Гроза аргументы к итоговому сочинению 2022

«Гроза» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по пьесе Островского. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по пьесе — Гроза. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Преступление и наказание — вечная тема (аргументы)

1. Преступление не всегда ограничивается рамками закона. Порой действия человека преступны по своей сути, но не попадают под известные ограничения, потому что система права еще не развилась до такой степени. Именно такую ситуацию мы видим в пьесе «Гроза». Кабаниха своей травлей доводит невестку до суицида: несчастная Катерина, признавшаяся в адюльтере, подвергается унижению и даже избиениям. Марфа Игнатьевна настаивает, чтобы сын бил ее и поддерживал эту атмосферу гнета. Так Кабаниха «наказывала» Катерину за непослушание и измену, но эти действия привели к трагическому исходу. Не получив прощения и христианского милосердия от верующих родственников, Катерина впала в отчаяние и наложила на себя руки. Сегодня доведение человека до суицида наказывается по закону, но тогда герои, виновные в гибели Катерины, наказания избежали, хотя совершили настоящее преступление.

2. К теме оправдания преступлений обращается Александр Николаевич Островский в произведении «Гроза». В нём преступление не относится к нарушению закона, это преступление по отношению к самому себе к своей личности. Катерина, главная героиня пьесы, находится в затруднительном положении, с одной стороны семья в которой девушка постоянно ощущает давление и пренебрежение, с другой стороны влюбленность и возможность чего-то нового, более счастливого и прекрасного. Будучи романтичной натурой, Катерина решает вступить в запретный роман, но совесть девушки не позволяет ей оставлять мужа в неведенье и она все ему рассказывает. Героиня ищет поддержки у своего возлюбленного, Бориса, но тот не спешит брать на себя ответственность и решает сбежать, оставив девушку наедине с её проблемами. Катерина пытается найти наказание для себя, оно необходимо ей для того, чтобы она смогла оправдать свои поступки. Девушка очень суеверна и когда она узнала о приближающейся грозе, предчувствовала собственную гибель. Катерина погибла, так и не сумев найти оправдание своих действий.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (аргумент)

А.Н. Островский поднимает в драме «Гроза» проблему взаимодействия общества и человека. Самой важной социальной группой, в которой находится человек, является его семья. Главная героиня драмы росла в атмосфере любви и заботы, но после замужества оказалась в доме Кабановых, где царит тирания. Глава семейства, зажиточная купчиха Марфа Игнатьева Кабанова, требует от домочадцев беспрекословного повиновения. И если ее дети привыкли к таким порядкам, то жизнь для Катерины становится в этом доме нестерпимой. Но ей некуда деваться, потому весь город Калинов проникнут той же атмосферой безволия и унижения. Здесь желания человека и его чувства не имеют никакого значения, все живут согласно давно изжившими себя устоям Домостроя.

Отчаяние и одиночество толкают Катерину на измену, она понимает, что совершает большой грех, но не может отказаться от возможности побыть, хоть немного счастливой. Она осознанно идет против моральных устоев целого общества, и не боится людской молвы. Именно эти люди довели ее до отчаяния, подтолкнули к тому, что привело ее к гибели.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

В доказательство можно привести ещё пьесу А. Н. Островского «Гроза». дома главного персонажа ждала деспотичная мать. кабаниха надоела домочадцам упреками, манипуляциями и наставлениями. Тихон Кабанов был виноват всегда: то жениться не на той девушке, то недостаточно внимателен к советам матери, то не любит её. Повод обругать, побранить мужчину находился каждый раз. Как и любому человеку, главному герою было ужасно тяжело терпеть бесконечные, не кончающиеся сцены, ссоры и скандалы. Ему нужна была эмоциональная разрядка. поэтому, лирический герой часто придумывал причины, по которым надо было отлучаться. Он с удовольствием покидал тяготивший его дом на пару недель. В поездках он кутил, ходил по кабакам, всячески развлекался, чтобы выйти из того подавленного состояния. В этих «путешествиях» Тихон искал возможность развеяться и забыться, не помнить о домашних проблемах. Он хотел набраться сил и терпения, продолжать жизнь рядом с Кабанихой.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (аргумент)

В пьесе А. Н. Осторовского «Гроза» упоминается такой человек как Кулигин. Данный персонаж радикально отличается от своего окружения, «здорового общества», тем, что он не только сам не стоит на месте, но и хочет принести прогресс в свой город. Его главной мечтой является изобретение перпетуум-мобиле, или же вечного двигателя. Из-за различий своих взглядов с обществом, он часто является объектом насмешек, но это не ломает его стремление помочь людям. «Мечтает себе и счастлив». Я считаю, что именно благодаря своей мечте Кулигин один из тех, кто более менее образован и способен здраво мыслить. Его стремление к своей мечте может привести не только его личность к прогрессу (что мы и наблюдаем в пьесе), но и помочь всему городку выбраться из обыденности.

Измена, которую можно оправдать — аргумент

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини. Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве. Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством. Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

Преданность себе и своим убеждениям — аргумент

Изменив своему супругу, Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы ней еще живы самые лучшие стороны души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и добропорядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.

Но уже в первом действии Катерина делится с сестрой Тихона Варварой своими страхами и мыслями о скорой погибели: «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!». Женщине опостылели рабские порядки и дремучий уклад Калиновского общества, существующего в невежестве и темноте.

Конфликт между Катериной и ее окружением – естественное развитие сюжетной линии произведения. И если вслух Катерина «поддакивает» свекрови и утверждает, что любит Тихона, то истинные свои чувства к ним она открывает Варваре. Не может Катя предать себя, свои идеалы и принципы. Невозможность этой измены приводит ее к мысли о скорой смерти и трагической развязке конфликта.

Измена своему слову и любимой женщине — аргумент

Еще об одной измене идет речь в произведении. Это измена Бориса своей возлюбленной и самому себе. При первом знакомстве с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним – положительный герой произведения. Борис отличается от остальных действующих лиц своей образованностью, воспитанностью, складом ума и живостью характера. Но по мере развития сюжета делаются явными не столь позитивные качества молодого человека. Борис достаточно лукав и меркантилен. Работая на Дикого, он живет ожиданием наследства, являя абсолютно непротивленческий характер установленным в хозяйстве дядюшки порядкам и устоям.

Кульминацией в раскрытии образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда об их связи узнает городское общество, а Дикой в гневе собирается отослать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за свою возлюбленную. Он смиренно принимает решение Дикого. Борис, изменяя возлюбленной, предает и себя. Он очень жалеет Катерину. Борис ее все еще очень любит, но при прощании его хватает только на «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой то, думавши о тебе».

Доброта и жестокость — аргументы

1. Чем вызвана жестокость и можно ли её оправдать – этими размышлениями пропитана пьеса Островского «Гроза». Пожалуй, настоящим олицетворением жестокости в этом произведении является Марфа Игнатьевна Кабанова. Она настолько неприятна читателю, что автор приписывает ей грубое прозвище – Кабаниха. На протяжении всего действия она оправдывает свой образ бессердечной, ни с кем не считающейся барыни, которой чуждо сочувствие к другим. Шквал своего гнева она постоянно обрушивает на собственного сына и его возлюбленную Катерину. Постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой причинной подоплёки. Своим поведением она в прямом смысле сжила со свету невестку. Но самое страшное, что даже после этой трагедии она не раскаялась. Такой деспотизм не находит понимания, его нельзя оправдать никакими уловками, потому что он губит людей и делает мир хуже.

2. Доброта – такое светлое и нужное качество, лежащее в основе милосердия, прощения, заботы. Но, к сожалению, она не всегда можете противостоять злу и делает своего носителя жертвой гонений. С подобной ситуацией столкнулась героиня пьесы Островского «Гроза» — Катерина. Для представления цельного образа этой девушки автор знакомит нас с её детством. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» – так отзывается героиня о своих ранних годах. Жизнь в любви и нежности воспитала в ней такие качества как доброта, милосердие, наивность. Она всегда стремилась помочь нуждающимся и с теплом относилась к людям. Однако волей судьбы она попадает в «тёмное царство» — абсолютно противоположный ей мир, обитатели которого жестоки, тираничны и завистливы. Она сталкивается с неописуемой дерзостью и грубыми оскорблениями в свой адрес.

Её свекровь – Кабаниха — тешится, издеваясь над своей невесткой. Катерина понимает, что единственный способ противостоять этой жестокости – ответная жестокость. Однако она не в силах переступить через себя и воспитанные в ней принципы добра и справедливости. Она не справляется с таким давлением и решается на самоубийство. «Гроза» — пример того, что добро не всегда побеждает зло. Однако это вовсе не значит, что нужно выбирать жестокость, это значит, что нужно всегда продолжать бороться за свои принципы и за себя.

Проблема самореализации — аргумент

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Я и другие — аргумент

Катерина выходит замуж за Тихона и становится частью семейства Кабановых. Катерина, в отличие от Тихона, который смирился с происходящим, и Варвары, которая приспособилась к жизни, не может привыкнуть к той жизни, с которой столкнулась. Катерина и Кабаниха становятся двумя яркими сторонами, которые вступают друг с другом в конфликт. И если Катерина, чувствуя себя неуютно рядом с Кабанихой, не выражает свои недовольства явно, то Кабаниха делает конфликт с Катериной открытым. Кабаниха, привыкшая к тому, что окружающие беспрекословно ей подчиняются, тиранит Катерину, которая не привыкла жить по правилам Кабанихи. Кабаниха, которая фактически является главой семейства Кабановых, заставляет Катерину жить в соответствии с теми старыми порядками, по которым живет Кабаниха и жили ее предки.

Катерина, ощущая себя одинокой в семье Кабановых, чувствует себя еще несчастнее из-за того, что ее никто не понимает. Муж Тихон не поддерживает ее, между Тихоном и Катериной вообще нет никакой любви. Даже Варвара, которая пытается поддержать Катерину, не способна понять внутренние переживания Катерины. Главная героиня оказывается обреченной на одиночество. Даже Борис, в которого влюбляется Катерина, не испытывает к ней серьезных чувств, которые бы помогли ему избавить Катерину от несчастной жизни. Из всего этого следует, что Катерина вступает не только в семейный конфликт, но и в конфликт социальный. Привыкшая жить в любви и заботе, привыкшая к свободе Катерина не может привыкнуть к жизни в Калинове. Поведение Кабанихи, притесняющей Катерину, не единично, она является типичным представителем того патриархального общества, которое окружило Катерину и не давало ей вздохнуть полной жизнью. Катерина, которая не понимает порядков города Калинова, в котором оказалась после замужества, вступает в конфликт с патриархальным обществом, которое жило по принципам «Домостроя».

Как не понимала представителей патриархального общества Катерина, так и окружающие ее люди не понимали того, что для нее была важна свобода. Всеми притесненная, уставшая от того несвободного существования, которое ей пришлось проводить, Катерина кончает жизнь самоубийством, что становится бунтом против «жестоких нравов» «темного царства».

Человек и общество — аргументы

1. Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.

2. Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.

Все сочинения

3494

Как успешно написать итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ? Создать грамотный текст с последовательными рассуждениями. Чтобы получить «зачет», для раскрытия темы нужно привлечь развернутые аргументы.

В 2022/2023 учебном году экзамен претерпел некоторые изменения – ФИПИ выделил из банка заданий 3 новых глобальных раздела, касающихся места человека в обществе и в природе. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения.

Содержание

Разделы и подразделы итогового сочинения 2022-2023 года

По каким направлениям* стоит заранее создать подборку литературных примеров, какие разделы будут встречаться в итоговых сочинениях с 2022 года? 👇🏻

*направление – старое наименование раздела, которое употреблялось до 2022 года. С 2022-2023 учебного года данное понятие отменено. Слово «направление», которое далее фигурирует в статье, дается условно.

Раздел итогового сочинения №1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

Раздел итогового сочинения №2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Раздел итогового сочинения №3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 года

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему человек должен сохранять честь и достоинство?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Честь – высокое моральное качество, позволяющее человеку придерживаться нравственных ориентиров при любых обстоятельствах. Олицетворением чести выступает Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Родители вложили в Петра нерушимые идеалы. «Береги честь смолоду», — ключевое наставление, которое отец дал сыну перед его отправкой на службу.

Главному герою пришлось пройти множество испытаний, но даже в моменты опасности он не пытался укрыться от проблем. Гринев дал решительный отказ на предложение Пугачева присягнуть ему и перейти на сторону бунтовщиков. Петр – дворянин, который понимал то, как важно хранить верность Отчизне.

Пример темы экзамена: В какие моменты перед человеком встает выбор между добром и злом?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Выбор между добром и злом отражен в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, находился в тяжелом материальном положении – у него не было средств на оплату обучения и своего проживания. В голове героя твердо осела определенная картина мироздания: одни люди относятся к категории «право имеющих», а другие считаются «тварями дрожащими». Последние – представители общества, чьи жизни не имеют особой ценности.

Чтобы проверить теорию и доказать себе принадлежность к высшей группе, Раскольников решился на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, которая наживалась на людях, оказавшихся на грани бедности.

Ужасное деяние главного героя не спасло мир от зла – наоборот, он примкнул к темной стороне, потворствуя жестокости. Раскольников мог решить свои проблемы иным путем, но он выбрал насилие.

Пример темы экзамена: Какие духовные ориентиры позволяют человеку двигаться дальше?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Сила духа – важнейший двигатель, позволяющий преодолевать все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути людей. Олицетворением силы духа является Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

На долю Соколова выпало множество бед: Великая Отечественная война разлучила с любимой женой и детьми, а затем и вовсе забрала их жизни, лишила дома, где некогда царила теплая семейная атмосфера. Андрею приходилось встречаться со смертью лицом к лицу: он не раз попадал в тяжелые ситуации и был на грани погибели.

Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь.

3599

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

«Отцы и дети» — роман, написанный И. С. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям.

Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви.

Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов – представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного – без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения.

Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Гражданская позиция – взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков.

Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап – старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке.

Что изменилось в структуре итогового сочинения?

Итоговое сочинение 2022-2023

Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Люди – социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.

Так и произошло с Ларрой – героем произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын человека и орла, не вписывался в рамки общества – он считал себя лучше других, потакал всем своим желаниям, несмотря на социальное порицание. Люди прокляли его за излишнюю гордость. Карой стала вечность в одиночестве – Ларра принял облик бессмертной тени.

3534

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Природа и культура в жизни человека»

Пример темы экзамена: Какова роль музыки на войне?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читали могут заметить исцеляющее действие искусства.

Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.

Пример темы экзамена: Чем может обернуться вмешательство в природу?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает негативные последствия, возникающие из-за вмешательства человека в природу. Профессор Преображенский решил провести эксперимент – пересадить собаке человеческий гипофиз. Животное обрело облик человека, но полноценным представителем общества не стало: остались повадки, свойственные от природы большинству собак. Результат опыта, Шариков, оказался невоспитанным грубияном, который жил в обществе, но игнорировал принятые этические нормы.

Автор произведения показывает, что научный прогресс зачастую приводит к негативным последствиям. Люди, возомнившие себя венцом природы, рушат естественный уклад жизни и сами же от этого страдают.

Пример темы экзамена: Какого человека можно назвать творцом искусства?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» перед читателями предстает образ Екатерины Ивановны – молодой девушки, мечтающей стать известной пианисткой. Екатерина Ивановна переоценивала свои возможности, считая себя талантливым человеком, которому заготовлено отдельное место в мире искусства.

В музыке героиню интересовало не столько само искусство, сколько признание со стороны общества. Екатерина желала заявить о себе при помощи игры на пианино. Она хотела жить и купаться в лучах славы, но не была готова в полной мере работать над достижением цели, вследствие чего ее желания так и не были реализованы.

3502

Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2022-2023 учебного года?

1.Заведите читательский дневник, чтобы с легкостью написать сочинение и не перепутать литературных героев

Фиксируйте основную мысль литературных произведений, указывайте главных героев и их образы, основные тезисы, чтобы безошибочно оперировать информацией на итоговом сочинении.

2.Раскрывая тему направления, в качестве аргументов используйте любые литературные произведения, с которыми вы хорошо знакомы

Суть написания итогового сочинения – применение информации из целиком прочитанных произведений. Используя информацию с сайтов, где расположены краткие пересказы, вы подвергаете себя фактическим ошибкам – можно спутать детали и лишиться баллов.

3.Научитесь укладываться во время, данное для написания сочинения

Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в течение 235 минут. Если вы не уложитесь в регламент, ваши бланки заберут без возможности доработки текста.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

4.Помните, что каждое сочинение оценивается по заранее установленным критериям

Чем выше качество вашего сочинения, чем ближе работа к эталону, тем больше вероятность получить «зачет».

5.Используйте банк аргументов итогового сочинения 2021 года

В 2022-2023 учебном году будут использоваться темы прошлых сезонов. Прочтите готовые тексты, подборки аргументов, чтобы почерпнуть больше литературных материалов и задействовать их во время написания итогового сочинения.

6.Совершенствуйте владение языковыми навыками

Грамотность – один из критериев, входящих в структуру сочинения. «Незачет» ставится в том случае, если школьник допускает более 5 ошибок на 100 слов. Лишить заветного допуска к ЕГЭ могут пунктуационные, орфографические, грамматические и речевые ошибки. Прокачать навык письменной речи можно на онлайн-курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Темы, встречающиеся на экзамене, всегда связаны с природой, обществом и социальными явлениями. Написание итогового сочинения не составит труда, если вы заранее подготовите аргументы для нескольких разделов и подразделов.

Поделиться в социальных сетях

Как продвигается ваша подготовка к итоговому сочинению?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

04.09.2022

Большая подборка аргументов по каждому из направлений итогового сочинения для 11 класса в 2022-2023 учебном году. В основу аргументов легли самые популярные произведения, представлена их главная идея, позиции главных героев и тезисы, которые необходимо понимать по каждому произведению.

Напомним, что в 2023 году направления отменили. Подробнее читайте здесь.

Чтобы ознакомиться с аргументами, выберите интересующий РАЗДЕЛ ниже из списка:

  • Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Аргументы «Природа и культура в жизни человека»

Несколько примеров по каждому разделу представлены ниже

Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

  • Больше аргументов и тем по разделу

«Обломов», автор И.А. Гончаров. Размышления о счастье (каждый человек кузнец – своего счастья)

В романе И. А. Гончарова «Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.

Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость.

Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.

«Мастер и Маргарита», автор М.А. Булгаков. Размышления о добре и зле  

Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро. Понтий Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

«Мертвые души», автор Н.В. Гоголь. Размышления о приобретении жизненного опыта (Зачем человеку развиваться?)

Зачем человеку развиваться? Ответ простой – чтобы не деградировать, как, например, Коробочка из данной поэмы. Женщина была хозяйкой поместья, умела принимать гостей, но она остановилась в собственном развитии. В ходе беседы с Чичиковым героиня интересовалась только своими владениями и получением прибыли. Помещицу совершенно не беспокоил внешний мир, поэтому во многих серьезных вопросах она являлась «дубинноголовой». После предложения сделки Чичиковым, Коробочка всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, поэтому так боялась продешевить с ценой на них. Женщину интересовало лишь накопление материальных ценностей, и это привело героиню к деградации и невежеству.

«Преступление и наказание», автор Ф.М. Достоевский. Размышления об ошибках и их исправлении (Что мы понимаем под самосовершенствованием?)

Что мы понимаем под самосовершенствованием? Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например, для героя романа изначально самосовершенствование заключалось в достижении превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил старуху-процентщицу. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных духовных нужд.

«Старуха Изергиль», автор М. Горький. Свобода и её ограничения

Ларра не связан никакими нравственными ограничениями, поэтому он убивает девушку лишь за то, что она ему отказала. Сын орла и земной женщины не видит своей вины. Он считает, что может делать все, на что способна его сила. Но соплеменники не разделили его взглядов на мир. Они изгнали Ларру. Бог покарал его сильнее: он дал юноше бессмертие, чтобы тот понял, как тяжело находиться в изоляции. Через какое-то время Ларра и сам захотел смерти, потому что осознал тяжесть одиночества. К этому трагическому финалу его привела неограниченная свобода. Он делал все, что хотел, не спрашивая мнения других, поэтому остался один и разочаровался в себе.

Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

  • Больше аргументов и тем по разделу

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений

Ярким примером конфликта старого и нового поколения может служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрицает убеждения братьев Кирсановых, олицетворяющих в романе образ старого дворянского общества. Его презрение к истории «отцов» поражает, нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения. Он отрицает даже такое фундаментальное понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть нахального и амбициозного Базарова нелепа и разрушительна для всех его идей, ведь на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть сторонником новых идей не значит «растоптать» старые.

«Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека

В русской классической литературе есть герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.

«Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)

Из «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было.

Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли.

Аргументы «Природа и культура в жизни человека»

  • Больше аргументов и тем по разделу

«Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы

Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее.

«Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий

К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из главных в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребёнком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы её ребёнок был здоровым и сытым. Простакова считала, что такие понятия, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни. Героиня нанимала педагогов, однако их цель заключалась лишь в получении прибыли. Учителя не желали качественно выполнять свою работу, да и сама госпожа потворствовала лени своего сына. Простакова не развивала наследника, ему были чужды моральные ценности. Лишённый знаний и умений, Митрофанушка оказался совершенно не приспособленным к жизни. Фонвизин продемонстрировал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает нам, что лишь тот человек, который постоянно стремится к новым знаниям, может реализовать себя в обществе.

«Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

«Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

«Тапер», автор И. А. Куприн. Рассуждения об искусстве, о миссии художника / музыканта

Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

Без сомнения, «Гроза» является самым решительным произведением Островского. Н. А. Добролюбов назвал драматургию автора самым необходимым элементом культуры той эпохи. Произведение обнажает многие проблемы героев, их взаимоотношений, доводя до самых трагических последствий, поэтому в школах часто пишут сочинения на тему: «Проблематика пьесы Островского „Гроза“».

Оглавление:

  • Главные проблемы
  • Тотальный контроль в семье
  • Поиск себя
  • Покаяние в «Грозе»
  • Трагедия любви

«Проблематика пьесы Островского «Гроза»»

Главные проблемы

После опубликования пьеса была воспринята критиками неоднозначно. Например:

  • Л. Н. Толстой не принял произведение.
  • Н. А. Добролюбов назвал главную героиню «Грозы» Катерину «надеждой на новую жизнь».

Другие критики увидели в ней протест против развившихся порядков. Но большинство сошлось в одном — пьеса отражает широкий спектр проблем, присущий современникам Островского. Охват русской действительности в этом произведении обрел широкие масштабы.

Жизнь женщины в купеческой среде

Главной проблемой в «Грозе» является жизнь женщины в купеческой среде и попытка ее освобождения от семейного гнета. Изображена и другая действительность: жестокость людей, живущих по «Домострою», кризис патриархального мира, отсутствие свободы и возможности выбора, проблема преступления и наказания, атмосфера лжи и предательства.

Действие пьесы разворачивается в городе Калинове, где власть взяли в руки люди, владеющие большим количеством денег. Здесь административная власть не имеет никакого значения. Купцы могут обворовывать не только простых людей, но и друг друга. Ярким примером служит диалог купца Дикого и городничего. Последний сообщает купцу, что на того поступают жалобы. На что Дикой грубо отвечает городничему, что обсчитывать других людей для него явление обыденное. Для него городничий лишь «червяк» и, если он захочет, помилует его, а захочет — раздавит.

Тотальный контроль в семье

Жизнь семьи Кабановых представлена в пьесе как пример тотального контроля с установленными патриархальными порядками. Мужские обязанности в этой семье взяла на себя вдова Марфа Игнатьевна, она же Кабаниха. Этой женщине присущи все отрицательные мужские качества:

  • холодный расчет;
  • повсеместная власть даже над собственными детьми.

Тирания Кабанихи принесла свои плоды — ее дочь Варвара выросла лживой и расчетливой, для ее образа жизни отлично подходит фраза «хочешь жить — умей вертеться». Тихон вырос абсолютно безвольным и бесхарактерным мужчиной, не умеющим отвечать за свои поступки. Единственным человеком, который пытался бороться с этой системой, была Катерина. Но и здесь бунт обернулся поражением — смертью главной героини.

Поиск себя

Образ Кулигина

Проблема самореализации четко прослеживается в образе Кулигина. Это привлекательный, образованный человек, обладающий немалыми талантами и желающий усовершенствовать мир. Его стремления честно служить обществу поражают, особенно в противовес закостенелому обществу помещиков и купцов.

Для них Кулигин — алхимик, мечтатель. Над его изобретениями смеются и считают блажью. Никто из высшего общества не хочет вникать в строение физического мира. Даже если Кулигин изобретет громоотвод, они не поймут этого. Ведь для них молния — Божья кара, но никак не электричество. Несмотря на то что Кулигин приспособился жить в этом городе, он никогда не реализует свои проекты, и сам герой это прекрасно понимает.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

  • Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса

Покаяние в «Грозе»

Еще одним аргументом в сочинении по «Грозе» Островского является раскрытие проблемы покаяния.

Основным источником страха перед высшей силой у жителей Калинова является «Домострой». В городке люди разделились на 2 типа: одни считают, что кара за грехи настигнет рано или поздно, другие, что можно покаяться и заслужить прощение. Одним из центральных моментов в пьесе является гроза. Неслучайно автор дал одноименное название произведению. Гроза является олицетворением кары Божьей, и жители пытаются от нее сбежать. Но Кулигин пытается изобрести громоотвод, таким образом, найти выход из ситуации. Дикой же, наоборот, говорит, что от гнева Бога не спрятаться, он не верит в возможность покаяния.

Главная героиня пьесы Катерина испытывает особое отношение к покаянию. С детства она выросла набожной девушкой и после замужества для нее муж стал главой, как Бог для Церкви.

Для нее важно послушание и праведная жизнь. Влюбляясь в Бориса и изменяя мужу, она испытывает муки совести и разрывается между установленными правилами, возможностью не получить спасение и человеком, к которому испытывает естественные чувства.

Трагедия любви

Тема любви в «Грозе» считается судьбоносным, поворотным моментом, обнажающим эту проблему. Ей становится любовь Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. В нем она увидела ту силу и свободу, которой так не хватало ей в семейной жизни с Тихоном.

Катерина, как невольная птица, мечтала вырваться из клетки, испытать настоящую любовь, стать счастливой. Но Борис оказался человеком нерешительным, ее любовь значила для него гораздо меньше. Ему не хватает характера, чтобы бороться за свою любовь и свободу, поэтому он советует девушке смириться и покориться судьбе. Как будто чувствуя приближение ее гибели, герой покидает ее. Тем самым Борис подтверждает, что он такой же, как и другие жители Калинова — алчные, несвободные, трусливые.

Любовь Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу

Только сильные люди могли бросить вызов «темному царству». Такие, как Катерина. Но молодые жизненные силы оказались слишком слабы перед старыми устоями и тиранией.

При написании сочинения «Нравственные итоги „Грозы“ А. Н. Островского» важно осветить перечисленные проблемы.

  • Группа калмыков как пишется
  • Гришковец евгений рассказы читать
  • Группа дисциплинирована и организована как пишется
  • Гришкина милостыня рассказа п засодимского распечатать
  • Группа выпускников успешных сделавших замечательную карьеру сочинение