МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Непосредственно — образовательная деятельность
по образовательной области «Познание»
в старшей группе
Тема: «Гжель»
Воспитатель:
Ковалева Татьяна Владимировна
г. Дедовск
2016г.
Слайд 1
Народные промыслы Сказочная Гжель
Слайд 2
Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото» Сказочная Гжель
Слайд 3
ГЖЕЛЬ Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели.
Слайд 4
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах.
Слайд 5
Гжель – это название поселка недалеко от Москвы , где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.
Слайд 6
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
Слайд 7
Посуда Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
Слайд 8
Мазок Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Слайд 9
Мазковая роспись. Цветочек.
Слайд 10
Точки и прямые линии
Слайд 11
«Капелька»
Слайд 12
Бордюры
Слайд 13
Последовательность росписи птицы
Слайд 14
Гжель Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та, Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах! Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель . Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда Так и светят на столе! Из раскрашенной посуды Есть вкусней и веселей.
В: Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми!
Ответы детей:Гжельская роспись
В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.
В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.
Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов: белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.
В: Кто расписывает такими узорами?
Дети: Гжельские мастера.
В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?
Дети: в поселке Гжель.
В: Вспомните, из чего делают такую посуду?
Дети: Из глины
В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.
В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Дети складывают разрезные картинки.
В: Как называется посуда, которую вы сложили?
Дети: Гжельская
В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)
АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!
С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!
Сотворили это чудо не за тридевять земель
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!
Край фарфорового чуда, а кругом него леса
Синеглазая посуда, как весною небеса!
Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
-Как можно охарактеризовать эту посуду?
Дети: Нарядная, красивая, праздничная.
В: Что делает эту посуду такой?
Дети: роспись
В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)
Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?
Дети: ответы
В: Правильно, молодцы!
Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!
Физкультминутка:
Вот большой стеклянный чайник — надуть живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник -другая согнута, как носик
Вот фарфоровые чашки — приседать, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки
Вот фарфоровые блюдца — кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются
Вот серебряные ложки — потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес — сделать большой круг.
В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.
Морфологическая дорожка:
1 карточка – белая глина
2карточка – цвет росписи
3карточка – элементы росписи
4карточка – предметы промысла
Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.
Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!
Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали!
Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.
История гжели и её истоки
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Особенности промысла гжель
Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.
Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.
Разнообразие форм гжели
Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами, как:
• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры
Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.
Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.
Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.
Способ изготовления изделий промысла гжель
Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.
Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:
• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг
Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.
Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.
Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.
Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.
После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.
После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.
Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.
После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.
Особенности росписи под гжель
Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:
• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу
Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.
Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.
Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.
Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.
Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Современные мастера гжели
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.
Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.
Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Сказочная гжель»
для детей старшего дошкольного возраста
Брылёва Анастасия Александровна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, А.П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. В процессе изобразительной деятельности, развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Гжельская роспись очень красивая, но очень сложная, поэтому мы на занятиях учимся рисовать самые элементарные полоски и линии, для того чтобы в дальнейшем научиться рисовать более сложные элементы. Занятия наши строятся по принципу: от более простого к более сложному. От занятия к занятию у нас появляется желание работать творчески и самостоятельно. В этом нам помогают образцы работ выдающихся гжельских мастеров.
Задачи:
1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель».
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
3. Развивать интерес к искусству гжельских мастеров.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, город Новосибирск, детский сад «Незабудка», группа № 14. Давайте, мы с вами вместе откроем её и посмотрим, что же нам прислали. Откроем её?
Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Откуда нам их прислали? (Ответы детей). Из чего делают дымковские мастера свои игрушки? (Ответы детей).
Отгадайте загадку:
Снежно белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка? (Ответы детей).
Беседа по сказке.
— О каком промысле эта сказка?
— Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины).
— Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (Синюю).
— Каким узором украшают мастера свои изделия?
Показ демонстрационных изображений элементов Гжели: широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька.
Практическая часть:
Воспитатель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.
Физминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Есть у меня набор гжельской посуды, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Включается аудиозапись песни «Незабудковая гжель», муз. Ю. Чичкова, сл. П.Синявского.
Воспитатель: С чего вы начнёте работу? (Ответы детей). Приступаем к работе. (Оказание индивидуальной помощи детям).
Источники:
Книга «Эта звонкая сказка-Гжель», 1992.
http://www.bestreferat.ru/referat-305222.html
http://moikompas.ru/compas/gzhel
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Сказочная Гжель
Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Гжель – большой район, объединяющий до 30 сёл и деревень (60 км от Москвы).
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она —
майолика.
Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Называли такую роспись по названию села – гжель.
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах
. – Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные.
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
– Я раскрою вам секрет: посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям: и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. “Что глянется, к тому и сердце тянется”.
Посуда
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.
Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
Мазок
Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Гжель
Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Давайте сегодня сами будем гжельскими мастерами и выполним заказ: распишем посуду, которую нам прислали/
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
(предложить детям занять рабочие места).
Мы распишем посуду, тарелку по мотивам гжельской росписи.
Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.
Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании тарелки, следить за осанкой, за техникой исполнения.)
Итог занятия:
Воспитатель:
В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают
– Дети, каждый из вас расписал одну тарелочку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
— Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше, за ваши трудолюбивые «золотые» руки.
Рассказ о гжели для детей
На чтение 3 мин Обновлено 3 ноября, 2018
Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.
Содержание
- Рассказ о гжели для детей
- Что такое гжель?
- Гжель история возникновения для детей
- Особенности народного промысла гжели
- Этапы изготовления изделий
- Особенности росписи
- Гжель интересные факты
Рассказ о гжели для детей
Что такое гжель?
Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.
Гжель история возникновения для детей
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».
Особенности народного промысла гжели
Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.
Этапы изготовления изделий
Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:
- Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
- Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
- Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
- Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
- Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.
Особенности росписи
- Белый фон
- Рисунок насыщенного синего цвета
- Глазурованная поверхность изделия
- Сложный и многообразный растительный орнамент
- Ручная работа
Гжель интересные факты
- Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
- Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
- В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
- Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
- Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
- Мастера гжели различают 20 оттенков синего.
Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Знакомство с Гжелью
«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек».
Так началось знакомство детей старшей группы «Созвездие» с народным промыслом Гжель. Ребята узнали легенду о возникновении гжельской росписи, познакомились с основными элементами росписи и попробовали сами создать гжельские узоры, расписав чашку. Занятие было необычное, потому что провела его мама одного из воспитанников группы – Цуркан Вероника Евгеньевна.
Ход занятия:
1. Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращается к детям:
Воспитатель:
«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.
Воспитатель:
«Кто же нам ее принес? И что в ней?»
Предполагаемые ответы детей:
«Мастера художники»
Воспитатель:
«Откроем посылку?»
Воспитатель и дети открывают посылку
Воспитатель:
«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»
Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их
Воспитатель:
«Как вы думаете, что это за предметы?»
Предполагаемые ответы детей:
«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»
Воспитатель:
«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»
Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.
Воспитатель:
«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»
Воспитатель открывает письмо и читает его.
Воспитатель:
«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»
(Веселые мастера умельцы)
Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.
Воспитатель:
«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
Воспитатель:
«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»
2. Организационная часть
Воспитатель:
«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да!»
Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.
3. Практическая часть
Воспитатель:
«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»
Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.
Воспитатель:
«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.
Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»
На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.
Воспитатель:
«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.
Воспитатель:
«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»
Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров
Воспитатель:
«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»
На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.
Воспитатель:
«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!»
4. Продуктивная деятельность
Воспитатель:
«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах много картинок с изображением посуды, пойдемте посмотрим»
Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.
Воспитатель:
Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.
Воспитатель:
«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»
Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки
Воспитатель:
«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия — кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок
Дети садятся за столы
Воспитатель:
Рассмотрим узор на чашке. Какими узорами украшена чашка?
Предполагаемый ответ детей:
«Цветком и каймой из точек».
Воспитатель:
«Где расположен цветок?»
Предполагаемый ответ детей:
«В середине, на одной стороне посуды»
Воспитатель:
«Из каких элементов состоит цветок?»
Предполагаемый ответ детей:
«Серединка и лепестки»
Воспитатель:
«На что похожи лепестки цветка?»
Предполагаемый ответ детей:
«На капельку».
Воспитатель:
«Капелька — один из любимых элементов мастеров Гжели
А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу чашку в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на картинке.
Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.
Воспитатель:
«Надо рисовать сначала цветок посередине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»
По окончанию работы, дети наводят порядок на столах
5. подведение итога
Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором
Воспитатель:
«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель» П. Синявский
Воспитатель:
«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
Воспитатель:
«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»
Предполагаемый ответ детей:
«Из белой глины»
Воспитатель:
«Какие изделия делают мастера из белой глины?»
Предполагаемый ответ детей:
«Животных, птиц и посуду»
Воспитатель:
«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»
Предполагаемый ответ детей:
«Сине голубым цветом»
Воспитатель:
«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров — белый фон и сине голубые рисунки»
Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.
Воспитатель:
«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да похожи»
Воспитатель:
«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.
Воспитатель:
«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы».
< Предыдущая | Следующая > |
---|