И а бунин рассказы из цикла темные аллеи тема любви в рассказе холодная осень

Темы любви и памяти в прозе И.А. Бунина Рассказы «Тёмные аллеи», «Холодная осень»

Темы любви и памяти в прозе И.А. Бунина

Рассказы

«Тёмные аллеи»,

«Холодная осень»

История создания цикла  «Тёмные аллеи» Цикл «Тёмные аллеи» (1937 – 1945) И.А. Бунин писал на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет». Франция была оккупирована фашистами. Война в России воспринималась Буниным как трагедия. На фоне этих драматических событий создавалась книга о любви «Тёмные аллеи», создавалась впротивовес и наперекор всему – личному горю, страданиям от голода и холода, общественным потрясениям.

История создания цикла «Тёмные аллеи»

  • Цикл «Тёмные аллеи» (1937 – 1945) И.А. Бунин писал на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет». Франция была оккупирована фашистами. Война в России воспринималась Буниным как трагедия. На фоне этих драматических событий создавалась книга о любви «Тёмные аллеи», создавалась впротивовес и наперекор всему – личному горю, страданиям от голода и холода, общественным потрясениям.

Тема чистой и прекрасной любви «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни…»  (Иван Бунин)

Тема чистой и прекрасной любви

  • «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни…»

(Иван Бунин)

Любовь – это вспышка, миг, зарница… Любовь, по Бунину, - это короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюблённых. Это зарница, способная осветить всю последующую жизнь.  «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…» «Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее сей мир и готовое в любой миг исчезнуть, - она является лишь в минуты роковые…»

Любовь – это вспышка, миг, зарница…

  • Любовь, по Бунину, — это короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюблённых. Это зарница, способная осветить всю последующую жизнь.
  • «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…»
  • «Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее сей мир и готовое в любой миг исчезнуть, — она является лишь в минуты роковые…»

«Поэтическое преображение прошлого в памяти…» Своё вИдение мира и своего места в нём Бунин определял так: «Мы живём тем, чем живём, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живём. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга – восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; ещё – в минуты поэтического преображения прошлого в памяти…» Таким «поэтическим преображением прошлого в памяти» и предстают новеллы из сборника «Тёмные аллеи»

«Поэтическое преображение прошлого в памяти…»

  • Своё вИдение мира и своего места в нём Бунин определял так: «Мы живём тем, чем живём, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живём. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга – восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; ещё – в минуты поэтического преображения прошлого в памяти…»
  • Таким «поэтическим преображением прошлого в памяти» и предстают новеллы из сборника «Тёмные аллеи»

Рассказ «Тёмные аллеи» (1938) Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящее время владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его так же подло, как когда-то он сам поступил, и сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду…

Рассказ «Тёмные аллеи» (1938)

  • Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля».
  • Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящее время владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его так же подло, как когда-то он сам поступил, и сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду…

Смысл названия рассказа Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ. Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»: Кругом шиповник алый цвел  Стояла темных лип аллея… Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Смысл названия рассказа

  • Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
  • Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
  • Кругом шиповник алый цвел Стояла темных лип аллея…
  • Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Композиция рассказа «Тёмные аллеи» Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.  Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.  В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Композиция рассказа «Тёмные аллеи»

  • Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.
  • Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию. 
  • Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства. 
  • В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Главные герои. Николай Алексеевич… Николай Алексеевич - мужчина шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожаления бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. Этот человек не умеет любить, во всём видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Главные герои. Николай Алексеевич…

Николай Алексеевич — мужчина шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожаления бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. Этот человек не умеет любить, во всём видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

«Всё проходит. Всё забывается…» «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит…»  «Всё проходит. Всё забывается»  «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни…» «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!» «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.

«Всё проходит. Всё забывается…»

  • «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит…»
  • «Всё проходит. Всё забывается»
  • «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни…»
  • «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!»
  • «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.

«Всё проходит, да не всё забывается…» «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело…» « - Ведь не могла же ты любить меня весь век! – Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила…» «Всё проходит, да не всё забывается…» «…простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то мне вас и простить нельзя…»

«Всё проходит, да не всё забывается…»

  • «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело…»
  • « — Ведь не могла же ты любить меня весь век! – Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила…»
  • «Всё проходит, да не всё забывается…»
  • «…простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то мне вас и простить нельзя…»

Главные герои. Надежда… Надежда - красивая сорокавосьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана или расчёта, ведь всю жизнь любила одного человека. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины: она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью.

Главные герои. Надежда…

  • Надежда — красивая сорокавосьмилетняя женщина, похожая на цыганку.
  • Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана или расчёта, ведь всю жизнь любила одного человека.
  • Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины: она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью.

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» Любовь  в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего - новые страдания и сожаления. Однако мгновения любви — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно яркие чувства.  Нравственный выбор . Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно.

Тематика рассказа «Тёмные аллеи»

  • Любовь  в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего — новые страдания и сожаления. Однако мгновения любви — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно яркие чувства. 
  • Нравственный выбор . Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно.

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» Судьба  – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный мимолётный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.  Память . Обращение героев к своему прошлому позволяет им вспомнить о счастливом, волшебном времени, связанном с их молодостью и любовью. Это прошлое настигает их в настоящем. Они по-разному его переживают, оценивают и проецируют на свою судьбу…

Тематика рассказа «Тёмные аллеи»

  • Судьба  – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный мимолётный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его. 
  • Память . Обращение героев к своему прошлому позволяет им вспомнить о счастливом, волшебном времени, связанном с их молодостью и любовью. Это прошлое настигает их в настоящем. Они по-разному его переживают, оценивают и проецируют на свою судьбу…

Идея рассказа «Тёмные аллеи» Любовь  в «Темных аллеях» — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Любовь становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже если эта любовь закончилась драматически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, а Николай – нет. В этом и заключается идея произведения.

Идея рассказа «Тёмные аллеи»

  • Любовь в «Темных аллеях» — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Любовь становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно.
  • Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже если эта любовь закончилась драматически.
  • Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, а Николай – нет. В этом и заключается идея произведения.

Идейно-художественные особенности цикла «Тёмные аллеи» «Самое лучшее произведение в смысле живости, сжатости, литературного мастерства» Цикл отличается глубоко субъективным вИдением мира. Автор обращается к памяти, к прошлому, к эмоциям человека, нерасторжимо связанного с ушедшим и невозвратно потерянным миром. В основе цикла – темы любви, тайны женской души, памяти о счастливом прошлом. По Бунину, «возвышенная цена жизни – это любовь, дающая сознание приобретения счастья»

Идейно-художественные особенности цикла «Тёмные аллеи»

  • «Самое лучшее произведение в смысле живости, сжатости, литературного мастерства»
  • Цикл отличается глубоко субъективным вИдением мира. Автор обращается к памяти, к прошлому, к эмоциям человека, нерасторжимо связанного с ушедшим и невозвратно потерянным миром.
  • В основе цикла – темы любви, тайны женской души, памяти о счастливом прошлом.
  • По Бунину, «возвышенная цена жизни – это любовь, дающая сознание приобретения счастья»

Идейно-художественные особенности цикла «Тёмные аллеи» Герои разнообразны, но все они одной судьбы. Они выведены из сферы общественной в сферу лишь психологических отношений. Они живут в своей любви, в воспоминаниях о прошлом; они лишены будущего. Все рассказы – о трагической любви. Счастливого конца нет. В 38 новеллах сборника – огромное разнообразие женских типов. Мужские характеры менее разработаны. По содержанию и бытовому фону рассказы подчёркнуто русские.

Идейно-художественные особенности цикла «Тёмные аллеи»

  • Герои разнообразны, но все они одной судьбы. Они выведены из сферы общественной в сферу лишь психологических отношений. Они живут в своей любви, в воспоминаниях о прошлом; они лишены будущего.
  • Все рассказы – о трагической любви. Счастливого конца нет.
  • В 38 новеллах сборника – огромное разнообразие женских типов. Мужские характеры менее разработаны.
  • По содержанию и бытовому фону рассказы подчёркнуто русские.

Рассказ «Холодная осень»

Рассказ «Холодная осень»

История создания рассказа Рассказ «Холодная осень» был написан во время Великой Отечественной Войны. Точная дата написания — 3 мая 1944 года.  В этот период своей жизни Бунин был в эмиграции, жил на своей вилле в Грассе. Отсюда в рассказе и появляется революция, которая в своё время вынудила писателя уехать из родной страны.  Путь скитаний главной героини почти полностью повторяет маршрут эмиграции самого писателя. Вполне возможно, что это стало одной из причин, по которым автору так нравилось данное произведение. 

История создания рассказа

  • Рассказ «Холодная осень» был написан во время Великой Отечественной Войны. Точная дата написания — 3 мая 1944 года. 
  • В этот период своей жизни Бунин был в эмиграции, жил на своей вилле в Грассе. Отсюда в рассказе и появляется революция, которая в своё время вынудила писателя уехать из родной страны. 
  • Путь скитаний главной героини почти полностью повторяет маршрут эмиграции самого писателя. Вполне возможно, что это стало одной из причин, по которым автору так нравилось данное произведение. 

Жанр. Литературное направление. «Холодная осень» Бунина — чётко выраженный рассказ. Произведение имеет небольшой объём, повествование ведётся от лица главной героини. Есть всего одна основная сюжетная линия. Рассказ можно отнести к направлению реализм. Автор объективно изображает жизнь, не пытается добавить романтические нотки. Герои «Холодной осени» — это обычные люди, а не выдающиеся личности, которых не способно понять и принять общество. Кроме того, Бунин уделяет особое внимание психологическим портретам персонажей (важная черта реализма). Он описывает реальное политическое событие без прикрас, отражая все перемены в жизни героини.

Жанр. Литературное направление.

  • «Холодная осень» Бунина — чётко выраженный рассказ. Произведение имеет небольшой объём, повествование ведётся от лица главной героини. Есть всего одна основная сюжетная линия.
  • Рассказ можно отнести к направлению реализм. Автор объективно изображает жизнь, не пытается добавить романтические нотки. Герои «Холодной осени» — это обычные люди, а не выдающиеся личности, которых не способно понять и принять общество. Кроме того, Бунин уделяет особое внимание психологическим портретам персонажей (важная черта реализма). Он описывает реальное политическое событие без прикрас, отражая все перемены в жизни героини.

Композиция рассказа «Холодная осень» Повествование в рассказе «Холодная осень» линейное, однако присутствуют и элементы кольцевой композиции, события перечисляются последовательно. Бунин делит произведение на две примерно равные по размеру части, которые при этом абсолютно не одинаковы по своей значимости. Холодная осень была самым счастливым периодом в жизни главной героини. После фразы « Я горько заплакала…» текст сливается, превращается в несколько огромных абзацев, в которых перечисляются события, уже не имеющие никакого значения. Судьба девушки решилась давно, в тот вечер, когда она последний раз видела возлюбленного. Если в первой части повествование состояло из диалогов и описаний ярких эмоций персонажей, то во второй части не остаётся ничего, кроме последней фразы, которая «закольцовывает» всё происходящее в рассказе.

Композиция рассказа «Холодная осень»

  • Повествование в рассказе «Холодная осень» линейное, однако присутствуют и элементы кольцевой композиции, события перечисляются последовательно. Бунин делит произведение на две примерно равные по размеру части, которые при этом абсолютно не одинаковы по своей значимости.
  • Холодная осень была самым счастливым периодом в жизни главной героини. После фразы « Я горько заплакала…» текст сливается, превращается в несколько огромных абзацев, в которых перечисляются события, уже не имеющие никакого значения. Судьба девушки решилась давно, в тот вечер, когда она последний раз видела возлюбленного.
  • Если в первой части повествование состояло из диалогов и описаний ярких эмоций персонажей, то во второй части не остаётся ничего, кроме последней фразы, которая «закольцовывает» всё происходящее в рассказе.

Смысл названия Автор даёт своему произведению многозначное название. С одной стороны, холодная осень — это обыкновенная часть природного цикла. Здесь писатель прибегает к использованию оксюморона. Для главной героини тяжёлый, грустный период становится самым значимым и трогательным этапом жизни. Тогда её возлюбленный ещё находился рядом, дарил радость и счастье. С другой же стороны, именно события, произошедшие во время холодной осени, лишили девушку жениха, забрав самое ценное и значимое.

Смысл названия

  • Автор даёт своему произведению многозначное название. С одной стороны, холодная осень — это обыкновенная часть природного цикла. Здесь писатель прибегает к использованию оксюморона. Для главной героини тяжёлый, грустный период становится самым значимым и трогательным этапом жизни. Тогда её возлюбленный ещё находился рядом, дарил радость и счастье.
  • С другой же стороны, именно события, произошедшие во время холодной осени, лишили девушку жениха, забрав самое ценное и значимое.

Судьба героини – судьба России… Рассказ «Холодная осень» повествует о трудной судьбе девушки, которая осталось абсолютно одна после того, как её жених ушёл на войну. Главная героиня даже не задумывалась о том, что боевые действия будут длиться долго. Мысль о возможной смерти любимого промелькнула в её голове лишь в момент прощания. Но солдат так и не вернулся. Вскоре погибают отец и мать девушки.  Героиня не может поверить в случившееся, однако постепенно смиряется с болезненными утратами. Она выходит замуж за пожилого военного в отставке , которого не любит, но уважает. С ним и его племянником она эмигрирует.  Муж главной героини умирает от тифа. Племянник с женой уплывает в Крым и оставляет родственнице свою маленькую дочку. Повзрослев, девочка остаётся жить в Париже и забывает о той, кто её воспитал. Так и проходит жизнь главной героини. В конце она всё-таки надеется воссоединиться со своим погибшим на войне возлюбленным…

Судьба героини – судьба России…

  • Рассказ «Холодная осень» повествует о трудной судьбе девушки, которая осталось абсолютно одна после того, как её жених ушёл на войну. Главная героиня даже не задумывалась о том, что боевые действия будут длиться долго. Мысль о возможной смерти любимого промелькнула в её голове лишь в момент прощания. Но солдат так и не вернулся. Вскоре погибают отец и мать девушки. 
  • Героиня не может поверить в случившееся, однако постепенно смиряется с болезненными утратами. Она выходит замуж за пожилого военного в отставке , которого не любит, но уважает. С ним и его племянником она эмигрирует. 
  • Муж главной героини умирает от тифа. Племянник с женой уплывает в Крым и оставляет родственнице свою маленькую дочку. Повзрослев, девочка остаётся жить в Париже и забывает о той, кто её воспитал.
  • Так и проходит жизнь главной героини. В конце она всё-таки надеется воссоединиться со своим погибшим на войне возлюбленным…

Главные герои. Она… В начале повествования главная героиня предстаёт молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером.  В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком. Жизнь её сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: « Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».

Главные герои. Она…

  • В начале повествования главная героиня предстаёт молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером.
  • В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком.
  • Жизнь её сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: « Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».

Главные герои. Он… Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг - защитить Отечество.  В сцене прощания видно, что офицер по-настоящему любит девушку. Он заботится о ней, делает всё, чтобы успокоить её. Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать.   «…я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…»

Главные герои. Он…

  • Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг — защитить Отечество.
  • В сцене прощания видно, что офицер по-настоящему любит девушку. Он заботится о ней, делает всё, чтобы успокоить её.
  • Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать.  
  • «…я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…»

Тонкий лиризм последней встречи… «Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета : Какая холодная осень!  Надень свою шаль и капот…  Смотри – меж чернеющих сосен  Как будто пожар восстаёт…»

Тонкий лиризм последней встречи…

  • «Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета :
  • Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот…

Смотри – меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстаёт…»

Образ России Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа Россия — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом. Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров. Счастье всегда ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями и чужбиной.

Образ России

  • Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа Россия — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом.
  • Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров.
  • Счастье всегда ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями и чужбиной.

Тематика рассказа «Холодная осень» Тема любви  — основная в рассказе. Главная героиня не смогла забыть своего погибшего жениха. Она сохранила свои чувства и пронесла их через всю жизнь. Лишь в самом конце рассказа становится ясно: любовь победила. После долгих лет разлуки героиня наконец-то скоро встретится со своим женихом:   «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».  Тема памяти.   Весь рассказ построен на приёме ретроспекции. Героиня делится с читателями своим прошлым. Она рассказывает о самом важном в её жизни событии, прощании с любимым человеком. Воспоминания становятся для неё важнее реального мира, всего происходящего вокруг.

Тематика рассказа «Холодная осень»

  • Тема любви  — основная в рассказе. Главная героиня не смогла забыть своего погибшего жениха. Она сохранила свои чувства и пронесла их через всю жизнь. Лишь в самом конце рассказа становится ясно: любовь победила. После долгих лет разлуки героиня наконец-то скоро встретится со своим женихом:   «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
  • Тема памяти.   Весь рассказ построен на приёме ретроспекции. Героиня делится с читателями своим прошлым. Она рассказывает о самом важном в её жизни событии, прощании с любимым человеком. Воспоминания становятся для неё важнее реального мира, всего происходящего вокруг.

Тематика рассказа «Холодная осень» Тема счастья  связана с темой памяти. Главная героиня находит радостные моменты лишь в своём прошлом, в давно ушедшей «холодной осени». Она живёт, чтобы выполнить наказ погибшего жениха: «пожить, порадоваться и прийти к нему…» Тема судьбы России   лейтмотивом проходит через всё произведение. Из-за революционных событий страна полностью меняется, перестаёт быть прежней. Часть интеллигенции эмигрирует. Судьба России непонятна, лишь время может показать, приведут ли изменения к лучшей жизни или они обрекут людей на страдания...   

Тематика рассказа «Холодная осень»

  • Тема счастья связана с темой памяти. Главная героиня находит радостные моменты лишь в своём прошлом, в давно ушедшей «холодной осени». Она живёт, чтобы выполнить наказ погибшего жениха: «пожить, порадоваться и прийти к нему…»
  • Тема судьбы России   лейтмотивом проходит через всё произведение. Из-за революционных событий страна полностью меняется, перестаёт быть прежней. Часть интеллигенции эмигрирует. Судьба России непонятна, лишь время может показать, приведут ли изменения к лучшей жизни или они обрекут людей на страдания…   

Идея рассказа «Холодная осень» Бунин ставил перед собой цель - показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними. Автор бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно всепобеждающая любовь одержит верх над насилием и агрессией. 

Идея рассказа «Холодная осень»

  • Бунин ставил перед собой цель — показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними.
  • Автор бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно всепобеждающая любовь одержит верх над насилием и агрессией. 

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.

Рассказ «Холодная осень» — удивительно трогательная и драматичная история о судьбах двух влюблённых, которых разлучила война. Иван Бунин всегда выделял это произведение среди остальных своих работ. Ему по-настоящему нравились лишь два рассказа из цикла «Тёмные аллеи»: «Чистый понедельник» и «Холодная осень». Попробуем разобраться, почему данный текст так «трогал» душу творца. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию полный анализ произведения по плану. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы 
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Об истории написания «Холодной осени» известно достаточно мало. Есть лишь несколько интересных фактов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы полностью понять задумку автора.

  1. Рассказ был написан во время Великой Отечественной Войны. Точная дата написания — 3 мая 1944 года. 
  2. В данный период своей жизни Бунин уже находился в эмиграции, он пребывал на своей вилле в Грассе. Отсюда в рассказе и появляется революция, которая в своё время вынудила писателя уехать из родной страны. 
  3. Путь скитаний главной героини практически полностью повторяет маршрут эмиграции самого писателя. Вполне возможно, что это стало одной из причин, по которым автору так нравилось данное произведение.  

Жанр, направление

«Холодная осень» Бунина — чётко выраженный рассказ. Произведение имеет небольшой объём, повествование ведётся от лица главной героини. Есть всего одна основная сюжетная линия.

Рассказ можно отнести к направлению реализм. Автор объективно изображает жизнь, не пытается добавить романтические нотки. Герои «Холодной осени» — это обычные люди, а не выдающиеся личности, которых не способно понять и принять общество. Кроме того, Бунин уделяет особое внимание психологическим портретам персонажей (важная черта реализма). Он описывает реальное политическое событие без прикрас, отражая все перемены в жизни героини.

Композиция и конфликт

Повествование в рассказе «Холодная осень» линейное, однако присутствуют и элементы кольцевой композиции, события перечисляются последовательно. Вместе с тем Бунин делит произведение на две примерно равные по размеру части, которые при этом абсолютно не одинаковы по своей значимости.

  1. На уровне архитектоники автор чётко даёт читателям понять, что холодная осень была самым счастливым периодом в жизни главной героини. После фразы « Я горько заплакала…» текст сливается, превращается в несколько огромных абзацев, в которых перечисляются события, уже не имеющие никакого значения. Судьба девушки решилась давно, в тот вечер, когда она последний раз видела возлюбленного.
  2. Если в первой части повествование состояло из диалогов и описаний ярких эмоций персонажей, то во второй части не остаётся ничего, кроме последней фразы, которая как бы закольцовывает всё происходящее в рассказе.

Конфликтов в произведении «Холодная осень» несколько, основным из которых является противостояние чистой, преданной любви и кровавой войны, уносящей миллионы жизней. Сначала может показаться, что война победила, навсегда разлучила жениха и невесту, лишила юную девушку дальнейшего смысла существования. Однако это абсолютно не так. Всю оставшуюся жизнь главная героиня ждала воссоединения с любимым. Она никогда не переставала испытывать чувство нежности и глубокой привязанности к нему. Побочные конфликты: жизнь и смерть, человек и война. 

Смысл названия

Почему рассказ «Холодная осень» так называется? Автор даёт своему произведению многозначное название. С одной стороны, холодная осень — это обыкновенная часть природного цикла. Здесь писатель прибегает к использованию оксюморона. Для главной героини тяжёлый, грустный период становится самым значимым и трогательным этапом жизни. Тогда её возлюбленный ещё находился рядом, дарил радость и счастье.

С другой же стороны, именно события, произошедшие во время холодной осени, лишили девушку жениха, забрав самое ценное и значимое.

Суть: о чём?

Рассказ «Холодная осень» повествует нам о трудной судьбе девушки, которая осталось абсолютно одна после того, как её любимый человек ушёл на войну.

Молодые люди были женихом и невестой. Главная героиня даже не задумывалась о том, что боевые действия будут длиться долго. Мысль о возможной смерти любимого промелькнула в её голове лишь в момент прощания. Но солдат так и не вернулся. Вскоре погибают отец и мать девушки. 

Героиня не может поверить в случившееся, однако постепенно смиряется с болезненными утратами. Она выходит замуж за пожилого военного в отставке , которого не любит, но сильно уважает. С ним и его племянником «баба в лаптях» эмигрирует. 

Муж главной героини умирает от тифа. Племянник с женой уплывает в Крым и оставляет родственнице свою маленькую дочку. Повзрослев, девочка остаётся жить в Париже и напрочь забывает о той, кто её воспитала.

Так и проходит жизнь главной героини. В конце она всё-таки воссоединится со своим погибшим на войне возлюбленным: скоро ей тоже суждено умереть.  

Главные герои и их характеристика

Основными действующими лицами рассказа «Холодная осень» являются двое влюблённых, образы которых Многомудрый Литрекон объединил в таблице. Автор намеренно не называет их имена. Эта деталь не столь важна, гораздо значимее сама история, отражающая судьбу России. 

Она В начале повествования главная героиня предстаёт перед нами молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером. В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком. Она называет себя «бабой в лаптях», практически перестаёт радоваться всему происходящему вокруг. Жизнь данного персонажа сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».
Он Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг, защитить Отечество. В сцене прощания чётко видно, что офицер — отличный психолог. Он чувствует настроение своей возлюбленной и делает всё, чтобы успокоить её, разрядить напряжённую обстановку прощания. Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать. 
Россия Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа страна — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом. Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров. Счастье ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями. Хоть в рассказе и нет чёткого описания страны и того, что на тот момент происходило в ней, некоторые события произведения дают понять: привычный мир рушился. Многие интеллигенты вынуждены были покидать свои дома, отправляться за границу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Россия больше не является самодержавной. Во время войны происходит революция, появляется новое правительство, полностью меняются социальные роли людей в обществе. Начинается абсолютно новый этап в развитии страны.  И только время покажет, к чему приведут эти изменения. 

Темы

Тематика произведения «Холодная осень» представлена ниже и может быть описана подробнее, если читатель свяжется с Многомудрым Литреконом в комментариях.

  1. Тема любви — основная в рассказе. Главная героиня не смогла забыть своего погибшего жениха. Она сохранила свои чувства и пронесла их через всю жизнь. Без близкого человека ей приходилось влачить бессмысленное существование. Лишь в самом конце рассказа становится ясно: любовь победила. После долгих лет разлуки героиня наконец-то встретиться со своим женихом: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
  2. Тема смерти занимает не менее значимое место в произведении. Главный герой погибает, выполняя свой долг. Автор говорит нам о том, что погибель неизбежна, но прежде, чем умирать, стоит постараться провести отведённый тебе промежуток жизни в радости и любви. Для офицера бои за родину были той единственной жизнью, которой он мог наслаждаться в сложившихся обстоятельствах, и он вложил свой вклад в любимое дело, так что его кончина не была напрасной.
  3. Тема воспоминаний. Весь рассказ построен на приёме ретроспекции. Героиня делится с читателями своим прошлым. Она рассказывает о самом важном в её жизни событии, прощании с любимым человеком. Воспоминания становятся для неё важнее реального мира, всего происходящего вокруг.
  4. Тема счастья напрямую связана с темой воспоминаний. Главная героиня находит радостные моменты лишь в своём прошлом, в давно ушедшей холодной осени. Она живёт, чтобы выполнить указ погибшего жениха, и не рассчитывает на счастливое и беззаботное будущее.
  5. Тема судьбы России лейтмотивом проходит через всё произведение. Из-за революционных событий страна полностью меняется, перестаёт быть прежней. Страх толкает интеллигентов на эмиграцию. Люди уезжают в более безопасные уголки нашей земли. Судьба России непонятна, лишь время может сказать, приведут ли коренные изменения к лучшей жизни, или они обрекут граждан на страдания.  

Проблемы 

Разберёмся и с тем, какова же проблематика произведения «Холодная осень». Выделим несколько важных пунктов и раскроем каждый из них.

  1. Проблема потери любимого человека. Главная героиня лишается своего жениха. Она испытывает боль, не может поверить в утрату. Читая рассказ, мы понимаем, что судьба девушки могла сложиться иначе, будь её возлюбленный жив. Вероятно, невеста была бы счастлива, если бы ушедший на войну солдат вернулся к ней. 
  2. Проблема значимости личности в круговороте исторических событий. Война и революция всегда очень масштабны. Мы привыкли оценивать лишь их итоги, забывая о том, какой ценой была завоёвана победа, свергнуто старое правительство. Оба главных героя стали жертвами своего времени. Молодой человек погиб на войне, которая не нужна была мирному населению. Люди хотели как можно скорее перестать сражаться, однако император не отдавал приказ о прекращении боевых действий. Юная девушка, превратившаяся в «бабу в лаптях», потеряла дом. Она была из дворянской семьи, поэтому ради своей же безопасности, уехала за границу, оставив позади уже не Россию, а абсолютно новую, чужую для неё страну.   
  3. Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Она проходит через абсолютно весь текст. Именно события Первой Мировой разлучают персонажей, заставляют главную героиню остаться совсем одной. Автор показывает своим читателям, что кровавые сражения приводят лишь к потерям, они не способны подарить людям счастье.
  4. Проблема сохранения верности. Главная героиня остаётся верной своему погибшему жениху до самого конца. Она выполняет его последнее желание: живёт, пытается радоваться и ищет гармонию. Замуж молодая девушка выходит не по любви, а исключительно из уважения к пожилому военному и необходимости выжить в суровых условиях.
  5. Проблема долга. Главный герой без сомнений отправляется на фронт. Он понимает, что может потерять всё: невесту, дом и даже жизнь. Офицер осознаёт свою необходимость на поле боя, стремится защитить Отечество, близких ему людей.

Смысл

Основная идея рассказа «Холодная осень» очень проста. Автор ставил перед собой цель показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними. Бунин бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно она одержит верх над насилием и агрессией.  

Главная мысль произведения «Холодная осень»: вооружённые столкновения не преграда сильному чувству и душевной привязанности людей друг к другу. Боевые действия могут разлучить влюблённых, но они некогда не смогут отобрать воспоминания о прекрасных моментах, проведённых с близким человеком. Эти воспоминания героиня сохранила на всю жизнь, именно они помогли ей выжить и пронести свои чувства сквозь войны и революции.

Чему учит?

После прочтения рассказа «Холодная осень» вывод напрашивается сам собой: лишь любовь способна подарить людям радость и счастье. Её нужно беречь, сохранять в течение всей жизни, ведь никогда не знаешь, что может случиться завтра.

О чем заставляет задуматься рассказ «Холодная осень»? О том, что судьба — это то, над чем мы не имеем власти. Стоит спокойно принимать все лишения и утраты, стараться находить что-то хорошее во всех происходящих событиях. Ко всему в жизни нужно относиться философски. Смерть является одним из жизненных этапов. Её не стоит бояться. Такова мораль произведения.   

Критика

Рассказ был положительно воспринят аудиторией. Цикл «Тёмные аллеи», впервые опубликованный в 1946 году, стал глотком свежего воздуха в тяжёлые послевоенные годы. 

Многие филологи сходятся на том, что «Холодная осень» является одной из лучших работ писателя. Приведём истолкование рассказа современного литературоведа и профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих, который трактует произведение как некое противостояние безумству кровавых битв.

Сочиняя книгу о самом индивидуальном, интимном человеческом чувстве, Бунин словно противопоставляет его массовому безумию мировой бойни. 

С мнением Сухих нельзя не согласиться. Действительно, рассказ «Холодная осень», как и весь сборник «Тёмные аллеи», посвящён любви. Жестокость и горечь войны противопоставляется чистому и трепетному чувству душевной привязанности одного человека к другому. 

Художественные особенности произведения «Холодная осень» лишний раз подтверждают озвученную выше мысль. Всё, начиная от образного ряда, символики и заканчивая архитектоникой текста, создаёт у читателя отторжение к бессмысленной жестокости сражений.

Автор: Диана Кузнецова

«Холодная осень»

Тема любви в
рассказе «Холодная осень» теснейшим
образом связана с темами жизни и смерти,
природы, эмиграции, духовной эволюции
личности. Героиня рассказа всю жизнь
берегла память об одном вечере любви,
вечере накануне отъезда любимого на
фронт первой мировой войны, где он вскоре
и погиб. Прожив жизнь, она отчетливо
поняла главное: «А что же всё-таки было
в моей жизни? Только тот холодный осенний
вечер, остальное ненужный сон».

Предчувствие
трагедии ощутимо с самых первых строк
рассказа: мотив любви неразрывно
сопрягается с мотивом смерти: «В июне
того года он гостил у нас в имении» — и
в следующем же предложении: «Пятнадцатого
июня убили в Сараеве Фердинанда». «На
Петров день он был объявлен моим женихом»
— и тут же: «Но девятнадцатого июля
Германия объявила России войну». История
становится не столько фоном повествования,
сколько действующей силой, вторгающейся
в личную судьбу героев и навсегда
разлучающей любящих.

Духовная память
героини в малейших деталях воскрешает
тот далекий осенний вечер – вечер
прощания, которому суждено стать главным
событием в ее жизни. Герои испытывают
ощущение совершающейся трагедии,
горестной разлуки, ненастья, отсюда и
«преувеличенно спокойный тон»,
незначительные фразы, боязнь обнаружить
свою печаль и потревожить любимого. В
свете прошедших после этого вечера
тридцати лет даже маленький шелковый
мешочек, который вышивала мама героини
для ее любимого, становится особо
значимым. Художественное время рассказа
стянуто в одну точку – точку этого
вечера, каждая деталь которого, каждое
сказанное тогда слово по-особому прожито,
прочувствовано.

А далее развитие
событий, значимых для героини, словно
прекратилось. Остается лишь «ход жизни».
После смерти любимого человека героиня
уже не жила, а проживала отпущенный ей
срок, поэтому тридцать лет для нее ничего
не значат: они показаны в калейдоскопе
событий, поданных схематично. События
лишь перечисляются, нет уточняющих,
ёмких подробностей, таких, как «шёлковый
мешочек», — всё стало как-то неважно,
безлико, непримечательно: личная трагедия
поглотила трагедию России, слилась с
ней. Героиня осталась совершенно одна,
в вихре исторических событий она потеряла
всех близких людей. Жизнь ей кажется
«ненужным сном», смерть не только не
страшит, но и оказывается желанной,
потому что в ней – воссоединение с
любимым: «И я верю, горячо верю: где-то
там он ждёт меня – с той же любовью и
молодостью, как в тот вечер».

«Чистый понедельник»

Время действия
рассказа «Чистый понедельник» — 1913 год,
Анна Ахматова позже назовет эту эпоху
«пряной» и «гибельной».

Московская
жизнь в новелле оказывается не только
сюжетной канвой, но и самостоятельным
героем – настолько она ярка, ароматна
и многопланова. Это и Москва «масленичная»,
в которой утро пахнет «и снегом, и из
пекарен», в сумраке зажигается «газ в
фонарях», «несутся извозчичьи санки»,
на «золотой эмали выделяются серым
кораллом сучья в инее». Это и Москва
«чистого понедельника» — Москва
Новодевичьего, Чудова, Зачатьевского
монастырей, часовни Иверской Божьей
Матери, Марфо-Мариинской обители. Это
яркий, странный город, в котором
итальянское соседствует с чем-то
киргизским, роскошные рестораны и «блины
с шампанским» — с Богородицей Троеручицей.
Герои ходят на лекции Андрея Белого,
«капустники» Художественного театра,
читают исторический роман Брюсова
«Огненный ангел». И тут же — Рогожское
раскольничье кладбище, кремлевские
соборы, «допетровская Русь», «Пересвет
и Ослябя», «чувство родины, её старины».
Всё соединилось в этом ярком, чудном
городе, воссозданном горестной памятью
Бунина-эмигранта. В одной временной
точке концентрируется не только прошлое
и настоящее, но и будущее России, о
котором герои еще не знают, но автор уже
знает всё. Россия показана на пике своей
яркости – и одновременно на пороге
великих катастроф, мировых войн и
революций.

Праздничность
и тревожность как основные стилевые
доминанты рассказа отразились и в любви
главных героев. В этот дивный, освещенный
сиянием храма Христа Спасителя и снегов
уходящей зимы город Бунин «поселил»
прекрасную девушку – воплощение
пленительной, яркой красоты и тайны.
Она, внешне отданная всем удовольствиям
«масленичной» жизни, духовно устремлена
в мир «чистого понедельника», поэтому
в восприятии героя – юноши милого,
доброго, искренне ее любящего, но всё
же не понимающего до конца – она навсегда
осталась неразрешимой загадкой. Он мог
лишь принять,
но не понять
её выбор, склонить голову перед ее
духовной глубиной и отойти в сторону –
с бесконечной сердечной болью. Этот
выбор и для неё был мучителен: «…
бесполезно длить и увеличивать нашу
муку», «кроме отца и вас, у меня никого
нет на свете… вы у меня первый и
последний». Героиня отказалась не от
любви, а от «пряной», «масленичной»
жизни, для нее оказалась узкой жизнь,
предопределенная богатством, красотой
и молодостью.

Духовный путь
героини не совпал с ее любовью – в этом
отражается трагическое мироощущение
самого Бунина, его убежденность в
драматизме человеческого бытия. Цикл
«Темные аллеи», созданный Буниным в
эмиграции, воссоздает навсегда погибшую,
живущую лишь в воспоминаниях писателя
Россию, а потому не случайно светлая
печаль соединяется с трагической
тревожностью.

6

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

««Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»»

Сочинение


Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему
было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел
долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту
русского языка. Это видно по этому циклу рассказов.
Все рассказы посвящены любви, только в каждом из них
автор показал разные грани любви. В этом цикле
присутствует любовь, как плотское влечение и как
возвышенное чувство.
Композиционно рассказ «Холодная осень» разделен на две
части. До и после смерти возлюбленного главной
героини. Черта, разделяющая рассказ и жизнь героини на
две части, проведена очень четко и ясно.
Героиня так рассказывает о своем прошлом, что читателю
кажется, что все события происходят в настоящий
момент. Это иллюзия возникает из-за того, что автор
описывает все в таких мелких подробностях, что перед
глазами читателя возникает цельная картина, имеющая
форму, цвет и звук. Рассказ «Холодная осень», по-
моему, можно назвать историческим, хотя история в этом
рассказе изменена. В первой части рассказа события
развиваются стремительно, достигая кульминации
рассказа. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров
день за обедом он был объявлен женихом главной
героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну…
По-моему, автор неслучайно поставил в этом месте
многоточие. Он объявлен женихом и сразу в голове
читателя рисуется идиллия счастливой семейной жизни,
но в следующей фразой объявляется война. И все мечты и
надежды рушатся в один миг. Дальше автор делает акцент
на прощальном вечере. Его призвали на фронт. В
сентябре он приезжает проститься перед отъездом. В
этот вечер произносится фраза отцом невесты:
— Удивительно ранняя и холодная осень!
Эта фраза произносится как констатация факта.
Данный
вечер описан очень подробно, описано каждое действие
героев. В этот вечер главные герои пошли гулять в сад,
и эта прогулка является кульминацией рассказа и жизни
героини. Перед прогулкой в прихожей жених главной
героини вспоминает стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Но это стихотворение герой начинает не сначала. Начало
стихотворения он вспоминает чуть позже.
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…
Герои рассказа под словом пожар подразумевают восход
луны, но нам читателям этого
дня, ясно, что пожар символизирует мировую и личную
катастрофы. Мировая катастрофа – это Мировая война, а
для России крушения продолжаются и после войны. В
семнадцатом году происходит революция.

Другие сочинения по этому произведению


«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»
«Темные аллеи» (история написания)
Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи»)
Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи»)
Герои Бунина живут под звездою рока
Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»
Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи»
Любовь в произведениях И. А. Бунина
Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина
Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи».
Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Ворон»
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».)
Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»
Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»
Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи»
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)
Размышления над рассказом И. А. Бунина «Поздний час»
Анализ книги рассказов Бунина «Темные аллеи»
Единство цикла рассказов «Темные аллеи»
Рассказ И. А. Бунина «Поздний час»
Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века
Главное впечатление от «Темных аллей»
«Тёмные аллеи». Размышления над рассказом.
Художественный разбор произведения И. Бунина «Тёмные аллеи»
«Незабываемое» в цикле рассказов
Гимн женской красоте в творчестве Бунина
Любовь, красота, память в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»
Природа в изображении И. С. Тургенева и И. А. Бунина
Поэзия и трагедия любви в рассказе
Незабываемое» в цикле рассказов Бунина «Темные аллеи
Судьба и измена первой любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Горчайший опыт Бунина
Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина.
Работа Бунина над циклом «Темные аллеи»
«Вечные» темы в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»
Осмысление жизни и любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»
Поэзия и трагедия любви
Темные аллеи. Рассказы
Иван Бунин. Темные аллеи
«Темные аллеи» вершина творчества Бунин

Темные аллеи сочинение

Секрет названия цикла

Заголовок для своей книги Иван Алексеевич позаимствовал из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Он был впечатлён этой метафорой и сделал её названием своего цикла «Тёмные аллеи».

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели —

Река была тиха, ясна,

Тема любви в цикле рассказов

Вставало солнце, птички пели.

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея.

Все рассказы этого сборника объединяет светлая тема любви, запоминающейся на всю жизнь. Произведение выходило в свет с 1938 по 1945 год. В то время писатель находился в эмиграции во Франции. Иван Алексеевич тягостно переносил голод, нищету, бедность равнодушие во время Второй мировой войны. Единственным его спасением была работа.

Эта книга стала итоговым творением Бунина, источником душевного подъёма. Критики определили сборник, как «энциклопедию любви», любовных драм. Все рассказы в «Тёмных аллеях» объединены мотивом воспоминаний о родине и молодости. Писатель находился тогда в зрелом возрасте, среди пейзажей чудесной красоты переосмыслял события всей своей жизни.

Своеобразный взгляд на любовь

Центральное место в сборнике выделяется любви. В «Тёмных аллеях» показаны разные стороны, лики этого чувства. Это могут быть следующие ощущения:

  • влечение;
  • привязанность;
  • страсть;
  • симпатия.

Такая сердечная склонность является самой большой наградой для человека. Отсутствие же любви — настоящее наказание. Она может сделать счастливым или несчастным.

Темные аллеи

Бунин в рассказах мысленно возвращается в прекрасные времена молодости. На протяжении своей жизни он видел самые разные стороны любви в виде сиюминутных желаний, случайных романов, развлечений. Даже в описании приятного времяпрепровождения между героями автор использует естественность без пошлости. Каждый человек имеет свою историю, которую с трепетом вспоминает и переживает. В каждом человеке хранятся свои «тёмные аллеи».

Любовь в творчестве Бунина — чувство трагическое. Его герои не вступают в брак. Ни в одном из рассказов персонажи не жили вместе долго и счастливо. Писатель видит в сердечном чувстве мгновение, наивысшую точку блаженства, длящуюся недолго. Некоторые герои даже идут на самоубийство от душевной боли. Встречаются персонажи, которые всю жизнь вспоминают свои минуты счастья с любимыми. Но какой бы любовь ни была, она прекрасна! Вот замечательные слова Бунина о ценности трепетных переживаний:

Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её только тогда, когда всё осталось позади.

Женские образы

Бунин был знатоком человеческой души. В его творчестве раскрываются самые разнообразные женские образы, объединённые желанием любить. Все они интригующие, яркие, необычные. Автор изображает светских дам, крестьянок, студенток и даже проституток. Судьбы и душевные переживания их очень разные. Иван Алексеевич изображает их с особой оригинальностью и изяществом в «Тёмных аллеях». Аргументом чистой любви автор показывает женскую верность.

В душе каждой представительницы слабой половины есть свои тёмные уголки, в которые заглядывают только они сами. Воспоминания, хранящиеся в их душах, приносят радость с долей грусти.

Цикл темные аллеи

Особое счастье дает им духовная близость. Вот некоторые произведения, которые вошли в сборник Бунина:

  • «Холодная осень»;
  • «Красавица»;
  • «Дурочка»;
  • «Часовня»;
  • «Баллада».

Всего в книгу вошло 40 рассказов.

«Тёмные аллеи»

Название первой истории в цикле полностью копирует заголовок сборника. В центре повествования он и она, которые встретились через 30 лет после знакомства. Когда-то он был барином, а она крестьянкой в его поместье. Он соблазнил девушку и бросил. А у Надежды были к нему светлые и сильные чувства.

Через много лет героиня стала хозяйкой гостиного двора, где остановился Николай Алексеевич. Всё это время она не выходила замуж и хранила в себе ту юную влюблённость. А её любимый был женат и имел взрослого сына. Только жена от него ушла, а сын знать его не желает. Николай Алексеевич вспоминает прошлое и понимает, что только Надежда его искренне любила. Даже после осознания этого, былое чувство не возвращается, оно притупилось. Трагичность этого случая ещё в том, что герои имели разное мировоззрение, положение в обществе, сознание.

Темные аллеи аргументы

Рассказ «Кавказ»

Иногда в любви кто-то выступает жертвой. В рассказе «Кавказ» события завершаются смертью мужа главной героини. Он подозревал свою супругу в измене. Мужчина отправляется следом за ней на кавказский курорт. Его подозрения подтвердились. Муж не может справиться со своей подавленностью и кончает жизнь самоубийством. Автор не считает своего героя слабым, а показывает его очень эмоциональным и чувственным. Растоптанная любовь для него не имеет смысла. Это просто непонятный сон, туман.

«Солнечный удар»

Рассказ «Солнечный удар» начинается со случайной встречи на корабле мужчины и женщины. Герои увлекаются друг другом и решаются на мгновенную связь. Утром они ведут себя так, как будто ничего не произошло. Вскоре оба разъезжаются в разные города.

Через некоторое время что-то странное стало происходить с героем. Он почувствовал себя постаревшим на несколько лет, как после солнечного удара. Размышления персонажа заставляют читателя задуматься над смыслом жизни. Герои получили мгновенное удовольствие и остались несчастными. Такое чувство принесло опустошение душ и страдание.

Повесть «Таня»

Темные аллеи тема любви

У мелкой помещицы Казаковой служила семнадцатилетняя деревенская девушка Татьяна. Однажды у хозяйки гостил родственник Пётр. У него было много любовных историй. Через некоторое время герой заметил Таню. Между ними происходит близость. Девушка не может поверить в это счастье. Ещё несколько раз Пётр и Таня были близки, встречались они украдкой. Девушка очень привыкает к мужчине.

Пётр то уезжал, то снова приезжал, а Татьяна плакала и считала, что он её погубил. С каждым его появлением героиня снова расцветала. Однажды он пообещал приехать на всё лето. Девушка успокоилась, но не знала, что это была их последняя встреча. Шёл страшный 17-й год.

«Чистый понедельник»

Этот рассказ сам Иван Алексеевич считал своим лучшим творением. В нём затрагивается проблема непонимания героями друг друга, несмотря на подлинную, настоящую, всепоглощающую любовь. Двое молодых людей влюбились. Только дороги их расходятся. Девушка уходит в монастырь и находит своё призвание в служении Богу. Любовь к божественному превосходит в ней физиологическое влечение.

Тема любви темные аллеи

Героиня вовремя понимает, что брачные узы не принесут ей полного счастья. У девушки очень высокие нравственные цели. Она уходит от мирских забот и отдаётся служению Богу. Герой искренне влюблён в свою избранницу, только не понимает метания её души. Он только со стороны наблюдает за поиском истинного пути героиней.

Учащимся старших классов часто предлагается написать сочинение по рассказам И. А. Бунина. Ребята делают вывод, что Иван Алексеевич на высочайшей эмоциональной волне изображал необыкновенное и прекрасное чувство человека. В книге отсутствуют сложные сюжеты, она поражает читателей своими лирическими монологами, исповедями. Они помогают понять, что любовь может быть испытанием, наказанием и наградой.

  • Зять напугал тещу смешной рассказ как
  • Зять и теща находятся между собой в отношениях сожительства рассказы
  • Зязиков идрис сочинение на ингушском языке
  • Зюйд вест как пишется
  • Зюзя сын деревенского музыканта шломы сочинение