Гротеск в сказке самоотверженный заяц

Гротеск
— это термин, означающий тип художественной
образности (образ, стиль, жанр), основанный
на фантастике, смехе, гиперболе,
причудливом сочетании и контрасте
чего-то с чем-то.

В жанре
гротеска наиболее ярко проявились
идейные и художественные особенности
щедринской сатиры: ее политическая
острота и целеустремленность, реализм
ее фантастики, беспощадность и глубина
гротеска, лукавая искрометность юмора.

“Сказки”
Щедрина в миниатюре содержат в себе
проблемы и образы всего творчества
великого сатирика. Если бы, кроме
“Сказок”, Щедрин ничего не написал, то
и они одни дали бы ему право на бессмертие.
Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать
девять написаны им в последнее десятилетие
его жизни и как бы подводят итог
сорокалетней творческой деятельности
писателя.

К
сказочному жанру Щедрин прибегал в
своем творчестве часто. Элементы
сказочной фантастики есть в “Истории
одного города”, а в сатирический роман
“Современная идиллия” и в хронику “За
рубежом” включены законченные сказки.

И не
случайно расцвет сказочного жанра
приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века.
Именно в этот период разгула политической
реакции в России сатирику приходилось
выискивать форму, наиболее удобную для
обхода цензуры и вместе с тем наиболее
близкую, понятную простому народу. И
народ понимал политическую остроту
щедринских обобщенных выводов, скрытых
за эзоповскей речью и зоологическими
масками Писатель создал новый, оригинальный
жанр политической сказки, в которой
сочетаются фантастика с реальной,
злободневной политической действительностью.

В сказках
Щедрина, как и во всем его творчестве,
противостоят две социальные силы:
трудовой народ и его эксплуататоры.
Народ выступает под масками добрых и
беззащитных зверей и птиц (а часто и без
маски, под именем “мужик”), эксплуататоры
— в образах хищников. И это уже гротеск.

“А я,
коли видели: висит человек снаружи дома,
в ящике на веревке, и стену краской
мажет, или по крыше, словно муха, ходит
— это он самый я и есть!” — говорит
генералам спаситель-мужик. Щедрин горько
смеется над тем, что мужик, по приказу
генералов, сам вьет веревку, которой
они его затем связывают Почти во всех
сказках образ народа-мужика обрисован
Щедриным с любовью, дышит несокрушимой
мощью, благородством. Мужик честен,
прям, добр, необычайно сметлив и умен.
Он все может: достать пищу, сшить одежду;
он покоряет стихийные силы природы,
шутя переплывает “океан-море”. И к
поработителям своим мужик относится
насмешливо, не теряя чувства собственного
достоинства. Генералы из сказки “Как
один мужик двух генералов прокормил”
выглядят жалкими пигмеями по сравнению
с великаном мужиком. Для их изображения
сатирик использует совсем иные краски.
Они ничего не понимают, они грязны
физически и духовно, они трусливы и
беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать
животные маски, то им как раз подходит
маска свиньи.

В сказке
“Дикий помещик” Щедрин обобщил свои
мысли о реформе “освобождения” крестьян,
содержащиеся во всех его произведениях
60-х годов. Он ставит здесь необычайно
остро проблему пореформенных
взаимоотношений дворян-крепостников
и окончательно разоренного реформой
крестьянства: “Скотинка на водопой
выйдет — помещик кричит: моя вода! курица
за околицу выбредет — помещик кричит:
моя земля! И земля, и вода, и воздух —
все его стало!”

Этот
помещик, как и вышеупомянутые генералы
не имел никакого представления о труде.
Брошенный своими крестьянами, он сразу
превращается в грязное и дикое животное,
становится лесным хищником. И жизнь
эта, в сущности, — продолжение его
предыдущего хищнического существования.
Внешний человеческий облик дикий
помещик, как и генералы, приобретает
снова лишь после того, как возвращаются
его крестьяне. Ругая дикого помещика
за глупость, исправник говорит ему, что
без мужицких податей и повинностей
государство существовать не может, что
без мужиков все умрут с голоду, на базаре
ни куска мяса, ни фунта хлеба купить
нельзя, да и денег у господ не будет.
Народ—созидатель богатства, а правящие
классы лишь потребители этого богатства.

Карась
из сказки “Карась-идеалист” не лицемер,
он по-настоящему благороден, чист душой.
Его идеи социалиста заслуживают глубокого
уважения, но методы их осуществления
наивны и смешны. Щедрин, будучи сам
социалистом по убеждению, не принимал
теории социалистов-утопистов, считал
ее плодом идеалистического взгляда на
социальную действительность, на
исторический процесс. “Не верю… чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
под влиянием которого будто бы суждено
развиваться всему живущему на земле.
Верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию…” — разглагольствовал карась
Кончилось тем, что его проглотила щука,
и проглотила машинально: ее поразили
нелепость и странность этой проповеди.

В иных
вариациях теория карася-идеалиста
получила отражение в сказках
“Самоотверженный заяц” и “Здравомысленный
заяц”. Здесь героями выступают не
благородные идеалисты, а обыватели-трусы,
надеющиеся на доброту хищников. Зайцы
не сомневаются в праве волка и лисы
лишить их жизни, они считают вполне
естественным, что сильный поедает
слабого, но надеются растрогать волчье
сердце своей честностью и покорностью.
“А может быть, волк меня… ха-ха… и
помилует!” Хищники же остаются хищниками.
Зайцев не спасает то, что они “революций
не пущали, с оружием в руках не выходили”.

Олицетворением бескрылой и пошлой
обывательщины стал щедринский премудрый
пескарь — герой одноименной сказки.
Смыслом жизни этого “просвещенного,
умеренно-либерального” труса было
самосохранение, уход от столкновений,
от борьбы. Поэтому пескарь прожил до
глубокой старости невредимым. Но какая
это была унизительная жизнь! Она вся
состояла из непрерывного дрожания за
свою шкуру. “Он жил и дрожал — только
и всего”. Эта сказка, написанная в годы
политической реакции в России, без
промаха била по либералам, пресмыкающимся
перед правительством из-за собственной
шкуры, по обывателям, прятавшимся в
своих норах от общественной борьбы.

Топтыгины
из сказки “Медведь на воеводстве”,
посланные львом на воеводство, целью
своего правления ставили как можно
больше совершать “кровопролитий”.
Этим они вызвали гнев народа, и их
постигла “участь всех пушных зверей”
— они были убиты восставшими. Такую же
смерть от народа принял и волк из сказки
“Бедный волк”, который тоже “день и
ночь разбойничал”. В сказке “Орел-меценат”
дана уничтожающая пародия на царя и
правящие классы. Орел — враг науки,
искусства, защитник тьмы и невежества.
Он уничтожил соловья за его вольные
песни, грамотея дятла “нарядил., в
кандалы и заточил в дупло навечно”,
разорил дотла ворон-мужиков Кончилось
тем, что вороны взбунтовались, “снялись
всем стадом с места и полетели”, оставив
орла умирать голодной смертью. “Сие да
послужит орлам уроком!” — многозначительно
заключает сказку сатирик.

Все
сказки Щедрина подвергались цензурным
гонениям и переделкам. Многие из них
печатались в нелегальных изданиях за
границей. Маски животного мира не могли
скрыть политическое содержание сказок
Щедрина. Перенесение человеческих черт
— психологических и политических — на
животный мир создавало комический
эффект, наглядно обнажало нелепость
существующей действительности.

Образы
сказок вошли в обиход, стали нарицательными
и живут многие десятилетия, а
общечеловеческие типы объектов сатиры
Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются
в нашей жизни, достаточно только
попристальнее вглядеться в окружающую
действительность и поразмыслить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Гротеск — это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять напиеаны им в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 год) и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и хронику «За рубежом» включены законченные сказки.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу. И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Писатель создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дво-рян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: — Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, — продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя» да и денег у господ не будет. Народ — созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков, но в ответ слышит лишь «жестокие слова» о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, тот и прав», — наставляет ястреб. «Посмотри кругом — везде рознь, везде свара», — вторит ему коршун. Таково «нормальное» состояние собственнического общества. И хотя «воронье живет обществом, как настоящие мужики», оно бессильно в этом мире хаоса и хищничества. Мужики беззащитны. «Со всех сторон в них всяко палят. То железная дорога стрельнет, то машина новая, то неурожай, то побор новый. А они только знай перевертываются. Каким таким манером случилось, что Губошлепов дорогу заполучил, у них после того по гривне в кошеле убавилось — разве темный человек может это понять?..» Коршун из сказки «Ворон-челобитчик» хотя был жестоким хищником, но он говорил ворону правду о звериных* законах окружающего их мира.

Карась из сказки «Карась-идеалист» не лицемер, он по-на-стоящему благороден, чист душой. Его идеи социалиста заслуживают глубокого уважения, но методы их осуществления наивны и смешны. Щедрин, будучи сам социалистом по убеждению, не принимал теории социалистов-утопистов, считал ее плодом идеалистического взгляда на социальную действительность, на исторический процесс. «Не верю… чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влиянием которого будто бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию…» — разглагольствовал карась. Кончилось тем, что его проглотила щука, и проглотила машинально: ее поразили нелепость и странность этой проповеди.

В иных вариациях теория карася-идеалиста получила отражение в сказках «Самоотверженный заяц» и «Здравомысленный заяц». Здесь героями выступают не благородные идеалисты, а обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха-ха… и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была унизительная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего». Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без промаха била по либералам, пресмыкающимся перед правительством из-за собственной шкуры, по обывателям, прятавшимся в своих норах от общественной борьбы. На многие годы запали в душу мыслящих людей России страстные слова великого демократа: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». Таких «пескарей»-обывателей Щедрин показал и в романе «Современная идиллия».

Топтыгины из сказки «Медведь на воеводстве», посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать «кровопролитий». Этим они вызвали гнев народа, и их постигла «участь всех пушных зверей» — они были убиты восставшими. Такую же смерть от народа принял и волк из сказки «Бедный волк», который тоже «день и ночь разбойничал». В сказке «Орел-меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел — враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил дотла ворон-мужиков. Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком!» — многозначительно заключает сказку сатирик.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт — и психологических и политических, на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание. Орлы «хищны, плотоядны…». Живут «в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают» — так говорится в сказке об орле-меденате. И это сразу рисует типические обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что речь идет совсем не о птицах. И далее, сочетая обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими, Щедрин достигает высокого политического пафоса и едкой иронии. Также построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес «внутренних супостатов усмирять». Не затемняют политического смысла зачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок, образ Бабы-Яги, Лешего. Они только создают комический эффект. Несоответствие формы и содержания способствует здесь резкому обнажению свойств типа или обстоятельства.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка «Соседи».

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку во-блушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.

Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.

О том, как звери умеют держать слово, написано немало сказок. Одна из них — произведение, которое создал М. Е. Салтыков-Щедрин, — «Самоотверженный заяц». Анализ текста необходим школьникам младших классов и всем, кто интересуется творчеством русского писателя. Он позволит лучше понять суть истории, подготовиться к сочинению или пересказу, сделать тематические иллюстрации.

Оглавление:

  • История написания произведения
  • Сюжет сказки
  • Тема и смысл
  • Краткий разбор

Сказка Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»

История написания произведения

Талантливый сатирик, публицист и художник М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался привлечь внимание современников к актуальным проблемам общества. Занимая высокие посты и мечтая о процветании отечества, он презирал беззаконие, угнетение властями простого народа и рабскую покорность людей. В своих произведениях он в иносказательной форме описывал политические нравы России и социальные типы ее граждан.

Сказочный цикл, в котором писатель отразил проблемы современности, состоит из 32 произведений. Литературный труд занял 18 лет — с 1869 по 1885 гг. Сказка «Самоотверженный заяц» написана в 1883 г. одновременно с «Премудрым пескарем». В ней автор изобразил психологию простых людей, которая заключается в иллюзорных надеждах на благосклонность более сильных личностей. Это состояние было воспитано в народе веками в условиях классового гнета и возведено в ранг добродетели.

Впервые сатирическое произведение было опубликовано в 1884 г. (в журнале «Отечественные записки», № 4). Оно вошло в сборник Михаила Евграфовича «Сказки», который сопровождался авторскими пояснениями о том, что истории предназначены «для детей изрядного возраста». Рассматриваемое произведение составило трилогию с такими работами автора:

Сказка «Бедный волк»

  1. «Бедный волк» (1883 г.). Аллегория, в которой писатель размышляет о жестокости, ее причинах, и о судьбах неугодных обществу людей.
  2. «Здравомысленный (школьники ошибочно называют — здравомыслящий) заяц». Анализ произведения, написанного в 1885 г. также входит в школьную программу. В нем рассказана история о том, как болтливость довела главного героя до погибели.

История о самоотверженном зайце привлекает своим названием. Объединив в одном произведении трусость и отвагу, автор иронизирует над главным персонажем.

Форма сказки помогает читателям понять смысл содержания. В произведении нет сказочного зачина. Однако присутствуют присказки («скоро сказка сказывается», «ни сказки сказать, ни пером описать»). Использование пословиц и поговорок в тексте также сближает произведение с народными сюжетами.

Сюжет сказки

Торопясь к своей невесте, заяц пробегал мимо логова волка и не остановился, когда хищник сделал ему замечание. Наоборот, стал бежать быстрее. Поймал волк его в три прыжка и повелел сидеть под кустом пять дней. Затем он обещал подумать о том, съесть косого или помиловать.

Заяц пробегал мимо логова волка

Заяц боялся ослушаться волка и наблюдал из отведенного места, как хищник с женой прогуливаются по поляне и скалятся в его сторону. Он вспоминал все лучшее, что произошло с ним в жизни, кручинился о невесте, которая ждала его в тридевятом царстве. Ради нее купил он самовар, рассчитывая вместе пить чай с сахаром.

Вспоминал он, но не смел пошевелиться — из волчьего логова за ним была постоянная слежка, горели огнем злые глаза хищников. Однажды ночью косому приснился сон, как он был чиновником особых поручений под предводительством волка. Вдруг его разбудил брат невесты, который рассказал ему, что зайчиха узнала о беде с женихом и находится при смерти от этого известия.

Посланец предложил ему бежать вместе. Однако заяц отказался, ведь он обещал волку ждать приговора. Хищники увидели, как зайцы перешептываются, и решили навести на них еще больше страху. Узнав о печальной судьбе невесты главного героя, они разрешили ему напоследок проведать суженую. В качестве аманата (доверенного лица) вместо него остался шурин.

Заяц так спешил, что на него оглядывались все звери и птицы. Встретившись с невестой и ее вдовой-матерью, он рассказал свою историю и попрощался. Дорога назад оказалась очень тяжелой. Река, разделяющая логово волка и тридевятое царство, разлилась, и заяц с трудом ее переплыл. На пути зайца кипело сражение между войсками королей Андрона и Никиты.

Волк уже готов был запустить когти в тельце шурина зайца

Еле успел герой к положенному сроку — волк уже готов был запустить когти в тельце его шурина. Мучитель сжалился и оставил зайцев ждать своего нового решения. Он пообещал, что за честность и прыть он, может быть, помилует зверушек.

Тема и смысл

При проведении анализа сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» следует учесть особенности творчества автора, который любил писать сказки на злободневную тему. В конце XIX в. многие жители России были недовольны правлением царя, угнетением со стороны правительства и чиновников.

Представители разных слоев общества по-своему реагировали на произвол властей. Большинство людей окутал слепой страх, и они ничего не смогли делать, кроме как повиноваться. Заяц в рассматриваемом произведении представляет именно этот тип граждан.

 В образе зайца автор высмеивает благородную интеллигенцию

Люди бывают разными — трусливыми и смелыми, развитыми или с небольшим кругозором. Каждый из них в силах дать отпор угнетателю, но не все считают нужным это делать. В образе зайца автор высмеивает благородную интеллигенцию, которая терпит произвол властей и надеется, что честность и преданность по отношению к угнетателям будет вознаграждена.

Рассматривая образ зайца (главного персонажа), следует понять его мотивацию слушаться волка. Можно было бы попытаться сбежать, рискуя оказаться в волчьей пасти. Однако зайца в любом случае ждала бы такая судьба. Своим бездействием он только продлевал агонию и надеялся на благосклонность хищника.

Однако заяц дал слово чести (сидеть смирно) и не мог его нарушить. Он проявил лучшие качества по отношению к зверю, который отнесся к нему с жестокостью, издевался и насмехался. Главный герой невиновен, он просто оказался в неподходящем месте. Переступая через себя и сдерживая слово, он ухудшил условия жизни своей семьи. От плохой новости заболела невеста, а шурин также стал пленником зубастого хищника.

Главная мысль произведения в том, что человек рожден свободным. На эту ценность никто не имеет права посягать. Автор призывает читателей не ждать покорно своей участи, а пытаться изменить ситуацию к лучшему, бороться за свое счастье.

Главный герой сказки покорен и не считает нужным что-то менять. Страха за свою жизнь ему не хватило, чтобы попытаться бежать. Однако болезнь невесты и опасения за ее судьбу помогли ему пойти на договоренность с волком. Как бы ни было хорошо ему в тридевятом царстве с молодой женой, слово чести вынудило его вернуться.

Заяц хоть и труслив, но он не был эгоистом и не ставил свои интересы выше других. Он сдержал слово, что говорит о самоотверженности. Не бросив друга в беде, герой пожертвовал своим комфортом и интересами.

Краткий разбор

Используя приемы иронии и юмористическую форму, автор показывает, насколько важно менять самосознание, загнанное в тупик угодливостью и рабским поклонением. В стране много подобных персонажей: угнетателей-волков, зайцев. Анализ произведения кратко можно выполнить по такому плану:

Ученик читает краткий разбор сказки

  1. Название. «Самоотверженный заяц».
  2. Год написания. 1883 г.
  3. Жанр. Литературная сатирическая сказка.
  4. Композиция. Сюжетная линия раскрывает взаимоотношения хищника и жертвы.
  5. Идея. Аналогична той, на которой основана сказка о премудром пескаре. В образе зайца автор высмеивает часть интеллигенции, которая наивно полагает, что можно мирно договориться с представителями режима самодержавия.
  6. Мораль. Народные массы терпят произвол власти в надежде на снисхождение. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин в своем творчестве всегда подчеркивает, что носителем власти является народ. Видя забитость и невежество людских масс, писатель негодует. Однако в стране есть люди, которые могут выступить против эксплуатации. По какой-то причине они уходят от борьбы, Писатель не может смириться с их слепой верой в то, что можно договориться с угнетателями.
  7. Основной смысл произведения. На примере зайца автор показал, как важно быть верным данному слову, поднял проблему рабского повиновения вышестоящим.
  8. Чему учит. Жизнь и свобода — главные ценности. Каждому человеку следует быть верным своему слову.
  9. Просторечные слова и выражения. «Сердце закатится», «волк слопал», «невеста помирает».
  10. Обращение зайца к волку. «Ваше благородие».
  11. Гипербола (распространенный сказочный прием). «Ни горы, ни долы, ни леса, ни болота — все ему нипочем».
  12. Личное мнение. При помощи иронии и ярких образов автор призывает народ избавиться от внутренних страхов, воспитывать волевой и независимый характер.

Произведение служит напоминанием о том, что при любых обстоятельствах следует помнить о своих правах и не давать никому себя в обиду. После его разбора можно продолжить знакомство с творчеством автора, прочитать текст и выполнить анализ сказки «Здравомысленный заяц». Салтыков-Щедрин описал в ней другую, не менее поучительную историю о лисе и зайце-философе.

  • Громко свистнуть как пишется
  • Громко не плачь как пишется
  • Громкий туш как пишется
  • Громкий плач как пишется с мягким знаком или нет
  • Громкий плач как пишется правильно