», написанное в 1819 году, так же как и ода «Вольность», направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую - обличением. В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой - греховность человеческой души.

Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:
Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари...

Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение «Стансы» относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.
Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался «поучением» императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха - Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:
Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.

Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, - «К Чаадаеву» - написано через год после оды: Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том. что послание говорит о различении понятий «власть» и «Родина»: Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку - Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественной числе - «нас», «мы», «наши».

В послании «К Чаадаеву» автор использует большое количество ярких эпитетов: «роковая власть», «святая вольность», «прекрасные порывы»; метафор: «но в нас горит еще желанье», «на обломках самовластья»; а также сравнений:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.

У А.С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гражданская лирика А С Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А. С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литературе, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое.

Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.
Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно повлиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина можно смело назвать одним из главных вольнодумцев этого учебного заведения.
Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в “Вестнике Европы” было напечатано его стихотворение “К другу стихотворцу”. Жанр этого произведения – сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов.

Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:
Не тот поэт, кто рифмы плееть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать…
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас…
В 1815 году было написано послание “К Лицинию”. Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского “политического быта”. Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились.

Кому ж, о небеса, кому поработились?
Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина – тема самодержавия, ярким образцом которого является ода “Вольность”, написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: “Везде неправедная власть”. Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.
Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода “Вольность” не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, “мученике ошибок славных”, Людовике XVI, “увенчанном злодее”, и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами:
Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Такие обращения к “тиранам” и “рабам” усиливают накал страстей в стихотворении.
Ода “Вольность” написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.
Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.
Стихотворение А. С. Пушкина “Деревня”, написанное в 1819 году, так же как и ода “Вольность”, направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую – обличением.

В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой – греховность человеческой души.
Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:
Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари…
Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Стихотворение “Стансы” относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.
Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался “поучением” императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха – Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:
Во всем будь пращуру подобен:Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, – “К Чаадаеву” – написано через год после оды:
Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том, что послание говорит о различении понятий “власть” и “Родина”:
Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку – Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественном числе – “нас”, “мы”, “наши”.
В послании “К Чаадаеву” автор использует большое количество ярких эпитетов: “роковая власть”, “святая вольность”, “прекрасные порывы”; метафор: “но в нас горит еще желанье”, “на обломках самовластья”; а также сравнений:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.
У А. С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.

Loading…

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Гражданские мотивы в лирике Пушкина

Гражданские мотивы в лирике Пушкина сочинение

Поэт и писатель Пушкин – это один из наиболее известных писателей всей нашей истории литературы. Его произведения всегда получались очень насыщенными  и интересными, как и для отечественного читателя, так и для читателя из-за рубежа. Его лирики и романтизм были именно тем, что было так необходимо людям того времени. В его произведениях также присутствовали различные мотивы, как и радикальные так и не очень, которые наталкивали своего читателя на те или иные мысли. Он также очень часто касался тем, которые волновали общество, и объяснял этому самому обществу, почему же всё таки не стоит волноваться. Примером послужит его лирика.

В своих лиричных произведениях автор обычно рассказывал читателю интересную историю, чтобы для начала вызвать его внимание. Затем он знакомил своего читателя с художественной стороной своего произведения, в которой выражал ту самую мысль или идею, и обсуждал её со своим читателем. Таким образом, произведения были насыщенны интересным сюжетом, но в тоже время были проникнуты достаточно интересными идеями, которые автор доносил до своего читателя понятно и чётко. Он пытался поговорить со своим читателем, дать ему полное понимание того, что именно он хочет донести ему, что именно хочет рассказать, и, несмотря на всю возможную сложность данного процесса, у него получалось это достаточно просто и главное красиво.

Художественность, которая проявлялась в его гражданской лирике заслуживает отдельной похвалы. Говоря с читателем о той или иной общественной проблеме, он не забывал для чего он писал это произведение, и не терял смысла повествование даже не середине или конце произведения. Обсуждение той или иной темы, которая была высказана в том или ином произведении, можно найти практически в любом отрезке этого самого произведения, ведь Пушкин был именно таким автором, который хотел чтобы его произведения были легки для восприятия, но в тоже время несли в себе довольно глубокий смысл, сравнимый с философскими идеями.

Таким образом, мы видим, что Пушкин был очень талантливым автором, который писал потрясающие произведения, однако наибольшего внимания заслуживает его мотивы общества в лирике, которые он так часто выражал. Он был человеком общества, всегда готовым прийти на помощь нуждающемуся и помочь беззащитному, и это он также выражал в своих произведениях.

Гражданские мотивы в лирике Пушкина

Гражданские мотивы в лирике Пушкина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Может ли интернет заменить живое общение

    Перед тем, как начать рассуждение на тему сочинения, мне сразу хочется указать свое четкое мнение на этот счет. Нет, нет и еще раз нет. Не может интернет заменить живое общение и никогда не сможет. А теперь объясню, почему я так считаю.

  • Сочинение на тему Устное народное творчество

    Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа.

  • Анализ произведения Варвары Горького

    Произведение писателя создается в начале двадцатого столетия в период пребывания автора на дачном отдыхе под Петербургом.

  • Сочинение Мое читательское взросление 8 класс рассуждение

    Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

  • Критика о творчестве Горького и отзывы современников

    По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А.С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литера¬туре, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое. Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.

Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно по¬влиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина можно смело назвать одним из главных вольнодумцев этого учебного заведения.

Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в «Вестнике Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр этого произведения — сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов. Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас…

В 1815 году было написано послание «К Лицинию». Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились?

Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина — тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.

Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода «Вольность» не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, «мученике ошибок славных», Людовике XVI, «увенчанном злодее», и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами: Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Такие обращения к «тиранам» и «рабам» усиливают накал страстей в стихотворении.
Ода «Вольность» написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.

Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», написанное в 1819 году, так же как и ода «Вольность», направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую — обличением. В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой — греховность человеческой души.

Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:
Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари…

Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение «Стансы» относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.
Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался «поучением» императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха — Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:
Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.

Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, — «К Чаадаеву» — написано через год после оды: Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том. что послание говорит о различении понятий «власть» и «Родина»: Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку — Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественной числе — «нас», «мы», «наши».

В послании «К Чаадаеву» автор использует большое количество ярких эпитетов: «роковая власть», «святая вольность», «прекрасные порывы»; метафор: «но в нас горит еще желанье», «на обломках самовластья»; а также сравнений:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.

У А.С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.

Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А.С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литературе, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое. Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.

Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно повлиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина можно смело назвать одним из главных вольнодумцев этого учебного заведения.

Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в «Вестнике Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр этого произведения — сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов. Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:

Не тот поэт, кто рифмы плееть умеет 

И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, 

Певцы бессмертные, и честь и слава россов, 

Питают здравый ум и вместе учат нас…

В 1815 году было написано послание «К Лицинию». Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:

О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?

Кто вас поработил и властью оковал?

Квириты гордые под иго преклонились.

Кому ж, о небеса, кому поработились?

Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина — тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода «Вольность» не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, «мученике ошибок славных», Людовике XVI, «увенчанном злодее», и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами:

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Такие обращения к «тиранам» и «рабам» усиливают накал страстей в стихотворении.

Ода «Вольность» написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.

Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:

Склонитесь первые главой 

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

 Народов вольность и покой.

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», написанное в 1819 году, так же как и ода «Вольность», направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую — обличением. В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой — греховность человеческой души.

Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари…

Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

 И рабство, падшее по манию царя,

И над Отечеством свободы просвещенной

 Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение «Стансы» относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.

Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался «поучением» императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха — Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, — «К Чаадаеву» — написано через год после оды:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья 

Напишут наши имена!

Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том, что послание говорит о различении понятий «власть» и «Родина»:

Под гнетом власти роковой 

Нетерпеливою душой

 Отчизны внемлем призыванье.

При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку — Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественном числе — «нас», «мы», «наши».

В послании «К Чаадаеву» автор использует большое количество ярких эпитетов: «роковая власть», «святая вольность», «прекрасные порывы»; метафор: «но в нас горит еще желанье», «на обломках самовластья»; а также сравнений:

Мы ждем с томленьем упованья

 Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой 

Минуты верного свиданья.

Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.

У А.С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.

Гражданские мотивы в лирике Пушкина

Основные идеи гражданской лирики Пушкина связаны прежде всего с темами свободы, служения обществу, ответственности человека за историю. Еще в оде «Вольность» Пушкин начал размышлять о свободе, исторической справедливости, законе и власти закона; в итоговом своем стихотворении — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — поэт вновь возвращается к тем ценностям, которыми, по его мнению, должно определяться устройство гражданского общества: «В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

В ранней лирике в качестве главной ценности гражданского общества провозглашается идея политической свободы. Ода «Вольность» — своеобразный поэтический манифест Пушкина, в котором последовательно выражены его гражданские идеалы: необходимость свержения тиранической власти и утверждение Закона над «самовластительными злодеями» — будь то Людовик или Павел I. Впрочем, молодой Пушкин видит и еще один путь исправления общественного устройства — его он обрисовывает в стихотворении «Деревня»: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя…» Идея просвещенного либерализма остается, однако, лишь «виртуальным проектом» общественного переустройства: до тех пор, пока миром правят «Барство дикое» и «Рабство тощее», все вопросы о смене гражданских приоритетов останутся риторическими.

В стихотворении «К Чаадаеву» у идеи свободы появятся новые оттенки: политические категории — «отчизна», «самовластье», «власть роковая» — оказались в соседстве с понятиями из частной, личной жизни человека: начальные строки стихотворения заставляют воспринимать его скорее как элегию в силу того, что рассказывают о «любви, надежде, тихой славе». Ожидание свободы сопоставимо с трепетом молодого любовника, мечтающего о свидании. Таким образом, свобода становится понятием личностно значимым, определяющим подлинную полноту и общественной, и частной жизни человека.

В лирике Пушкина внутренняя свобода утверждается как важнейшая ценность: поэт многократно возвращается к теме «свободной стихии» («К морю»), «свободного ума» и «дороги свободной» («Поэту»), свободно «текущих» стихов («Осень»), «покоя и воли» («Пора, мой друг, пора…»). Духовное движение человека не может быть ограничено каким бы то ни было политическим режимом — именно поэтому в стихотворении «Узник» вообще теряются исторические и географические координаты того мира, в котором томится герой стихотворения. Главным остается его устремление к вольной жизни — жизни «вольной птицы», вольного ветра. Мучительное ощущение несвободы в большей мере имеет «метафизический» характер — равно как и томление по воле приобретает черты важнейшего жизненного порыва.

Осознание своей внутренней свободы делает человека способным к тому «подвигу благородному», который и может стать оправданием всей его жизни. Гуманизм, подлинная глубина «чувств добрых» (да и само их «пробуждение») невозможны в мире, построенном по законам духовного рабства. В поздних произведениях Пушкина — прежде всего в стихотворениях «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и «Поэту» — именно эти идеи приобретают статус жизненных аксиом: гражданские мотивы лирики приобретают подлинно философское звучание.

Таким образом, гражданские идеи Пушкина проходят четко видимую эволюцию: от преобладания политических, социально-исторических размышлений в ранней лирике Пушкин приходит к осмыслению проблемы свободы в философском ключе. Ни «просвещенье», ни «тиран» не смогут оказаться «на страже» и не будут властны над судьбою человека, если он обладает внутренней свободой, свободой мысли и духа.

Источник: Шуников В.Л. Литература: полный курс подготовки к ЕГЭ + CD / В.Л. Шуников. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2014

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента.

В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».

Следующий этап — ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.

Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.

Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

В 1814 г. в печати состоялся поэтический дебют пятнадцатилетнего Пушкина, было опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу», строчкой из которого:«хорошие стихи не так легко писать» — можно определить отношение поэта к творчеству. Более глубокое осмысление предназначения поэта Пушкин отразит во многих произведениях.

Находясь в Михайловском, Пушкин получает известие о том, что казнены 5 декабристов и сосланы более 120 участников восстания на каторжные работы в Сибирь. Размышляя об участи декабристов, принявших мученическую смерть и страдания ради служения народу, напишет стихотворение «Пророк» (1826 г.), в котором аллегорически изобразит библейский эпизод жития пророка Исайи. Пушкин, считает, что поэт тоже должен выполнять пророческую миссию и служить своим талантом людям.

Обилие в тексте старославянизмов и торжественный слог делают стихотворение похожим на библейское предание . Лирический герой томим духовной жаждой, влачась по бездуховной пустыне. На перепутье ему является шестикрылый ангел Серафим, который, коснувшись легкими перстами глаз и ушей, наделяет вещим даром, способным познавать тайны мироздания. Приникнув к устам, вырывает праздный и лукавый язык, вкладывая в уста героя мудрое змеиное жало, вместо трепещущего сердца в рассеченную мечом грудь вкладывает пылающий уголь. Так человек, через мучения и гибель в грешной жизни, восстанет, обретя божественный дар пророчества, возродившись для миссии духовного служения, чтобы словом «жечь сердца людей», заставить их по-другому видеть, слышать и воспринимать окружающий мир.

Если в стихотворении «Пророк» герой произносит лирический монолог о своем предназначении, то в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) дана драматическая сценка с диалогом, спором жреца-поэта и толпы о пользе поэзии. Пушкин здесь опирается не на библейскую традицию, а античную, древнегреческую. Поэт видит цель поэзии не в искоренении пороков человечества, а наслаждении красотой слова и мысли, доступной немногим. Поэзия самодостаточна и не требуется никаких доказательств ее полезности для непросвещенной толпы. Если в «Пророке» поэт должен идти к людям и «жечь их сердца», т.е. быть общественным деятелем и выражать гражданскую позицию, то в этом стихотворении диаметрально противоположный взгляд на роль поэта и поэзии. Этот взгляд станет впоследствии основой для создания поэтической школы «чистого искусства».

Эти различные точки зрения будут объединены в оде«Памятник» (1836 г.), ставшей поэтическим завещанием Пушкина. Это философском раздумье о божественном предназначении поэзии, данном, чтобы пробуждать «чувства добрые» в народе, прославлять свободу и взывать о милости к падшим.

Многие произведения Пушкина были философскими откровениями, с конца 1820-х годов часто затрагиваются темы жизни и смерти. В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.) размышление выстроено из риторических вопросов, на которые никогда не найти ответов. Несомненно, жизнь – это божественный дар, ее смысл в том, чтобы не сделать существование бесцельным, праздным и однообразным, опустошив сердце страстями, поддавшись сомнениям и тоске. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.) поэт с грустью наблюдает за признаками неизбежного ухода всего живого. Но завершается стихотворение мудрым принятием законов бытия: «у гробового входа младая будет жизнь играть». В стихотворении «Элегия» (1830 г.) — глубокие размышления о «минувшем, исполненном печали», но нет и иллюзий о будущем. Жизнь принимается во всех ее проявлениях и должна быть наполнена духовным содержанием. Философское осмысление бытия звучит и в послании «Осень» (1833 г.), в лирическом монологе героя неразрывно связаны круговорот в природе и перемены в жизни человека.

Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя

Во время второй «Болдинской осени», в 1833 г. была написана поэма, в основу сюжета которой легла история одного из самых страшных наводнений Петербурга в ноябре 1824 г, с многочисленными разрушениями и жертвами.Николай I, ставший «личным цензором» Пушкина, позволил для публикации лишь часть текста, представляющий собой гимн Петербургу. Поэма полностью была опубликована после смерти поэта в 1937 г. Основную тему можно определить, как роль личности Петра I, реформы и преобразования которого укрепили государственность России, но не улучшили положение народа.

Композиционно поэма состоит из довольно внушительной экспозиции и 2 частей. Вступление начинается с дум Петра Великого о будущей столице. Затем описан и воспевается Петербург спустя век. Но Северная столица, созданная Петром, не только «полночных стран краса и диво», но и убогие хижины бедных кварталов. Красотам «стройного и строгого» Петербурга противопоставляются страшные картины последствий наводнения. Заканчивается повествование кратким сообщением о гибели героя. Этой прозаической концовкой композиция нарушена, при наличии объемного торжественного вступления отсутствует эпилог, в котором можно было бы оправдать гибель героев поэмы, ставших жертвой величественных замыслов Петра и его творения. Тем самым Пушкин показал, что противоречия между интересами государства и простого человека неразрешимы.

У произведения есть жанровые особенности. Восхваление Петербурга написано в жанре оды, но Пушкин при публикации подписал ее как «отрывок из поэмы». Позже в полном произведении появится подзаголовок «петербургская повесть». Подводя читателя к повествованию об истории главного героя, Пушкин пишет, что это будет печальный рассказ.

Хотя в названии указан памятник Петру I, в народе прозванный «медным всадником», главный герой поэмы — бедный чиновник Евгений без фамилии, т.е. лишенный истории рода; он хотя из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Реформы Петра I изменили статус дворян, их стали привлекать к государственной службе. Оттого герой где-то служит чиновником и проживает в Коломне. Он не помышляет о высоком служении Отечеству, как его предки, мечтает о местечке с приличным жалованием, семье, детях и внуках. Но его непритязательным мечтам не суждено осуществиться, город внезапно настигает стихия. Ему удалось спастись, забравшись на скульптуру льва у дома на площади, посреди которой возвышался на гранитной глыбе памятник Петру I. Когда вода начала спадать, он поспешил к дому любимой девушки. Потрясенный ужасом наводнения, Евгений понимает, что домик невесты снесло стихией, она и ее мать погибли. У него наступает помутнение рассудка, уйдя из дома, скитается в бреду по улицам Петербурга. Спустя год, оказавшись на Петровой площади, в его душе вспыхивает протест, виновником своего несчастья он считает медного всадника. Обезумевший Евгений грозит царю, создавшему погибельный город, в котором бедные жители не защищены от стихий. Ему чудится, что памятник начинает преследовать его, и он в ужасе бежит прочь. Спустя время Евгения находят мертвым у обломков какого-то домишки.

Образ Медного всадника олицетворяет безразличие государства к личности простого человека. Евгений изображен как «маленький» человек, от которого ничего не зависит, но у него любящая и ранимая душа, ему небезразлична смерть других людей.

Пушкин создал двойственный образ Петра I. С одной стороны, у него слава императора-труженика ямегния Иорн Творец, реформатора, с другой стороны – это деспотичный властитель и тиран, готовый ради воплощения собственных идей принести в жертву человеческие жизни. В начале поэмы он предстает в облике государственного деятеля, задумывающего воплотить в жизнь строительство новой столицы в устье Невы, месте, удобном для страны в военном и торговом плане. Но для героя поэмы– он бездушный «кумир», напоминающий истукана и идола.

Это героическая поэма-апофеоз о Петре Великом и его созидательном вкладе в историю России, и трагическая повесть о «горестной участи личности» простого человека.

Лирика Пушкина стихи

СТРАННИК I

Однажды странствуя среди долины дикой, Незапно был объят я скорбию великой И тяжким бременем подавлен и согбен, Как тот, кто на суде в убийстве уличен. Потупя голову, в тоске ломая руки, Я в воплях изливал души пронзенной муки И горько повторял, метаясь как больной: «Что делать буду я? Что станется со мной?»

II

И так я сетуя в свой дом пришел обратно. Уныние мое всем было непонятно. При детях и жене сначала я был тих И мысли мрачные хотел таить от них; Но скорбь час от часу меня стесняла боле; И сердце наконец раскрыл я по неволе.

«О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена!- Сказал я,- ведайте: моя душа полна Тоской и ужасом, мучительное бремя Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время: Наш город пламени и ветрам обречен; Он в угли и золу вдруг будет обращен, И мы погибнем все, коль не успеем вскоре Обресть убежище; а где? о горе, горе!»

III

Мои домашние в смущение пришли И здравый ум во мне расстроенным почли. Но думали, что ночь и сна покой целебный Охолодят во мне болезни жар враждебный. Я лег, но во всю ночь всё плакал и вздыхал И ни на миг очей тяжелых не смыкал. Поутру я один сидел, оставя ложе. Они пришли ко мне; на их вопрос, я то же, Что прежде, говорил. Тут ближние мои, Не доверяя мне, за должное почли Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем Меня на правый путь и бранью и презреньем Старались обратить. Но я, не внемля им, Всё плакал и вздыхал, унынием тесним. И наконец, они от крика утомились И от меня, махнув рукою, отступились Как от безумного, чья речь и дикий плач Докучны, и кому суровый нужен врач.

IV

Пошел я вновь бродить — уныньем изнывая И взоры вкруг себя со страхом обращая, Как узник, из тюрьмы замысливший побег, Иль путник, до дождя спешащий на ночлег, Духовный труженик — влача свою веригу, Я встретил юношу, читающего книгу. Он тихо поднял взор — и вопросил меня, О чем, бродя один, так горько плачу я? И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный: Я осужден на смерть и позван в суд загробный — И вот о чем крушусь: к суду я не готов, И смерть меня страшит.» — «Коль жребий твой таков,- Он возразил,- и ты так жалок в самом деле, Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?» И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?» Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»- Сказал мне юноша, даль указуя перстом. Я оком стал глядеть болезненно-отверстым, Как от бельма врачом избавленный слепец. «Я вижу некий свет»,- сказал я наконец. «Иди ж,- он продолжал:- держись сего ты света; Пусть будет он тебе единственная мета, Пока ты тесных врат спасенья не достиг, Ступай!»- И я бежать пустился в тот же миг.

V

Побег мой произвел в семье моей тревогу, И дети и жена кричали мне с порогу, Чтоб воротился я скорее. Крики их На площадь привлекли приятелей моих; Один бранил меня, другой моей супруге Советы подавал, иной жалел о друге, Кто поносил меня, кто на смех подымал, Кто силой воротить соседям предлагал; Иные уж за мной гнались; но я тем боле Спешил перебежать городовое поле, Дабы скорей узреть — оставя те места, Спасенья верный путь и тесные врата.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

В декабре 1828 г. Пушкин познакомится на балу с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, с которой обвенчается в феврале 1831 г. Но, когда первое его предложение в 1829 г. было отклонено, Пушкин уезжает на Кавказ и там пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», проникнутое печальными любовными воспоминаниями. Образ любимой живет в душе поэта, благодаря ему печаль становится светлей, грусть легкой, ночная мгла отступает.

Пушкин, увидев однажды полотно итальянского живописца Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем», был поражен сходством с его невестой, о чем напишет ей в письме. Так появляется сонет «Мадонна» (1830 г.), в котором он создаст «чистейший образец» своего божественного идеала.

В стихотворении «Я вас любил» (1829 г.) показано высокое и бескорыстное чувство, готовность забыть себя ради счастья того, кто достоин любви. Искреннее пожелание в последней строчке открывает величие души героя. Любовная лирика отличается не только высоким художественным, но и нравственным уровнем, для поэта настоящее чувство не может быть эгоистичным, мелочным.

Дружбу Пушкин воспринимал не просто как привязанность, а как родство душ и общность «кипения умов», которое он познал еще с лицейских времен и пронес до конца своих дней. Друзьям по лицею Пущину, Дельвигу, Горчакову, Кюхельбекеру и др. посвятит множество посланий, проникнутые темой дружбы.«19 октября» (1825 г.) – это автобиографический монолог-воспоминание, обращенный к друзьям, с которыми разлучила судьба. Но поэт верит, что их дружеский союз «неразделим и вечен».

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.

Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Свободолюбивая лирика Пушкина

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. Пушкин по сути своей был человеком высокомерным, который не терпел когда у него что-то отнимают или запрещают. Это отразилось и на его творчестве.

В своих произведениях он всегда подчёркивал мысль, что надо ценить и уважать как свою свободу, так и свободу окружающих. В её произведениях также можно встретить строки о родине, природе, любви к ней, и прочие вещи, олицетворяющие его свободолюбивую душу.

Впрочем, Пушкин всегда старался передать тот свободолюбивый дух, который витал в нём, и всегда старался передать его своему окружению. Он активно продвигал идею либерализма, дабы все были свободными, и сами управляли своими жизнями. Что не могло не вызвать негодование со стороны правящей власти. Пушкин иногда испытывал гонения со стороны власти, но благодаря своему авторитету ему удавалось всегда выходить сухим из воды. Но благодаря своему статусу он также не мог уйти из конфликта с кем- либо просто так. Из-за чего, в конце концов, он получил ранение и умер от него. Пушкин всегда был и есть человеком, для которого превыше всего была его свобода и нравственное состояние души, а он не мог её держать в покое пока он был лишён свободы, или пока эту свободу притупляли.

В большинстве произведений он также буквально оскорблял большинство поэтов за их стереотипность, весело над ними подшучивая, из-за чего были люди, которые откровенно его недолюбливали и просили больше ничего в таком духе не делать, но из-за него, опять же, свободолюбивой, он считал, что слово должно было свободно и не должно быть скрыто от всеобщего обозрения. Таким образом, он имел множество врагов в своём окружении, но и чувствовал себя прекрасно, ведь, он думал, что если тебя ненавидят, значит, ты в чём то лучше тех, кто тебя ненавидит. Таким был Александр Сергеевич Пушкин, человеком своенравным, несомненно, высокомерным.

В данном сочинении я проанализировал поэзию и лирику Пушкина и сделал вывод, который описан выше. Моё мнение является субъективным, из-за чего не стоит относиться к нему как к истинно верному.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права. Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей.

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Вариант 3

Что такое свобода? Рано или поздно этим вопросом задается каждый. В моем понимании свобода – это состояние души, при котором человек делает то, что хочет, а не то, что ему велят окружающие. Это отсутствие неволи, рабства, границ и ограничений. Когда человек свободен, он волен выбирать и быть счастливым.

Тема свободы стала одной из центральных в творчестве многих поэтов, писателей и философов. Каждый из них понимал волю по – своему; воспевал ее и Александр Сергеевич Пушкин. Еще в юности, учась в лицее, поэт не представлял свою жизнь без свободы, посвящая ей множество стихотворений. Одним из таких произведений стала ода «Вольность», в которой Пушкин категорически отвергает рабство, отдавая предпочтение равенству и гуманности. «Хочу воспеть Свободу миру», — говорит поэт. Воля для Пушкина – это главная жизненная ценность, высшее благо и счастье. При этом источник несвободы поэт видит в государстве, крепостничестве и в самих людях.

В годы Южной ссылки тема свободы становится главной для Пушкина. В это время он пишет стихотворение «Узник», где основной мотив – личная свобода. Душа Пушкина томилась в неволе, на которую его обрекла государственная власть, поэтому в произведении «Узник» он ассоциирует себя с орлом, который вынужден обитать за решеткой в темнице. Во время ссылки в Михайловском селе Александр Сергеевич пишет другое стихотворение о свободе — «Во глубине сибирских руд…». В нем Пушкин использует множество аллегорий неволе, такие как «мрачные затворы» и «оковы тяжкие». Итоговым произведением о свободе можно считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Именно тогда поэт по – новому взглянул на волю и рабство. Пушкин понял, что никакие тираны не могут отнять духовную свободу человека. Каждый имеет право наслаждаться природой и волей.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода для Пушкина – это независимость, отсутствие рабства и подавления личности, возможность иметь свое мнение и высказывать его. Волю, по мнению Александра Сергеевича, нужно уважать, ведь только с ней человек может быть по – настоящему счастливым.

9 класс

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”. Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления. В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”: Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них: Владыки! Вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны. Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу! Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании. Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения. В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман. Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет. В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения. Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом. Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи. “Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне: Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда… Везде следы довольства и труда. Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает… В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян: Здесь Барство дикое без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения. Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются. Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд…” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. А. С. Пушкин уверен в том, что: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы: Я гимны прежние пою… Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал… Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле. Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

  • Гражданин судья как пишется
  • Гражданин российской федерации как пишется
  • Гражданин россии сочинение 5 класс
  • Гражданин малоимущь как пишется
  • Гражданин малоимущ как пишется