Гуманистический пафос рассказа судьба человека

Региональный конкурс профессионального мастерства педагогов

образовательных организаций Курской области

на лучшую методическую разработку

«Мой лучший урок о Великой Победе»

Тема урока:

«Гуманистический пафос

рассказа-эпопеи

М.А.Шолохова «Судьба человека»

(урок литературы в 9 классе)

Зайцева Ирина Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа» Тимского района Курской области, учитель русского языка и литературы

307060 Курская обл., п. Тим, ул. Комарова д.19

8(47153)3-22-42, irinazayceva-1971@mail.ru, 8-919-274-85-44

Курск, 2015 год

«Гуманистический пафос рассказа-эпопеи М.А.Шолохова

«Судьба человека»

Цели урока:

  1. помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях;

  2. развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

  3. воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Планируемые результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Предметные: уметь делать краткий, художественный и выборочный пересказ, выразительно читать текст, делать сравнительную характеристику героев, знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Развивать творческое воображение, познавательную активность.

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; нравственно-этической ориентации, понимать и осознавать роль советского солдата в победе над фашизмом.

Регулятивные УУД: планировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст рассказа, раздаточный материал.

Межпредметные связи: обществознание

Технологии обучения: технология проблемного диалога

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, слайды презентации), частично-поисковые (работа с текстом).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

А. Сурков

В этом году наша Родина отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И сегодня мы поговорим о подвиге народа-победителя, о тяготах и ужасах тех страшных лет, унесших более 27 миллионов жизней советских людей: солдат, женщин, стариков, детей.

  1. Актуализация знаний (10 мин.)

  1. Слово учителя

«Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека»

В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся. Работа со словами. Как вы понимаете значение слов судьба, рассказ, эпопея, реализм, гуманизм? (сверка с эталоном слайд №2 в презентации)

  2. Актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом.

Задание: 3 группы обсуждают 1-2 мин., пользуясь текстом произведения, выписывают в предложенные таблицы (приложение №1) ключевые слова, содержащие характеристику главных действующих лиц рассказа: автор-повествователь, Андрей Соколов, Ванюшка (слайд №3)

Группы формируются по принципу дифференциации. Группе, в состав которой входят наиболее сильные обучающиеся, предлагается работа по характеристике Андрея Соколова.

Проблемный вопрос: Какое историческое событие объединяет судьбы автора-повествователя и Андрея Соколова?

Вывод: М.Шолохов использует «толстовскую» литературную традицию описания военных действий глазами непосредственного участника.

  1. Постановка учебной задачи (1-2 мин.)

Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Проблемный вопрос. Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?

Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема (слайд №5).

  1. Открытие нового знания (15 мин.)

  1. Анализ эпизода. Герой в немецком плену (слайд №6)

Диалог, побуждающий к открытию нового знания. Примерные вопросы:

  1. Как относились фашисты к советским военнопленным?

  2. Как характеризует героя эпизод с Мюллером? (стойкость, желание преодолеть унижения и не показать страх врагу)

  3. Что вы знаете о Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 1929 года (связь с предметом обществознание)

  4. Почему советские военнопленные не содержались в соответствии с Женевской конвенцией?

  5. Что давало силы людям терпеть невыносимые страдания? Какое из высказываний ближе именно вам в понимании основной мысли рассказа? (слайд №7)

    М.Шолохов

    Андрей Соколов

    «Русский человек, стиснув

    зубы, переносил и перенесёт

    все лишения и невзгоды,

    идя на подвиг во имя Родины».

    «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»

  6. Чего хотели достичь каратели, подвергая человеческое достоинство унижению, страху? (сломить волю, сделать человека слабым, жестоким)

  1. Анализ эпизода. Встреча с Ванюшкой. Примерные вопросы:

  1. Случается, когда несчастья кряду,

Гнетёт непоправимая беда,

Но, если вдруг судьба даёт награду,

Пренебрегать не нужно никогда.

Анатолий Болутенко

И снова «судьба» даёт нашему герою новую встречу. Прочитайте эпизод встречи Соколова с Ванюшкой. (слайд №8)

  1. Что общего в судьбах двух героев? (оба сироты, одинокими их сделала война)

  2. Почему Андрей Соколов называет Ванюшку сыном и принимает на себя заботы о его воспитании? (Сердце героя не зачерствело на войне среди боли, страха и унижения. Чужую боль он воспринимает как свою собственную).

Вывод по проблеме урока

  1. Возвращаемся к проблеме урока: «Возможно ли во время войны, во времена смертей и страха сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?

Вывод. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем, они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

  1. Найдите в тексте рассказа слова, содержащие мысли о достойном будущем наших героев (выразительное чтение).

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (10 мин.)

  1. Задание. Соотнесите высказывания великих людей с текстом рассказа или вашими личными жизненными впечатлениями и знаниями о Великой Отечественной войне.

От войны нельзя ждать никаких благ.

Вергилий

Во время войны законы молчат.

Лукан

Затевающие войну сами попадают в свои сети.

Иоанн Дамаскин

  1. Задание. Из предложенных тем сочинений отметьте значками те, которые можно проиллюстрировать примерами из рассказа-эпопеи «Судьба человека» (работа в парах)

«Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…»

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

x

«Суровые будни войны»

x

«Обыкновенный фашизм»

x

«Дети и война»

x

«У войны не женское лицо»

  1. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин.)

2-3 минуты;

Вопросы:

  1. Какую проблему поставили в начале урока?

  2. Удалось ответить на поставленный вопрос?

  3. Каким способом?

  4. Какие получили результаты?

  1. Задавание на дом. (1 мин)

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обыкновенный фашизм».

Приложение №1

Женевская конвенция об обращении с военнопленными, иначе называемая Женевская конвенция 1929 года была подписана в Женеве 27 июля 1929 года. Её официальное общепринятое название конвенция об обращении с военнопленными. Вступила в силу 19 июня 1931 года.

Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, где содержатся военнопленные, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий, в неблагоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.

Статьи 11, 12 и 13 устанавливают, что рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешают готовить дополнительную пищу, если она доступна и запрещают наказания едой. Военнопленные могут привлекаться для работы на кухне. Должно быть налажено снабжение водой в достаточном количестве, разрешается курение табака. Снабжение одеждой лежит на стороне, которая держит военнопленных, должна быть обеспечена и её починка. Для работ должны быть предусмотрены спецкомбинезоны. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода.

Статьи 14 и 15 обязывают иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.

Статьи 16 и 17 оговаривают свободу оправления религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и поощрение спортивных и иных увлечений в лагере.

Статьи 18 и 19 определяют подчиненность ответственному офицеру, отдание чести и право на знаки различия.

Статьи 20-23 устанавливают денежное содержание, соответствующее званию, обслуживающий персонал из числа военнопленных, соответствующий званию, право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного. Денежное содержание должно быть компенсировано после окончания военных действий содержащей военнопленного стороне той стороной, на службе которой находится военнопленный.

Статья 24 оговаривает право военнопленного пересылать оговоренную часть своих денежных средств родственникам.

Статьи 25 и 26 устанавливают ограничения на транспортировку раненных военнопленных, если это не требуется военной обстановкой. Военнопленные в случае перемещения в новый лагерь должны быть заранее уведомлены, имеют право взять с собой личные вещи и их новый почтовый адрес должен быть своевременно изменен.

Статьями с 27-й по 34-ю устанавливается порядок труда военнопленных. Равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, ответственность государства за работу у частных лиц, недопустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах. Не допускается труд военнопленных на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Труд военнопленного должен быть оплачен по тарифам и определена доля заработка, получаемого наличными.

http://yandex.ru/images/search

Источник: http://www.pravmir.ru/stixi-o-vojne/#ixzz3UxDg8p5Q

Тема человеческой судьбы, которая складывается под влиянием различных исторических событий, всегда была одной из самых важных в русской литературе. К ней обращались и Толстой , и Тургенев, и Достоевский. Не обошёл её и известный писатель, мастер широких эпических полотен, М. А. Шолохов. В своих произведениях он отображал все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны. Судьбу своего героя, простого русского человека , писатель рисовал на фоне военных сражений и мирных битв, показывая, что не только история вершит свой строгий суд, но и человек вершит историю, неся на своих плечах её тяжёлый груз.

В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Шолохов, в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней, пишет свой знаменитый рассказ «Судьба человека». Однако творческая история этого произведения занимает многие годы: между случайной встречей автора с человеком, прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа проходит целых десять лет. И все эти годы живёт в писателе настойчивая потребность высказаться и передать людям услышанную когда – то исповедь. «Судьба человека» — рассказ о великих страданиях и о великой стойкости простого человека, в котором воплотились все черты русского характера: терпение, скромность, отзывчивость, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством огромного патриотизма, преданности своему отечеству.

С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор как бы подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстаёт человек в прожжённом, грубо заштопанном ватнике, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие тёмные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше»: « Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила!» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!» Действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что , кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелёгкой судьбе отражается судьба всего поколения, обычная для того времени судьба.

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная», — так герой начинает свой рассказ. Ровесник века, он участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестрёнка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофёром. Встречает любимую девушку Ирину, с которой создаёт прекрасную семью. «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» — рассказывает Соколов. Он мечтает о счастливой жизни с «женой – подругой» и с детьми. Но проклятая война рушит все планы и надежды.

Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжёл и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги ,совершённые, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает своё нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира. Человеку с доброй, отзывчивой душой тягостно вспоминать тот момент: «До того мне стало не хорошо после этого и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Лишённый возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует своё превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Соколов вспоминает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло…» Измученный, истощённый, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта. «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников», — вынужден признать немецкий офицер.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление этой героической натуры. Серьёзным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов – солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет всё, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле: на месте, где когда-то стоял дом, построенный его руками, темнеет воронка от бомбы. Казалось бы, всё кончено, однако жизнь «исказнила» этого человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу. Соколов одинок, но он не одиночка. «Одному-то и курить, и помирать тошно, жить одному – самая страшная мука» — в этих словах выражена такая тяга к жизни, которую трудно уничтожить. И судьба отвечает на этот зов человеческого сердца. Герой встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей дарит этому ребёнку. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в душе которого живёт надежда на «добрую долю», Соколов показывает нам подлинную человечность своего характера. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Главная черта Андрея Соколова – безграничная любовь и привязанность к родной стране. В образе его мыслей живёт душа народа. И свою жизнь он строит по «золотому правилу» народной этики: не делай больно ближнему своему. Андрей добр, доверчив к людям. А с какой трепетной нежностью относится он к маленькому Ванюше. Только человек мудрый и гуманный может так глубоко и просто сказать о непомерных тяготах войны, легших на плечи женщин и детей: «Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!» Он сам перенёс все эти тяготы, но душа его не очерствела в той страшной, жестокой войне. И просыпаясь по ночам, этот сильный человек видит мокрую от слёз подушку. И ему не надо стыдиться своих слёз. Эти слёзы – выражение его чистой и прекрасной души. «Нет, не только во сне плачут пожилые , поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза», — считает автор. А мне кажется, что эти слёзы не стоит скрывать, они могут пробудить в молодых сердцах ту силу человеческого духа, которым обладали наши деды и отцы.

Герой рассказа, несмотря на реальный прототип, — образ собирательный, в котором воплотились все черты русского национального характера. Он отражает не просто одну историю жизни, а судьбу человека, который является достойным представителем своего народа, с честью выполнившим долг патриота и гуманиста. Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека, веру в его необъятные возможности. Рассказ Шолохова – это поэма о человеке, воине, труженике, который вынес все тяготы войны и сохранил в себе самое главное – человеческое достоинство, любовь к жизни, доброту и отзывчивую душу. Поднимаясь до вершин гуманистического искусства, писатель показывает нам трагическую судьбу человека , связанную с исторической судьбой народа, и одновременно победу этого человека над смертью и страданиями. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил Шолохов. И его рассказ «Судьба человека» очень точно соответствует этому предназначению и выполняет поставленную писателем задачу.

На чтение 6 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Война – это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях. Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость? Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема. Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» героя, убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается». Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием – испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу. Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, писатель считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера. Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко. Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею жизнь и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку … ну а сала … — только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение. Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного – «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева — предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, — это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон – убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, иалодушию и трусости. Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае образ «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека. Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» — это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной. Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!» Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.
Рассказ написан о событиях военного времени, поэтому гуманистическая тема приобретает своеобразную окраску и звучание. Герой произведения – это русский солдат, ничем не отличающийся от миллионов людей его поколения. Шолохов не награждает Андрея Соколова ни исключительной биографией(«жизнь моя была обыкновенная»), ни качествами выдающейся личности. Тем самым автор подчеркивает величие всего русского народа, способного перенести любые трудности, не забыв о милосердии и гуманизме.

Первого января 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ М. Шолохова «Судьба человека», пронизанный от начала до конца светлым чувством веры в русского человека, который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». Мне кажется, что, говоря о гуманистическом пафосе этого произведения, следует остановиться на его сюжетно-композиционном своеобразии. Перед нами типичный пример «рассказа в рассказе», блистательно разработанный такими выдающимися новеллистами, как А. П. Чехов и И. А. Бунин.

В центре рассказа — судьба Андрея Соколова, пронесшего через все лишения и невзгоды высокое звание Человека. К встрече с Соколовым Шолохов подготавливает читателя уже во вступлении, рисуя «недобрую пору бездорожья» на Дону в первую послевоенную весну. Во внешнем облике героя писатель подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской», что становится ясно: человек хлебнул «горюшка по ноздри и выше».

И вот этот человек в прожженном ватнике и залатанных штанах будет рассказывать случайному встречному о своей «нескладной» жизни. Композиционно история Андрея Соколова распадается на три части: довоенная, военная и послевоенная. И в каждой из них пронзительно звучат две темы: гуманистическая и трагическая.

В первой части перед нами судьба мирного человека, отца, мужа, труженика. Примечательная деталь: Андрей Соколов 1900 года рождения, т. е. ровесник века. Вместе со своей страной прошел он все испытания: гражданская война, голод. Но постепенно жизнь его наладилась: женился, стал отцом, жили «не хуже людей». Война ворвалась в эту счастливую жизнь «повесткой из военкомата». Так входит в рассказ трагическая тема: прощание с семьей, слезы Ирины, ее возглас: «Не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете». Во второй части гуманистическая и трагическая темы соседствуют, как бы оттеняя друг друга.

Вспомним сцену в церкви, где расположились на ночлег военнопленные. Людей загнали в православный храм, осквернив святое место расстрелом пятерых солдат. И здесь же, не колеблясь, совершает убийство Андрей. Во имя спасения юного офицера в экстремальной ситуации Соколов переступает через христианскую заповедь «Не убий!». Причем Андрей ни на минуту не задумывается над тем, вмешиваться или остаться в стороне. Его психология, склад характера не позволили бездействовать: «Не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира!».

А как ярко гуманизм русского солдата проявился в сцене у Миллера. Полуживой от голода человек оказался нравственно выше сытых фашистов, пораженных мужеством и стойкостью «русс Ивана». «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость».

Мне кажется, что в военной части трагическая тема все-таки доминирует. Андрей бежит из плена, едет в Воронеж в надежде встретиться с семьей, но узнает, что Ирина и дочери погибли. Через некоторое время находит на фронте сына, мечтает о простых человеческих радостях после войны, но 9 мая Анатолий погибает, рушатся надежды на то, что будет жить вместе с сыном, нянчить внучат: «Похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду…, и словно что-то во мне оборвалось».

Казалось бы, человек, испытавший столько горя, имеет право жить для себя. Но так уж устроен Андрей Соколов, что он не может не отдавать себя другим, не думать о ближних. История с Ванюшей — наивысшее проявление его гуманизма.

Сцену «признания» Соколова невозможно читать без слез: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!». И сразу на память приходит другая встреча. Ранняя весна. Курень Мелеховых в хуторе Татарском. Поседевший Григорий мучительно всматривается в Мишатку. И вот парадокс: «родная кровинка» не сразу узнает отца, а сирота Ванюшка ни минуты не сомневается в том, что этот сутулый и усталый шофер является его отцом. Не в этом ли кроются и высокая трагедия судьбы Григория Мелехова, и глубокий гуманизм рассказа «Судьба человека».

История с Ванюшкой — это как бы окончательная черта и истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Несколько месяцев тому назад, готовясь к экзаменам, я прочитала резкий и, на мой взгляд, несправедливый отзыв А. Солженицына о рассказе «Судьба человека», и мне захотелось защитить любимого писателя. Да, Шолохов ничего не сказал о фильтрационных лагерях, куда отправляли бывших пленных, о подозрительном отношении к ним. Однако не будем забывать, что он первый написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. И этот писательский подвиг, на мой взгляд, не менее значителен, чем подвиг автора книги «Архипелаг ГУЛАГ».

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою». Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа «Судьба человека». Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая «Судьбу человека», понимаешь, что рассказ написан в «полемике» с писателями «потерянного поколения», которые считали, что человек не может на войне сохранить «душу живу». Шолохов же был уверен, что это возможно.

Самое поразительное в рассказе — сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, — трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова — не убили в нем «человека». Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его «хождениях по мукам» обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства, потому что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу.

И наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова — о преодолении героем трагизма жизни благодаря силе воли и красоте человеческой души. В основе сюжета рассказа лежат действительные события. Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение. Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина; его создание стало возможным только после смерти «отца народов» и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения и типизации это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Ибо что такое «Судьба человека», как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа. Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения? Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе.

Кроме того, можно говорить о двух «планах» повествования: голосе героя и голосе автора. Повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в «Судьбе человека» отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году — значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, «его жизнь была обыкновенная». Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл «жизнестроительством», созиданием простого человеческого счастья: «Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне». Поэтому и жизненный идеал героя таков: «Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Его представление о счастье — народное, близкое любому русскому человеку И в это благополучие, счастье врывается война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель «складывает» историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами пор тянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать курносенького парнишку немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря и, наконец, совершает побег из плена. Становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: «Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой». Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что «мол, все в порядке, помаленьку воюем», но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто «сопли по бумаге размазывает». Он прекрасно понимает, что «этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось». Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а о том, что «там товарищи его, может, погибают» — вот она, «скрытая теплота патриотизма». То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что «худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный» не сможет справиться с этим «мордатым, толстым мерином», он решает «сам его кончать».

В этом убийстве нет ничего безнравственного: народная мораль допускает его, ведь убийство совершено «за правое дело». Перед самой сценой убийства Шолохов вновь напоминает, что Андрей Соколов думает о других, восхищаясь поведением военного врача: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал». Отдавая дань врачу, шолоховский герой не понимает, что делает то же самое. Соседство эпизодов убийства предателя и незаметного подвига военврача — знак мастерства писателя. Благодаря этому мы отчетливо видим, что на страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова: «Одному-то и курить, и помирать тошно». Вторую — словами Крыжнева: «Своя рубашка к телу ближе». Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает. Не менее важен и эпизод с комендантом. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так и именно так. «…хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поэтому в данном контексте реакция коменданта нормальна. Невольно вспоминается повесть Б. Васильева «В списках не значился».

Как Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека, так и Николай Плужников, который в финале выходит к немецким солдатам, невольно заставляет их, потрясенных его подвигом, отдать ему честь. В чем же истоки мужества Соколова? Прежде всего в воспоминаниях о семье, детях, об Ирине: близкие помогали ему выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с себя чувство вины перед Ириной за то, что оттолкнул ее, и перед Ванюшкой за то, что тот остался без родителей. История Соколова становится обвинением войне, «искалечившей, исказнившей человека».

Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: «большие темные руки», «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской». Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза — отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело. Здесь нельзя не вспомнить слов М. Лотмана: «История проходит через дом человека, через его частную жизнь,, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостояние Человека» .превращает его в историческую личность».

  • Гуманизм в пьесе горького на дне сочинение
  • Гуманизм в повести станционный смотритель сочинение
  • Гулять так гулять как пишется
  • Гулять по английскому как пишется
  • Гулять не спеша как пишется