И соколов микитов русские сказки о природе презентация 3 класс

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

(1892—1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых

купцов Коншиных.

В 1894-1895 гг. семья Соколовых переезжает на родину отца в село Кислово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Всего три года прожил на калужской земле Соколов-Микитов. Но эти годы бы­ли очень памятны.

Во многих произведениях Иван Сергеевич описывал ее

калужскую природу, ее леса и реки. В автобиографических

заметках «теплой землей» назвал Соколов-Микитов свою

родину и всегда с глубочайшей нежностью вспоминал о ней.

Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск где определил в Смоленское Александровское реальное училище.

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки. Через всю жизнь пронесет он светлую, благодарную любовь к морю.

В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой он вернулся в Россию. В это же время Соколов-Микитов серьезно увлекается авиацией. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

1921-1922 годах в эмигрантских журналах «Жар-птица», «Современные записки», газетах «Голос России», «Руль», «Накануне» опубликован ряд рассказов, статей и очерков писателя. В Берлине и Париже выходят его книги «Кузовок», «Где птица гнезда не вьет», «Об Афоне, о мире, о Фурсике и о прочем».. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».

Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов живёт в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района. Здесь он пишет большую часть своих произведений.

ПОЛАГАЕТСЯ

СОБИРАТЬСЯ

ПРОЩАЮТСЯ

СКУЧНО

ПОЖАЛУЙСТА

Познакомиться с произведением …

Учиться анализировать …

Высказывать свои …

Учиться видеть и понимать …

ИВОВЫЕ ВЕТКИ

ДОЛГОВЯЗЫЕ ЖУРАВЛИ

ГЛУХАЯ РЕЧКА

а) Сегодня читали … .

б) Я учился анализировать … .

в) Я учился высказывать свои … .

г) Мне было интересно узнать …

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

А чтобы урок пошёл каждому впрок -  Активно включайся в работу дружок!  На уроке будь старательным,  Будь спокойным и внимательным.  Говорите четко, внятно  Чтобы все было понятно.  Если хочешь отвечать,  Надо руку поднимать.  Если друг стал отвечать,  Не спеши перебивать.  А помочь захочешь другу,  Подними спокойно руку.

А чтобы урок пошёл каждому впрок — Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку.

Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. 1) Прочитаем глазками. 2) Прочитаем скороговорку вместе. 3) Прочитайте с веселой интонацией. 4) Прочитайте с ускорением. 5) Прочитайте очень быстро.

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

1) Прочитаем глазками.

2) Прочитаем скороговорку вместе.

3) Прочитайте с веселой интонацией.

4) Прочитайте с ускорением.

5) Прочитайте очень быстро.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.

 «Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно»- писал незадолго до смерти И. С. Соколов – Микитов.

«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно»- писал незадолго до смерти И. С. Соколов – Микитов.

И.С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

И.С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил

в доме на берегу Волги.

В этих сказочных местах он создан цикл

рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход — обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Книги И. С. Соколова-Микитова — это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Янтарная осень начальная,  Срывается лист золотой.  Картина немного печальная  И грусть навевает порой.  Темнеют далекие ели,  Холодною стала река…  Я помню, как птицы галдели –  Сейчас уж летят в облаках. Какие признаки наступления осени вы знаете?

Янтарная осень начальная, Срывается лист золотой. Картина немного печальная И грусть навевает порой. Темнеют далекие ели, Холодною стала река… Я помню, как птицы галдели – Сейчас уж летят в облаках.

Какие признаки наступления осени вы знаете?

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

— Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

- Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием?   - Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

— Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием?  

— Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат.

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

Всё реже птичьи голоса,   И под ногами листьев груда,  Всё меньше сини в небесах ,  Но есть у осени причуда.   В лесной таинственной тиши,  (Не больше маминых перчаток ) -  Ушастенькие малыши -  На свет рождаются зайчата.   Природа-мать сердечно рада:  Листва им - праздничный салют!  Рождённых в пору листопада,  Их - ЛИСТОПАДНИЧКИ - зовут.

Всё реже птичьи голоса,  И под ногами листьев груда, Всё меньше сини в небесах , Но есть у осени причуда. В лесной таинственной тиши, (Не больше маминых перчаток ) — Ушастенькие малыши — На свет рождаются зайчата. Природа-мать сердечно рада: Листва им — праздничный салют! Рождённых в пору листопада, Их — ЛИСТОПАДНИЧКИ — зовут.

Локтева Наталья Владимировна

Локтева Наталья Владимировна

долговязый  -очень высокий, худой и нескладный плотина  -перегородка на реке для поднятия уровня воды запрудили - перегородили реку плотиной настлано  -настелено хатка  -название небольшого дома на Украине зябнуть -испытывать чувство холода робеть -пугаться, стесняться ,бояться ходко работают  - работают быстро

  • долговязый -очень высокий, худой и нескладный
  • плотина -перегородка на реке для поднятия уровня воды
  • запрудили перегородили реку плотиной
  • настлано -настелено
  • хатка -название небольшого дома на Украине
  • зябнуть -испытывать чувство холода
  • робеть -пугаться, стесняться ,бояться
  • ходко работают — работают быстро

Как вы понимаете выражение «долговязые журавли?»

Как вы понимаете выражение

«долговязые журавли?»

-Почему Листопадничек  решил бежать в теплые края? -Как он попал к бобрам?

-Почему Листопадничек  решил бежать в теплые края?

-Как он попал к бобрам?

-Что можно сказать о бобрах? Какой чертой характера   отличались бабры? - Что должен был делать зайчик в бобровой хатке?

-Что можно сказать о бобрах? Какой чертой характера   отличались бабры?

— Что должен был делать зайчик в бобровой хатке?

А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают хатку бобров?

А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые

часто разрушают хатку бобров?

-Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру это произведение относится ? - Докажите. - Назовите основных героев произведения. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

-Понравилось ли вам произведение? Чем?

— К какому литературному жанру это произведение относится ?

— Докажите.

— Назовите основных героев произведения.

  • Какая мечта была у маленького зайчика?
  • Почему она появилась?

О ком это произведение? Почему зайчат называют листопадничками? Кто их так называет? Где живут зайцы? Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему? Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны? Какие еще птицы улетают на юг? Почему? Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас? Как животные готовятся к зиме? Как бобры строили свою плотину? Как бобры спасали Листопадничка? Как вы считаете,

  • О ком это произведение?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
  • Почему? Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг?
  • Почему? Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как бобры строили свою плотину?
  • Как бобры спасали Листопадничка?
  • Как вы считаете, «Листопадничек» — это сказка или рассказ?

Выбери: Любопытный, мечтательный, любознательный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный, наивный, глупый.

Выбери:

Любопытный, мечтательный, любознательный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный, наивный, глупый.

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.  Лиса, слон, осёл, панда, чечётка, антилопа.

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

Лиса, слон, осёл, панда, чечётка, антилопа.

Подберите отрывки из сказки к иллюстрациям.

Подберите отрывки из сказки к иллюстрациям.

Если оно верное вы ставите +, если неверное – . 1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн. 2. Листопадничек – это имя бобра. 3. Бобры строили хатку. 4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны. 5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу. 6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять. 7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

Если оно верное вы ставите +, если неверное – .

1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.

2. Листопадничек – это имя бобра.

3. Бобры строили хатку.

4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.

5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.

6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.

7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

 Мечта Листопадничка.  Зайчонок в хатке бобров.  Страхи зимой.  Подготовка животных к зиме.  Пришлось остаться на зиму.  Наконец- то дома! Расположи пункты плана по порядку.

  • Мечта Листопадничка.
  • Зайчонок в хатке бобров.
  • Страхи зимой.
  • Подготовка животных к зиме.
  • Пришлось остаться на зиму.
  • Наконец- то дома!

Расположи пункты плана по порядку.

Зайчик Любознательный, трусливый. Заботится, боится, ныряет. Листопадничек познакомился с бобрами . Листопадничек.

Зайчик

Любознательный, трусливый.

Заботится, боится, ныряет.

Листопадничек познакомился с бобрами .

Листопадничек.

« В гостях хорошо, а дома лучше»  « Жить вдали от близких-трудно»

« В гостях хорошо, а дома лучше»

« Жить вдали от близких-трудно»

http:// mults.info/mults/?id =2764 - Посмотреть мультфильм «Листопадничек»  на сайте «Советские мультфильмы»

http:// mults.info/mults/?id =2764 —

Посмотреть мультфильм «Листопадничек»

на сайте «Советские мультфильмы»

-Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось . -Какие ещё приключения могли бы с ним -произойти ? -Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

-Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .

-Какие ещё приключения могли бы с ним -произойти ?

-Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

- Какова тема произведения? - Главная мысль?       - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? - Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку? - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

— Какова тема произведения?

— Главная мысль?

      — Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

— Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?

— Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

Я узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... . Меня удивило ... Я бы хотел(а) …. Я сделал(а) вывод, что…

Я узнал на уроке … .

Мне было интересно потому, что … .

Меня удивило …

Я бы хотел(а) ….

Я сделал(а) вывод, что…

Предмет: Литературное чтение.

Тип: изучение нового материала.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Мотивация учебной деятельности

Приветственное слово учителя Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Слайд 1
— Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать.
— Как вы понимаете эту русскую пословицу?
— Какую роль в нашей жизни играют книги?

Отвечают на вопросы учителя, объясняют смысл пословицы.

Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения,
нацеливание на успешную деятельность.

II.Актуализация опорных знаний

Слайд 2
— Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Это времена года).
-Как вы думаете, кто седой, кто молодой, кто плачет и кто скачет?
Слайд 3
Попробуйте догадаться в какой строчке записаны названия славянских осенних месяцев.
«травень», «студень», «серпень»
«хмурень», «грязник» , «грудень»
«сечень», «лютень», «цветень»
-Как вы понимаете эти слова?
-Какие же изменения происходят в живой природе осенью?  (листопад)
-Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме?

Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение слов, вспоминают осенние изменения в живой природе осенью и в жизни лесных животных , их подготовке к зиме.

Седой-зима, молодой-весна, плачет-осень, скачет-лето.
(Хмурень — солнце светит не так ярко, чаше пасмурная погода, небо хмурится Это сентябрь. Грязень — осенние дожди, размытые дороги, грязно. Становится грязно из-за большого количества дождей Это октябрь. Грудень — смерзшиеся комья земли — груды на дорогах) Все эти изменения происходят в неживой природе.
В живой природе — листопад. Животные осенью Линяют, запасают корм, рождают детёнышей.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III. Создание проблемной ситуации. Подготовка к восприятию произведения Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.
Слайд 4
Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня
Задание №1 Даны слова:, неуклюжий, слепой, колючий, злой, хитрый, величественный. Кто здесь лишний?
Медведь
Волк
Еж
Лис
лось
Заяц В процессе игры определяют кто здесь лишний, предполагают каким он может быть.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

— Какое прилагательное можно подобрать к слову заяц?
Слайд 5 Нету эпитета к слову заяц.
Заяц — трусливый. Задание №2 Игра «Найди лишнее слово».
Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.
— Какое слово лишнее? Почему?
— Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано?
А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение? Лишнее слово — Листопадничек.

— Поможет ответить на этот вопрос фрагмент из мультфильма.
(Слайд 6, 7)
-Так кто же главный герой произведения?

Учащиеся приходят к определению названия произведения, смотрят фрагмент из мультфильма.
Листопадничек — это зайчонок, который родился осенью.

 

Учитель предлагает составить последовательный план урока, чем будут заниматься учащиеся в процессе занятия.
Слайд 8
— Назовите первый, второй, третий и т.д. пункты плана.

1. Определение главной мысли произведения.
2. Знакомство с биографией писателя.
3. Чтение произведения (по ролям, цепочкой, абзацу)
4. Словарная работа. Работа с толковым словарем.
5. Рефлексия. Итог урока
6. Беседа по прочитанному.
7. Первичное восприятие.

— Что мы не учли, при составлении плана, но это очень важно для нашего здоровья.(Проведение физминутки)
ФИЗМИНУТКА

Учащиеся устанавливают последовательный план работы над произведением.
1.Знакомство с биографией писателя.
2.Словарная работа. Работа с толковым словарем.
3.Чтение произведения (по ролям, цепочкой, абзацу)
4.Беседа по прочитанному..
5.Первичное восприятие.
6.Анализ литературного произведения.
7.Определение главной мысли произведения.
8.Рефлексия. Итог урока.

Воспроизводить спланированное высказывание, строить речевое высказывание по заранее составленному плану.

V. Целеполагание

Учитель предлагает сформулировать учебные задачи урока, используя опорные слова.
Мы познакомимся…
Мы будем учиться
Мы научимся
Учитель корректирует сформулированные учащимися задачи и цель, спрашивает
что не учли, при составлении плана, но это очень важно для здоровья?
Физминутка

Формулируют учебные задачи урока, выполняют физминутку.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

VI. Открытие новых знаний Учитель организует работу по плану, рассказывает об авторе, проводит словарную работу.
Слайд 9
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. 
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету 
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины 
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. 
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов
В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

— Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений.

долговязый —
плотина —

запрудили —
настлано —
хатка —

робеть-
ходко работают —

-Вылетел как пуля — это как?
-Что значит волей — неволей?

Учащиеся рассуждают, объясняют лексическое значение слов.
высокий, худой и нескладный;
перегородка на реке для поднятия уровня воды;
перегородили реку плотиной;
настелено;
название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
пугаться, стесняться, бояться;
работают быстро;
Стремительно быстро.
Пришлось, надо.

VI.Знакомство и работа над содержанием произведения

Учитель организует чтение учащихся по ролям, спрашивает как бы они озаглавили каждую часть.
Чтение по ролям и частям.
Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны…»
— О чем же эта часть?
Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны» 
— О чем эта часть произведения?
3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал Листопадничек-зайчонок». 
— Как можно озаглавить эту часть?
Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят»
— Как можно озаглавить эту часть?
Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому».
— О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек?
— Как ее можно озаглавить?
— Прочитайте последнюю часть произведения.
— Как бы вы озаглавили эту часть?

Выразительно читают произведение по ролям, придумывают заголовки каждой части, высказываются по поводу прочитанного, рассуждают.

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Встреча с бобрами.

4. Пришлось остаться на зиму

5. За долгую зиму страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

Выразительно читать. Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

VII. Первичное восприятие Учитель проводит беседу о прочитанном
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Назовите основных героев произведения. — Какая мечта была у маленького зайчика?
— Почему она появилась?
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
— Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
— Каких страхов натерпелся Листопадничек?
— Расскажите, как зайчонок попал на болото, что стали с тех пор говорить про него. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, подтверждают, используя информацию текста. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.
— К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите это.
— Какая сказка по характеру?
-Какие чувства вы испытывали, читая сказку?
— Почему у вас были такие разные чувства?
— Какова же тема данного произведения?

 Определяют жанр. тему данного произведения, делятся своими чувствами.
Сказка о животных. Животные разговаривают, события нереальные.

Грустная, добрая, веселая

Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины

VIII. Анализ художественного произведения

Организует работу в группах. Для этого учитель раздает конверты с заданием, с инструкцией и планом отчета по выполнению заданий (см. приложение 1, приложение 2), а также в конверте имеется лист по самооцениванию своей работы на каждом этапе урока. Самооценивание проходит в конце урока на этапе рефлексии и подведения итога..
Учитель выслушивает защиту групп, корректирует речь учащихся.

Работают в группах по плану. производят отчет руководствуясь инструкцией, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

IХ.Рефлексия.
Итог урока
Учитель подводит итоги по теме урока, проговаривает критерии самооценки учащихся на каждом этапе, предлагает не только оценить свою деятельность на уроке, но и сам урок/
— Итак, мы выслушали выступления всех групп.
— Давайте, обобщим наши знания. Учащиеся проводят обобщение по теме, размышляют, анализируют.
Определяют главную мысль рассказа. Проводят самооценку, рефлексию урока. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности — Назовите основных героев произведения.
— В народе говорят: «Не быть бы счастью, да несчастье помогло».
— Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли
Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.

— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

— Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?
-Сейчас я раздам вам конвертики. Задание каждого ученика группы оценить свою работу на всех этапах урока. Система оценивания расположена на конверте. Ваша задача нарисовать в окошко соответствующий смайлик.
— А теперь выберите листик, который определил бы выше эмоциональное состояние от урока, т.е. какое чувство вызвал у вас урок и прикрепите его на нашу яблоньку. (Макет яблоньки)
Желтый – радость
Красный – восхищение
Зеленый – безразличие

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.
Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.

Х. Выборочное домашнее задание

Д/з: подготовить пересказ сказки, нарисовать иллюстрацию, составить синквейн к слову родина.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.


1


Иван Сергеевич Соколов – Микитов. «Листопадничек» Литературное чтение Программа «Школа России» 3 класс Учитель: Андреева Марина Валентиновна


2


Цели урока: Познакомить учащихся с содержанием сказки Ивана Сергеевича Соколова — Микитова «Листопадничек»; Научить определять жанр литературного произведения с точки зрения содержания и построения; Развивать умение учащихся давать характеристику главному герою произведения; Развивать навык выразительного чтения, внимание, память, воображение, мышление; Воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за свои поступки.


3


Оборудование к уроку: Учебник Климановой «Родная речь», 2006 г Иллюстрации животных: заяц, бобр, рысь, росомаха, выдра и др.; Портрет И.С. Соколова-Микитова; Карточки с заданиями для учащихся; Книжная выставка по произведениям И.С. Соколова-Микитова; Записи на доске.


4


Оформление доски:


5


Актуализация знаний: Познакомила с темой урока; Мотивация: что будем делать? зачем мы будем это делать? Познакомила с портретом и краткой биографией автора; Обратила внимание на выставку различных произведений Соколова- Микитова


6



7


Формы и методы этапа актуализации: Фронтальная форма работы; Ключевой метод – беседа; — демонстрационный (обращение к выставке) Развивала: монологическую речь, память, умение логически рассуждать, умение слушать и слышать учителя, воображение и творчество


8


Работа над литературным произведением включила следующие этапы: Определение жанра произведения; Работа над содержанием сказки; Работа над характеристикой главного героя; Работа над авторским словом; Работа над построением сказки.


9


Определение жанра произведения Использовала форму индивидуальной работы (работа на карточках) Практический метод: составляли схему по результатам ответов учащихся Развивала навык самостоятельной работы, умение анализировать, аргументировать свой ответ, произведение прозаическое сказкаавторскаяо животных


10


Работа над содержанием сказки Методы словесный (беседа) и наглядный (демонстрация изображений животных леса); Использовала прием выборочного чтения; Межпредметные связи (литературное чтение и природоведение) Краеведческий компонент Развивала творческое воображение, умение размышлять и обосновывать свое мнение


11


Работа над характеристикой главного героя Развивала навык составления характеристики главного героя Использовала индивидуальную форму работы с карточками


12


Здоровьесбережение: выход к доске для прикрепления карточки как физкультминутка Прием абстрагирования (А среди людей могла произойти такая история? Какой вывод можем сделать для себя?)


13


Работа над авторским словом и построением произведения Словесные и практические методы обучения Формы работы: словарная работа; работа с книгой; составление плана произведения;


14


Вот что у нас получилось


15


Закрепление материала Различные приемы чтения: выборочное чтение к иллюстрации; чтение по ролям; Формы работы: — работа в парах; Здоровьесбережение: возможность выбрать сюжет для чтения самим.


16


Рефлексия Фронтальная форма работы Словесный метод: беседа Развивала: монологическую речь, умение давать оценку героям сказки, выражать свое отношение к событиям


17


Оценка урока детьми показала, что было интересно, понятно, не устали.


18


Домашнее задание: Практический метод: задание творческого характера: «Придумайте свой рассказ о новых приключениях зайца»


19


На всех этапах урока учитывались и применялись: Уровень умственного и психического развития учащихся; Потенциальные возможности учащихся; Эмоциональное состояние и готовность учащихся к уроку; Применялись здоровьесберегающие технологии.

1.

Школа России
Литературное чтение
3 класс

2.

Люби живое

3.

-Ребята, зачем нужно постигать
тайны природы?
-Чем является для человека природа?

4. Речевая разминка

Все бобры
для своих бобрят добры.
• Прочитайте медленно.
• Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные
слова к ним.
• (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
• Прочитайте с вопросительной интонацией.
• Прочитайте с утвердительной.
• Прочитайте с сердитой.
• Прочитайте с веселой.
• Прочитайте с ускорением.
• Прочитайте очень быстро.

5.

6.

Иван Сергеевич Соколов — Микитов
Тема урока
«Листопадничек»
Цели урока:
Познакомиться с творчеством
писателя и его произведением

7.

И.С. Соколов-Микитов родился в 1892
г. Прожил он 83 г. Родился и рос в
простой, трудовой русской семье, среди
просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые
годы служил моряком на пароходах
торгового флота, путешествуя по всему
свету. Но все время он тосковал по
родной земле и при каждой возможности
возвращался к милым сердцу рощам,
дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил
в доме на берегу Волги.
В этих сказочных местах он создал цикл
рассказов о родной природе.

8.

С трепетной любовью он
рассказывает о лесных обитателях
зверях и птицах российских лесов.
В последние годы жизни у писателя
пропало зрение, но он не сдался наговаривал свои произведения на
диктофон. Основной темой в
творчестве писателя была природа.
Восход и заход солнца, лес,
пороша, ледоход — обо всем этом он
писал с такой любовью, что, читая
его книги, нельзя не проникнуться
его чувством восхищения миром
живой природы и благоговения
перед ним.

9.

Книги И. С. Соколова-Микитова — это богатый
источник сведений об окружающем нас мире, от
которого мы порой бываем так далеки!

10.

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.
Какие признаки наступления осени вы знаете?

11.

— Как можно назвать одним словом время,
когда с деревьев начинают осыпаться листья?

12.

А какие изменения происходят в жизни
человека осенью, а у животных осенью?

13.

— Как вы думаете, о ком или
о чём будет произведение с
таким названием?
— Как вы думаете, когда, в
какое время года будут
происходить события в этом
произведении? Почему?

14.

У нас в семье большая
радость
Пусть листья падают,
летят,
В канавке, тёплой под
осинкой
Три листопадничка
лежат.

15.

16.

Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра:
Надо им бревно срубить,
Да запруду смастерить.
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры,
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились,
Заготовили одно
Очень нужное бревно.

17.

долговязый
(очень высокий, худой и нескладный)
плотина
(перегородка на реке для поднятия уровня
воды)
запрудили
(перегородили реку плотиной)
настлано
(настелено)

18.

хатка
(название небольшого дома на Украине)
зябнуть
(испытывать чувство холода)
робеть
(пугаться, стесняться ,бояться)
ходко работают
(работают быстро)

19.

плотина
(перегородка на реке для
поднятия уровня воды)
Бобровая плотина — плотина,
возводимая бобрами на реке
или ручье для защиты от хищников и с
целью облегчения добычи пищи в зимний
период.
ходко работают
(работают быстро)

20.

Как вы понимаете
выражение
«долговязые журавли?»

21.

-Почему
Листопадничек решил
бежать в теплые края?
-Как он попал к бобрам?

22.

-Что можно сказать о бобрах? Какой чертой
характера отличались бабры?
— Что должен был делать зайчик в бобровой
хатке?

23.

А знаете ли вы, что у бобров много врагов,
которые часто разрушают хатку бобров?

24.

-Понравилось ли вам
произведение? Чем?
— К какому литературному
жанру это произведение
относится ?
— Докажите.
— Назовите основных героев
произведения.
-Какая мечта была у
маленького зайчика?
-Почему она появилась?

25.

•О ком это произведение?
•Почему зайчат называют
листопадничками?
•Кто их так называет?
•Где живут зайцы?
•Какие правила нужно соблюдать, гуляя в
лесу?
•Как вы думаете, можно ли брать домой
маленьких зайчат?
•Почему? Почему зайчонок побежал за
журавлями в теплые страны?
•Какие еще птицы улетают на юг?
•Почему? Как помочь птицам, которые
остаются на зиму у нас?
•Как животные готовятся к зиме?
•Как бобры строили свою плотину?
•Как бобры спасали Листопадничка?
•Как вы считаете, «Листопадничек» — это
сказка или рассказ?

26.

• Как вы думаете, почему автор
именно так закончил историю про
зайчика? Что он хотел сказать своим
читателям?
• Представьте себя в роли зайчика
Листопадничка и расскажите о своем
путешествии. Не забудьте передать
чувства и переживания, которые вы
испытали .

27. Собери пословицу из опавших листочков

а
дома
лучше
хорошо,
В гостях
Собери пословицу
из опавших листочков

28.

• Что писатель мог наблюдать в природе на самом
деле, а что подсказали ему воображение и
фантазия, когда он решил написать о
Листопадничке?

29.

30.

По выбору:
• с. 56 – 62 — разделить текст на
части и составить план.
• придумать продолжение
сказки. (пересказ от лица
зайчика

  • И снова в гости к сказке конкурсная программа
  • И не осталось никого рассказ
  • И снилось мне что мы как в сказке продолжи стихотворение
  • И не красива да счастлива как пишется не
  • И смешно и грустно как пишется