Тема: Гвоздь из
родного дома. Шведская сказка.
Цель: отрабатывать навык выразительного
чтения.
Задачи:
О. — 1. донести до детей содержание
сказки;
2. формировать навык работы с
книгой;
3. отрабатывать технику
чтения;
4. провести словарную работу;
5. вычленить идею сказки.
В. — 1. вызвать эмоциональный отклик
на прочитанное;
2. расширить круг
нравственных представлений.
Р. — 1. умение выделять главное в
излагаемом материале;
2. умение логически излагать
свои мысли;
3. развитие самостоятельности;
4. развитие познавательных
процессов: анализ, синтез, сравнение.
Романовская З.И. Живое слово. 3 кл.:
Проб. Учеб.: В 2 ч. — ч. 1. — М.: Просвещение, с. 62-67.
этапы урока |
деятельность учителя |
деятельность детей |
Орг. момент 1-2 мин. |
приветствие. Проверка готовности |
|
подготовка к восприятию нового 5 мин. |
— скажите, вы любите сказки? Какие — а кто-нибудь из вас помнит самую — а вы не пробовали сами сочинить — как вы считаете, трудно ли писать — сегодня на уроке мы будем читать — вам о чём-нибудь говорит название — верны ли ваши предположения, мы |
сказки писать сложно, т.к. в каждой |
словарная работа 3 мин. |
молокосос, карапуз, кузница, чека, |
|
первичное чтение 10-15 мин |
— чтение по цепочке. по ходу чтения учитель делает указания: после прочтения оценивает технику |
|
первичное закрепление 15 мин. |
беседа по вопросам: — вам понравилась эта сказка? — до прочтения сказки вы делали Трудно, не зная содержания давать — что вы узнали о старших братьях? — чем отличается от них Свэнд? — проследите по тексту, как он и — что помогло Свэнду, только ли — какие черты характера вложил — можно ли назвать Свэнда счастливым — что для вас, значит быть счастливым? — как вы думаете, действительно ли — скольким людям помог Свэнд? — а вы совершаете благородные поступки? |
Свэнд всегда приветлив, ласков, всегда помогал матери. незлобивость, щедрость, отзывчивость, любознательность. |
подведение итогов 3 мин. |
— что мы сегодня читали? — какой смысл заключён в сказке? |
|
дом. задание 2 мин. |
попробовать сочинить сказку. |
записывают д/з в дневники. |
Конспект урока по литературному чтению «Гвоздь из родного дома. Шведская сказка»
Цель: отрабатывать навык выразительного чтения.
Задачи:
О. — 1. донести до детей содержание сказки;
2. формировать навык работы с книгой;
3. отрабатывать технику чтения;
4. провести словарную работу;
5. вычленить идею сказки.
В. — 1. вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;
2. расширить круг нравственных представлений.
Р. — 1. умение выделять главное в излагаемом материале;
2. умение логически излагать свои мысли;
3. развитие самостоятельности;
4. развитие познавательных процессов: анализ, синтез, сравнение.
Романовская З.И. Живое слово. 3 кл.: Проб. Учеб.: В 2 ч. — ч. 1. — М.: Просвещение, 2012. — с. 62-67.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Орг. момент 1-2 мин. |
Приветствие. Проверка готовности рабочего места. |
|
Подготовка к восприятию нового материала 5 мин. |
— скажите, вы любите сказки? Какие сказки вы уже читали? Каких писателей? — а кто-нибудь из вас помнит самую первую сказку, которую вам прочитали или рассказали родители (бабушка, дедушка)? — а вы не пробовали сами сочинить сказку? — как вы считаете, трудно ли писать сказки? Почему? — сегодня на уроке мы будем читать шведскую сказку «Гвоздь из родного дома». — вам о чём-нибудь говорит название сказки? Как вы думаете, о чём эта сказка? — верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав сказку. |
сказки писать сложно, т.к. в каждой сказке есть потаённый смысл, который скрывается в её содержании. |
Словарная работа 3 мин. |
молокосос, карапуз, кузница, чека, молот. |
|
Первичное чтение 10-15 мин |
— чтение по цепочке. по ходу чтения учитель делает указания: читать чётко, громко, обращать внимание на знаки препинания. после прочтения оценивает технику чтения. |
|
Первичное закрепление 15 мин. |
беседа по вопросам: — вам понравилась эта сказка? — до прочтения сказки вы делали предположения о её названии. Так почему она называется «Гвоздь….»? Трудно, не зная содержания давать ответы? — что вы узнали о старших братьях? — чем отличается от них Свэнд? — проследите по тексту, как он и его братья поступали в одних и тех же случаях — при уходе из дома и по возвращении в него. — что помогло Свэнду, только ли гвоздь из родного дома? — какие черты характера вложил народ в образ Свэнда? найдите подтверждения в тексте. — можно ли назвать Свэнда счастливым человеком? В чём заключалось его счастье? — что для вас, значит быть счастливым? — как вы думаете, действительно ли Матсу и Петеру было так плохо, что им пришлось продать куртку и кастрюлю. Или этому есть другое объяснение? — скольким людям помог Свэнд? Найдите подтверждение в тексте. — а вы совершаете благородные поступки? |
Свэнд всегда приветлив, ласков, всегда помогал матери. незлобивость, щедрость, отзывчивость, любознательность. |
Подведение итогов 3 мин. |
— что мы сегодня читали? — какой смысл заключён в сказке? |
|
Дом. задание 2 мин. |
попробовать сочинить сказку. |
записывают д/з в дневники. |
Однажды три брата, живших очень бедной семье, отправились на заработки. Младшему было всего одиннадцать лет, но он оказался самым смышленым и трудолюбивым из братьев.
«Гвоздь из родного дома» читать
Жил бедный крестьянин со своей женой. У них было трое сыновей: Матс, Петер и Свенд. Однажды случилась засуха, и семье пришлось туго.
— У нас больше ртов, чем кусков хлеба, — сказал отец. – Придется вам, сыночки, идти на заработки.
Мать заплакала.
— Матс и Петер уже взрослые, они справятся с работой, — говорила она, — а вот Свэнд, бедняга пропадёт — ему ведь всего одиннадцать лет.
Смотри, какой он худенький, что он может заработать? Пусть идёт в пастухи, если ничего другого не найдёт! – решил отец.
Но Свэнд сказал:
— Не беспокойся, мама я постараюсь найти себе работу. Отпусти меня!
Наконец мать согласилась отпустить его. Стали братья собираться в путь. Старший сын, Матс, сказал:
— Возьму-ка я себе старую отцовскую куртку – он ведь сидит дома, и она ему не нужна.
— А я возьму кастрюлю! – сказал средний сын, Петер. – Матушке все равно нечего в ней варить. Я её продам и до тех пор, пока не найду работы, буду жить на вырученные деньги.
Он достал с полки блестящую кастрюлю и надел её на голову, как шапку.
— А вот Свэнду ничего и не осталось! – вздохнула мать.
Она очень любила младшего сына: он был всегда приветлив и ласков и всегда, чем мог, помогал матери.
— А я, мама, возьму на память о доме гвоздь, тот самый, на который я вешаю мою куртку, когда ложусь спать.
Свэнд выдернул гвоздь из стены, завернул его в тряпочку и положил в карман.
— Вот чудак! – захохотали старшие братья. – Тоже надумал: таскать с собой ржавый гвоздь. Что ты будешь с ним делать?
— Может быть, он и пригодится, почём знать? – ответил мальчик. На душе у него было весело, словно он взял с собой не гвоздь, а кучу золота.
Мать со слезами смотрела вслед сыновьям, а Свэнд долго ещё махал ей шапкой. На перекрёстке старшие братья остановились:
— Мы с Петером пойдём вместе, а ты, Свэнд, со своим гвоздём не ходи за нами!
— Ну, так прощайте, милые братья! Счастливого вам пути! Надеюсь, скоро увидимся! – сказал Свэнд и свернул на просёлочную дорогу.
Долго шёл он и вдруг увидел, что впереди на дороге кто-то копошиться. Свэнд в страхе подумал: «Неужели медведь? Как спастись?» Но это был человек, возившийся у своей телеги.
— Слушай-ка, мальчуган, — окликнул он Свэнда, — поди помоги мне: у телеги свалилось колесо, и я не могу добраться до кузнецы.
— У меня есть гвоздь, его можно заткнуть вместо чеки. Только я даю вам его взаймы: он мне дорог – ведь гвоздь-то из моего родного дома.
Крестьянин расхохотался:
— Ну и забавный ты, карапуз! Получишь обратно свой дорогой гвоздь, как только доедем до кузницы.
Крестьянин со Свэндом приладили колесо, вскочили на телегу и быстро поехали по дороге в кузницу.
Свэнд первый раз в жизни попал в кузницу, и ему всё там понравилось.
— Весело у вас тут! Мехи гудят, молот бьёт, прямо музыка какая-то! Хотел бы я быть кузнецом!
— Не смеши меня, малыш, — сказал кузнец. – Где тебе справиться с таким тяжёлым молотом! Это тебе не игрушка. А вот, если хочешь, можешь раздувать мехи, пока мой мальчишка не выздоровеет. Буду тебя кормить досыта да ещё дам несколько грошей за работу.
Так Свэнд остался у кузнеца. Гвоздь свой он получил от крестьянина обратно, выпрямил его и спрятал в карман. Кузнец скоро увидел, что Свэнд смышлёный мальчик, и стал учить его кое-чему из своего ремесла. Прошло немного времени, и Свэнд мог уже смастерить некоторые вещи своими руками.
Но через месяц сын кузнеца выздоровел, и кузнец не мог уже держать у себя Свэнда. Заплатил он ему за работу, и пошел Свэнд дальше.
Шёл он по дороге, напевал весёлую песню и скоро поравнялся с одиноким домиком у дороги. На пороге стоял маленький человек в очках. Это был портной.
На шее у него висели на длинной тесёмке ножницы; в руке портной держал куртку и чистил её. Вдруг куртка выскользнула у него из рук и упала на мокрую от росы траву.
— Вы бы повесили куртку, хозяин, — посоветовал Свэнд.
— Не учи меня, молокосос! – сказал портной. – Знаю без тебя, что мне делать.
Но Свэнд не обиделся на эти слова портного, а предложил:
— Я могу вам помочь, хозяин!
Он быстро достал из кармана гвоздь и вбил его в дверной косяк. Портной улыбнулся, повесил куртку и быстро вычистил её. Потом позвал Свэнда в дом и велел жене дать мальчику молока с хлебом.
Свэнд с удовольствием поел – ведь он был голоден, — затем вежливо поблагодарил старушку. Хозяйке это очень понравилось.
— Возьми парнишку в ученье! – сказала она.
— Я с удовольствием останусь у вас, — отозвался Свэнд, — хотя по ремеслу я кузнец.
Портной оглядел с ног до головы тощую фигурку Свэнда и громко расхохотался:
— Ну и славный кузнец! Не тебе, брат, поднимать тяжёлый молот. А вот сумеешь ли ты шить?
— Я попробую, — ответил Свэнд и уселся рядом с портным.
Так стал Свэнд работать у портного и научился шить.
Но вскоре портной простудился и умер. Свэнд вытащил из двери свой заветный гвоздь, ласково попрощался с хозяйкой и снова отправился в путь. Скоро дошел он до небольшого селения. В это время начиналась гроза: задул сильный ветер, ударила молния и загрохотал гром. Возле одного дома старушка спешила снять с веревки выстиранное бельё. Вдруг веревка сорвалась с гвоздя; старушка едва успела подхватить её.
— Проклятый гвоздь! – ворчала старушка. – Он переломился пополам. Как бы не уронить бельё в грязь!
— Я помогу вам, бабушка, — предложил Свэнд, достал свой гвоздь и мигом вбил его в стену. – Давайте я привяжу веревку, только вы потом отдайте мне мой гвоздь – ведь это кусочек моего родного дома!
И Свэнд помог старушке быстро снять всё бельё и отнести в дом. В доме он увидел сапожника, подбивавшего подошву к башмаку. Свэнд остановился в дверях, любуясь ловкой работой сапожника.
— Я и кузнец и портной, а вот шить башмаки не умею! — сказал Свэнд.
— Не болтай ерунды! Какой ты кузнец или портной? Ты просто забавник! Но, если хочешь, я могу обучить тебя сапожному мастерству.
Так Свэнд остался у сапожника. Правда, спать ему пришлось на чердаке, но стояло жаркое лето и там было не холодно.
Сапожник не знал, как нахвалиться ловким и трудолюбивым мальчиком. Скоро Свэнд мог не только чинить старые, но и шить новые башмаки.
Тогда он взял заработанные у кузнеца и портного деньги, купил кожи и сшил для матери новые башмаки.
Осенью Свэнд простился с хозяевами, получил от сапожника деньги за работу и отправился домой.
Путь Свэнда лежал через город. Когда он проходил мимо базара, он увидел у одного старика торговца куртку – это была куртка отца Свэнда, которую взял с собой старший брат, Матс.
Значит, Матсу было плохо и он продал куртку, чтобы не голодать. Свэнд купил отцовскую куртку и пошел дальше.
Вдруг в одной лавке Свэнд увидел кастрюлю, ярко блестевшую на солнце. Он подошел ближе и разглядел на ней круглую царапину. Эту царапину сделал когда-то сам Свэнд. Конечно, то была кастрюля матери. Свэнд очень обрадовался и купил её. Скоро Свэнд уже подходил к родной деревне.В печи их дома горел огонь – другого света не было. Отец с матерью сидели за столом, а рядом сидели два оборванных паренька. Это были Матс и Петер.
— Бедные мои, — говорила мать, — настрадались вы! Терпели и голод и нужду, а ничего не заработали.
— Ничего, мама, — утешали её сыновья, — весной пойдем на полевые работы…
Вдруг дверь распахнулась. На пороге стоял их братишка Свэнд.
— Добрый вечер, родные мои! Вот я и пришёл! – весело воскликнул Свэнд. – Вот тебе, папа, твоя куртка, а тебе, мама, твоя любимая кастрюля, да ещё новые башмаки, которые я сам сшил! А вот и заработанные деньги. Теперь я и кузнец, и портной, и сапожник – и заработаю вам кучу денег! А вот и наш гвоздь! Это он помогал мне всегда.
И Свэнд вбил гвоздь на его прежнее место.
❤️ 625
🔥 340
😁 290
😢 133
👎 114
🥱 135
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит