Рассказ о гжели для детей
На чтение 3 мин Обновлено 3 ноября, 2018
Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.
Содержание
- Рассказ о гжели для детей
- Что такое гжель?
- Гжель история возникновения для детей
- Особенности народного промысла гжели
- Этапы изготовления изделий
- Особенности росписи
- Гжель интересные факты
Рассказ о гжели для детей
Что такое гжель?
Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.
Гжель история возникновения для детей
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».
Особенности народного промысла гжели
Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.
Этапы изготовления изделий
Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:
- Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
- Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
- Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
- Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
- Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.
Особенности росписи
- Белый фон
- Рисунок насыщенного синего цвета
- Глазурованная поверхность изделия
- Сложный и многообразный растительный орнамент
- Ручная работа
Гжель интересные факты
- Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
- Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
- В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
- Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
- Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
- Мастера гжели различают 20 оттенков синего.
Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.
История гжели и её истоки
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Особенности промысла гжель
Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.
Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.
Разнообразие форм гжели
Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами, как:
• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры
Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.
Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.
Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.
Способ изготовления изделий промысла гжель
Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.
Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:
• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг
Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.
Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.
Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.
Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.
После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.
После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.
Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.
После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.
Особенности росписи под гжель
Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:
• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу
Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.
Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.
Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.
Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.
Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Современные мастера гжели
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.
Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.
Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
АВТОР: ЛУКЬЯНОВСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Цель мероприятия: создать условия для формирования знаний учащихся о русском народном промысле Гжели;
-развитие интереса к народному искусству, эстетическое восприятие,
-воспитывать любознательность, трудолюбие, интерес к быту и традициям народа
для учащихся: Бумага, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой.
Ход мероприятия:
Орг. момент
Дети входят в класс. Звучит народная мелодия.
-Добрый день! Садитесь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
—Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!
Мир вокруг тебя стал богаче и радостнее, а сам ты счастливее: глаза – зорче а сердце добрее!
- Создание мотивации занятия
Вступительное слово учителя:
-Всем сердцем любя родную природу и любуясь ею, человек издавна воспевал ее красоту и создавал простые предметы обихода, украшая их нарядной и яркой росписью.
—
— Кто знает, что такое Гжель? Почему это искусство именно так назвали?
(Выслушиваются ответы детей)
— Молодцы ребята! Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочную местность под названием Гжель. Познакомимся с мастерами этого славного места и их изделиями.
Учащиеся читают стихи:
Гжель.
1.Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
2.Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
3.Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо — глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
4.Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
— Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень.
-Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень данной местности были прекрасными мастерами гончарного искусства. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. Гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого великого князя Ивана Калиты.
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
— Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц.
1.Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
2.Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
3. Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
4.У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
5.Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
— Как же проходит процесс производства гжельских изделий?
1. Сначала вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а с помощью специальных резцов.
2. Из заготовки делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс, благодаря своей пористости, хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.
3. Изделия обжигаются.
4. Художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты , а также неизменным остается их фирменное гжельское сочетание белого и голубого.
Давайте с вами рассмотрим основные узоры Гжельской росписи.
Слайды.
Сегодня я вам предлагаю создать свой шедевр. На столах у вас лежат тарелочки . мы с вами сначала потренируемся на листочках, а затем вы украсите орнаментом свои поделки.
Слайды
Выставка работ.
Рефлексия.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Презентация 2 класса на тему: «Презентация на тему: Народный промысел «Гжель» Работу выполнила: Ученица 2 «Е» класса Онищенко Дарья.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Презентация на тему: Народный промысел «Гжель» Работу выполнила: Ученица 2 «Е» класса Онищенко Дарья
2
Гжель – это название поселка недалеко от Москвы, где с давних пор было развито керамическое мастерство. Здесь располагаются богатейшие залежи глин.Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь». В 1724 году в Гжели появился первый завод.
3
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей под глазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
4
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски. Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
5
Основные элементы росписи
6
Спасибо за внимание
Гжель
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «Тюлькинская ООШ»
Семенец Лариса Викторовна
(2 класс , УМК любой)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Гжель — село в Раменском районе Московской области , находится в 57 км от города Москвы.
Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Технология изготовления художественного фарфора
Перед изготовлением необходимо приготовить гипсовое тесто, для этого необходимо: нужное количество воды влить в сосуд для затворения, затем туда же засыпается гипс и некоторое время насыщается водой. Помешивание производится при помощи винтовой мешалки. Для повышения прочности капов в массу добавляется цемент.
Отливка и оправка изделий.
Формование изделий осуществляется методом литья в гипсовые формы. Этот метод основан на свойстве гипсовых форм впитывать в себя влагу. В них заливается шликерная масса и выстаивается определённое время, за которое в форме набирается черепок. После того, как изделие приобретёт определённую прочность, его оправляют и замывают швы, образовавшиеся во время литья.
Сушка отформованных изделий и обжиг.
После оправки изделия необходимо подвергнуть сушке, для того, чтобы при обжиге на них не появились трещины из-за слишком интенсивного удаления воды. Частично изделия подвергаются сушке в естественных условиях в печном цехе. Обжиг проводится в камерных печах (газовых или электрических), при температуре 860-920°C.
Подглазурная роспись изделий кобальтовой краской.
Подглазурная роспись полуфабриката наносится вручную кобальтовой краской при помощи беличьих кистей. Каждый живописец работает индивидуально, имея свой стиль росписи.
Глазурование изделий осуществляется вручную методом окунания в глазурную суспензию. Остатки глазури с опорных поверхностей удаляют при помощи мягкого поролона.
Глазурование.
Политой обжиг.
После глазурования изделия обжигают в камерных печах при температуре 1250-1350°C. В процессе обжига глазурь приобретает прозрачность, а кобальтовая краска синий цвет.
Надглазурное
декорирование.
Готовые изделия могут подвергаться надглазурному декорированию препаратом жидкого золота. После чего, что бы закрепить нанесенное золото на поверхности изделия, его обжигают в камерных печах.
Поверить трудно: неужели
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Какие розы и пионы
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Статуэтки старой гжели (1954г.)
Мазок с тенью.
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.
Мазок «Капелька»
Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ !
Источники
- http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1351-wh-607-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-18
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E6%E5%EB%FC%F1%EA%E8%E9_%F4%E0%F0%F4%EE%F0%EE%E2%FB%E9_%E7%E0%E2%EE%E4
- http://www.krez.ru/
- http://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=588
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/25/podborka-stikhov-po-teme-dekarotivnaya-rospis-gzhel
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.
Голубое на белом.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Гжель в настоящее время
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
Гжельский фарфоровый завод.
На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.
На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:
- посуда;
- вазы;
- подсвечники;
- статуэтки;
- лампы;
- часы;
- шкатулки;
- камины;
- люстры;
- чайники, и пр.
Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.
Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…
Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.
Магазин фарфора в селе Гжель.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.