Вершина французского критического реализма — это творчество Оноре де Бальзака, крупнейшего мастера реалистического романа.
Одним из лучших произведений Бальзака является повесть «Гобсек», герой которой является олицетворением власти золота над людьми. Гобсек, которому было уже 76 лет, снимал две бедно обставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный тем, чтобы вовремя взыскивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у Него деньги, или, поскольку «дела заканчивались именно так, присваивать себе их имущество и драгоценности».
Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом, система взглядов, в которой мы, читатели, без труда обнаружим житейскую философи ю скряги. «Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, Достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. Деньги — это товар, который можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельства.
[sms]
Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Гобсек — ростовщик того времени, когда деньги становятся важнейшей силой общественной жизни. Люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов Сен-Жерменского предместья, писателей и артистов. Распоряжаться судьбами, а может быть, и жизнью этих людей, считающих себя «солью земли», диктовать им свои условия, быть свидетелем их унижения — вот чем упоен Гобсек.
«Мой взор подобен взору господа, — говорит Гобсек. — Я читаю в сердцах; ничто не скроется от меня, ни в чем нет отказа тому, кто затягивает и развязывает денежный мешок. Я достаточно богат для того, чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начиная от канцелярских служителей и кончая их любовницами. Разве это не власть? Я могу, имея самых красивых женщин, пользоваться их самыми нежными ласками. Разве это не наслаждение?»
Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты стяжательства. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте, — говорит Гобсек, — сосредоточены все человеческие силы».
Дервиль верил в человеческое благородство, от Гобсека он узнал правду о жестокой борьбе, тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он стал.
Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Гобсек для Бальзака — живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти.
А что же делается сейчас, ушли Ли мы на шаг вперед или остались на месте? Все утверждают, что мы идем к прогрессу, но так ли это? Все отношения строятся на деньгах, ничего не происходит без них. Редко заключаются браки, основанные на настоящей любви. И хочется спросить, существуют ли сейчас гобсеки?
Да! Наш мир, наше время просто наполнено такими скупыми людьми, работающими только ради денег. Как же может развиваться культура, образование, если мы стоим наместе? Губительная власть денег взяла верх над человечеством. Спасти себя можем только мы сами.[/sms]
Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши
Прихоти, нужно время, нужны материальные
Возможности или усилия. Ну что ж!
В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает
В действительности.
О. Бальзак
С 1830 по 1848 год Бальзак создал три варианта новеллы, постепенно ужесточая образ главного героя – ростовщика Гобсека, чья фамилия не случайно переводится как “живоглот”. Ростовщик – характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу надо перехватить крупную сумму, чтобы не упустить выгодной сделки, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы жить в привычной роскоши, на которую ему уже не хватает средств.
Гобсек – яркий пример того, как жажда наживы может исковеркать человеческую жизнь. В юности он плавал юнгой на корабле, бывал в Индии и Америке, подвергался опасностям, искал клады, воевал, несколько раз сколачивал и терял состояние и в конце концов оказался в Париже, где скромно жил в убогой комнате, похожей на монастырскую келью. Но из этой кельи он, словно щупальцами, дотягивался до самых фешенебельных особняков Парижа. Вся его жизнь подчинялась единственной цели – накоплению денег.
Золото было для Гобсека символом власти над окружающими. Он не просто обирал и разорял, нет, он пристально всматривался в жизнь окружающих, трезво оценивая не только кошельки, но и души. Усталый цинизм сочетался в натуре Гобсека с безукоризненной честностью (получив от графини де Ресто бриллиант, стоимость которого превышала плату по векселю, он при первой же возможности возвращает двести франков). Ростовщик – тонкий психолог, верно и точно судящий о людях.
Вот его замечания о графе де Ресто, обманутом и почти разоренном муже прелестной графини: “Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совладать с горем, и оно убивает их”. Гобсека способно растрогать распятие над девической кроватью Фанни Мальво, он не остается равнодушным к яркой прелести графини, и в то же время старик безжалостен и скрупулезен в денежных делах.
Даже стряпчему Дервилю, который пользовался его расположением, Гобсек дает взаймы только под проценты, объясняя это очень своеобразно: “Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И потому мы с тобой лучшие в мире друзья”. В конце концов, его скупость становится маниакальной: после смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться.
Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек умирает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий.
Не менее Гобсека страдают от власти денег те персонажи, которые поначалу кажутся жертвами ростовщика. На самом же деле и графиня де Ресто, готовая на все ради своего любовника, и блестящий светский лев маркиз де Трай, пользующийся ее слабостью и заставляющий платить за него долги, люди более бесчестные, чем папаша Гобсек. Графиня не только разоряет своих детей, она готова на любое кощунство, чтобы уничтожить завещание, которое, как ей кажется, обрекает ее на нищету.
Но таковы не только они. Действие новеллы начинается в особняке виконтессы де Гранлье, дочь которой влюблена в старшего сына графини де Ресто. Скандальная репутация графини делает брак между ними невозможным. Но стряпчий Дервиль рассказывает историю жизни и смерти Гобсека, который сумел сберечь и приумножить состояние покойного графа.
Теперь Эраст де Ресто – богатый наследник. И это резко меняет отношение к нему виконтессы. Ее не интересуют ум и душа молодого человека, раз он богат.
И теперь можно примириться и с его матерью: деньги и старинный герб заменят добродетель. Это прекрасно понимает Дервиль, который, хотя и составляет неотъемлемую часть суетного делового мира, сохранил отзывчивость и желание помогать людям.
В этом и заключается человековедение Бальзака: он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои буржуазного общества, где власть денег влечет за собой преступление и пороки.
Loading…
Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть «Гобсек».
В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ярко изобразить весь «смазанный маслом механизм любого богатства». И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве «всемогущества, всеведения, все благости денег». Борьба за
состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.
Главный герой повести — миллионер-ростовщик — один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений — это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что «в золоте сосредоточены все силы человечества… что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото — вот духовная сущность всего общества». Именно вокруг денег вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. «Этот старикашка, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота». Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем».
Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые низкие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ярко и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, «чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».
Губительная власть денег
(По
повестям О. Бальзака «Гобсек» и
«Евгения Гранде»)
Создавая
«Человеческую комедию», Бальзак
поставил перед собой задачу, еще
неизвестную тогда литературе. Он
стремился к правдивости и беспощадному
показу современной ему Франции, показу
реальной, действительной жизни его
современников.
Одной
из многих тем, звучащих в его произведениях,
является тема губительной власти
денег над людьми, постепенной деградации
души под влиянием золота.
464
Это
особенно ярко отражено в двух известных
произведениях Бальзака — «Гобсек»
и «Евгения Гранде».
Произведения
Бальзака не утратили своей популярности
и в наше время. Они популярны и среди
молодых читателей, и среди людей
старшего возраста, черпающих в его
произведениях искусство понимания
человеческой души, стремящихся
разобраться в исторических событиях.
И для этих людей книги Бальзака —
настоящая кладовая жизненного опыта.
Ростовщик
Гобсек является олицетворением власти
денег. Любовь к золоту, жажда обогащения
убивают в нем все человеческие чувства,
заглушают все другие начала.
Единственное,
к чему он стремится, это обладать все
большими и большими богатствами.
Кажется абсурдом, что человек,
владеющий миллионами, живет в бедности
и, взыскивая по векселям, предпочитает
ходить пешком, не нанимая извозчика.
Но и эти поступки обусловлены лишь
стремлением сэкономить хотя бы немного
денег: живя в бедности, Гобсек при своих
миллионах платит налога 7 франков. Ведя
скромную, незаметную жизнь, казалось
бы, никому не вредит и ни во что не
вмешивается. Но с теми немногими людьми,
которые обращаются к нему за помощью,
он настолько беспощаден, настолько
глух ко всем их мольбам, что напоминает
скорее какую-то бездушную машину,
чем человека. Гобсек не пытается
сблизиться ни с одним человеком, у него
нет друзей, единственные люди, с которыми
он встречается, это его партнеры по
профессии. Он знает, что у него есть
наследница, внучатая племянница, но не
стремится найти ее. Он ничего не хочет
знать о ней, потому что она — его
наследница, а Гобсеку тяжело думать о
наследниках, потому что он не может
смириться с тем, что он когда-нибудь
умрет и расстанется со своим богатством.
Гобсек стремится как можно меньше
расходовать свою жизненную энергию,
поэтому-то он не переживает, не
сочувствует людям, всегда остается
безразличным ко всему окружающему.
Гобсек
убежден, что только золото правит миром.
Однако автор наделяет его и некоторыми
позитивными индивидуальными
качествами. Гобсек умный, наблюдательный,
проницательный и волевой человек.
Во многих суждениях Гобсека
465
мы
видим позицию самого автора. Так, он
считает, что аристократ ничем не
лучше буржуа, но свои пороки он скрывает
под личиной порядочности и добродетели.
И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей
властью над ними, наблюдая, как они
пресмыкаются перед ним, когда не могут
заплатить по векселям. Превратившись
в олицетворение власти золота, Гобсек
в конце жизни становится жалок и смешон:
в кладовой гниют накопленные кушанья
и дорогие предметы искусства, а он
торгуется с купцами из-за каждой копейки,
не уступая им в цене. Умирает Гобсек,
устремив взгляд на огромную груду золота
в камине.
Папаша
Гранде — коренастый «добряк» с
шевелящейся шишкой на носу, фигура не
настолько таинственная и фантастическая,
как Гобсек. Биография его вполне типична:
сколотив себе состояние в смутные
годы революции, Гранде становится
одним из самых именитых граждан Сомюра.
Никто в городе не знает истинных размеров
его состояния, и его богатство является
предметом гордости для всех жителей
городка. Однако богач Гранде отличается
внешним добродушием, мягкостью. Для
себя и своей семьи он жалеет лишний
кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить
в доме, он не чинит лестницу, потому что
ему жаль гвоздя.
Несмотря
на все это, он по-своему любит жену и
дочь, он не настолько одинок, как Гобсек,
у него есть определенный круг знакомых,
которые периодически его навещают,
поддерживают добрые отношения. Но все
же из-за своей непомерной скупости
Гранде теряет всякое доверие к людям,
в поступках окружающих он видит лишь
попытки разжиться за его счет. Он
только делает вид, что любит своего
брата и заботится о его чести, на самом
же деле делает лишь то, что ему выгодно.
Он любит Нанетту, но все же бессовестно
пользуется ее добротой и преданностью
ему, беспощадно эксплуатирует ее.
Страсть
к деньгам делает его совершенно
бесчеловечным: смерти жены он боится
из-за возможности раздела имущества.
Пользуясь безграничным доверием дочери,
заставляет ее отказаться от наследства.
Жену и дочь он воспринимает как часть
своей собственности, поэтому его
потрясает то, что Евгения посмела сама
распорядиться сво-
466
им
золотом. Гранде не может жить без золота
и по ночам часто пересчитывает свое
богатство, спрятанное в кабинете.
Ненасытная алчность Гранде особенно
отвратительна в сцене его смерти: умирая,
он вырывает из рук священника позолоченный
крест.
Что
привело папашу Горио к гибели
(По
роману О. Бальзака «Отец Горио»)
Бальзак
— один из величайших романистов XIX
века. Важнейшая особенность его творчества
состоит в том, что он написал не просто
большое количество романов, но историю
целого общества. Действующие лица его
произведений -врачи, стряпчие,
государственные деятели, ростовщики,
светские дамы, куртизанки — переходят
из тома в том, и тем самым создается
осязаемость и достоверность мира,
созданного Бальзаком.
В
1834 году Бальзак сделал первый набросок
плана будущей серии романов, которую
он назовет потом «Человеческой
комедией». Начинает эту серию роман
«Отец Горио», написанный в декабре
того же, 1834 года. Эта книга открывает
собой грандиозную эпопею, в ней участвуют
самые важные действующие лица
«Человеческой комедии», в ней
завязываются сотни драм, каждая из
которых в свою очередь станет темой
нового шедевра. «Отец Горио» —
краеугольный камень в творчестве
писателя.
Как
же развиваются события в романе?
Бальзак
приводит читателя на улицу Сент-Женевьев
в Париже, на которой расположен
четырехэтажный дом, принадлежащий
госпоже Воке. Это своеобразный пансион,
где за различную плату проживают
незаметные, потертые жизнью люди.
Здесь доживают дни одинокие старики —
бывшие лавочники, мелкие чиновники
в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят
пристанище те, кто только начинает свой
путь, — отпрыски небогатых семейств,
приехавшие в Париж из провинции, бедные
студенты, сироты-бесприданницы. В
этом потайном уголке парижских джунглей,
в гуще
467
маленьких
людей скрывается под обличьем коммерсанта
и беглый каторжник.
Госпожа
Воке отмеряет порции и меньше всего
наливает старику
Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания!
Когда он поселился в пансионе несколько
лет назад, он был еще довольно свеж и
крепок, и денежки у него водились.
Госпожа Воке подумывала о том, чтобы
женить его на себе, но на ее глазах Горио
превращается в дряхлую развалину,
жалкого бедняка.
Вместо
новенького фрака на нем какое-то отрепье,
он перестал
пудрить парик, отказался от табака. Из
лучшей комнаты
пансиона Горио постепенно перекочевал
в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец
превратился в отверженного, козла
отпущения, предмет насмешек для всех
жильцов. Почему
это произошло? Госпожа Воке не знает
причин и предполагает
самое худшее.
Старик
никого и ничего не замечает вокруг, он
весь ушел в свои
мысли, рассеянно катает шарики из хлеба
и то и дело нюхает
их, определяя качество муки.
Только
один из жильцов пансиона глядел на
старика с сочувствием.
Это студент Растиньяк. Он узнал историю
жизни
Горио, печальную историю…
В
молодости Горио былрабочим-вермишелыциком,
«ловким,
бережливым и настолько предприимчивым,
что в 1789 году
купил все дело своего хозяина». После
революции в голодные
годы он нажил состояние на спекуляциях
мукой. «Все
его умственные способности ушли в
торговлю хлебом». Все
его чувства ушли в любовь к семье — жене
и двум дочерям.
Вне лавки и вне семьи у него не было
никаких интересов: книг он не читал,
в театре засыпал. Жена Горио рано умерла,
и он сам растил и воспитывал дочерей.
Наряжал их, баловал,
выполнял любую их прихоть. «Отеческое
чувство его
перешло все разумные границы», дочери
стали его кумирами.
Горио «возносил их над собой, любил
даже то зло, которое терпел от них».
А с годами это зло становилось все
ощутимее.
Наделив
дочерей богатым приданым, Горио выдал
их замуж.
Старшую, Анастази — за графа Ресто,
младшую, Дельфину
— за банкира Нусингема. Они стали светскими
дамами
468
и стеснялись того,
что отец их торгует мукой. В угоду им
старик бросил свое дело. Дочери не хотели
брать его к себе, зятья стыдились тестя
с плебейской внешностью. Тогда Го-рио
и поселился в пансионе.
Он думал, что будет
жить на покое припеваючи. Лишь бы дочери
позволили их навещать. Но дочери пускали
его к себе очень редко и то тайком, с
черного хода. Им нужны были только его
деньги. Когда они не могли получить
денег у мужей на какую-нибудь прихоть,
они бросались к отцу, и постепенно он
отдал им все, что у него было. Одряхлевший,
опустившийся, он часами простаивал на
улице, чтоб хоть мельком взглянуть на
своих кумиров. А они обе отвернулись
от него. «Они выжали лимон, а корку
выбросили на улицу».
В предсмертном бреду
Горио строит безумные планы, как добыть
богатство, чтобы помочь своим «ангелам».
Он умирает, а дочери так и не пришли
к нему в его смертный час. Как бы прозрев
перед смертью, Горио сознает причину
своего несчастья. Он не нужен им потому,
что он беден: «Ах, будь я богат, кабы
я не отдал им свое богатство, а сохранил
бы у себя, они были бы здесь, у меня бы
щеки лоснились от их поцелуев».
Отец Горио являет
собой один из самых ярких примеров
людей, одержимых страстями; неуемное
развитие таких страстей, которое
приводит к полному разрушению личности,
ставшей их жертвой, — одна из наиболее
характерных черт искусства Бальзака.
Ведя своего героя от уступки к уступке,
от одной жертвы к другой, Бальзак приводит
его к полному краху, Горио весь ушел
в отцовское чувство, у него нет ничего
в мире, он не думает ни о ком, кроме
дочерей. Его страсть выросла на
эгоистической почве, и сама сила этой
страсти становится слабостью, ведет
Горио к гибели.
Бальзак
создал мир «Человеческой комедии»
по образу и подобию реального мира. Его
произведения в яркой художественной
форме отражают нравы французского
буржуазного общества первой половины
XIX
века, показывают безграничную власть
денег. Он — исследователь, спускающийся
в глубины океана. Океан этот —
человеческая жизнь, с зыбью повседневных
дел, с штормами страстей, с потайными
заводями
469
преступлений
и пороков, вечно переменчивая, вечно
движущаяся. И в этом движении, в этом
хаосе, в цепи случайностей, катастроф,
в глубинах человеческого падения и
высочайших взлетах мыслей, труда,
дерзаний Бальзак ищет главное, исследует
законы, управляющие приливами и отливами
человеческого океана.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #