И а бунин косцы о чем рассказ

И.А. Бунина можно по праву считать одним из самых поэтичных писателей русской литературы. Как знать, являлся бы он таким, не имея за плечами душевного груза непростой биографии. Ведь последние тридцать с небольшим лет своей жизни мужчина провел в эмиграции, жил в Париже. Но Франция так и не стала для него вторым домом, он безнадежно тосковал по Родине. Все, что было написано Буниным за границей, пропитано грустной любовью к России. Он искренне сокрушался о невозвратности ушедшей вместе с революцией эпохи, тяготел к прошлому и сильно переживал за судьбу родной страны.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 О чем рассказ?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Главная мысль

История создания

Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.

Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

О чем рассказ?

У рассказа нет четкой сюжетной линии. Автор пишет о том, как шел со спутником по большой дороге и увидел крестьян, косивших траву в березовом лесу. Крестьяне звонко пели почти в унисон, слаженно трудились, а лес словно откликался на их певучие голоса и вторил им. Это уникальное наблюдение и само пение настолько поразили автора, что все его органы чувств одномоментно обострились и обратились к косцам. Те были не местные, а рязанские мужики. Пришли в орловские земли с подмогой, постепенно продвигаясь к более плодородным степям.

Слушая пение косцов, автор ощущал себя одним целым с ними как прообразом всего русского народа. Их трогательные песни оставили глубокий след в душе рассказчика, ведь он, пожалуй, сам себе до конца не мог признаться, о чем же пели мужики. Но единение их голосов с природой выражено очень гармонично за счет множества эпитетов, метафор и сравнений.

Весь рассказ пронизан чувствами автора, связанными с глубокой любовью к родной земле и тоской по тем беззаботным дореволюционным временам, которые ушли и никогда не вернутся.

Главные герои и их характеристика

Через образ косцов Бунин передает сущность русского народа, силу его духа и единство с природой. При этом автор четко указывает на то, что народ этот сплочен в своем порыве, талантлив, трудоспособен и вынослив. Кажется, никакая сила не способна сломить его. И подтверждение тому — песня. Звонкие голоса косцов лихо разносятся по лесу и полю, где они работают. А березы и колосья «подпевают» им, что еще больше воодушевляет мужиков. Ведь поют они хоть и весело, но вместе с тем прискорбно, будто прощаясь с родной землей как символом надежды и счастья. Их песни — гимн своей стране и всем тем благам, что она им даровала. Песни — прощание с благодарностью и низким поклоном за возможность жить и жизнью наслаждаться. А наслаждение для косцов заключается в совсем простых вещах, таких как — родниковой воды напиться и поужинать в чистом поле, чтоб потом со свежими силами вновь приняться на работу.

Чувства и мысли автора, ощущающего свое родство с косцами, составляют основу рассказа. Благодаря им, он един с Родиной, способен душой приблизиться к ней на расстоянии.

Темы

  1. Тема родины. Так как все творчество эмигрантского периода Бунина пронизано мыслями о трагической судьбе России, то основной темой рассказа «Косцы» можно считать любовь автора к своей стране. Через любовь к ней находит отражение любовь писателя и к ее народу. В своем произведении Иван Алексеевич размышляет о нем, о пути, по которому тот идет, его судьбе и гармоничном союзе с природой.
  2. Непосредственно, тема природы в «Косцах» неразрывно связана с темой любви к стране. Деревья, ветер, поле, лес описываются как герои произведения, выступающие на одном уровне с крестьянами, косящими траву.
  3. Размышления о судьбе страны. Дорога как символ временной связи поколений выходит на первый план в рассказе. Это особый образ в русской литературе, и Бунин не мог обойти его стороной. Дорога для него как для поэта в прозе являлась олицетворением имитации постоянства исторического хода времени. Но в первых же строках автор противопоставляет гармоничность человека и природы реальному положению вещей, а именно крушению всех надежд на будущее вместе с крахом России. Писатель тяжело принимал эту данность, и его страдания вдали от родных берегов находили отклики в творчестве. Поэтому тема Родины в рассказе «Косцы» стала воплощением представшего в радужном свете образа страны, которая осталась жива только в добрых воспоминаниях ее народа. Бунин отразил всю свою любовь к России и постарался передать горечь от жизни за ее пределами.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

Главная мысль

В рассказе «Косцы» И.А. Бунин стремился передать читателю свое самое сильное чувство, это основная идея. Данное чувство — это любовь к России. А в привязанности русского народа к своей земле он указал на обреченную безнадежность на рубеже эпох, когда прежний мир рушится на глазах, и на смену ему не приходит новый этап созидания.

На примере поющих крестьян автор подсказывает, что где бы в стране ни оказался русский человек, он будет так же преисполнен чувствами легкости и воодушевления, всем своим существом демонстрируя безмятежность, естественность и непосредственность. Словами писателя — это то, что свойственно в песне исключительно русскому человеку. На первый взгляд, пели косцы, а в истине пела сама душа России. Это и есть смысл произведения.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание «Косцы»

Краткое содержание «Косцы»

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 472.

Обновлено 19 Декабря, 2022

О произведении

Рассказ «Косцы» Бунина, написанный в 1921 году, стал отражением любви и душевной боли писателя, который после революции был вынужден навсегда покинуть родину. С грустью он описывает ту Россию, которую знал и любил когда-то.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Косцы», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в начале XX века в России.

Главные герои

  • Рассказчик — мужчина, любящий родину, ценящий красоту её природы, культуру.
  • Косцы — рязанские крестьяне, молодые и сильные мужчины, чистоплотные, трудолюбивые, весёлые.

Краткое содержание

Эта история произошла давно, в той жизни, что «не вернётся уже вовеки». Рассказчик шёл по большой дороге и услышал пение косцов, которые косили траву в берёзовой рощице.

Это была «глушь серединной, исконной России», в которой время будто навеки остановилось и, казалось, не было никакого деления на месяцы, годы, века. Тёплый июньский день подходил к концу, и солнце мягко освещало верхушки деревьев.

Косцы «были «дальние», рязанские». Они прибыли в орловские места на заработки, помогая местным быстро управиться с сенокосом. Рязанские косцы были «беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути». Они были опрятно и красиво одеты, их яркие, нарядные рубахи радовали глаз.

Неделю назад рассказчик наблюдал за тем, как эти же косцы во время обеденного перерыва жадно пили чистую родниковую воду: «так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки». После они дружно отправились на работу в поле.

Вечером того же дня рассказчик застал косцов за ужином: сидя у костра, они «ложками таскали из чугуна куски чего-то розового». Рассказчик подошёл поближе, поздоровался с мужиками и с ужасом заметил, что они ели «страшные своим дурманом грибы-мухоморы». В ответ косцы весело засмеялись и сказали, что мухоморы сладкие, словно курятина.

Теперь же рассказчик наслаждался песней косцов, в которой была дивная, необъяснимая прелесть, трогавшая душу за живое. Было понятно, что эта песня неразделимо связана со всем тем, что окружало рассказчика и косцов — полями, лесом, предвечерним небом. Она дарила ощущение единства, острого понимания того, что Россия есть общий дом для всех.

Косцы продвигались по лесу, плавными, мерными движениями выкашивая траву. В своей песне они то прощались с «родимой сторонушкой», то радовались встрече с любимой. Несмотря на кажущуюся безнадёжность, песня эта дарила ощущение радости.

Рассказчик не сомневался, что и эти рязанские мужики были бесконечно счастливы в те далёкие и невозвратимые более дни. Теперь же «иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению».

И что в итоге?

Рассказчик — раздумывает о жизни и судьбе рязанских косцов.

Заключение

Заключение

Автор с большой любовью и нежностью описывает родные места. Он учит чувствовать красоту окружающего мира, никогда не унывать, не сдаваться и черпать силы в любви к своей родине.

После ознакомления с кратким пересказом «Косцы» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Просто Викулька

    8/8

  • Любовь Мокина

    6/8

  • Муздалифа Нозирова

    1/8

  • Валентина Вершинина

    8/8

  • Юлия Малиновская

    5/8

  • Владлена Паткина

    8/8

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 472.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 4 мин Просмотров 2.6к. Опубликовано 24.07.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Косцы» менее 1 минуты и подробно за 2 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Косцы»

Рассказчик повествует о том, как он идет по дороге, наслаждается красотой природы и слушает песни косарей. Косцы работают в поле и ожидают, когда закончится очередной рабочий день. Погода стоит прекрасная. Тем временем автор начинает рассказывать о том, как ему удалось пообщаться с косцами.

Простые мужики познакомили рассказчика со своими обычаями, рассказали о том, как они проводят свое время. Сенокосцы пели песни, которые были такие же красивые, как и природа. Автор рассуждает о содержании песен. Именно их смысл пробудил в рассказчике чувства к Родине, он понимает, что наполнен этой любовью.

Главные герои и их характеристика:

  •  Косцы  – рязанские сенокосцы, жизнерадостные, сильные и трудолюбивые мужчины.
  •  Рассказчик  – мужчина, которому удалось ближе познакомиться с сенокосцами, узнать больше об их жизни, благодаря чему он понимает, насколько любит Родину и ценит ее красоту.

Краткое содержание рассказа «Косцы» подробно

История эта случилась давно. Рассказчик шел по дороге, прислушался и понял, что вдалеке поют сенокосцы, которые работали в березовой роще. Это была самая настоящая обычная российская глушь. Время в этой забытой или благословенной — богом стране будто остановилось или вовсе не имело значения. Был теплый июньский день, работа косцов подходила к завершению. Верхушки деревьев освящало мягкое теплое солнце.

Косцы из Рязани, работающие в поле, прибыли в орловские места, чтобы заработать в период сенокоса. Рязанские мужики были дружелюбными, жизнерадостными, они были нарядно и опрятно одеты. Их внешний вид радовал глаз, они шли и пели среди вечной полевой тишины.

Неделю назад они косили в ближнем от нас лесу, а в обед, после трапезы, косцы сначала пили воду из прохладного родника, жадно и сладко, а затем снова отправлялись в поле работать. Ужинали они вечером, устроившись у костра, и ели приготовленную там же еду. Рассказчик не видел их ужин. Он подошел ближе, поздоровался: «Хлеб-соль, здравствуйте», — и приглядевшись, с ужасом увидел, что на ужин были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. Смеясь, косцы поведали, что они сладкие, а по вкусу схожи с курятиной.

«Косцы»

Затем рассказчик увлекся пением рязанских косцов. Было в нем что-то дивное и необъяснимое, что трогало за душу, в этом и было очарование песни. В них отражалась их жизнь, быт, природа, песни дарили ощущение единения и понимания того, что для всех общий дом – была Россия.

Косцы шли вперед по лесу, медленно продвигаясь, выкашивали траву. Во время пения они то прощались с родными местами, то радовались встрече с любимой. И даже кажущаяся на первый взгляд окружающая безнадежность меркла, и появлялись радостные чувства от этих песен.

Рассказчик заметил, что рязанские косцы были в те далекие дни по-своему безмерно счастливы, они были беззаботны, дружны. А сейчас «иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению».

Кратко об истории создания произведения

Произведение «Косцы» Бунин создал в 1921-ом году. Рассказ отражает чувства и любовь писателя к Родине, а также его душевной боли, так как ему пришлось навсегда уехать из России. Он трепетно описывает родные места, какими они были раньше, до революционных событий.

  • Краткие содержания
  • Бунин
  • Косцы

Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.

Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Косцы

Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина «Косцы».

Автор неделю назад проезжал верхом и наблюдал, как в ближнем лесу они косили. Сладко напившись из жбанов чистой родниковой воды, мужики бодро сбегались к рабочему месту. А затем рассказчик наблюдал, как они ужинали: сидели вокруг потухшего костра, доставали куски чего-то розового из чугуна. Приглядевшись, он понял с ужасом, что ели эти люди грибы-мухоморы. А они лишь посмеивались: «Они сладкие, словно курятина».

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Горечь утраты

Все это могло бы у читателей произведения вызвать лишь самые лучшие чувства, если бы не предваряющая повествование фраза о том, что было это бесконечно давно, так как жизнь, которой в то время жили, уже вовеки не вернется. Произведение «Косцы» Бунина, краткое содержание которого было вам представлено, отображает сложные чувства, которые владели в эмигрантское время душой писателя. Разрыв связи с Родиной всегда переживается тяжело. Вдвойне трудно приходится, если осознавать, что ее никак уже не вернуть — прежней страны больше не существует. Пересказ произведения Бунина «Косцы» отображает это.

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

Природа в рассказе Бунина «Косцы»

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Короткий пересказ «Косцов» Бунина

Краткое содержание Бунин Косцы:

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.

Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.

Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.

Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.

Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.

Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.

Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.

Это интересно: Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Значение народной песни

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

«Страдная пора (Косцы)». Худ. Г. Мясоедов

пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками [1], белыми, ладно увязанными онучами [2], чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» —подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно пре- красное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости, прощай, любезный друг, И родимая ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — Бог с тобою, Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь, Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ

Из заметок И. А. Бунина

Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и всё говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Размышляем о прочитанном

1. В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?

3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедо- ва и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника. Какая из репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»? Составьте по одной из них свой рассказ. Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например: берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.

Совершенствуем свою речь

Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

И. А. Бунин. «Косцы»

1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?

2. Как вы думаете, почему у писателя было особенно обострено чувство любви к Родине в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?

3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?

4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.

5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?

6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.

Обогащаем свою речь

Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например:

Прелесть — красота… —

Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.

Примечания

[1] Бахилы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.

[2] Онучи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Светлые стороны творчества эмигрантского периода

Однако далеко не всегда пребывал в унынии Бунин. Краткое содержание («Косцы», 1921 год) доказывает, что он, напротив, стал видеть больше, чем, возможно, раньше, когда все казалось ему очевидным и не нуждающимся в утверждении. У него теперь вырвались слова, которые раньше он держал в себе, не произносил — вылились прозрачно, свободно, ровно. Трудно себе представить что-либо более просветленное, чем произведение «Косцы» Бунина. Краткое содержание не передает всех его особенностей и настроения, но даже из него можно сделать вывод о том, что рассказ этот является взглядом издалека, со всеми присущими ему особенностями. Произведение само по себе будто бы малозначительное: в березовом лесу идут пришедшие на Орловщину косцы из рязанской земли, поют и косят. Но Бунину снова удалось разглядеть в едином моменте далекое и безмерное, связанное со всей Россией. Заполнилось небольшое пространство и получилось светлое озеро, а не рассказ. И в этом озере отразился великий град.

Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все творчество Бунина эмигрантского периода.

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Чувство обреченности, сгущение времени

Он, как и прежде, сдвигает смерть и жизнь, ужас и радость, отчаяние и надежду. Но ранее никогда в его произведениях с такой обостренностью не выступало ощущение обреченности и бренности всего сущего: могущества, славы, счастья, красоты — как в творениях эмигрантского периода. Россия была неотторжима от писателя, как бы далеко он ни находился. Но это была отодвинутая страна, не та, что начиналась раньше за выходящим в сад окном; она была и одновременно как будто не существовала. В ответ на сомнение и боль в образе нашей страны все яснее начало проступать то русское, что должно было из прошлого идти дальше, что исчезнуть не могло. Иногда во власти особо тяжелого чувства отдаленности от своей Родины Бунина посещали различные озаряющие мысли, но горизонт так и оставался беспросветен.

Идея

Рассказ «Косцы» называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе. Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым — Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею. Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ рассказа Косцы

Анализ рассказа Косцы Бунина

Произведение под названием «Косцы» написано русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Анализ данного литературного творения представлен в данном тексте.

Произведение принадлежит к жанру рассказа и написано в 1921 году. В это время Иван Алексеевич жил во Франции. Он был скромен в финансовом плане, даже бедствовал, потому события, которые описаны этом произведении про почвы, являющиеся плодородными, поля родной земли, густоватые леса, свободные ветра, восхищение урожаем свидетельствует о том, что писатель очень сильно скучал по Родине – России. Почти все творчество Бунина за границей пропитано этой грустью и ностальгией. Автор почти не описывал свою жизнь в Париже, так как не сумел отыскать приюта для скорбящей души. Он жаждал создавать рассказы о родине. Именно потому рассказ под названием «Косцы» наполнен сладостным желанием оказаться на родной землице, как с любимой женщиной и набраться сил. Березовый лес описан, словно живое существо.

Есть предположение, что в основе данного рассказа лежит воспоминание Ивана Алексеевича, как он плыл на пароходе в Москву, покинув Саратов. Вместе с ним был старший брат Юлий. Грузчики пели громкие песни и это сильно восхищало братьев. Писатель понял, что на такое способны лишь русские люди, русские мужчины и женщины. Именно этого был лишен автор, находясь во Французской столице последние тридцать с лишним лет своей жизни.

По направлению данный рассказ относится к реализму, но не лишен лирической составляющей. Импрессионизм здесь тоже имеет свое влияние. Четко изображено словами то, как Бунин воспринимает окружающий мир.

Произведение не имеет конкретного сюжета. Бунин повествует, как брел с кем-то по широкой дороге и заметил крестьян, которые косили траву. Они пели очень звонкие песни. Бунин не мог закрыть ни глаза, ни уши, потому как был до невероятности поражен. Этими крестьянами оказались мужики из Рязани.

В рассказе поднято несколько тем: тема родины, природы, судьба России.

Проблемы – это общественно-политические вопросы, также сожаление о том, что прошлое невозможно вернуть.

Основная мысль произведения – любовь к Родине вечна.

2 вариант

Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально, ему пришлось жить эмигрантом, но душой автор был навсегда с Россией.

В произведении «Косцы» нет определенного сюжета, но он здесь и не нужен, рассказ завораживает с первых же строк описанием дивной природы нашей Родины, здесь и величественные поля и прекрасные березы, описанием простых людей, которые здесь живут, единстве их духа, их доброте и силе.

Рассказ ведется от лица автора, который идет со своим спутником и проходя мимо поля, видит обычных русских батраков, косящих траву, но их чудное пение, сливающееся с самой природой, заставляет автора, остановится, прислушаться к их песне и удивится тому насколько может быть единым народ и природа, а также посмотреть на мир другими глазами и понять на сколько ему дорога своя Родина.

Через рабочих и их пение Бунин хотел показать всех людей России. Народ, как и пение рабочих, также велик, силен и един с самой родиной. Их песни разлетались на многие километры, и казалось, будто самая природа поет вместе с крестьянами. Автору максимально четко удалось показать связь природы и русского народа, ведь даже когда рязанские мужики попили русской чистой водицы, то смогли продолжить работу с новой силой, словно она умножила ее во сто крат. А когда автор и его спутник возвращаются домой, то застают ужин рабочих, те в свою очередь приглашают путников отужинать с ними. Таким образом, Бунин показывает все тепло и доброту русской души обычных крестьян, ведь рабочие пригласили к своему костру совсем неизвестных им людей.

Несмотря на всю патриотичность и красоту рассказа, в нем есть и нотки горечи, так как автор упоминает, что время не щадит ни кого, в том числе и нашу Родину, тем самым затрагивая политические темы. Со временем приходят изменения, которые понравились не всем, некоторым революция пришлась по душе. Но Бунин очень любил свою страну и всегда по ней очень скучал, прочитав рассказ можно почувствовать то, что было на душе в тот момент у автора. А на душе была тоска по любимой Родине, теплота от воспоминаний о ней, непреодолимое желание вернуться и вдохнуть этот свежий и чистый воздух полной грудью.

Ивану Алексеевичу Бунину удалось уместить в таком небольшом рассказе всю свою любовь к Родине, ее основную проблему, тоску по России, показать всем насколько русский народ крепок духом и слажен, описать красоты нашей природы. Автор смог дать нам вновь почувствовать, за что именно нужно любить нашу Родину, а тем, кто тут никогда не был, дал понять, насколько тут красиво.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Косцы

Анализ рассказа Косцы

Популярные сегодня темы

  • Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой очень любил семейные ценности, поэтому в романе «Война и мир» и он описывает не одну семью. Семья Ростовых очень дружная, все друг друга поддерживали и никогда не осуждали. Все три поколения жили в одном доме.

  • Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение)

    Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.

  • Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

  • Сочинение Краски золотой осени 5 класс

    Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.

  • Сочинение Роль родителей Базарова в романе Отцы и дети Тургенева

    Василий Иванович и Арина Васильевна Базаровы — родители главного герой романа И.С. Тургенева Отцы и дети. Базаровы яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что в романе им уделено не так много внимания

Это было давно, в той жизни, которая «не вернётся уже вовеки». Рассказчик шёл по большой дороге, а впереди, в небольшой берёзовой роще, мужики косили траву и пели.

Рассказчика окружали поля «серединной, исконной России».

Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране.

Косцы шли издалека «по нашим, орловским местам» в ещё более плодородные степи, по дороге помогая справляться с обильным сенокосом. Они были дружны, беззаботны и «охочи к работе». От местных косцов они отличались говором, обычаями и одеждой.

Неделю назад они косили в ближнем от поместья рассказчика лесу. Проезжая мимо, он видел, как косцы «заходили на работу» — пили родниковую воду, становились в ряд и пускали косы широким полукругом. Когда рассказчик возвращался, косцы ужинали. Он заметил, что они едят «страшные своим дурманом грибы-мухоморы», сваренные в котелке. Рассказчик ужаснулся, а косцы, смеясь, сказали: «Ничего, они сладкие, чистая курятина!».

Теперь они пели, а рассказчик слушал и не мог понять, «в чём такая дивная прелесть их песни». Прелесть была в кровном родстве, которое чувствовал рассказчик между собой и этими простыми косцами, едиными с окружающей их природой.

И ещё в том была … прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Пение было похоже на единый вздох сильной молодой груди. Так непосредственно и легко пелось только в России. Косцы шли, без малейших усилии «обнажая перед собой поляны» и выдыхали песню, в которой «расставались с родимой сторонушкой», тосковали и прощались перед гибелью, но всё-таки не верили «в эту безнадёжность». Они знали, что не будет настоящей разлуки, пока над ними «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», просторная, свободная и полная сказочных богатств.

Плакал в песне добрый молодец, и заступалась за него родная земля, выручали его звери и птицы, получал он ковры-самолёты и шапки-невидимки, текли для него молочные реки и разворачивались скатерти-самобранки. Улетал он из темницы ясным соколом, и прятали его от врагов дебри дремучие.

И ещё было в этой песне то, что чувствовал и рассказчик, и косцы: бесконечное счастье. Эти далёкие дни прошли, ибо ничто не вечно, Отказались от своих детей «древние заступники … поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля». Наступил конец, «предел божьему прощению».

Электронная книга

Читайте также

  • Танька

    Иван Бунин · рассказ

    Дере­вен­ская девочка голо­дает вме­сте с бра­том и мате­рью. Отец давно ушёл в зара­ботки. Ста­рый оди­но­кий барин берёт её к себе, кор­мит, весе­лит, сам ото­гре­ва­ется душою и заду­мы­ва­ется о буду­щем девочки.


  • В дур­ном обще­стве 🏰️

    Владимир Короленко · повесть

    Маль­чик из хоро­шей семьи подру­жился с нищими бра­том и сестрой. Когда сла­бая девочка забо­лела, маль­чик дал ей на время доро­гую куклу сестры. Девочка умерла, а отец маль­чика понял, как добр его сын.


  • Тём­ные аллеи 🍂

    Иван Бунин · рассказ

    Ста­рик-воен­ный слу­чайно встре­тил быв­шую кре­пост­ную, кото­рую когда-то соблаз­нил и бро­сил. Даль­нейшая его жизнь сло­жи­лась несчаст­ливо, и он понял, что любовь этой жен­щины — луч­шее, что с ним было.

  • Две­на­дцать меся­цев

    Самуил Маршак · сказка

    В зим­нем лесу волк бесе­дует с воро­ном, белки играют с зай­цем в горелки. Их видит Пад­че­рица, кото­рая при­шла в лес за хво­ро­стом и дро­вами (послала её жесто­кая Мачеха)…


  • Кав­каз­ский плен­ник ⛓️

    Лев Толстой · рассказ

    Рус­ские офи­церы — трус и хра­брец — попали в плен к гор­цам. Трус пал духом, но хра­брец не сдался. После неудач­ного побега он подру­жился с гор­ской девоч­кой и снова сбе­жал. Труса выку­пили еле живого.


  • Сол­неч­ный удар

    Иван Бунин · рассказ

    Пору­чик позна­ко­мился с жен­щи­ной и провёл с ней ночь. Наутро она отпра­ви­лась домой к мужу и дочке, а пору­чик отплыл сле­ду­ю­щим паро­хо­дом. Эта встреча запо­мни­лась им, а осо­бенно ему, на всю жизнь.

  • Ска­за­ние о Кише

    Джек Лондон · рассказ

    У Поляр­ного моря живёт три­на­дца­ти­лет­ний маль­чик Киш, вме­сте с мате­рью Айки­гой. Бра­тьев и сестёр у Киша нет, а его отец Бок погиб в схватке с поляр­ным мед­ве­дем, в кото­рую он всту­пил, спа­сая людей от голод­ной смерти…


  • Мед­ной горы Хозяйка

    Павел Бажов · сказ

    Моло­дой кре­пост­ной встре­чает мифи­че­скую Хозяйку Мед­ной горы, бла­го­даря ей полу­чает воль­ную, однако не нахо­дит сча­стья и покоя. В конце героя нахо­дят погиб­шим при стран­ных обсто­я­тель­ствах.

  • Кав­каз 🚂

    Иван Бунин · рассказ

    Жена изме­няла мужу, кото­рый подо­зре­вал её в этом, но отпу­стил на Кав­каз одну. Пока жена насла­жда­лась жиз­нью с любов­ни­ком на Кав­казе, муж, не найдя её на курорте, застре­лился из двух револь­ве­ров.


  • Робин­зон Крузо

    Даниэль Дефо · роман

    Робин­зон был тре­тьим сыном в семье, балов­нем, его не гото­вили ни к какому реме­слу, и с дет­ских лет его голова была набита «вся­кими бред­нями» — глав­ным обра­зом меч­тами о мор­ских путе­ше­ствиях…


  • Мат­рёнин двор 👵🏻

    Александр Солженицын · рассказ

    Жен­щина всю жизнь рабо­тала в кол­хозе. Детей и мужа она поте­ряла, но сохра­нила доброту и бес­ко­рыстно всем помо­гала. После её неле­пой страш­ной смерти род­ные поде­лили её дом и вспо­ми­нали о ней с уко­ром.


  • Тарас Бульба ⚔️

    Николай Гоголь · повесть

    Война с поля­ками. У ста­рого казака два сына. Один влю­бился в полячку и перешёл на сто­рону поля­ков — отец высле­дил его и убил. Вто­рой отважно бился и погиб в плену — за него отец мстил до самой смерти.

­Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?

Домашнее образование Ивана Алексеевича Бунина основывалось на страстном чтении книг. Еще в детстве в Бунине проявилась особая впечатлительность. Он остро слышал, видел и тонко воспринимал окружающий мир.

Расскажите, что вы знаете о жизни И.А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) являлся потомком старинного дворянского рода, который, по словам писателя, «дал России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства…». Детские годы Бунина прошли в родовом поместье, на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где он получил начальное домашнее образование. В 10 лет его определили в Елецкую гимназию, которую он не смог окончить из-за нехватки средств в семье. Учение продолжилось дома, а помогал ему в этом старший брат Юлий.

Творческий путь Бунина начался с поэзии: первое стихотворение он написал в 17 лет, а через четыре года уже был издан поэтический сборник. Бунин-прозаик получил признание после публикации рассказа «Антоновские яблоки».

Иван Алексеевич не смирился с Октябрьским переворотом, поэтому ему пришлось покинуть Родину, как оказалось в дальнейшем, навсегда. Бунин до конца жизни не принял гражданство другой страны, он так и умер подданным Российской империи. Он жил в предместье Парижа, а произведения писал о России и русских людях.

Иван Алексеевич Бунин в 1933 году первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.


Бунин — Косцы

(Ответы на вопросы по литературе)

В чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

В песнях косцов звучало единение с природой, родиной,  со всеми людьми. «Дивная прелесть» этих песен заключалась в особом воздействии на душу человека: «…всем нам было хорошо, спокойно и любовно». В этом пении рассказчик слышит душу России: «…только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

Очарование от песен было такое, что казалось, это и не пение вовсе, а дыхание молодых, здоровых, сильных, людей, которые и работали так же хорошо, как и пели. Грустно неслись слова о прощании с родной сторонушкой и своей любимой, и каждый вкладывал в них личные переживания. Но как бы ни была безрадостна песня, в одном косцы были едины — в вере в лучшее, оттого и песня наперекор безнадежности звучала радостно.

Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?

В стихотворениях поэтов из первой части учебника мы читали описания природы в разное время года. В «Косцах» И.А.

Бунина тоже есть пейзажные зарисовки июньского дня.  В этом рассказе автор так описывает природу, работу косцов и их песни, что кажется, он сам поет гимн деревенской России. Все эти произведения объединяет любовь к Родине, потому что авторы восхищаются русской природой, они очень внимательны к деталям в ее изображении. А нам это позволяет понять и разделить их чувства.

Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и ее проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

В рассказе писатель вспоминает исконную деревенскую глушь России. Вот поля, тихие и бескрайние, серое стадо овец, бесконечная дорога, уводящая в даль и поющие косцы. Мы узнаем, что они не местные, а рязанские. Небольшой и дружной артелью они продвигались на заработки в более южные плодородные степи, однако по пути помогали справляться с сенокоными работами там, где была в этом необходимость.

Автор описывает одежду косцов, отмечая, что они выглядели как-то опрятней местных крестьян. Мы видим неприхотливость пришлых работников: пьют с удовольствием родниковую воду из жбана, вечером варят в котелке мухоморы. И не жалуются на жизнь: все у них как-то весело.  И работают так, что загляденье: споро, играючи, широко. 

Краткое содержание, главная мысль

В своём рассказе «Косцы» Бунин передаёт нам свою тоску по Родине, так как сам он на тот момент уже покинул Россию навсегда и жил во Франции. Его воспоминания о той России, которую он потерял, складывались из самых мелочей. Он вспоминал, как идя по дороге, встретил рязанских косцов, которые работали и пели свои грустные, но очень красивые песни. Автор ни один раз встречал этих косцов, ведь они были батраками и ходили от одного хозяйства к другому, чтобы помогать хозяевам косить. Один раз Бунин увидел их вечером за ужином и они ели мухоморы, чему автор сильно удивился, но видимо он не знал, что мухоморы, вымоченные в воде долгое время не опасны и приготовленные на огне по вкусу напоминают мясо курицы.

Бунин описывает красоты русской земли, закат, берёзовые рощи и большое внимание уделяет песням, которые пели косцы. Эти песни о родной сторонушке, о тяжёлой доле, о любви сливались в одно целое с окружающей природой, что так восторгало автора.

Главная мысль заключается в том, что надо любить природу. Тем более Россию — свою Родину, у которой нет начала и конца. Любить ее бескрайние просторы и соблюдать традиции. Автор напоминает, что нужно помнить каждый момент из жизни.

Анализ произведения «Косцы» Бунина.

«Косцы» – рассказ Ивана Алексеевича Бунина. Создан писателем и поэтом в 1921 году.

Принять революцию Бунин не мог. Он был слишком поражен тем безобразием, которое творилось в стране. Находясь в Париже, Бунин многое обдумывал. Он написал ряд произведений. Среди них стоит назвать «Косцы» – рассказ, который поражает воображение красотами русской земли.

Жанр
Произведение является примером рассказа. Именно этот жанр был одним из любимых у Ивана Алексеевича.

Суть
Привычной сюжетной линии в рассказе нет. Однако рассказчик наблюдает за крестьянами. Он находит силу в их труде. Крестьяне связаны с природой, что является важным моментом, который отличает русского человека от многих других наций. Нужно ценить свою Родину, ведь она дарит нам силы.

Главные герои и характеристики

Рассказчик – повествователь. Он ценит то, что видит.

Крестьяне – люди трудолюбивые, не знающие устали.

Проблематика
Крепостное право, отсутствие возможности зарабатывать – вот круг проблем, обозначенных в произведении писателем.

Основная мысль
Родина – это то, что всегда будет манить человека. Она даёт силы. Могут меняться политические строи, но вот душа русского человека всегда будет неизменной, что стоит учитывать.

Чему учит

Произведение Ивана Алексеевича – пример тому, как стоит жить. Важно воспринимать красоту природы, ценить труд людей. Этому и учит рассказ, написанный соскучившимся по Родине Иваном Буниным.

  • Краткие содержания
  • Бунин
  • Косцы

Краткое содержание Бунин Косцы

Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.

Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах окружающих нас. Только так можно стать по-настоящему счастливым и гармоничным человеком. Произведение показывает, как людей тянет на свою Родину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Косцы. Картинка к рассказу

Косцы кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шукшин Энергичные люди

    Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.

  • Краткое содержание Шекспир Отелло

    В Венецию на службу был приглашён богатый и родовитый мавр – генерал Отелло. Он часто посещал венецианского сенатора и рассказывал ему и его дочери Дездемоне о своих жизненных испытаниях, о военных сражениях

  • Краткое содержание На тебя вся надежда Сотника

    Произведение является составной частью сборника рассказов под названием «Как меня спасали», повествующим о приключениях мальчика по имени Алеша Тучков и его друзей Аглае, близнецов Зины и Васи Брыкиных, Антона Дудкина.

  • Краткое содержание Назаркин Мандариновые острова

    Перед Новым Годом москвичи заняты подготовкой подарков. В окнах домов мигают огни гирлянд, воздух наполнен ароматом мандаринов. Но в стенах детского отделения больницы совсем другая атмосфера

  • Краткое содержание Тургенев Два помещика

    Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный.

изображение к чтению

  • Зять напугал тещу смешной рассказ как
  • Зять и теща находятся между собой в отношениях сожительства рассказы
  • Зязиков идрис сочинение на ингушском языке
  • Зюйд вест как пишется
  • Зюзя сын деревенского музыканта шломы сочинение