И хруцкий плоды и птичка описание картины сочинение 8 класс

Примеры сочинений по картине Хруцкого "Плоды и птичка"

­­Пример сочинения 1

Иван Фомич Хруцкий вошел в историю живописи как талантливый автор натюрмортов, написанных в академическом стиле. К его ранним работам относится картина «Плоды и птичка», которая отличается простой лаконичной композицией и чистотой цвета.

 В центре стола расположена плетеная корзина с яблоками. Плоды повернуты к зрителю своими румяными боками, видны тонкие прожилки красного и зеленого. Художник удивительно точно подобрал оттенки, и яблоки выглядят очень реалистично.

Позолоченный подсвечник с полуистлевшей свечой и смородиновая ветвь на заднем плане придают пространству глубину и объем.

Справа из корзины свисает гроздь винограда. Спелые матовые ягоды бликуют на солнце, видны даже пустые веточки и переспевшие темные пятна.

С другой стороны стоит тарелка со свежей малиной. Некоторые ягоды совсем светлые, даже белые, а другие настолько поспели, что стали прозрачными, и кажется, что из них вот-вот брызнет сок.

На первом плане изображены хвостики от съеденной малины и несколько долек разрезанного яблока. Этот штрих оживляет натюрморт, добавляет динамизма. Словно живописец поймал краткое мгновение в середине легкой трапезы.

Еще более живой картину делает пестрая птичка. Это домашняя канарейка. Ее выпустили из клетки, она некоторое время порхала по дому, а потом опустилась на стакан, чтобы попить свежей прохладной воды. Пичужка опустила голову в стакан, но продолжает бдительно наблюдать за человеком, чтобы в любой миг вспорхнуть и улететь.

На холсте запечатлен краткий миг перехода между летом и осенью, когда погода еще балует теплыми деньками, но уже можно наслаждаться собранными урожаем, его спелыми сочными плодами. Атмосфера произведения пронизана теплыми солнечными лучами и золотистыми тонами уходящего лета. Зритель невольно ощущает ностальгию и светлую грусть по этому неуловимому и трогательному моменту.


Пример сочинения 2

Шикарную художественную работу «Плоды и птичка» написал живописец И. Ф. Хруцкий. Картина создана в стиле классицизма.

   Живописный шедевр пленит своей красотой! Художник вложил в него всю душу. Картина создаёт впечатление «живой композиции». На ней изображены плоды яблок, винограда, малины. Природа божественна и радует нас своим совершенством! Мастерство художника необыкновенно!

   Белая глубокая тарелка, стоящая на столе, наполнена красной и сочной малиной. Плоды «тают» на глазах! Они свежи и душисты. Рядом с тарелкой изображены несколько элементов ягод: три выпавших из «гнёздышка», одна недозрелая и спелая в крапинку. В большой корзине красуются крупные яблоки, предположительно сорта «Белый налив». Через корзину перекинута тонкая, изящная виноградная гроздь. Ягоды налиты соком, и от этого сияют и переливаются.

На переднем плане лежат три дольки яблока.

   Справа расположен стакан с водой. На его краю сидит небольшая птичка тёмно-зелёного цвета. Она наклонилась туловищем вглубь стакана, чтобы попить прохладной воды. Это домашняя канарейка! Она чувствует себя уютно среди ароматных плодов. Натюрморт с присутствием птички оживляет картину, придавая ей особое очарование.

   Цвета в картине спокойные, с преобладанием коричневых и тёмно-зелёных тонов. Вокруг композиции изображены листья клёна. Чувствуется приближение осени. Художник запечатлел на холсте переходящий сезонный период, когда август дарит людям свой щедрый урожай.

   На заднем плане картины изображён золотистый подсвечник с потухшей свечой наверху. Он вносит в натюрморт интересные мотивы. Картина просто удивительна! Это художественное сокровище – одно из лучших творений И. В. Хруцкого, завораживающее своей красотой!

   Композиция дарит свет, радость, добро, любовь, восторг! Она заряжает благоприятной энергией, развивает наблюдательность, фантазию и воображение. Созерцая её отдыхают глаза; уходит усталость; исчезает внутреннее напряжение. Живая природа первозданна, а её художественное изображение совершенно! Это почувствует каждый тонкий знаток искусства. Картина будет превосходно выглядеть в домашнем интерьере гостиной, спальни, детской, рабочего кабинета, а также в детских и учебно-образовательных учреждениях.


Пример сочинения 3

Натюрморт-это неживая картина. А картина «Плоды и птичка» на первый взгляд—просто некий замороженный момент, просто яблоки и другие плоды природы с обыкновенной посудой.

Если приглядеться и вдуматься можно заметить какое-то присутствие, присутствие чего-то живого.

Аккуратная белая тарелка переполнена малиной цвета алой зари, одна из ягодок даже выпала из своего гнёздышка, а рядом с ней зеленовато-тёмные хвостики уже съеденных плодов — всё это находится в левом переднем углу картины.

Спереди расположились дольки яблок. Плетёная корзинка небрежно сложила на себя аппетитные яблоки. Корзину переплетают большие, широкие, салатово-зелёного оттенка листья, их веточка ведёт к не менее бледному винограду, на кончиках хрупких, но в тоже время упрямых и твёрдых веточка не хватает нескольких ягод, что в очередной раз отмечает чьё-то присутствие.

Справа стоит прозрачный стакан, он наполовину наполнен чистой и хрустальной водой. Сев на тонкий краешек стакана, уперевшись проворными лапками, пёстрая канарейка начала грациозно отпивать воду, утоляя свою дикую жажду.

На заднем плане, хорошо дополняя картину, стоит одинокий и угрюмый, но также красивого золотого цвета подсвечник, а на нём белая, почти сгоревшая и давно потухшая свеча…

Плоды и птичка: описание картины Ивана Хруцкого

Интересные факты о художнике

Сегодня многие ценители живописи знают преимущественно исполненные романтизмом натюрморты Хруцкого, хотя этот талантливый мастер рисовал еще и прекрасные портреты, пейзажи, интерьеры, часто совмещая жанры в общих композициях. Некоторые критики упрекали художника в чрезмерной сухости, выражавшейся в точной и лаконичной прорисовке каждого элемента, свойственной технике западных живописцев того периода, однако, как показало время, все эти замечания оказались совершенно беспочвенными, ведь картины мастера помнят и любят.

Картины Ивана Хруцкого

Биография и образование

Сегодня уже мало кто знает, что Хруцкий является русским художником с польскими корнями, который родился и умер на территории современной Беларуси, входившей в XIX веке в состав Российской империи. Тот факт, что бо́льшую часть своей жизни Иван Трофимович (Фокич) провел в этих землях, позволяет белорусам, постоянно отдающим дань памяти художника, считать его труд своим народным достоянием.

Портрет жены с цветами и фруктами

Так, наиболее знаменитые его работы неоднократно печатались на национальной валюте и почтовых марках, а также чеканились на монетах, которые до сих пор ходят в обороте.

Например, в 2010 году к 200-летию со дня рождения мастера были выпущены три юбилейные марки с изображением таких известных картин Хруцкого, как «Битая дичь, овощи и грибы» (1854) и «Автопортрет» (1884). Ранее к подобному опыту прибегали и в СССР, в результате чего в 1979 году вышла марка «Цветы и фрукты» (1839), а в 1983 году «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).

Вдохновение на написание столь чудесных картин, наполненных любовью к жизни и ее дарам, Хруцкий черпал во всем — в чудесных пейзажах родного края, в творчестве своих наставников и других великих мастеров, а также в собственном укладе и семейных отношениях. Не последнюю роль в становлении Хруцкого как живописца сыграло и его происхождение, ведь мало кто знает, что Иван Фокич родился в религиозной семье, одно время полностью посвятив себя иконописи.

А развивались все эти события в следующей хронологии:

Санкт-Петербург

  • Будущий художник появился на свет 27 января в 1810 году в небольшом местечке Ула, расположенном в современной Витебской области. Отец Ивана, урожденный Томаш, позже названный Фомой, был грекокатолическим священником, имея польское происхождение.
  • Еще в детстве мальчик проявлял большой интерес к живописи, поэтому его отдали обучаться мастерству в Полоцкое училище, после окончания которого художник решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить свое образование.
  • В период с 1827 по 1829 годы Хруцкий проходил обучение в столичной художественной Академии при императоре в качестве вольного слушателя и параллельно брал уроки у известного английского художника Джорджа Лоу, который на тот момент также находился в Северной Пальмире. Кроме того, он усовершенствовал свое мастерство, копируя работы знаменитых деятелей искусства, представленных в Эрмитаже.
  • Поступление в Академию датируется 1830 годом, и известно, что преподавателями Хруцкого стали такие великие художники, как Брюллов, Бруни, Воробьев и прочие.

Иван Фомич оставался в Петербурге вплоть до 1839 года, решившись на переезд в родные края после смерти своего отца. В 1844 году он приобрел собственное имение Захарничи, построив дом, разбив вокруг него сад по авторскому проекту. Он оставался в нем до своего ухода. Умер художник 1 января 1885 года, лишь чуть-чуть не дожив до своего 75-летия.

Всю жизнь мастер прожил с одной женщиной, своей законной супругой Анной Ксаверьевной, которая была изображена на нескольких его полотнах.

Примечательно, что жена пережила Хруцкого всего лишь на несколько лет. К сожалению, имение супружеской четы не сохранилось до настоящего времени, и в память о художнике остались только его картины и названия улиц.

Творческое развитие

Цветы и фрукты Хруцкого

Свои первые работы Иван Фомич начал представлять во время обучения в Академии, написав целый цикл замечательных натюрмортов. В дальнейшем мастер пробовал себя в пейзажной, а также портретной живописи, получая высочайшие награды за свои талантливые творения, но настоящую славу Хруцкому принесли именно его натюрморты. Так, в период с 1832 по 1839 годы он представил на всеобщий суд более десяти работ, на переднем плане которых были неизменно изображены летние и осенние дары.

И чаще всего в этих, казалось бы, совершенно простых, но от этого не менее изящных и наполненных романтизмом композициях использовались следующие элементы:

Картины Хруцкого

  • Фрукты — яблоки, персики, груши, дыни, чем-то напоминающие тыквы, виноград, лимоны, вишни.
  • Ягоды малины и красной смородины.
  • Овощи — лук, морковь, помидоры, огурцы, цветная и белокочанная капуста, коренья.
  • Корзинки из бересты или тонких ивовых прутьев, наполненные фруктами, овощами или грибами.
  • Букеты в вазах.
  • Графины или стаканы с водой.
  • Домашняя утварь — кастрюли, разделочные доски, фруктовницы, подсвечники, накрытые скатертью столы, бинокли, спички и мундштуки.

Как минимум на одном полотне автора фигурировала дичь («Битая дичь, овощи и грибы»), правда, она относится к более позднему творческому периоду, датируясь 1854 годом. Что же касается ранних работ, то именно в этот период Хруцкому довелось написать одну из самых знаменитых своих картин «Плоды и птичка» (1833), очень высоко оцененную критиками.

Битая дичь, овощи и грибы Хруцкого

Тогда же Иваном Трофимовичем были нарисованы первые портреты, среди которых «Старуха, вяжущая чулок» и «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838). В этих и многих других этюдах мастера практически нет никакого символизма, зато в них явно угадывается глубина его романтической натуры и любовь к жизни. Начиная с 1839 года Хруцкий увлекается рисованием пейзажей, которые нашли менее радушный отклик критиков, несмотря на прекрасную технику исполнения.

После переезда в Полоцкий уезд в творчестве художника начался новый период — иконопись, притом что многие свои работы он выполнял по заказу местного митрополита по имени Иосиф Семашко. Сегодня работы мастера можно увидеть во многих соборах, расположенных в Ковно, Вильно, Тринополе и других белорусских городах. Тогда же художник стал рисовать интерьеры, используя их в качестве тщательно прорисованного и детализированного фона.

Бытовало такое мнение, будто Хруцкому было скучно рисовать одни только портреты, для чего он вводил своих героев в интересно убранную комнату или в живописный пейзаж на манер английских живописцев типа Гейнсборо. Кроме того, мастер все чаще прибегал к эффекту контрастного освещения, делая более светлыми фигуры, расположенные на переднем плане, и специально затемняя фон. Были у мастера и групповые портреты, причем их количество практически не уступает одиночным композициям.

Описание картины

Репродукция одной из самых известных работ Хруцкого «Плоды и птичка» часто используется в сфере образования для написания сочинений и составления докладов. Подобные изложения и анализ проводятся как в подготовительных группах специализированных учебных заведений, так и в старших классах, чтобы школьники могли развивать в себе чувство прекрасного и умение излагать свои впечатления на родном языке.

Составление плана

Следует составить краткий план рассказа, ориентируясь по картинке, которую обязательно нужно хорошенько рассмотреть перед началом работы. Имея такой костяк, гораздо проще описать жанр картины Хруцкого «Плоды и птичка», а также ключевые особенности всей композиции, используя как общеизвестные сведения, так и свое восприятие от увиденного. Так, чтобы рассказ получился по-настоящему увлекательным, рекомендуется придерживаться следующего шаблона:

Иван Хруцкий Плоды и птичка

  • Вступление, состоящее из нескольких предложений, упоминающих не только картину, но и ее автора.
  • Первый абзац должен содержать основную информацию о художнике, а также несколько интересных фактов из истории создания картины «Плоды и птичка», включая год ее написания и связанные с этим события.
  • Подробное описание композиции может занимать несколько абзацев. Обязательно нужно упомянуть основные элементы натюрморта, указать стиль, в котором они были отображены, а также используемые художником эффекты.
  • Вывод также должен быть кратким, и именно в этой части стоит привести свое мнение о картине, стараясь как можно точнее передать собственные впечатления, даже если они не совпадают с тем, что пишут критики.

Если повествование будет представлено в формате доклада, то стоит дополнить его репродукцией, которую можно повесить в классе во время зачитывания текста.

Кроме того, докладчики, имеющие способности к живописи, могут нарисовать этюд, представив его классу, не забыв и о настоящей копии, которая обязательно должна присутствовать рядом.

Пример сочинения

Иван Хруцкий

Иван Хруцкий — известный русский художник-портретист, живший и работавший в середине XIX столетия. Миру известны и его натюрморты, которые можно увидеть во многих художественных музеях. Хорошим тому примером является работа «Плоды и птичка», написанная в 1833 году, которая сегодня находится в Национальном художественном музее республики Беларусь.

Картина написана в свойственной автору манере романтического реализма. Кроме того, в ней можно наблюдать один из излюбленных приемов Хруцкого контрастной освещенности, так как все расположенные на переднем плане элементы как будто подсвечены уходящим в закат солнцем, тогда как задний фон остается темным, что добавляет полотну визуальной глубины.

Фрукты и ягоды (спелая малина слева, виноград справа и румяные яблоки, которым довелось лежать в корзинке, располагаясь прямо в центре композиции) притягивают к себе все внимание зрителя, из-за чего не сразу удается увидеть крошечную птичку, пьющую воду из стоящего рядом с дарами природы стеклянного стакана. Ее присутствие явно указывает на то, что хозяева оставили открытым окно, в результате чего любопытная гостья прилетела полакомиться имеющейся на кухне провизией.

От картины веет нежностью и теплом, а спелость плодов свидетельствует о том, что это август, когда в преддверии скорой осени лето становится бархатным и оттого по-своему привлекательным.

Видимым элементом является и свеча в подсвечнике, расположенная за разложенной на столе провизией. Это еще один верный признак того, что совсем скоро на землю опустятся первые сумерки, а хозява зажгут свечи и приступят к вечерней трапезе. Быть может, это и есть ее начало, ведь недаром на переднем фоне можно увидеть разрезанное яблоко, да и блеск фруктов указывает на то, что их уже помыли.

Картина «Плоды и птичка» пронизывает до глубины души своим жизнелюбием и теми простыми земными радостями, которые очень часто остаются незамеченными. Казалось бы, совершенно простой натюрморт, но его можно разглядывать бесконечно, отправляя в полет всю свою фантазию и представляя, что могло бы происходить за кадром в этот момент.

Отзывы

Обожаю Хруцкого! Считаю, что его натюрморты ничем не хуже Снейдерских или любых других голландцев. Почему-то, когда речь заходит об этом талантливом художнике, все вспоминают его натюрморт с дичью, мне же больше по сердцу «Плоды и птичка» — верный символ легкости и беззаботности, свойственных чудесной летней поре!

Совершенно случайно наткнулась на просторах интернета на репродукцию Хруцкого с фруктами и птичкой, пьющей из стакана воду. К своему стыду, до этого довольно прохладно относилась к русскому натюрморту, но теперь мое мнение поменялось.

И дело даже не в технике (изумительной для того времени), а в глубине мысли, которая возникает при взгляде на полотно. Здесь есть все — молодость и радость жизни, которую символизируют плоды, быстротечность, как та птица, в любой момент готовая к тому, чтобы упорхнуть, а главное — счастливые мгновения, часто не замечаемые простыми обывателями в их бесконечной суете.

Надежда, Сестрорецк

А на меня картина Хруцкого почему-то навевает мысль о кошке, которая вот-вот должна появиться и цапнуть случайно залетевшую пташку.

Анатолий, Пермь

«Плоды и птичка», Иван Фомич Хруцкий — описание картины

Музей: Национальный художественный музей Беларуси

Год: 1833

Содержание статьи:

Описание картины:

Плоды и птичка — Иван Фомич Хруцкий.

   Шикарную художественную работу «Плоды и птичка» написал живописец И. Ф. Хруцкий! Картина создана в стиле классицизма.

   Живописный шедевр пленит своей красотой! Художник вложил в него всю душу. Картина создаёт впечатление «живой композиции». На ней изображены плоды яблок, винограда, малины. Природа божественна и радует нас своим совершенством! Мастерство художника необыкновенно!

   Белая глубокая тарелка, стоящая на столе, наполнена красной и сочной малиной. Плоды «тают» на глазах! Они свежи и душисты. Рядом с тарелкой изображены несколько элементов ягод: три выпавших из «гнёздышка», одна недозрелая и спелая в крапинку. В большой корзине красуются крупные яблоки, предположительно сорта «Белый налив». Через корзину перекинута тонкая, изящная виноградная гроздь. Ягоды налиты соком, и от этого сияют и переливаются. На переднем плане лежат три дольки яблока.

   Справа расположен стакан с водой. На его краю сидит небольшая птичка тёмно-зелёного цвета. Она наклонилась туловищем вглубь стакана, чтобы попить прохладной воды. Это домашняя канарейка! Она чувствует себя уютно среди ароматных плодов. Натюрморт с присутствием птички оживляет картину, придавая ей особое очарование.

   Цвета в картине спокойные, с преобладанием коричневых и тёмно-зелёных тонов. Вокруг композиции изображены листья клёна. Чувствуется приближение осени. Художник запечатлел на холсте переходящий сезонный период, когда август дарит людям свой щедрый урожай.

   На заднем плане картины изображён золотистый подсвечник с потухшей свечой наверху. Он вносит в натюрморт интересные мотивы. Картина просто удивительна! Это художественное сокровище – одно из лучших творений И. В. Хруцкого, завораживающее своей красотой!

   Композиция дарит свет, радость, добро, любовь, восторг! Она заряжает благоприятной энергией, развивает наблюдательность, фантазию и воображение. Созерцая её отдыхают глаза; уходит усталость; исчезает внутреннее напряжение. Живая природа первозданна, а её художественное изображение совершенно! Это почувствует каждый тонкий знаток искусства. Картина будет превосходно выглядеть в домашнем интерьере гостиной, спальни, детской, рабочего кабинета, а также в детских и учебно-образовательных учреждениях.

Другие картины Хруцкого

Сочинение-описание картины Хруцкого «Плоды и птичка»

На чтение 3 мин Опубликовано 11.11.2021 Обновлено 11.11.2021

Как богато яркими сочными фруктами лето! Как много в нем всего прекрасного и приятного! Так и хочется как можно больше насладиться летом и запомнить его на остальное время года, до следующего года. Чтобы переживать холодные зимние дни было значительно проще и приятнее, нужно вдоволь насладиться летними деньками. После лета зачастую бывает такой же теплой и осень, но вот уже в воздухе все равно ощущается осенняя прохлада и первые заморозки.

Кто-то только что сидел за этим столом и вовсю наслаждался спелой малиной — оставил после себя только корешки, и, наверное, ушел на улицу, чтобы ощутить на своем лице пока еще теплые солнечные лучи. В этот момент прилетела птичка и уселась на стакан с водой. Ей жарко, и поэтому она решила полакомиться прохладной водой в стакане. Она не знает, что скоро придет человек, и она испугается и улетит прочь. Пока что маленькая птичка сидит и пьет воду из стакана.

Человек только недавно собрал урожай, ведь листья, которые случайно попали в корзину вместе с фруктами, еще не успели завянуть. Он поставил на столе корзину с вкусным, налитым виноградом, спелые яблоки, которые вдоволь загорели и наполнились теплом на солнышке. Малина пахнет приторным сладким ароматом и напоминает, что всего лишь несколько дней назад здесь, рядышком, было лето. Всего несколько дней назад здесь было тепло с самого утра, а порой под вечер над поселком собирались серые тучи и проливали над землей горькие слезы.

Теперь вечером, когда собирается дождь, после него уже не хочется выйти на улицу в легком платье или рубашке — теперь очень холодно по ночам. Остается только зажигать свечу, которая будет греть и освещать фрукты, стоящие в корзине на столе. Ее никуда не убирают, потому что теперь она — верная спутница, с которой коротают осенние и зимние вечера. Под ярким светом свечи яблоки и виноград подсвечиваются солнышком и отдают прекрасные яркие краски и тепло, которые накопили в себе за всю весну и лето. Когда-то они были просто цветочками, а теперь красуются на столе, хлопотливо и бережно собранные человеческими руками.

Человек старался напомнить себе, что лето очень скоро вернется, потому что от яблок, сочной малины и винограда уж очень сильно веет летним зноем и теплом, солнечным светом и грозой. Яблоки порезаны на дольки, а виноградная гроздь уже ощутила на себе прикосновение теплых человеческих рук, от которых так и веет запахом земли и степного ветра свободы. Человеку кажется, что так скорее пройдет время и зима пройдет как можно быстрее, а воспоминания о лете останутся хотя бы на этом столе.

Люди постоянно жалеют, когда уходит лето, и с нетерпением ждут его возвращения. С наступлением осень им очень тяжело отпускать от себя воспоминания о прекрасном лете и окунаться в осенний холод, который понемногу превращается в снег и декабрьские морозы. Тем не менее где-то в кладовой остается несколько яблок поздних сортов, чтобы в осеннюю хандру достать сочный фрукт и понюхать запах, который исходит от него — запах тепла, солнца и теплого летнего дождика. После таких моментов понимаешь, что осень и зима действительно пришли ненадолго.

Еще больше сочинений на тему: «Картина И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»»:

Передо мною натюрморт выдающегося художника И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Эта картина имеет довольно сложную композицию, так как на ней изображено много крупных и мелких элементов. Несмотря на такое обилие деталей, картина не смотрится перегруженной.

В самом центре полотна – роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко-розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Вероятно, эту воду налили из графина, который стоит справа за тыквой. Другая долька лежит на столе рядом с разрезанным лимоном.

Художник изобразил на картине не только лимон, но и много других плодов. Рядом с разрезанным лимоном лежат пять груш. Хруцкий использует теплый желтый цвет, чтобы передать спелость этих ароматных фруктов. На одной из груш висит маленькая веточка зеленого винограда. Всего несколько ягод свисают с груши, и эта деталь задает пространство картины. Две ягоды винограда висят чуть ниже поверхности стола и это настоящая находка художника. Этим он хотел показать, что красота, цвет, яркость и аромат цветов и фруктов не ограничиваются пространством стола, такая красота везде и ее нужно видеть в простых вещах.

За грушами на втором плане мы видим тыкву. Испокон веков русский человек выращивал эту культуру, и здесь прослеживается явная связь с русскими традициями. На тыкве лежит большая гроздь спелого винограда. Ягоды крупные, и художник мастерски изображает их спелость и сочность.

Слева от вазы с цветами лежит прямоугольная небольшая корзинка с абрикосами. Чтобы показать сочность плодов, художник изобразил один абрикос разрезанным пополам. Позади этих фруктов стоит другая корзина, полная облепихи. А сверху на ягодах лежит несколько колосьев пшеницы.

Вся картина – это своеобразный микс красок, цветов и плодов. На этом полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый – такие оттенки присущи лету. Именно оно дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины – «Цветы и плоды».

Источник: 5class.ru

Центральное место картины, несмотря на обилие разнообразных деталей, занимает ваза с изображением гуляющих по дикой природе зверей. По-видимому, она сделана из фарфора, хотя может быть, что и из металла, так как ее окрас имеет темно-зеленый оттенок. В вазу художник поместил несколько цветов, среди которых красными бутонами выделяются пионы. Три из них опущены вниз, словно наступили дни увядания их красоты. Восхитительно выглядят и два синих ириса, раскинувших по сторонам свои лепестки.

Остальные цветки преимущественно желтых оттенков стоят либо парами, либо в одиночестве. Композицию разбавляют зеленые листья и кое-где торчащие вверх колосья пшеницы или некоей травы.

Справа от вазы стоит наполовину полный стеклянный стакан. В него свои лепестки опускает один из пионов, как будто желая испить питательной влаги. Если продолжить вести глазами дальше, то взгляд натыкается на скопление фруктов. Главное место среди них занимает большая тыква, часть которой «прячется» за букетом цветов. Сверху на нее художник поместил гроздь винограда. Но пять ягод словно отвалились и теперь свисают с края стола, закрывая собой часть спелых груш. В нижнем углу картины расположен надрезанный апельсин, за которым «скромно» прячется красное яблоко. Верхнюю часть изображения занимает графин с водой, местами плохо различимый на коричневом фоне.

В левой части картины находятся спелые персики, аккуратно уложенные на лиственную подстилку в плетеную коробку. Рядом с ней художник поместил разрезанный фрукт, как будто желая продемонстрировать, что он действительно спелый и готов к употреблению. Позади них виднеется большая корзинка, доверху заполненная гроздьями винограда.

Цвета художник избрал преимущественно насыщенные, по-настоящему летние. Лишь задний фон темный, но в то же время, он выполняет свою главную функцию: позволяет действительно насладиться красотой природных плодов.

Источник: opisanie-kartin.com

«Натюрморт» — французское слово, в буквальном смысле оно обозначает «мёртвая природа», но более справедливо, когда о подобном жанре говорят как о «тихой жизни вещей», ведь в каждой такой картине чувствуется присутствие человека, а предметы несут на себе тепло его рук. Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает всё необходимое и по своему вкусу расставляет, т.е. выстраивает композицию.

В центре картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» — высокая ваза с цветами. Корзина с персиками, тыква, груши, виноград уравно­вешивают пышный букет. Художник мог бы сместить вазу влево или вправо, а в центре оставить пустоту. Но тогда настроение натюр­морта лишилось бы покоя, появилось бы ощу­щение тревоги. Картина Хруцкого — это изображение изобилия, красоты, щедрых даров природы, поэтому в ней всё устойчиво, гармонично.

Живописец рассказывает о каждом предмете подробно. Они написаны так, что художник заставляет нас любоваться прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — холодной, чистой и прозрачной, спелыми плодами. Тык­ва здесь большая, шероховатая и бугристая, её тяжело было бы удержать в руках. А ве­точка янтарного винограда с высвечивающи­мися изнутри косточками, кажется, так легка, что если поднять её за сухой хвостик, то не почувствуешь веса.

Хруцкий не только даёт почувствовать вес предметов, но и великолепно передаёт их фак­туру. У лимона пористая цедра, а рядом — глянцевитое яблоко, персики матовые, бархатистые, мрамор стола холодный и гладкий, корзиночка шероховатая… Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные и слад­кие.

На картине чудесным образом собраны цветы и плоды лета и осени: пионы цветут и июне, виноград созревает в сентябре, тыква — в октябре. Натюрморт рассказывает об устойчивом и неторопливом течении самой жизни.

Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.

Вариант 2 описания картины

Молодой художник Иван Тимофеевич выбрал сложный жанр – натюрморт. Здесь перекликаются два основных объекта – вкусные плоды и ароматные цветы. Всё многообразие форм и объектов распределено на большом столе прямоугольной формы. Всё это богатства нашего лета.

В центре картины расположена ваза из глины, расписанная замысловатым рисунком. В ней поставлен пышный красочный букет, состоящий из пионов, ирисов, васильков и колосьев пшеницы. Мелких полевых цветов.

В левой части произведения расположен ящик с сочными абрикосами. Один из них разделён на две части. Сзади находится плетёная корзинка с душистым виноградом: синими и зелёными ягодами. На правой стороне разложены жёлтые груши. За ними возвышается оранжевая тыква. На ней висит сочный виноград. Часть ягодок упало возле неё. Она круглой формы с чётко проведёнными полосками. Рядом с вазой стоит прозрачный стакан. В нём налита вода. И плавает кусок лимона. Рядом лежит половина нарезанного лимона.

Аппетитные сочные персики лежат на зелёной бумаге. На коричневом фоне нет пустого места. Художник словно делится своими впечатлениями от многообразия форм и красочных объектов. Дары природы яркие, нежные, так и хочется всё понюхать, потрогать и ощутить нежную, сочную мякоть, впитавшую тепло нежного солнца.

Всё это воспоминания о прошедшем лете, пёстрой ранней осени. Особенно приятно смотреть этот сюжет холодной, белоснежной зимой. Так и хочется всё попробовать. Кругом изобилие даров доброй, щедрой природы.

Чувствуется, что художник передаёт воспоминания о прошедшем лете, богатой осени. Все объекты не могут лежать и стоять рядом сразу, так как сроки их созревания происходят в различные периоды времени. Я словно ожидаю вместе с автором нового чуда, которое подарит нам следующий год. Наслаждаюсь чудесными природными сокровищами. Хочу побывать рядом с этим столом и вдохнуть все нежные запахи цветочной композиции и насыщенных фруктов.

Иван Фомич Хруцкий: краткая биография

Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина — Витебская губерния — была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.

Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.

Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:

  • академическое направление;
  • классицизм;
  • барокко.

Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. фрукты») — самая Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.

Интересные факты о художнике

Сегодня многие ценители живописи знают преимущественно исполненные романтизмом натюрморты Хруцкого, хотя этот талантливый мастер рисовал еще и прекрасные портреты, пейзажи, интерьеры, часто совмещая жанры в общих композициях. Некоторые критики упрекали художника в чрезмерной сухости, выражавшейся в точной и лаконичной прорисовке каждого элемента, свойственной технике западных живописцев того периода, однако, как показало время, все эти замечания оказались совершенно беспочвенными, ведь картины мастера помнят и любят.

Картины Ивана Хруцкого

Биография и образование

Сегодня уже мало кто знает, что Хруцкий является русским художником с польскими корнями, который родился и умер на территории современной Беларуси, входившей в XIX веке в состав Российской империи. Тот факт, что бо́льшую часть своей жизни Иван Трофимович (Фокич) провел в этих землях, позволяет белорусам, постоянно отдающим дань памяти художника, считать его труд своим народным достоянием.

Портрет жены с цветами и фруктами

Так, наиболее знаменитые его работы неоднократно печатались на национальной валюте и почтовых марках, а также чеканились на монетах, которые до сих пор ходят в обороте.

Например, в 2010 году к 200-летию со дня рождения мастера были выпущены три юбилейные марки с изображением таких известных картин Хруцкого, как «Битая дичь, овощи и грибы» (1854) и «Автопортрет» (1884). Ранее к подобному опыту прибегали и в СССР, в результате чего в 1979 году вышла марка «Цветы и фрукты» (1839), а в 1983 году «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).

Вдохновение на написание столь чудесных картин, наполненных любовью к жизни и ее дарам, Хруцкий черпал во всем — в чудесных пейзажах родного края, в творчестве своих наставников и других великих мастеров, а также в собственном укладе и семейных отношениях. Не последнюю роль в становлении Хруцкого как живописца сыграло и его происхождение, ведь мало кто знает, что Иван Фокич родился в религиозной семье, одно время полностью посвятив себя иконописи.

А развивались все эти события в следующей хронологии:

Санкт-Петербург

  • Будущий художник появился на свет 27 января в 1810 году в небольшом местечке Ула, расположенном в современной Витебской области. Отец Ивана, урожденный Томаш, позже названный Фомой, был грекокатолическим священником, имея польское происхождение.
  • Еще в детстве мальчик проявлял большой интерес к живописи, поэтому его отдали обучаться мастерству в Полоцкое училище, после окончания которого художник решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить свое образование.
  • В период с 1827 по 1829 годы Хруцкий проходил обучение в столичной художественной Академии при императоре в качестве вольного слушателя и параллельно брал уроки у известного английского художника Джорджа Лоу, который на тот момент также находился в Северной Пальмире. Кроме того, он усовершенствовал свое мастерство, копируя работы знаменитых деятелей искусства, представленных в Эрмитаже.
  • Поступление в Академию датируется 1830 годом, и известно, что преподавателями Хруцкого стали такие великие художники, как Брюллов, Бруни, Воробьев и прочие.

Иван Фомич оставался в Петербурге вплоть до 1839 года, решившись на переезд в родные края после смерти своего отца. В 1844 году он приобрел собственное имение Захарничи, построив дом, разбив вокруг него сад по авторскому проекту. Он оставался в нем до своего ухода. Умер художник 1 января 1885 года, лишь чуть-чуть не дожив до своего 75-летия.

Всю жизнь мастер прожил с одной женщиной, своей законной супругой Анной Ксаверьевной, которая была изображена на нескольких его полотнах.

Примечательно, что жена пережила Хруцкого всего лишь на несколько лет. К сожалению, имение супружеской четы не сохранилось до настоящего времени, и в память о художнике остались только его картины и названия улиц.

Творческое развитие

Цветы и фрукты Хруцкого

Свои первые работы Иван Фомич начал представлять во время обучения в Академии, написав целый цикл замечательных натюрмортов. В дальнейшем мастер пробовал себя в пейзажной, а также портретной живописи, получая высочайшие награды за свои талантливые творения, но настоящую славу Хруцкому принесли именно его натюрморты. Так, в период с 1832 по 1839 годы он представил на всеобщий суд более десяти работ, на переднем плане которых были неизменно изображены летние и осенние дары.

И чаще всего в этих, казалось бы, совершенно простых, но от этого не менее изящных и наполненных романтизмом композициях использовались следующие элементы:

Картины Хруцкого

  • Фрукты — яблоки, персики, груши, дыни, чем-то напоминающие тыквы, виноград, лимоны, вишни.
  • Ягоды малины и красной смородины.
  • Овощи — лук, морковь, помидоры, огурцы, цветная и белокочанная капуста, коренья.
  • Корзинки из бересты или тонких ивовых прутьев, наполненные фруктами, овощами или грибами.
  • Букеты в вазах.
  • Графины или стаканы с водой.
  • Домашняя утварь — кастрюли, разделочные доски, фруктовницы, подсвечники, накрытые скатертью столы, бинокли, спички и мундштуки.

Как минимум на одном полотне автора фигурировала дичь («Битая дичь, овощи и грибы»), правда, она относится к более позднему творческому периоду, датируясь 1854 годом. Что же касается ранних работ, то именно в этот период Хруцкому довелось написать одну из самых знаменитых своих картин «Плоды и птичка» (1833), очень высоко оцененную критиками.

Битая дичь, овощи и грибы Хруцкого

Тогда же Иваном Трофимовичем были нарисованы первые портреты, среди которых «Старуха, вяжущая чулок» и «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838). В этих и многих других этюдах мастера практически нет никакого символизма, зато в них явно угадывается глубина его романтической натуры и любовь к жизни. Начиная с 1839 года Хруцкий увлекается рисованием пейзажей, которые нашли менее радушный отклик критиков, несмотря на прекрасную технику исполнения.

После переезда в Полоцкий уезд в творчестве художника начался новый период — иконопись, притом что многие свои работы он выполнял по заказу местного митрополита по имени Иосиф Семашко. Сегодня работы мастера можно увидеть во многих соборах, расположенных в Ковно, Вильно, Тринополе и других белорусских городах. Тогда же художник стал рисовать интерьеры, используя их в качестве тщательно прорисованного и детализированного фона.

Бытовало такое мнение, будто Хруцкому было скучно рисовать одни только портреты, для чего он вводил своих героев в интересно убранную комнату или в живописный пейзаж на манер английских живописцев типа Гейнсборо. Кроме того, мастер все чаще прибегал к эффекту контрастного освещения, делая более светлыми фигуры, расположенные на переднем плане, и специально затемняя фон. Были у мастера и групповые портреты, причем их количество практически не уступает одиночным композициям.

Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды»

Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. красивых и очень милых мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.

Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды» сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.

Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.

Яркие акценты в картинах

Картина Хруцкого «Цветы и фрукты», написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта «Цветы и плоды». На обеих картинах яркие акценты — ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.

Если описание «Цветы и плоды» сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то «Цветы и фрукты» отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.

Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.

Натуральность написания фруктов

Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.

Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.

Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.

Описание картины Хруцкого «Цветы и плоды» можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.

Популярность произведения искусства

Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы «Цветы и фрукты», «Цветы и плоды» являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.

В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу «Цветы и плоды». До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.

На моем столе находится сейчас репродукция картины Хруцкого Цветы и плоды, по которой я и сделаю описание этой замечательной картины.

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)
    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)
  • Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс
    Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.
  • Сочинение по картине Решетникова Прибыл на каникулы (описание)
    Произведение «Прибыл на каникулы» Фёдор Павлович Решетников написал в 1948 году. Практически сразу это полотно приобрело популярность у советских зрителей.
  • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс
    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение
  • Сочинение по картине Венецианова Захарка (описание)
    Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».

 Иван Хруцкий, 1833 год, картина «Плоды и птичка».

Иван Хруцкий, 1833 год, картина «Плоды и птичка». Фото: upload.wikimedia.org
Название Плоды и птичка
Страна, художник Беларусь, Иван Хруцкий
Год 1833
Жанр Натюрморт
Находится Национальный художественный музей Беларуси, Минск
Материалы холст, масло

Иван Фомич Хруцкий вошел в историю живописи как талантливый автор натюрмортов, написанных в академическом стиле. К его ранним работам относится картина «Плоды и птичка», которая отличается простой лаконичной композицией и чистотой цвета.

В центре стола расположена плетеная корзина с яблоками. Плоды повернуты к зрителю своими румяными боками, видны тонкие прожилки красного и зеленого. Художник удивительно точно подобрал оттенки, и яблоки выглядят очень реалистично.

Позолоченный подсвечник с полуистлевшей свечой и смородиновая ветвь на заднем плане придают пространству глубину и объем.

Справа из корзины свисает гроздь винограда. Спелые матовые ягоды бликуют на солнце, видны даже пустые веточки и переспевшие темные пятна.

С другой стороны стоит тарелка со свежей малиной. Некоторые ягоды совсем светлые, даже белые, а другие настолько поспели, что стали прозрачными, и кажется, что из них вот-вот брызнет сок.

На первом плане изображены хвостики от съеденной малины и несколько долек разрезанного яблока. Этот штрих оживляет натюрморт, добавляет динамизма. Словно живописец поймал краткое мгновение в середине легкой трапезы.

Еще более живой картину делает пестрая птичка. Это домашняя канарейка. Ее выпустили из клетки, она некоторое время порхала по дому, а потом опустилась на стакан, чтобы попить свежей прохладной воды. Пичужка опустила голову в стакан, но продолжает бдительно наблюдать за человеком, чтобы в любой миг вспорхнуть и улететь.

На холсте запечатлен краткий миг перехода между летом и осенью, когда погода еще балует теплыми деньками, но уже можно наслаждаться собранными урожаем, его спелыми сочными плодами. Атмосфера произведения пронизана теплыми солнечными лучами и золотистыми тонами уходящего лета. Зритель невольно ощущает ностальгию и светлую грусть по этому неуловимому и трогательному моменту.

  • И тогдалие как пишется сокращенно
  • И там я был и мед я пил по усам текло в какой сказке
  • И там сварился сказка бух в котел
  • И так сойдет как пишется
  • И так понятно как пишется