И алтынсарин рассказ паук муравей и ласточка

КНИЖКА
–МАЛЫШКА

                                          
Ы.Алтынсарин

    
Рассказ

                         Муравей,
паук и ласточка.

Отец и его сын шли по полю. Отец спросил
сына:

— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

— Он плетет свою паутину.

— А вон муравей, видишь?

— Вижу, бежит с крошкой во рту.

— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

— Вверху летит ласточка и в клюве держит
травку.

Тогда отец говорит сыну:

— Вот так, милый мой! Эти маленькие
существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее
комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих
детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка,
чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.

КНИЖКА
–МАЛЫШКА

                                          
Ы.Алтынсарин

    
Рассказ

                             Чистый
родник.

Три путника
встретились у одного родника.

Родник вытекал из
каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли
родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло.
На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил:
его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник,
будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь
воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

— Умные слова
здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и
протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него
ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой
вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и
не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь
великим и достигнешь цели».

Второй путник был
бедным муллой; он, качая головой, сказал:

— Нет, я думаю, не
так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот
родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе —
усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет
награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не
возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий — путник,
очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он
думает. Юноша ответил:

— Я думаю иначе.
Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор,
попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили
бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и
за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в
чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем
отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому
душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все.
Вот о чем, по-моему, говорит надпись.

КНИЖКА
–МАЛЫШКА

                                          
Ы.Алтынсарин

    
Рассказ

                         Садовые
деревья.  

Рано утром, в погожий летний день, один
господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы
и деревья.

-Почему это дерево растёт прямо, а вот это
дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.

— Причина, сын мой, та, что за этим
деревом
при
его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было
ухода
, и оно росло само по себе , — ответил отец.

— Если так, то, оказывается, большая
польза бывает от ухода, — сказал сын.

— Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе
есть большая польза, — ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой.  Ты
ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя
твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять
мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь
расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево,  — закончил
отец.

КНИЖКА
–МАЛЫШКА

                                          
Ы.Алтынсарин

    
Сказка

                         Спор
животных

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака,
петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди
должны начинать счет годам.

 —    Если человек садится на меня и едет,
то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется
моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного
для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

 —    Если ты выполняешь работу для
человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, —
возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии
поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я
голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на
пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода —
напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам
должен начинаться с моего имени.

 —    Я пашу человеку землю, он пьет мое
молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

 —    Если бы не было меня, то чем бы
покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит
нитки, из жабаги  шьет себе халаты,— говорил баран.

 —    Если бы не было меня, то многих из
вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется
враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, —
говорила собака.

 —    Если бы нас не было, то человек не
вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух,
проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он
кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на
работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.

 Мышь некоторое время молчала, не зная,
что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила
собравшимся:

 — Из этого спора не будет никакого толку.
Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть
будет назван первый год летоисчисления…

 Верблюд, полагаясь на свой рост, был
твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и
первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.

 Между тем мышь тихонько взобралась на
верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой
увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено
первому году летоисчисления.

 Вот почему, говорят, и существует
поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.

Чтение произведения И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.

Задачи:

1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.

2. Воспитать положительное отношение к труду.

3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.

4. Формировать интерес к пословицам о труде.

Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.

Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные  картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.

Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй — жағымсыз, lazy person

Ход занятия

Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина.  Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.

Обращает внимание на разрезные картинки  паука, муравья и ласточки.

Предлагает их правильно собрать.

Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба  и гнездышка с птенцами.

— Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.

— Молодцы, ребята!

— Сегодня я вам прочитаю рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»

«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына: — Видишь, вон ползет паук. Что он делает? — Он плетет свою паутину. — А вон муравей, видишь? — Вижу, бежит с крошкой во рту. — Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? — Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну: — Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку».

— Понравился вам рассказ?

— О ком этот рассказ?

— Чем занимался паучок в рассказе?

— Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?

— Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?

— Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)

— Наши герои любят трудиться, а вы любите?

— Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?

И мы сейчас с вами потрудимся.

Физминутка «Дети утром рано встали»

«Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята

Наклонитесь к ним ребята,

Наклоняйтесь, раз-два-три,

И в лукошко набери! (наклоны)

Вон на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть. (дети садятся)».

 — В казахском народе говорилось,  если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.

 -А еще что надо делать, чтобы стать сильными? (заниматься бегом, прыгать, играть)».

— Как вы понимаете пословицы?

Муравей невелик, а горы копает.

Терпение и труд все перетрут.

Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)

 — Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.

Игра «Вместе веселее».

Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.

— И как лучше трудиться, одному или помогать друг другу? (обсуждают)

— На этом завершается занятие. Спасибо, ребята, за работу!

Просмотр содержимого документа

«Конспект занятия по художественной литературе «Чтение произведения И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»»»

Ұйымдастырушылық

ізденушілік

Проблемно — поисковый

Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Дает определение понятия «трудолюбие».

Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы..

Слайд: загадка

Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)

Кто такой паук?

Слайд:

Слайд: загадка
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…

Кто такие муравьи?

Слайд

Слайд: загадка

Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов

Кто такая ласточка?

Слайд:

Слайд: Физминутка:

Рассказ воспитателя.

(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

– Он плетёт свою паутину.

– А вон муравей, видишь?

– Вижу, он бежит с крошкой во рту.

– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.

Тогда отец говорит сыну:

– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.

Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.

Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?

Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?

Предлагает поиграть игру наоборот. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

Слайд

веселый

быстрый

красивый

пустой

худой

умный

трудолюбивый

тяжелый

трусливый

твердый

светлый

длинный

высокий

острый

горячий

больной

широкий

Индивидуальная работа с Тамерланом

Заучивание потешки: «Травка-муравка»

Индивидуальная работа с Лизой

Дидактическая игра «Говори громко, тихо,шепотом»

показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка?

Индивидуальная работа с Арнуром

Чистоговорки

Звуки М, П, Б 1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом. 2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп. 3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы. 4. Мама Милу в ванне мыла. 5. Петя пилил пилой пень. 6. Любят бананы все обезьяны.

Потому что он ленится

Человек который ленится и ничего не хочет делать называют лентяй

Человек который всегда работает и трудится

Эмоционально воспринимают услышанное.

Паук это насекомое

У пауков 8 ног, особые передние конечности с ядовитыми коготками. Пауки первыми не нападают. Если паук случайно падает с паутины на человека, нужно аккуратно сдуть его, а не бить — иначе он испугается и может укусить. На брюшке у пауков находятся паутинные бородавки, обычно три пары с помощью которых паук плетёт свою паутину.

Муравьи́ — семейство насекомых.

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Забирают в рабство муравьёв из других муравейников

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Городска́я ла́сточка, мелкая птица Перелётная птица, Держится стаями по берегам рек, на склонах гор, лугах, городах с каменными строениями — часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.

(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).

Дети называют прилагательные, называют черты характера наоборот.

грустный

медленный

безобразный

полный

толстый

глупый

ленивый

легкий

храбрый

мягкий

темный

короткий

низкий

тупой

холодный

здоровый

узкий

Проговаривал вместе с воспитателем потешку, затем заучил ее.

Лиза повторяет громко как лает большая собачка, затем как поменьше лает собачка тихо, и как лает маленькая собачка шепотом

Мектепалды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе

с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана.

Өткізу күні/Дата проведения: 31.10.19г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Чумак Г.М.

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Пән/Предмет: развитие речи

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Традиции и фольклор»

Тақырыбы/Тема: Слово. З.К.Р. Чтение рассказа Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание трудолюбия у детей

2.Дамытушылық – развивающая: Развитие речи, мышления; Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов Казахстана.

3.Оқыту- обучающая: знакомство с рассказом Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии В.Воскобовича и Г.Домана, ИКТ, личностно-ориентированная технология.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: видеофильм « Антошка из цикла « Веселая карусель», иллюстрации к рассказу Ыбрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», карточки Г. Домана «На шести лапках», «Птицы», чудо-крестики-2, схемы.

Көптілділік/Полиязычие:

Қазақ тілі: сәлеметсіз бе — здравствуйте, рақмет- спасибо, тәңір жарылқасын — пожалуйста паук- өрмекші, муравей- құмырсқа, ласточка- қарлығаш

English: здравствуйте — hello, спасибо — thank you , пожалуйста — please. Spider-паук, ant-муравей, swallow- ласточка.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Организовывает игру приветствие « В круге радости- Доброе утро»

Предлагает посмотреть мультфильм « Антошка» из цикла «Веселая карусель»

Вопросы:

-Какого качества не хватило Антошке?

Что значит трудолюбие?

Помогаете ли вы дома маме, папе, бабушке, дедушке или своим младшим братьям и сестрам?

-Как люди говорят о человеке, который много трудится? (трудолюбивый)

Сообщает тему занятия:

Мы познакомимся с героями рассказа Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка».

2. Негізі бөлімі/основная часть:

Предлагает рассказать о пауке, муравье и ласточке, пользуясь карточками Г. Домана из серии « На шести лапках», « Птицы»

Читает рассказ Ыбрая Алтынсарина « Паук, муравей и ласточка»:

«Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына: 
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает? 
— Он плетет свою паутину. 
— А вон муравей, видишь? 
— Вижу, бежит с крошкой во рту. 
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? 
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. 
Тогда отец говорит сыну: 
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.»

Вопросы по содержанию:

На кого обращал внимание сына отец, когда они шли по дороге?

-Что делал паук?

-Что делала ласточка?

— Какие главные слова сказал отец сыну?

Чему учит отец сына?

— Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Организовывает видеофизминутку (на казахском языке). См. Медеотеку.

Цель: снятие мышечного напряжения

Предлагает вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде.

-Терпение и труд все перетрут

— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Предлагает Дигру «Делим слова на слоги». Цель: закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный звук.

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое-нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч начинаем:

Мама

Сады

паук

Муравей

Ласточка

Предлагает построить из конструктора Воскобовича «Чудо-крестики-2» ласточку

3. Қорытынды/итоговая часть:

С каким рассказом познакомились?

Чему же учил отец сына?

Мы с вами трудимся каждый день. В чем заключается ваш труд?

Читает стихотворение:

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

С.Михалков

Мастер – класс
 по литературному чтению в 3 классе 
по обновлённой программе содержания образования
проводит Некрасова Н.П., учитель начальной школы
 пилотной школы­лицея имени А.М.Горького
Цель: Продемонстрировать эффективный  урок нового формата с 
использованием некоторых стратегий АМО, новых подходов,  ИКТ,  
дифференциации, с осуществлением формативного оценивания, 
позволяющий вовлечь в урок всех обучающихся.
Школа­лицей имени А.М.Горького 
Раздел: Выдающиеся личности
Лексическая тема: Учитель, писатель, поэт
Тема урока: Ы.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»
УРОК: 
литературно
е чтение
Дата: 15.02 Имя учителя: Некрасова Н.П.
Учебник
КЛАСС: 3 
«Г»
Цели 
обучения, 
которым 
посвящен 
урок:
НИШ Астана 2017г.
Количество 
присутствующих:
3.2.8.1 Извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из 
различных источников: иллюстрации, художественной литературы и 
представлять информацию в виде схем
3.3.4.1 Совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические 
неточности, исправлять орфографические (при помощи словаря) и 
пунктуационные ошибки 
2.8 Извлечение информации из различных источников.
3.4 Нахождение и исправление ошибок.
Количество отсутствующих:
Развитие 
навыков: 
Предполага–
емый 
результат:
Все учащиеся смогут:
Извлекать информацию по содержанию произведения из различных 
источников и фиксировать в таблице с помощью соседа или учителя
Исправлять орфографические ошибки в тексте по словарю при помощи 
учителя..
Большинство учащихся смогут:
Извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из 
различных источников: иллюстрации, художественной литературы и 
представлять информацию в виде схем самостоятельно.
Исправлять орфографические ошибки в тексте при помощи  словаря.
Написать отзыв о притче при помощи слов­подсказок. Некоторые учащиеся смогут:
Извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из 
различных источников: иллюстрации, художественной литературы и 
представлять информацию в виде схем, помогать и объяснять в группе 
слабым учащимся. 
Исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические 
(при помощи словаря) и пунктуационные ошибки.
Написать свой собственный отзыв о притче.
Основные термины и словосочетания: информация из разных источников,
представление информации в виде таблицы,  просветитель, переводчик, 
гордость казахского народа
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
– Что нового ты узнал об Ибрае Алтынсарине? Чему учит нас его рассказ?
Определение приёма создания образа автором произведения (портрет,
характер   героя,   выраженные   через   поступки   и   речь;   мимика,   жесты),
оценивание   его   поступков,   доказывая   свое   мнение   словами   и
выражениями из текста.
 Сравнение эпизода художественного произведения с его отображением
в иллюстраци­ях /мультфильмах/, музыке, с помощью учителя.
Языковая 
цель
Материал 
прошедших 
уроков
План
Времен­
ное 
планиро­
вание
0–1 мин
5мин
Планируемые мероприятия
Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуйте мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Слайд №
Актуализация жизненного опыта.  
Вхождение в тему. АМО «Ассоциации»:
­ Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово 
«учитель», «писатель», «поэт»? (Слова должны начинаться с 
букв данного слова.)
У­ ум                         П – пишет                  П ­ придумывает
Ч­читающий             И­ интересуется        О ­ описывает
И­интересный          С­ сказочник              Э ­ эрудит
Т­талант                    А­ актуальность        Т­ творчество
Е­                               Т ­ трудолюбие
Л­любовь                  Е­ 
Ь                                 ­ 
                                   Ь 6 мин
 15мин
Ученики строят предположения, чем сегодня будут 
заниматься на уроке. 
Целеполагание.
Цель нашего урока – научиться:
­извлекать конкретную информацию по содержанию 
произведения из различных источников: 
иллюстрации/художественной литературы и представлять 
информацию в виде схем
­совершенствовать работу, исправляя лексические и 
стилистические неточности, исправлять орфографические (при 
помощи словаря) и пунктуационные ошибки . 
Работа над сквозной темой раздела урока «Выдающиеся 
личности».
(К) Обсуждение вопросов:  
–Какие выдающиеся личности  ты знаешь?
 ­Знаешь ли ты выдающихся людей среди писателей, поэтов, 
учителей?
­Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним
 выдающимся человеком.
Изучение презентации.
Беседа
­Чем занимался Ибрай Алтынсарин?
      ­Чего он хотел для своего народа?
Работа по учебнику
Знаешь ли ты
Данное   задание   не   только   помогает   учащимся   работать   с
информационным   текстом,   но   и   зримо   демонстрируют
процессы продвижения от незнания к знанию, делает процесс
чтения   более   осмысленным,   помогает   выделять   основные
аспекты   в   изучаемой   информации,   формируют   умение
графически представлять результаты работы с текстом.
(П)Разделите учащихся на пары: хорошо читающий ­ слабо 
читающий ученики и предложите прочитать текст ещё раз. 
Здесь во время чтения учащимся нужно будет заполнить 
таблицы:
Кем был
Ибрай Алтынсарин
Что сделал
Слайд №
Слайд №
Учебник
Карточки с 
таблицами
После   заполнения  
  таблицы   учащиеся   объединяются   в 8 мин
группы по шесть человек и обсуждают содержание таблиц. При
делении на группы можно воспользоваться расчётом учащихся
на   классы   начальной   школы:   первый,   второй,   третий,
четвёртый….   Таким   образом   учащихся   можно   разделить   на
четыре группы.
Выбрав   наилучший   вариант,
  выбирают   одного
представителя,   который   выступает   перед   всеми.   При
выступлении оценивается то, насколько полно смогли ученики
отразить все стороны деятельности Ибрая Алтынсарина.
 Прочитай и ответь
(Г)   Вовлечение   учащихся   в   работу   над   созданием
«Паутины ассоциаций». (с опорой на жизненный опыт)
Разделите их на три группы. Одна группа рассуждает о том,
чему учится человек, наблюдая за пауками.
Вторая ­ о том, что даёт человеку наблюдение за ласточками.
Третья  анализирует наблюдения человека за деятельностью
муравьёв. 
Работая   над   стратегией,   на   большом   листе   бумаги
обучащиеся   пишут   цветными   фломастерами   в   центре   листа
главную   тему   или   рисуют   его   крупное   изображение.   Затем
вокруг главного слова записывают ключевые слова и важные
идеи,   которые   высказывают   участники,   и   соединяют   их
толстыми   линиями   с   главным   понятием.   От  этих   линий   при
наличии дополнительных идей можно провести более тонкие
линии.   Обязательно   маркером   другого   цвета   необходимо
нанести пустые линии, записи и рисунки на которых появятся
после прочтения текста учащимися.
Знакомство детей с притчей Ибрая Алтынсарина, мораль
которой сводится к тому, что всю свою жизнь человек должен
учиться, в данном случае, наблюдая за природой.
Первое чтение текста учителя и двух учеников по ролям.
  Повторное   чтение  
восприятия.
  текста   «про   себя»   для   лучшего
 Затем ученики совместно в группе дополняют свою «паутинку
ассоциаций» сведениями, которые получили из произведения,
дописывая их к пустым линиям.
 Флипчарт вывешивается на доску и получает оценку класса. 
Напиши
Обоснование.
 Задание   формирует   у   учащихся  умение
правильно формулировать и оформлять свою мысль на письме,
умение исправлять стилистические неточности в тексте.
Беседа:
­К чему призывает нас Ибрай Алтынсарин?
Учебник
Лист А­3
маркеры
Карточки с 
разноуровне
выми 
заданиями Самостоятельная 
«КОРРЕКТОР».
работа
 
через
 
стратегию
 
Этот   приём   направлен   на   редактирование   текстов,   на
  стилистической,
развитие   у   школьников   лексической,
орфографической и пунктуационной зоркости.
­Какими качествами обладает корректор?
(Корректор исправляет ошибки и неточности в тексте.)
Дифференциация:  Обучающиеся (С) получает карточку для
исправления в ней орфографических ошибок.
Обучающиеся   (В)  получает   карточку   с   отзывом   для
исправления в ней орфографических и стилистических ошибок.
Обучающиеся   (А)  получает   карточку   с   отзывом   для
исправления   орфографических,   стилистических   ошибок   и
дописывает её своим отзывом.
Учитель оказывает помощь менее способным. По окончанию,
собирает работы, проверяет, и на следующий день 
осуществляет обратную связь.
2 мин
1 мин
Итог урока.
­О какой выдающейся личности вы узнали сегодня?
­Что вы узнали об этом человеке?
­Чему учат нас его рассказы? 
Рефлексия
Поместите себя на той ступеньке, на которой вы себя ощущаете
в конце этого урока.
Слайд №
Рисунок 
пяти 
ступенек

  • И а крылов рассказ о писателе обличение человеческих пороков в баснях презентация 5 класс
  • И а крылов ворона и лисица сочинение
  • И а бунин рассказы из цикла темные аллеи тема любви в рассказе холодная осень
  • И а бунин рассказ господин из сан франциско урок 11 класс
  • И а бунин косцы о чем рассказ