Гусли… Даже те, кто с гусельным звучанием не знаком, переживают особое волнение, услышав само слово. Гусли… из глубин сердца с этим словом веет чем-то древним, седым, родным и знакомым, словно просыпается та часть нашего существа, что связывает нас с истоками… И снова, сколько бы ни было тебе лет, ты видишь себя 5-летним мальцом, при свете лучины, на русской печи слушаешь бабушкины сказки. Бабушка, а что такое гусли? Гусли-самогуды?! Ух ты, а это как?!
А может, именно так в наши детские души и попало это слово и его «вкус»? Есть ли сказки, где упоминаются гусли, гусли-самогуды? Конечно, есть!
1. Русская народная сказка «Гусли-самогуды» из сборника А.Н. Афанасьева:
…Взвалил Ванька на плеча два мешка с репою и понёс за мальчиком, а мальчик впереди бежит, припрыгивает и говорит: «Меня дедушка кажный день посылает за репою. Коли ты будешь носить ему, он даст тебе много серебра и золота; только ты не бери, а проси гусли-самогуды».
…Ванька подошёл к пастуху, купил у него свиней и начал пасти. Как только заиграет он в гусли-самогуды, а перед ним все свиньи пляшут.
2. Украинская народная сказка «Чудесные гусли»:
…А мастер и говорит хлопцу:
— Денег у меня нету, а дам я тебе такие гусли, что как заиграешь на них, то разные чудеса увидишь.
Взял хлопец гусли и пошел. Идет и идет, а дорога вела через лес, и напали на него в лесу разбойники. Спрашивают его:
— Ты, мельник, куда торопишься?
-Домой,- говорит,- спешу.
— Давай деньги, а не дашь, — тут тебе и смерть!
— Нету у меня денег, а вот есть такие гусли, что как заиграть на них, то разные чудеса явятся.
— Ну, так сыграй.
Начал мельник играть, стали разбойники танцевать, никак остановиться не могут.
3. Марийская народная сказка «Гусли-самогуды»:
…Но лужавуй(князь, староста) опять, как и в прошлый раз, не выполнил обещания. Взял драгоценный камень и пригласил Эчана за стол, позвал виночерпия.
— Самый лучший ты мой слуга, — начал лужавуй льстивую речь. — Прослышал я, что далеко-далеко, не в наших пределах, живет хороший мастер. Он делает гусли, которые сами играют. Достанешь мне такие гусли — три руэма получишь.
Эчан начал было говорить про свою Пампалче, про свадьбу, но лужавуй опять за свое:
— Такой молодой джигит! Невеста в разлуке полюбит крепче. Да и жениться рано — какой резон? Погулять- походить надо молодому джигиту по белу свету, пока не попал он в тенета семейные…
Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал ему три руэма земли.
…Получил Эчан гусли-самогуды и, счастливый, вернулся домой. Но тут он узнал о великом горе: лужавуй взял его Пампалче и объявил своей наложницей. Пампалче отказалась быть одной из жен лужавуя, и он посадил ее в темницу.
Зашел Эчан к лужавую в дом и сказал: «Играйте, гусельки!» Вся дворня, все подручные и советчики лужавуя, да и он сам, пустились в пляс и никак остановиться не могут.
— Хватит мучить меня, Эчан, — взмолился хозяин. — Я даю тебе три руэма земли, забирай свою Пампалче, только уйми эти окаянные гусли, пусть они не играют.
— Я прикажу гуслям не играть, но ты отпусти всех наложниц и обещай не брать больше с наших людей ясак.
— Все обещаю — слово лужавуя.
— Хватит! — сказал Эчан, и гусли-самогуды смолкли.
Как можно предположить из сказок, а также из названия, самогудами назывались не простые гусли, а инструменты, способные играть сами. Как, по какому принципу самогуды могли играть? Возможно ли, что гусли-самогуды были действительно волшебным, магическим инструментом, или же имел место особый механизм, утраченные ныне принципы изготовления? Герои сказок в одних случаях сами играют так, что все присутствующие пускаются в пляс и не могут остановиться, в других просто говорят слова заветные (играйте, гусельки!). Как сегодня известно, в дохристианскую эпоху на Руси покровителем искусств и творчества являлся бог Велес. В славянской мифологии, а именно в дошедшем до нас эпосе болгал-помаков, бог Велес(Велес-Семаргл) ловит Чудо-Щуку, и собирает первые гусли: «И сковал волшебные гусли. Выгиб гуслей — то щучья челюсть, штифтики — то щучьи зубы, струны — грива его коня». Таким образом, можно сделать вывод, что гусли-самогуды присутствовали в качестве культового предмета в дохристианских храмах. По одной из версий(средневековые европейские хроники), такие гусли представляли из себя механизм наподобие музыкальной шкатулки, приводившийся в действие ветром, сквозняком. Как мог действовать такой механизм? Очевидно, к нужным в той или иной мелодии струнам были подведены трубки, подающие струйки воздуха при дуновении ветра, и самогуды играли, «гудели» бесконечный гимн тому или иному божеству.
Современные гусли также «гудят» во время игры, чему способствуют специальная конструкция и качественные материалы, а если играет мастер, ноги сами просятся в пляс, как в сказке! Ну а механизм древних храмовых гуслей-самогудов, если его заново открыть, поможет в создании музыкальных чудо-экспонатов для музеев традиционной русской культуры, народного творчества, и краеведческих музеев. Так что гусли-самогуды — не столько сказочный артефакт, сколько вполне реальный музыкальный инструмент в ближайшем будущем!
Автор статьи: Александр Гришин
Гусли… Даже те, кто с гусельным звучанием не знаком, переживают особое волнение, услышав само слово. Гусли… из глубин сердца с этим словом веет чем-то древним, седым, родным и знакомым, словно просыпается та часть нашего существа, что связывает нас с истоками… И снова, сколько бы ни было тебе лет, ты видишь себя 5-летним мальцом, при свете лучины, на русской печи слушаешь бабушкины сказки. Бабушка, а что такое гусли? Гусли-самогуды?! Ух ты, а это как?!
А может, именно так в наши детские души и попало это слово и его «вкус»? Есть ли сказки, где упоминаются гусли, гусли-самогуды? Конечно, есть!
1. Русская народная сказка «Гусли-самогуды» из сборника А.Н. Афанасьева:
…Взвалил Ванька на плеча два мешка с репою и понёс за мальчиком, а мальчик впереди бежит, припрыгивает и говорит: «Меня дедушка кажный день посылает за репою. Коли ты будешь носить ему, он даст тебе много серебра и золота; только ты не бери, а проси гусли-самогуды».
…Ванька подошёл к пастуху, купил у него свиней и начал пасти. Как только заиграет он в гусли-самогуды, а перед ним все свиньи пляшут.
2. Украинская народная сказка «Чудесные гусли»:
…А мастер и говорит хлопцу:
— Денег у меня нету, а дам я тебе такие гусли, что как заиграешь на них, то разные чудеса увидишь.
Взял хлопец гусли и пошел. Идет и идет, а дорога вела через лес, и напали на него в лесу разбойники. Спрашивают его:
— Ты, мельник, куда торопишься?
-Домой,- говорит,- спешу.
— Давай деньги, а не дашь, — тут тебе и смерть!
— Нету у меня денег, а вот есть такие гусли, что как заиграть на них, то разные чудеса явятся.
— Ну, так сыграй.
Начал мельник играть, стали разбойники танцевать, никак остановиться не могут.
3. Марийская народная сказка «Гусли-самогуды»:
…Но лужавуй(князь, староста) опять, как и в прошлый раз, не выполнил обещания. Взял драгоценный камень и пригласил Эчана за стол, позвал виночерпия.
— Самый лучший ты мой слуга, — начал лужавуй льстивую речь. — Прослышал я, что далеко-далеко, не в наших пределах, живет хороший мастер. Он делает гусли, которые сами играют. Достанешь мне такие гусли — три руэма получишь.
Эчан начал было говорить про свою Пампалче, про свадьбу, но лужавуй опять за свое:
— Такой молодой джигит! Невеста в разлуке полюбит крепче. Да и жениться рано — какой резон? Погулять- походить надо молодому джигиту по белу свету, пока не попал он в тенета семейные…
Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал ему три руэма земли.
…Получил Эчан гусли-самогуды и, счастливый, вернулся домой. Но тут он узнал о великом горе: лужавуй взял его Пампалче и объявил своей наложницей. Пампалче отказалась быть одной из жен лужавуя, и он посадил ее в темницу.
Зашел Эчан к лужавую в дом и сказал: «Играйте, гусельки!» Вся дворня, все подручные и советчики лужавуя, да и он сам, пустились в пляс и никак остановиться не могут.
— Хватит мучить меня, Эчан, — взмолился хозяин. — Я даю тебе три руэма земли, забирай свою Пампалче, только уйми эти окаянные гусли, пусть они не играют.
— Я прикажу гуслям не играть, но ты отпусти всех наложниц и обещай не брать больше с наших людей ясак.
— Все обещаю — слово лужавуя.
— Хватит! — сказал Эчан, и гусли-самогуды смолкли.
Как можно предположить из сказок, а также из названия, самогудами назывались не простые гусли, а инструменты, способные играть сами. Как, по какому принципу самогуды могли играть? Возможно ли, что гусли-самогуды были действительно волшебным, магическим инструментом, или же имел место особый механизм, утраченные ныне принципы изготовления? Герои сказок в одних случаях сами играют так, что все присутствующие пускаются в пляс и не могут остановиться, в других просто говорят слова заветные (играйте, гусельки!). Как сегодня известно, в дохристианскую эпоху на Руси покровителем искусств и творчества являлся бог Велес. В славянской мифологии, а именно в дошедшем до нас эпосе болгал-помаков, бог Велес(Велес-Семаргл) ловит Чудо-Щуку, и собирает первые гусли: «И сковал волшебные гусли. Выгиб гуслей — то щучья челюсть, штифтики — то щучьи зубы, струны — грива его коня». Таким образом, можно сделать вывод, что гусли-самогуды присутствовали в качестве культового предмета в дохристианских храмах. По одной из версий(средневековые европейские хроники), такие гусли представляли из себя механизм наподобие музыкальной шкатулки, приводившийся в действие ветром, сквозняком. Как мог действовать такой механизм? Очевидно, к нужным в той или иной мелодии струнам были подведены трубки, подающие струйки воздуха при дуновении ветра, и самогуды играли, «гудели» бесконечный гимн тому или иному божеству.
Современные гусли также «гудят» во время игры, чему способствуют специальная конструкция и качественные материалы, а если играет мастер, ноги сами просятся в пляс, как в сказке! Ну а механизм древних храмовых гуслей-самогудов, если его заново открыть, поможет в создании музыкальных чудо-экспонатов для музеев традиционной русской культуры, народного творчества, и краеведческих музеев. Так что гусли-самогуды — не столько сказочный артефакт, сколько вполне реальный музыкальный инструмент в ближайшем будущем!
1
Какие музыкальные инструменты в русских сказках называют «самогудами»?
3 ответа:
1
0
В русских сказках, самогудами называли гусли или дудку
1
0
Гусли -народный музыкальный инструмент.
самогудами они назывались, потому что сами гудели, использовались как музыкальный инструмент в таких сказках, как » Садко», а так же в названии такой сказки как » Гусли -самогуды»
0
0
В русских сказках «самогудами» называют старинный русский музыкальный инструмент ГУСЛИ. Играет на гуслях-самогудах в сказках добрый молодец. А самогудами гусли называют потому, что они «сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют»
Читайте также
Гусли могут изготовить из ели, сосны или кедра. Раньше использовали и клён явор, и яблоню. Чтобы изготовить жалейку брали иву, либо бузину. Нашла информацию, сейчас мастера используют яблоню, грушу и вишню для жалейки.
Эта ель , её зовут резонансной , растет в Чехии .
Особый вид ели , древесина которой обладает акустическими свойствами .Она «звучит » — так говорят о ней профессионалы , создающие музыкальные инструменты.
Успех скрипок Страдивари еще и в том , что он умел выбирать » звучащие » ели, причем без современных лабораторных анализов.
В наше время такие анализы древесины проводятся.
Выращивание резонансных елей начинается с отбора семян . Их берут с самых лучших по звучанию деревьев и высаживают в точно такую же по составу почву , в которой росло материнское дерево .Семена высаживают в питомник . Когда маленькие саженцы ели достаточно окрепнут , их пересаживают в горы на высоту 700 метров. Еще через десятилетие проводят прореживание , оставляя самые крепкие и ровные деревья. Проходит еще 40 лет , и снова «ревизия» .Самые «звонкие» и ровные оставляют , и они растут еще до 100 -150 — ти лет . Только деревья не моложе ста лет срезают для изготовления инструментов. Срезанная древесина еще раз проходит анализ . Если звуковые (акустические ) свойства соответствуют стандарту качества , ель разрезают на части , длина которых тоже определяется стандартом . После этого из неё изготовляют музыкальные инструменты :скрипки , рояли , виолончели , гитары и др. Такие ели ценятся очень дорого .
Даже распиловка резонансной ели проводится по определенным правилам .
Такая древесина идет на продажу .
И мастера превратят её в музыкальный инструмент .
Испанские танцы и мотивы невозможно представить без стука кастаньет, с помощью которых создается разнообразный ритмический рисунок. О происхождении этого инструмента, считающегося одним из самых древних, спорят до сих пор. Кроме Испании, он является распространенным в Италии и Латинской Америке. Несмотря на то, что в переводе с испанского название инструмента означает «каштан», делали кастаньеты вовсе не из каштана. Для их изготовления использовали только твердые породы дерева — орех, палисандр, эбеновое дерево. Альтернативным материалом для кастаньет была еще слоновая кость, а в настоящее время их делают даже из стеклопластика. Но настоящими считаются именно деревянные кастаньеты — выдолбленные в виде двух ракушек, соединенных шнурком, и издающим характерный щелкающий звук.
В тромбоне высота звука изменяется перемещением выдвижного колена. Кулиса, это одно из названий. Но есть и другое названия этой части тромбона. Цуга. Тромбон является обязательным инструментом для джазовых оркестров.
Не могу сказать с совершенной уверенностью в своей правоте, поэтому напишу просто догадку. Думаю, песня о бывшем военном, который уже давно в отставке, жизнь его сложилась не особенно удачно, да и уже вряд ли станет лучше. Он не очень молод, он утратил веру в людей и идею, за которую когда-то в молодости был готов отдать жизнь. Он и сейчас верит, но понимает, что он в этом одинок, все его единомышленники променяли идею на материальные блага. Он остался сильным духом, ему почти незачем жить. Одиночество — его старый выбор, который теперь гнетет. Но выбор был сделан, теперь уже ничего не изменишь. Может даже, тут я не уверена совсем, он занимается чем-то незаконным. Наемник? Киллер? Не поняла, только намек в тексте…
Вам понадобится:
- Компьютер
- Книжка по археологии России
- Учебник по русской истории
#1
Многие люди, которые увлекаются русской культурой, спрашиваю, были ли такие гусли, которые могли звучать сами по себе. Есть ли такой волшебный предмет, артефакт, в русских сказках. Оказывается, есть!
Такой инструмент назывался «гусли-самогуды». Они играли сами по себе. Благодаря приобретению гуслей, Ванька, герой русской народной сказки, смог устроить свою жизнь наилучшим образом, став царским зятем.
#2
Как называются сказочные гусли, нам удалось узнать, а какие были предпосылки к появлению такого артефакта? Существовало несколько разновидностей гуслей. Шлемовидные, или «псалтирь», имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек. Звончатые гусли имели 20-25 струн. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.
#3
Трапециевидные гусли были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше — полтора на полметра. Струн у них было от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Однако широкого распространения в народном музицировании они не получили.
#4
Как называются в сказках гусли? Гуслями-самогудами. А гусли крыловидные (или звончатые) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры у них небольшие 60 см в длину и 25 в ширину.
Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав.
#5
Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду. Этот замечательный народный инструмент и сейчас актуален, а русские сказки про самостоятельно играющие гусли можно читать своим детям, чтобы они больше знали о традиционной русской культуре.
В сказках и былинах иногда упоминалось о необычном музыкальном инструменте гуслях. Под его музыку народ пел, танцевал, слушал сказки на Руси. Эта музыка завораживала. А евреи утверждали, что игра на гуслях может затронуть глубины души человека. Однако церковь долгое время проявляла негатив к этому инструменту, сжигая на кострах. История возникновения этого инструмента очень интересна. В наше время есть последователи гусляров, которые выступают в оркестрах, сольно и в ансамблях. Этот инструмент по-прежнему способен лечить не только душу, но и тело.
Почему потомка Каина считают автором гуслей
На Руси гусли были очень популярны. / Фото:cyrillitsa.ru
Гусли представляет собой музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса и струн. В переводе из старославянского языка означают «гудеть». Этот музыкальный инструмент имеет необычную историю, истоки которого уходят глубоко в старину. Считается, что это традиционный народный инструмент, который был популярен на Руси, начиная с XII века. Однако долгое время не знали, кто же его на самом деле изобрел. Существовали только версии. Ряд экспертов утверждали, что гусли придумал Иувал, который является потомком Каина в шестом поколении. После совершения убийства Авеля, на Каина и его семью снизошел божий гнев. Они были вынуждены поселиться на земле Нод, что была расположена на востоке от Эдема.
Потомок Каина Иувал изобрел гусли и свирель.
Жизнь шла своим чередом. Кроме сельского хозяйства и охоты, потомки Каина развивали в себе скрытые таланты. Считается, что именно Иувалу удалось больше других развить в себе музыкальный талант. Он изобрел свирель и гусли. С годами гусли не раз подвергались изменению и улучшению. Известно, что сходные системы существуют по всему миру у разных народностей. Правда, они имеют внешние отличия и разные названия. У финов-кантели, у армян-канун, у латышей-кокле, у греков-лира, у итальянцев- арфа, у казахов-жетыген.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как играть в кудрявые тимпаны и петь под собственную волынку: Музыкальные инструменты в поэзии Серебряного века
Разновидностью гуслей являются арфа и лира.
На Руси этот струнный музыкальный инструмент знают как гусли. В народе они были любимы и популярны. Под звучание гуслей танцевали, пели песни, рассказывали сказки и былины под их мелодию. Гусляры путешествовали по селам и городам, собирали народ вокруг себя, играя и исполняя песни. Гусли считали одним из способов развлечения в те времена. В современном мире пытаются возродить это музыкальное направление и весьма успешно. Звучание струн гуслей можно услышать не только в составе оркестров, но и на выступлениях народных ансамблей и сольных исполнителей. В России и за рубежом сейчас немало известных гусляров, которые выступают с концертами и имеют поклонников этого искусства. Например, Андрей Байкалец и Любослав, Ольга Глазова, и другие.
Почему церковь на Руси была против гуслей
Действительно, долгий период времени церковь негативно относилась к гуслям. Причина такого отношения в принадлежности этого инструмента к языческой культуре. А ведь язычество – это поклонение идолам, а не Богу, поэтому не может сочетаться с религией. Известно, что в XVII веке сам патриарх Никон приказал массово сжигать прилюдно на кострах не только гусли, но все подобные музыкальные инструменты. Гусляры были в огромной опасности за то, что играли на гуслях.
Церковь долгое время негативно относилась к гуслям.
О том, что гусли в старину были связаны с язычеством, подтверждает одно интересное археологическое открытие. В районе Нового Новгорода нашли гусли, датированные XII веком. Это был хорошо сохранившийся брусок. На лицевой стороне просматривалась голова и фрагмент хвоста дракона. На задней стороне отображен лев и птица. Эксперты подтвердили, что подобные рисунки вполне могут быть связаны с язычеством. Там же были найдены и гусли небольшого размера. На их поверхности была нанесена свастика, а также видна резьба по всему корпусу. А ведь это старинный символ Солнца и Мудрости, который часто встречался в христианских храмах.
Гусли способны передавать музыку, исцеляющую душу и тело. / Фото:m.rusmir.media
У еврейского народа гусли – это музыкальный инструмент, который ассоциировался с глубиной человеческой души. Слушая их звучание, человек переживает массу эмоций. От нарастающих звуков природы до ощущения умиротворения и спокойствия. Ведь недаром народ положительно относился к гуслям, считая их музыку излечивающей душу и тело. Но у церкви было свое отношение.
Как играют на гуслях, и кто такие кряшены
После изучения аккордов переходят к техникам игры на гуслях. / Фото:ar.culture.ru
Несмотря на то, что гусли – это старинный музыкальный инструмент, научиться играть на нем можно. Лучший вариант – это учиться у опытного гусляра. Хотя можно освоить эту науку и самостоятельно с помощью самоучителя или Сети. Поскольку это струнный инструмент, то начинают всегда с изучения аккордов с учетом количества струн на гуслях. Далее можно переходить к изучению техник игры на выбор. Это бряцанье, арпеджио (перебор струн), щипковая техника и другие.
Девочки татар-кряшенов получали право быть гуслярами по наследству. / Фото:eadaily.com
Вот как раз у татар-кряшен можно научиться фантастической игре на гуслях, а также послушать мелодичный и насыщенный звуками тембр композиций. Этот консервативный народ имеет давнюю историю. В наше время они все еще проживают в деревнях Балтасинского и Арского районов. Они сумели сохранить этническое исполнение игры на гуслях благодаря своим традициям. Оказывается, что подобный опыт передается из поколения в поколение по женской линии. Если рождалась девочка в семье татар-кряшен, то получала в дар гусли. А когда девушка выходила замуж, то на смотринах оценивали не только навыки готовки и ведения хозяйства, но и игру на гуслях. В наше время известны женщины гусляры, которые относят к татарам-кряшенам. В Верхнем Субаше – Елизавета Иванова, в селе Сердебаш – Таисия Ефимова, в деревне Биктяшево – Зоя Алексеева.
Гусляры Андрей Байкалец, Любослав, Ольга Глазова
Гусляры Ольга Глазкова и Андрей Байкалец.
Известно, что гусляр Андрей Байкалец родом из Иркутска, а точнее из самой народной глуши ближе к Байкалу. В это трудно поверить, но умение фантастически играть на гуслях подтолкнуло музыканта проделать долгий путь из Иркутска до Москвы. Его появление было прекрасным сюрпризом для почитателей подобной музыки. Этот человек был по-настоящему талантлив. Он завораживающе пел и играл на гуслях, был открыт и чист душой, да и выглядел Андрей Байкалец, как мужики в старину на Руси. Вслушиваясь в его песни, можно было пережить множество разнообразных эмоций. Андрей Байкалец покинул этот мир в 2008 году, но успел выпустить альбом «Раю мой Раю».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как звучит единственная гитара Страдивари, на которой можно играть и сегодня
А вот Ольгу Глазову считают по праву самым известным гусляром в мире. Она сама сочиняет и поет, профессионально играет на гуслях. Она не раз побеждала во всероссийских и международных конкурсах. Кроме того, Глазова плодотворно сотрудничает с известными исполнителями и группами, участвует в их выступлениях и клипах. Ей удалось восстановить утерянную старинную технику игры на гуслях только пальцами. Ольга Глазова удачно совмещает не только этностиль исполнения, но и современные направления в игре на гуслях. Весной 2022 года вышел ее очередной музыкальный альбом «Это не мое». А в начале мая прошел концерт, посвященный альбому. Это был настоящий успех.
Гусляр Любослав.
Гусляр Любослав это творческий псевдоним Александра Субботина. Он не только сочиняет музыку и исполняет ее на гуслях, но и рисует необыкновенные картины. Но сначала музыкант играл на гитаре, и только со временем стал гусляром. В 1995 году пришло понимание, что чего-то не хватает в творческом направлении. Любослав сделал гусли своими руками, выбрав для них редкую форму, отличную от современных. Некоторое время Любослав странствовал по земле, собирая песни и показывая себя. В период с 2003-2012 года, Любослав стал дважды лауреатом российских музыкальных конкурсов. В его репертуаре большое количество разнообразных композиций, былин и баллад. Балалайка тоже, как и гусли, считается исконно русским музыкальным инструментом. Откуда русские привезли балалайку, и Почему церковь считала её «бесовским» инструментом
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Народная фантазия удивительно предвосхитила будущее. В фольклоре иногда фигурируют сказочные предметы: гусли-самогуды, скатерть-самобранка и тому подобные «гаджеты». Две русские народные сказки в обработке А. Н. Афанасьева содержат информацию о гуслях. Одна так и называется.
«Гусли-самогуды»
Сказка имеет следующий сюжет: бедняки, отец с сыном Ванькой, вырастили репу. Сын пошел собирать урожай и заметил воришку, мальчика. Он уже тащил с поля два мешка репы. Ребенок попросил помочь и уверил, что его дед заплатит. Тут же мальчик советовал не соглашаться на золото и просить гусли-самогуды.
Ванька так и сделал, получил гусли в обмен на то, что ему дома всего дороже. Но просчитался: оказывается, дед имел в виду не имущество, а отца. Когда сын вернулся, тот уже умер. После Ванька ушел из дому в город. Недалеко от города паслись свиньи. Он заиграл в гусли, и свиньи заплясали.
Дочь местного государя послала купить одну свинку. Ванька сказал, что ответит только лично. Когда она подошла, они сговорились: девушка показала свои ноги до колен в обмен на свинку. На ноге было родимое пятно. Государь объявил, что выдаст дочь за того, кто узнает примету его дочери. Ванька пришел, ответил на вопросы и стал зятем царя.
«Мудрая жена»
Сюжет второй сказки — в приключениях одного из трех братьев, дурака. Ему отец не хотел давать наследство, зная о непрактичности сына. Но дурак его пристыдил, и он дал ему наравне с умными сто рублей. Братья купили быков, а дурак – кошку с собакой. Все трое пошли по свету искать лучшей доли.
Дошел дурак до реки, а заплатить за перевоз нечем. Плывет по реке корабль. Дурак крикнул хозяину, чтобы взял и его товар за половину доли и кинул на палубу кошку. Приплыв в страну, где кошек нет, а крыс много, капитан продал ее за шесть бочонков золота и вернул дураку три по уговору.
Дурак два бочонка раздал нищим, а на третий купил ладану и сжег в поле как благодарность богу. Бог послал ангела спросить, что ему нужно. Дурак затруднялся с ответом. Ангел посоветовал ему пойти спросить у пахарей, что работали неподалеку. На вопрос, что ему нужно, два пахаря резонно заметили, что понятия не имеют. За это были убиты дураком. Третий, видя такой поворот событий, посоветовал пожелать хорошую жену. Дурак так и сделал.
Ангел велел ему поймать плотву с золотым кольцом и указал место, где она поплывет. Дурак поймал рыбу, по научению ангела перекинул через себя и ударил о землю. Рыба превратилась в девушку. Ночевали они в поле. Когда дурак заснул, его жена вызвала волшебным образом двенадцать работников, и они к утру выстроили дворец.
Царь той земли повелел дураку построить мост от палат до дворца. Жена помогла это сделать. Тогда царь послал дурака на тот свет к почившему отцу узнать, где тот спрятал деньги. Жена и с этим заданием помогла справиться. Тогда царь дает задание принести гусли-самогуды. Жена дает ему полотенце с ручной вышивкой и указывает путь.
Дошел он до лесной избушки, где жила старуха. Выяснилось, что гусли делает ее сын. Когда мастер вернулся, он велел дураку не спать, а сам стал гусли ладить. Сон почти одолел дурака, но он умылся и вынул полотенце. Старуха узнала руку дочери в вышивке. Погуляли, потом дурак пошел домой.
В дороге ему встречается разбойник, и дурак заставляет его плясать под свои гусли. Совершает обмен на дубинку, но потом жалеет и приказывает дубинке отнять гусли. Придя домой, он приказывает дубинке убить царя и сам садится на трон.
Белорусская сказка «Трем — сын Безымянный»
У бедняков родился сын. Окрестить они его не смогли, потому что поп потребовал плату. Дети стали называть его Безымянным. Подрос мальчик и ушел за счастьем. Так пришел он к лесной избенке, где жили три старика. Усыновили они его, назвали Трем-сын и дали образование. Когда он стал взрослым, подарили волшебного коня и научили, как достать перо Жар-птицы. Потом посоветовали вылечить им царских коней.
Ему все удалось. Царь назначил его главным конюхом. Через некоторое время царь захотел Жар-птицу и отправил его за ней. Конь, подаренный тремя названными отцами, помог поймать Жар-птицу. Царь опять отправляет его в путь. На этот раз узнать у Солнца о причине затмения.
Опять конь помог, направил к матери Солнца. По дороге Трем обещал помочь выдре, ворону и рыбе-киту. Трем все рассказал матери Солнца, и она помогла ему. Когда вернулся Солнце, она спрятала Трема в сундук и спросила обо всем у сына: оказалось, затмение было из-за Настасьи-красавицы. Солнце хотел выжечь океан, где она живет, но не смог. Также он дал решение вопросов выдры с вороном и рыбы-кита.
Доложил Трем царю причину затмения, но царь велел привезти ему Настасью-красавицу. Конь помогает заманить девушку лентами и привезти к царю. Теперь девушка требует свою красу. Царь дает приказ добыть красу со дна моря. Конь помогает и в этом. Поручение выполняют также выдра, ворон и рыба-кит.
Но девушка требует гусли-самогуды, которые дают ей веселье. Для этого она передает платочек – вытирать глаза, чтобы не заснуть. Конь направляет Трема к Волку-Волковичу, который их делает. Тот запретил спать, пока идет работа. Юноша вынимает платочек, и Волк узнает вышивку сестры.
На обратном пути юноша встречает разбойника с волшебной дубинкой, колдуна с золотой шкатулкой и купца со скатертью-самобранкой. Он сначала меняется с ними, а потом приказывает дубинке отобрать гусли. Плотники, наплясавшись, дарят ему волшебный топорик.
Подойдя к царскому городу, он строит дворец. Открыв шкатулку, вызывает войско. Скатерть кормит всех. Приехал царь в сопровождении Настасьи-красавицы. Она внезапно отрубает голову Трему. Потом она варит его тело в молоке, и он оживает писаным красавцем. Царь желает того же, и ему Настасья тоже отрубает голову. Но бросает собакам.
Трем женится на ней и становится царем.
Марийская сказка
Познакомимся с произведением марийского фольклора под названием «Гусли-самогуды».
Охотник Эчан хочет жениться. Не послушавшись матери, он убивает утку с золотыми перьями. На базаре его встречает богач Лужавуй и посылает за драгоценным камнем, а утку обманом отбирает. Эчан возвращается к матери, и она отправляет его к старушке. Та дает ему клубочек, который приводит к озеру. Со дна Эчан достает сундук, в котором хранится драгоценный камень, и приносит Лужавую.
Но тот опять посылает его за нужной вещью. На этот раз это гусли-самогуды. Невеста Эчана дарит ему полотенце. Опять старушка помогает, направляет охотника к мастеру. Мастер не разрешает спать во время настройки гуслей. Чтобы не уснуть, Эчан достает полотенце. Мастер восхищен красивой вышивкой и дарит Эчану гусли. Охотник зовет его на свадьбу, обещает и ему найти невесту, которая красиво вышивает.
Пока Эчан отсутствовал, Лужавуй сделал его невесту своей наложницей. Эчан заставляет его плясать до изнеможения под волшебные гусли. Тот обещает отпустить его невесту и дать денег за утку и драгоценный камень. На свадьбе присутствует мастер. Он нашел себе жену, вышивальщицу.
Общие мотивы
Во всех сказках есть то, что их объединяет. Это требование бодрствовать, пока делаются сказочные гусли-самогуды. Нарушение карается смертью. Во всех случаях спасает платок (полотенце), который узнают по вышивке и делают снисхождение. В марийской сказке — за необычайную красоту узора на полотенце.
Методы получения волшебных предметов тоже одинаковые. Обмен и последующие приказы дубинке отобрать обменянную вещь. Дворец, построенный чудом, с помощью топорика или с помощью жены. В одной сказке помощник — конь, в другой — жена.
Все это открывает истоки сказки, ведет к законам ее возникновения. Видимо, гусли играли немалую роль в старину.
Роль гуслей на Руси
Былинные богатыри играли на гуслях. Воины носили их с собой в походы. Погребальные ритуалы сопровождало пение гусляра. С их помощью обращались к богам. Этот инструмент подвергался гонению, множество было сожжено за языческие песни. Но искоренить до конца так и не удалось.
В какой сказке гусли-самогуды играют более значительную роль, сказать трудно. Скорее, они являются выражением давней мечты. Как Настасья-красавица, люди считают их причиной веселья. Его всегда не хватало в былые времена.
Сейчас можно послушать музыку свободно, и не только в исполнении гуслей. Когда-то это казалось сказкой. Будем же ценить эту возможность!