Гуси лебеди сказка вид сказки

Анализ сказки «Гуси – Лебеди».
Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная 
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса : есть чудесные помощники, 
выручающие из беды ­ это  печка,  яблоня,  молочная речка, кисельные берега ( в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусях­лебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли», 
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Эта сказка начинается со слов: была  «Жили   старичок со старушкою;   у них
дочка   да   сынок   маленький» (Так   же   начинаются   многие   народные   сказки)   Вы   не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети».  Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
7­8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
 
Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10.  Помощь сестрицы.
11.  Помощь сестрице от молочной реки.
12.  Помощь сестрице от яблоне.
13.  Помощь сестрице от печки.
14.  Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого 
разыгрывается мышления. 
 Помощь мышке.
 Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
 мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти. печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
 баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси  ­ лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и 
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она 
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на 
добро.
Наложение запрета ­ некий оберег от беды, мудрость старцев;
 Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
 Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
 Путь испытаний и встречи в пути;
 Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
 Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.




The Magic Swan Geese or Гуси-лебеди is a Russian fairy tale collected by Alexander Afanasyev in Narodnye russkie skazki,[1] numbered 113.

It is classified in the Aarne-Thompson-Uther Index as tale type ATU 480A*.[2]

Synopsis[edit]

Once there was a couple who had both a daughter and a son. They left their daughter in charge of her younger brother, but one day she lost track of him and the magic swan geese snatched him away. The daughter chased after him and came upon an oven that offered to tell her if she ate its rye buns; she scorned them, saying she didn’t even eat wheat buns. She also scorned similar offers from an apple tree, and a river of milk. She came across a little hut built on a hen’s foot, in which she found Baba Yaga with her brother; Baba Yaga sent her to spin flax and left. A mouse scurried out and said it would tell her what she needed to know if she gave it porridge; she did, and it told her that Baba Yaga was heating the bath house to steam her, then she would cook her. The mouse took over her spinning, and the girl took her brother and fled.

Baba Yaga sent the swan geese after her. She begged the river for aid, and it insisted she drink some of it first; she did, and it sheltered her. When she ran on, the swan geese followed again, and the same happened with the apple tree and the oven. Then she reached home safely.

Translations[edit]

A more literal translation of the tale’s title is The Swan-Geese.[3]

Another translation of the tale, by Bernard Isaacs, was Little Girl and Swan-Geese.[4]

Analysis[edit]

Tale type[edit]

The tale is classified in the Aarne-Thompson-Uther Index as type ATU 480A*, «Three Sisters Set Out to Save Their Little Brother».[5]

German scholar Hans-Jörg Uther, in his 2004 revision of the ATU index, reported variants from Latvia, Lithuania, Russia, Belarus, Ukraine, and among the Mari/Cheremis and Wotian/Syrjanien peoples.[6] Jack Haney stated that type 480A* seemed to appear «very rarely» outside the area of the East Slavic languages.[7]

Variants[edit]

Russia[edit]

The oldest attestation of the tale type in Russia seems to be a late-18th century publication, with the tale «Сказка о Сизом Орле и мальчике» («The Fairy Tale about the Blue Eagle and the Boy»).[8][9]

Lithuania[edit]

Lithuanian folklorist Jonas Balys (lt), in his analysis of Lithuanian folktales (published in 1936), previously classified the Lithuanian variants as *314C (a type not indexed at the international classification, at the time), Trys seserys gelbsti raganos pavogtą broliuką.[10]

According to Stith Thompson’s reworked folktale classification (published in 1961), tale type AaTh 480A* registered 30 variants in Lithuania.[11]

Latvian[edit]

A similar story is found in Latvia, also classified as type AaTh 480A*, Bārenīte pie raganas («The Orphan in the Witch’s House»): the heroine’s little brother is taken by the witch to her lair. The heroine’s sisters try to get him back, and fail. The heroine herself is kind to objects on her way to the witch, rescues her little brother and the objects protect her when the witch goes after her.[12]

Estonia[edit]

The tale type ATU 480A* is also reported in Estonia, with the title Kured viivad venna ära («The Cranes Take the Brother Away»).[13] In the Estonian variants, the heroine’s little brother is taken away by cranes or geese.[14]

Adaptations[edit]

1949, «Soyuzmultfilm»: a 20-minute animated film «Гуси-лебеди» by the directors Ivan Ivanov-Vano and Aleksandra Snezhko-Blotskaya. It was repeatedly published on VHS and DVD in collections of the Soviet animated films.[15]

See also[edit]

  • Labyrinth
  • Prunella
  • The Enchanted Canary
  • The King of Love
  • The Little Girl Sold with the Pears
  • The Old Witch
  • The Witch
  • Hansel and Gretel
  • Diamonds and Toads
  • Frau Holle

References[edit]

  1. ^ Alexander Afanasyev, Narodnye russkie skazki «The Magic Swan Geese»
  2. ^ Russian Wondertales. II. Tales of Magic and the Supernatural (The Complete Russian Folktale). Edited and Translated with an Introduction by Jack V. Haney. M. E. Sharpe. 2001. p. xlii. ISBN 1-56324-490-X
  3. ^ «The Swan-Geese.» In: The Complete Folktales of A. N. Afanas’ev. Volume I. Edited by Haney Jack V. Jackson: University Press of Mississippi, 2014. pp. 200-01. doi:10.2307/j.ctt9qhm7n.74.
  4. ^ Vasilisa the Beautiful: Russian Fairytales. Edited by Irina Zheleznova. Moscow: Raduga Publishers. 1984. pp. 109-114.
  5. ^ Uther, Hans-Jörg. The types of International Folktales. A Classification and Bibliography, based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Volume 1: Animal tales, tales of magic, religious tales, and realistic tales, with an introduction. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia-Academia Scientiarum Fennica, 2004. p. 283. ISBN 9789514109560.
  6. ^ Uther, Hans-Jörg (2004). The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography, Based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Suomalainen Tiedeakatemia, Academia Scientiarum Fennica. pp. 283-284. ISBN 978-951-41-0963-8.
  7. ^ Haney, Jack V., ed. “COMMENTARIES.” In: The Complete Folktales of A. N. Afanas’ev. Volume I. University Press of Mississippi, 2014. p. 501. http://www.jstor.org/stable/j.ctt9qhm7n.115.
  8. ^ «Сказка о Сизом Орле и мальчике» at Wikisource (In Russian).
  9. ^ «Старая погудка на новый лад: Русская сказка в изданиях конца XVIII века». Б-ка Рос. акад. наук. Saint Petersburg: Тропа Троянова, 2003. pp. 146-152. Полное собрание русских сказок; Т. 8. Ранние собрания.
  10. ^ Balys, Jonas. Lietuvių pasakojamosios tautosakos motyvų katalogas [Motif-index of Lithuanian narrative folk-lore]. Tautosakos darbai [Folklore studies] Vol. II. Kaunas: Lietuvių tautosakos archyvo leidinys, 1936. pp. 25-26.
  11. ^ Aarne, Antti; Thompson, Stith. The types of the folktale: a classification and bibliography. Folklore Fellows Communications FFC no. 184. Third printing. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 1973 [1961]. p. 167.
  12. ^ Arājs, Kārlis; Medne, A. Latviešu pasaku tipu rādītājs. Zinātne, 1977. p. 78.
  13. ^ Järv, Risto; Kaasik, Mairi; Toomeos-Orglaan, Kärri. Monumenta Estoniae antiquae V. Eesti muinasjutud. I: 1. Imemuinasjutud. Tekstid redigeerinud: Paul Hagu, Kanni Labi. Tartu Ülikooli eesti ja võrdleva rahvaluule osakond, Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, 2009. pp. 579-580, 615. ISBN 978-9949-446-47-6.
  14. ^ Järv, Risto; Kaasik, Mairi; Toomeos-Orglaan, Kärri. Monumenta Estoniae antiquae V. Eesti muinasjutud. I: 1. Imemuinasjutud. Tekstid redigeerinud: Paul Hagu, Kanni Labi. Tartu Ülikooli eesti ja võrdleva rahvaluule osakond, Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, 2009. p. 615. ISBN 978-9949-446-47-6.
  15. ^ «Гуси-лебеди, 1949».

The Magic Swan Geese or Гуси-лебеди is a Russian fairy tale collected by Alexander Afanasyev in Narodnye russkie skazki,[1] numbered 113.

It is classified in the Aarne-Thompson-Uther Index as tale type ATU 480A*.[2]

Synopsis[edit]

Once there was a couple who had both a daughter and a son. They left their daughter in charge of her younger brother, but one day she lost track of him and the magic swan geese snatched him away. The daughter chased after him and came upon an oven that offered to tell her if she ate its rye buns; she scorned them, saying she didn’t even eat wheat buns. She also scorned similar offers from an apple tree, and a river of milk. She came across a little hut built on a hen’s foot, in which she found Baba Yaga with her brother; Baba Yaga sent her to spin flax and left. A mouse scurried out and said it would tell her what she needed to know if she gave it porridge; she did, and it told her that Baba Yaga was heating the bath house to steam her, then she would cook her. The mouse took over her spinning, and the girl took her brother and fled.

Baba Yaga sent the swan geese after her. She begged the river for aid, and it insisted she drink some of it first; she did, and it sheltered her. When she ran on, the swan geese followed again, and the same happened with the apple tree and the oven. Then she reached home safely.

Translations[edit]

A more literal translation of the tale’s title is The Swan-Geese.[3]

Another translation of the tale, by Bernard Isaacs, was Little Girl and Swan-Geese.[4]

Analysis[edit]

Tale type[edit]

The tale is classified in the Aarne-Thompson-Uther Index as type ATU 480A*, «Three Sisters Set Out to Save Their Little Brother».[5]

German scholar Hans-Jörg Uther, in his 2004 revision of the ATU index, reported variants from Latvia, Lithuania, Russia, Belarus, Ukraine, and among the Mari/Cheremis and Wotian/Syrjanien peoples.[6] Jack Haney stated that type 480A* seemed to appear «very rarely» outside the area of the East Slavic languages.[7]

Variants[edit]

Russia[edit]

The oldest attestation of the tale type in Russia seems to be a late-18th century publication, with the tale «Сказка о Сизом Орле и мальчике» («The Fairy Tale about the Blue Eagle and the Boy»).[8][9]

Lithuania[edit]

Lithuanian folklorist Jonas Balys (lt), in his analysis of Lithuanian folktales (published in 1936), previously classified the Lithuanian variants as *314C (a type not indexed at the international classification, at the time), Trys seserys gelbsti raganos pavogtą broliuką.[10]

According to Stith Thompson’s reworked folktale classification (published in 1961), tale type AaTh 480A* registered 30 variants in Lithuania.[11]

Latvian[edit]

A similar story is found in Latvia, also classified as type AaTh 480A*, Bārenīte pie raganas («The Orphan in the Witch’s House»): the heroine’s little brother is taken by the witch to her lair. The heroine’s sisters try to get him back, and fail. The heroine herself is kind to objects on her way to the witch, rescues her little brother and the objects protect her when the witch goes after her.[12]

Estonia[edit]

The tale type ATU 480A* is also reported in Estonia, with the title Kured viivad venna ära («The Cranes Take the Brother Away»).[13] In the Estonian variants, the heroine’s little brother is taken away by cranes or geese.[14]

Adaptations[edit]

1949, «Soyuzmultfilm»: a 20-minute animated film «Гуси-лебеди» by the directors Ivan Ivanov-Vano and Aleksandra Snezhko-Blotskaya. It was repeatedly published on VHS and DVD in collections of the Soviet animated films.[15]

See also[edit]

  • Labyrinth
  • Prunella
  • The Enchanted Canary
  • The King of Love
  • The Little Girl Sold with the Pears
  • The Old Witch
  • The Witch
  • Hansel and Gretel
  • Diamonds and Toads
  • Frau Holle

References[edit]

  1. ^ Alexander Afanasyev, Narodnye russkie skazki «The Magic Swan Geese»
  2. ^ Russian Wondertales. II. Tales of Magic and the Supernatural (The Complete Russian Folktale). Edited and Translated with an Introduction by Jack V. Haney. M. E. Sharpe. 2001. p. xlii. ISBN 1-56324-490-X
  3. ^ «The Swan-Geese.» In: The Complete Folktales of A. N. Afanas’ev. Volume I. Edited by Haney Jack V. Jackson: University Press of Mississippi, 2014. pp. 200-01. doi:10.2307/j.ctt9qhm7n.74.
  4. ^ Vasilisa the Beautiful: Russian Fairytales. Edited by Irina Zheleznova. Moscow: Raduga Publishers. 1984. pp. 109-114.
  5. ^ Uther, Hans-Jörg. The types of International Folktales. A Classification and Bibliography, based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Volume 1: Animal tales, tales of magic, religious tales, and realistic tales, with an introduction. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia-Academia Scientiarum Fennica, 2004. p. 283. ISBN 9789514109560.
  6. ^ Uther, Hans-Jörg (2004). The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography, Based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Suomalainen Tiedeakatemia, Academia Scientiarum Fennica. pp. 283-284. ISBN 978-951-41-0963-8.
  7. ^ Haney, Jack V., ed. “COMMENTARIES.” In: The Complete Folktales of A. N. Afanas’ev. Volume I. University Press of Mississippi, 2014. p. 501. http://www.jstor.org/stable/j.ctt9qhm7n.115.
  8. ^ «Сказка о Сизом Орле и мальчике» at Wikisource (In Russian).
  9. ^ «Старая погудка на новый лад: Русская сказка в изданиях конца XVIII века». Б-ка Рос. акад. наук. Saint Petersburg: Тропа Троянова, 2003. pp. 146-152. Полное собрание русских сказок; Т. 8. Ранние собрания.
  10. ^ Balys, Jonas. Lietuvių pasakojamosios tautosakos motyvų katalogas [Motif-index of Lithuanian narrative folk-lore]. Tautosakos darbai [Folklore studies] Vol. II. Kaunas: Lietuvių tautosakos archyvo leidinys, 1936. pp. 25-26.
  11. ^ Aarne, Antti; Thompson, Stith. The types of the folktale: a classification and bibliography. Folklore Fellows Communications FFC no. 184. Third printing. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 1973 [1961]. p. 167.
  12. ^ Arājs, Kārlis; Medne, A. Latviešu pasaku tipu rādītājs. Zinātne, 1977. p. 78.
  13. ^ Järv, Risto; Kaasik, Mairi; Toomeos-Orglaan, Kärri. Monumenta Estoniae antiquae V. Eesti muinasjutud. I: 1. Imemuinasjutud. Tekstid redigeerinud: Paul Hagu, Kanni Labi. Tartu Ülikooli eesti ja võrdleva rahvaluule osakond, Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, 2009. pp. 579-580, 615. ISBN 978-9949-446-47-6.
  14. ^ Järv, Risto; Kaasik, Mairi; Toomeos-Orglaan, Kärri. Monumenta Estoniae antiquae V. Eesti muinasjutud. I: 1. Imemuinasjutud. Tekstid redigeerinud: Paul Hagu, Kanni Labi. Tartu Ülikooli eesti ja võrdleva rahvaluule osakond, Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, 2009. p. 615. ISBN 978-9949-446-47-6.
  15. ^ «Гуси-лебеди, 1949».

Гуси-лебеди — краткое содержание и жанровые особенности сказки

  

Гуси-лебеди — краткое содержание и жанровые особенности сказки

 
В этой статье мы рассмотрим краткое содержание сказки «Гуси-лебеди» для детей. Но прежде немного поговорим о самом ее жанре, а также о различиях народных и литературных произведений.
 

Жанр сказки Гуси-лебеди

 

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра – отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза надуманность сюжета.

 
«Гуси-лебеди» — сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

 

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

 
Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

 

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

 
Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

 
Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

 
Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

 
Возвратилась Маша, смотрит – Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

 
Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

 
Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

 

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

 
Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

 
Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

 
Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

 

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

 
Дальше бегут брат с сестрой. Снова заметили их птицы. Подбежала тогда Маша к яблоньке и попросила их спрятать. Укрыло дерево детей своими ветвями, и вновь ничего не заметили гуси-лебеди.

 
И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

 
Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

 
Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
   

Класс: 2.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки «Каша из топора» по ролям

III. Постановка цели урока:

– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)

– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…

  1. Снежная буря (Вьюга)
  2. Глаз (Око)
  3. Неправда (Ложь)
  4. Временное легкое жилище (Шалаш)
  5. Непоседа (Егоза)
  6. Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
  7. Потоп (Наводнение)
  8. Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
  9. Пища (Еда)
 1     2     3     4     5     6     7     8     9  

– Какое слово получилось? (Волшебные)

– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.

– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)

– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.

– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.

– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение.

Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.

  • Кликать – громко звать;
  • Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
  • Веретено – используется для прядения
  • Устьице – выходное отверстие у печи.

2. Первичная проверка понимания.

Вопросы после чтения:

– Понравилась сказка?

– Что в сказке было волшебного?

– Назовите героев сказки.

– Что же случилось у сестрицы?

– Был ли у неё план спасения братца?

– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?

– Помогли они в поиске? Почему?

– Почему она не стала ничего кушать?

– Где она нашла своего братца?

– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?

– Кто потом помогал им добраться до дома?

– Удалось ли им вернуться домой?

3. Составление плана сказки.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

На доске появляется запись:

  1. Потеря брата.
  2. Поиск.
  3. В избушке у Бабы Яги.
  4. Возвращение домой.

V. Физкультминутка.

– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.

– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

VI. Закрепление нового материала.

– На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.

– Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.

На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

– Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?

– О чем рассказывает каждая иллюстрация? Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На второй, и т.д.

Используя персонажи сказки «Гуси-лебеди» из конструктора «Лего», дети пересказывают сказку с опорой на иллюстрации.

VII. Итог урока.

– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?

– Какие волшебные предметы в ней встречаются?

– Какой троекратный повтор есть в сказке?

– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?

VIII. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.

Урок 2

Цели урока:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.
  • Развивать навыки выразительного чтения.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

– К какому виду сказок она относится? Почему она волшебная?

– Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке.

Выборочное чтение:

– Найдите в тексте и прочитайте, какую ошибку совершила девочка? Какими словами описана игра девочки?

– Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика?

– Как испугалась девочка?

– Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка?

– Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня?

– Кого она встретила последний раз? Что просила речка?

– Кого встретила девочка в избушке у Бабы-яги?

– Как помогла мышка девочке?

– Как девочка с братцем возвращалась домой?

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать сказку и сочинять свою.

IV. Работа над новым материалом.

1. Анализ сказочных примет.

По каким признакам можно определить, что это сказка? Давайте запишем их в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь, учитель на доске:

а) зачин;
б) волшебные предметы;
в) троекратный повтор;
г) борьба добра и зла;
д) добро побеждает зло;
е) концовка.

– Давайте проанализируем сказку «Гуси-лебеди». Есть ли зачин в сказке, какой.

– Какие волшебные предметы есть в сказке?

– Прочитайте, какой в сказке троекратный повтор?

– Где в сказке зло, а где добро?

– Победило ли добро?

2. Работа над пословицами.

На доске записаны пословицы, выберите те, которые подходят к сказке «Гуси-лебеди» (обсуждение смысла пословиц).

  • Глаза боятся, руки делают.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Красна птица перьями, а человек — знанием.

V. Физкультминутка.

VI. Сочинение сказки.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку? (ответы детей)

Давайте определим последовательность действий в работе над сказкой.

Подумайте:

  • О чем будет сказка?
  • Чему она должна учить?
  • Придумайте героя или героев вашей сказки.
  • Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
  • Какие волшебные предметы будут в сказке?
  • Кто будет противостоять героям?
  • Как добро побеждает зло?
  • Какие троекратные повторы вы будете использовать?

Дети сочиняют свою сказку (можно разделить класс на группы), из конструктора «Лего» собирают героев сказки, конструируют самый интересный момент сказки.

VII. Итог урока.

Чему научились на сегодняшнем уроке?

– Что нового узнали о волшебных сказках?

Домашнее задание:

Подготовиться к рассказу своей собственной волшебной сказки. Сказку можно рассказывать по ролям, используя конструктор «Лего».

  • Гуси лебеди русская народная сказка читательский дневник 2 класс
  • Гуси лебеди похожие сказки
  • Гуси лебеди полная сказка
  • Гуси лебеди кто автор этой сказки
  • Гуси лебеди короткая сказка читать