Гуси лебеди воробьев план рассказа

Цели урока:

  • знакомство с творчеством писателя –земляка,
    формирование читательского интереса к его
    произведениям;
  • развивать умение анализировать художественное
    произведение, отмечать особенности его
    построения, ассоциативно мыслить, чувствовать
    текст перцептивно;
  • воспитывать чувства патриотизма через
    восприятие произведений К.Д.Воробьева.

Оформление: выставка книг
К.Д.Воробьева , иллюстрации к рассказу
“Гуси-лебеди”.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Ребята, приходилось ли вам далеко уезжать из
отчего дома?Как вы чувствовали себя с течением
времени?

Прочитайте вдумчиво, аналитически тему
урока.Отметьте ключевое слово. Как вы понимаете
слово прирожденность? Встречали ли мы данное
слово ранее? (Д.С.Лихачев “Земля родная”).

Обратимся к словарю В.И.Даля : прирожденный
имеющий дар отприроды.

Подберите синонимы:прирожденность преданность
,любовь
.

Итак, прирожденность — это чувство любви к
своей малой родине,к своим истокам, своим корням.

Очем мы будем говорить сегодня на уроке?(Как
любовь ,преданность к родной земле возрождает
человека,дает ему новые душевные силы,питает
его).

Всем ли ясна тема урока? Мы должны
проследить,как через любовь к родной земле
душевно возрождается герой рассказа
К.Д.Воробьева

Совместное целеполагание.

Разговор о плане урока:

1. Осмысление темы урока.

2. Совместное целеполагание.

3. Утверждение плана урока.

4. “Слово о гордом и сильном человеке”:

А) обзор тематики произведений К.Д.Воробьева;

Б) краткий биографический очерк.

5. Работа над рассказом Константина Дмитриевича
Воробьева “Гуси-лебеди”:

а) развернутый связный пересказ эпизода;

б) чтение отрывка наизусть;

в) анализ эпизодов;

г) ассоциативное, перцептивное понимание
текста;

д) анализ языковых средств;

е) выводы.

6. Подведение итогов, твой результат.

Просмотрите план урока, ознакомьтесь с
предстоящей работой, подумайте, где вы сможете
себя реализовать?

Сегодня на уроке мы ведем диалог с автором.

Что нужно для того, чтобы вести такой диалог?

Нам поможет внимание к слову.

“Слово о гордом и трудном человеке”

Душу, стертую утратами и тратами,
Душу, сбитую перекатами,
Если до крови лоскут истончал –
Залатаю золотыми заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал…
Владимир Высоцкий

Как вы понимаете данные слова?

К.Д.Воробьев, несмотря на огромный талант,долгое
время был почти неизвестен широкой читательской
аудитории. Его книги для многих прошли
незамеченными. Их печатали в Вильнюском
издательстве “Вага”, где жил и работал
писатель.Критика обходила его творчество
молчанием.Парадокс жизни: К.Д.Воробьев жил и
писал,а его словно не существовало в
литературе.Его рукописи громили, громили
беспощадно. Он долго и трудно шел в литературу.Но
несмотря на заговор молчания критики, он не мог не
писать о том, что знал, пережил,что беспрестанно
волновало и тревожило память.Нами прочитано
несколько произведений К.Д.Воробьева. О чем писал
К.Д.Воробьев?

— о погибших под Москвой мальчишках
–курсантах,которым уже никогда не придется
носить ни кубарей в петлицах,ни орденов на груди;

— о первом бое,оставшемся в памяти как нечто
страшное и зловещее,непосильное разуму
человеческому;

— о первом убитом немце в рукопашном бою;

Не мог не писать о своих товарищах, о
человеческой доброте, тепле, и конечно, -о родном
крае, куда так стремился долгие-долгие годы.

Кто же он, этот человек большой и трудной
судьбы?

Сообщение представляет группа
“Библиографов”

К.Д.Воробьев родился в 1919 году в селе Нижний
Реутец Курской области. Много лиха пришлось
испить ему в жизни. Полусиротство. Окончил
сельскую школу, работал киномехаником, был
сотрудником районной (Медвенка), потом – в Москве
в редакции фабричной газеты.

Учился в Военной академии.В 1941 году вместе с
другими кремлевскими курсантами вступил в бой
под Москвой, в Клину. Их было 240, красивых молодцев
(отбор был очень строгим) – погибли почти все.
К.Д.Воробьев попал в плен. Бежать удалось только в
третий раз. Все испытал писатель,будучи в
концлагерях с декабря 1941 года по август 1943. Об
этом его повесть “Дорога в отчий дом”, которая
была напечатана спустя 40 лет под названием “Это
мы, Господи!” Потом были и другие книги: “Убиты
под Москвой”, “Крик”, повести, многочисленные
рассказы. Его не хотели печатать,вынужден был
жить в Вильнюсе, там умер и был похоронен. Только
через 20 тело К.Д.Воробьева обрело покой на родной
земле под неимоверно синим и высоким небом.

Итогом его писательской деятельности была
неоконченная повесть “И всему роду твоему”

Ученик (Из воспоминаний Е.И.Носова о
К.Д.Воробьеве)

Оценка сообщений,рекомендации.

Работа над рассказом “Гуси-лебеди”

…вынесу войну,
Сто ран приму,но выстою,
Себя верну,любовь верну
И щедрую и чистую.
Такую щедрую,что в ней
Не думал об измене я.
Такую чистою,что ей
Лишь толькоты – сравнение!
А.Недогонов

Учитель:

Какую мысль отражает эпиграф? На что
настраивает читателя?

Итак,открываем первую страницу рассказа
“Гуси-лебеди”. Как начинается произведение?

О каком времени повествует автор? (Лихое, ратное
время, чувствуешь ответственность и
необходимость — защищать свою родину).

Какие нравственные проблемы затрагивает автор
в рассказе?

— чистота, искренность человеческих отношений;

— чувство долга перед товарищами,перед Родиной;

— любовь к малой родине, тремление быть там ,где
прошло детство,где родился;

— глубокое чувство патриотизма.

Назовите эпизоды,которые вам понравились.

План рассказа

1.Таня в землянке у командира.

2.Таня уходит на поиски партизанской группы.

3.Встреча отряда с группой Сергея Марьянова.

4.Сергей Марьянов в госпитале.

5.Сергей в операционной.

6.Домой на родину Татьяны.

7.Работа над повестью.

8.В отпуск в родные края.

9.У костра.Рассказ молодого танкиста о
лебединой верности.

10.Рассказ–быль о партизанском отряде на
Смоленщине.

11.Татьяна в родных местах.Учит первачков.

1. Чтение наизусть начала рассказа…

Это случилось ранней осенью на третьем году
весны…”

О каком времени повествует автор?(Великая
Отечественная война)

2. Инсценировка эпизода “Таня в штабной
землянке разговаривает с командиром”

1. Какие качества героини проявляются в
этом эпизоде?

2. Что заставило её одну пойти на поиск
партизанской группы?

(Чувство долга, ответственность за судьбу
товарищей по оружию, решительность
,настойчивость, смелость – одна с двумя
гранатами).

3. Какой эпизод говорит о том, что будни
партизан
трудны?

(“Размеренной чередой…” гл.1)

Кому принадлежат слова?

О чем заставляют задуматься? Какие чувства у
вас вызывают?

Разве ты не видишь, Андрей Дмитриевич! Не
видишь? Они бросают её в пламя! Прямо со стены..Ты
что же, Андрей! Пусти…, сволочь! Пусти! Таня!
Танюша! Потерпи, я сейчас…”

Сергей представляет, будто Таня просит о пощаде:
“Как же она могла?”

Найдите в тексте строки о переживании Сергея за
Таню.

Что связывает этих людей? (Любовь)

Как прекрасны стихи, которые Сергей посвящает
Татьяне, она знала их наизусть .

4.5. Расскажите о поведении Сергея в госпитале.

Почему Сергей отказался от наркоза?Какими
качествами обладает герой во время операции?

(Ампутация кисти левой руки)

“…ощущением собственной боли он примет на себя
частицу Таниной прошлой муки”

6. Сергей Марьянов на родине Тани.

Прочитайте описание города. Что напоминает
Курск? (ул.Софьи Перовской)

Что привело героя в домик к Лебедевым?

Как шла работа над повестью?Почему она была
уничтожена?

“…И вот в заснеженных полях дует северный
ветер, былинки бессмертника лучатся под звездами;

В болотах тревожно аукает выпь;леса наполнены
дремлющей тайной и зеленым сумраком”

Краткая картина природы напоминает герою его
малую родину.

7. Как работал Сергей над новой повестью?

Кто был главным героем?Прочитайте описание
Тани.

Предположите, как закончится повесть? (глава 5)

Какое чувство руководило Сергеем?

8. В отпуск в родные края. Осень.

“…ощутил вдруг неодолимое желание увидеть
родные места”

Путь домой(этот путь мысленно множество раз
проделывает К.Воробьев,так мечтавший вернуться в
Курск, но, к сожалению,для него это было
запрещено.Эти слова – крик души самого писателя).

— К .Воробьев писал: “Я сохранил о своем селе
все, что следует сохранить человеку, его облик,
запахи, краски ,образы людей. Люди у нас там
удивительные”.

Выразительное чтение наизусть описания родной
природы(глава 6)

9. О чем говорит упоминание о целебных
свойствах меда?

(Обезграничной любви к малой родине ).

Опишите путь домой Марьянова(устное рисование).

Почему Сергей возвращается на родину,ведь
родителей уже нет в живых?

10. У костра.Лебединая верность .

(выразительное чтение, глава 7, под музыку….)

Почему эта легенда введена автором в
рассказ?Подумайте,докажите свою точку зрения?

Как погибла лебедь — самка?

11. Рассказ – быль о партизанском отряде на
Смоленщине (об истинной человеческой любви)

“А настоящая любовь…она — будто все время в
весне ты живешь, в саду.

А сад тот цветет и цветет, и ни ему конца ,ни
твоей радости края

12.Таня в родных местах.

Каково душевное состояние С.Марьянова?

Чем вызваны слезы героя?

Как вы понимаете слова: “…и в душе рождалась
новая и большая вера в красоту бытия под этим
небом”

Рассуждения учащихся

Через все произведение герой К.Д. Воробьева
несет любовь к тем местам, где
родился,отчаявшись, герой бросает карьеру,и с
надеждой на новую жизнь,едет домой.
Прирождённость родной земле, исповедь ей живет в
человеке с момента его появления на свет, дает
ему силы, возрождает, питает его душу…

Прирождённость родной земле дана не только
человеку

(видео о возвращении лебедей в Курскую
область )

Это чувство дано нам с молоком матери, оно в
каждом из нас.

Сегодня, анализируя рассказ, мы почувствовали,
как К.Д.Воробьев любил свою малую родину, наш
Курский край, куда мечтал, но так и не смог
вернуться. Интерес К.Д.Воробьева к малой родине,
тоска по ней, тонкое изображение человеческой
души — в каждом его произведении.Она стала точкой
отсчета всему,что потом ему пришлось испытать и
совершить. В 1994 году К.Д.Воробьеву посмертно
присуждена премия Сергия Радонежского.

1 октября 1995 года состоялось перезахоронение
праха писателя на Никитском кладбище Курска.

Что же для вас родная земля?

Ученик

Часто слышим,как говорят: “Моя земля!” — что для
нас ассоциируется с понятием России, дорогой нам
до слез, до сладкого сердцебиения.

В словаре эпитетов мы читаем:

Земля — благословенная, великая, горькая,
дорогая, далекая, милая, многострадальная,
отеческая, родимая, священная, сказочная”.

Вслед за Дмитрием Сергеевичем Лихачевым
размышляем: “Что такое наша земля? Это
сокровищница необычайно разнообразных и хрупких
созданий рук человеческих.Человека создает
земля.Без неё он ничто.Но и землю создает человек.
От человека зависит её сохранность, мир на земле,
умножение её богатств”.

Наши древние предки почитали землю как мать.
Любовь к родной земле проявляется в народном
творчестве. Как лейтмотив звучат строки
знаменитого “Слова о полку Игореве”: “Русская
земля !Уже за шеломянем еси”.

В “Слове о погибели Русской земли” из глубины
сердца изливаются прекрасные слова о величии
родной земли и боль за её судьбу: “О,светло
светлая и украсно украшена, земля Русская! Всего
еси исполнена земля Русская,о правоверная вера
христианская”.

Родина — это земля, осоленная потом подвижников,
омытая кровью мучеников, орошенная слезами
русских жен и матерей, провожавших мужей и
сыновей своих на смертельную брань с врагами
Отечества.

Благоговей перед этой землей, русский человек,
и служи ей всеми силами души твоей.

Тема урока:  «Невероятная явь войны».

(По рассказу К.
Воробьёва «Гуси-лебеди»).

Цель урока: познакомиться с
творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром героев рассказа «Гуси-лебеди»,
попытаться оценить его достоинства и ответить на вопрос: что хочет сказать нам
писатель своим произведением?

Вынесу войну,

Сто ран приму, но выстою.

Себя верну, любовь верну,

И щедрую, и чистую.

Такую щедрую, что в ней

Не думал об измене я,

Такую чистую, что ей

Лишь только ты – сравнение!

А. Недогонов.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

при гибели товарищей.

С. Орлов

Жизнь у героев Константина

Воробьёва всегда складывалась
так,

что немудрено было на одном

 из крутых поворотов упасть,

сломать себе шею.

Ю. Томашевский.

I. Вступительное слово учителя.

С каждым годом всё меньше и
меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года.
Тех, кто суровой осенью 1941 защищал Москву, кто познал кровавый снег
Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал…» Они не стояли за ценой,
добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода.»

Память о войне…

Вспоминаются строки А. Т.
Твардовского:

Война – жесточе нету
слова.

Война – печальней
нету слова,

Война – святее нету
слова…

«Сладость победы стирает горечь
терпения», — гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже  63 года прошло со
дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из тысячи орудий, знаменующих победу
над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах
людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.

Когда это будет не
знаю:

в краю белоногих
берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без
слёз…

С. Орлов

Память вновь и вновь возвращает
ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой
солдат высотку или на переправу под прицельным огнём, на заросшие партизанские
тропы. Память… Она всегда с ними.

Качалась земля под
ногами,

Металась луна меж
голов,

Да билось,
пульсируя, пламя

На выходах чёрных
стволов.

Л. Решетников.

И о чём бы ни писали фронтовики
много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной
потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя
вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.

Сегодня на уроке перед нами
стоит задача: познакомиться с творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром
героев рассказа «Гуси-лебеди», попытаться оценить его достоинства и ответить на
вопрос: что хочет сказать нам писатель своим произведением?

— Запишите тему урока:
«Невероятная явь войны»

— Обратите внимание на эпиграфы
к уроку. Запишите 2 на выбор.

— Кто же такой Константин
Дмитриевич Воробьёв? познакомимся с биографией писателя.

II.        
Сообщение о
творчестве писателя. (Рассказывает ученица)

24 сентября 1942 лейтенант
Воробьёв так отметил своё двадцатилетие: подарил себе ни много ни мало –
свободу. И пусть — кляп им в дышло – пусть снова схватили, пусть из
Саласпилского лагеря бросили в штрафной барак Шауляйского – он чистое небо
видел!

За неба кусок, за глоток
вольного воздуха – неужели ж не стоит собою рискнуть? Стоит!

И хоть в железо его заковывай,
хоть в каменную яму кидай, а уйдёт он и из этого чёртом проклятого закомочья …

И ушёл.

А родился Константин Дмитриевич
Воробьёв 24 сентября 1919 года в одном из живописнейших мест Курской области –
селе Нижний Реутец Медвенского района. Детство его пришлось на годы становления
Советской власти, на время коллективизации. Он был свидетелем страшных событий,
разобраться в которых было нелегко. после окончания семилетки уехал в Москву,
учился в вечерней школе, служил в армии. В армейской газете печатал свои первые
рассказы. Литературный талант заявлял о себе, поэтому после демобилизации
литсотрудником газеты Военной академии имени М. В. Фрунзе. В начале войны
направляется курсантом в Кремлёвское военное училище. Окончив его по ускоренной
программе, в звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Рота курсантов, в
состав которой входил Воробьёв, посланная на смерть, была уничтожена, а
писатель попал в плен. Обо всём этом он рассказал в книгах «Убиты под Москвой»
и «Это мы, Господи…!»

Воробьёв пережил ужас
концлагерей. Бежал. После побега принимал участие в освобождении Литвы. Эта
земля стала для писателя второй родиной. Здесь он встретился с удивительной
женщиной, Верой Викторовной, ставшей его женой, здесь появились на свет его
дети, здесь впервые были напечатаны многие его книги.

Им написаны «Крик», «Почём в
Ракитном радости», «Друг мой Момич», «Чёртов палец», «Ермак», «Сказание о моём
ровеснике», «Вот пришёл великан», «… И всему роду твоему» и другие.

Умер Константин Воробьев 2 марта
1975 года.

Учитель.

Сегодня за Константином
Воробьевым твердо закреплено место в первом  ряду военных писателей. И это
справедливо, потому что  это понятие – военный писатель – включает в себя нечто
большее, нежели тот факт, что человек воевал, а потом писал о войне. Здесь,
прежде всего, имеется в виду сам характер писателя – боевой, военный. О себе он
мог бы сказать словами Сергея Орлова:

Я, может быть,
какой-нибудь эпитет –

И тот нашел в
воронке под огнем…

Я порохом
пропахнувшие строки

Из-под обстрела
вынес на руках.

III.  Работа над текстом рассказа.

1.                      
Расскажите о том,
что произошло в сентябре 1943 года
.

(Пересказ ученика, близкий к
тексту.)

2.                      
Каким мы видим
Сергея Марьянова?

(Сергей отважен, он любит
литературу, хранит произведения Маяковского, Шолохова, сам пишет стихи, на
страницах которых перед нами встает человек любящий, верящий в Победу, человек,
юность которого оборвалась вместе с войной).

Учитель

Воробьев был убежден, что лучшее
в людях проявлялось именно тогда, в пору обрушившейся на них  величайшей
трагедии. Поэтому его герои всегда становятся примером чести и доброты, долга и
чистоты.   

3.                      
Что мы  узнаем о
биографии Сергея Марьянова? В чем особенности изображения жизни героя?

(Пересказ биографии. Автор не
дает полной биографии в одной главе, она как бы рассыпана по всему рассказу.

Учитель.

В произведениях Воробьева почти
нет места женщине. Женщины являются в его прозе со смущением на лице и
ненадолго.

4.                      
Какой мы видим Таню
Лебедеву в рассказе? Расскажите о ней.

5.                      
Любила ли она
Сергея?

(Безусловно, ведь она готова в
одиночку бороться с двухтысячным гарнизоном немцев, чтобы спасти любимого. У
нее существует «чувство невольной вины и ответственности за все.)

6.                      
Говорят, что герои
бесстрашны. Они действительно не боятся ничего?

(Страх овладевает любым
человеком, но нужно суметь его преодолеть. Поэтесса Ю.Друнина написала:

Кто говорит, что на
войне нестрашно,

Тот ничего не знает
о войне.

Героизм не в том, что человек не
испытывает страха, а в умении преодолевать его.)

7.                      
Как складывается
жизнь Сергея после войны? Расскажите об этом.

8.                      
Почему он не может
дописать повесть до конца? Прочитайте, как нам это объясняет автор.

(Гл.4, с.14. «Было еще много
вариантов свершения Таней своего подвига, и каждый раз Марьянов спасал ее от
гибели. Он не мог отдать ее в руки палачей, его воображение отказывалось
создавать для нее пытки. Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью,
мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.Таня жила, и
повесть оставалась незаконченной»).

Учитель.

Таким образом, Сергей в памяти
возвращается к пережитому. На очной ставке с памятью он пытает себя, пытает и
казнит без свидетелей. Память наводит мосты, соединяет разорванное, латает провалы
в сознании, провалы и обрывы во времени. И понятными становятся слова Сергея
Орлова:

Смерть на войне
обычна и сурова.

И все-таки мы воздух
ловим ртом

При гибели
товарищей.

Прошлого не вернешь, но можно
вернуться с прошлым. Можно пронести его в сердце.

9.                      
А когда становится
нестерпимо больно, когда нет сил больше жить, куда Сергей отправляется «за
исцелением души»?

(«Всю жизнь тянулся К.Воробьев к
отчему дому… обильно сочились его книги этой неиссякаемой любовью к малой своей
родине». поэтому и возвращается Сергей домой, чтобы поклониться «селу за то,
что родился в нем, и за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и
преданность»).

10.                        
Прочитайте
«лебединую повесть», рассказанную Федором.

11.                        
Почему Матвеич
решил рассказать о верности человека? Прочитайте былину, рассказанную им

(Матвеич своим рассказом
прославляет не только верность, любовь Тани и Сергея, но и прославляет русскую
женщину вообще, о которой можно сказать словами К.Симонова:

Жди меня и я вернусь

Всем смертям назло.

Он говорит о русской женщине,
великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни).

12.                        
Рассказ
«Гуси-лебеди» небольшой по объему, но он разбит на 7 главок. Зачем? Что дает
автору такая композиция рассказа?

(По объему рассказ вместил 5
страниц, но по времени раскрывает долгий период, рассказывая о детстве, военной
поре и послевоенной жизни Сергея Марьянова. Действительно, такое деление делает
небольшой рассказ очень объемным по событийному и эмоциональному содержанию.
Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая
интонация, определяемая происходящими событиями. В нем есть некое «тяготение к
дневниковым записям»).

13.                        
Так что же хочет
сказать нам писатель своим произведением? Сумел ли он на страницах небольшого
произведения показать жестокость войны?

(Рассказ вмещает столько любви в
сердцах героев, что она способна победить смерть. Судьбы героев сложны,  сквозь
прокатившиеся по земле ураганы герои сумели сохранить и высокую стать души, и
прямоту сердца, завоеванное всей историей человеческого рода гордое право
называть себя человеком. Писатель всем строем рассказа прославляет любовь к
отчему дому, к земле, к человеку и осуждает войну).

Учитель.

Та же боль за человека,
осуждение войны, всех и всяческих форм порабощения и истребления народов звучит
и в творчестве русского художника  Василия Васильевича Верещагина.

Сообщение ученика.

В.В.Верещагин родился  26
октября 1842 г. в  городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика.

Осенью 1860
г. был принят в Академию художеств, но не закончил ее. Верещагин уезжает на
Кавказ, где много рисует с натуры. Он создал туркестанскую серию картин, где
этнографически точно, ярко передал  столкновение русских и бухарских  войск,
краски южной природы, старинную восточную архитектуру. В эту серию вошли
картины «У дверей Тамерлана», «Апофеоз войны» и многие другие.

Пафос его искусства отражал
тяготение к объективному воссозданию реальности, обнажению правды жизни.
Основные темы его творчества – жизнь Востока и тема войны. Верещагина трудно
назвать художником-баталистом, так как в его батальных картинах нет изображений
штурмов, атак, прославления подвигов, воспевания побед.

Ряд батальных картин
туркестанского периода был объединен художником в серию, которую он назвал
«Варвары». Заключительная картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду
человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного
войной города и высохших садов. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой,
садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Выразительный
серо-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущение высушенной солнцем,
умершей природы. В «Апофеозе войны» — это суровое осуждение художником
захватнических войн, несущих  смерть, уничтожение, разрушение. Картина
воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других
восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На раме картины
художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям,
прошедшим, настоящим и будущим».

Передавая не внешнюю сторону, а
изнанку войны, он раскрыл всю ее страшную правду, чтобы люди воочию ощутили ее
жестокость и бесчеловечность, о которых говорит и поэт Александров:

Я не хочу, чтоб
голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок.
Мой и твой.

Я не хочу, чтоб
голод Ленинграда

Коснулся их
блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты
обнажились,

Как раковая опухоль
земли,

Я не хочу, чтоб
вновь они ожили

И чью-то жизнь с
планеты унесли.

Пусть вскинут люди
миллион ладоней

И защитят прекрасный
солнца лик

От гари, пепелищ и
от афганской боли

Навечно! Навсегда! А
не на миг!

Я не хочу, чтоб
голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок.
Мой и твой

Пусть мир взорвется
криком: «Нет! Не надо!»

Мне нужен сын не
мертвый, а живой!

Д/З. Прочитать повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда»

Обновлено: 08.01.2023

Микропересказ : Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.

Глава 1

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

Глава 2

После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспе­чатанные письма и снял со стены Танин портрет.

Затем Марьянов вернулся в полураз­рушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.

Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Глава 4

Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Глава 6

…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…

И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.

Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.

У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.

После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Жизнь сильнее войны. Мысль друг о друге не даёт покоя героям произведения. Их верность – свята.
Трагическая история лебедей, включённая в рассказ, заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности.

Вложение Размер
аннотация 83.82 КБ

Предварительный просмотр:

Константин Воробьев — писатель высокоодарённый и человек отважный,

наделённый настоящим гражданским мужеством, в то же время сопереживающий чужому горю и боли. . Вынесу войну,
сто ран приму, но выстою.
Себя верну, любовь верну,
и щедрую и

И именно любовь помогает преодолеть все преграды главным героям , Сергею Марьянову и Татьяне Лебедевой. Каждый из них не верит в гибель любимого человека. Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося из разведки.

Сергей приезжает после войны в семью Татьяны в надежде увидеть любимую и пишет повесть о Тане, в которой «спасает её от врагов». Молодой писатель хочет продлить жизнь своей героини, доведя её до подвига, и никак не может решить, каким же будет конец повествования.

Продолжение написала сама жизнь, когда, будучи в мирное время в партизанских местах, Марьянов случайно услышал рассказ о судьбе Тани.

Окончание «Гусей-лебедей» доброе, какое-то сказочное…

Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни.

    совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся;

  • воспитание трепетного отношения к чувствам других людей, к чувству любви;
  • развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей.

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем анализировать произведение Константина Дмитриевича Воробьёва “Гуси — лебеди”.

Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному?

Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.

Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях(допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси — лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.

Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске.

— Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?

(Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ).

Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”.

Поговорим об особенностях рассказа.

1. Сюжет. Фабула.

— Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём

— Скажите, где в произведении кратко изложен сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея Марьянова). Прочтите, пожалуйста, стихотворение.

Отшумит тревога грозной были.
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу,что в эти дни разлуки…

2. Композиция.

— Как построена повесть? (Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста).

-Назовите смысловые части рассказа?

3. Конфликт.

В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта.

( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. )

— Ребята, как вы считаете, какой конфликт в рассказе и причины его? (Одна группа ребят доказывает примерами из текста, что в произведении противоречия между характером и обстоятельствами. Причина – война. Другая — придерживается мнения, что здесь конфликт – противоречия между различными сторонами характера, и приводит свои доказательства. )

Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе.

— Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. )

Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа.

4. Герои рассказа.

“Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям.

— Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. )

-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.

(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”)

Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята.

-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности?

(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева. “Говорящая” фамилия. )

-Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра, помогла ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю Тани. Она жива!)

5. Особенности рассказа.

  • В чём смысл названия рассказа – “Гуси — лебеди”?
  • Какова идея рассказа?
  • Ребята, чем каждого из вас поразил рассказ?

Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”.

Война и любовь. Эта тема раскрывается в произведениях таких писателей, как В. Распутин “Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”, В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов “Зося”.

Эти книги есть в библиотеке!

Реализация творческого задания.

Любовь — разная. И отношение к этому чувству у каждого из нас своё.

Чтение своих стихотворений о любви обучающимися (Приложение 1).

Что такое любовь?

Любовь полна тревог и страсти,
Глубоких чувств, красивых слов.
Любовь лишь временное счастье,
Она живет среди веков.
Любить нам никогда не поздно,
Но и не рано никогда.
И если любишь, то серьёзно,
Быть может даже навсегда!
Любовь прекрасна, превосходна,
И если любишь — ты живёшь.
Быть может, без любви жить можно,
Но, может, вскоре ты умрёшь!

Матюхина Людмила, ученица 11 класса

Признание в любви.

Хочу сказать тебе три слова,
Прошу, поверь, что это не шутя.
Я не хочу сказать чего- нибудь плохого,
Хочу сказать, что я люблю тебя!
Тебе подарки и конфеты,
Тебе улыбки и мечты.
Тебе прекрасных роз букеты,
Тебе, мой ангел красоты.
Тебе всё лучшее на свете,
Тебе одной я всё дарю,
И не забудь слова ты эти,
Котёнок, я тебя люблю!

Малинин Максим, ученик 11 класса

Бывают мгновения улыбки твоей,
Когда я пою или рада.
Мне кажется, что для меня нет родней
Такого манящего взгляда.
Я чувствую нежность, тепло твоих рук
И жар от горячих объятий.
Больней и ужасней с тобою разлук,
Поверь, ничего не бывает.
Порой пониманию, что ты — Дон Жуан,
Непрочная странная дверца,
Что ты – мой красивый и нежный обман,
Который храню в моём сердце!
Я знаю о том, как прекрасны мечты,
Которым исполниться сложно,
Но всё же единственный мой – это ты!
И больше никак не возможно!

Орешнева Елизавета, ученица 11 класса

Бывает так:
Влюбился ты, и мир вокруг тебя порозовел,
И каждый день ты смотришь на неё,
Она к тебе, не так как ты хотел!
Бывает, подмигнёт с улыбкой
И так заманчиво пройдёт,
Своёй походкой, словно ангел,
Умея показать свой торс!
И думаешь ты лишь о ней,
В её улыбке ловишь солнце,
В глазах её ты ищешь встречную любовь,
Которой ты так долго хочешь,
Которую ты постоянно ждёшь!
Но лишь тогда, когда тебе захочется открыться,
Признаться ей во всей своей любви,
Она посмотрит на тебя,
Глазами полными безразличья,
И скажет с холодом в устах:
“Прости, ты просто друг”.

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное чтение, определение темы, сюжета, образы героев, главная мысль произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь- обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам- молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Сказочные слова и выражения;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

Читайте также:

      

  • Степени с действительными показателями конспект
  •   

  • Конспект по кругам эйлера
  •   

  • Конспект урока по самопознанию 1 класс жить в ладу с собой
  •   

  • Советско германский договор о ненападении и его последствия конспект урока
  •   

  • Урок мира 1 класс конспект

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Гуси-лебеди» Воробьева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Эпиграф – из стиха Недогонова о том, что война кончается, а настоящая любовь – нет.

Глава 1

Третий год войны, Смоленщина. Группа разведчиков во главе с командиром Сергеем Марьяновым не вернулась с задания. Выживший рассказал о засаде. Тел не нашли. Ждать больше – нельзя. Пора уходить. Радистка Таня Лебедева, «настоящая русская девушка», и Марьянов любили друг друга. Он писал стихи о ней.

Таня требует идти в атаку, спасать ребят. Командир Андрей Дмитриевич замечает, что за это – отдают под суд. Тогда Таня, прихватив пару гранат, уходит в город одна. В записке обещает нагнать отряд. «Никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив». Он посылает вернуть ее двух человек.

В пути отряд встретил группу Марьянова. Им удалось уйти от погони. Полгода спустя Сергей был ранен в бою за город, куда ушла Таня. Он мучается чувством вины. И свыкается с мыслью, что девушка погибла. Хирург отрезает ему кисть левой руки.

Глава 2

Родной дом Тани пуст: ее отец умер. Марьянов уходит оттуда, взяв фотокарточки любимой. В городе, где она пропала, его берут на работу директором завода.

Глава 3

Два года он еще надеялся, ждал: вот придет! Марьянов пишет повесть. Об отряде. И Тане. Старая главбух, прочтя, советует ему писать для людей, для любимой. Душевней, искренней.

Глава 4

Марьянов начал книгу снова. Листок за листком вместе с Таней, тоненькой, высокой, голубоглазой, шел знакомыми тропами. Закончить гибелью девушки он не мог. А как тогда?..

Глава 5

Разве мертвые держат «в плену души живых?» Марьянов не знает ответа. Его тянет на малую родину. Перед отъездом он рассказывает свою историю секретарю горкома. Сирота (родителей убили белые в Гражданскую войну), с 3 курса пединститута – на фронт. В этом городе ему больше нечего ждать. Тани нет. Он уезжает навсегда.

Глава 6

Дорога к родному селу Шелковка. У костра – тракторист и сторож. Марьянов слушает рассказ парня Федора. О дедушке, убившем лебедя на озере. И как лебедка своего лебедя не хотела отдавать. Про плач бабушки по «загубленной красоте». И метания, стоны лебедки на озере. И выстрел в нее деда. А как она с радостью – прямо на ружье…

Глава 7

Два чучела теперь у того деда. «Как живые! Обнявшись шеями». Все равно ей не жить без своего лебедя. Старик Матвеич в ответ поведал историю любви не птиц – людей. О партизанском отряде, где разведчик был – герой. Попался немцам. А девушка – на выручку любимого. Не нашла. Хотела линию фронта перейти – вдруг немцы. Она гранаты им под ноги. Саму в грудь ранило, но жива.

Теперь учительница у них. Марьянов чувствует, что история про них с Таней. Она жива и ждет Сергея. Марьянов тихо плачет. И верит «в красоту бытия под этим небом».

Читательский дневник по рассказу «Гуси-лебеди» Воробьева

Сюжет

Партизаны узнают, что разведчик Сергей Марьянов с бойцами попал в засаду. Отряд уходит, а девушка Марьянова радистка Таня с гранатами тайком идет его искать. Марьянов выходит к отряду. А Тани нигде нет. После войны Марьянов живет в том городе, где она пропала, пишет повесть о войне и их любви. Сдавшись, едет к себе на родину. В пути слышит две истории: о лебединой верности и о себе с Таней. Оказывается, девушка жива. Учит детей, и 4 года ждет любимого. Мир для Сергея наполняется счастьем, красотой.

Отзыв

Повесть о настоящей любви, пережившей саму смерть. Тема войны, борьбы народа, людского горя, проверки на прочность, взаимовыручки, верности. Название – отсылка к русской народной сказке. Там сестричка спасает братца, пройдя все испытания. Так поступают и герои. С опасностью для жизни, с неумирающей надеждой, они ищут друг друга. Такое чудо возвращает герою веру в жизнь, ее смысл. Теперь он знает, как закончить повесть. Лебединая верность – символ рассказа и его героев. Рассказ учит любить всем сердцем, верить, надеяться, бороться за свое счастье. Сама жизнь на стороне любящих.

  • Гуси лебеди военный рассказ
  • Гуси лебеди вид сказки по классификации
  • Гуси и лиса русская народная сказка презентация
  • Гуси и лиса русская народная сказка конспект урока в школе 8 вида
  • Гусеница которая хотела летать сказка