Грибоедов горе от ума проблема ума сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Проблема ума в комедии Горе от ума

Проблема ума в комедии Горе от ума Грибоедова

Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий в ситуации, когда «двадцати пяти глупцам противостоит один здравомыслящий». Но для других действующих лиц это не очевидно, они называют его безумцем.

Чиновник Фамусов считал, что Чацкий не деловой человек, потому, как он часто поступал вопреки общепринятым понятиям. Чацкий не управлял имением с собственной выгодой, получая большие доходы и обманывая людей. Он не пользовался своими привилегиями для карьерного роста, будучи государственным служащим. Он занимался наукой и заграничным образованием, что в те времена среди старших дворян не считалось престижным. Фамусов строил свои рассуждения на основании высказываний Чацкого по вопросам современности и называл их вольнодумными и безумными. По его мнению, разумный человек не будет идти против всеобщих правил, рискуя быть полностью раскритикованным. Чацкий говорил о безнравственном поведении дворян, о беззаконии, за что был объявлен сумасшедшим.

Чацкий был влюблен в дочь Фамусова Софью, которая тоже считала, что его ум бесполезен и даже вреден для окружающих. Ей было неприятно, что Чацкий критиковал все, что было дорого для нее. Она видела его желчным, озлобленным и не довольным всем, что его окружает. Героиня поняла, что ей сложно будет находиться рядом с вечно недовольным человеком. Поэтому она решает, что Молчалин, с его умением приспособиться и во всем найти выгоду, будет более доступным для нее. Он описан вежливым, скромным, услужливым человеком, который держит при себе свои мысли.

Фамусов не считал Чацкого глупым, он даже советовал его своим друзьям, как человека смышленого, но думал, что таким умом нужно пользоваться только для личной выгоды и обогащения. В ином случае ум навредит, что и случается с Чацким. Софья также просто приписывает герою сумасшествие, из-за чего он покидает дом Фамусова, где так неприятен. Он не нашел там товарищей и сторонников, а лишь познал горе и разочарование. Чацкий принимает решение уехать в город, где уже существуют тайные собрания декабристов.

Передовые дворяне считали, что вольнодумство – первый признак свободы. Чацкий был именно таким. Он боролся с узостью взглядов, безграмотностью, жестокосердием и предвзятостью. Современное общество встретило его непониманием, враждебным отношением, одиночеством и любовной трагедией. Название произведения полностью соответствует его содержанию, с этим нельзя не согласиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема ума в комедии Горе от ума

Проблема ума в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Зощенко Великие путешественники

    Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.

  • Сочинение Что такое внутренний мир человека? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3

    Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль

  • Сочинение на тему Магнитогорск — мой любимый город

    Каждый город имеет свою историю и свои достопримечательности. Каждый город красив по-своему. Я хочу рассказать про свой любимый город. И название этого города Магнитогорск.

  • Сочинение Культура общения

    Как жаль, что сейчас культурных людей в этом мире становится все меньше. Я вот читаю книги, где действие происходит в России 19 века, и тихо восхищаюсь тем, как люди между собой общаются: «сударь» «барышня»

  • Сочинение Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?

    Всю жизнь человек находится в движении. С каждым нашим движением что-то меняется в жизни. Все люди по-разному реагируют на перемены. Авантюристы радуются, а пессимисты напрягаются. Почему же людей так пугают перемены?

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

Сочинение по литературе. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое

мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.

В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Сочинение: Проблема ума в комедии Александра Грибоедова Горе от ума

Во всей классической русской литературе «Горе от ума» – одна из самых «открытых» книг. С первой же страницы вы оказываетесь в атмосфере естественной и выразительной речи. Здесь чуть ли не каждая фраза – законченный афоризм. Все кажется простым и ясным. Однако Александр Блок считал «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в русской литературе, не разгаданным до конца». И нельзя утверждать, что эта мысль справедливо только для того времени, когда она была высказана. Ведь содержание комедии представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем.

Одна из центральных проблем комедии – проблема ума. На страницах произведения сталкиваются два понимания ума: ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни. Именно представление об уме становится средством разграничения «века нынешнего» и «века минувшего».

Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.

Что нового покажет мне Москва, –

этот вопрос возникал в его осознании в связи с его прежними отношениями – личными и общественными. Но интерес к тому, как прошли эти три года в Москве и для Москвы, был для него не главным. Непосредственнее и сильнее его волновало другое: как прошли эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей.

Его любовь к Софье тогда, три года назад, наверное. напугала его: ведь он был старше ее, а ей шел лишь пятнадцатый год. И вот теперь, когда Софье исполнилось семнадцать лет, Чацкий приезжает в Москву преисполненный самых радужных надежд и с самыми «серьезными намерениями». Однако его надежды на верность Софьи в течение трех лет разлуки были явно преувеличенными.

В этом, конечно, сказалось его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самопожертвования. Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много романтически-восторженного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум является главным вершителем судеб человечества. Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности.

Самое характерное во всех мучительных поисках Чацкого заключалось в том, что критерий ума был для него главным, если не единственным. Скалозуб, например, потому и не вызвал в нем больших подозрений в отношении к Софье, что умная Софья, думал он, не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он вопреки, казалось бы, очевидным фактам и самым недвусмысленным признаниям Софьи долго не верил в ее любовь к Молчалину. Он не мог допустить, что умная Софья может искренне хвалить влюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Когда она, стараясь «кольнуть» своего прежнего друга, сказала о Молчалине:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Чацкий окончательно решил, что подлинный смысл всех ее похвал Молчалину – «сатира и мораль». «Она не ставит в грош его», – заключил он.

Прямолинейная и наивная вера в неотвратимую и неизменно возрастающую победоносность разумных начал жизни мешала Чацкому подумать о том, что, кроме неразвитости и непросвещенности ума, есть и другие важные причины человеческих заблуждений.

Грибоедов, как реалист, знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них.

Так, Софья – девушка, в которой есть «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости, загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света» (И.А. Гончаров). Ей достался свой «мильон терзаний», она также пережила свое «горе от ума».

Софья воспитывалась отцом, а Фамусов – «мыслящий» представитель всех «староверов», людей, живущих в обстоятельствах, осознаваемых ими как несправедливые. Однако он охотно к ним приспосабливается и даже старается выставить их в добродетельном и заманчивом виде. Фамусов (а вместе с ним и весь «век минувший») твердо верит, что если предоставить возможность выбора: жизнь на основе высоких принципов (чистота совести, человеческое достоинство, чувство долга перед народом и человечеством) или привольная жизнь без ограничений и без малейшей необходимости трудиться, – то любой «умный», по меркам его среды, человек охотно предпочтет второе. Этим для Фамусова определяется и общественная мораль. Потому-то всякий «разумник», предпочитающий свободную жизнь, тем и ненавистен ему, что самим своим существованием напоминает ему о его подлости. Жизненный успех у представителей фамусовского круга выражается в количестве крепостных крестьян, в деньгах, в выгодном замужестве. Тот считается в среде Фамусова умным, кто сумел этого достичь.

Таким образом, проблема ума и предопределяет основное различие между «веком нынешним» и «веком минувшим». Ум Чацкого – это сумма воззрений передового русского человека нового поколения. Ум Чацкого – первопричина его столкновения с фамусовским обществом, представители которого считают умом умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду.

В конце комедии Грибоедов показывает неукротимую, страстную ненависть Чацкого к фамусовскому обществу и всю его непримиримость с этим миром, где гаснет ум и гибнет страсть.

Вариант 1

Комедия А.С. Грибоедова была названа литературоведами бессмертной. Прав был Бестужев, когда писал, что будущее оценит работу великого драматурга и пьеса станет народной. К сожалению, «Горе от ума» не теряет своей актуальности и сегодня.

А.С. Пушкин был восхищен этой литературной находкой. Фамусова и Скалозуба считал идеальными образами. Ему казалось, что Софья прописана не слишком ясно. А вот Молчалин слишком подл. Поэт хотел бы видеть его забавным трусом. А Чацкий не так умен, ведь мудрый поймет, кто перед ним. И не будет откровенничать с такими, как Репетилов. Поэтому на вопрос: «кто умное действующее лицо?» У Пушкина был один ответ: «Грибоедов».

Горе уму

Грибоедов назвал сначала комедию «Горе уму», но потом изменил. Почему? Первый вариант сообщает читателю, что все, кто умен не будут приняты дворянской знатью. Но это не совсем так. И не отражает замысел произведения. Деловитость и смышленость в почете, но направленные в нужное русло. Недаром Фамусов жалеет об уме Чацкого. Молодой человек, много знающий, с живым мышлением, отличный переводчик. Но служить не хочет ни в армии, ни в канцелярии. А значит пропадает зря.

Окончательный заголовок отражает цель драматурга. Из него понятно, что губят человека его прогрессивные взгляды, к которым общество еще не готово. Смелость и открытость мыслей никогда не были в чести.

Образование и культура

У старомосковской знати своеобразные взгляды на образование и культуру. Иностранщина заполнила собою все. Мода, манеры, книги, речь – все французское. Любой «житель Бордо», пусть даже проходимец или плут, был в почете в московском дворянском обществе. И каждый дом был для него открыт. И каждый из таких «подлецов» мог быть нанят в качестве учителя. Достаточно быть иностранцем, чтобы тебя считали историком или географом. И для барских детишек нанимали целый полк учителей. Численностью побольше, а ценой подешевле. Даже уважаемая мадам Розье, нанятая для Софьи в качестве второй матери, «позволила себя сманить» за лишние пятьсот рублей годовых.

Фамусов понимает, кого берет в учителя. Но таковы традиции. Сам же он не видит в учении смысла, считает книги злом, которое подлежит сожжению.

Засилье зарубежного вызывает смех у Чацкого. Все изъяснялись на чужом языке, невзирая на жуткий акцент. Он называет это смесью «французского с нижегородским». Положение дел будет исправлено нескоро. Вспомним, «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Когда отставной офицер Анучкин думает лишь о том, чтобы невеста знала «по-французски». Другие качества будущей супруги его не интересуют. А Жевакин, пытаясь показать всю значимость Сицилии, утверждает, что там все дамы говорят исключительно на французском, а по-русски не знают ни слова.

Европейцы ценились в русском дворянстве. Но не было учтено, что у тех другая ментальность. Репетилов делает все, чтобы жениться на дочери барона. Ведь немец метил в министры. После колоссальных временных, душевных и денежных затрат, план сработал. Свадьба состоялась. Вот только министру немецкого происхождения было стыдно дать должность зятю. У них это не принято.

Так ли глуп Молчалин?

О Молчалине Чацкий говорит: «на всех глупцов похож». На самом деле, Молчалин не так уж глуп. Недаром его Фамусов вывозит из Твери, дает ему должность своего секретаря. Павел Афанасьевич ценит в герое деловитость. Для Софьи ценно другое. Его безмолвность, кротость, скромность. С пожилыми графинями он тоже умеет обращаться. То собачку погладит и похвалит, то сыграет в карты, то проводит под руку. Восхищенная Соня говорит, что он нашел дружбу у всех в доме. Молчалин хитер, умеет мастерски приспосабливаться. Тут тоже без определенной доли ума не обойтись.

Ум с сердцем не в ладу

Чацкий сам понимает, что в доме Фамусовых ему оставаться не следует. Его здесь не ждали, не рады. Но сердцу не прикажешь. Эмоции редко поддаются контролю разума. Влюбленность в Софью заставляет остаться и «испить горе до конца».

Торжество разума: победа или поражение

Чацкий спешно покидает столицу, когда окончательно осознает в какое общество его занесло. Но это трудно назвать поражением. Россия находится в предгрозовую эпоху. Грядут большие перемены. Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война.

Вариант 2

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».

Цель Чацкого

Цель Чацкого, как человека разумного, была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, что мы видим, как люди передового ума страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья, да и та было слишком зависима от чужого мнения.

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности переживаний Чацкого

Фамилия Чацкого говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем, что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он осознал реальность.

Проблема ума в комедии

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Заключение

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Вариант 3

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы, освещенные в пьесе, проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему же произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести ему вред. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Герой времени

Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий — представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов прошлого столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянским обществом, живущим по старинке и не желающим никаких перемен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для России первой четверти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против человеческого рабства — крепостничества, неприятие чинопочитания и низкопоклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения перед всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.

Автор назвал свою комедию «Горе от ума», приписав горе герою от его ума, передового разума. В своем критическом этюде «Мильон терзаний» А.И. Гончаров пишет: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».

Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит, прежде всего, в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление новой дворянской молодежи, которая из-за своих передовых идей подвергалась осуждению.

Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, совесть, веру».

Чацкий требует службы делу, а не лицам. Он не смешивает веселье или развлечения с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами. Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы».

Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: “Вот нехотя с ума свела”. В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: «Безумным вы меня прославили все хором, вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет».

Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Таким образом, общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.

Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.

Тема ума в комедии

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее, нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума». Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи, где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Грибоедов и Чацкий

Александр Чацкий не является прототипом самого автора, но, безусловно, Грибоедов относится к своему герою с симпатией и любовью, озвучивает его словами многие свои мысли. Образ главного героя он создавал как образец высокодуховного, неравнодушного к проблемам общества молодого человека того времени и какие-то свои черты он несомненно перекладывает на героя. Чацкий Грибоедову очень близок. Они – люди одного поколения, оба симпатизируют декабристам. Они оба отрицательно относились к крепостному праву, были патриотами своей страны и гордились всем русским. И Чацкий и Грибоедов исповедуют истинный гуманизм. Они неравнодушны к судьбам соотечественником и имеют страстное желание помочь им.

Как дело декабристов было обречено на провал, так и противостояние Чацкого «фамусовскому обществу» не принесло никаких положительных результатов. Однако их бунт нельзя назвать бесполезным, эти люди борются за свои идеалы, готовы отстаивать свои интересы перед любой опасностью.

Создавая образ Чацкого, Грибоедов стремился объединить в нем все положительные черты, присущие современному человеку 19 века. Он показывал и недостатки главного героя, но главными в его образе стали – ум, порядочность, верность своим принципам. Этими качествами обладал и сам Грибоедов, который всей душой любил свою Родину и надеялся на развитие России.

Список литературы

  1. Ланщикова А.П. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997 г.
  2. Грекова Е.В. Еще один прототип Чацкого? // Русская словесность. – 1996 г.
  3. Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996 г.
  4. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.

Даниил Романович | Просмотров: 3.1k

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Проблема ума в комедии Горе от ума

Проблема ума в комедии Горе от ума сочинение

Ум и безумия – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга, а значит и данная проблема своей актуальностью соответствует всем временным эпохам. В старые времена умных людей поло очень сложно понять их современниках, поэтому их считали сумасшедшими людьми. Это являлось своего рода выражением на идеи, которые не соответствовали общим законом, и выдвигались людьми передовых отраслей.

Вероятно по этой же причине автор касается в своей комедии данной проблемы. Грибоедов написал свое произведение «Горе от ума» накануне восстания декабристов, где идет повествование о мыслях передовых людей и общественной реакции в такой ситуации.

Главным действующим лицом в комедии является Чацкий, который не соизволил прийти пока что в поместье Фамусова, но при этом уже четко видна идея безумия, вызванная плохим отношением к образованному обществу. Много будет споров на это тему, но герои все же найдут компромисс, что учеба является чумой, а ученость является причиной. Фамусов со своим обществом припишет Чацкого к числу сумасшедших, только потому, что не понял его мыслей и умных речей.

Фамусов имеет свое, уже сложившееся временем, мнение об уме и умном человеке. Он считает, что умный человек – это тот, кто прожил долгую жизнь до старости. Он не говорит, что у Чацкого нет ума, но избранником для Софьи выбирает Скалозуба.

Ведя со Скалозубом разговор, барин говорит, что сторонится таких умных людей как Чацкий. По его мнению в жизни главное – это заслужить чины.

Секретарь Фамусова, Молчалин является еще одним представителем человеческого ума.

В произведении Грибоедова собралось разнообразие умов, от наполненных житейской мудростью до современного поколения умов. Но общество Фамусова не признает современное поколение, а поэтому выставляет Чацкого настоящий безумцем и заставляют его уехать.

Сочинение Проблема ума в произведении Грибоедова Горе от ума

В детстве ребенок готов просто и открыто выражать свое мнение о других людях вслух. Если человек ему не нравится, ведет себя глупо, ребенок скажет об этом прямо. Родители говорят, что, таким образом высказывая свое мнение, можно обидеть человека, оскорбить. Со временем мы учимся быть более вежливыми, не высказывать открыто свое мнение, держать его при себе. В этом плане главный герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» является примером того, что может произойти, если говорить все прямо. Сам автор говорил, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная проблема, которую писатель хотел показать и высмеять, — это проблема глупости и ума.

А.А. Чацкий возвращается после трехлетнего путешествия к девушке Софье, в которую он влюблен, с намерением сделать ей предложение. Однако, девушка к нему безразлична и даже увлечена другим, не самым умным и достойным, на его взгляд, человеком, а в обществе его мыслей не признают и с легкостью признают его сумасшедшим.

Главный герой является представителем «века нынешнего», нового, прогрессивного поколения молодых людей. Остальные персонажи комедии, отстаивая идеи старого, изжившего себя образа мышления, представляют собой «век минувший». Главный конфликт возникает между новым и старым. Чацкий открыто высказывает свое мнение, обращает внимание на глупость и ограниченность взглядов людей. Он желает служить «делу, а не лицам», работать не ради получения признания, повышение и богатства, а ради высшей цели, ради страны. Фамусов и его секретарь Молчалин выступают за сохранение всего старого. Они обращают внимание в первую очередь на положение человека в обществе и его титул. Для них не важно, что представляет собой человек, а только его статус . Отношения они поддерживают, основываясь на знатности человека, его связях в обществе. Мнение других также является важным для этих представителей дворянства. Не случайно в конце Фамусов восклицает, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».

В конфликте «века нынешнего» и «века минувшего» вырисовываются широкий круг проблем дворянства начала 19 века: проблема языка, образования, бюрократии, морали, семейных ценностей. Действие комедии происходит в 1822 г., за 3 года до декабрьского восстания, когда передовая молодежь выступила против существующих порядков. Будущим декабристам понравились образ мыслей и поведение главного героя. А.С.Грибоедов на момент написания пьесы сам был молодым человеком возрастом чуть более 20 лет. На Чацкого он перенес многие свои черты и высказал через него свое мнение.

Показательной является развязка произведения. Чацкого за его мысли и поведение общество признает сумасшедшим. Так гораздо проще объяснить «странное» с их точки зрения поведение. Он узнает правду о своей возлюбленной и произносит пламенный монолог, в котором высказывает свое мнение о выборе Софьи, признавая Молчалина «высоким идеалом московских всех мужей», об обществе, называя их «мучителями». Он уезжает из Москвы, от всего старого, закостенелого, ограниченного.

Проблема ума, выведенная в название произведения, является ключевой для этого произведения. Чацкий из-за своих убеждений терпит поражение, будучи в меньшинстве среди общества «глупцов». Всему свое время. Его время его не пришло, но ростки этого «безумия» дали свои всходы в виде декабрьского восстания, дальнейшей борьбы славянофилов и западников.

Проблема ума в комедии Горе от ума

Проблема ума в комедии Горе от ума
Сейчас читают:

  • Сочинение Самара — мой город

    Город получил свое название благодаря реке, которая расположена рядом с ним. Самара, как и многие другие крупные города, начинала свое существование с обыкновенной крепости. Крепость основали в 1586 году. Построить ее приказал царь Федор Иоаннович.

  • Сочинение на тему Люби и Охраняй природу 7 класс

    Человечество глубоко вступило в индустриальный век, век технологий и производств. Мы берём у природы всё ,что только можем. Лес, полезные ископаемые, истребляем многие виды растений и птиц. Нельзя с уверенностью сказать, что люди делают это нарочно,

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 7 класс

    Замечательный русский художник был выдающимся мастером, создающим запоминающиеся бытовые сценки и пейзажи. Его картины передают колорит, настроение, яркую цветовую гамму. Он виртуозно передает высоту горизонта, место композиционного центра,

  • Сочинение Великая Отечественная война

    Великая Отечественная война, оставила в наших сердцах очень много боли и страдания, но одержав великую победу, наш народ ощутил настоящее опьянение от этого, так как долгие пять лет все ждали этого момента. Все время народ вел борьбу

  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс

    Улица моего детства останется в моей памяти на всю жизнь. Именно там, на лавочках, под деревьями и в песочнице прошла самая беззаботная, самая сокровенная и беззащитная часть моей жизни. Именно об улице, на которой прошло мое детство,

  • Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Одной из центральных тем произведения является любовь. Читателю представлено несколько любовных треугольников. Первая история любви рассказана читателям в главе «Бэла».

Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

Проблема ума в комедии

28 предложений/ 415 слов

О своем произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Одно только это выражение характеризует смысл книги. Мы понимает, что речь пойдет об извечной проблеме ума и глупости. Для своего времени это была передовая комедия, пропагандирующая новое движение. Главный герой по своим знаниям и жизненным принципам приближен к декабристам. Он умен, но не расчетлив, смел, но не проявляет наглости, открыт для новых идей, но умеет придавать их сомнению. А. А. Чацкий – это герой нового поколения, хотя для общества Фамусова он «лишний» человек. По сюжету пьесы он не побоялся противостоять целой армии неучей.

К неучам и людям необразованным Грибоедов относит Павла Афанасьевича Фамусова, а также всех его коллег и друзей. В действительности, мы видим, что это так и есть. Автор показывает, как такие неотесанные и неграмотные люди вроде Фамусова занимали важнейшие чины в Москве начала 19-го века. Как такие пройдохи вроде Молчалина прислуживала и льстили, чтобы подняться по карьерной лестнице. Как такие грубияны вроде Скалозуба становились полковниками, не имея за плечами ни одного воинского подвига. Невольно возникает вопрос, а как же так получалось? К сожалению, общество к тому моменту было настолько «прогнившим», что очередной революции не удалось бы избежать. Люди должны были понять, что пора развиваться и осваивать новые вершины.

Цель Чацкого, как человека разумного, была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, что мы видим, как люди передового ума страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья, да и та было слишком зависима от чужого мнения.

Не зря автор подобрал для нее такое символичное имя. Вероятно, этим он хотел подчеркнуть «мудрость» Софьи, которая все же выступает двойственным персонажем. Её трудно причислить к какому-то одному лагерю. По уму и образованности она шла в ногу со временем, а по степени воспитания принадлежала к «фамусовскому обществу». С одной стороны, она могла бы стать надежной спутницей и соратницей для Чацкого, а с другой, мы видим, что она сплошь пропитана «дворянской» идеологией. В заключительной части комедии общество Фамусова сумело вытеснить главного героя из своих кругов, но это только благодаря тому, что они брали количеством, а если таких как Чацкий будет больше, то и «фамусовское общество» потерпит крах.

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума

Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали. Людям довольно сложно впускать в свою жизнь что-то новое, а когда это новое придумано одним из таких «выскочек», то такого человека задавливают всеми возможными способами.

Как раз на эту тему-новые идеи отверженные обществом, и написал своё произведение Александр Грибоедов. «Горе от ума» в изначальной своей версии должно было быть названо «Горе уму».

нейросеть

В Фамусовском обществе принято следовать укоренившимся традициям, одной из которых является получение образования для продвижения по службе. Чацкий же пропагандирует совсем другие ценности. Он утверждает, что знания нужны для применения. Для того чтобы служить на пользу стране и делу, а не людям. Именно из-за этого молодой человек отвержен обществом.

Четкие границы в жизненных позициях хорошо прослеживаются в диалоге Чацкого с Молчалиным. В котором Молчалин не в состоянии открыто выражать свои суждения и зависим от мнения других, а Чацкий мыслит широко и свободно.

Так же в пьесе представлен ум практический, его олицетворением становится Софья. Являясь дочерью своего отца, она все же отличается от него, ведь воспитана более французскими романами. Девушка наивна, ветрена, но в вопросах отношений проявляет житейскую мудрость и в возлюбленные выбирает Молчалина, которой в последствии наверняка станет ей «мужем-слугой».

Характер Молчалина мы угадываем по «говорящей» фамилии. Этот человек стремиться любыми способами достигнуть желаемого результата. А заветной целью является веселая жизнь и материальные средства. О чувствах к Софии говорит не иначе как о должностной обязанности. Чацкий пророчит ему повышения по службе, ведь «нынче любят бессловесных».

Авторское отношение ко всему происходящему мы слышим из уст Лизы-простолюдинки и горничной. Она хитра, находчива и предана своей госпоже. Многие характеристики персонажей мы узнаем именно из её реплик.

В пьесе нет разделения на умных и глупых, есть общество, в котором каждый из людей воспринимает ум по-своему. Только таких, как Фамусов в этом обществе большинство и внимать новым веяниям они не в состоянии, именно поэтому Чацкого объявляют безумцем и изгоняют из Москвы. Произведение не теряет своей актуальности и в нынешнее время, как и многие классические книги.

`

Тема ума в комедии Горе от ума

Тема ума в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

  • Матренин двор сочинение по рассказу Солженицына

    Рассказ «Матрёнин двор», первоначально названный А.И. Солженицыным «Не стоит село без праведника», увидел свет в 1963 г. на страницах журнала «Новый мир». Он создан на автобиографическом материале.

  • Уборка территории школы

    Пришкольная территория всегда должна быть чистой, ведь она производит впечатление на само учебное заведение. В нашей школе уборка территории школы происходит два раза в год

  • Сочинение-описание по картине Зимнее утро Грабаря (5 класс)

    Картина И.Э. Грабаря «Зимнее утро» — самое душевное творение автора. В неё он вложил всю свою любовь к такому времени года как зима. Сам Грабарь ещё с раннего детства ожидал зиму в надежде на чудо

В самом названии комедии Грибоедова «Горе от ума» заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди «ломали голову» над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и «мильон терзаний», а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

В комедии

А. С. Грибоедова

«Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название.

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: «Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал».

Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению «сгибаться вперегиб», когда надо было «подслужиться». Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить». В своей практике он следует заветам отца- «угождать всем людям без изъятья», но при этом считает, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах он небольших». Софью он любит «по должности», успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся «набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает «слепое подражанье» всему иностранному. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу». Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.

В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Проблема «ума» грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и Скалозуба.

  • Греюсь как правильно пишется
  • Грешок или грешек как пишется
  • Грешники каются как пишется
  • Грешник кается как пишется
  • Гречневый как пишется и почему