Гротеск в сказке премудрый пескарь

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сатирические приемы, используемые в сказке «Премудрый Пескарь», какие?

<h1>Какие сатирические приемы (аллегория, гипербола, сарказм ) использует Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый Пескарь»?</h1>

__

Литература 7 класс.

2 ответа:



2



0

Салтыков-Щедрин, это просто мастер художественного изображения человеческих пороков и его произведение про Премудрого пескаря,, тому подтверждение.

Автор, при написании этго повествования использует несколько литературных приемов. Там есть гипербола:

UV3M7C39lLFHTio7TswAXtHWASGC.png

И гротеск:

Ct8WtV0QaqeHewTGFzLHa2B4zeSJQz.png

И ирония:

0p5NrRrkIuwb4mbhmQEZwx5bk34NGh2.png

Но основой конечно же служит в этом произведении АЛЛЕГОРИЯ, представляющая как представление иносказания, где человеческие качества (не самые лучшие) показаны в смешном виде, задействовав зоологию, а точнее его представителя — пескаря.

Поэтому, оценивая целиком все произведение по Премудрого пескаря, можно однозначно ответить, что оно соответствует Аллегории.



2



0

Говоря о сатирических приемах, которые Салтыков-Щедрин использовал в сказке, я бы выделила следующие:

  • Аллегория: премудрый пескарь в сказке является олицетворением таких абстрактных понятий как трусость, инертность, привычка перестаховываться.
  • Ирония: писатель постоянно подчеркивает, что у пескаря «ума палата», называет его премудрым, хотя на самом деле имеется в виду совершенно противоположное.

  • Гипербола: щука зубами хлопает.

  • Гротеск: страхи пескаря приобретают такие фантастические размеры, что он:

Tesn4xyJw0EkkVttBXC5gFPk3DYkOV5.png

  • Сарказм: в заключительных строчках сказки:

iu8B1ETuStrmguBfZwlzfjysZiEnpQM.png

и еще один образец сарказма, в этих словах перечисляются все те мечты и желания, о которых всю свою ненужную жизнь мечтал премудрый пескарь:

gBL2P3EnyCkemOHQtfAR9wABMKUUe1EC.png

Читайте также

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» не так уж и просто сделать. Это не совсем сказка, в ней нет как такового сюжета, это поучение, рассуждение или размышление на тему «Гиена и человек. Что сильнее: человеческое или гиенское». Поэтому главных героев тоже как таковых в этой сказке нет, только гиены как существа в общем и люди.

Автор часто упоминает в повествовании ученого Брэма, который описывал гиен. Глаза гиен он сравнивает с глазками ксендзов и чиновников. Очевидно автор под гиенами понимает людей, которые ведут себя не очень хорошо, пользуются слабостью других людей, запугитают их своим «воем и хохотом»:

rh0xaTgiK3YpvKiXnKMdHCSYlwtjoIjL.png

Так нередко ведут себя чиновники и начальство: «нападают» именно на подчиненных. Но победить гиену вполне можно, ведь по словам автора:

5k1dShN69RUJcFyvIIxT4LHepDlExGE.png

Зачем автор так подробно описывает характер и повадки гиент? А чтобы показать людям, что не стоит бояться таких вод подлых и низких гиен-людей, ведь их можно победить, стоит лишь немного проявить смелости. Не нужно впадать в некоторый мистический страх и раболепие, мол гиена — это нечто сверхъестественное, чиновник — это нечто важное и ему обязательно нужно подчиняться.

Главная мысль сказки «Гиена» указана самим автором в тексте такими словами:

SmOJJTqWT8WSz8h5VthrP8J2b5Fu70O.png

Проще говоря добро обязательно победит зло. Не нужно падать духом, верить, что зло уже заполонило все, проникло во все сферы жизни, все испортило и изгадило, что искоренить его нельзя.

Вот еще один пример анализа сказки «Гиена» Салтыкова-Щедрина.

LL1iLJRA8vwffkNP0zLqjV6n6B6NDMgq.png

Салтыков-Щедрин "Гиена" анализ сказки

Сказка Щедрина «Медведь на воеводстве» состоит из трех рассказов про трех медведей, которых лев-монарх послал в дальний лес.

Первый медведь решил прославить себя кровопролитием. Пьяного медведя будит песня чижика, которого в лесу все уважали. Злой медведь съедает птицу, но в скором времени сожалеет и думает, как бы избежать огласки по этому происшествию. По близости оказался скворец, который всем рассказал о содеянном. Однако жители леса упрекали медведя не в том, что тот сделал, а в том, что медведь сделал слишком мелкое злодеяние, чем не оправдал ожиданий. Даже после совершения крупных расправ медведю все равно припоминали тот первый случай. В итоге на карьере медведя поставлен крест.

Второй медведь был немного умнее первого и сразу составил план действий. Однако по прибытию в лес он увидел, что все уже разрушено. Тогда со злости он решил учинять расправу над подчиненными, что собственно им и не понравилось. Вскоре с медведя содрали шкуру.

Третий был умнее всех и учел ошибки других воевод. Он оставил беспорядок какой есть и дал волю уже привычным делам жителей. В итоге свое правление он провел в берлоге, а жизнь леса пустил на самотек.

В конце концов медведя все равно постигла учесть прошлых воевод.

Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях сказки.

В сказке «Медведь на воеводстве» речь идет о трех медведях, которые по очереди правили лесом. Однако неумение не знание дел привело их карьеру к концу.

Главных героев в сказке трое:

Героями являются три медведя, которые по очереди пытались наладить жизнь в лесу под себя.

Главная мысль заключается в том, что в правлении государства, в данном случае был лес, нужен особый подход. Нужно уметь подстроиться под народ, но и нужно уметь преподнести свою идею. Первый медведь правил слишком слабо и не усидел в кресле. Второй начал править слишком жестоко, за что был убит. Третий решил, что лучше ничего не делать, за что тоже был наказан. В управлении нужна золотая середина, именно это мне кажется и хотел сказать Щедрин. Только пряники, делают народ наглым, только кнуты делают народ злым, а вот кнут и пряник делают народ послушными.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.

Внезапно власть в лесу захватывает орел, что и странно, ведь это не лев и не медведь, но он решил пожить в шкуре помещика и дать другим пример.

Собрав хищных птиц типа сокола, коршуна и ястреба он дал им задание собрать дворню. В этой дворне попугаи были скоморохами, в вороны простыми мужиками. Сорока в поместье отвечала за казну, а гагары отвечали за музыку.

Потом позвали соловья, который общий любимец, дятла ученого, который всем все объясняет и снегиря, который издает газету, но никак не может угадать с темами. Все не впопад.

Так все хвалили орла, родословную ему даже от солнца начали, а тот еще и мышь пожалел, чтобы показать свое добро.

Сова с соколом начали науками заниматься, а орел им академию открыл сам не зная ни цифр ни букв. Сова даже начала его грамоте учить. Вот только орел оказался глуповат и даже через год учебы свое имя написать не мог.

Начали орла предупреждать, что заморят его эти птицы науками разными. Орел конечно же взял на заметку. на следующий день сова приставала с наукой, а орел ее разорвал в клочья. Точно так же плохо у него и с математикой было.

В конце концов все разбежались от орла. А орел сказал жене, что наука и орлы вещи несовместимые.

Здесь можно прочитать о главных героя и главную мысль сказки.

М.Е. Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в Тверской губернии. Отец был потомственным дворянином, мать — из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные Салтыковым в родовом имении своего отца (это был разгар крепостного права) легли в основу многих его будущих произведений.

Михаил получил хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, а через два года — в Царскосельский лицей. Там пробует себя как поэт. В 1841 г. было опубликовано его стихотворение «Лира».

По окончании лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

Первые повести Салтыкова испугали власть своей социальной остротой, и писателя сослали за неблагонадежность в Вятку. Там он служил в Губернском правлении, ездил по губернии, знакомился с жизнью чиновников.

После смерти Николая I Михаил Евграфович вернулся в Петербург и вплотную занялся литературой. Женился. Служил вице-губернатором Рязани, затем — Твери.

После выхода в отставку писатель живет в Петербурге, пишет для журналов «Отечественные записки», «Современник». Особую значимость приобрели книга очерков «Современная идиллия», роман «Господа Головлевы», «Пошехонские рассказы». В последние годы были написаны сатирические сказки.

М.Е. Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля 1889 г. в Санкт-Петербурге.

Цели урока:

1.Обучающие:

а) Знания:

    • Повторение и систематизация ранее полученных
      знаний о творчестве писателя; композиции
      произведения; использовании различных
      художественных средств.
    • Углубление знаний о сарказме как разновидности
      иронии;
    • Знакомство с понятием гротеск.

б) Умения:

  • Нахождение изучаемого тропа.
  • Закрепление умения анализировать
    художественное произведение в единстве формы и
    содержания.

2. Развивающие:

а). Развитие памяти (установка на
воспроизведение материала в конце урока);

б). Развитие мышления (логического,
образного при работе с текстом);

в). Развитие устной речи учащихся
(монологическая, диалогическая речь).

3. Воспитывающие:

а). Воспитание активной жизненной
позиции.

б) Воспитание интереса к литературе.

в) Воспитание уважительного отношения
к культуре и искусству.

Ход урока

I. Слово учителя. Биографическая
справка (слайд №1 в Приложении 1)

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826
года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу
принадлежал к старинному и богатому дворянскому
роду, по матери – купеческому сословию. После
успешного окончания Царскоселького лицея
Салтыков становится чиновником военного
ведомства, но служба его мало интересует.

В 1847г. в печати появляются его первые
литературные произведения – “Противоречия” и
“Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о
писателе, заговорили только в 1856 г., когда он
начал публикацию “Губернских очерков”.

Свой литературный талант он направил
на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще
не видит творящегося в стране беззакония,
процветающего невежества и тупости, торжества
бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий
русский сатирик, революционер-демократ, соратник
Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против
общественного зла и социальной несправедливости
он избрал сатиру, продолжив и развив в новых
исторических условиях традиции Фонвизина и
Гоголя. Чернышевский утверждал: «Ни у кого из
предшествующих Щедрину писателей картины нашего
быта не рисовались красками более мрачными.
Никто не карал наших собственных язв с большей
беспощадностью». (слайд №2 в приложении 1)

II. Слово учителя. Историческая справка

Но сегодня мне хочется остановиться на
сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки
явились своеобразным итогом, синтезом
идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору
из-за существования строгой цензуры автор не мог
до конца обнажить пороки общества, показать всю
несостоятельность российского управленческого
аппарата. И все же с помощью сказок “для детей
изрядного возраста” Щедрин смог донести до
людей резкую критику существующего порядка.

Для написания сказок автор
использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также
для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь
скрыть от цензуры истинный смысл написанного,
приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка
по простоте своей формы доступна любому, даже
неискушенному читателю, и поэтому особенно
опасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев
доносил: «Намерение г. С. издать некоторые свои
сказки отдельными брошюрами более чем странно.
То, что г. С. называет сказками, вовсе не
соответствует своему названию; его сказки — это
та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более
или менее направленная против общественного и
политического нашего устройства».

Высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена
временем и особенно остро она звучит в период
социальных неурядиц, подобных тем, которые
переживает сегодня Россия. Именно поэтому
произведения Салтыкова-Щедрина множество раз
переиздавались и в наше время. (Слайд №3 в
Приложении1)

III. Работа над литературными терминами

Прежде, чем мы приступим к анализу
сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим
необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск,
гипербола. (Слайд №4 в Приложении1)

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с
откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или
явления через его осмеяние. Комический эффект
достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в
преувеличенном, уродливо-комическом виде,
переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

IV. Работа над текстом сказки.

Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала
хрестоматийной.

1). Работа над образом главного героя
(слайд №5 в Приложении1)

Как жили родители пескаря? Что завещал
ему отец перед смертью?

Как решил жить премудрый пескарь?

Как автор описывает пескаря-сына? (слайд
№6 в Приложении1)

Как описывает автор его жилище? (слайд
№7 в Приложении1)

Какова была жизненная позиция пескаря?
Как называют человека с такой жизненной
позицией?
(слайд №8 в Приложении 1)

Итак, мы видим, что пескарь поначалу
ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не
высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого
шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его
норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая
заглотнула. Только перед смертью задумывается
пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого
пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? –
Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед
смертью осознает обыватель, что никому-то он не
нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет, внешняя сторона сказки,
то, что на поверхности. А подтекст карикатурного
изображения Щедриным в этой сказке нравов
современной мещанской России хорошо объяснил
художник А. Каневский, делавший иллюстрации к
сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно,
что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый
обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он
человек, но и пескарь, в эту форму облек его
писатель, и я, художник, должен ее сохранить.
Задача моя – сочетать образ запуганного
обывателя и пескаря, совместить рыбьи и
человеческие свойства…”.

Страшную обывательскую отчужденность,
замкнутость в себе показывает писатель в
“Премудром пескаре”. М.Е.Салтыкову-Щедрину
горько и больно за русского человека.

2) Работа над композицией произведения,
художественными средствами.

Какова композиция произведения? (Композиция
выдержанная и строгая. В малом по объему
произведении автор прослеживает жизнь главного
героя от рождения и до бесславной смерти. Круг
действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его
отец, чьи наказы он выполняет.)

Какие традиционные сказочные мотивы
использует автор?
(Используется традиционный
сказочный зачин “жил-был пискарь”,
распространенные обороты “ни в сказке сказать,
ни пером описать”, “стал жить-поживать”,
народные выражения “ума палата”, “откуда ни
возьмись”, просторечия “распостылая жизнь”,
“погублять”.)

Что позволяет нам говорить о смешении
фантастики и реальности в произведении?
(Наряду
с фольклорными, в сказке звучат выражения,
употреблявшиеся автором и его современниками
“моцион делать”, “отрекомендоваться”.)

Найдите в тексте примеры
использования гротеска, гиперболы.

Для чего, как вы думаете, автор
использует эзопов язык?

Политическая направленность сатиры
Салтыкова-Щедрина потребовала новых
художественных форм. Чтобы обойти цензурные
препятствия, сатирик должен был обратиться к
иносказаниям, намекам, к «эзопову языку».
Соединение фантастики и реальности,
использование гротеска, гиперболы, позволило
писателю создать новый оригинальный жанр
политической сказки. Такая форма повествования
помогает раздвинуть границы художественного
изображения. Сатира на мелкого обывателя
приобретает огромный масщтаб, создается символ
трусливого человека. Вся его биография сводится
к формуле: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

В «Премудром пискаре» выведен
образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и
трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие
свойства и вместе с тем показывает, что и
человеку могут быть присущи «рыбьи» черты.
Смысл этой аллегории раскрывается в словах
автора: «Неправильно полагают те, кто думают,
что лишь те пискари могут считаться достойными
гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе
и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере
бесполезные пискари».

3) Работа над заглавием и идеей
произведения (слайд №10 в Приложении1)

Как вы понимаете заглавие
произведения? Какой прием использует автор в
заглавии?
(Пескарь считал себя премудрым. И
автор называет так сказку. Но за этим заголовком
скрыта ирония, выявляющего никчемность и
бесполезность обывателя, дрожащего за свою
жизнь.)

Какие риторические вопросы задает
себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в
текст произведения?
(“Какие были у него
радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет
подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил,
обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один
ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены
в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их
себе и задумался о смысле своей жизни.)

Какова же идея произведения? (Нельзя
жить только ради сохранения своей жизни.
Необходимо ставить перед собой высокие цели и
идти к ним. Необходимо помнить о человеческом
достоинстве, о мужестве и чести.)

V. Заключительное слово учителя.

Мы увидели, что в сказке автор обличает
трусость, умственную ограниченность, жизненную
несостоятельность обывателя. Писатель ставит
важные философские проблемы: в чем смысл жизни и
назначение человека. Проблемы эти будут всегда
стоять перед человеком и обществом в целом.
Писатель не стремиться развлечь читателя, он
преподносит ему нравственный урок. Неизменно
сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а
персонажи – узнаваемы.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра “Что лучше – жить
сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить,
совершая ошибки и учась на них?”

Примечание

В презентации использованы кадры из
мультипликационного фильма “Премудрый
пескарь”, режиссер Валентин Каратаев.

Презентация

Гротеск
— это термин, означающий тип художественной
образности (образ, стиль, жанр), основанный
на фантастике, смехе, гиперболе,
причудливом сочетании и контрасте
чего-то с чем-то.

В жанре
гротеска наиболее ярко проявились
идейные и художественные особенности
щедринской сатиры: ее политическая
острота и целеустремленность, реализм
ее фантастики, беспощадность и глубина
гротеска, лукавая искрометность юмора.

“Сказки”
Щедрина в миниатюре содержат в себе
проблемы и образы всего творчества
великого сатирика. Если бы, кроме
“Сказок”, Щедрин ничего не написал, то
и они одни дали бы ему право на бессмертие.
Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать
девять написаны им в последнее десятилетие
его жизни и как бы подводят итог
сорокалетней творческой деятельности
писателя.

К
сказочному жанру Щедрин прибегал в
своем творчестве часто. Элементы
сказочной фантастики есть в “Истории
одного города”, а в сатирический роман
“Современная идиллия” и в хронику “За
рубежом” включены законченные сказки.

И не
случайно расцвет сказочного жанра
приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века.
Именно в этот период разгула политической
реакции в России сатирику приходилось
выискивать форму, наиболее удобную для
обхода цензуры и вместе с тем наиболее
близкую, понятную простому народу. И
народ понимал политическую остроту
щедринских обобщенных выводов, скрытых
за эзоповскей речью и зоологическими
масками Писатель создал новый, оригинальный
жанр политической сказки, в которой
сочетаются фантастика с реальной,
злободневной политической действительностью.

В сказках
Щедрина, как и во всем его творчестве,
противостоят две социальные силы:
трудовой народ и его эксплуататоры.
Народ выступает под масками добрых и
беззащитных зверей и птиц (а часто и без
маски, под именем “мужик”), эксплуататоры
— в образах хищников. И это уже гротеск.

“А я,
коли видели: висит человек снаружи дома,
в ящике на веревке, и стену краской
мажет, или по крыше, словно муха, ходит
— это он самый я и есть!” — говорит
генералам спаситель-мужик. Щедрин горько
смеется над тем, что мужик, по приказу
генералов, сам вьет веревку, которой
они его затем связывают Почти во всех
сказках образ народа-мужика обрисован
Щедриным с любовью, дышит несокрушимой
мощью, благородством. Мужик честен,
прям, добр, необычайно сметлив и умен.
Он все может: достать пищу, сшить одежду;
он покоряет стихийные силы природы,
шутя переплывает “океан-море”. И к
поработителям своим мужик относится
насмешливо, не теряя чувства собственного
достоинства. Генералы из сказки “Как
один мужик двух генералов прокормил”
выглядят жалкими пигмеями по сравнению
с великаном мужиком. Для их изображения
сатирик использует совсем иные краски.
Они ничего не понимают, они грязны
физически и духовно, они трусливы и
беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать
животные маски, то им как раз подходит
маска свиньи.

В сказке
“Дикий помещик” Щедрин обобщил свои
мысли о реформе “освобождения” крестьян,
содержащиеся во всех его произведениях
60-х годов. Он ставит здесь необычайно
остро проблему пореформенных
взаимоотношений дворян-крепостников
и окончательно разоренного реформой
крестьянства: “Скотинка на водопой
выйдет — помещик кричит: моя вода! курица
за околицу выбредет — помещик кричит:
моя земля! И земля, и вода, и воздух —
все его стало!”

Этот
помещик, как и вышеупомянутые генералы
не имел никакого представления о труде.
Брошенный своими крестьянами, он сразу
превращается в грязное и дикое животное,
становится лесным хищником. И жизнь
эта, в сущности, — продолжение его
предыдущего хищнического существования.
Внешний человеческий облик дикий
помещик, как и генералы, приобретает
снова лишь после того, как возвращаются
его крестьяне. Ругая дикого помещика
за глупость, исправник говорит ему, что
без мужицких податей и повинностей
государство существовать не может, что
без мужиков все умрут с голоду, на базаре
ни куска мяса, ни фунта хлеба купить
нельзя, да и денег у господ не будет.
Народ—созидатель богатства, а правящие
классы лишь потребители этого богатства.

Карась
из сказки “Карась-идеалист” не лицемер,
он по-настоящему благороден, чист душой.
Его идеи социалиста заслуживают глубокого
уважения, но методы их осуществления
наивны и смешны. Щедрин, будучи сам
социалистом по убеждению, не принимал
теории социалистов-утопистов, считал
ее плодом идеалистического взгляда на
социальную действительность, на
исторический процесс. “Не верю… чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
под влиянием которого будто бы суждено
развиваться всему живущему на земле.
Верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию…” — разглагольствовал карась
Кончилось тем, что его проглотила щука,
и проглотила машинально: ее поразили
нелепость и странность этой проповеди.

В иных
вариациях теория карася-идеалиста
получила отражение в сказках
“Самоотверженный заяц” и “Здравомысленный
заяц”. Здесь героями выступают не
благородные идеалисты, а обыватели-трусы,
надеющиеся на доброту хищников. Зайцы
не сомневаются в праве волка и лисы
лишить их жизни, они считают вполне
естественным, что сильный поедает
слабого, но надеются растрогать волчье
сердце своей честностью и покорностью.
“А может быть, волк меня… ха-ха… и
помилует!” Хищники же остаются хищниками.
Зайцев не спасает то, что они “революций
не пущали, с оружием в руках не выходили”.

Олицетворением бескрылой и пошлой
обывательщины стал щедринский премудрый
пескарь — герой одноименной сказки.
Смыслом жизни этого “просвещенного,
умеренно-либерального” труса было
самосохранение, уход от столкновений,
от борьбы. Поэтому пескарь прожил до
глубокой старости невредимым. Но какая
это была унизительная жизнь! Она вся
состояла из непрерывного дрожания за
свою шкуру. “Он жил и дрожал — только
и всего”. Эта сказка, написанная в годы
политической реакции в России, без
промаха била по либералам, пресмыкающимся
перед правительством из-за собственной
шкуры, по обывателям, прятавшимся в
своих норах от общественной борьбы.

Топтыгины
из сказки “Медведь на воеводстве”,
посланные львом на воеводство, целью
своего правления ставили как можно
больше совершать “кровопролитий”.
Этим они вызвали гнев народа, и их
постигла “участь всех пушных зверей”
— они были убиты восставшими. Такую же
смерть от народа принял и волк из сказки
“Бедный волк”, который тоже “день и
ночь разбойничал”. В сказке “Орел-меценат”
дана уничтожающая пародия на царя и
правящие классы. Орел — враг науки,
искусства, защитник тьмы и невежества.
Он уничтожил соловья за его вольные
песни, грамотея дятла “нарядил., в
кандалы и заточил в дупло навечно”,
разорил дотла ворон-мужиков Кончилось
тем, что вороны взбунтовались, “снялись
всем стадом с места и полетели”, оставив
орла умирать голодной смертью. “Сие да
послужит орлам уроком!” — многозначительно
заключает сказку сатирик.

Все
сказки Щедрина подвергались цензурным
гонениям и переделкам. Многие из них
печатались в нелегальных изданиях за
границей. Маски животного мира не могли
скрыть политическое содержание сказок
Щедрина. Перенесение человеческих черт
— психологических и политических — на
животный мир создавало комический
эффект, наглядно обнажало нелепость
существующей действительности.

Образы
сказок вошли в обиход, стали нарицательными
и живут многие десятилетия, а
общечеловеческие типы объектов сатиры
Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются
в нашей жизни, достаточно только
попристальнее вглядеться в окружающую
действительность и поразмыслить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Громко свистнуть как пишется
  • Громко не плачь как пишется
  • Громкий туш как пишется
  • Громкий плач как пишется с мягким знаком или нет
  • Громкий плач как пишется правильно