Григ утро рассказ для детей

Развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении Э.Грига «Утро» для детей старшей группы

Цель занятия: формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Задачи:

— познакомить учащихся с произведением Э. Грига «Утро»;

— развивать музыкальную память и слух;

— развивать музыкально-эстетические чувства, отражающиеся в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству;

— развивать способность эмоционально «проживать» музыкальный текст, выражать свои эмоции;

— высказывать своё впечатление о музыке, о вызванных ею чувствах и переживаниях;

— формировать умение извлекать информацию из музыкального текста;

— формировать умение переводить один вид информации в другой.

Оборудование: мультимедийный комплект, колонки, доска.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня наш разговор пойдет.

А о чем, узнаете, отгадав загадку

Вот проснулось в небе солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Петушок горланит мудро,

Возвещая: «Это. » (утро).

Педагог: Да, Это утро!

Зашушукались на сливе

Озорные «чиви-чиви»

А среди высоких трав

Скачет радостное «гав».

И уже летит на реку

Молодое «кукареку»,

И спешит встречать зарю

Очень вежливое «хрю».

«Му-у-у», поплыло из тумана,

«Ме-е-е», проснулось на лугу,

А из дома рано-рано

Им в ответ:

— Бегу! Бегу!

(стихотворение М. Яснова «Громкое утро»)

Педагог: О чем это стихотворение? (Ответы детей)

Педагог: Вот так описал утро поэт. А как вы думаете, а музыкой можно показать наступление утра? (Ответы детей!)

Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке, написал множество пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии.

Природа Норвегии очень богата горами и скалами.

Обратите внимание на доску.

Вы видите портрет композитора Эдварда Грига. Внимательно на него посмотрите и подумайте, как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку? Как вы думаете, каким он был человеком?

Дети: талантливый, добрый, благородный, умный, гордый.

Педагог: Умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе. Послушайте одно из произведений Эдварда Грига и подумайте, какое время суток изобразил здесь автор?

Дети: Утро

Эдвард Григ «Утро»

Педагог: А как вы поняли, что это утро? Может вам музыка как то подсказала?

Дети: музыка напоминает рассвет, утро. Природа просыпается, сначала музыка звучит тихо, а потом громче.

Педагог: Правильно. А какое это утро? Пасмурное и дождливое или наоборот солнечное и теплое?

Дети: Солнечное и теплое.

Педагог: Эдвард Григ писал много красивой музыки. И одно из таких произведений мы с вами сейчас прослушаем. А вы подумаете, какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

Дети: танцевальная

Педагог: Правильно. А какой это танец?

Дети: Легкий, воздушный

Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышите, что солнышко взошло – поднимите руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? – (скрипки)

Педагог: В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.

Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно.

Педагог: Предлагаю вам послушать еще раз это музыкальное произведение. А пока вы слушаете нарисуйте что услышали, отобразите прослушанную музыку в своих рисунках. (Дети рисуют)

о, первый солнца луч

цветы затрепетали

я в нежность окунулась утренней зари

родник мне каплю дал божественной воды

фиорды манят взгляд холодностью норвежской

а под ногами изумрудная трава, вдали мелькают              

перелески

о, первый солнца луч

я слышу голос флейты…

какая безмятежность и покой

люблю тебя, Норвегия, и ты всегда в душе  со мной              

о, первый солнца луч…

Педагог: Ребята, я предлагаю послушать эту музыку еще раз дома вместе со своими родителями. Думаю вашим родителям она тоже понравится, а вы расскажите им что услышали в звенящих голосах раннего утра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Эдвард Григ.- СПб: Музыкальная шкатулка, 2014.

2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 18-е изд., перераб. – М.: Музыка, 2012.

3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб. Музыка, 2017.

4. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е– Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 192 с.

5. Эдвард Григ: Интернет ресурс // https://shkolnaiapora.ru/kompozitory/edvard-grig.html 

Эдвард Григ «Утро»

Эдвард Григ «Утро»

В мировой музыкальной литературе есть много произведений, в которых композиторы звуками колоритно отображают природные пейзажи. Однако одним из лучших образцов среди таких творений смело можно назвать «Утро». Эту музыкальную картину написал выдающейся норвежский композитор Эдвард Григ к философской драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Слушая эту музыку, живописно рисующую картину пробуждения северной природы, невольно представляешь мягкость переливов нежных красок утренней зари, пастбища с изумрудной травой, прозрачные родники и фьорды со скалистыми берегами. Восходит солнце и у человека появляется чувство спокойствия и надежда на то, что с началом нового дня всё изменится к лучшему: невзгоды улетучатся, и все жизненные препятствия будут преодолены.

Историю создания произведения Эдварда Грига «Утро», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

История создания

История сочинения композиции «Утро» тесно взаимосвязана с созданием Эдвардом Григом музыки к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

В 1874 году композитор проживал в Христиании, так ранее называлась столица Норвегии, которую впоследствии была переименована в Осло. В этот город Эдвард вместе с будушей женой Ниной Хагеруп переехал в 1866 году. Эта жизненная пора исследователями творчества композитора отмечается как особо плодотворная, так как в это время он много делал для развития отечественной музыкальной культуры.

Христиания (Осло)

Григ содействовал открытию в столице Музыкальной академии, а также был инициатором основания Музыкального общества. Для воспитания публики и популяризации отечественной музыки, в программы концертов, на которых он выступал в роли дирижёра, вставлял не только произведения великих маэстро, таких как Моцарт, Лист и Вагнер, но и молодых скандинавских композиторов.

В этот же период он создаёт Фортепианный концерт, первую тетрадь «Лирических пьес» и Вторую скрипичную сонату. В 1874 году за большую творческую и просветительскую деятельность норвежское правительство назначило Эдварду Григу пожизненную стипендию. Такое материальное обеспечение давала маэстро возможность без ограничения заниматься композицией.

Эдвард Григ

Находясь в Христиании, Эдвард постоянно поддерживал связь со своими знаменитыми друзьями: Хансом Кристианом Андерсоном, Бьернстьерне Бьёрнсоном и Генриком Ибсеном. На поэтические тексты этих выдающихся авторов композитор создал немало замечательных вокальных произведений. Вот и в конце зимы 1874 года Григ получил от Ибсена послание, в котором именитый писатель и драматург предлагал Эдварду написать музыку к его, ставшим уже популярным произведением, «Пер Гюнту». Композитор, всегда мечтавший о создании национальной оперы, с сюжетом, построенном на народных исторических преданиях и сагах, с большим воодушевлением откликнулся на эту просьбу. Григу нравилось творчество Ибсена, но у него возникли некоторые опасения, так как задача, поставленная драматургом, не вполне отвечала характеру творчества композитора, и всё же композитор и автор драмы между собой смогли договориться.

Несмотря на то, что «Пер Гюнт» всё больше увлекал Эдварда, и он прикладывал все усилия, работа над произведением шла довольно медленно. Сложность заключалась в том, что в своём творчестве Григ не умел держать себя в строгих рамках, а при написании этой музыки ему постоянно приходилось следовать авторским указаниям. Некоторые номера Эдвард сочинил очень быстро, другие же давались ему с большим трудом. Даже, во время своей поездки с посещением Дании и Германии он продолжал сочинять и оркестровать номера. Лишь в Лейпциге, весной следующего года Григ поставил последнюю точку в готовой партитуре. Премьера спектакля состоялась в феврале 1876 года. Успех постановки был грандиозным. Композиция «Утро» звучала в драме в IV акте. Музыка произведения в пьесе изображает восход солнца, когда Пер Гюнт, оказавшись в марокканской пустыне, был обманут своими спутниками. Пока герой спал, яхту угнали, а его оставили на берегу. Сцена начинается так: «Рассвет. Акации и пальмы. Пер Гюнт сидит на дереве, защищаясь веткой от группы обезьян». Спустя десять лет Григ задумал объединить музыкальные номера из спектакля в сюиты. В 1888 году композитор закончил первую, которую открывала симфоническая картина «Утро».

Интересные факты

  • Многие считают, что Генрик Ибсен имя своего персонажа Пера Гюнта взял из сборника норвежских сказок, записанных собирателями фольклора П. Асбьернсеном и Й. Му, однако, по утверждению самого драматурга, Пер Гюнт – реальный человек, живший в Норвегии в конце 18 века.
  • Музыка симфонической картины «Утро» является одной из самых известных классических мелодий и довольно часто используется часто в кинематографе, в телевизионных передачах, а также в рекламе.
  • Музыка «Утра» Эдварда Грига пользуется большой популярностью у кинорежиссёров. Они любят вставлять эту композицию в саундтреки своих фильмов. Только за последнее время её можно услышать в таких кинолентах как «Семейка Крудс» (2013), «Книга жизни» (2014), «Австралийский ниндзя» (2017), «Мальчики и девочки» (2017), «Счастье» (2017).
  • В 1960 году Дюк Эллингтон записал джазовую интерпретацию сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». В Норвегии началась борьба между представителями «Фонда Грига», которые сочли записи оскорбительными для норвежской культуры, и норвежскими сторонниками Эллингтона. Версии Эллингтона были изъяты из распространения в стране до 1967 года, пока не истекли авторские права Грига.
  • Композиция «Утро» — красивое, но короткое произведение, которое длится 3 минуты и сорок секунд.

Содержание

«Утро» — это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но помимо того он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя. Главными выразительными средствами, при помощи которых композитор в произведении добивается пасторальности и живописной пейзажности являются пентатоника, тембральный окрас деревянных духовых инструментов и прозрачная гармония.

Тональность произведения – Ми мажор. Темп указанный композитором — Allegretto pastorale.

Флейта

Композиция открывается небольшим светлым мотивом, напоминающим простой пастуший свирельный наигрыш. Сначала тема звучит в исполнении флейты, затем передаётся гобою. Такая перекличка, рисующая картину рассвета, повторяется несколько раз. Далее мотив, варьируясь, приобретает всё более мощное и яркое звучание, подводящее к кульминационной средней части.

В этом разделе мелодическая линия растворяется в красочной и смелой гармонии. Оркестр, звучащий на фортиссимо оповещает, что солнце взошло и своим светом наполнило всё вокруг. Затем динамика ослабевает, и оркестровая звучность вновь становится прозрачной. Главную тему красиво пропевает валторна и передаёт её другим инструментам. После последнего проведения мотива флейтой, всё затихает.

Симфоническая картина «Утро», как и все номера из музыкального сопровождения к драме «Пер Гюнт», по праву входит в коллекцию шедевров мирового музыкального искусства. «Утро» — это не только живописная картина природы, талантливо изображённая композитором в звуках. Это выражение чувств человека, его мыслей и переживаний. Нежная музыка композиции, звучащая в спектакле, заставляет слушателей понять, что истинное счастье не нужно искать в далёких странах, так как оно находится совсем близко.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «Утро»


1


Сюита «Пер Гюнт» Эдвард Григ Любимое произведение композитора пьеса «Утро» Выполнил ученик 3 класса МОБУ «Есеновичская СОШ» Гаврилов Максим


2


Н.К. Рерих Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт Пер Гюнт» — пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена. Пер Гюнт» — пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена. Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий. Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига. Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт». Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».


3


«Утро» Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру. Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру. Первая часть, «Утро», рисует картину светлой, безмятежной природы. Вторая часть, «Смерть Озе», передает настроение скорби. Третья — «Танец Анитры» — легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Последняя, четвертая часть — «В пещере горного короля» изображает сказочное шествие. Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа. Первая часть, «Утро», рисует картину светлой, безмятежной природы. Вторая часть, «Смерть Озе», передает настроение скорби. Третья — «Танец Анитры» — легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Последняя, четвертая часть — «В пещере горного короля» изображает сказочное шествие. Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа. «Утро». Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках. «Утро». Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках. Пьеса Грига «Утро» — один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем. Пьеса Грига «Утро» — один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.


4


«Утро» На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы — солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. «Утро» Грига — один из лучших образцов пасторальной музыки. На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы — солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. «Утро» Грига — один из лучших образцов пасторальной музыки. Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Максимович Горький. «Слушая Грига, — говорил он, — видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек…». Максимович Горький. «Слушая Грига, — говорил он, — видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек…». «Смерть Озе». Эта музыка сопровождает в драме Ибсена сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. «Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке» — так объяснил содержание этой пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам. «Смерть Озе». Эта музыка сопровождает в драме Ибсена сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. «Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке» — так объяснил содержание этой пьесы Кабалевский, рассказывая о ней школьникам.


5


«Танец Анитры». Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа. Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи — хроматические полутоны в верхнем голосе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа. Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи — хроматические полутоны в верхнем голосе. К концу пьесы звучание перемещается в нижний регистр и постепенно замирает. Исполняется «Смерть Озе» только струнными инструментами оркестра. К концу пьесы звучание перемещается в нижний регистр и постепенно замирает. Исполняется «Смерть Озе» только струнными инструментами оркестра. «Танец Анитры». Анитра — девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный. «Танец Анитры». Анитра — девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный. Словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры, музыка танца очень изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Аккордовый танцевальный аккомпанемент сменяется октавами стаккато. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе. Словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры, музыка танца очень изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Аккордовый танцевальный аккомпанемент сменяется октавами стаккато. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.


6


«В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру — во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля — тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером (тролли, кобольды, гномы — сказочные существа в норвежском фольклоре). «В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру — во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля — тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером (тролли, кобольды, гномы — сказочные существа в норвежском фольклоре). Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие. Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы — всего одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение. В основе пьесы — всего одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение. Вначале тема марша звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно. Вначале тема марша звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно. Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп — к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре. Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп — к концу он становится очень быстрым. И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре. Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды с взлетающими форшлагами, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает. Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды с взлетающими форшлагами, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.


7


Ученица музыкальной школы имени Э.Грига, исполняющая вторую сюиту. Вторая сюита «Пер Гюнт» включает пять пьес. Наиболее известна из них «Песня Сольвейг» — невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига. Вторая сюита «Пер Гюнт» включает пять пьес. Наиболее известна из них «Песня Сольвейг» — невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига.


8


Эдвард Григ
Эдвард Григ

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ.
Годы жизни: 1843 - 1907 гг.
Рост: 152 см.

Родина: город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.

Берген - родина Грига

Берген — родина Грига
Родители Эдварда Грига
Родители Эдварда Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Григ в детстве

Григ в детстве
Оле Булль
Оле Булль

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.

Эдвард Григ

Эдвард Григ

Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

Эдвард Григ

Эдвард Григ

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

Эдвард Григ

Эдвард Григ

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

Эдвард Григ

Эдвард Григ

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво , Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине , Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Ганс Христиан Андерсен

Ганс Христиан Андерсен
Нину Хагеруп
Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни — Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие — родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

Свадьба Грига

Свадьба Грига

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).

Веймор

Веймор

Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига,  то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

Ференц Лист

Ференц Лист

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Эдвард и Нина Григ

Эдвард и Нина Григ

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».

Дом Грига

Дом Грига

Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.

Эдвард Григ с женой

Эдвард Григ с женой

Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Интересные факты из жизни Грига

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

— Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.


Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

— Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

— Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

— »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! — в великом изумлении сказал Григ. —

— Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!


В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

  • Грибочик или грибочек как пишется правильно
  • Грибообразная крыша как пишется
  • Грибоедовский дом музей как пишется
  • Грибоедовская комедия как пишется
  • Грибоедов сочинение о писателе