Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.
Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.
Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.
Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.
По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она — главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох — эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.
Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, — говорил Островский.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторское определение жанра пьесы Островского “Гроза” — это в большой степени дань традиции.
«Гроза» — драма или трагедия?
Сразу хочу сказать, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Безусловно, в произведении » Гроза » присутствуют как элементы драматического, так и трагического; таким образом, надо определить, каких больше. Я предлагаю разбить всю пьесу на пять частей , для каждой определить преобладающее начало путем сравнения с определениями, затем сравнить получившийся результат с общим впечатлением от «Грозы» и постараться дать какой-либо ответ на вопрос о принадлежности произведения » Гроза » к драматическому или трагическому жанру. Определения такие: Трагедия — это жанровая форма, для которой характерны острый конфликт, непримиримые столкновения действующих лиц, их поступков и стремлений, затягивающийся узел противоречий, разрешаемых лишь роковым усилием героев, разрубающих затянувшийся узел.
Драма — это пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического не столь возвышен, обычен и так или иначе разрешим. Итак, первое действие. Думаю, никто не будет спорить с тем, что в нем элементов драмы куда больше, чем элементов трагедии, которых, возможно, нет совсем. Например, мне кажется, что все-таки уже появляется тонкий оттенок трагизма в седьмом и десятом явлениях, когда Катерина говорит о своем предчувствии близкой смерти.
Еще можно отметить элемент комического, что больше характерно для драмы, нежели для трагедии. Вообще же первое действие во многом играет роль экспозиции, в нем ни одно из начал еще не выражено ярко. Мы еще не знаем, как дальше будет развиваться личная Драма у героев, но ясно можем увидеть, что столкновение просто неизбежно. Мне кажется, Катерина в этом действии ведет себя пассивно.
Но ее молчание как-то настораживает, у читателей возникает предчувствие какой-то беды. Но первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене. Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. В следующей сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция на «урок» Кабанихи детям говорит о полнейшей психологической несовместимости ее со своим мужем и свекровью.
Мне кажется, она не может любить мужа: в ее молчании при наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду и жалость к Тихону. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича. Во втором действии очень хорошо видны черты драмы.
Глубоко драматичны сцена прощания Катерины с Тихоном й заключительный монолог Катерины. Уже велико напряжение внутренней жизни героев, события сгущаются. Определяется любовный конфликт, теперь ему быть непременно. Все это потому, что второе действие приходится на «развитие действия».
Но пока еще драматургом даны лишь предпосылки к столкновению, а прямого повода пока нет, то есть мы пока не видим такого события, которое бы обострило отношения героев и дало бы новое направление жизни в доме Кабановых. Центральной сценой этого действия является прощание Катерины с своим мужем перед его отъездом. Тихон не соглашается взять Катерину вместе с собой, а на ее вопрос: «Да неужели же ты разлюбил меня?» — Тихон обрушивает на нее, желающую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство на жизнь. Эта сцена и история с ключом является завязкой конфликта, суть которого заключается в том, что напряжение сил души Катерины, обреченной в доме Кабановых на полнеешее одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо принижается, достигло предела, «Будь что будет, а я Бориса увижу!
Ах, кабы ночь поскорее!..» Следующее действие — Драма в чистом виде. На него приходится, так сказать, «первая кульминация» — свидание Катерины с Борисам, Но нет еще столкновения между героями, нет препятствия, мешающего осуществлению заветного желания Катерины. То есть нет и элементов трагедии. Действие четвертое, на мой взгляд, уже трагично .
Возможно, это не безусловно, но, во всяком случае, уже появляется неразрешимое противоречие между страстным желанием и невозможностью его осуществления. Кроме того, поднимаются внутренние противоречия, и все это до того мучительно, что главная героиня не в силах это вынести . Душевное сомнения Катерины, собственная оценка Катериной своего поступка как «преступления» — причины, побудившие ее к признанию.
В те дни, когда Тихон был в отъезде, Катерина жила без оглядки, не боясь ни чьего суда: ни людского, ни божьего. С приездом Тихона внешне ничего не поменялось в ее положении: на замок ее не заперли, как она боялась, возможность увидется с Борисом осталась. Но она больше не ищет этих встреч, даже боится их. Катерина переживает сильное душевное сомнение, расценив свой поступок как преступление. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина страшного суда, которую она видит на стенах галереи,- все это доводит ее до отчаяния.
И в таком состоянии она прилюдно признается своему мужу в совершонном ею грехе. И трагическое пятое действие. Узел неразрешимых противоречий героиня разрубает своим роковым поступком. Но, однако, все выглядит иначе, если считать Катерину слабохарактерной.
Тогда получается, что несчастная женщина, не имея сил противостоять обстоятельствам и не будучи в состоянии выносить удары судьбы, кончает жизнь самоубийством, тем самым отказываясь от борьбы за свое счастье. Это, конечно, печально, но не трагично — нет высокой идеи. Вот так я постарался подвести к следующей мысли: определение произведения » Гроза » как драмы или трагедии зависит от того, считать Катерину с сильным или слабым характером. Ведь » Гроза » больше Трагедия, чем Драма, в случае, если последние ее действия трагичны. А для трагедии, по определению, требуется сильный характер.
То есть допустим, по Добролюбову, «Грозу» можно назвать трагедией, а вот, по Писареву,- совершенно невозможно. И еще один момент, не менее значительный. Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности произведения » Гроза » зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична, это понятно, но вопрос: «Насколько?» — требует ответа.
Еще неизвестно, было бы лучше Катерине остаться живой, и еще: если Катерина — светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, «темное царство» и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной.
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия?
“… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…” — но целый мир, а не фрагмент его, — мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классицизма, все же не претендует на всеохватность; в ней есть известная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия — схватка сердец, кланов, поколений, эпох. “Ни света, ни тепла, ни простора…” — мир-тюрьма, темное царство. Известно, что замоскворецкие купцы с поклоном выходили иногда на сцену Малого театра, благодаря актеров за их сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе и “Гроза”, — воспроизведение не только социального пласта жизни, но и психологического. Главным образом для драматурга было воссоздание картины нравов и психологических типов, определителем которых является принадлежность не к той или иной социальной страте (купец, крестьянин, дворянин), а к специфической нравственной группе. “Жестокие ругатели” были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офицерства (столкновение Савела Прокофьича с гусаром), да и вечная женская забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в деспотичную хозяйку, о которой наиболее точно отзывается Кулигин: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Очевидно, что Островский на примере известных ему замоскворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как портретную галерею русского купечества, а как панораму нравов всего общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной классовой принадлежности, а скорее от богатства, дающего силу, — будь он купец или дворянин. В этом — надвигающийся стук лопахинских топоров и звон “господина купона” Глеба Успенского. Это предвосхищение уже не может уложиться в рамки драмы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплощением которой явились нравы жителей Калинова. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану — хоть ты меня режь”, — таково жизненное кредо главной героини, пророчески намекающее на ее судьбу. И — не менее судьбоносное утверждение Варвары: “А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Третья позиция — безвольный Тихон, лишь над трупом жены поднимающийся до обличительных слов, брошенных в лицо матери. Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племянник Дикого, — нет здесь не только воли, но и порядочности. Эти линии можно продолжать, но они вполне укладываются в типы коллизий и общественных столкновений, обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бедных с богатыми, безответных со своевольными. Это общественная трагедия. “… В ней теплится по временам только искра того священного пламени, которое пылает в каждой груди человеческой, пока не будет залито наплывами житейской грязи”. Мир — “темное царство”, Катерина — “луч света” в нем. Этим подчеркивается всемирность значения происходящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих человека к гибели. И когда Катерина завершает своей “протест, доведенный до отчаяния”, тем самым она заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других. Ее личная драма, обусловленная социально и нравственно, перерастает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполезны споры о том, где именно разместит Островский свой Калинов: мир, думающий, понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города, и проблемы этого мира обрели в нем художественную типизацию. На это указывает еще и постоянное движение чисто географического рода, пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о далеких странах, где люди “за неверность” “с песьими головами”, уезжают на свободу Тихон, Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные поэтической романтики. Как временной, так и пространственный охват в пьесе огромен, что тоже позволяет считать “Грозу” трагедией.
Время и место сюжета
Пьеса погружает нас в реалии русской провинции накануне великих реформ Александра II. События разворачиваются в конце 50-х годов XIX столетия на волжских берегах. Местом действия стал захолустный купеческий городок Калинов — вымышленный населенный пункт. Выразились характерные черты среднерусской провинции того периода. На роль географического прототипа Калинова претендуют несколько Поволжских городов, в том числе, Кострома.
Примечательно, что с содержанием пьесы «Гроза» переплетается реальная история костромской мещанки Александры Клыковой. Правда, случилась она почти сразу после того, как драматург закончил своё произведение, а потому не могла являться первоисточником.
Такое «совпадение» говорит лишь о том, что Александр Николаевич удивительно точно прочувствовал атмосферу эпохи и местности, которую изображал. Он создал сюжет, который вполне мог иметь место в реальности, получившее достаточно широкую огласку «Клыковское дело» — тому подтверждение. А ведь в недрах русской глубинки проживало немало женщин, чья судьба оказалось схожей с историей Катерины. О чем же эта история? Перейдем к краткому изложению содержания произведения.
Пересказ очень кратко
Пьеса «Гроза» — это произведение о несостоявшейся любви, по сути это — семейная история, талантом автора поданная как социально-психологическая драма. Главная героини пьесы – Катерина – живет в семье со свекровью и не любимым мужем. Свекровь по прозвищу Кабаниха постоянно помыкает ей, стараясь поддерживать в семье старорежимные порядки, которые не нравятся ни сыну, ни дочери, ни невестке, но они не решаются возражать против них. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Савела Прокопьевича Дикого.
Когда супруг главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, возлюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива она только то короткое время, пока отсутствует муж. Любовь становится настолько сильной, что женщина ее не в силах скрывать. Она признается мужу, узнаёт об этом и свекровь, и дядя Бориса. Дикой отправляет племянника подальше от дома – в Сибирь. История заканчивается трагически — Катерина бросается в Волгу с обрыва.
«Гроза»: анализ произведения
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:
Почему пьеса Островского называется «Гроза»?
Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.
Конфликт
В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. «Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.
Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.
Проблематика
Произведение «Гроза» полипроблемное:
- Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы.
- Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы.
- Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви.
Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.
Образы героев пьесы и их краткая характеристика
Действие происходит в купеческой и мещанской среде. Всего героев пьесы — двенадцать, и автором задумано несколько человек «массовки» в сценах на улице и на берегу Волги. Основных героев – шесть – это члены семей Кабановой и Дикого.
Главные герои
Характеристика Катерины
Добролюбов, характеризуя Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство – это старорежимные порядки провинциального городка, который живет в скуке и сплетнях, свободолюбивый характер Катерины пришелся здесь явно «не ко двору».
В соответствии с идейным замыслом пьесы, Островский выделяет в ней те черты, которые не позволяют ей примириться с ложью, цинизмом и обманом, царящими в обстановке не только ее семьи, но и всего города, а подразумевается – и всего общества того времени.
Автор сознательно идеализирует свою героиню, придавая ей такие черты, как свободолюбие, цельность, искренность. Но религиозность Катерины, желание действовать в рамках христианской морали, приводят ее натуру в противоречие со своими чувствами и помыслами. Это и послужит причиной трагического финала.
Катерине становится невыносимо жить не только из-за осуждения окружающих, настоящая любовь легко преодолевает это осуждение, но из-за внутренних сомнений.
Катерина способна на смелые поступки и решительные действия. Когда она узнает, что Бориса отправляют из города в Сибирь, она готова ехать с ним, чтобы быть вместе с любимым человеком.
Добролюбов в своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» писал, что характер Катерины «самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ему противны… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный… над бездной, в которую бросилась бедная женщина».
Историческим прототипом, послужившим основой для собрания образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)
Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она – домашний самодур, недаром ее прозвали Кабаниха. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя.
При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Грозой он называет свою мать. Если уж родной сын так отзывается о матери, то каково там приходится Катерине?
Характеристика Тихона Ивановича Кабанова
От других героев пьесы звучит характеристика Тихона как глупого человека, например такая: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».
Тихон – образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом в разговоре с Кулибиным он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил..»
Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком» и беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха.
Характеристика Варвары
Анализ пьесы
«Гроза» Островского А. Н. — бытовое психологическое произведение. Такое название ему автор дал, потому что оно в сущности передаёт трагичность событий, произошедших в провинциальном городке. Если говорить кратко, то в пьесе долгое время нарастало напряжение, после чего произошёл взрыв, изменивший жизнь большинства героев и перенёсший их в настоящий жестокий мир. В драме Островского «Гроза» трагедия совести и образ Катерины — одно целое. Это передаёт идею самой пьесы.
Природное явление, в честь которого названа пьеса, символизирует неотвратимость кары. После измены над героиней начали сгущаться тучи. Признавшись в своем проступке, героиня решается на самоубийство.
Для многих это стало аргументом называть трагедию Катерины трагедией любви и совести. Саму пьесу относят к направлению реализма. Здесь автор максимально точно старался передать быт и проблемы жертвы и других героев. Характеры персонажей соответствуют описанию реальных людей. Жанр произведения — драма. В ней выделяют такие конфликты:
- Противостояние самодуров и жертв. Здесь сталкиваются два мировоззрения — старое и новое.
- Внутренний психологический конфликт. Он происходит в душе главной героини.
- Социальные противоречия.
Из-за социльного конфликта произошли все предыдущие. Пьеса Островского начинается с брака купца и дворянки, которая потеряла своё состояние. В те времена такое явление было широко распространено. Правящие слои общества начали разоряться и терять власть из-за своей экономической безграмотности и чрезмерной расточительности.
Параллельно с этим купцы набирали обороты. Они были беспринципными, имели деловую хватку. Также торговцы пробивались за счёт кумовства. Дворяне, пытаясь хоть как-то держаться на плаву, стали отдавать своих дочерей замуж за сыновей из богатых купеческих семей. Брак Тихона и Катерины из-за этого изначально не имел никаких перспектив.
Краткое содержание пьесы подробно по действиям
Действие 1
Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокопьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными ему бабушкой.
Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Молодые люди «перемывают» косточки дядюшке – Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину.
Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной
Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он не правильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю. Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой.
Критика
Пьеса была хорошо принята критиками и поставлена на сцене почти сразу после ее написания, что говорило о ее злободневности.
«Сюжет» Грозы обладает непреходящей актуальностью. Прошло более полутора веков, но поднятые в произведении личностные и социальные проблемы не исчерпаны. Самодурство богатых и маменькины сынки никуда не делись и в наши дни.
«Гроза», — писал Добролюбов, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»
И. А. Гончаров так характеризовал пьесу: «В …драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерной художественной полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни…»
А.И. Ревякин«Гроза» как трагедия *
1
Вскоре после выхода «Грозы» А.Д. Галахов в своем мнении о пьесе, представленном в Академию наук, писал: «В пьесе г. Островского, носящей имя «Грозы», действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех» .
Это замечание, высказанное мимоходом, в пору появления «Грозы» конкретно обосновано не было. Не было оно развернуто с должной полнотой ни критикой, ни режиссурой и в дальнейшем. А между тем, именно оно, на наш взгляд, и указывает наиболее верное направление для решения вопроса о жанре знаменитой пьесы.
Давность трагедии, как известно, исчисляется тысячелетиями. В процессе развития она принимала самое разнообразное конкретно-историческое выражение, но при всех видоизменениях до самого последнего времени сохранила свои наиболее существенные общие особенности.
Первой особенностью трагедии является глубокий конфликт — моральный, философский, идейно-политический. Содержанием трагедии служат резкие нарушения тех или иных общепризнанных норм, непримиримые противоречия между личностью и общественными установлениями. Второй особенностью трагедии являeтcя наличие героя как личности, выдающейся по своим духовным свойствам (ума, воли, чувства). Третья особенность трагедии состоит в том, что ее основной герой вступает в борьбу с препятствиями необычными, внутренне или внешне неодолимыми. Четвертая особенность трагедии — в физической гибели главного героя, борьба которого кончается для него катастрофой, вызывающей у читателя и зрителя страх и сострадание.
В.Г. Белинский писал: «С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки»; «… Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии — и вы лишите ее всего величия, всего её значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обаятельную силу»; «… действие, производимое трагедией — потрясающий душу священный ужас» . «Трагическое, — в понимании Чернышевского,– есть великое страдание человека или погибель великого человека. В первом случае сострадание и ужас возбуждаются тем, что страдание велико, во втором — тем, что гибнет великое»; «случай или необходимость причина страдания и погибели — все равно, страдание и погибель ужасны» .
Пятая особенность трагедии состоит в том, что она ставит себе этическую цель очищающего и возвышающего воздействия на зрителей. Изображая страдания и связанные с ним страсти, трагедия призвана очищать дурные страсти читателей и зрителей, возбуждая в них благородные, возвышенные нравственные чувства.
Сосредоточивая свое внимание на борьбе, обрекающей главного героя на страдание и гибель, трагедия пользуется иногда и некоторой долей комического.
«Вся жизнь человеческая, — писал Белинский, — состоит в столкновении и взаимном воздействии друг на друга героев, злодеев, обыкновенных характеров, ничтожных людей и глупцов… а предмет трагедии есть жизнь во всей многосложности ее элементов; потому в трагедию «по праву входит и элемент комический» . Так, в «Борисе Годунове» Пушкина комический элемент отчетливо проступает в первых народных сценах трагедии и в сцене в корчме. Без юмора не обходится ни одна трагедия Шекспира.
Указывая наиболее общие конструктивные признаки трагического жанра, мы вовсе не хотим сказать, что трагедией можно назвать лишь то произведение, которое осуществляет в себе всю их совокупность. Конкретно-историческая практика трагедийного жанра значительно сложнее.
Но основным признаком трагедии, отличающим ее на всех стадиях развития от драмы, является то, что в ней изображается неразрешимое в данных жизненных условиях противоречие, обусловливающее гибель главного героя, представленного лицом выдающимся.
Этот определяющий признак в «Грозе» налицо.
Главная героиня этой пьесы в условиях изображаемой среды отличается несомненно выдающимися духовными свойствами — нравственными и волевыми. В «Грозе» Островский поднялся «до изображения трагического столкновения живой страсти и мертвого косного уклада жизни» . Катерина — «настоящая трагическая героиня: глубокое личное чувство (любовь к Борису) борется в ней с сознанием семейного долга, освященного религией и общественным мнением всего «темного царства». Личная воля сталкивается с вышестоящим общественным законом, и это приводит героиню к страданиям и гибели» .
В «Грозе» Островский дал блестящий синтез личной трагедии и глубже ее лежащей, неизбежной гибели целого общественного уклада. Гибель главной героини является в этой пьесе предвестием краха погубивших ее социальных отношений. Личная и общественная трагедия раскрыта здесь в форме общественно-бытовых отношений.
Добролюбов справедливо писал о «Грозе», что «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий» .
«Гроза» — народная социально-бытовая трагедия. Народная в том смысле, что она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа (Кулигин, Катерина, Глаша). Недаром даже действие ее происходит, по преимуществу, на народной площади.
В «Грозе», — разъяснял Добролюбов, — воспроизведен русский характер, отражающий «новое движение народной жизни» (т. 6, с. 350), и окружающая этот характер «русская обстановка» (т. 6, с. 363).
На протяжении всего развития «Грозы» отчетливо чувствуется ход неумолимой «судьбы», разлагающей многовековые устои когда-то исторически сложившихся в обществе религиозных и морально-бытовых понятий. Добролюбов указывал на «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в “Грозе”» (т. 6, с. 361).
2
Трагедийность «Грозы» осуществляется конфликтом не только главной героини, но в какой-то мере и других действующих лиц.
Так, трагично по своей безысходности положение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего об изобретении чудесных машин, о счастье и довольстве òрудового люда, но обреченного чинить мелкую домашнюю утварь. В том же смысле в известной степени трагична даже участь Тихона, являющегося жалкой игрушкой необузданного своеволия. По поводу заключительных слов Тихона Добролюбов писал: “Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а о обо всей этой жизни (где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам). Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего, решительно ничего, сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжелее всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет сгнивающий заживо … И думать, что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью, во что бы то ни стало!..» (т. 6, с. 362).
Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, Островский, как уже отмечено, показал, что принципы абсолютного авторитета, тогда господствовавшие в жизни, давно уже утратили всякий свой смысл и нравственную силу. Они лишь тормозили общественное развитие, подавляли человеческую личность. Эти условия и создавали предпосылки для неразрешимого противоречия в судьбе людей того времени, их трагедию.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ее подчеркнутым параллелизмом грозы общественной и грозы природно-стихийной.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису (д. I, явл. 3). «А ведь здесь какой народ! — обращается Кудряш к Борису. — Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят» (д. III, сцена 2-я, явл. 2). Эта настойчиво повторяющаяся характеристика нравов города Калинова иллюстрируется всей образной системой пьесы, что придает ей явно трагическую окраску.
Совершенно естественно, что комические элементы в этой пьесе, в сравнении с другими, минимальны.
При наличии несомненного трагического конфликта пьеса пронизана социальным оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии темного царства, о сопротивлении ему, о росте сил, призванных смести власть Диких и Кабаних. В условиях произвола и насилия, пусть еще робко, но уже начинают протестовать светлые Кулигины. Недовольство деспотией сообщается и Кудряшу, и Варваре, и Глаше.
Все это вполне объясняет свидетельство Добролюбова, что «большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического характера). В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость (и близкий конец) самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели» (т. 6, с. 334).
3
Понимание «Грозы» как трагедии встречало не только сочувствие и поддержку, но и решительные возражения.
Говоря о трагедийном жанре, исследователи привыкли иметь дело с сюжетами историческими, с образами выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в ту или иную исключительную жизненную ситуацию. Трагедия обычно ассоциировалась с героями вроде «Эдипа» Софокла, «Гамлета» и «Отелло» Шекспира, «Бориса Годунова» Пушкина, «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого.
Островский создал трагедию на жизненном материале совершенно иного социального круга. Он избрал трагическим героем женщину из купеческой среды, причем подчеркнул не исключительность, а типичность ее положения, и перенес интерес с интриги на общественно-бытовые характеры и нравы, придав особое значение внесюжетным персонажам. Естественно, что трагедия прозвучала необычно, и это смутило и спутало многих не только дооктябрьских, но и послеоктябрьских критиков, исследователей и режиссеров.
Понимание образа Катерины как трагической героини для многих затруднялось суждениями о ней Д.И. Писарева: «Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость» . Критик не понял, что уход из жизни был единственный вид протеста, который могла избрать именно Катерина. Страстно ненавидя окружающий ее деспотизм, Катерина не захотела жить на коленях. И в этом сказалась ее огромная сила воли, стихийного протеста.
«Вы должны, — отмечал Писарев, — считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания» .
Смерть Катерины несомненно повышала ненависть к деспотии.
Нельзя не согласиться с комментариями Н.П. Кашина к заключительной сцене пьесы: «Случилось нечто невероятное: безвольный Тихон нашел в себе силы сказать своей маменьке сущую правду, что она погубила Катерину. Тот домостроевский быт, истинной представительницей которого является Кабаниха, дал трещину. Кабаниха «поговорит» дома с Тихоном, но это уже не прежний Тихон. Его судьбу, правда, можно предсказать: он, конечно, сопьется, и это будет только лишний штрих в картине «жестоких нpaвов», но авторитет Кабанихи уже пошатнулся» .
Смерть Катерины, укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к «бунту» против своей маменьки робкого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка, т. е. , повторяя слова Писарева, «прекращению или облегчению страдания».
Высказываясь против отнесения «Грозы» к жанру трагедии, исследователи чаще всего ссылались на то, что главная героиня ее не обладает подлинной силой характера. «Катерина, — писал В. Волькенштейн, — чувствует над собой власть верховно-божеского закона. Она нарушает не только семейные нормы определенного быта, она восстает против Бога. Пророчество сумасшедшей, вещие голоса, которые Катерине слышатся, картина страшного суда, которую она замечает в момент сильнейшего смятения, — всеми этими средствами автор вводит нас в атмосферу трагического «богоборчества». Однако Катерина слаба: едва ощутив свой грех, свою «трагическую вину», Катерина гибнет, кончает с собой; она не в силах упорно бороться с богом» .
Указывая на слабость Катерины, исследователь явно погрешает против истины. Мучаясь виной греховной любви к Борису, она все же решила пренебречь общественно-бытовыми законами окружающей среды и связать жизнь с Борисом. Она просит Бориса взять ее в Сибирь, куда он едет по воле дяди. Но Борис оказался слишком слаб для того, чтобы помочь Катерине вырваться на волю. Единственным средством протеста для Катерины была смерть.
Именно так понимал гибель своей героини и сам драматург: «Катерина, — комментировал Островский свой любимый образ, — женщина со страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдается своей страсти, говоря перед этим: — “Будь, что будет, а я Бориса увижу!” … Положение Катерины стало безысходным. Жить в доме мужа нельзя. Уйти некуда. К родителям? Да ее по тому времени связали бы и привели к мужу. Катерина пришла к убеждению, что жить, как она жила раньше, нельзя и, имея сильную волю, утопилась» .
Актуальнейшие для своего времени вопросы борьбы и протеста против сковывающих и гнетущих начал старой жизни Островский осветил в «Грозе», главным образом, на материале семейно-бытовых отношений. Этим он придал ей характер семейно-бытовой пьесы, однако, лишь по форме выражения, по материалу, а не по существу поставленных в ней вопросов. В «Грозе» ставятся не частные, а общие, узловые вопросы той эпохи.
Исходя из реальных условий изображаемого времени, Островский показал свою героиню в обстановке противоречий, которые, несмотря на всю ее правоту, при всем ее страстном желании жить, при всей ее тяге к свободе, все же оказались для нее неодолимыми и привели к гибели, к катастрофе. Поняв и воплотив душевную драму Катерины и самую ее смерть как страстное и героическое утверждение лучшей, достойной человека жизни, Островский создал в «Грозе» проникнутую духом подлинной народности замечательную социально-бытовую трагедию.
- Сочинения
- Литература
- Островский
/
/
Сочинение Авторское определение жанра Грозы
В пьесе А. Н. Островского показывается жизнь, современную автору, жестокие нравы раннего капитализма . Островский показывает «тёмное царство», поглощающее всех окружающих и убивающее все чистые чувства: любовь, добро, стремление к саморазвитию и совершенствованию общества. Данное произведение было написано в предреформенную эпоху, поэтому в нем чётко отображено состояние общества на данном этапе. В каждого героя автор вложил определённые черты, но особенное внимание уделил Катерине, резко отличающейся от всех остальных героев.
Сам автор отнёс свое произведение к жанру бытовой драмы. Это легко объяснить. Во-первых, все события, описанные в «Грозе» просты, понятны, они ежедневно происходят в быту города Калинова. Во-вторых, все герои произведения раскрыты и типичны.
Но некоторые критики относят данное произведение к жанру трагедии. И этому, определённо, есть основание. Жизнь жертв «тёмного царства» очень тяжела и трагична, в особенности хочется выделить Катерину, которая не смогла жить в таком обществе и решилась на самоубийство.
Но какое определение жанра «Грозы» можно считать наиболее верным? Для этого выделим черты как трагедии, так и бытовой драмы.
Одной из самых важных черт бытовой драмы несомненно является подробное описание состояния общества, окружающей среды. Всё действия, описанные в произведении такого жанра должны быть типичны и просты. В большинстве случаев в бытовой драме все происходящее описывается спокойно.
В трагедии же все наоборот. Здесь обязательно должна быть борьба главного героя, борьба за свободу, борьба за справедливость, за общество. И эта борьба всегда заканчивается трагедией — смертью главного героя. Однако, герой одерживает нравственную победу, выражая свой протест устоявшемуся общественному строю, показывает свой недовольство чем-либо. В произведении «Гроза» героем-борцом была Катерина. Девушка одинока, она живёт в «тёмном царстве» словно птица в клетке, мечтает о свободе. Но Катерина боролась, боролась за свои права, за счастье и любовь. Однако, в конечном итоге её силы иссякли, остался лишь один путь — путь очищения, то есть смерть. Трагедия героини в том, что она, в отличие от других героев, пыталась изменить «устои тёмного царства», сделать жизнь хоть немного лучше, но не получила поддержку от окружающих, она была вынуждена бороться одна, но сил не хватило.
Таким образом, наиболее верно будет назвать жанром пьесы А. Н. Островского «Гроза» драму с элементами трагедии.
Рассуждение 2
Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, это отражение действительности того времени. Автор обращает внимание читателя на темную сторону, которая убивает положительные отношения между людьми и чистейшие сердечные порывы. Все действия происходят в период реформаций. Островский был сторонником реалистичного метода, и использовал его в своих произведениях. Очень сложно однозначно определить жанр пьесы. В самом начале создания драмы, автор предполагал, что напишет ее как «комедию», но непредсказуемая развязка, сложный сюжет повлияли на жанр произведения. Из-за этого начальную задумку пришлось изменить. Ключевой идеей драмы выступает личная жизнь человека.
Название пьесы содержит трагические нотки. По смысловой нагрузке, гроза у Островского — это не только природное явление, а еще и состояние души главных героев. Для кого-то гроза — это предвестник счастливых перемен, а для кого-то предстоящие неприятности.
Образ главной героини – Екатерины сочетает в себе необычные черты. Она бескомпромиссная и незаурядная личность. Образ девушки, отличается от всех других действующих лиц. Екатерина не может договориться с совестью, так как она не такая, как все, она не может лгать. В противовес девушке демонстрируется образ Кабанихи, она выступает с позиции старого уклада жизни. Детальное описание персонажей, житейская сюжетная линия легки в представлении. Из-за того, что конец произведения трагичен, многие критики утверждают, что по жанру эта пьеса – трагедия. Отчасти это так, ведь жизнь главной героини обрывается. Но для трагедии не свойственно детальное описание жизни и быта людей.
Социально-бытовая драма – жанр, определенный автором. Нельзя не согласиться с драматургом. Ведь все присущие драматические элементы присутствуют: не разрешенный конфликт в конце произведения, трудные взаимоотношения с Борисом, пренебрежительное отношение Кабанихи к людям.
До сих пор вопрос о жанре этой пьесы не решен, но я полностью солидарен с мнением автора и считаю, что это социально-бытовая драма. Доступность и простота персонажей заставляют сопереживать им как настоящим людям. А. Н. Островский безусловно смог передать весь реализм произведения, а применение литературных приемов позволяет раскрывать всю полноту пьесы. «Гроза» — непревзойденное произведение, в которое заложена душа самого автора.
`
Авторское определение жанра Грозы
Популярные сочинения
- Сочинение «Меняйтесь раньше, чем вас заставят это сделать» — Джек Уэлч
Вообще, точная фраза про то, что надо чувствовать жизнь. Нельзя привязываться к отжившему, только в прошлом видеть хорошее, так ты быстро стариком станешь. И сам ты не можешь всё время оставаться прежним!
- Язык мой — враг мой — сочинение 4 класс по пословице
Говорит каждый человек по-разному. У каждого – разный словарный запас, разная грамотность, наличие слов-паразитов или же их отсутствие, наличие акцента или его отсутствие
- Сочинение Любовь сильнее смерти (рассуждение)
Любовь это прекрасное чувство которое должен испытать каждый человек в своей жизни. Это чувство постоянно описывают писатели в своих произведениях. Все описывают прекрасные отношения между двумя людьми
Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была написана в 1859 году. Фабула произведения представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.
Предлагаем несколько вариантов сочинений и анализа драмы А.Н. Островского «Гроза».
Содержание
- Проблема человеческого достоинства
- Тихон и Борис – сравнительная характеристика
- Анализ пьесы «Гроза» Островского
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Образ грозы в пьесе Островского
Проблема человеческого достоинства
Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.
Именно о человеческом достоинстве, о борьбе между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными взглядами свободной молодежи рассказывает в своей пьесе А. Н. Островский «Гроза».
Проблема достоинства рассматривается в произведении с разных сторон. С одной стороны, стоит недостойное, лживое, лицемерное и двуличное купеческое общество. Представители старых укладов позволяют себе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, подчиненные для них — рабы, а не люди.
За пределами своих домов они надевают любезные маски. Несмотря на то, что эти люди считают себя высшим обществом, такое поведение трудно назвать человечным и достойным.
С другой стороны, стоят постоянно унижаемые представители молодого поколения. Некоторые из них смирились с такой жизнью, потеряли чувство собственного достоинства, стали похожими на рабов. Но все внимание к себе приковывает Катерина – смелая, нравственная, свободная.
Она не хочет мириться с таким обществом и не находит свое место в нем. У нее, в отличие от других, есть собственное мнение. Но, к сожалению, в обществе, в котором не имеют представления о человеческом достоинстве, очень трудно остаться настоящим человеком.
Я поддерживаю Катерину и считаю, что нужно бороться за свое достоинство, за право на свою личную жизнь и на мнение, даже если его не разделяют сотни людей. Конечно, остаться собой в таком гнилом обществе без поддержки очень трудно, именно поэтому история и закончилась трагедией.
Тихон и Борис – сравнительная характеристика
Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.
Этих героев объединяет подневольность, оба они зависимы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить.
Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.
Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может защитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.
Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а местные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.
За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.
Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса.
Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочувствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.
Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.
Анализ пьесы «Гроза» Островского
Вариант 1
История создания:
Сама история начала написания пьесы, Гроза началась в 1859 году, в июле. Ее написание продолжалось всего лишь несколько месяцев, по истечении которых она была отправлена в Санкт-Петербург, именно для того чтобы ее оценили литературные критики.
Автор получил прилив вдохновения во время этнографической экспедиции по Волге. Ее главной целью было получить определенные знания о том, как на самом деле проживают и проживали коренные населения России.
В основу олицетворения людей было вложено, то какими он увидел людей на самом деле. Главный город в пьесе Калинов, который является вымышленным, послужил средством описания самобытности приволжских городов. Их жизнь, а также самобытность являлись еще одним воодушевлением для Островского.
Также существует вторая теория о том, что являлось вдохновением для написания пьесы. В основу этой теории вкладывается тот самый жизненный момент, который произошел с одной девушкой по имени Александра Клыкова, которая не выдержала угнетающего чувства в доме мужа и утопилась в Волге.
Ведь на тот самый момент, к девушке постоянно придиралась свекровь, а муж, который был постоянно возле «маминой юбки», просто-напросто не смог ее защитить от нападок свекрови. Но не только все усугубляло, свою роль также сыграл тот самый факт, что у Александры появился роман с почтальоном.
Смысл названия:
Слово гроза, отображало не только погодное явление, оно также выражало явление, которое яростно бушует в «темном царстве». А в центре самой пьесы как раз находились представители «темного царства», которые так и пытались расправиться со своими жертвами.
Жанр и направление:
Основным жанром данного произведения является – драма.
Направлением служит – реализм. Ведь нет на свете ничего реальнее, чем описанное из первых уст автора котором попытался передать всю самобытность того времени и места в котором он некогда оказался.
Композиция:
Вся суть композиции заключается именно в том контрасте, в котором написана данная пьеса и она состоит из 5 действий.
В самом начале, в экспозиции, автор начинает описывать вымышленный город и те персонажей, также описывает ту обстановку в которой происходят все действия.
Дальше происходи завязка. Это тот самый момент, когда в пьесе начинает зарождаться конфликт, связанный с Катериной. Ведь именно у нее начинают появляться первые конфликты с семей.
Развитие основных действий, начинается с того как Катерина полностью отдалась другому, хоть она и понимала что поступает неверно, все же она не могла поступить иначе.
Кульминация, происходит в той самый момент, когда она уже не видит выхода кроме как смерть. Она погибает.
Развязка, Тихон и Варвара все-таки нашли в себе силы и восстали против Кабанихи за право быть свободными.
Конфликт:
Главным конфликтом является противостояние старого и новых миров.
Идея:
Заключается в том, что в старом городе Калинино, живет одна замужняя девушка по имени Катерина, живет она под тиранией своей свекрови кабанихи и с Борисом, племянником который мечтает вернуть свое наследство.
Когда муж этой девушки Тихон покажет дом, она отдается своему возлюбленному. Спустя некоторое время она публично в этом признается, но, не выдержав позора, она бросается в Волгу. В конце Тихон и Варвара вступают на путь против жесткой Кабанихи.
Темы:
- Любовь
- Семейные узы
- Быт Калинова.
Проблемы:
- страх перемен;
- мучения совести;
- правда и ложь.
Смысл:
Главным смыслом всей пьесы является самодурство, при помощи такого названия пьесы, автор сам выводит пьесу на новый уровень, он показывает в ней силу божьей кары на те деяния, которые они совершили.
Вариант 2
Пьеса-драма Николая Островского «Гроза» повествует о сложной, трудной, бытовой реальности того времени.
Действие разворачивается в провинции – городе Калинове. Композиция произведения состоит из нескольких конфликтов, которые делают структуру пьесы более сложной. Главный диссонанс заключен в противоборстве двух взглядов на мир: старого и нового.
Старое мировоззрение представлено провинциальными сумасбродами Диким и Кабанихой. На стороне нового мировоззрения находятся Катерина, Борис и Тихон, ставшие жертвами первых двух персонажей. Акцент в пьесе сделан на главную героиню Екатерину, ее внутренние переживания. Они созвучны с конфликтом, возникшим между двумя сторонами. На примере этого конфликта автор хотел показать существующие настроения общества того времени.
Писатель выстроил особенную систему персонажей, что стало особенностью произведения и отличает его от подобных. Персонажи разделены на две группы: «угнетатели» и «приспособившиеся».
Екатерина стоит особняков среди остальных. Ей присущи такие черты как честность, интеллигентность, свобода мысли. Это выделяет ее среди всех героев пьесы. Стоит также отметить образ персонажа Кулигина. Через него показывается позиция самого автора отношении потребности развития прогресса в области науки и техники.
В основном тематика произведения делает акцент на подробном описании быта, нравов провинциального захолустья. Показывается его скучность, невежество, косность, скудость в плане материальных и творческих ресурсов, застой. Это скорее напоминает «болото», в котором погрязли жители Калинова. Им нравится это, о чем явно свидетельствует позиция местных самодуров. Сам автор говорит об этом с нотками сожаления и грусти.
Не обошла стороной пьеса и тему противостояния поколений. Поднимаются проблемы в воспитании, показывается прямое влияние семейного уклада на формирование личности. Здесь автор приводит два противоположных примера: Екатерину и Тихона. Героиня росла в культурной семье, получила образование, Тихон же постоянно находился под материнским диктатом и вырос человеком, не имеющим ни принципов, ни характера.
Чтобы наиболее ярко показать читателю характер Катерины, автор вводит в произведение философскую христианскую тематику грехопадения и раскаяния за грехи. Посредством образа главной героини он в полной мере изобразил высокую нравственность, оправдание, справедливость.
Драматическая судьба Екатерины служит способом для автора показать нравственную проблему всего человечества. Ее суть: в конфликте любви, верности, преданности со свободой русских характеров, а также – невозможности преодоления самодурства, ханжества общества того времени.
Через пьесу «Гроза» автор открывает нам свою идею о способности русского народа побороть «тьму невежества» старой жизни, способности увидеть светлый лучик будущего.
Вариант 3
В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения.
Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.
Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.
В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом.
Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.
Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше.
Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.
Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.
Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.
Вариант 4
Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.
При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное.
Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому.
И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.
Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги.
Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.
Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта.
Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины.
Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом.
Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.
Образ грозы в пьесе Островского
Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
Значения образа начинают раскрываться с 1‑ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4‑ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.
Боятся ее все, но только не Кулигин. У него нет проблем с совестью, поэтому ему не нужно опасаться кары божьей. Он представляет грозу как бытовое явление, не видя в нем мистики. Он говорит, что гроза не может убить. Дикой не приемлет его точки зрения, он считает, что грозу посылает Бог, чтобы напомнить людям о грядущем суде. В этом скрывается первобытный страх.
Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.
В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.
Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.
В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.
Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.
Образ грозы в пьесе Островского имеет также отношение к страху. Кулигин замечает, что бояться грозы не стоит. Он говорит: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Он также замечает «Не гроза это, а благодать».
Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.
Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.
Вариант 2
Гроза — это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.
Смысл представления начинает описываться с 1‑ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4‑ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.
Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.
Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации — это феномен появляется как сила мира иного.
В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.
Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.
Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.
Изображение грозы в произведении Островского показывает позицию автора к страху. Кулигин видит, что опасаться грозы не нужно. Он сообщает: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Затем еще добавляет «Не гроза это, а благодать».
Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.
В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза — это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура — деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.
В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.
Читайте также: «Старуха Изергиль» сочинение + анализ рассказа М. Горького.
Все те проблемы, которые драматург поднимает в пьесе, существовали и, вероятно, существуют повсеместно. Обладая поистине глубоким пониманием особенностей русской жизни и умением её красочно изобразить, Александр Николаевич в «Грозе» живо и точно описал самые потаённые и существенные её стороны.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Рассуждение по пьесе Островского Гроза
Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.
Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.
Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.
Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.
С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.
Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.
«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.
2 вариант
Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.
Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.
Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.
Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.
Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.
Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.
Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.
Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.
Вариант 3
Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.
Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.
Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.
Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».
Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.
Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.
Сочинение рассуждение по драме Гроза
В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».
В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.
Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»
Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.
Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.
Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.
10 класс
Произведение по своей жанровой направленности относится к театральной пьесе, основная тематика которой заключается в изображении постоянно возникающего конфликта двух поколений людей, в невозможности преодоления разногласий и взаимных претензий.
Представители старого, отжившего свой век поколения изображаются автором в лице Кабанихи и ее семьи, которые являются типичным собирательным купеческим образом, консервативным, не понимающим интересы и стремления молодых людей, придерживающимся прежних традиций и нравов.
Кабаниха представляется в пьесе в качестве весьма харизматичной и жестокой женщины, главный порок которой заключается в лицемерии. При этом перед окружающими людьми женщина представляется весьма набожной, готовой к оказанию любой поддержки, а в быту Кабаниха проявляет свой тиранизм, эмоционально уничтожающий собственного сына, беспомощного и жалкого человека.
Представителем молодого поколения в пьесе является Екатерина, представленная в образе доброй, сентиментальной, воспитанной женщины. У Екатерины складывается непростая и печальная жизненная ситуация, поскольку она замужем не за самым лучшим супругом, а ее воспитание не соответствует традициям провинциального городка, в котором она вынуждена проживать.
Смысл сюжетного повествования заключается в изображении противопоставления позиции Екатерины окружающему ее обществу и его традиционному укладу, устоявшемуся многие годы.
Образ Екатерины в пьесе является символом долгожданной свободы, света, здравой религии, сострадания и милосердия.
Автору удается раскрыть существующие социальные противоречия и продемонстрировать существующий в обществе и обострившийся кризис, в котором пробивается просвещенное массовое сознание. Существующие отжившие принципы и нравы, с точки зрения писателя, в скором времени исчезнут, поскольку их век является скоротечным и недолгим.
Образ грозы в пьесе представляет собой олицетворение безудержной стихии, способствующей исключению всего негатива предыдущей эпохи и изменению общественного состояния и мировоззрения. Однако главной героине пьесы не суждено дожить до указанных изменений, поскольку ее душевное состояние не может выдержать возникших противоречий, и она совершает самоубийство.
Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости преодоления старых, изживших себя устоев, нравов, моральных принципов в целях и ради дальнейшего развития общественной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Черное море
Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии
- Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями
- Сочинение по картине Грабаря Ясный осенний вечер
На картине изображен осенний пейзаж, присущий средней полосе России. Видно, что художник, работая над своей картиной, расположился на возвышении, с которого открывается вид на прекрасную равнину
- Анализ произведения Уездный лекарь Тургенева
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
- Сочинение Мое любимое стихотворение Тютчева
Федор Тютчев – русский поэт 19 века, творчество которого при жизни было не очень популярно. Современник Николай Некрасов отнес его к «второстепенным» поэтам. Однако лирические произведения