Грех и раскаяние в жизни человека сочинение преступление и наказание

Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание». Главные герои романа — бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова — нарушают моральный закон, «переступают черту». Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают «смертный грех» — нарушают заповедь. Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь («Не убий», «Не прелюбодействуй») становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди («Возлюби ближнего своего»).

Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным «милым существам». Раскольников не просто преступник «от отчаяния» — он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты — это «предрассудки, одни только страхи напущенные». Запрет на убийство лишь теоретический «принцип», и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро («милых существ»). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство — «не преступление». Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!»

Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что «преступление» Сони, поставившее ее вне общества, ее «грех», есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует. Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.

Покаяние (по-гречески «метаноите» — «передумывание», «осмысление») и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). «Предав себя», Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «…я великая, великая грешница!» Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.

Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, «бунт» в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей «натурой» и наблюдает в себе уже не «драму идей», а «драму чувств». То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что «ненавидит» мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.

Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

Грех и раскаяние в жизни человека

Автор:   •  Октябрь 23, 2022  •  Сочинение  •  307 Слов (2 Страниц)  •  428 Просмотры

Страница 1 из 2

Грех и раскаяние в жизни человека.

Каждый человек, сталкиваясь с нелегкими жизненными ситуациями способен совершать ошибки, о которых, как правило, сожалеет. Я же считаю, что любой грех можно искупить, переосмыслив свой проступок и раскаявшись. Правильность этого утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.

В романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», отчаявшийся от нищеты, бывший студент Родион Раскольников, решается на самый безнравственный поступок, самый страшный грех — убийство. Бедность и условия жизни, в которых находился герой, стали причиной создания теории о «низших» и « необыкновенных» людях. Родиону необходимо было выяснить, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», а узнать это возможно, по его мнению, только убив человека. От рук Раскольникова погибает старуха-процентщица и ее не вовремя вернувшаяся сестра. Благодаря удаче ему удавалось избегать наказания. Но внутренний страх быть наказанным преследовал его повсюду. Только после признания в содеянном, он смог освободиться от мук совести. Раскольников осознал, что ни один человек не способен сам принимать решение о жизни окружающих. Признавая свою ошибку, он искренне жалеет, что не понял этого прежде. Автор подчеркивает, что именно с раскаяния началось духовное возрождение героя.

Тема раскаяния за плохие деяния отражается и в романе-эпопее Л.Н Толстого «Война и мир». Долохов — эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек, для которого чужды нравственные понятия. Однако, во время войны, он переосмысливает свое циничное поведение и извиняется перед Пьером Безуховым,

Доступно только на Essays.club

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — произведение философское, психологическое, социально-бытовое и нравственное. Этот роман до сих пор вызывает самые разные толки. Темы, поднятые Достоевским в «Преступлении и наказании», — вечные. Писатель попытался охватить как можно больше вопросов и попытался ответить на них. Роман сложен по своему замыслу, поэтому не удивительно, что и сейчас он продолжает вызывать споры.

Больше всего интересовала Достоевского тема греха и покаяния. По его мысли, человек должен обязательно уметь прощать и сострадать, проявлять христианское милосердие.

Кроме того, писатель в своем произведении размышляет о том, к чему приводит увлечение бесчеловечными идеями. Цель прекрасна — всеобщее счастье и благоденствие. Однако каковы пути к достижению этой цели? Отвечая на этот вопрос, Достоевский представляет нам историю одного преступления.

В народе русском издавна существовала поговорка: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Есть в этой фразе некоторое лукавство, как бы подталкивающее человека к греху. И как же бывал мучителен и долог путь согрешившего к духовному возрождению, которое без покаяния невозможно.

Тема греха и раскаяния нашла в классической русской литературе широчайшее освещение. Пожалуй, ни один русский писатель не прошел мимо нее. Но, на мой взгляд, наиболее полное воплощение она получила в романе Ф.М. Достоевского. Причем тема эта отражена в характере и поступках не только главного героя, но и других героев произведения.

Конечно, Родион Раскольников — главная фигура повествования. Именно его муки и терзания в первую очередь доказывают, что греха без возмездия не бывает, что любое злодейство уже в самом себе несет расплату за него. Но герой долго этого не сознает. Более того, он убежден в том, что греха вовсе не существует и для благой цели все позволено. Правда, конкретной цели у него нет. Он даже не представляет себе, какие благодеяния сможет оказать человечеству, в сущности, презираемому им. Его теория страшна сама по себе. Он настолько увлекается ей, что перестает замечать самые простые вещи. Для Раскольникова цель оправдывает средства, хотя на самом деле ни одна цель не стоит крайних средств. Он забывает о том, что только Бог может судить и вершит суд сам. Его теория перерастает в идеологию. К своему преступлению он готовится с особенной тщательностью, продумывая все детали.

Не зря дьявола называют «лукавым». Каждый, задумавший дьявольское дело, также вынужден лукавить. И, прежде всего, перед самим собой.



 



Раскольникову надо было доказать себе, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». А это не что иное, как проявление гордыни, которая, согласно Священному Писанию, является одним из семи смертных грехов. Дьявольское начало присутствует в романе, недаром Раскольников говорит: «Черт меня вел на преступление». Для того чтобы удовлетворить свою гордыню, он идет на убийство, то есть совершает еще более страшный грех. И все его рассуждения по поводу того, что убить такую старушонку — десять грехов простится, не более как уловки. Он не убеждает даже себя самого. Раскольников ведь убил не только зловредную процентщицу, но и кроткую Лизавету — ее сестру. А о ней он не вспоминает, вернее, не хочет вспоминать. Грех Раскольникова заключается не только в самом преступном деянии, но в его помыслах. Ведь он сначала задумал, значит, только допустив мысль об убийстве, Раскольников совершил грех, который стал изнутри убивать его душу.

Роман Достоевского вполне мог иметь заголовок «Грех и покаяние», поскольку оба названия отражают главную мысль произведения. Преступление предполагает расплату за него. Грех должен привести к покаянию, если только согрешивший человек не превратился в зверя, а сохранил в себе человеческое.

О возможном духовном воскресении говорит Раскольникову Порфирий Петрович в тот момент, когда Раскольников готов отказаться от борьбы и сдаться. Но опять мешает его гордыня. Он понял, что совершил ошибку, но еще не осознал ужаса содеянного. Соня Мармеладова, казалось бы, сумело подвигнуть его на путь раскаяния. Но путь этот был тяжел и долог. Даже когда Раскольников сделал явку с повинной, о покаянии речь не шла. Просто он не в силах был вынести эту тяжесть— тяжесть совершенного злодейства. Он решил, что не принадлежит к сильным мира сего. Значит, должен идти на каторгу. Но от теории своей он еще не отказался.
Раскаяние придет позже, на каторге. Здесь он воскреснет душой. Одно только мгновение внутреннего просветления меняет всю его жизнь. Он осознает ужас прошлого и преисполняется верой в будущее — совсем иное будущее. Это и есть высшая точка покаяния героя романа Достоевского.

Особое место в романе занимают христианские мотивы. По сути, это библейские аналогии. Когда после преступления минует четыре дня, Раскольников слушает притчу о Лазаре, которую ему читает Соня. Эта притча имеет прямую аналогию с тем, что совершил Раскольников. Согласно библейскому сюжету, Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день, так и Раскольников все эти дни после преступления был мертв, но пробуждается благодаря Соне, которая несет в себе христианское начало. Кроме того, Достоевский проводит скрытые аналогии между своими и библейскими героями. Например, притча о Каине, притча о Марфе и т. д.

Важно и то, что Раскольников возвращается к свету, пройдя через страдания и познав любовь и сострадание. Эти понятия — самые важные в христианской идеологии.

Есть в романе и образ ада, в котором воплотились христианские представления о месте наказания нераскаявшихся.

По мысли писателя каждый имеет право на раскаяние и возрождение к лучшей жизни. Но все зависит от того, насколько это раскаяние будет своевременным. Кроме того, Достоевский утверждает мысль о том, что даже самый ничтожный человек имеет право на жизнь, пусть и никчемную. Человек создан по образу и подобию Божьему, а значит неприкосновенен.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание». Поищите еще с сайта похожие.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа — бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова — нарушают моральный закон, «переступают черту». Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?

    Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают «смертный грех» — нарушают заповедь. Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь («Не убий», «Не прелюбодействуй») становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди («Возлюби ближнего своего»).

    Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным «милым существам». Раскольников не просто преступник «от отчаяния» — он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты — это «предрассудки, одни только страхи напущенные». Запрет на убийство лишь теоретический «принцип», и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро («милых существ»). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство — «не преступление». Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!»

    Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что «преступление» Сони, поставившее ее вне общества, ее «грех», есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует. Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.

    Покаяние (по-гречески «метаноите» — «передумывание», «осмысление») и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). «Предав себя», Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «…я великая, великая грешница!» Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.

    Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, «бунт» в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей «натурой» и наблюдает в себе уже не «драму идей», а «драму чувств». То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что «ненавидит» мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.

    Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по
произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

  • Гретель и гензель кто написал сказку автор
  • Грести или гребсти как правильно пишется правильно
  • Гренза и гретта сказка
  • Гремит или гримит как правильно пишется слово
  • Грелка конкурс фантастических рассказов